Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3, Социология
УДК 316.334.2
Становление человеческого капитала на современном этапе общественного развития
А
Арькова О.О.
Аспирант кафедры социологии Волгоградского государственного университета
Статья посвящена формированию человеческого капитала в современном обществе. Автор рассматривает основные составляющие человеческого капитала, анализирует влияние социальных институтов на его развитие. В статье представлены данные социологического исследования о состоянии человеческого капитала работающего населения Волгограда.
Ключевые слова: человеческий капитал, биологический человеческий капитал, культурный человеческий капитал, интеллектуальный человеческий капитал, социальный институт, социологическое исследование.
Сегодня роль человеческого капитала в социальном и экономическом развитии общества неоспорима. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития человеческий капитал оказывает большое влияние на производительность труда, качество продукции и услуг, на основные факторы устойчивого социально-экономического развития общества.
Целью исследования выступает изучение формирования человеческого капитала как явления, непрерывно подвергающегося процессам развития. Это предусматривает рассмотрение его как субъекта, который постоянно изменяется под внешним влиянием. Для решения поставленной задачи в исследовании рассматривается становление человеческого капитала в его динамике, оно проявляется во влиянии на него таких элементов социальной системы как социальные институты семьи, институты государственного управления и институты производственной сферы.
На основании анализа характеристик известных интерпретаций человеческого капитала мы представляем его как накопленный запас способностей, здоровья, культуры, знаний, умений, полученных через обучение, образование и практический опыт, реализованных по средствам сети социальных отношений, сформированных за счет инвестиций семьи, государства, организаций, и которые могут использоваться в социально-экономических целях, как для
170
повышения производительности на предприятии, заработка индивида, так и в целях поддержания социальной стабильности в обществе.
В рамках нашего исследования человеческий капитал будет представляться как совокупный человеческий капитал, состоящий из биологического человеческого капитала, культурного человеческого капитала, а так же интеллектуально-образовательного человеческого капитала. Данные аспекты представляют наибольший интерес, так как именно они в своей совокупности дают возможность управлять формированием человеческого капитала, делают его конкурентоспособным, стимулируют его рост и развитие.
Становление и дальнейшее формирование человеческого капитала, постоянное его совершенствование изначально зависит от биологического человеческого капитала, то есть от природных способностей индивида (задатки и склонности) и его здоровья (психофизиологические особенности), которые даются человеку от рождения.
На развитие природных способностей (стартовый человеческий капитал) значительное влияние оказывает семья, где носитель человеческого капитала проходит первичную социализацию. Организации, в которых индивид осуществляет свою профессиональную деятельность, также воздействуют на развитие биологического капитала по средствам дополнительного обучения, курсов повышения квалификации и т.д. Влияние оказывает и государство,
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
гражданином которого является носитель человеческого капитала, оно выражается в государственной социальной политике, направленной на социальное развитие, а именно развитие государственных и негосударственных образовательных учреждений, государственных и благотворительных программ по поддержке одаренной молодежи. Увеличение стартового капитала происходит за счет доступа к высококвалифицированным педагогам, эффективным учебным заведениям, возможности участвовать в международных конференциях и проходить стажировки в авторитетных научных центрах, а так же приобретать необходимые обучающие средства (книги, наглядные пособия, компьютеры, платные информационные ресурсы) [1, с. 74].
Семья, государство и организации так же должны развивать и совершенствовать стартовый человеческий капитал, в частности, его составной элемент - здоровье. Роль семьи - это улучшение жилищных условий, питания и профилактики заболеваний у своих детей. Государству принадлежит роль, улучшить медицинское обслуживание и сделать его доступным для всех слоев населения. Организации обязаны создавать наиболее комфортные и безопасные условия труда для рабочих на предприятии.
Следует отметить, что высокая культура и нравственность человека сегодня также необходима на производстве как квалификация и интеллект. Культурный человеческий капитал зарождается в семье, ведь именно в первичной ячейке закладываются его духовные качества личности, формируются морально-нравственные ценности, то есть нормы и правила поведения в обществе. Государственная политика и политика руководства предприятий так же должны возложить на себя обязанности по усовершенствованию культурного человеческого капитала.
Так как семья занимает одно из главных мест в развитии человеческого капитала, то интеллектуально-образовательный человеческий капитал основы для своего развития так же приобретает в семье. Именно в здесь формируется начальные образовательные навыки. Необходимо отметить в этой связи, что на формирование человеческого капитала значительное влияние оказывает уровень образования и здоровья родителей, а так же их возможность вкладывать средства в своих детей. В свою очередь, работодатели и государство несут не меньшую ответственность за накопление и развитие интеллектуально-образовательного человеческого капитала.
Для практического изучения совокупного человеческого капитала нами было проведено эмпирическое социологическое исследование («Формирование человеческого капитала в условиях современной России», май-август 2011 г.), в рамках которого приняли участие 250 работников различных предприятий Волгоградской области. Средний возраст опрошенных 42 года, из них 47,2 % мужчин и 52,8 % женщин.
Среднее техническое образование имеют 12,8 % опрошенных, среднее специальное - 14,0 % респондентов, а высшее образование имеют 73,2 % из опрошенных работников. По субъективной самооценке, свой доход как высокий определили 10,0 % опрошенных работников, к среднему классу отнесли себя 40,4 % опрошенных, а респондентов с низким уровнем достатка оказалось 49,6 %. При этом опрашиваемые работники практически в равных долях распределены в различных сферах производства, с целью охвата респондентов занятых в разных отраслях экономики. В сфере промышленного производства занято 35,6 %, работают в сфере услуг, торговли, коммунального хозяйства - 30,7 % опрошенных, 33,7 % опрошенных осуществляют свою трудовую деятельность в сфере строительства, транспорта и связи.
Главным в проведенном исследовании является анализ формирования совокупного человеческого капитала работающего населения в регионе. Цель такого подхода выражается в определении особенностей воспроизводства совокупного человеческого капитала.
Для определения значимости стартового или биологического капитала индивида в создании совокупного человеческого капитала было выявлено мнение респондентов о данной характеристике. 94,3 % опрошеных отметили, что на успех во всех сферах их жизнедеятельности - общественной, профессиональной, личной, - повлияло обладание ими хорошими природными способностями и физиологическим здоровьем.
В цели исследования входило так же определение способов накопления биологического человеческого капитала на современном этапе общественного развития на примере работающего населения Волгоградской области. Для этого были исследованы социальные факторы, которые определяют развитие и сохранность элементов биологического человеческого капитала: социализация в семье, социальная политика государства, а так же различные профилактические меры по сохранению здоровья со стороны работодателя. Анализ мнений респондентов показал, что природные способности определяется генетической наследственностью у 20,0 % опрошенных, а на состояние здоровья этот же фактор повлиял у 40,0 % респондентов. Меньше, чем 5-ая часть из всех опрошенных (18,9 %), считает, что воспитание в семье обусловило развитие его природных способностей, так же хорошее здоровье имеют только 23,6 % опрошенных благодаря социализации в семье.
Здесь необходимо отметить, что на первичных этапах формирования человеческого капитала индивида должно происходить накопление его биологического человеческого капитала именно за счет социализации в семье. Потому что первоначально индивид является только объектом в процессе становления человеческого капитала, так как ребенок
171
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
не обладает целенаправленностью и стремлениями к развитию своих природных способностей, которые в дальнейшем будут так или иначе использоваться в его профессиональной деятельности. Развитие этих качеств и способностей в указанный период является функцией исключительно семьи или любого другого первоначального окружения. Вместе с тем позднее, все еще являясь членом родительской семьи, ребенок одновременно становиться и субъектом формирования собственного человеческого капитала, поскольку уже самостоятельно и осознано осуществляет действия, способствующие развитию его природных особенностей. Однако как показали результаты исследования, в современных условиях семьи слишком мало инвестируют в человеческий капитал своих детей.
При наличии недостаточного инвестирования семьи в человеческий капитал детей этот пробел должен компенсироваться за счет государства, это ему принадлежит чрезвычайно важная роль в становлении человеческого капитала во всех странах мира вне зависимости от того, что это страны развитые или развивающиеся. Однако в результате исследования ни один из опрошенных не отметил, что развитию его природных способностей содействовало государство, наличие государственных инвестиций, способствующих сохранению здоровья, также не отметил ни один респондент. Данный факт ставит под сомнение эффективность социальной политики государства по развитию и социальной защите своих граждан. Так же в результате исследования открылось, что достаточно низкий процент (7,4 %) считающих, что развитие природных способностей работника осуществляют организации. Аналогично дело обстоит и с поддержанием здоровья трудящихся в организации: лишь 9,2 % опрошенных согласились с тем, что организация, в которой он работает, проводит какие-либо профилактические мероприятия по сохранению и улучшению здоровья своих работников. А самый значительный вклад в развитие стартового человеческого капитала и его элемента - природных способностей вносит сам непосредственный носитель данного ресурса (30,5 %). 36,4 % из опрошенных отметили, что они облают высоким уровнем здоровья благодаря личной активности по его сохранению (здоровый образ жизни и т.д.).
Результаты опроса показывают, что в Волгоградском регионе существуют достаточно слабые механизмы трансформации природных способностей и здоровья в человеческий капитал. То есть на уровне государственной власти и на уровне руководства предприятий, в частности, еще не ставятся конкретные задачи, направленные на развитие способностей и приумножение здоровья населения как на важнейший фактор социально-экономического роста и развития. Однако специалисты отмечают, что слабое и ухудшающее здоровье населения является
серьезным препятствием, которое затрудняет социальный доступ к профессии, карьере и успеху личности в целом [2, с. 37].
Следующим компонентом развития совокупного человеческого капитала является уровень развития его составляющей - культурного человеческого капитала.
В ходе исследования при изучении элементов культурного человеческого капитала возникла необходимость разграничения его на духовные качества и морально-нравственные ценности. Духовные качества как проявление культурного человеческого капитала индивида представляют собой базовые ценности и идеалы индивида, то есть нормы и правила, лежащие в основе обыденных инструментальных принципов, которыми руководствуется индивид в его повседневной жизни. Морально-нравственные ценности выступают как определенные нормы, которыми располагает индивид для осуществления конкретных действий, например, правила его профессионального поведения или мотивационные основы трудовой деятельности личности и стиль его поведения в среде коллег.
Для определения культурного человеческого капитала в совокупном человеческом капитале работающего населения был выявлен профиль ценностей и идеалов респондентов по степени важности их в профессиональной самореализации и личной жизни. Опрашиваемые (мужчины и женщины) наиболее значимой для себя ценностью назвали - любовь, как духовную и физическую близость с родными людьми. Сравнение полученных оценок о степени важности указаной ценности у мужчин и женщин показало практически одинаковые результаты. Из всех опрошенных мужчин всего 17,2 %, а среди женщин 13,6 % - определили для себя теплые отношения с близкими как главную ценность в жизни. Воспитанность и хорошие манеры, выделили как главную ценность для успешной профессиональной и личностной самореализации 20,0 % опрошенных мужчин и только 9,1 % из всех работающих женщин.
При определении морально-нравственных норм в профессиональной сфере, где индикаторами послужили исполнительность и дисциплинированность, оказалось, что это составляющая важна только для
10.7 % опрошенных мужчин и для 4,5 % женщин. Что касается чувства долга и ответственности, то данные ценности оценили как важные в трудовой деятельности, только 10 % опрошенных мужчин и
12.8 % опрошенных женщин. Не зависимо от пола и возраста основной жизненной ценностью 74,4 % женщин и 63,4 % мужчин назвали наличие комфортной обеспеченной жизни, то есть отсутствие каких-либо материальных затруднений. Мотив заработка является доминирующим у работников на исследуемых предприятиях Волгоградского региона независимо от их формы собственности и экономической
172
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Социология
успешности.
Следовательно, трудовое поведение обусловлено сознательными действиями работника направленными на экономический эффект, аспекты моральной сферы отходят на второй план среди всех мотивов работника. Профессионализм в таком случае определяется индивидуалистическими ориентациями, что ведет к низкому уровню коллективной ответственности за персонально выполняемую работу и работу предприятия, что не может положительно сказаться на работе организации в целом и достижении ее экономического развития.
Следующим элементом воспроизводства совокупного человеческого капитала выступает интеллектуально-образовательный капитал. Проведенные анализ сопряженности занимаемой должности и уровня образования показал, что респонденты, занимающие руководящие посты имеют в 98,0 % случаев высшее образование, специалисты и ИТР в 94,0 % случаев. Работники сферы обслуживания имеют в 58,0 % случаев высшее образование, а рабочих с высшим образованием насчиталось 28,0 %. Следовательно, улучшение индивидуального, карьерного и экономического роста работника связано с наличием у него высшего профессионального образования. Специалист с высшим профессиональным образованием занимает гораздо более высокое положение в общественной иерархии, они в большей степени удовлетворены своим положением в обществе и профессиональным статусом, чем лица без профессионального образования.
Подводя итоги, следует резюмировать, что совокупный человеческий капитал состоит из ряда основных взаимопроникающих частей - биологической, культурной и интеллектуально-образовательной.
Каждая из частей имеет способность самосовершенствоваться и накапливаться. Первоначальным условием развития всех форм человеческого капитала является аккумуляция инвестиционных источников, то есть наличие прямых и косвенных вложений в человека. Однако результаты исследования показали, что становление человеческого капитала на современном этапе общественного развития, в частности на примере Волгоградского региона, происходит за счет личной активности самих граждан, социальные институты в малой степени заняты наращиванием человеческого капитала, а это неуклонно приведет к потере трудовых ресурсов в обществе.
Литература:
1. Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социс. - 1998.
- № 9. - С. 72-77.
2. Фомин Э.А., Федорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования.
- 1999. - № 11. - С. 35-40.
Formation of the Human Capital in the Context of Recent Social Development
O. Ar ’kova
Volgograd State University
The paper deals with the formation of human capital in the modern society. The author considers the basic components of the human capital, and analyzes influence of social institutes on its development. The article presents data of sociological research, analysing the condition of the human capital of the working population of Volgograd.
Key words: human capital, biological human capital, cultural human capital, intellectual human capital, social institute, sociological research.
173