УДК 377.8 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1 -64-68
Стандартизация в системе профессиональной подготовки
алжирских учителей Н. Си Насер, Е. В. Кондратенко
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Целью исследования является определение организационно-педагогических условий стандартизации педагогического образования и профессиональной деятельности педагога в Алжирской Народной Демократической республике. Авторами проведен сравнительный анализ различных групп национальных стандартов, определяющих содержание профессиональной подготовки и профессионального роста педагогов: стандартов, связанных с деятельностью педагога и его профессиональной подготовкой: образовательные стандарты, определяющие содержание профессиональной подготовки учителей в колледжах, институтах и университетах; профессиональных стандартов педагогов, содержащих требования, которые предъявляются к профессиональной компетенции уже работающего учителя; стандартов оценки качества образования, которые определяют требования к результатам деятельности педагога, к соблюдению им условий организации образовательного процесса в школе; стандартов программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов. Рассмотрен генезис стандартизации в системе профессиональной подготовки алжирских педагогов. В статье сформулированы и обоснованы организационно-педагогические условия стандартизации профессиональной подготовки алжирских учителей: ориентация на позиции компетентностного подхода и требования международных стандартов в области образования и оценки его качества; учет кадровых потребностей национальной системы образования Алжира и образовательных запросов различных категорий алжирских учителей; обеспечение реализации принципа непрерывного профессионального образования педагогов через разработку и внедрение различных форм повышения квалификации и переподготовки алжирских учителей.
Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональный стандарт, стандартизация педагогического образования, национальная система образования Алжира.
Для цитирования: Си Насер Н., Кондратенко Е.В. Стандартизация в системе профессиональной подготовки алжирских учителей // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 64-68. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-64-68
Standardization in the vocational training system of Algerian teachers
N. Si Naser, E. V. Kondratenko
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
The purpose of the study is to determine the organizational and pedagogical conditions for the standardization of teacher education and the professional activities of a teacher in the Algerian People's Democratic Republic. The authors conducted a comparative analysis of various groups of national standards that determine the content of professional training and professional development of teachers: standards related to the activities of the teacher and his professional training: educational standards defining the content of professional teacher training in colleges, institutes and universities; professional standards of teachers, containing requirements that are presented to the professional competence of an already working teacher; standards for assessing the quality of education, which determine the requirements for the results of the teacher's activities, for his observance of the conditions for organizing the educational process at school; standards of professional retraining and continuing education programs for teachers. The genesis of standardization in the vocational training system of Algerian teachers is considered. The article formulates and substantiates the organizational and pedagogical conditions for standardizing the professional training of Algerian teachers: focusing on the positions of the competency-based approach and the requirements of international standards in the field of education and assessment of its quality; taking into account the staffing needs of the national education system of Algeria and the educational needs of various categories of Algerian teachers; ensuring the implementation of the principle of continuing professional education of teachers through the development and implementation of various forms of advanced training and retraining of Algerian teachers.
© Си Насер Н., Кондратенко Е. В., 2020
Keywords: educational standards, professional standard, standardization of teacher education, Algeria's national education system.
For citation: Si Naser N., Kondratenko E.V. Standardization in the vocational training system of Algerian teachers. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 1, pp. 64-68. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-141-64-68 (In Russ.).
Современный контекст профессиональной подготовки алжирских педагогов характеризуется процессами, которые связаны с изменением представлений о сущности и целях педагогического образования, стремительно развивающимися инновационными процессами, касающимися как его содержания, так и технологий его реализации, введением профессиональных стандартов педагога, отражающих обновление социальных требований к системе подготовки педагогов и их готовности к непрерывному развитию. Данные преобразования требуют поиска иных подходов к организации всей системы профессиональной подготовки педагогов, способной обеспечить возможность их саморазвития и самореализации, изменяют взгляд на место и деятельность учителя в современном алжирском обществе. Кроме того, важным фактором реформирования алжирской системы профессиональной подготовки педагогов и адаптации ее к требованиям международного образовательного пространства на современном этапе является создание условий для реализации принципа непрерывности профессионального роста педагога. Одним из значимых условий реализации принципа непрерывности профессионального образования и обеспечения его качества является стандартизация педагогического образования. По определению, данному Международной организацией по стандартизации (ISO), стандартизация рассматривается как «установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности».
Поскольку квалифицированные педагогические кадры являются решающим условием обеспечения качества национального образования, подготовка компетентных учителей и стандартизация педагогического образования находятся в центре внимания образовательной политики различных стран.
Целью исследования является определение организационно-педагогических условий стандартизации педагогического образования в Алжирской Народной Демократической республике.
Стандарты системы качества в сфере образования разработаны на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Среди них - международный стандарт ISO/IWA 2 «Qualitymanagement systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению IS09001:2000 в образовании). Данный международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 - International Workshop Agreement) 2002 года в Мексике. На сегодняшний день действует вторая редакция стандарта, принятая в 2007 году -«IWA 2:2007.Системы менеджмента качества».
В настоящее время в алжирской системе образования действуют несколько групп стандартов, связанных с деятельностью педагога и его профессиональной подготовкой: образовательные стандарты, определяющие содержание профессиональной подготовки учителей в колледжах, институтах и университетах; профессиональные стандарты педагогов, содержащие требования, которые предъявляются к профессиональной компетенции уже работающего учителя; стандарты оценки качества образования, которые определяют требования к результатам деятельности педагога, к соблюдению им условий организации образовательного процесса в школе; стандарты программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Все эти группы стандартов находят свое отражение в законе Министерства народного образования Алжира, определяющем требования к организации обучения и профессиональной подготовки учителей, их продвижения по службе и содержание учебных программ профессиональной подготовки педагогов [5]. Совокупность указанных стандартов была положена в основу реформирования педагогического образования
в Алжире, начатого в 2003 году Министерством национального образования (Закон № 03/14 от 25 октября 2003 года) [4], во многом благодаря программе поддержки ЮНЕСКО, одним из пунктов которой стала модернизация профессиональной подготовки педагогов для всех уровней образования [2]. Процесс подготовки учителей для алжирских школ был объявлен Министерством национального образования краеугольным камнем новой образовательной реформы, позволяющей привести систему алжирского образования в соответствие с мировым уровнем [4].
Подготовка к стандартизации педагогического образования была начата в 2001 году. В документах Национального комитета по реформе образования (2001 г.) указывалось на необходимость создания специального комитета для разработки стандартов, в функции которого входило бы изучение потребностей системы образования Алжира в области подготовки педагогических кадров, организация участия в разработке стандартов не только самих педагогов и экспертов в области образования, но и широкой общественности, сбор, анализ предложений по содержанию стандартов и предоставление их комитету по образованию [3]. Разработанные Национальным комитетом по реформе образования стандарты регламентировали цели и задачи программ профессиональной подготовки учителей, конкретизировали содержание и методы этой подготовки с учетом социокультурной ситуации развития алжирской системы образования. Базовыми основами стандартизации системы профессиональной подготовки педагогов стали ориентация алжирской системы образования на культурное наследие арабской нации и присущие ей ценности; повышение качества образования за счет использования достижений науки и техники; связь образования с потребностями и развитием общества; поддержка культурного единства арабских народов; развитие системы управления образованием путем принятия принципов децентрализации и эффективного планирования в области образования; открытость миру и использование передового международного опыта и возможностей международного сотрудничества [6].
К первой группе стандартов относятся стандарты педагогического образования, которые определяют структуру и содержание профессиональной подготовки будущих учителей в национальных университетах и институтах и педагогических колледжах Алжира. Содержательно они
объединяют три ключевых аспекта подготовки будущих алжирских учителей: общая культура, специализация и педагогика. В колледже или университете будущий учитель сначала изучает общеобразовательные предметы: национальный язык, иностранный язык, философию, политику, географию, историю, социологию, экономику, математику, затем получает научные знания по предметам, которые он будет преподавать и только после этого приступает к изучению педагогики, психологии и методики преподавания. Формируемые в соответствии с образовательными стандартами профессиональные компетенции закрепляются на практике: студенты сначала выходят на уроки под руководством школьных учителей и преподавателей от университета, а затем проходят практику в течение длительного времени в школах под надзором школьных инспекторов.
Ко второй группе стандартов отнесены стандарты, определяющие содержание профессиональной деятельности педагога и раскрывающие ее сущность через характеристики компетенций, необходимых педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Структура данного вида стандартов для учителей содержит требования к образованию и образовательному уровню педагогов, определяет требования к оценке уровня образования и процедурам аккредитации и сертификации, конкретизирует основное содержание образовательных программ и используемых образовательных технологий, в том числе информационных1.
Стандарт регламентирует не только требования к профессиональным знаниям педагогов и их профессиональному опыту, но и формулирует нормы профессиональной этики и профессиональной культуры педагога, регулирующие их взаимодействие с обучающимися, администрацией школы, коллегами и другими.
Несмотря на ориентированность профессиональных стандартов алжирских педагогов на духовные ценности ислама, они до сих пор сохраняют аналогии с профессиональными стандартами во Франции, в частности, при определении уровней образовательного мастерства педагога.
1 Министерство высшего образования готовит новую схему обучения в соответствии с требованиями общества / Джамел Букеззата 2017 // газета Эль Наср; Создать план по улучшению подготовки. URL: https://www.annasronline.com/mdex.php/2014-08-09-10-33-20/2014-08-23-11-15-15/84404-2017-11-26-22-20-00 (дата обращения: 20.12.2019). (араб.).
Так, в алжирском профессиональном стандарте педагогов выделены:
1) базовый уровень, к которому относятся выпускники педагогических колледжей;
2) профессиональный уровень, к которому могут быть отнесены квалифицированные преподаватели и учителя, прошедшие аккредитацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
3) третий уровень составляют высококвалифицированные учителя с опытом и навыками, признанными коллегами и родительским сообществом;
4) уровень главных учителей, который включает учителей, окончивших национальные университеты и институты.
Профессиональные стандарты педагога являются инструментами оценки уровней мастерства учителей всех штатов и регулярно обновляются в соответствии с требованиями образовательной политики [9].
Третья группа стандартов включает стандарты образовательного надзора в области образовательной деятельности [1]. Под образовательным надзором понимается оценка и мониторинг результатов образовательного процесса и организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение образовательных целей. Проблемы и нарушения стандартов, выявленные в ходе образовательного надзора, являются основой для определения профессиональных дефицитов педагогов, конкретизации их потребностей в области повышения профессионального уровня. На уровне образовательной организации функцию образовательного надзора исполняет инспектор, который не только контролирует деятельность педагогов, но и помогает решить им проблемы профессионального роста, оказывая консультационные услуги и организуя работу групп учителей. При этом оценка деятельности учителя основывается на объективных принципах и методах, определенных данными стандартами [7].
К четвертой группе можно отнести стандарты для программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации алжирских педагогов [10].
Проблема профессиональной переподготовки и повышения квалификации уже практикующих учителей актуальна для алжирской системы об-
разования, поскольку, несмотря на то, что около 6 тысяч педагогов ежегодно выпускаются из алжирских университетов и колледжей, ежегодная потребность национального сектора образования оценивается примерно в 20 тысяч педагогов. В связи с этим обучение без отрыва от педагогической деятельности и предоставление работающим учителям возможностей профессионального развития через систему программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации является не только важнейшим условием развития системы национального образования, но и фактором реализации принципа непрерывности педагогического образования, обновления научного и методического опыта алжирских учителей, их карьерного продвижения и профессионального роста [8].
В программах непрерывного образования, соответствующих профессиональным стандартам данной группы, используются разные методы, которые позволяют учителям получать актуальную информацию, касающуюся содержания и методики преподавания, развивать имеющиеся профессиональные компетенции и формировать новые. При этом конструирование планов профессионального развития учителей носит индивидуальный характер и формируется с учетом образовательных потребностей и профессиональных затруднений.
Таким образом, в структуре стандартизации профессиональной деятельности алжирских педагогов находят свое отражение все этапы системы непрерывного образования.
Анализ стандартов профессиональной подготовки и профессиональной деятельности алжирских педагогов позволяет выявить следующие организационно-педагогические условия стандартизации: ориентация на позиции компетент-ностного подхода и требования международных стандартов в области образования и оценки его качества; учет кадровых потребностей национальной системы образования Алжира и образовательных запросов различных категорий алжирских учителей; обеспечение реализации принципа непрерывного профессионального образования педагогов через разработку и внедрение различных форм повышения квалификации и переподготовки алжирских учителей.
Литература
1. Ali Barajel, Yousef Adhan: The Methodology of Educational Reform and the Impediments of Implementing Quality Systems in Education, The Basic Stakes for the Activation of Educational Reform in Algeria, The Third Forum held 6/7 May 2009 Publications of the Educational Issue in Algeria under the Current Challenges Mohammed Khader Biskra University , No. 5, June 2009, pp. 283-298.
2. Boaisha Noura: Teaching practices for teachers in the light of the approach of teaching competencies - a field study on a sample of inspectors - Master thesis, Department of Psychology and Science Education, Teaching Science, University of Qasidi Marbah, 2008, pp. 90-95.
3. Joint Ministerial Decree dated 17 November 2013, fixing the organization of the training, the training of teachers, the promotion of teachers and the content of the training programs; Official Gazette n ° 43 dated 4 May 2014.
4. National Commission for Education Reform // General Report of the National Committee for Education Reform. Draft. March 6, Algeria, 2001. P. 12-16. (араб.).
5. Ministerial Resolution No. 245 issued by the Ministry of National. Education regarding the educational system. 2003. P. 2-5. (араб.).
6. National office of Statistics Algeria. Figures No. 48. 2018. P. 24-29. (араб.).
7. Bin Ammar Hassiba: Training of Teachers in Algeria // Master Thesis. Algeria, 2008. P. 178-201. (араб.).
8. Khalidi Ahmed: System of teacher training in Algeria within the framework of comprehensive quality standards, continuous training // PhD thesis. University of Oran, Algeria. P. 70-75. (араб.).
9. Abdel-Gawad Nour El-Din: Rehabilitation of Education Standard // Gulf Countries Magazine. No. 43. 2013. P. 54-59. (араб.).
10. Abdel-Hakim Belabed: Ministry of National Education, Ministerial Circular No. 884 for the academic year 2017-2018, defining the modalities and organization of educational programs. 12-7-2018. P. 134. (араб.).
1. Ali Barajel, Yousef AdhanThe Methodology of Educational Reform and the Impediments of Implementing Quality Systems in Education, The Basic Stakes for the Activation of Educational Reform in Algeria, The Third Forum held 6/7 May, 2009 Publications of the Educational Issue in Algeria under the Current Challenges Mohammed Khader Biskra University, 2009, no. 5, June pp. 283-298. (In Eng.).
2. Boaisha Noura: Teaching practices for teachers in the light of the approach of teaching competencies - a field study on a sample of inspectors - Master thesis, Department of Psychology and Science Education, Teaching Science, University of Qasidi Marbah, 2008, pp. 90-95. (In Eng.).
3. Joint Ministerial Decree dated 17 November 2013, fixing the organization of the training, the training of teachers, the promotion of teachers and the content of the training programs; Official Gazette no. 43, dated 4 May, 2014. (In Eng.).
4. National Commission for Education Reform. General Report of the National Committee for Education Reform, Algeria, 2001, pp. 12-16. (In Arabic.).
5. Ministerial Decision № 245, issued by the Ministry of National Education regarding the educational system, 2003, pp. 2-5. (In Arabic.).
6. Algerian National office of Statistics. Algeria in Figures, 2018, no. 48, pp. 24-29. (In Arabic.).
7. Bin Ammar Hassiba: Training of Teachers in Algeria. Master Thesis, Algeria, 2008, pp. 178-201. (In Arabic.).
8. Khalidi Ahmed: System of teacher training in Algeria within the framework of comprehensive quality standards, continuous training. PhD thesis, University of Oran, Algeria, pp. 70-75. (In Arabic.).
9. Abdel-Gawad Nour El-Din: Rehabilitation of Education Standards. Gulf Countries Magazine, 2013, no. 43, pp. 54-59. (In Arabic.).
10. Abdel-Hakim Belabed: Minister of National Education, Ministerial Circular no. 884 for the academic year 2017-2018. defining the modalities and organization of educational programs. 12-7-2018, p. 134. (In Arabic.).
References
Статья поступила в редакцию 14.01.2020 г.; принята к публикации 15.02.2020 г.
Submitted 14.01.2020; revised 15.02.2020. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Об авторах Си Насер Наима
аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected]
About the authors Naima Si Naser
Postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected]
Кондратенко Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected]
Elena V. Kondratenko
Ph. D. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected]