Научная статья на тему 'Становление будущих звезд исполнительского искусства'

Становление будущих звезд исполнительского искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC EDUCATION OF AN AVERAGE AND THE TOP MANAGEMENT / GENERATION OF THE RUSSIAN MUSICIANS BEGINNING PROFESSIONAL CAREER / PERFORMING ACTIVITY OF THE GRADUATE / REPORTING CONCERT / STATE CERTIFICATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ЗВЕНА / ПОКОЛЕНИЕ НАЧИНАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ РОССИЙСКИХ МУЗЫКАНТОВ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редько Анатолий Максимович

Тема статьи раскрывается через призму отчетного концерта и государственной аттестации как основного раздела исполнительской деятельности выпускников ПМК, ПКПГИК 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FUTURE STARS OF PERFORMING ART

The subject of article reveals through a prism of a reporting concert and the state certification as main section of performing activity of graduates-2018 of PMK, PKPGIK.

Текст научной работы на тему «Становление будущих звезд исполнительского искусства»

Section 3. Education in the field of Arts

Redko Anatoly Makcimovich, associate professor, candidate of pedagogical sciences, master of Business Administration (MBA) in the industry of culture and art FGBOU VO «The Perm state institute of culture». Russia

E-mail: Redko61@mail.ru

FORMATION FUTURE STARS OF PERFORMING ART

Abstract: The subject of article reveals through a prism of a reporting concert and the state certification as main section of performing activity of graduates-2018 of PMK, PKPGIK.

Keywords: music education of an average and the top management, generation of the Russian musicians beginning professional career, performing activity of the graduate, reporting concert, the state certification.

Редько Анатолий Максимович, доцент, кандидат педагогических наук, Master of Business Administration (MBA) в индустрии культуры и искусства ФГБОУ ВО ПКПГИК E-mail: Redko61@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ЗВЕЗД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Аннотация: Тема статьи раскрывается через призму отчетного концерта и государственной аттестации как основного раздела исполнительской деятельности выпускников ПМК, ПКПГИК 2018.

Ключевые слова: музыкальное образование среднего и высшего звена, поколение начинающих профессиональную карьеру российских музыкантов, исполнительская деятельность выпускника, отчетный концерт, государственная аттестация.

В преддверии 95-летнего и 45-летнего юбиле- отчетные концерты фортепианного, вокального,

ев со дня оснований учебных учреждений средне- хорового отделений и об этом нисколько не жа-

го звена /2019/ и высшего звена /2020/ мне по- лею. В статье, безусловно, поделюсь профессио-

счастливилось посетить состоявшиеся накануне нальным анализом по поводу услышанного с точ-

ки зрения специалиста-профессионала, долгое время проработавшего с творческими детьми тем более имея за плечами специальное образование по данным специальностям.

Макютгрст к» ПД|П)И 11*уио1Ч" •{и» 1ТЛОУ ЧЬ}'** "<И му ММ1МН4Й ин УД»*

11 мая 19.00

Концерт 1ип\ткшщи фортспилп ют отделения

ЮЛИИ БАЖУТИНОЙ

кисс ЗРК 14» Людмилы Юрьевны 1хмиееол

1>(М]»гр|Ш|1 И(

Ыиршши« 71

Фото 1. Афиша Сольный концерт Юлии Бажутиной (класс преподавателя: заслуженного работника культуры России Л. Ю. Беляевой) /см.: фото1/ в концертном зале заполненное публикой показал, что нужно еще много заниматься над техническим, художественным исполнением. Ошибалась, останавливалась, начинала снова с этого места, т.е. проявлялись технические погрешности. Сырая программа, которую постоянно обыгрывать не раз на слушателях, и чем больше она это будет делать на слушателей, тем лучше, при этом, сама анализировать недочеты и исправлять ошибки естественно с педагогом.

Прогон аттестационной программы выявил также слабое психологическое ее состояние, а именно выдерживать отделенческое выступле-

ние. Над ним ей нужно еще много над собой работать. Нам хотелось дать совет, безусловно, помощь со стороны музыкального психолога в корректировке ее комфортного состояния в смысле психики. На наш взгляд, еще на стадии вступительных экзаменов важно учитывать при этом какому типу личности соответствует исполнительница и как педагог сумеет раскрыть «Я» исполнителя, а сама она должна много читать о композиторах, о произведениях, об эпохах.

Меня интересовала, проявление харизмы в контрольном прогоне и сильна ли она у пианистки. Разные произведения (прелюдия и фуга соль-диез минор ХТК, II т., соната № 3, 1 часть, этюд № 2, соч.2, соната-элегия, прелюдия си-минор, соч.23), отсюда иные способы прикосновения к музыкальному звуку, учитывая при этом стилистические особенности (И. С. Бах, Л. Бетховен, С. С. Прокофьев, Н. Я. Метнер, С. В. Рахманинов), поэтому изучаемые предметы («История зарубежной музыки», «История русской музыки», «История советской музыки», «Сольфеджио», «Гармония») важны для понимания той музыки, которую исполняешь.

На государственном экзамене от ее выступления чувствовался флюидные порывы творческого вдохновения, требующего полного погружения слушателей в фортепианную музыку, среди них был и автор статьи.

Из разговора с ней выяснилось, что в семье мама музыкант, а младшая сестра заканчивает ДМШ, кстати, стипендиат Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» имени И. Н. Вороновой (2017). Приходилось мне заниматься на инструменте в колледже, т.к. младшая сестра дома на инструменте, но видно было, не смотря на трудности и неудобства целеустремленная, нацеленная, напористая, упорная пианистка нацелена на продолжение музыкального образования (студентка НГК имени М. И. Глинки).

Шесть выпускающих пианистов (классы преподавателей: М. Э. Сона, Ю. М. Смирновой,

Н. Ф. Митрофановой, Н. И. Шамариной, Е. Л. Се-ребровой) юноша и пять девушек - это показатель малочисленного штучного как говорят выпуска, но востребованность выпускников высока. Набор четыре года назад был небольшой, но часто выпускники учебных учреждений начального звена этим образованием ограничиваются. Продолжением по данной специальности их не стимулирует. Профессия не дает хорошего материального заработка в плане обеспечения своей собственной семейной жизни. Не смотря на материальные, трудности все же поступают в консерватории, все нарасхват, всех стараются брать на малоденежную, малообеспеченную работу, т.к. катастрофически концертмейстеров не хватает.

Среди девушек был переросток: Вячеслав Кокаровцев/33 года/ (класс преподавателя: М. Э. Сона). Закончил подросток как обычно по требованию родителей ДМШ, но, тем не менее, получил высшее образование не связанной с музыкой специальности. Продолжительное время работал по данной специальности, вроде бы работа есть и все у него складывалось хорошо. Получал стабильный заработок. Проходит определенный промежуток времени, и ни с того ни сего снова потянуло его сесть к инструменту, вспомнить ностальгические годы учебы и так увлекся, что поступил. Программа (И. С. Бах, И. Гайдн, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов). Любительское исполнение, практики концертного выступления у него нет, чем меньше сидит в зале, тем лучше для пианиста, т.е. комфортно для него, поэтому сделали только для членов аттестационной комиссии (председатель: профессор кафедры фортепиано ПГПУ Н. А. Егошин).

Стоило ли брать у него заявление четыре года назад? Зачислять на фортепианное отделение, славившее своими традициями? Или не было наплыва абитуриентов, а просто так взяли для численности? Что он мужчина, а пианистов мужского пола не было на тот период времени? Стоило в таком возрасте браться за инструмент? Ради бога, пожа-

луйста, играй, но для себя, никто не запрещает. Но получить диплом, для чего но, а что дальше? Просто было интересно поговорить с этим парнем, может этим образованием себя ограничит и не пойдет дальше, тем более что по специальности он вряд ли будет работать. Концертмейстером? Преподавателем музыки в образовательной или в музыкальной школе? Вряд ли. Видимо он сам в своей жизни ответит на часть вопросов, жизнь сама заставит его ответить на данные вопросы, тем самым может поставить крест на музыкальном образовании, профессиональной дальнейшей его пианистической деятельности.

Кроме Юлии Бажутиной неплохое впечатление произвела игра Анастасии Летеминой (класс преподавателя: Н. Ф. Митрофановой) в Венгерской рапсодии № 11 Ф. Листа. Правда, хотелось больше кульминации, проявления харизматичности, своего «Я». В целом программа отличалось цельностью, кроме этого произведения прозвучали: прелюдия и фуга ми минор. ХТК, I т. И. С. Баха, соната № 11, 1 часть Л. Бетховена, Паруса К. Дебюсси, этюд ре минор, соч. 52. Кстати, она и Мария Мордвинова (класс преподавателя: доцента ПГПУ Н. И. Шама-риной) удостоились право прокатать программу на публике, в форме отчетного концерта. Программа последней исполнительницы включало: И. С. Бах Прелюдия и фуга ми мажор ХТК II т., Л. Бетховен Соната № 16, I часть, Ф. Лист Этюд «Шум леса, С. В. Рахманинов Этюд-картина ре минор, соч. 33, С. С. Прокофьев Соната № 1, соч.1. В целом неплохо, больше хотелось обратить внимание на будущее на художественную сторону программы, т.к. если будут поступать в консерватории, то бить именно надо будет на исполнительство. Правда вмешалась погода, не соответствующая естественным климатическим условиям летнего месяца. В зале было безумно жутко холодно, что естественно создавало не комфортные условия для пианистических рук (согревали рукавицами и варежками). Сложно приходилось играть технические части, когда пальцы мерзли. Но в таком положении находились про-

фессиональные музыканты (позвольте называть так дипломированных специалистов исполнительских отделений), которые из любых сложных ситуаций находили компромиссное решение из непредсказуемой природы. «У природы нет плохой погоды. Каждая погода - благодать. Дождь ли, снег, любое время года надо благодарно принимать...» - поется в известной песни А. Петрова из к/ф «Служебный роман», но, тем не менее, внешние катаклизмы не помешали, не испортили праздника молодости и красоты.

. МИНИСТЕГСТЮ КУЛЬТУГЫ

1ч ч i ий< кой et л h рации

ц|т№> WUK^HHMJI»

мал

КОКОННЫЙ ЗАЛ

faim -imp ■ 18

/ Зк^н^ниэт раютц*а ^тщы Pl.

меедуо идо нафедий опи*цгыагп фцгатио IfnfMHyi

fcJft, S-* Srt® /

.'•т&РПШ i tîJLI ^гаПиВД «РШ I I 1 ттщям

виктория К Л

Енатерм

Наталья МОШКАРОВА

НАЧАЛО В 19.011

гачдаг l*Jgnw iWW ЯП

фЫйШ . ,4 V .' JLI 14 Г i V-ЙЗГ. Vf ГХ -HMétofMtfwfVV ¿VjhMVVM S 4 l-J

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Фото 2. Афиша Концерт класса заслуженного работника культуры России, заведующей кафедрой специального фортепиано, профессора Л. И. Дробышевой-Раз-умовской (см.: фото2).

Лауреат Международных конкурсов, обладатель стипендии «Молодые дарования России» Виктория Калинина; лауреат Международных конкурсов Екатерина Васева. Партия второго

фортепиано: лауреат Международных конкурсов, доцент Н. Мошкарова. Отделенческие концертные выступления (Д. Д. Шостакович, И. Гайдн или Л. Бетховен, Ф. Лист или С. В. Рахманинов, Ф. Мендельсон и Э. Григ Концерт для фортепиано с оркестром g-moII, ор. 25, а-то11, ор. 16 (переложение для двух фортепиано). И здесь я еще раз повторюсь, на наш взгляд, безусловно, важно, каким типам личности соответствовали исполнительницы. Обращает внимание на нюанс прелюдия и фуга из ХТК 1 и 2 тома И. С. Баха, которыми обычно открывают концертное выступление, был напрасно почему-то заменен на прелюдию и фугу Д. Д. Шостаковича проще в технически виртуозном плане. Правда и здесь мы увидели технические погрешности особенно в фуге, где в переплетении голосов умело проводить основную тему и важно не запутаться в многоголосии. Фугу всегда сложно играть с выученным назубок текстом, а тут ошибались, запутались, происходили сбои в техническом плане. Это всегда считается каверзным произведением. Умение выйти победителем из этого сплетения полифоничности тем. Сильнее в этом плане выглядела Екатерина Васева. Если профессор-педагог показывает двух своих учениц, то в программах должны избегать идентичных произведений в разноплановых программах одного и того же композитора причем из того же опуса (концертные программы открывались Д. Шостаковичем, одно плановыми прелюдиями и фугами g-moII, в^иг, ор. 87). Две разные выпускницы, две разнообразные программы, подобранные, выверенные по определенным параметрам. Что касается исполнительства двух популярных в контексте частого исполнения на концертных площадках концертов для фортепиано с оркестром Ф. Мендельсона и Э. Грига, хотелось сказать, больше развития, больше кульминации, больше трепетности, порыва, взволнованности. Умение солиста начинать из ничего-то порыв, играть волнами, соревновательность инструмента с оркестровыми партиями, доведения

до кульминации, перекрывание партии симфонического оркестра, правда, в интерпретации второго фортепиано. Пусть это даже скрадывает, но все равно исполнительница представлять, чувствовать нутром, что она исполняет с оркестром. Если бы они играли с оркестром, они бы по музы-кански лучше себя показали. Некий толчок вперед их встрепенул и окрылил, безусловно, сразу, если они бы услышали звучание симфонического оркестра. Но у нас нет такой возможности показывать часть инструментального концерта с оркестром. Приходиться довольствоваться вторым инструментом, изображающее оркестровое звучание. Мне больше импонировала Екатерина Васева. По моему мнению, опытного музыканта я отношу именно себя, (позволяет мое образование, многолетняя работа по специальности, много слушаю, анализирую), в консерваториях уральского региона ее бы больше раскрыли в плане развития творческого таланта, но должна сильно выявляться в процессе игры харизматичность, свое «Я». Я думаю, что те технические и художественные огрехи, оплошности, недочеты были подсказаны педагогом и устранены и я не сомневался, показав тем самым, на что они способно талантливы. Показали обе исполнительницы в ипостаси концертмейстеров (на отчетном концерте кафедры хорового дирижирования), аккомпанируя вокальному ансамблю, (руководитель: заслуженный работник культуры России, доцент кафедры Г. В. Облин-дер), с программой: А. Овчинников, сл. Н. Кон-чаловской «При дороге ивы»; «Песенка кавалергарда» из к/ф «Звезда пленительного счастья» И. Шварца, сл. Б. Окуджавы. Правда, репертуарчик можно было подобрать в выигрышном плане в контексте художественного исполнения, которое было, к сожалению слабого качества в мастерстве. Это о второй, что касается первой (на вечере фортепианной музыки. Играют студенты класса доцента кафедры специального фортепиано М. А. Окуневич /см.: фото3), аккомпанируя студенту Костареву Р. (виолончель) с программой:

Соната для виолончели и фортепиано ми-минор, 1 часть И. Брамса. Позиционировав на сценической площадке, тем самым заявили о себе и в концертмейстерском искусстве.

; МНННСТЕРСГЮ КУЛЬГУРЫ Film ий(.:кон оилнга! 1ии

мая

ШОННЫИ ЗАЛ

,*fL Гисты <3вп|а< 1S

cjtd-J шфыфы смцымга gcfcnuie

слуйенпы спвдчинэт fcpipiHW щ нафгда ЧШСтрща пр|НЩ1 я сувим). nciFfHiim Иеримга гэвдргамют ■жпп^ч н^при

НАЧАЛО В 13 00 ВХОД СВОБОДНЫМ

шкшмооны.

Нщтм.ммам

Фото 3. Афиша

Программа выстроена была по нарастающему принципу (начинали маленькие, закончили взрослые исполнители), поэтому номера, на которых хотелось обратить внимание были в кульминация вечера (дипломант Всероссийского конкурса, обладатель Бронзовой медали Дельфийских игр. (Владивосток-2018), учащиеся Владислав Михайлов; лауреат Международного конкурса, студент Сергей Буслов). Представляет интерес, что Владислав Михайлов презентовал в двух ипостасях пианиста и композитора (премьера трех романсов из вокального цикла на стихи Е. Баратынского). Выступление в качестве концертмейстера с Э. Харитоновым. Впечатление от первого прослушивания показалось сыровато, еще не совершенно в плане композиторского мастерства. Тут, безус-

ловно, не один раз прослушать, переосмыслить, сделать анализ теории музыки начинающего композитора в плане музыкальной формы, проанализировать, как текст поэтических стихотворений ложится на фортепианную партию, использовал ли все возможности инструмента для тончайшей передачи поэзии великого поэта XIX века.

Своим профессиональным ухом услышал технические погрешности. Мне показалось, что певцу просто не удобные ходы в плане вокального исполнения. Сам певец не прочувствовал содержание стихов поэта. Если судить по первому опусу проявилась фортепианная сторона цикличности. Претензии к аккомпанементу, развитие тесно связанное с содержанием. Фортепианный аккомпанемент и содержание стихотворных текстов Е. Баратынского. Концертмейстер и вокалист. Все должно быть взаимосвязано. Сложности, трудности с которым он столкнулся, тут получилось, что начинающий композитор обращал внимание на аккомпанемент и меньше на особенности вокального голоса. Конечно, пока сложно говорить о таланте композитора в нем. Тут нужно в этой области пахать, совершенствоваться на композиторском отделении консерватории.

Как сольные исполнители, Владислав Михайлов художественно преподнес Ф. Шопена Скерцо № 1, а Сергей Буслов Этюд ре диез минор и концертный этюд «Мазепа» А. Скрябина и Ф. Листа - шедевров пианистического. Харизматично, оба имеют свое «Я», средний профессиональный уровень. Правда, у одного харизматичность меньше, у другого харизматика больше. Первому не хватало сценической свободы, раскрепощенности, самоотдачи, подчеркивая тем самым слушателям, что произведение ему нравиться, его любимое, показывая, что наслаждается, отдавать музыке всего себя и посылать энергетику на слушательскую аудиторию. Отвечая на энергетические импульсы, зрители ответят на них. У другого исполнительского мастерства, которое постоянно развивать на протяжении творческой карьеры музыканта.

Каждый день к инструменту, заниматься, начинать все заново, учиться, посещать мастер-классы лучших педагогов на сегодняшний день фортепианного искусства, набираться опыта, тем самым постоянно совершенствовать мастерство исполнительского пианизма, как постоянно говорит юным исполнителям Д. Л. Мацуев. Я бы к этому высказыванию добавил, что читать о композиторах, о произведениях которых исполняешь, ходить в театры, на концерты, фестивали, слушать много музыки в исполнении мировых исполнителей в Интернете, всесторонне развивать способности. Находиться в жестком временном графике и все можно успевать делать.

Фото 4. Афиша В Органном зале Пермской краевой филармонии состоялся концерт-посвящение «Повинуясь Музыке Души...» (см.: фото 4.) памяти

заслуженного работника культуры России, старейшего педагога специального фортепиано ПМК Маргариты Сергеевны Антроповой (см.: фото5), подготовленный силами педагогов и учащихся фортепианного отделения ПМК.

Фото 5. М. С. Антропова Учитель с большой буквы, человек принципиальных жизненных и музыкантских позиций, М. С. Антропова вписала в историю пермского фортепианного исполнительства свою неповторимую страницу, создав, без преувеличения сказать, «школу Антроповой».

В концерте приняли участие музыканты г. Перми, г. Москвы и других городов России: коллеги, выпускники разных лет, а также юные таланты - воспитанники ее учеников.

Абсолютно все исполнители и большинство слушателей - близкие ей люди: коллеги, соратники, ученики, ученики ее учеников, друзья, единомышленники по работе, по ее интересам. Наверное, поэтому атмосфера концерта была по-особенному камерной и трепетной. Светлые, очень теплые воспоминания прозвучали со сце-

ны, а также с экрана, на котором проецировались видео поздравления, в которых прослеживалась важная для любого музыканта линия - преемственность поколений в избранной профессии, профессии, которая стала для нее единственно возможным образом жизни.

Отделение «Вокальное искусство» показало разнообразные своеобразные по-своему концертные номера (хор, сольные исполнители, дуэты, квартеты, ансамбли), а финальным аккордом совместное исполнением оперной сценой (Ж. Бизе марш и хор из последнего акта оперы «Кармен) хорами отделения и музыкальной школы ПГИК. Дирижер: доцент О. Л. Лифанова. Вырядили артистов детского хора в красные накидки, мальчики верхом на игрушечных конях изображали всадников с саблями на сцене. Детский хор расположился на ступенях сценического подиума, раскованно, показывая и изображая жестами происходящее на сцене действо. Все это мило, но это можно было сказать с натяжкой, (но это было спорно и вызывает дискуссию), представляло театрализацию, а тем более театральность оперного номера с сюжетным действием.

В «Ступени мастерства» приняли участие учащиеся старших курсов. Основной секрет успеха это хорошие учителя. Основная проблема молодым певцам не хватает самодисциплины. Считаю это фундаментальный принцип. Недостаточно сегодня хорошо петь. Совсем скоро для любого начинающего певца становится понятным для поддержания собственных вокальных данных нужно постоянное самосовершенствование, разучивание новых партий, участие в новых постановках, поэтому считаю, нужна усидчивость.

Вокальные ансамбли были показаны совместителем И. Г. Ямшановой (администрация не продлила трудовой договор). Скажу сразу, ансамбли менее всего понравились, работа педагога не чувствовалось. Не было чувства партнера, т.к. когда поешь один это одно, когда в дуэте (Иван Терехин и Тимофей Бузмаков с произведением

В. Шебалина, на слова М. Лермонтова «Гусар») тут свои тонкости мастерства, которые, придут с практикой и со сценическим опытом.

Здесь не идет речь именно о высоком исполнительском мастерстве. Есть такое понятие как чувство общности, когда находясь на сцене с другими исполнителями чувствуешь единение с ними, не конкурируешь, не соперничаешь, а просто наслаждаешься моментом.

В плане вокальной подготовленности импонировали ученики последних двух педагогов Р. А. Юдиной и заслуженного работника культуры России Л. М. Сырвачевой (Елена Церего-родцева; Виктория Мелконян; Семен Малагин; Илья Еговцев; Эдуард Харитонов). Репертуар сольный (С. В. Рахманинов, слова Т. Шевченко в переводе А. Плещеева «Полюбила я на печаль свою.»; Г. Форе, слова Р. Бюссина «Пробуждение»; П. И. Чайковский Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»; р.н.п. в обработке А. Балашова «Кабы Волга-матушка.»; Ж. Массне, слова Л. Галле «Элегия), репертуар ансамблевый (П. И. Чайковский квартет из оперы «Евгений Онегин»; С. Танеев, слова А. Майкова «О чем в тиши ночей») соответствовал вокальным возможностям повраслевших уже исполнителей и перешедших на очередную ступеньку возрастного ценза для раскрытия новых граней в плане художественности.

Правда вокальные произведения П. И. Чайковского сложно петь в силу передачи слушателям глубину психологичности и философичности героев и поэтому еще трудно раскрыть сложность музыки. Романсы композитора - это театральные сюжеты за определенный временной отрезок, маленький спектакль, который нужно сыграть и не просто сыграть, а пережить и выплеснуть свои эмоции переживания в слушательский зал и, тем самым передать художественный образ, заложенный в данном вокальном драматургически сюжетном произведении. Так, например, Савва Цубко с романсом на слова А. Мея «Хотел бы в единое слово...».

В плане бережного отношения к вокальному голосу как к инструменту импонировал Тимофей Бузмаков (класс преподавателя: А. В. Круч) с произведением Г. Перселл «Музыка». Тем не менее, не хватало ему смелости, уверенности, робость, боязнь, стеснение показать со сцены во всей красе и полноте свой красивый от природы от Бога великолепный тембральный голос, который нужно постоянно развивать, над ним работать. В запасе еще учебный год в колледже. Теноровый голос впоследствии может развиваться как контртенор, но это уже в годы учебы в консерватории, зависит, какому педагогу он попадет, и как профессионально будет развиваться его голос.

Понравились Сергей Чипиженко, с произведением В. Поплянова слова М. Цветаевой «Да здравствует черный туз...»; Петр Ренцов, с произведением Н. А. Римский-Корсаков Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»; Никита Зуев с произведением Г. Генделя Ария Калеба из оратории «Иисус Навин». Но это общее впечатление, но тут надо постоянно тренаж над техникой и исполнительским мастерством, умение держаться и подавать себя на сцене и многие премудрости сложной профессии под прицелом знающих и разбирающихся в тонкостях вокального искусства педагогов.

Хор отделения «Вокальное искусство» (дирижер: доцент О. Л. Лифанова) представил три вокальных номера среди них два разнохарактерных по стилистике оперный номер и спиричуэл: Ш. Гуно Ave verum»; Вступление и пролог из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно; Спиричуэл «Скоро я буду с Богом.» (переложение для смешанного хора У Доусона). Неплохо по вокальному звуку, по художественному исполнительству (старинный танец в исполнении двух пар из хора оживило вступление к опере «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно).

Виктория Мелконян своим бархатистым, льющимся вокальным голосом, это и понятно, она из Армении, а там эта поющая нация. Просто

было наслаждение восхищаться ее талантом, слушать до бесконечности ее природой и Богом наделенную вокальными возможностями в плане техники владения голосовым аппаратом и в плане художественного впечатления. Да были ошибки, были недочеты, шероховатости, много над чем работать, но была проявлена ярко своя харизма, а это важно у начинающей творческий путь певицы. Хотелось пожелать ей, чтоб она не останавливалась в креативном развитии, постоянно совершенствовала мастерство (студентка ПКПГИК.).

Илья Еговцев (тенор), обладающим красивым в тембральном отношении голосом. Понимал, о чем пел, что исполнял, свое «Я» художественным отношением к текстам, осознанность пения, сценическая двухминутная подготовленность к каждому исполняемому произведению в контексте сценического действа, а затем обращение концертмейстеру и он уже в образе создающий и переносящий слушателям, а они ответили ему взаимностью. Художественная цельность всей программы была продемонстрирована отличной профессиональной школой облученности певца.

Прилично на уровне подготовленного певца показал себя Сергей Чипиженко (баритон-бас) (класс преподавателя: О. Г. Лийка). Высокий, артистичный, приятной внешности, с красивым, тембрально бархатистым вокальным голосом, погрузившийся сразу в образы. Правда концертный костюм на нем был великоват, на размер больше и поэтому на сцене ему это мешало в исполнении концертной программы. Не все было идеально исполнено, много было погрешностей и в технической стороне и в художественном исполнительстве. В разговоре с ним оказался приятным собеседником, на кое-какие моменты подсказал обратить внимание, у него активная мама, что их помыслы нацелены в г. Санкт-Петербург, ГК имени Н. А. Римского-Корсакова, куда успешно поступил и, безусловно, мы этому рады.

24 мая 18:30

Сольный концерт

выпускника отделения "Вокальное искусство"

Эдуарда Харитонова

класс преподавателя ЗРК РФ Людмилы Михайловны Сырвачевой

В программе:

произйедения русских и зарубежных клмпозиторои Пирши фортепиано: Галина Нелюйина

концертный зва, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нх[]д пгогнзлн

Екотррннищ-кяя, 71

201«

Фото 6. Афиша На сольный концерт Эдуарда Харитонова (класс преподавателя: заслуженного работника культуры России Л. М. Сырвачевой) /см.: фото6,7,8/ я шел с большим трепетом, волнением, надеждой. Сможет ли он психологически, физически, технически, художественно осилить сольную программу? Но мои сомнения тут, же растворились. После вводного вступления ведущей о творческом пути (перечисление в Международных фестивалях, конкурсах, концертах) начинающего артиста на сцену вышел высокий, артистичный, приятной внешности, погрузившийся сразу в образы, уверенно исполнив выстроенную по стилям сложную программу из произведений зарубежных, русских композиторов ХУП-ХХ вв. (Г. Гендель, В. А. Моцарт, Д. Верди, Ф. Шуберт, Ж. Массне, А. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович) на разных (немецком, французском, итальянском, русском) языках. Партия фортепиано: Г. А. Нелюбина.

Фото 7. II Межрегиональный вокальный конкурс детей и юношества «CantabNe» (Пермь, 2017) /Гран-при/. V Международный многожанровый конкурс имени А. Немтина (Пермь, 2017) /Диплом и звание Лауреата I степени

Концерт был разбавлен сольным и ансамблевым выступлением начинающих свой вокально-творческий путь исполнителей обучающихся в ПХШМ класса того же педагога. Останавливаться на анализе выступлений мы не будем т.к. пока не имеет смысла у них все еще впереди, но мы уверенно можно сказать, что их судьба связанна будет с классической музыкой. Хотелось обратить внимание на предельно заезженный репертуар (дуэт мальчиков исполнил «Горные вершины» А. Варламова на стихи М. Ю. Лермонтова).

Вокальное произведение «Элегия» Ж. Масс-не исполнено было на французском языке. Хотелось обратить ваше внимание, что язык французов неудобен для вокального исполнения. В не певучем произношении заключается и в этом трудность, что плохо ложится на вокальную музыку. Это камень преткновения и для профессиональных певцов, не говоря уже о начинающих

Фото 8. N Международный конкурс молодых 20-летних вокалистов . Блестящее владение и уме-оперных певцов Ларисы Рудаковой (Москва,

ние соединить с вокалом, то мастерство, которое 2018) /I место и два спецприза: за лучшее г г

исполнение арии зарубежного композитора приходит только с профессиональным опытом.

и романса русского композитора Непонятное, вялое, такое ощущение, что каша во

рту, пока он мямлит произношение иностранного текста (французский язык для него пока труден) чтобы понятно было слушателям. Это произведение было исполнено на отчетном концерте и на аттестационном экзамене, безусловно, подпортило общее впечатление. Все недочеты выползли наружу. Но если он будет постоянно совершенствовать французский язык, то в будущем этот вокальный шедевр обязательно покориться ему.

Постоянно тренироваться на артикуляционных упражнениях для театральных актеров как тренаж перед концертными выступлениями, которых в его биографии будет предостаточно. Все придет с практическим опытом. Эдуард в этом плане постоянно и много читает, владеет прекрасно музыкальным инструментом фортепиано.

В художественном плане мне понравился представленный вокальный цикл Д. Д. Шостаковича в его исполнении, не трафаретно, не дежурно, как обычно говорят в таких случаях, а театрально обыграл, применив свои актерские способности, тем самым мастерски передал содержание памфлета о той атмосферы 20-х г. XX в. Юмористические, гротесковые сценки, пародия высмеивающие явления, особенности характерные для жизни той эпохи.

Впереди у него годовая служба в армии в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени Б. Александрова и подготовительные курсы в МГК имени П. И. Чайковского.

Учащихся младших курсов представили творческие работы: Софокл «Антигона», П. Коэльо «Алхимик» (П. Коэльо (Бразилия) писал «Алхимика» как отражение собственного духовного опыта, но, по иронии судьбы, ещё и предсказал в этой книге свой будущий успех. Путь Сантьяго: до того, как заняться литературой, он вполне успешно писал и продавал тексты песен, но затем отправился в путешествие по Пути Святого Иакова (El Camino del Santiago), переосмыслил свою жизнь и решил стать писателем) по спецпредмету «Художественное слово» (совместитель, старший

преподаватель кафедры режиссуры и сценической речи ПГИК). Мне посчастливилось посмотреть работу первого курса «Алхимик» П. Коэльо.

Было заманчиво посмотреть, как театральный режиссер представил этот жанр, классическую прозу, роман бразильского писателя, ставший мировым бестселлером (1988) безусловно сократив художественное чтение, наполовину. Воспроизведение произведения получилось в форме своего рода художественной читки. Преподаватель в начале учебного года распределил текст между учащимися одной группы, которые выучили его наизусть, (память у них прекрасная) используя актерские способности. Вначале это все делалось в классе, а итогом всей этой кропотливой работы явился творческий продукт на сценическом пространстве в конце учебного года. На сцене не было никаких декораций. Не предусмотрено было не театральности, не театрализации. Пустая сцена, ничего не должно было отвлекать зрителей от перипетии романа по замыслу режиссера, посредине сцениума только стул, на который поочередно садился тот или иной учащиеся. Исполнители были одеты в концертную форму, никакого намека на одежду героев романа в помине не было только одно художественное слово и жесты, которые помогали исполнителям делать основные акценты в воспроизведении самого текста, тем самым доносить до слушателей, собравшихся в концертном зале. Читать текст в различных голосовых регистрах, включая музыкальные напевы показывая свой тембр красивого голоса в процессе текстового произношения. Конечно, здесь надо было учитывать, что ребята занимались учебный год и то, что их способности актерского мастерства находятся на ранней стадии (здесь нужно учитывать тот факт, что они поступали не на актерское отделение). Тем не менее, основы театральной, актерской практики, полученные на младших курсах необходимо для будущей специальности «Вокальное искусство». «Антигону» Софокла, работу второго курса (ребята занимались второй учебный год и то, что их

способности актерского мастерства находились на уровне развития) я не смотрел, но могу предположить, что было в этом же художественном плане сделано и вынесено на суд зрителя.

Фото 9. Афиша 17 выпускников хорового отделения показали творческие дебюты на хоре «Kama cantabile» (руководители хорового класса: Л. А. Юркова, Н. Б. Николаева); концертмейстеры: М. Сон, Г. Торгони (см.: фото9). Из выпускавшихся импонировали Юрий Лучников (класс преподавателя: Д. А. Батина) с программой: Ю. Фалик «Хабанера» из цикла «Поэзы Игоря Северянина; Ф. Пуленк кантата «Stabat mater» 1 часть. Сергей Тарутин (класс преподавателя: Л. А. Юрковой) с программой: Н. Сидельников Кондак и икос «Из канона покаянного»; П. Чайковский Гимн из оперы «Орлеанская дева» (солисты: Ю. Грызлина, К. Третьяков, студент ПКПГИК В. Печенкин). Из разговора с ними прояснилось о дальнейшей перспективе, что они уже четыре года работали хормейстерами у Д. А. Батина - ху-

дожественного руководителя концертного хора ПХШМ, являясь его выпускниками. Юрий Лучников как призер олимпиады, зачислен без вступительных экзаменов в НГК имени М. И. Глинки по результатам регионального конкурса хоровых дирижеров (г. Нижний Новгород. 2018). Просматривая зачисление 2018 г. в выше перечисленную консерваторию из восьми зачисленных на хоровое отделение, четверо пермяков, что отрадно.

Концертная программа хора была перенасыщена (34 хоровых номеров) для вокальных голосов. К концу второго отделения хористы осипли, устали, несмотря на большой перерыв, они уже не пели, подкрякивали, позиционно пели в низкой позиции, не дотягивали до верхних нот, плавали по нотам и не справлялись со сложными хоровыми партиями. Красивых, тембральных вокальных голосов особенно в женских не было. Не было осмысленности в художественном исполнении, да закончилось поздно, а затем надо было пройти государственный экзамен, пусть даже в два дня, безусловно, у артистов учебного хора получилось большая вокальная нагрузка для голосов. Не понятно, что поют, о чем поют. Я имею в виду вторые произведения под аккомпанемент фортепианного сопровождения. Здесь мы услышали масштабные хоровые полотна, пусть даже отдельные части, но тем не менее: В. А. Моцарт Месса-бревис (дирижер: Г. Р. Ким); Ф. Пуленк кантата «Засуха» (дирижеры: М. А. Соловьев, М. А. Аксенова); А. Дворжак «Te Deum (дирижер: Е. С. Калугина); Д. Верди Requiem (дирижер: К. П. Юркова); Д. Россини «Stabat Mater» (дирижер: А. Н. Лихачева); П. И. Чайковский кантата «Москва» (дирижер: П. С. Егоров); П. И. Чайковский хор народа из оперы «Опричник» (дирижер: Е. А. Рагозин); Ю. Буцко кантата «Свадебные песни» (дирижеры: М. И. Иванова, В. А. Гладун); Г. Свиридов кантата «Курские песни» (дирижер: Ю. А. Чалова); Г. Галынин оратория «Девушка и смерть» (дирижер: Е. И. Каменских); Р. Щедрин «Маленькая кантата из оперы «Не только любовь» (дирижер: В. В. Черданцева,

студентка НГК имени М. И. Глинки). В основном дирижировали, при этом отмахивая схему, путая ее, что было довольно часто. Не было вокальных жестов, не было певучести в дирижерских руках, непонятно что показывали, или обращение к инструменту, или к солистам, или к хору, заблудившись на ровном месте, не было подчинения взглядами дирижеров к исполнителям своих исполняемых произведений, но не было самого главного осмысленного дирижирования. Махали, махали, так и поступили, затем продолжили схематичность на младших, старших курсах и так дошли до выпускного, ничего не получив путного в дирижерском образовании. Промахать, конечно, просто, особенно на учебном хоре, а что будет на практической жизни, где они уже вкусят пуд соли и увидят воочию, что представляет собой дирижерская профессия изнутри, и самая главное мало оплачиваемая и требующая многих умений, физических, организационных способностей, дальше и так понятно, останавливаться детально не буду, это и так понятно. . .. . .

77 Фото10. Афиша.

Фото11.М. Глинка «Славься» из оперы «Жизнь за царя. Исполняют все участники концерта. Органный концертный зал Пермской филармонии (ОКЗ)

Д. А. Батин позиционировал себя не только в качестве педагога (дирижеры: Ю. А. Лучников, К. П. Юркова как призер олимпиады зачисленная без вступительных экзаменов в НГК имени М. И. Глинки по результатам регионального конкурса хоровых дирижеров (г. Нижний Новгород. 2018), но и в качестве композитора исполняемое учебным коллективом вокально-хоровое произведение на слова А. Архипова «Крыши Перми» из вокального цикла «Песенки о Перми (дирижер: Г. Р. Ким). Г. Р. Ким поступил в консерваторию Пермского региона и продолжил образование у того же педагога Л. А. Юрковой. Наше мнение на этот счет скорее отрицательное, чем положительное. Как дирижер по исполнительству относится к середнячку со средними данными, мало музыкальности, руками просто водит и все. Учиться 8 лет у одного педагога при условии, если это мастер хорового искусства, который развивает творческую личность. К сожалению, нет профессионалов в регионе, у которых можно постигать профессиональное мастерство.

Художественное впечатление отчетного концерта (см.: фото10,11) в целом неплохое, это отмечали как раз ветераны учебного учреждения и приглашенные гости. «Яркий, впечатляющий,

грандиозный, очень качественный, выстроенный, продуманный...». Концерт составлен из лучших номеров, прозвучавших на отчетных концертах отделений, но автор этих строк не любитель сборных концертов, предпочитал отделенческие и часть номеров слышал ранее, поэтому пусть фрагменное представление у меня есть. Мероприятие прошло на профессиональном исполнительском уровне. Заметим без ложной скромности, что действительно получился хорошим. Все исполнители и коллективы показали творческий рост своего мастерства, тем самым подтверждая лишний раз, что не зря присуждают начинающим исполнительскую карьеру звание дипломанта, лауреата Международного конкурса. Почти все номера концертной программы я слышал ранее, поэтому общее впечатление неплохое. Продолжать работать, каждый день к станку. Прозвучали теплые слова благодарности от заместителя министра культуры Пермского края (М. В. Илюхина), ответная речь директора Пермского музыкального колледжа, кандидата искусствоведения (А. С. Жарова). Появилась возможность осуществить профессиональную съемку (киностудия «Новый курс» г. Пермь) /директор: В. Б. Соколов/.

Список литературы:

1. Официальный сайт ПМК. Электронный режим доступа: URL: http://permmc.ru/

2. Официальный сайт ПКПГИК. Электронный режим доступа: URL: http://psiac.ru/

3. Официальный сайт НГК имени М. И. Глинки. Электронный режим доступа: URL: http://nnovcons. ru/files/priem2018_priikaz_01_29.07.2018.pdf

4. Официальный сайт Санкт-Петербургской ГК имени Н. А. Римского-Корсакова. Электронный режим доступа: URL: http://www.conservatory.ru/education/abiturientam

5. Канал «Культура. ВГТРК. Новости культуры. Эфир от 11.09.2018. Знаменитый тенор Хосе Карре-рас в Москве. Электронный режим доступа: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/288406/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.