Научная статья на тему 'Стандарты кредитования физических лиц как регулятивный институт на кредитном рынке России'

Стандарты кредитования физических лиц как регулятивный институт на кредитном рынке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / СТАНДАРТ / ЗАЩИТА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злобина Е.И.

В статье рассмотрены теоретические аспекты регулирования процесса кредитования физических лиц. Автором выявлено, что при этом особой функцией стандартов кредитования на кредитном рынке является реализация мер пруденциального регулирования и защиты потребителей финансовых услуг. Автор провел анализ российских стандартов кредитования физических лиц и раскрыл особенности защиты потребителей финансовых услуг на кредитном рынке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты кредитования физических лиц как регулятивный институт на кредитном рынке России»

10 (22) - 2009

Банковский сектор

СТАНДАРТЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ИНСТИТУТ НА КРЕДИТНОМ РЫНКЕ РОССИИ

Е. И. ЗЛОБИНА,

аспирант кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

В статье рассмотрены теоретические аспекты регулирования процесса кредитования физических лиц. Автором выявлено, что при этом особой функцией стандартов кредитования на кредитном рынке является реализация мер пруденциального регулирования и защиты потребителей финансовых услуг. Автор провел анализ российских стандартов кредитования физических лиц и раскрыл особенности защиты потребителей финансовых услуг на кредитном рынке России.

Ключевые слова: кредитование, физическое лицо, стандарт, защита, потребитель, финансовый, услуга.

Стандарты представляют собой регулятивный институт, выполняющий функции разделения субъектов на применяющих и не применяющих стандарты, а также установления доверия между субъектами, применяющими стандарты. В зависимости от субъекта, который их разрабатывает, и области применения стандарты делятся на международные, национальные и внутренние. Применительно к финансовым институтам международные стандарты — такие, которые разрабатываются интернациональными финансовыми организациями и действуют в отношении множества государств; национальные стандарты разрабатываются органами государственной власти и саморегулируемыми организациями и действуют в отношении финансовых институтов в пределах одной страны; внутренние стандарты разрабатываются самим финансовым институтом и действуют только в его пределах.

Особого внимания заслуживают национальные и внутренние стандарты, поскольку именно

они обобщаются и систематизируются международными организациями и распространяются как лучшие практики.

Исследования процессов стандартизации на финансовом рынке выявили активное развитие стандартов качества банковской деятельности. Одним из перспективных направлений для них является развитие стандартов банковских процессов, к числу которых относятся стандарты кредитования, представляющие собой формальные и неформальные правила организации кредитного процесса.

Банк России и саморегулируемые организации российских коммерческих банков одной из ключевых задач считают расширение сфер банковской деятельности , в которых необходимо разработать стандарты. И приоритетным сектором, нуждающимся в этом, является кредитование физических лиц1.

Анализ существующих стандартов кредитования физических лиц в России показывает, что регулирование этой сферы соответствует институциональным основам регулирования финансового рынка в целом. Во-первых, этот процесс осуществляется на основе двух механизмов: через формальные нормы и правила, устанавливаемые государственными органами власти, и неформальные нормы и правила, формируемые саморегулируемыми организациями. Во-вторых, регулятивные полномочия государственных органов власти в области кредитования физических лиц аналогич-

1 Согласно опросу участников IV научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» // www. cbr. ru/analytics/bank_system/.

ны полномочиям по регулированию финансового рынка в целом и включают: осуществление пруденциального регулирования, защиту потребителей финансовых услуг, установление приемлемого уровня конкуренции на кредитном рынке и применение антиконкурентных мер2.

Под пруденциальным регулированием понимается государственное регулирование рисков, связанных с деятельностью финансовых институтов и возникающих в процессе осуществления этой деятельности3. В отношении кредитных организаций пруденциальное регулирование означает «издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитных организаций»4. Пруденциальное регулирование осуществляется только государством через установление нормативных ограничений и надзор за их соблюдением.

Термин «потребитель финансовых услуг» не имеет четкого определения. Вместе с тем, исходя из понятия «потребитель», данного в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23.07.2008 с изм. от 03.06.2009), и определения «финансовая услуга», данного в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008), потребителем финансовых услуг является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий банковскую, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств, исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отметим, что термин «потребитель финансовых услуг» близок к термину «инвестор», но, на наш взгляд, несколько уже последнего. Инвестором считается лицо, вкладывающее денежные средства в финансовые активы с целью сохранения

2 К органам государственной власти, осуществляющим регулирование рынка потребительских кредитов, относятся Центральный банк РФ, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба.

3 См. например: ЕрицянА. В. Пруденциальное регулирование и контроль // Банковское дело. 2001. № 2. С. 41; Котляров М. А. Проблемы совершенствования пруденциального банковского надзора в России // Банковское дело. 2004. № 3. С. 21 и др.

4 Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 269.

и преумножения капитала. В соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров (Указ Президента РФ от 21.03.1996 в ред. от 16.10.2000) под инвесторами понимаются и вкладчики, и акционеры. Согласно Федеральному закону «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ФЗ от 5.03.1999 № 46-ФЗ в ред. от 28.04.2009) понятие «инвестор» включает физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.

Актуальность защиты потребителей финансовых услуг связана с тем, что физические лица не владеют полной информацией об особенностях предлагаемых им финансовых услуг. Примечательно, что в Законе о ценных бумагах США (The Securities Act of 1933) физические лица — потребители финансовых услуг были названы «unable to fend of themselves», т. е. те, кто не способен себя самостоятельно защитить.

Защита потребителей финансовых услуг, как и инвесторов, предполагает превентивные и компенсационные механизмы. Превентивные меры осуществляются по двум направлениям: регулирование рынка и регулирование деятельности его участников. Во-первых, устанавливаются законодательные нормы, определяющие правила торговли на финансовом рынке и оказания финансовых услуг (т. е. пресечение искажений информации, обманных действий, манипулирования ценами и т. п.), а также требования к раскрытию информации. Во-вторых, регулируется деятельность финансовых институтов путем их лицензирования, установления квалификационных требований к участникам и т. д. В том случае, если потребитель финансовых услуг потерпел убыток в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей финансовым институтом, начинают действовать компенсационные механизмы: 1) создание компенсационных фондов; 2) частное страхование; 3) индивидуальные методы защиты.

Пруденциальное регулирование и защита потребителей финансовых услуг тесно взаимосвязаны, поскольку опираются на минимизацию рисков финансовых институтов. Эта же взаимосвязь прослеживается и в отношении кредитования физических лиц: пруденциальное регулирование как управление рисками, связанными с деятельностью кредитных организаций, направлено на минимизацию рисков неплатежеспособности и финансовой надежности кредитных организаций. Защита потребителей финансовых услуг — заемщиков,

означающая защиту физических лиц, имеющих намерение заказать или приобрести, либо заказывающих, приобретающих или использующих финансовые (банковские) услуги, от неправомерных действий кредитных организаций, — призвана не только оберегать заемщиков, но и минимизировать риски кредитных организаций, возникающие в процессе кредитования.

Вместе с тем и пруденциальное регулирование, и защита прав потребителей финансовых услуг на кредитном рынке реализуются посредством стандартов кредитования физических лиц. Данный механизм опирается на разработанную нами классификацию стандартов кредитования физических лиц в зависимости от стадий кредитного процесса. Она заключается в выделении следующих типов стандартов: 1-й тип — стандарты информационного обслуживания заемщиков, в том числе потенциальных (этап рассмотрения заявки на кредит); 2-й тип — стандарты оценки кредитоспособности, стандарты оценки кредитного риска, связанного с выдачей кредита, стандарты оценки качества обеспечения по кредиту (этап оценки кредитоспособности заемщика); 3-й тип — стандарт кредитного договора (этап офор-

Стадии кредитного процесса

Рассмотрение заявки на кредит

Оценка

кредитоспособности заемщика

Оформление

кредитного

договора

Выдача ссуды

Типы стандартов кредитования

Стандарты

информационного

обслуживания

заемщиков,

в том числе

потенциальных

❖ Стандарты оценки кредитоспособности

❖ Стандарты оценки кредитного риска, связанного с выдачей кредита

❖ Стандарты оценки качества обеспечения по кредиту

Стандарт

кредитного

договора

Пруденциальное регулирование

Минимизация рисков кредитных организаций

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Механизм реализации регулятивных полномочий на кредитном рынке с использованием стандартов кредитования физических лиц

мления кредитного договора); 4-й тип — стандарт процедуры выдачи ссуды (этап выдачи ссуды); 5-й тип — стандарты кредитного мониторинга (этап контроля за использованием ссуды).

Каждый тип стандарта является институтом реализации либо мер пруденциального регулирования, либо мер защиты потребителей финансовых услуг. Это позволяет нам сделать вывод о специфической функции стандартов на кредитном рынке: они являются инструментом реализации мер регулирования. Наглядно механизм реализации регулятивных полномочий по пруденциальному регулированию и защите прав потребителей финансовых услуг на кредитном рынке с использованием стандартов кредитования физических лиц представлен на рис. 1.

С точки зрения уровня развития в России стандарты кредитования, нацеленные на пруденциальное регулирование, более развиты по сравнению со стандартами кредитования физических лиц, предполагающими защиту потребителей финансовых услуг. Это связано с более высоким уровнем и более длительным периодом развития системы пруденциального регулирования банковской деятельности в целом.

Активные действия по защите потребителей финансовых услуг на российском рынке были начаты во второй половине 2007 г. Эта область является мало исследованной, особенно с экономической, а не с юридической точки зрения, и нуждается в теоретическом осмыслении. Поэтому более детально исследуем особенности защиты прав потребителей финансовых услуг при кредитовании физических лиц в России.

Рассматривая российский опыт защиты потребителей финансовых услуг, отметим, что в этой области функционируют два механизма регулирования: через формальные правила, реализуемые органами государственной власти, и через неформальные правила, реализуемые саморегулируемыми орга-

Контроль

за использованием

ссуды

Стандарт процедуры выдачи ссуды

Стандарты кредитного мониторинга

Защита потребителей финансовых услуг

7х"

43

низациями. Осуществление защиты потребителей финансовых услуг государством регламентируется следующими нормативными актами: Гражданским кодексом, Федеральными законами («О защите прав потребителей», «О защите конкуренции», «О банках и банковской деятельности», «О кредитных историях», «О рекламе» и др.) и постановлениями Правительства РФ (Правила бытового обслуживания населения в РФ и др.).

Ряд нормативных актов Центрального банка РФ также посвящен защите потребителей финансовых услуг при кредитовании физических лиц, а именно: положение ЦБ РФ №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата»; указание ЦБ РФ от 13.05.2008 № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита» и др.

Кроме того, защита потребителей финансовых услуг при кредитовании физических лиц регламентируется внутренними нормативными документами коммерческого банка: кредитная политика банка, положение о кредитовании, положение о потребительском кредитовании и др.

Более детальное представление о мерах по защите потребителей финансовых услуг в сфере потребительского кредитования дается в таблице.

Заслуживает также внимания законопроект «О потребительском кредите», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ депутатом А. Аксаковым еще в 2007 г. Из пояснительной записки следует: этот документ направлен на регулирование отношений в сфере потребительского кредитования и устанавливает: состав, порядок и сроки предоставления информации при заключении и в течение срока действия договора потребительского кредита; требования к договору потребительского кредита и сопутствующим договорам.

Законопроект «О потребительском кредите» расширяет права заемщика на получение информации о стоимости кредитной услуги, а также определяет условия возможного отказа от кредита. В то же время в нем содержатся положения, защищающие и гарантирующие права кредитора. Таким образом, вопросы защиты прав заемщика увязаны в законопроекте с повышением защищенности кредитора, которую предполагается, в частности, достигнуть путем модернизации законодательства

Институциональные механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг

в с >ере потребительского кредитования в РФ

Нормативный документ Краткая характеристика

Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.10.2007) Внесены изменения в ст. 10 в части информации о товарах (работах, услугах).

Письмо ФАС РФ и ЦБ РФ от 26.05.2005 «О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов» Рекомендовано при предоставлении потребкредитов раскрывать достоверную и полную информацию об условиях предоставления, использования и возврата кредита; приведен перечень вопросов, которые отражаются в такой информации, в том числе рекомендуемая форма для отражения расходов по кредиту, и др. условия

Письмо ЦБ РФ от 29.12.2007 № 228-Т «По вопросу осуществления потребительского кредитования» Кредитные организации обязаны соблюдать ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» (при предоставлении кредита потребителю до него должна быть своевременно доведена следующая информация о кредите: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате, график погашения этой суммы). Кредитным организациям рекомендовано адаптировать к норме, изложенной в ст. 10 закона, политику взимания процентов за пользование кредитом и иных платежей

Письмо от 05.05.2008 № 52-Т «О Памятке заемщика по потребительскому кредиту» Предложено территориальным учреждениям ЦБ РФ провести с кредитными организациями дополнительную работу, направленную на максимально полное раскрытие перед заемщиками информации об условиях потребкредитования, включая размещение в доступных для заемщиков местах «Памятки заемщика». В ней изложена наиболее существенная информация, которая может помочь заемщику при принятии решения о получении кредита.

Указание ЦБ РФ от 13.05.2008 № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита» Определена формула расчета полной стоимости кредита, перечень платежей, включаемых (не включаемых) в расчет полной стоимости; условия доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита

Источник: составлена автором.

44 ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА ^ проблемы и решения

о залоге и обеспечении исполнения обязательств, а также уголовного и гражданско-процессуального законодательства.

Наряду с правилами кредитования проект закона предусматривает общие требования к содержанию договора потребительского кредитования. Он должен содержать условия, требуемые в соответствии с законодательством РФ для соответствующего вида договора, а также следующие условия:

— о лимите кредитования и порядке предоставления сумм потребительского кредита в пределах установленного лимита в случае, когда сумма предоставляется таким способом;

— о валюте потребительского кредита;

— о сроке кредитования, периоде возврата кредита в случае, когда в соответствии с договором сумма предоставляется частями с установленным сроком кредитования, периодом возврата;

— о составе, размере платежей потребителя по кредиту;

— о размере годовой процентной ставки, эффективном годовом проценте и порядке изменения его по кредиту в случае применения переменной процентной ставки;

— о праве отказа от договора;

— о правах потребителя, в том числе о праве отказа от договора и досрочного возврата кредита;

— об обеспечении.

Законопроект наделяет потребителя следующими специальными правами: правом на досрочный возврат потребительского кредита в течение срока договора; правом на отказ от договора потребительского кредита в течение 14 дней с момента его заключения.

В целях защиты потребителя законопроект предусматривает специальный порядок расторжения договора потребительского кредитования, обеспечивающий потребителю достаточное время для урегулирования отношений с кредитором. Законопроект содержит положения о работе кредитора с просроченной задолженностью, а также правовые основы деятельности коллекторских агентств5.

Таким образом, принятие данного законопроекта станет следующим шагом в развитии стандартизации кредитования физических лиц в России. Во-первых, будет официально принят и станет общеобязательным стандарт кредитного договора, который в настоящее время формируется, исходя из общих положений Гражданского кодекса РФ. Во-вторых, будут усовершенствованы механизмы информационного обслуживания клиентов.

5 http://www. pгime-tass. гu/news/show. asp?id=692934&ct=news.

Другим механизмом осуществления защиты потребителей финансовых услуг является деятельность саморегулируемых организаций, участников финансового рынка.

Так, Ассоциацией региональных банков был разработан Кодекс ответственного потребительского кредитования, представляющий собой свод этических принципов и норм, которыми руководствуются принявшие его кредиторы в своей деятельности. Данный кодекс нацелен на защиту прав и законных интересов заемщиков и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе России, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования6. В нем устанавливаются общие и специальные принципы ответственного потребительского кредитования, соблюдаемые при:

— рекламе потребительского кредитования;

— определении состава, порядка и сроков предоставления всей необходимой информации как при заключении, так и в течение срока действия договора потребительского кредита;

— определении содержания договора потребительского кредитования и сопутствующих договоров;

— реализации прав и исполнении обязанностей по договору потребительского кредита;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— защите прав и законных интересов заемщиков и ответственных кредиторов;

— обеспечении возвратности потребительского кредита;

— взаимодействии ответственных кредиторов с заемщиками и иными лицами при потребительском кредитовании;

— внесудебном и судебном разрешении споров в сфере потребительского кредитования7.

Таким образом, положения кодекса раскрывают условия защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг при взаимодействии кредитора и заемщика на различных стадиях кредитного процесса. Апробацию эти положения прошли на VI Международном банковском форуме «Банки России — XXI век» (сентябрь 2008 г.), где он был рекомендован к применению Ассоциацией региональных банков России и одобрен Федеральной антимонопольной службой.

6 Принципы Кодекса ответственного потребительского кредитования // http://www. агЬ. ги.

7 Проект Кодекса ответственного потребительского кредито-

вания. М., 2008 // http://www. агЬ. ги.

Финансовый институт 1

Финансовый институт 2

Финансовый институт N

Таким образом, важной особенностью развития неформальных норм, регулирующих защиту потребителей финансовых услуг при кредитовании физических лиц, является их сопряженность с формальными нормами, отраженными в нормативных актах, которая проявляется в дублировании формальных и неформальных норм, в уточнении формальных норм неформальными и в быстрой формализации неформальных норм. На наш взгляд, это свидетельствует о заинтересованности в развитии защиты потребителей финансовых услуг со стороны и органов государственной власти, и саморегулируемых организаций.

Рассмотрим результаты исследования ученых из Национального бюро экономических исследований США B. Carlin и S. Gervais8, посвященного теоретическому анализу защиты потребителей финансовых услуг, и проведем сравнительный анализ американского и российского опыта защиты потребителей финансовых услуг для выявления приоритетов в стандартах кредитования физических лиц в зависимости от уровня развития кредитного рынка.

Основу исследовательской гипотезы экономистов составляют два предположения.

Во-первых, финансовые институты, оказывая свои услуги, реализуют их с помощью других посредников. Соответственно, если потребителя этих услуг обманывают на финансовом рынке, то виновны либо финансовые институты, либо посредники между ними и потребителями. Следовательно, защита потребителей финансовых услуг должна учитывать действия финансовых институтов (качество и прозрачность услуги), посредников, продающих данную услугу, и договорные обязательства между этими сторонами.

Второе предположение заключается в том, что значительную роль в нарушении прав потребителя финансовых услуг играет несовершенство взаимодействия финансового института, посредника и потребителя. Посредники могут ошибаться при оценке потребностей клиентов.

В ситуации, когда потребитель уже пострадал, зачастую сложно определить звено, где произошла

Потребитель фин. услуг 1

Потребитель фин. услуг 2

Потребитель фин. услуг N

Источник: составлено автором по B. Carlin and S. Gervais. Legal protection in retail financial markets. NBER Working paper 14972 // www. nber. org/papers/w14972.

Рис. 2. Модель взаимодействия финансового института и потребителя финансовых услуг на американском финансовом рынке

ошибка. Соответственно, меры по защите прав потребителей финансовых услуг влияют не только на действия финансовых институтов и посредников, но и на распределение ответственности между этими сторонами.

В работе рассматривается следующая модель взаимодействия финансовых институтов и потребителей финансовых услуг (рис. 2).

Финансовый институт продает свои услуги с помощью посредника, который оказывает консультационные услуги потенциальным клиентам. Финансовый институт отвечает за качество услуг. Задача посредника — выработать рекомендации двух типов: о целесообразности участия на данном сегменте финансового рынка и о виде финансовой услуги, соответствующей потребностям клиента.

В исследовании американских ученых моделируются две ситуации: во-первых, наличие законодательства по защите потребителей финансовых услуг и установленных штрафов за нарушение прав потребителей; во-вторых, отсутствие этих условий. Авторы делают вывод о том, что наличие штрафов влияет на выбор оптимальных стратегий финансовыми институтами и посредниками.

Результаты исследования таковы. Если не существует законодательных ограничений, ни финансовые институты, ни посредники не будут стремиться к защите потребителей финансовых услуг. При наличии подобных ограничений обе стороны склонны к повышению качества услуг и рекомендаций, но будут стремиться получить бесплатные преимущества от попыток другой стороны улучшить качество услуг (проблема «безбилетника») 9.

8 B. Carlin and S. Gervais. Legal protection in retail financial markets. NBER Working paper 14972 // http://www. nber. org/pa-pers/w14972.

9 В исследовании авторы также предлагают пути решения проблемы «безбилетника», прежде всего путем дифференциации уровней штрафов для финансовых институтов и посредников.

Финансовый институт 1 Потребитель фин. услуг 1

Финансовый институт 2 Потребитель фин. услуг 2

Финансовый институт N Потребитель фин. услуг N

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Модель взаимодействия финансового института и потребителя финансовых услуг на российском финансовом рынке

Следует отметить, что полная адаптация результатов этого исследования к российской действительности невозможна, поскольку традиционно наши финансовые институты редко прибегают к помощи посредников при реализации своих услуг (рис. 3).

Идея финансовых супермаркетов не получила широкого распространения на российском финансовом рынке, а активная деятельность кредитных и ипотечных брокеров значительно сократилась с окончанием кредитного бума. Очевидно, что в отличие от американского финансового рынка на отечественном акценты при защите потребителей финансовых услуг смещаются на непосредственное взаимодействие потребителя и финансового института. Таким образом, хотя для нас проблема «безбилетника» в данной области отсутствует, предположения о поведении финансовых институтов при отсутствии/наличии защиты потребителей финансовых услуг государством являются верными.

В итоге нами получены следующие выводы.

1) Выявлено, что особой функцией стандартов кредитования физических лиц на кредитном рынке является реализация мер пруденциального регулирования и защиты прав потребителей финансовых услуг. Эта функция реализуется наряду с общими функциями стандартов как регулятивного института, к которым относятся функции разделения на применяющих и не применяющих стандарты, а также установления доверия между субъектами, применяющими стандарты.

2) Определено, что регулирование процесса кредитования физических лиц в России по механизмам и полномочиям органов государственной власти соответствует институциональным основам регулирования финансового рынка в целом.

3) На основе исследования механизмов защиты потребителей финансовых услуг определены аналогичные существующие и потенциальные институциональные механизмы в сфере потребительского кредитования в РФ; выявлена тесная взаимосвязь неформальных норм с формальными.

4) На основе обобщения российского опыта защиты

потребителей финансовых услуг определено, что в данной области в РФ действуют преимущественно превентивные механизмы, тогда как компенсационные схемы остаются неразработанными.

5) Обосновано, что на российском финансовом рынке приоритеты в развитии стандартов кредитования физических лиц смещены на регулирование непосредственного взаимодействия финансовых институтов и потребителей. Более высокий уровень развития финансового рынка в целом и кредитного рынка в частности обусловливает смещение приоритетов в развитии стандартов кредитования физических лиц на регулирование взаимодействия финансовых институтов и посредников.

В целом развитие стандартов кредитования физических лиц как регулятивного института на российском кредитном рынке позволит ускорить и усовершенствовать кредитный процесс, что будет способствовать развитию кредитного рынка.

Список литературы

1. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001.

2. Материалы IV научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество». http://www. cbr. ru/analytics/bank_system/.

3. Принципы Кодекса ответственного потребительского кредитования. http://www. arb. ru.

4. Проект Кодекса ответственного потребительского кредитования. М., 2008. http://www. arb. ru.

5. B. Carlin and S. Gervais. Legal protection in retail financial markets. NBER Working paper 14972. http://www. nber. org/papers/w14972.

6. http://www.prime-tass.ru/news/show. asp?id=692934&ct=news.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.