Научная статья на тему 'Становление благотворительной помощи в Англии в средние века'

Становление благотворительной помощи в Англии в средние века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2818
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / ИСТОРИЯ ПОПЕЧЕНИЯ НЕИМУЩИХ В АНГЛИИ / HISTORY OF CHARITY ORGANIZATION IN MIDDLE AGES / THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL SUPPORT / THE HISTORY OF SOCIAL CARE IN ENGLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельников Д. А.

В статье анализируется становление форм социальной помощи и поддержки нуждающихся в Англии в период Средневековья и вплоть до XVII века. Показано как постепенно формы благотворительной помощи инситуциализировались в рамках деятельности церковных организаций, а затем трансформировались в общественные формы помощи, регулируемые государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF CHARITY ORGANIZATION ASSISTANCE IN MIDDLE AGES

The article analyzes the emergence of forms of social assistance and support to those in need in England during the Middle Ages until the XVII century. Shown how charity as part of the activity of church organizations has been gradually institutionalized, and then transformed into public forms of social assistance, regulated by the state

Текст научной работы на тему «Становление благотворительной помощи в Англии в средние века»

УДК 37.012.1

СТАНОВЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ В АНГЛИИ

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Д.А. Мельников

В статье анализируется становление форм социальной помощи и поддержки нуждающихся в Англии в период Средневековья и вплоть до XVII века. Показано как постепенно формы благотворительной помощи инситуциализировались в рамках деятельности церковных организаций, а затем трансформировались в общественные формы помощи, регулируемые государством

Ключевые слова: история благотворительности в средние века, институционализация социальной помощи, история попечения неимущих в Англии

В средневековой Англии, как и других европейских странах, забота о бедных была обязанностью церкви. Подать милостыню нищим, слепым или хромым было религиозным долгом и средством спасения от божественной кары после смерти. И поскольку основным мотивом для раздачи милостыни был забота о спасение собственной души, донора обычно мало заботило состояние человека, который эту милостыню получал. Однако, начиная с четырнадцатого века, власть провела некоторые различия между двумя классами нуждающихся: трудоспособными бедными, которые могли бы зарабатывать себе на жизнь, и беспомощными, которые не могли работать (к их числу отнесли слепых, калек, стариков, тяжело больных, маленьких детей и беременных женщин). На попечение бедных церковь выделяла от одной четверти до одной трети десятины и общих пожертвований, собранных от прихожан [Friedlander W., Apte R., 1974].

Традиционно в средневековой Европе помощь обездоленным распределялась священником прихода с помощью церковных старост и диаконов. В тринадцатом и четырнадцатом веках, религиозные ордена и церковные учреждения освободили приходские церкви от большей части обязанностей по попечению нуждающихся. В пятнадцатом веке более тысячи монастырей, больниц и аббатств предоставляли кров, одежду, пищу и милостыня для бедных и странствующих нищих. Многие учреждения поддерживались за счет пожертвований на благотворительные цели, сделанные членами королевского дома и представителями аристократии. Несмотря на то, что традицией в Англии стала ежедневная раздача пищи и распределения продуктов у монастырских ворот, а бездомные могли получить кров монастыре, на изменение социальных условий жизни бедных это оказывало мало влияния.

Хотя церковь и была основным благотворительным институтом в этот период, с

Мельников Дмитрий Алексеевич - МШУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: kafppmospi@mail.ru

двенадцатого по пятнадцатый век ее деятельность в этой сфере дополняли различные виды помощи, предоставляемые

профессиональными гильдиями. Ремесленные и купеческие гильдии, крестьянские братства и общественные или церковные гильдии создавались, прежде всего, для взаимной поддержки и организации взаимопомощи в рамках профессиональной взаимопомщи и товарищества. Сначала гильдии поддерживали больных и нуждающихся из числа своих членов, а также их вдов и детей-сирот, но позднее они начинают организовывать благотворительные мероприятия для бедных городских слоев в целом. В частности, в периоды засухи и голода, они распределяли ячмень и кукурузу среди бедных, кормили их в определенные праздничные дни и предлагали бесплатный кров для бедных странников.

Король и парламент в Англии до четырнадцатого века благотворительной деятельностью церкви и гильдий не интересовались. В феодальной системе забота о том, чтобы крепостные и их семьи были сыты и одеты, была делом господина, а уход за старыми больными был обязанностью его леди. С уходом феодализма и зарождением нового капиталистического порядка, который освободил крестьян и дал им возможность заниматься сельскохозяйственным трудом на заработную плату, король и его вассалы столкнулись с проблемой, которая состояла в том, как поддерживать порядок среди рабочих и предотвратить бродяжничество и преступность. Освобождение от крепостной зависимости дало работникам и их семьям возможность менять место проживание и бродить по стране в поисках лучшей доли. Но эта свобода же и лишила их безопасности и стабильности, существовавшей раньше. В периоды высокой безработицы, в периоды болезни, в старости или инвалидности, работники были вынуждены идти просить милостыню. Например, в начале промышленной революции ткацкое и столярное производство открывало некоторые возможности получить работу, и это способствовало миграции крестьян, но на мануфактуры нанимались в первую на

очередь местные рабочие. Летом работники мигрировали из одной части страны в другую для того, чтобы заработать во время сбора урожая. Солдаты, возвращаясь с войны во Франции, зачастую предпочитали остаться жить в городах, а не возвращаться к тяжелой, низкооплачиваемой крестьянской работе и зависимости от землевладельца. Такое развитие социальных процессов увеличивало опасность бедности [Friedlander W., Apte R., 1974].

Первый закон о бедных в Англии появился в результате национальной катастрофы [de Schweinitz, 1947]. В 1348 году эпидемия чумы ("Черной смерти"), завезенная из Леванта на торговых судах, на которых было множество инфицированных крыс, убила за два года две трети английского населения. Это привело к острой нехватке рабочей силы в сельском хозяйстве и резко подняло зарплаты крестьян [Rodgers B., 1966]. По настоянию дворянства, король Эдуард III издал в 1349 г. статут о рабочих. Он распорядился, чтобы

трудоспособные подданные без средств существования должны были поступать на работу к любому мастеру готовому их нанять, и запретил им покидать приход. Гражданам не разрешалось подавать милостыню

трудоспособным нищим. Статут для рабочих стал первым из последовавших за ним множества законов, заложивших основы для развития светского государства, в котором светская власть заменила церковную в делах гражданского общества. Он был разработан с целью предотвратить бродяжничество и попрошайничество и заставить сельских работников остаться на земле. Нищим и бродяг в случае его нарушения грозили жестокие наказания, полагавшиеся за его нарушение, такие, например, как заковывание в колодки, удары плетью, отрезание ушей и носа, ссылка на галеры или виселица. Под влиянием развития мануфактур и роста промышленного

производства шерсти постепенно все более выгодным для землевладельцев делом по сравнению с выращиванием зерновых становилось овцеводство, и пропашные земли превращались в пастбища. Для выпаса овец было необходимо лишь небольшое количество пастухов, и это привело к резкому сокращению работы для крестьян. Большое количество сельских рабочих оказалось без заработка. Крестьяне и члены их семей пополнили ряды безработных, в которых кроме них было много бывших солдат и матросов, которые также не могли найти работу.

Первые конструктивные меры, принятые правительством для помощи бедным был закон Генриха VIII от 1531 года. Он устанавливал положение согласно которому мэры и мировые судьи должны были изучать обращения нетрудоспособных, престарелых и нищих,

которые получали поддержку от прихода. Для того, чтобы получать помощь они должны были зарегистрироваться и получить лицензию просить подаяние в данном районе. Этот закон стал началом признания общественной ответственности за благосостояние бедных, но закон по-прежнему имел карательный характер и угрожал жестокими наказаниями другим нищим и бродягам, занимавшихся попрошайничеством без разрешения.

Реформация принесла Англии фундаментальные изменения в системе благотворительной деятельности и помощи бедным. Одним из последствий реформации стала секуляризация монастырских приютов и больниц, которые были основным источник помощи обездоленным. Влияние гильдий в благотворительной помощи сошло на нет в пятнадцатом веке. Другие благотворительные институции, предоставлявшие помощь

нуждающимся группам населения, тоже сворачивали свою деятельность. С конфискацией Генрихом VIII имущества церкви стало необходимым организовать попечение

нуждающихся иными способами. Статут, принятый в 1536 году создал первый план государственной помощи бедным под эгидой правительства Англии. Он постановил, что нищие могли быть зарегистрированы в своих приходах только после того, как они прожили не менее трех лет в данном графстве. Приход должен был поддерживать «бессильных бедных» за счет сбора добровольных пожертвований от прихожан церкви. Трудоспособные нищие были обязаны работать, а их неработающие дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет, должны были быть отняты у родителей и отданы в ученичество. В 1562 году был издан Статут Ремесленников, который регулировал

заработную плату и продолжительность рабочего дня подмастерьев, а систему ученичества в целом в целях повышения мастерства

ремесленников. Он устанавливал наказание принудительными работами для бродяг и

попрошаек, а безработных нищих в возрасте от двенадцати и шестьдесят лет заставлял

наниматься в качестве слуг. Тем не менее, добровольных пожертвований оказалось

недостаточно для поддержки бедных слоев населения. Их ряды были разрослись после конфискации имущества церкви за счет на монахов и монахинь, а также тысяч семей, живших в монастырских приютах или

работавших при нем. В связи с сокращением рабочих мест и роста цен на продовольствие, бродяжничество и попрошайничество резко увеличилось. В 1563 году парламент был

вынужден принять принудительные меры для финансирования приходской помощи бедным. Каждый домовладелец по закону был обязан делать еженедельный, рассчитанный на основе

его доходов и имущества [Friedlander W., Apte R., 1974].

В 1572 году королева Елизавета

подписала закон, принятый парламентом, согласно которому вводился общий налог на финансирование помощи бедным и учреждалась должность попечителя, который должен были управлять помощью бедным слоям населения согласно новому закону. Статут 1572 года окончательно символизировал признание ответственности правительства за оказание помощи людям, которые не могли поддерживать себя самостоятельной. В 1576 году создаются "исправительные дома", в которых

трудоспособные бедные, особенно молодые люди, должны были принудительно работать. Для этих целей для домов выделялись материалы (шерсть, конопля, лен, железо) для

производственной деятельности.

Статут 1597 года утвердил состав попечительских советов, в задачу которых входила организация благотворительной

помощи. В него должны были входить церковные старосты и четыре достойных домовладельца, которых назначал мировой судья. Для нетрудосопособных бедных создавались богадельни, где могли получить кров и еду старики, слепые, калеки и т.д. , т.е. те люди, чьи увечья и физические возможности не позволяли работать. Этот же статут устанавливал взаимную ответственность родителей и детей за содержание друг друга в детстве и старости.

Рубежной вехой для развития институтов социального попечения в Англии, по мнению многих исследователей [см, например, Фирсов, 2004; Лифинцев, 2005; Целых, 2006; Шарин, 2011; Friedlander, 1962 и 1974], стал Закон о бедных 1601 года. Этот закон в англоязычной литературе также часто фигурирует под названием "43-й закон Елизаветы". Он кодифицировал все предыдущее

законодательства в области помощи нуждающимся. Он стал, по сути, первым социальным кодексом в мире. Его единственным нововведением стало законодательное закрепление ответственности семьи за поддержку прародителей (бабушек и дедушек), а также родителей, проживающих отдельно, если они в этом нуждались

Закон 1601 года представлял собой окончательную форму законодательного регулирования положения нуждающихся и формы помощи им. Как отмечает De Schweinitz [1947], спустя три поколения (...после начала реформ благотворительной помощи) в Англии, где общественное мнение было озабочено необходимостью принятия мер помощи бедным слоям населения в период политических, религиозных и экономических потрясений и реформ, наконец-то сложилась система государственных действий по защите

нуждающихся. Закон подтвердил

ответственность прихода - местной общины - за поддержку обездоленных, которых не могли содержать их родственники. Ответственность церковного прихода по отношению к обездоленным ограничивалась только кругом лиц, которые родились на его территории или проживали в округе не менее трех лет. Положение о цензе постоянного проживания или длительного жительства на территории общины как правового условия для предоставления попечения стал одним из наиболее важных критериев для получения государственной помощи и остался, по сути, до настоящего времени жизненно важным вопросом в организации социальной помощи.

Закон о бедных 1601 года не позволял человеку зарегистрироваться в качестве нуждающегося в благотворительной помощи, если его могли поддержать родственники, муж или жена, родители или собственные дети. Принцип родственной ответственности или семейных обязательств означал, что основную ответственность за поддержку нуждающихся должны нести родственники, а также то, что государственные органы благотворительной помощи имеют право предоставлять поддержку, только в том случае, если собственная семья нуждающихся не имеет возможности их поддерживать. Такая постановка вопроса об ответственности семьи до сих пор сохраняется в качестве серьезной проблемы в организации социальной помощи. Закон 16021 года различал три класса бедных [Friedlander W., Apte R., 1974]:

(1) трудоспособные бедные именовались «здоровыми нищими» и их принуждали работать в исправительном или работном доме. Гражданам было запрещено давать им милостыню. Нищие, прибывавшие из других приходов должны были быть возвращены в то место, где они в последний раз проживали в течение года. Нищий, или "доблестный бродяга", который отказывался работать в исправительном доме, должен был закован в колодки или посажен в тюрьму.

(2) беспомощные бедные - люди, не имевшие физических возможностей работать: больные, старики, слепые, глухонемые, хромые, безумные и матери с маленькими детьми. Они должны были размещаться в богадельнях, где они должны были помогать вести хозяйство в пределах своих возможностей. Если беспомощный нищий имел место жительства, и была возможность поддерживать его на дому (что было значительно дешевле), попечительская комиссия могла им назначить "помощь с улицы" - обычно это была "натуральная помощь" в виде доставки им домой еды, одежды и дров.

(3) зависимые дети - сироты, подкидыши, дети, оставленные родителями или дети, чьи родители были настолько бедны, что не

могли содержать их. Эти дети должны были размещаться в общине и любой гражданин, который был к этому готов, мог взять их к себе в дом бесплатно. Если таких "свободных домов" в наличии не было, ребенок должен был отдан за самую низкую цену. Дети восьми лет и старше, способные делать некоторую домашнюю работу или работать помощником отдавались в учение горожанам и ремесленникам. Мальчиков обучали ремеслу хозяина, и они должны были служить у него до тех пор, пока им не исполнится двадцать четыре года. Девушки выполняли роль домашней прислуги и оставались «в людях» до двадцати одного года или до замужества.

Попечительские комиссии регулировали выполнение закона о бедных на территории прихода. Они назначались, как мы уже упоминали выше, мировыми судьями или магистратом. Их функция была принять обращение об оказании помощи от бедного человек, изучить его условия жизни и решить, имеет ли он право на получение помощи. Попечители решали вопрос о том, должны ли заявитель и его семья быть помещены в работный дом или богадельню, могут быть "отданы в люди" или же должны получать помощь на дому. Как правило, под богадельни и работные дома отдавали старые неиспользуемые здания. В работных домах заключенных заставляли выполнять тяжелую работу под руководством суперинтенданта, назначенного комиссией попечителей благотворительности. Кроме того, попечители должны были собирать и учитывать пожертвования для бедных налога, определяя их размер исходя оценки стоимости земли и дома прихожанина, а также традиционную десятину со всего населения прихода. Налог на помощь бедным был основным источником финансирования поддержки обездоленных [Лифинцев, 2004].

Кроме этого налога, фонды помощи могли пополняться за счет частных пожертвований и завещанного имущества, а также за счет поступления штрафов за нарушение определенных статутов.

Закон 1601 года на 300 лет определил структуру общественной помощи нуждающимся, осуществляемую в рамках ответственности правительства Великобритании. Он установил принцип, согласно которому местная община-приход должны организовывать и финансировать благотворительную помощь для своих жителей и обеспечивать средствами к существованию и поддержкой

нетрудоспособных граждан и детей, а также заботиться о работе для трудоспособных. Закон сохранял все особенности, свойственные ранней стадии развития системы социальной поддержки и содержал множество репрессивных мер по отношению к нищими, демонстрировал общее презрение к обездоленным людям, но в тоже время, он возлагал на общественные институты и обязательства по помощи людям, которые не могут себя обеспечивать. Основные положения закона о бедных были позднее включены в законы американских колоний и остаются даже сейчас важным элементом в концепции

государственной социальной политики и объектом общественных дискуссий в области социального законодательства.

Литература

1. Лифинцев Д.В. Теория и практика социальной работы в США. Калининград, Изд-во КГУ, 2004. - 311 с.

2. Фирсов М.В. История социальной работы. -М.: Академический проект, 2004. - 607с.

3. Целых М. П. Становление социальной работы

и профессионального образования социальных

работников в США: историко-педагогический аспект : историко-педагогический аспект : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 Ростов н/Д, 2006. - 350 с

4. Шарин В.И. История социальной работы. М.: Дашков и К., 2011. - 368 с.

5. Friedlander W. Individualism and Social Welfare (New York: Free Press, 1962), pp. 1-25.

6. Friedlander W., Apte R. Introduction to Social Welfare. - Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall Inc., 1974. -4 ed. - 560 p.

7. de Schweinitz K. England's Road to Social Security: 1349 to 1947. 3rd rev. ed. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1947

8. Rodgers B. From Pauperism to Human Rights

York: Humanities Press, 1966).

(New

Московский педагогический государственный университет

THE EMERGENCE OF CHARITY ORGANIZATION ASSISTANCE IN MIDDLE AGES

D.A. Melnikov

The article analyzes the emergence of forms of social assistance and support to those in need in England during the Middle Ages until the XVII century. Shown how charity as part of the activity of church organizations has been gradually institutionalized, and then transformed into public forms of social assistance, regulated by the state

Key words: history of charity organization in Middle Ages, the institutionalization of social support, the history of social care in England

Специальный выпуск по материалам Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании» (г. Хургада, Египет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.