Научная статья на тему 'Стандарты формирования профессионально-педагогической компетентности в Великобритании'

Стандарты формирования профессионально-педагогической компетентности в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клокова Л.А.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования педагогической компетентности учителей в Великобритании. Автор подробно описывает Стандарты и другие нормативные документы, прослеживая многоступенчатую систему подготовки учителей. Особое внимание уделено такому аспекту английской системы образования, как децентрализованный характер управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Britain Standards of pedagogical competence formation

The article is devoted to an actual problem of pedagogical competence of teachers in the Great Britain. Multistage system of competence formation; detailed description of Standards; a stage-by-stage system of the English teachers training.

Текст научной работы на тему «Стандарты формирования профессионально-педагогической компетентности в Великобритании»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II

Л.А, Клокова

СТАНДАРТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В Великобритании начиная с 1972 г. были приняты различные законы и постановления о перестройке систем подготовки педагогических кадров: «Доклад Комиссии Джеймса» (1972 г.), «Консультативный документ о подготовке учителей» (1979 г.), «Качество преподавания» («Белая книга», 1983 г.) и др.1 В современной педагогике Великобритании прослеживается отчетливая ориентация педагогического образования на компетентность учителя. В связи с этим происходит модернизация содержания, методов и форм подготовки английских учителей. Возрастающие требования к повышению качества обучения в школах и постановка перед учителем новых задач, сформулированных в «Белой книге», побудили Департамент образования и трудоустройства (The Department for Education and Employment, в дальнейшем - DfEE) издать ряд циркуляров, посвященных подготовке учителя, и разработать требования к образовательным программам2. Требования, предъявляемые к учителю в циркуляре, подразделялись на разделы, включающие в себя Стандарты.

Стандарты отражают знания, умения, навыки и качества, необходимые английскому учителю XXI в. Особенно отмечается важность внимания к ребенку, учет его интересов, создание благоприятных условий для проявления познавательной активности, для раскрытия потенциальных сил ученика и формирования его определенных ценностных представлений3. Взаимоотношения педагога с воспитанниками рекомендуется строить на основе юридических законов, закрепленных в соответствующих правовых документах Великобритании. Здесь также содержатся ориентиры и для вузовских преподавателей, осуществляющих подготовку учителей,

В данной статье часть материала приводится со ссылкой на сайт «Образование на Информ Киоске»4, где предоставлена информация об основных законах, стандартах и нормативных документах, регулирующих подготовку учителей в Великобритании.

В Великобритании руководство образованием является децентрализованным: каждое графство (Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия) имеет свою систему образования и управление. Новые Стандарты и требования для присуждения «Статуса квалифицированного учителя» (Qualified Teacher Status, в дальнейшем - QTS) в Англии изложены в документе-руководстве «Право преподавать» (DfES и ТТА, 2002), вступившем в силу в сентябре 2002 г. Это руководство сменило собой Циркуляр DfEE 4/98. Эквивалентный документ в Уэльсе, Циркуляр WO 13/98 «Требования к курсам начальной подготовки учителей», все еще действителен для курсов подготовки учителей в уэльских институтах.

Документ «Право преподавать» содержит:

1. Стандарты, которым должны соответствовать проходящие подготовку учителя до момента присвоения Статуса Квалифицированного Учителя;

2. Требования к поставщикам услуг по подготовке и тем, кто дает рекомендации в отношении присуждения кому-либо Статуса Квалифицированного Учителя.

© Л.А. Клокова, 2006

«Устав преподавателей» Северной Ирландии от 1997 г., содержащий в себе критерии профпригодности учителей, по Указу об образовании и библиотеках Северной Ирландии от 1986 дал Департаменту образования (The Department for Education - DE) право утверждать квалификации, которыми должны обладать североирландские преподаватели. Сейчас этот Департамент утверждает все курсы начальной (базовой) подготовки учителей, которые впоследствии дают право преподавать.

В системе педагогического образования Великобритании основная цель профессионально-педагогической подготовки учителя звучит следующим образом: «сформировать мыслящего практика, педагога-исследователя, обладающего профессионализмом и компетентностью».

Высшие учебные заведения Англии и Уэльса, в которых курсы базовой подготовки учителей удовлетворяют критериям качества и эффективности, аккредитуются Агентством но иодштовке учителей (Teacher Training Agency, в дальнейшем - ТТА (í-ro сентября 2005 г. ТТА стало TD А, т. е. Агентством обучения и развития школ (the Training and Development Agency for schools)) и Советом по высшему образованию (National Council for Education and Training for Wales, в дальнейшем - ELWa) соответственно, что дает им право предлагать программы, которые ведут к получению «Статуса квалифицированного учителя» (QTS). Высшие учебные заведения, с привлечением партнерских школ, отвечают за составления плана курса и управление им, а также за набор, отбор, обучение и оценивание студентов.

Партнерские отношения вузов со школами вовлекают последних в планирование курсов подготовки учителей (initial teacher training, в дальнейшем - ITT) и набор кандидатов, а также в обучение и оценивание практикантов.

Подготовка учителей (Англия и Уэльс), сосредоточенная в Школах (School-Centred Initial Teacher Training, в дальнейшем - SCITT), - это аспирантская программа. SCITT была введена согласно разделу 12 «Закона об образовании» от 1994 г, и эта программа дает право школам и объединениям школ, аккредитованных ТТА, предоставлять курсы начальной (базовой) подготовки учителей. Школы берут на себя руководство разработкой программы подготовки и, по своему желанию, могут работать с рядом партнеров, включая вузы, местные органы народного образования (Local Educational Authority, в дальнейшем - LEA) и др. Право проходить эти курсы имеют студенты с утвержденной университетской степенью или ее эквивалентом; по их окончании они получают «Сертификат аспиранта в области образования» (Postgraduate Certificate in Education, в дальнейшем - PGCE) и «Статус квалифицированного учителя» (QTS).

Инспекторы Министерства просвещения (Ministry of Education), обладающие большими полномочиями и авторитетом, проводят соответствующие проверки. Их называют «инспекторами Ее Величества». «Закон об образовании» 1994 г (с поправками, внесенными «Законом о преподавании и высшем образовании» 1998 г.) дает главному инспектору Ее Величества над школами Англии (Her Majesty's Chief Inspector, в дальнейшем - HMCI) полномочия проводить инспекции и делать отчеты о ITT-подготовке учителей. Все проверки ГГГ-курсов ведутся на основе «Плана оценивания качества» и Стандартов ПТ-курсов, который был разработан Ofsted совместно с ТТА.

В Уэльсе «Закон об образовании» (с поправками, внесенными «Законом о преподавании и высшем образовании» 1998 г.) уполномочивает Estyn, Инспекторат Ее Величества над Образованием и Обучением в Уэльсе, проводить инспекции и делать отчеты о курсах начальной (базовой) подготовки школьных учителей.

В Северной Ирландии подготовка учителей (ITT) по базовым университетским курсам и курсам аспирантуры осуществляется в пяти высших учебных заведениях,

включая Открытый университет Северной Ирландии. Студентам, прошедшим эти программы, присваивается статус «имеющего право преподавать». Университетские курсы разрабатываются и выполняются с участием школ. Тесные партнерские отношения между соответствующими учреждениями (школы, советы по образованию и библиотекам и, иногда, советы по католическим школам) считаются важными на всех стадиях развития преподавателей, начиная от начальной (базовой) подготовки и практики и заканчивая начальным профессиональным развитием. Партнерские отношения между школами и поставщиками услуг ITT-подготовки включают разработку мер по поддержке студентов в школах, но ответственность за оценивание успехов студентов - будущих преподавателей во время их практики в школах лежит на вузах. Департамент образования (DE) отвечает за аккредитацию курсов начальной (базовой) подготовки учителей (ITT) на основании отчетов от инспектората.

Дальнейшую информацию о роли и ответственности различных партнеров в сфере преподавательского образования в Северной Ирландии можно найти в «Руководстве по партнерству в сфере преподавательского образования» (The Teacher Education Partnership Handbook (NITEC и CEPD, 1998)).

Содержание курсов подготовки и минимальный период практического и преподавательского опыта в школах в общих чертах определяется Правительством. В Англии и Уэльсе институты получают аккредитацию от Агентства подготовки учителей (ТТА) или Совета по высшему образованию (ELWa) соответственно. Институты сами принимают решения по детальной организации учебных курсов.

В Англии нет учебного плана подготовки учителей как такового. Издание «Право преподавать» (DfES и ТТА, 2002) определяет и предлагает примеры Стандартов, которым преподаватели-практиканты должны соответствовать, чтобы получить «Статус квалифицированного учителя» (QTS), а также излагает требования к поставщикам образовательных услуг в отношении начальной подготовки учителей (ITT).

Поставщики ITT-услуг, которые соответствуют критериям, установленным министром, получают аккредитацию у ТТА на предложение программ, ведущих к получению «Статуса квалифицированного учителя» (QTS). Поставщики ITT-услуг включают высшие учебные заведения и специальных поставщиков услуг подготовки учителей, сосредоточенных в школах (Skits). Они отвечают за планирование курса и управление им, а также за набор, отбор, подготовку и оценивание студентов. Школы, имеющие партнерские отношения с вузами, тоже вовлечены в планирование ГГТ-курсов и набор кандидатов, а также в обучение и оценивание практикантов.

В сентябре 2002 г. Стандарты ITT-курсов и набор на эти курсы были пересмотрены; новые правила теперь изложены в документе «Право преподавать». Они изложены в трех взаимосвязанных разделах, которые описывают критерии получателя статуса:

1. «Профессиональные достоинства и практика»: эти Стандарты являются производными из «Профессионального кодекса Общего преподавательского совета Англии» (General Teaching Council for England, в дальнейшем - GTCE);

2. «Знания и понимание»: эти Стандарты требуют от квалифицируемых учителей «уверенности и авторитетности» в предметах, а также четкого понимания того, как дети должны продвигаться в обучении, и что учителю следует ожидать от достижений детей;

3. «Преподавание»: эти Стандарты относятся к навыкам планирования, проверки и оценивания, и также управлению классом и преподаванию. Они опираются на знания, которые охватываются вышеизложенными двумя разделами.

Эти Стандарты применимы ко всем учителям-практикантам, включают четкие предписания относительно профессиональных качеств и практики. Они не указывают, каким именно образом необходимо вести или организовывать подготовку, дают поставщикам услуг начальной подготовки учителей независимость при разработке и преподавании курсов. Требования излагаются в четырех разделах: 1) правила приема практиканта; 2) подготовка и оценивание; 3) ПТ-партнерство; 4) обеспечение качества.

ITT-программы часто предлагаются в виде академических программ. Они могут включать элементы, которые относятся, например, к управлению классом учеников, планированию уроков, постановлению целей обучения, обучение детей с разными способностями и/или использование информационных технологий (Information Communication Technology - ICT) в эффективном преподавании и управлении поведением. Сначала практиканты могут просто наблюдать и перенимать опыт других учителей. Затем постепенно их могут ввести в управление большими группами детей. Потом они могут попробовать преподавать в полных классах под наблюдением своего школьного руководителя. Если учитель-практикант обучается по программам, основанным на преподавании в школах, как, например, «Начальная подготовка учителей, сосредоточенная в школе» (SCITT), «Дипломная учительская программа» (Graduate Teacher Programme, в дальнейшем - GTP) или «Программа зарегистрированных учителей» (Registered Teacher Programme, в дальнейшем - RTP), то он учится преподавать «на работе» при поддержке более опытных учителей. Кроме того, он может получать теоретическую подготовку, охватывающую те же аспекты, что и вузовские курсы подготовки учителей.

После получения QTS («Статуса квалифицированного учителя»), все молодые учителя - NQT проходят период обязательной практики. Это дает им право на профессиональное развитие во время их работы по достижению Стандартов обязательной практики, соответствие которым они должны продемонстрировать в конце периода обязательной практики. Они также должны постоянно подтверждать свое соответствие Стандартам QTS-статуса.

В 1996 г. в Северной Ирландии были введены новые правила в отношении курсов начальной (базовой) подготовки учителей (ITT), которые ведут к получению статуса «имеющего право преподавать» (DENI, 1996). Эти правила основаны на обретении ключевой компетентности в рамках координированной, интегрированной схемы образования, связанной с начальной (базовой) подготовкой учителей, обязательной практикой и начальным профессиональным развитием. Эти области компетентности: 1) понимание учебного плана и профессиональные знания; 2) предметные знания и их применение; 3) методика и стратегия преподавания и управление классом; 4) оценка и учет успехов учеников; 5) основы для дальнейшего профессионального развития.

В Северной Ирландии обязательная практика и начальное профессиональное развитие являются существенными фазами единого, компетентностного подхода к подготовке учителей, которая состоит из трех стадий:

1. Начальная (базовая) подготовка учителей в высшем учебном заведении;

2. Период обязательной практики на первом месте работы;

3. Период начального профессионального развития.

Требования в отношении периода обязательной практики, которые были введены в 1997/98 гг., изложены в «Руководстве по партнерству в педагогическом образовании» (NITEC и CEPD, 1998). Полную информацию о периоде обязательной практики можно найти на Интернет-сайте Агентства подготовки учителей5.

В 1996 г. существующий в то время Департамент образования Северной Ирландии (DENI) пересмотрел Стандарты и предоставление начальной (базовой) подготовки учителей. Основные рекомендации Комитета Северной Ирландии по педагогическому образованию (The Northern Ireland Teacher Education Committee - NITEC), которые были приняты министром образования и вступили в силу с сентября 1996 г., заключались в следующем:

• период практики в школах был увеличен, с тем чтобы придать вес этому важному элементу обучения;

• все курсы по подготовке учителей в Северной Ирландии сейчас основываются на развитии «особых навыков и компетентности»;

• в конце курса учителя, только что получившие «квалификацию» («начинающие учителя»), предоставляют очерк о своей профессиональной компетентности в качестве помощи для дальнейшего развития;

• ответственность за оценивание студентов во время практики в школах остается за высшими учебными заведениями без формального контрактного участия школ, но с возможностью более полного добровольного сотрудничества, если школы того желают (DENI, 1996).

Компетентностный подход используется как основа педагогического образования с начала 1996/97 учебного года. Период обязательной практики после получения квалификации был введен в 1997/98 гг.

Особое внимание в подготовке учителей Великобритании обращается на вопросы школьной адаптации ребенка, интеграции детей разных этнических групп в школьную среду, обучения детей иммигрантов. Соответствующие разделы включены в курсы педагогики по рекомендации Европейского совета по образованию. Эти курсы готовят учителей к работе с детьми, плохо владеющими языком страны пребывания и испытывающими в связи с этим психологический дискомфорт6. В Великобритании при подготовке учителей принимается во внимание проблема толерантности и преподавания в многонациональном обществе.

Резюмируя, можно сказать, что в системе педагогического образования Великобритании в конце XX в. произошел ряд преобразований, которые выразились в модернизации содержания, методов и форм подготовки учителей.

1 Barrow R. Teacher Education: Theory and Practice // British Journal of Educational Studies. 1990. Vol. 38. № 4. P. 94.

2 Андреева Г.А. Модернизация системы высшего педагогического образования в Англии (70 - 90-е годы XX в.). М., 2002. С. 104.

3 Андреева Г.А. Указ. соч. С. 124.

4 Образование на Информ Киоске / http://www.infomikiosk.com.

5 Агентство подготовки учителей / http://www.tta.gov.uk/induction.

6 Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. 1994. № 3. С. 96.

[Рецензент: канд. педаг. наук, доц. В.К. Елманова]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.