УДК 130.2
Л. В. Чеснокова
Становление буржуазного уюта и сферы приватности в европейской культуре XIX века
Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается феномен уюта, существующий во всех современных культурах как потребность человека в наличии своего, обустроенного по собственному вкусу пространства. Наибольшее значение уют приобретает в буржуазной культуре XIX века, предполагавшей дихотомию работы и отдыха, публичной и приватной сфер, мужской и женской деятельности. Согласно взглядам того времени, местом женщины был дом, где она должна была проводить свою жизнь в заботе о муже и детях. Счастливые семьи представлялись базисом для правильно устроенного стабильного общества. Трудовой этос буржуазии: прилежание, трудолюбие, честность, верность долгу - разрешал скромный отдых в кругу семьи. Возможность иметь собственное приватное пространство, дающее отдых от тревог и напряжений внешнего мира, постепенно распространялось на все более широкие круги населения развитых стран. Влияние буржуазного стиля жизни и буржуазных ценностей простирается вплоть до сегодняшнего времени, благодаря предлагаемым им возможностям индивидуального обустройства домашнего пространства по собственному вкусу. В настоящее время человек находится под постоянным прессингом требований профессиональной жизни. Поэтому не утратило своего значения разделение на публичную и приватную сферы. Постоянно ускоряющийся темп жизни, неуверенность в завтрашнем дне, социальное расслоение вызывают чувство постоянного напряжения, которому требуется компенсация. Усиливается значение семьи как гавани покоя и защиты от социально-экономических неурядиц. В этих условиях наличие у человека собственного уютного, закрытого от посторонних пространства по-прежнему представляется важным и актуальным.
Ключевые слова: уют, буржуазная культура, сфера приватного, Новое время, культура повседневности, индивидуализм, протестантская этика, домашний очаг, семейные ценности, гендерные роли.
L. V. Chesnokova
The Formation of Bourgeois Comfort and Privacy in the European Culture of the 19th Century
Omsk State Transport University, Omsk, Russia
Abstract. The article deals with the phenomenon of comfort, which exists in all modern cultures as a human need for having one's own, tastefully arranged space. Coziness gains the greatest importance in the bourgeois culture of the 19th century, which assumed the dichotomy of work and leisure, public and private spheres, and male and female activities. According to the views of that time, the place of the woman was the house where she was supposed to spend her life caring for her husband and children. Happy families were the basis for a properly organized, stable society. The labor ethos of the bourgeoisie: diligence, honesty, loyalty to duty allowed a modest rest with the family. The opportunity to have their own private space, which gave rest from anxieties and tensions of the outside world, was gradually spreading to ever wider circles of the population of developed countries. The influence of the bourgeois lifestyle and bourgeois values has extended right up to the present, thanks to the possibilities offered by it for the individual arrangement of the home space according to one's own taste. Currently, the person is under constant pressure of the requirements of professional life. Therefore, the division of everyday life into work and leaisure has not lost its significance. Constantly accelerating pace of
ЧЕСНОКОВА Леся Владимировна - кандидат философских наук, специалист Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск, Россия E-mail: [email protected]
CHESNOKOVA Lesya Vladimirovna - Cand. of Sc. (Philosophy), Employee, Omsk State Transport University, Omsk, Russia.
life, uncertainty about the future, social stratification cause a person to have a feeling of constant stress, which requires compensation. The importance of the family as a haven of peace and protection from socio-economic problems is growing. Under these conditions, the presence of a person's own cozy private space is still important and relevant.
Keywords: comfort, bourgeois culture, sphere of private, New time, culture of everyday life, individualism, Protestant ethics, home, family values, gender roles.
Введение
Феномен повседневной человеческой жизни все чаще становится предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: философии, культурологии, социологии и т.д. как важнейших составляющих жизненного мира человека. Интерес к субъекту, его индивидуальности, его внутреннему миру вышел на передний план в эпоху модерна, пришедшему на смену традиционному обществу, принеся с собой идеи свободы, разума и научного прогресса. По словам Ю. Хабермаса, «религиозная жизнь, государство и общество, равно как и наука, мораль и искусство, превращаются в модерне в соответствующие воплощения принципа субъективности» [1, c. 18].
Эта эпоха характеризуется ускорением темпа жизни, разделением публичного и приватного пространства, развитием капиталистических отношений, индустриализацией, урбанизацией, секуляризацией. Необходимость приспосабливаться к стремительно меняющемуся обществу вызывает потребность в огражденной от внешнего мира приватной сфере дома и семьи, отличительной характеристикой которой становится уют.
Уют является отражением человеческой индивидуальности, проявлением внутреннего мира, островком покоя в противоположность жизненной спешке. Это эмоциональное состояние соединяет в себе душевное благополучие и ощущение комфорта окружающего пространства. Уют неразрывно связан с такими феноменами, как индивидуализм, внутренний душевный мир, а также дихотомией приватное - публичное.
Он противопоставляется одиночеству и отчуждению, возникших в Новое время. Это чувство не коллективное, а индивидуальное. «Уютным местом будет то, которое соответствует физической и психической размерности человека как «частного лица», взятого независимо от тех или иных институций и корпораций» [2, c. 146-147]. Здесь человек укрыт от напряжений и хлопот внешнего мира, где он постоянно вынужден скрывать свои чувства, носить социальную маску.
Уют как результат развития буржуазного общества
Для лучшего понимания феномена уюта следует обратиться к истории этого явления, к его социальным и культурным связям. Стремление к уюту - это относительно новый феномен, получивший развитие в XIX веке и повлиявший на повседневную культуру среднего класса. В результате перехода от традиционного общества к буржуазному обществу модерна, массовой урбанизации и росту промышленного производства в европейских странах произошли существенные изменения: вместо традиционных сословий ведущим общественным классом становится буржуазия. Ее представителям были свойственны определенные нормы и ценности, а именно «высокая оценка индивидуальных достижений, образования и работы, тяга к рациональности, претензии на материальное вознаграждение, социальное признание и политическое влияние, стремление к самостоятельности, а также высокая ценность семьи» [3, c. 145].
В XIX веке буржуазия была прогрессивным социальным слоем, который стоит в прямой связи с культурой модерна. Вместо сословной принадлежности особую роль теперь играет индивидуализм, саморазвитие, ответственность за свою жизнь в противоположность сослов-но нормированным образцам поведения. Уют, возникший в буржуазном обществе, не только давал возможность восстановления сил после дневных трудов и забот, но и предоставлял возможность для среднего класса подчеркнуть свое отличие от других общественных слоев: пролетариата и аристократии.
С одной стороны, по отношению к рабочему классу возможность комфортного жизненного обустройства предполагала наличие определенных средств. С другой стороны, дворянской репрезентативности и строгому этикету были противопоставлены искренность и непринужденность. «Душевность и уют выступают здесь как буржуазные эмансипационные и оппозиционные термины, направленные против застывшей во внешних проявлениях и служащей репрезентативным целям культуре дворянства» [3, с. 156].
Уют представлял собой золотую середину между нуждой рабочего класса и бессмысленно расточительной роскошью аристократии. Поэтому он считался дозволительным и желанным даже с точки зрения протестантской этики. Он позволяет употребить собственное богатство не на мишуру демонстративных дворянских наслаждений, а с практической пользой для собственного дома и семьи. Уют предлагает морально дозволенное удовольствие от тихих домашних радостей. Благодаря уютному семейному очагу повседневная жизнь становится приятной и помогает восстановиться от трудов и забот. «Именно эта близость к труду делает комфорт «позволительным» с точки зрения протестантской этики; благоустройство, да, но такое, которое не отвлекает вас от вашего призвания, потому что для этого оно слишком аскетичное и скромное» [4, с. 75].
Протестантская этика выступала против излишеств наслаждения богатством, считая, что оно должно быть употреблено не на бессмысленное расточительство, а служить практической пользе. Поэтому разумное обустройство собственного дома, семейный комфорт относятся к числу этически дозволенных способов распоряжения своим имуществом у протестантов. «Мишурному блеску рыцарского великолепия с его весьма шаткой экономической основой и предпочтением сомнительной элегантности трезвой и простой жизни они противопоставляли в качестве идеала уют буржуазного «home» с его безупречной чистотой и солидностью» [5, с. 121].
Итак, уют был символом буржуазного стиля жизни, основываясь на таких ценностях, как душевность, искренность и развитие личности. Тем самым уют способствовал укреплению одного из важнейших феноменов буржуазного века: индивидуализма. Поскольку образ жизни теперь в меньшей степени зависел от социального происхождения, превращаясь в индивидуальный выбор, личность индивида и ее успехи находились в центре буржуазной системы ценностей.
Уют как ощущение приватности пространства
Для темы уюта особенное значение имеют общественные изменения, происходившие в XIX веке. Уют стоит в тесной связи с приватной жизнью и вызван пространственным, временным и поведенческим различением между миром семьи и миром профессии. Тем самым разделение приватной и публичной сфер в эпоху модерна является результатом развития современного государства и следствием индустриализации XIX века. С тех пор для многих профессиональных групп, от рабочих до конторских служащих, рабочий день протекал вне дома, в результате чего возникли такие понятия, как «свободное время», «выходной день».
В течение XIX века развивается буржуазная жилая культура, которая характеризуется простой и удобной обстановкой, скромной и гармоничной частной жизнью. Это находит свое отражение в домашней обстановке, в растущей дифференциации жилых помещений. Жилой стиль становится проще и функциональнее. Перегруженные деталями холодно-репрезентативные помещения аристократических салонов выходят из моды, и развивается приватный стиль жизни в «доме, милом доме», когда «повседневные нужды становятся приятными» [4, с. 74].
Постепенное увеличение находящейся в распоряжении жилой площади и количества комнат шло параллельно с растущей функциональной специализацией отдельных помещений и возможностью уединения для каждого члена семьи. Под уютом понимается не только материальный комфорт и бытовое удобство, но и домашняя атмосфера, которая вызывает особые чувства, предполагает отдых и укромность.
Пространство уюта как защита от тревог внешнего мира
Теперь в новой обстановке дома выражалась потребность в интимности, нежелание человека быть наблюдаемым и выставленным на всеобщее обозрение. Так, собственный дом становится символом отгороженного от чужих глаз индивидуального бытия.
Приватная сфера делала возможным естественно-спонтанное поведение и представляла собой противоположность общественной сфере, в которой собственная личность осознанно и преднамеренно выставлялась на всеобщее обозрение. Внешний вид индивида и его поведение, включающее в себя постоянный контроль над эмоциями, имели большое значение для его принятия в социуме и требовали постоянной инсценировки. Происходит жесткая регламентация всех сторон общественной жизни, усложняются правила поведения: застольных манер, одежды, приличных для разговора тем, времени и повода для визитов. «Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека «респектабельным», т.е. уважаемым и полноправным членом общества» [6].
Тем сильнее становится потребность в отдушине, в своем приватном пространстве, где человека принимают таким, каков он есть на самом деле. Жесткой и бесчувственной реальности противопоставлялся мир домашней гармонии. Уют предлагал защитное пространство в быстро меняющемся обществе. Стремительные перемены XIX века: индустриализация, убыстряющийся темп жизни, урбанизация, социальное расслоение - вызывали у человека чувство постоянного напряжения, которому требовалась компенсация. Происходит идеализация искреннего неформального общения в кругу семьи как противоположности, переполненного конфликтами, стрессами и борьбой за выживание капиталистического общества.
Тендерный компонент уюта
В эту эпоху усиливается поляризация половых ролей. Новая претензия на власть у мужской части буржуазии касается также таких социальных подсистем, как брак и семья, которые традиционно относятся к сфере компетенции женщины. В то время как женщина отвечает за сферу приватного, мужчина берет на себя публичную сферу, продуктивную деятельность. Статус буржуа касался в первую очередь мужчин, а женщины были исключены из активного участия в общественной и политической жизни (например, из образования, профессиональной деятельности вне дома, политики и т. д.).
Это разделение между мужским и женским мирами получило нравственно-религиозное обоснование, поскольку внешний мир с его безжалостной конкуренцией воспринимался как опасный и аморальный. Мужчина, принимавший активное участие в конкурентной борьбе, мог сохранить себя только при наличии мирного домашнего очага, хранительницами которого выступали женщины. Дом становится местом отдыха и покоя для мужчины, отвечавшего за материальное благосостояние семьи. «Его мужественность базировалась на способности обеспечить зависящих от него домочадцев; женственность его жены и дочерей покоились на их способности быть слабыми и опекаемыми» [7, с. 74]. Считалось, что женская личность была бы разрушена, если бы ей пришлось вступить в мир профессиональных занятий с его безжалостной конкуренцией и борьбой за выживание.
Модерну были присущи ярко выраженные культурные и ценностные установки. Семья в XIX веке с его ярко выраженным культом приватности стала значительно более закрытым социальным институтом, чем раньше. Согласно взглядам того времени, единственным местом женщины был дом, где она должна была проводить свою жизнь в заботе о муже и детях. Счастливые семьи представлялись базисом для правильного общества. «Получила распространение идея о природной женской пассивности и покорности, вера в то, что домашняя сфера «природна» для женщин и что барьер между полами - это единственно возможная основа социальной гармонии» [7, с. 84]. Даже если этот идеал не всегда и не во всех социальных слоях воплощался в жизнь, он оказывал сильное воздействие на общественное мнение.
Буржуазный стиль жизни был немыслим без прислуги, которая была символом буржуазной обеспеченности и респектабельности, подтверждая принадлежность семьи к приличному обществу. Она «освобождала хозяйку от тяжелого физического труда и оставляла ей возможность выполнения организаторской и репрезентационной функции в хозяйстве» [8, с. 14].
Семейные ритуалы уюта
В буржуазную эпоху семья превращается в обитель уюта. Усиление значения для человека того времени закрытого от чужих людей домашнего очага проявилась в переходе из публичного в приватное пространство таких событий, как Рождество или Пасха. Они становятся важными домашними праздниками, собирающими всех членов семьи. Богослужение в церкви и другие традиции отошли на второй план перед семейной встречей, проводимой дома.
Временем уюта и приватности также становятся выходные дни, когда человек может отдохнуть от трудовой деятельности и вынужденного общения с чужими людьми. Выходные воспринимаются как «время для отдыха, когда отсутствует внешнее принуждение. Воскресенье - это день для семьи, для традиционного воскресного обеда, кофе и пирожных, а также обязательной воскресной прогулки» [9, с. 58]. Также и ритуал питья кофе перемещается из публичного в приватное пространство и теперь часто ассоциируется с семейным уютом. Кофе изначально было общественным напитком, который подавался в кофейнях, сопровождая собой разговоры о событиях в области литературы и политики. Однако в XIX веке наслаждение кофе претерпело решающие изменения: он вместо «символа общественной жизни, активности, деловитости превратился в атрибут семейной жизни и домашнего уюта» [3, с. 154].
Произошла демократизация этого напитка, ставшего доступным среднему классу. «Буржуазия стремилась подражать дворянству и переняла культурный образец питья кофе» [10, с. 155]. Тем самым, если раньше наслаждение кофе в XVIII веке могли позволить себе лишь аристократические высшие слои и ему была присуща репрезентативная функция, демонстрация собственного статуса в салоне, то у буржуазии питье кофе превращается в приватное занятие в уютном семейном кругу. Изначально элитарный жизненный стиль стал доступен для более широких слоев населения в развитых странах.
Заключение
Таким образом, уют получает широкое распространение в европейской культуре XIX века, когда в результате процессов массовой индустриализации и урбанизации происходит разделение жизненных сфер на работу и отдых, публичное и приватное пространство. Эпоха модерна открыла ценность малой буржуазной семьи с ее культом интимности и эмоциональности как убежище от тревог и напряжения внешнего мира.
Возникнув в Новое время, феномен уюта и сферы приватности оказали важное влияние на формирование европейских ценностей. Стиль жизни Нового времени, предполагающий наличие защищенного от тревог и невзгод внешнего мира уютного домашнего пространства, сохраняет свое влияние и на сегодняшний день. В обществе, уставшем от бесконечных кризисов и потрясений, человек тянется к уюту родного очага семейной жизни, теплоте общения с родными и близкими.
Литература
1. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. - М.: Весь Мир, 2008. - 416 с.
2. Лишаев С.А. Уютное место (феномен уюта в эстетике пространства) // Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 4. Т. 2. - С. 144-153.
3. Schmidt-Lauber B. Gemütlichkeit: eine kulturwissenschaftliche Annäeherung. - Frankfurt: Campus, 2003. - 257 s.
4. Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. -264 с.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Макс Вебер. Избранное. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 656 c.
6. Колесникова Т.С. Европейская повседневная культура 19 века // Аналитика культурологии. - 2010. - № 2 URL: http://cyberleninka.rU/article/n/evropeyskaya-povsednevnaya-kultura-19-veka (дата обращения: 03.02.2019)
7. Hall C. The Sweet Delights of Home // A History of Private Life. Vol. IV. From the Fires of Revolution to the Great War (ed. by M. Perrot, P. Aries, G. Duby). - Cambridge: Belknap Press, 1990. - Pp. 47-94.
8. Frevert U., Haupt H.-G. Der Mensch des 19. Jahrhunderts // Der Mensch des 19. Jahrhunderts (hrsg. von U. Frevert, H.-G. Haupt). - Essen: Magnus, 2004. - S. 9-18.
9. Чеснокова Л.В. Концепты немецкой культуры. - Ногинск: Аналитика Родис, 2017. - 432 с.
10. Hirschfelder G. Europäische Esskultur. Geschichte der Ernährung von der Steinzeit bis heute. Frankfurt: Campus Verlag, 2005. - 328 s.
References
1. Habermas YU. Filosofskij diskurs o moderne. Dvenadcat' lekcij. - M.: Ves' Mir, 2008. - 416 s.
2. Lishaev S.A. Uyutnoe mesto (fenomen uyuta v ehstetike prostranstva) // Vestnik Leningradskogo gos. universiteta im. A.S. Pushkina. - 2010. - № 4. T. 2. - S. 144-153.
3. Schmidt-Lauber B. Gemütlichkeit: eine kulturwissenschaftliche Annäeherung. - Frankfurt: Campus, 2003. - 257 s.
4. Moretti F. Burzhua: mezhdu istoriej i literaturoj. - M.: Izd-vo Instituta Gajdara, 2014. - 264 s.
5. Veber M. Protestantskaya ehtika i duh kapitalizma // Maks Veber. Izbrannoe. - M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2013. - 656 c.
6. Kolesnikova T.S. Evropejskaya povsednevnaya kul'tura 19 veka // Analitika kul'turologii. - 2010. -№ 2 URL: http://cyberleninka.ru/article/n7evropeyskaya-povsednevnaya-kultura-19-veka (data obrashcheniya: 03.02.2019)
7. Hall C. The Sweet Delights of Home // A History of Private Life. Vol. IV. From the Fires of Revolution to the Great War (ed. by M. Perrot, P. Aries, G. Duby). - Cambridge: Belknap Press, 1990. - Pp. 47-94.
8. Frevert U., Haupt H.-G. Der Mensch des 19. Jahrhunderts // Der Mensch des 19. Jahrhunderts (hrsg. von U. Frevert, H.-G. Haupt). - Essen: Magnus, 2004. - S. 9-18.
9. CHesnokova L.V. Koncepty nemeckoj kul'tury. - Noginsk: Analitika Rodis, 2017. - 432 s.
10. Hirschfelder G. Europäische Esskultur. Geschichte der Ernährung von der Steinzeit bis heute. Frankfurt: Campus Verlag, 2005. - 328 s.
^SMir^Sr