плоды долголетия - персики и гранат - как пожелание многочис- тин не отходит от вечно излюбленной китайцами темы пяти ком-
ленного потомства [5, с. 134]. понентов счастья «уфу», которые являются не только оберега-
Таким образом, среди всего разнообразия сюжетов и пер- ми, но и проводниками нравственных идей и религиозно-мораль-
сонажей китайских благопожелательных няньхуа ни одна из кар- ных ценностей, устоев Китая династий Мин и Цин.
Библиографический список
1. Муриан, И.Ф. Китайский народный лубок. - М., 1960.
2. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. - СПб., 2004.
3. Сяньлинь, Л. Искусство благопожеланий Китая. Счастье. - Цзянси, 2004.
4. Гаранин, И.П. Китайский благопожелательный лубок из коллекции В.М. Алексеева // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. -1961. - Т. V.
5. Алексеев, В.М. Китайская народная картина. - М., 1966.
Bibliography
1. Murian, I.F. Kitayjskiyj narodnihyj lubok. - M., 1960.
2. Kravcova, M.E. Mirovaya khudozhestvennaya kuljtura. Istoriya iskusstva Kitaya. - SPb., 2004.
3. Syanjlinj, L. Iskusstvo blagopozhelaniyj Kitaya. Schastje. - Czyansi, 2004.
4. Garanin, I.P. Kitayjskiyj blagopozhelateljnihyj lubok iz kollekcii B.M. Alekseeva // Ezhegodnik Muzeya istorii religii i ateizma. - 1961. - T. V.
5. Alekseev, V.M. Kitayjskaya narodnaya kartina. - M., 1966.
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 72.03(510) Vorsina O.A. BECOMING AN ALTAR IN CHINA AS THE SUBJECT OF WORSHIP AND THE ARTS. In this article, the author shows the emergence and deployment of such a cult object as an altar. We also describe and analyze several types depending on the altars of their functions.
Key words: altar, peace-building, the altar of the Alligator, the altar of the «guntay» altar of the «Titan», the altar of the Ugun ‘development, the altar, the worship and the arts.
О.А. Ворсина, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ АЛТАРЯ В КИТАЕ КАК ПРЕДМЕТА КУЛЬТА И ИСКУССТВА
В данной статье автором представлено зарождение и развертывание такого культового объекта, как алтарь; проанализировано несколько типов алтарей в зависимости от выполняемой ими функции.
Ключевые слова: алтарь, мироздание, алтарь Аллигатора, алтарь типа «гунтай», алтарь типа «титай», алтарь типа «угун», развитие, жертвенник, культ, искусство.
Задолго до появления Храма как места обитания Творца (Абсолюта) по всему миру были распространены алтари или алтарные камни, «они были одними из самых ранних построек человечества» (перевод наш - О.В.) [1]. По нашему мнению, именно через призму «развёртывания алтаря» (термин Н.Л. Павлова) можно проследить, как формировалось представление об устройстве Мира, так как в алтаре нашло свое отражение все мироздание как понимает его человек (миро-здание - это «миропредставление, оформившееся как пространственная архитектоническая система, реализующаяся, в первую очередь, в архитектуре» [2]). На данном этапе архитектуры как науки практически не существует работ, посвященных классификации, анализу и описанию алтарей Китая. Отдельное упоминание о них мы можем встретить лишь в описаниях храмов, при которых они были возведены. Большая часть работ, где встречается упоминание об алтарях, принадлежит Е.М. Кравцовой и М.Л. Титарен-ко. Однако авторы данных исследований не делали попыток классифицировать алтари и не рассматривали их развитие и влияние на культуру Китая, в целом, и мировосприятия китайского народа, в частности.
В отличие от работ Е.М. Кравцовой и М.Л. Титаренко, Н.Л. Павлов в своём исследовании «Алтарь. Ступа. Храм» дает глубокий анализ жертвенников. Однако данный автор практически не затронул в своем исследовании алтари Поднебесной, хотя Китай - страна реликтовых традиций, а поэтому представляет наиболее полную палитру алтарей и алтарных систем.
Среди китайских авторов, опубликованных на русском языке, необходимо выделить работу Лоу Цинси «Традиционная архитектура Китая». В ней автор сделал попытку классификации алтарей и храмов: «Храмы и алтари можно разделить на три категории. К первой категории относятся сооружения, предназначенные для жертвоприношений силам природы: Небу, Земле. Солнцу, Луне, духам гор и рек, а также предкам. Ко второй категории относятся кумирни, сооруженные в честь выдающихся
деятелей, третью категорию составляют многочисленные кумирни и храмы местного значения, в том числе и частные, в которых в честь предков совершают жертвоприношения простые люди» [3, с. 51]. Однако Лоу Цинси труда классифицировал одновременно храмы, кумирни и алтари, что не позволяет сосредоточиться на понимании значения именно алтаря как первой культовозначимой постройки.
«Древние отмечали центр или фокус обитаемой местности алтарями, святилищами, храмами. Каждое обитаемое пространство: площадь, двор, дом, комната, пещера имело свой смысловой центр, зафиксированный алтарем, киотом, очагом. Алтарь служил земным центром бытия, основанием вертикального канала, связывающего каждое конкретное пространство обитания с пространством космоса, с небом, с божеством. Для каждого конкретного пространства обитания алтарь был мировым центром, осью, вокруг которой вращалось бытие» [2, с. 28]. При этом не стоит путать реальный центр пространства с Центром в его сакральном понимании. Алтарь могли поместить в место, связанное каким-либо культом или урочищем. При этом его местоположение все равно считалось центральной точкой отсчета жизнедеятельности членов данного общества.
В данной статье будут рассмотрены первые прообразы алтаря - это алтарные необработанные камни и алтари в виде земляной насыпи. Эта категория алтарей называется «титай».
В северном предместье города Ханьдан в местечке Цзы Шань район Волун профессорами Нанянского технического института был обнаружен древний алтарь - жертвенник и пиктограммы.
Его место расположение говорит о том, что ранее здесь была древняя культура: «размещение древних городищ имеют свои особенности, например, на насыпях в русле реки, или на месте слияния двух рек, где окружающая среда благоприятна для выживания <...>. После расчистки алтарного камня, имеющего форму полукольца не осталось сомнений, что найденные на этом
алтарном камне <...> знаки, относят его к древнейшим алтарям» (перевод наш - О.В.) [4].
Найденные алтари имеют форму полукольца или полукруга, разрушения которым подвергся жертвенник, не позволяют определить его форму более точно. Поверхность плохо обработана и форма далека от идеального круга. Это говорит о том, что время их возведения датируется эпохой энеолита. Подтверждают это найденные на них пиктограммы, которые были распространены как раз на протяжении данной эпохи.
Следующий тип древнейших алтарей это - алтари в виде земляной насыпи, которые так же именуются «титай». На наш взгляд, земляные алтари являются следующим этапом развития структуры алтаря. Это связано с использованием знания геомантов, что свидетельствует о начале формирования системы «Фэн-шуй». Более того, в процессе создания алтарей в виде земляной насыпи форма изменилась с примитивной круглой, на более совершенную - квадратную. Этот факт позволяет сделать вывод о наличии инструментов, позволяющих точно создать форму будущего сакральнозначимого объекта. Прежде чем говорить об алтарях в виде земляной насыпи, необходимо пояснить, почему они оказались настолько прочными, что дошли до наших времен: «глинобитная техника в течение многих столетий оставалась базовым методом китайского инженерно-архитектурного искусства <...>. Она осуществлялась так: вначале рыли канаву с косыми стенками глубиной до 2 м. Затем в ней утрамбовывали слой за слоем глиняную массу, пересыпая их песком <...>. Возникновение глинобитной техники тоже ранее датировалось ХУМ-ХУ1 вв. до н. э. и соотносилось с регионом среднего течения Хуанхэ» [5, с. 92].
Примером такого рода земляного сооружения может служить алтарь для большого жертвоприношения небу и наблюдения за небесными явлениями. «Его руины были обнаружены в степях Хайси-Монгольско-Тибетского автономного округа, недалеко от царской столицы тухунов в 15 километрах от Сянжи-дэ. Алтарь высотою в 15 метров, возведен по методу глинобитной техники. Наблюдательная комната (камера) и весь алтарь облицованы прессованными большими кирпичами 40 сантиметров в длину. Внутренняя ограда раньше имела каменные колонны, на которых были изображены животные, охраняющие вход (сейчас колонны находятся в местном музее) <...>. Центральная ось развалин алтаря четко ориентирована на полярную звезду, которая являлась для кочевых племен тухунов координатой для наблюдения за небесными явлениями. В двухстах метрах на юг от алтаря найдены руины, квадратные по форме, высотой 10 метров для большого жертвоприношения небу Возможно, это алтарь для поклонения земле так же принадлежит кочевым племенам тухунам» [6] (перевод наш - О.В.).
Анализ двух подвидов алтарей типа «титай», позволяет сделать вывод, что первые каменные алтари в отличие от земляных не отражали в полной мере понятия древних китайцев о миро-здании (термин Н.Л. Павлова), так как само понятие еще находилось в «свернутом» состоянии. По мере осознания мироустройства структура алтаря стала разворачиваться в двух направлениях: по вертикали (алтарь становится трёхчастным) и по горизонтали (на алтаре появляются узоры и символы, характеризующие его предназначение более точно).
Человек, являясь существом творческим, в процессе своего онтологического совершенствования и развития «естественно продвигается от миро-ощущения (осязание непосредственно окружающего мира с помощью органов чувств, присущего, по-видимому всем живым существам) к миро-восприятию (восприятие и осознания мира всем человеческим существом) и далее к миро-представлению (созданию человеком в своем сознании образа <...> мира, вселенной). Миро-представление как идея ищет свое выражение в творчестве, в созидании, а созидание (со-здание) - это уже прямое назначение зодчего, его профессиональная функция, по сути символически тождественная функции творца миро-здания. Поэтому нам очень важно осознать - каким именно виделось архаическому человеку само природное Миро-здание» [2, с. 21].
По мере усложнения представлений китайского народа о Мире и Вселенной, усложнилась и структура алтаря. В его понимании стало невозможной установка самой алтарной плиты для непосредственного жертвоприношения на поверхности земли, и алтарь начал свое вертикальное развертывание.
Для жителей Поднебесной Вселенная представлялась в трехчастной структуре, которая нашла свое отражение в циф-
ре три N. В ней отобразился Мир как единение Неба, Человека и Земли (сань цай — «три начала», «три ценности»). Верхняя и нижняя горизонтали длиннее средней, соответствующей понятию «человек». Такая трехчастность была перенесена на алтарь. Трехчастное раскрытие алтаря по вертикали сопровождалось его многообразным развитием по горизонтали. Алтарь типа «титай» приобрел тот вид, в который есть в Китае сейчас.
В парке Юаньмин в Пекине существует алтарь пиона, его происхождение на данный момент неизвестно. Сейчас он частично разрушен, и поверхность, предназначенная для жертвоприношений, полностью покрыта мхом. «Данный алтарь пиона высотой один метр, диаметр около двух метров, выполнен из высококачественного белого мрамора. Верхний, средний и нижний уровни оформлены парящими в изящных завитках облаков драконами» (перевод наш - О.В.) [7]. Интересно отметить, что все драконы на трех уровнях летят по направлению с востока на запад, по пути следования Солнца, а сам алтарь не касается земли, он установлен на невысоком, около 10 сантиметров фундаменте.
Более сложным по своей структуре является алтарь «угун» (в переводе на русский язык - пять жертвенных даров) или другое название «ши титай» (в переводе на русский язык каменный алтарь). Он установлен на территории усыпальницы четырех императоров династии Цин (рис. 1).
Рис. 1. Алтарь «угун»
«Алтарь «угун» предназначался для жертвоприношений императору, императрице, второй жене императора, вдовствующей императрице, дочери императора и так далее. <...> Его высота составляет 147 сантиметров, длина 643 сантиметра, ширина 100 сантиметров. В центре жертвенного алтаря находится курильница для сжигания курений, справа и слева от нее подсвечники и по краям две вазы для цветов. Несмотря на то, что всего можно насчитать три типа подношений, данный тип алтаря называется «угун» (пять жертвенных даров)» (перевод наш - О.В.) [8].
Как видно на изображениях первого и второго алтарей они уже имеют сформировавшуюся трехчастную вертикальную структуру: нижняя плита, символизирующая Землю, соединяется с верхней - небесной, посредством мирового столпа. Алтарь пиона оформлен парящими в небесах драконами, что означает принадлежность данного алтаря к небесным силам (часть возвышенного - небесного на Земле).
«Угун» имеет более сложную вертикальную структуру. Его структура осложнена пятью элементами. В них обнаруживается соединение двух наиболее сакральнозначимых для китайского народа цифр: «три» и «пять» (единство пяти стихий заключенных, между Небом и Землей). На жертвенной плите установлено три типа подношений (благовония, цветы, свечи), но для них установлено пять сосудов, расположенных зеркально относительно центрального сосуда для воскурения благовоний. Этот сосуд украшен искусно выполненной резьбой, изображающей клубящиеся небеса, как символ небесного восхождения воску-риваемых в честь императорских предков благовоний (рис. 1).
Горизонтальное развертывание данного алтаря также сложно и многогранно. Нижняя - земная плита оформлена не только вязью, но и изображением жертвенных сосудов, установленных на поверхности верхней плиты. Верхняя - небесная плита оформлена цепочкой лотосов, которые символизируют плодородие и чистоту а в даосизме цветок лотоса является аналогом Миро-
вого Древа, связывающего три уровня мироздания: он растет из ила, его стебель находится в воде, а цветок обращен к небу.
Более того нежный цветок лотоса символизирует и эволюцию человека. Он выражает единство ян и инь и в качестве такового воспринимается как символ дао. В этом завершается горизонтальное и вертикальное развертывание алтарей типа «титай».
Второй тип жертвенных алтарей это - ступенчатый «титай» иногда используется название «даше». Жертвенные алтари такого типа возводились по схеме от большего к меньшему: основание, большая ступень, малая ступень и жертвенный стол.
По мере развития истории и усложнения мировосприятия менялся и облик ступенчатого алтаря «титай». Более совершенные орудия труда дали жизнь таким жертвенникам как: Алтарь в честь правителя Юй (легендарный китайский правитель, усмиритель вод потопа, основатель династии Ся 2205 г. до н. э.) или Алтарь Крокодила.
Алтарь в честь правителя Юй установлен в провинции Сычуань, уезд Вэньчуань в местечке под названием Нюшанкуэр-пин. По легенде правитель Юй родился именно в этом месте.
Он имеет трёхступенчатую конструкцию и как все алтари ранее облицован кирпичом.
Алтарь Крокодила расположен в провинции Гуандун в городе Чаочжоу. По преданию, раньше здесь обитало множество крокодилов, и это прекрасное место не было пригодно для жизни человека. Хань Юй прогнал всех крокодилов, и люди в честь этого великого подвига возвели Алтарь Крокодила. Структура
Библиографический список
1. Алтарь [Э/р]. - Р/д: http://baike.baidu.eom/view/268029.htm#2.
2. Павлов, Н.Л. Алтарь, ступа, храм: архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. - М., 2001.
3. Лоу Цинси Традиционная архитектура Китая. Межконтинентальное издательство Китая. - Пекин, 2002.
4. Эксперты археологи: здесь действительно жили древние люди // НаньЯн: газета [Э/р]. - Р/д: http://epaper.01ny.cn/nywb/html/2012-05/10/ content_964002 .htm
5. Кравцова, М.Е. История культуры Китая. - СПб., 1999.
6. Изучение алтаря-обсерватории. Туранский уезд, отдел пропаганды и агитации [Э/р]. - Р/д: http://www.qh.xinhuanet.com/doulan/2012tyh/ 2012-08/07/c_112649647.htm
7. «Наньтинский парк юаньмин» исследование древнего культурного наследия - алтаря // Сяньдай куайбао: газета. - 2009. - № 2 [Э/р]. -Р/д: http://www.gucn.com/Info_ArticleList_Show.asp?Id=30360
8. Форум цифровой фотографии [Э/р]. - Р/д: http://debbs.zol.eom.en/3/22_21128.html
Bibliography
1. Altarj [Eh/r]. - R/d: http://baike.baidu.eom/view/268029.htm#2.
2. Pavlov, N.L. Altarj, stupa, khram: arkhaieheskoe mirozdanie v arkhitekture indoevropeyjeev. - M., 2001.
3. Lou Cinsi Tradieionnaya arkhitektura Kitaya. Mezhkontinentaljnoe izdateljstvo Kitaya. - Pekin, 2002.
4. Ehkspertih arkheologi: zdesj deyjstviteljno zhili drevnie lyudi // NanjYan: gazeta [Eh/r]. - R/d: http://epaper.01ny.en/nywb/html/2012-05/10/ eontent_964002.htm
5. Kraveova, M.E. Istoriya kuljturih Kitaya. - SPb., 1999.
6. Izuehenie altarya-observatorii. Turanskiyj uezd, otdel propagandih i agitaeii [Eh/r]. - R/d: http://www.qh.xinhuanet.eom/doulan/2012tyh/2012-08/ 07/e_112649647.htm
7. «Nanjtinskiyj park yuanjmin» issledovanie drevnego kuljturnogo naslediya - altarya // Syanjdayj kuayjbao: gazeta. - 2009. - № 2 [Eh/r]. - R/d: http://www.guen.eom/Info_ArtieleList_Show.asp?Id=30360
8. Forum eifrovoyj fotografii [Eh/r]. - R/d: http://debbs.zol.eom.en/3/22_21128.html
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 17.023.32
Smirnov T.A. FAMILY AND PERSONALITY SOCIALIZATION. The article deals with the problem of personality socialization in family as well as in social medium. Personality socialization is the most important function of family and its medium and presents the main regularity. It helps people to communicate, preserves the society and introduces people to accepted patterns of behavior. Since family medium is the most significant element of social medium, the regularities functioning are actually in it.
Key words: family, socialization of personality, family medium, social medium, culture, religion.
Т.А. Смирнов, канд. филос. наук, доц., зав. каф. философско-исторических и социально-экономических наук
ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт», г. Норильск, E-mail: [email protected]
СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы социализации личности в семейной среде, выявлена закономерность воздействия опыта семейной социализации на обще социальный опыт человека. Благодаря ему люди могут общаться, так как им прививаются общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Этим обусловлена актуальность социализации в семейной среде.
Ключевые слова: семья, социализация личности, семейная среда, социальная среда, культура, религия.
алтаря представлена двумя основания и венчающей их небольшой беседкой, в которой находится непосредственно алтарь, выполненный в виде огромного крокодила. Большое и малое основание алтаря выполнено в виде галереи и украшено завитками облаков, символизирующие о неземное происхождение данной постройки.
Последний тип рассматриваемых нами жертвенных алтарей, - это «гунтай» или «гунчжо». Данный тип алтарей предназначался исключительно для домашнего использования. Семьи с ограниченными финансовыми возможностями не могли себе позволить иметь богато украшенный резной стол для жертвоприношений - «гунтай», поэтому роль «гунтай» выполнял обычный стол для трапезы.
В свою очередь, семьи, обладающие достаточным количеством денег, могли себе позволить «гунтай» в исполнении самого известного мастера. Такие жертвенные столы выполнялись из ценных пород деревьев и украшались богатой изысканной резьбой. Исполнение такого рода столов было очень сложным процессом и многофазовым процессом.
Таким образом, во всех рассмотренных нами типах алтарей присутствует трехчастность, что свидетельствует о проявлении архаического мировидения во всей его полноте. Исследуемые нами алтари Китая троичны по вертикали, в них выделяется верхняя часть как небесное, средняя часть как ось древо жизни или ядро вселенной и нижняя часть как земное.