Научная статья на тему 'Становление арабского национализма'

Становление арабского национализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1093
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ПАНАРАБИЗМ / «ВЕЛИКОЕ АРАБСКОЕ ВОССТАНИЕ» / МАНДАТНАЯ СИСТЕМА ЛИГИ НАЦИЙ / ARAB NATIONAL MOVEMENT / ARAB NATIONALISM / PAN-ARABISM / GREAT ARAB REVOLT / MANDATES SYSTEM OF A LEAGUE OF NATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Иван Федорович, Кудрин Григорий Михайлович

В данной статье рассматривается становление арабского национализма и арабского национального движения, а также исторический контекст и факторы формирования арабских националистических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ARAB NATIONALISM

This article discusses the formation of Arab nationalism and the Arab national movement, as well the historical context and factors in the formation of Arab nationalist ideas.

Текст научной работы на тему «Становление арабского национализма»

Становление арабского национализма The formation of Arab nationalism

Крайнов Иван Федорович

Студент 3 курса Восточный факультет СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11

e-mail: kraynovivan@list.ru

Kraynov Ivan Fedorovich

Student 3 term Faculty of Asian and African Studies

SPbU

Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya emb., Build. 11

e-mail: kraynovivan@list.ru

Кудрин Григорий Михайлович

Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student.spbu.ru

Kudrin Grigory Mikhailovich

Student 1 term Faculty of Political Science SPbU

Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: st068642@student.spbu.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается становление арабского национализма и арабского национального движения, а также исторический контекст и факторы формирования арабских националистических идей.

Annotation.

This article discusses the formation of Arab nationalism and the Arab national movement, as well the historical context and factors in the formation of Arab nationalist ideas.

Ключевые слова: арабское национальное движение, арабский национализм, панарабизм, «Великое арабское восстание», мандатная система Лиги Наций.

Key words: arab national movement, arab nationalism, Pan-Arabism, Great Arab Revolt, mandates system of a League of Nations.

Кризис государственности многонациональной Османской империи, а также последующее установление европейского колониального влияния привели к укреплению национального самосознания арабов и росту национально-освободительного движения в странах Ближнего Востока. Зародившиеся в данных исторических реалиях турецкая и арабская националистические концепции создали идеологический базис политических движений, во многом определивших геополитическое пространство современного Ближнего Востока.

Арабский национализм восходит к середине XIX в. Решающую роль в создании базиса национального движения сыграло арабское культурное возрождение («нахда»): арабский язык был адаптирован под императивы новой социокультурной действительности, в нём появились слова для обозначение новых понятий и явлений, развивались арабоязычные печатные издания и система образования. Вместе с культурным возрождением укреплялась национальная идентичность арабов, а в арабской интеллектуальной среде начало формироваться осознание единства арабской нации.

Возникновение арабского национализма совпало со временем кризиса Османской империи, подданными которой являлись арабы. Арабский национализм сформировался как реакция на оттоманизм. Оттоманизм можно назвать особой формой турецкого национализма: он был призван ослабить этноконфессиональную идентичность народов империи, создать социокультурный базис консолидации многонационального и поликонфессионального османского общества.

Первым выражением арабской политической идеи стала работа сиро-ливанского католика-маронита Неджиба Азури «Пробуждение арабской нации в турецкой Азии», опубликованная в Париже в 1905 г. (стоит отметить, что идеи арабского национализма солидаризировали мусульман и христиан). В ней он призывал арабов к созданию независимого арабского государства вне рамок Османской империи. Азури уподоблял империи свое умозрительное независимое арабское государство, призванное объединить территории Машрика и Аравии. Арабский национализм изначально носил светский характер, и религиозная идентичность не признавалась определяющей в арабской национальной идеи. Однако арабское национальное движение раскололось по вопросу объединения арабов в единое государство. В рамках арабской националистической теории сформировались идеи панарабизма и регионализма (характерного для Сирии).

Рост арабского национализма был вызван Младотурецкой революцией 1908 - 1909 гг. Национальное политика младотурецкого правительства приобрела агрессивную оттоманистическую направленность, предполагавшую насаждение турецкого языка и укрепление роли этнических турок в государственных структурах на арабских территориях империи. В 1913 г., после переворота «единения и прогресса» и перехода правительства Османской империи к политике еще более радикальной тюркизации, представители арабских националистических сил провели в Париже Первый арабский конгресс. Конгресс выдвинул к Порте ряд требований: предание арабскому языку статуса официального, реформу регионального управления, улучшение положения арабского населения в целом. Рост арабского национального движения в условиях усиления политики тюркизации и ослабления османской государственности привел к масштабным вооруженным выступлениям в годы Первой мировой войны - «Великому арабскому восстанию» под предводительством шерифа Мекки Хусейна.

Летом 1919 г. представители арабских националистических сил провели Всеобщий сирийский конгресс, на котором была принята «Дамасская программа», предполагавшая создание на территориях современных Сирии, Иордании и Палестины независимого сирийского государства во главе с королём Фейсалом. В «Дамасской программе» отмечалась важность сохранения территориальной целостности потенциального сирийского государства: отделению каких-либо территорий, будь то Палестина (с формулировкой «южная часть Сирии, известная как Палестина») или Ливан рассматривалось как неприемлемое. Также «Дамасская программа» носила антисионистский характер - возможность создания еврейского государства в Палестине и сама еврейская иммиграция представляли угрозу данному политическому проекту. Однако в программе отмечалось, что права евреев не должны быть ущемлены. Важное место в дамасском проекте также занимал вопрос поддержки становления независимого арабского государства в Ираке. В межвоенный период регионализм стал доминирующим направлением арабского национализма. «Дамасская программа» носила ярко выраженный регионалистский характер.

Но надежды арабских националистов на создание собственного суверенного государства после Первой мировой войны были обмануты. Лигой Наций была утверждена классификация мандатов бывших османских территорий и немецких колоний. К числу мандатов класса «А» относились бывшие территории Османской империи, которые достигли достаточного экономического и социального развития, позволяющего им стать независимыми государствами, но при предоставлении мандатарием административной помощи: Месопотамия и

Палестина - с помощью Великобритании, Сирия (включая Ливан) - с помощью Франции. После ухода турок шериф Хусейн провозгласил создание независимого государства в Дамаске, но он не смог выдержать военного противостояния с европейскими державами, которые вскоре восстановили контроль над регионом.

Вопрос сионизма для арабского населения Сирии и Палестины становится ключевым в данный период. Декларация Бальфура, открывшая Палестину для еврейской иммиграции, актуализировала проблему сионизма для арабского населения бывшей Османской империи. Арабский национализм, прежде ориентированный на борьбу с османским владычеством, приобрел новые цели: борьбу против британского колониального влияния и противодействие сионистам.

Британский мандат и увеличение числа еврейских поселений создавали условия для роста недовольства арабов и эскалации межнациональной напряжённости в Палестине. Первый крупный конфликт произошел в апреле 1920 г. в Иерусалиме, когда арабское недовольство экспансией еврейских поселений вылилось в двухдневный погром, в результате которого были убиты 5 евреев и 4 араба. Состоявшийся позже суд установил личную ответственность за погром лидера палестинских националистов Амина аль-Хусейни и приговорил его к 10 годам тюремного заключения. Межнациональные инциденты и вооруженные столкновения между арабскими националистами и сионистами продолжались на протяжении всего межвоенного периода. Новый виток эскалации противостояния пришелся на 1936-1939 гг., когда в Палестине вспыхнуло вооруженное восстание. Хотя восстание было подавлено к 1939 г., оно способствовало росту арабских националистических настроений и укреплению арабской солидарности. Требования арабских националистов так и не были удовлетворены, хотя еврейская иммиграция в Палестину была резко ограничена Лондоном.

За событиями в Палестине последовали антиколониальными акции в Египте и Сирии, в регионе в целом наблюдался рост арабской протестной активности. В Египте недельные антибританские демонстрации в конечном итоге привели к восстановлению египетской конституции, в то время как в Сирии всеобщая забастовка, проведенная в январе-феврале 1936 г., привела к переговорам с французским правительством о предоставлении независимости подмандатной территории.

С началом Второй мировой войны ситуация на Ближнем Востоке начала накаляться. Рашид Али аль-Гайлани, премьер-министр Ирака, занял нейтральную позицию в отношении Второй мировой войны, выразив готовность к диалогу с правительством Германии. Однако под давлением Лондона аль-Гайлани подал в отставку 31 января 1941 г., а его место занял аль-Саид. Британское вмешательство во внутренние дела Ирака вызвало гнев арабских офицеров-националистов и привело к свержению лояльного Великобритании правительства и восстановлению власти аль-Гайлани в апреле 1941 г. Для сохранения независимости Ирака и предотвращения британской агрессии аль-Гайлани обратился за помощью к Гитлеру. Однако Гитлер не мог обеспечить военную помощь Багдаду. В мае Ирак был оккупирован британскими войсками для предупреждения его присоединения к странам Оси. Аль-Гайлани и аль-Хусейни бежали в Германию, а арестованные участники переворота были казнены. Конфликт в Ираке, рассматриваемый в арабском мире как акт антиколониальной борьбы, заставил Лондон признать быстрый рост арабских националистических настроений. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден заявил о необходимости поддержки арабского национального движения. Лондон предпринял попытку сохранения своего влияния в ближневосточном регионе посредством установления контроля над арабскими националистами.

Заявленная Иденом поддержка арабского национального движения побудила нового премьер-министра Ирака Нури аль-Саида предложить свой проект объединения арабских народов - «Союз плодородного полумесяца». Проект основывался на языковых, культурных и экономических связях между государствами Машрика и предполагал последовательную интеграцию Сирии, Иордании, Палестины и Ливана до их полного

объединения. В «Союз плодородного полумесяца» также входили ограниченная еврейская автономия в Палестине, предусматривалось предоставление особых прав христианам в Ливане. После интеграции Леванта «Союз плодородного полумесяца» и Ирак должны были сформировать «Лигу арабских государств», которая была бы открыта для присоединения других арабских стран. В компетенцию «Лиги арабских государств» входили вопросы обороны, внешней политики, таможни, валюты и защиты национальных и религиозных меньшинств. Стоит отметить, что проект аль-Саида разрабатывался в условиях усиления борьбы за региональное лидерство между Ираком и Египтом и во многом был обусловлен экспансионизмом и амбициями Хашимитов.

Египетское правительство Мустафы Наххас-паши выступило с конкурентной альтернативной инициативой по установлению менее тесных межарабских отношений и направило делегации в несколько арабских государств. Египетская инициатива получило широкое одобрение на Ближнем Востоке, поскольку проект Египта не предусматривал объединения стран Машрика с передачей важнейших государственных функций федеральному центру, а предполагал создание международной структуры, укрепляющей межарабские отношения и способствующей совместному решению актуальных вопросов без отказа от суверенитета стран -членов структуры. Политические элиты получивших независимость арабских стран не были готовы перераспределить власть в пользу федерального центра, контролируемого иракским истеблишментом, поэтому египетский проект арабской интеграции был для них наиболее привлекательным. В сентябре - октябре 1944 г. в Александрии по инициативе Каира была проведена конференция, в которой приняли участие лидеры Ирака, Сирии, Саудовской Аравии, Ливана, Йемена и палестинской арабской общины. По итогам конференции был принят «Александрийский протокол», ставший основанием создания 22 мая 1945 г. Лиги арабских государств.

Начавшись с культурного возрождения, к началу Первой мировой войны арабский национализм сформировался как светское политическое движение, противопоставившее себя политике османских властей и выдвинувшее идею о потенциальной политической самостоятельности арабов. Его окончательному оформлению способствовало «Великое арабское восстание», которое продемонстрировало мировым державам, что с арабским национализмом необходимо считаться. Сохранение европейского колониального влияния и рост еврейской эмиграции в Палестину определили новые направления арабского национализма - антиимпериализм и антисионизм. Стоит отметить, что арабский национализм изначально оформился как политическое движение, но не как полноценная политическая идеология. Арабский национализм не предполагал комплексную программу действий и не имел рациональной политической концепции, он скорее представлял собой совокупность политических идей и декларировал необходимость освобождения и объединения арабских народов.

Список используемой литературы:

1. Косач Г.Г. 2007. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса. Национализм в мировой истории. Под ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука. C. 259-332.

2. Котлов Л.Н. Становление национально - освободительного движения на Арабском востоке (сер.19 в.

- 1908 г). Москва,1975.

3. Самарская Л.М. Арабский национализм в Палестине в начале XX века. Вестник МГИМО. №4. С. 5471.

4. Фомин А.М. Война с продолжением. Великобритания и Франция в борьбе за «Османское наследство». 1918-1923.; М. Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010

5. Чикаидзе Ц.М. 2018. Политическая трансформация Ближнего Востока после Первой мировой войны.

- Гуманитарные и юридические исследования. № 1. C. 132-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.