Научная статья на тему 'Стандартизация учета и ее роль в повышении надежности и прозрачности информации'

Стандартизация учета и ее роль в повышении надежности и прозрачности информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация учета и ее роль в повышении надежности и прозрачности информации»

© А.В. Глущенко, 2004

СТАНДАРТИЗАЦИЯ УЧЕТА И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

A.B. Глущенко

Растущая глобализация мировой экономики настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того самого «универсального языка», на котором способны общаться бизнесмены всего мира, независимо от национальности, государственной принадлежности и других частностей.

Такое единство обеспечивается применением Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

МСФО — это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования бухгалтерского учета во всем мире, представляющая собой свод правил бухгалтерского учета, информация которого предназначается для представления различным пользователям, интересующимся результатами деятельности и финансовым состоянием составителя отчетности.

Российская Федерация не может стоять в стороне от глобализационных тенденций в мировой экономике, и этим объясняется продолжение важной работы по переводу российского бухгалтерского учета на международные нормы, начавшейся в 1998 г. с принятия Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

В связи с этим Министерство финансов РФ утвердило 20 национальных стандартов в виде положений по бухгалтерскому учету. При их разработке основополагающую роль играет четкость используемого понятийного аппарата, вытекающего из действующих международных стандартов.

Международные и национальные стандарты формулируют общие принципы, которыми должны руководствоваться предприятия при организации учета. К настоящему времени наработан достаточно обширный перечень стандартов, регламентирующих практически все вопросы учета. Однако все упомянутые стандарты (и международные, и национальные) носят «внешний» по отношению к предприятию характер. Они были разработаны «вне» предприятия.

Наличие «внешних» стандартов является необходимым, но далеко не достаточным условием обеспечения качества информационной системы. Кроме «внешних» должны быть и «внутренние», содержащие более детализированные принципы, регламентирующие отдельные аспекты учета, учитывающие отраслевые и географические особенности организации.

Объясняется это, в первую очередь, требованиями внешнего законодательства по созданию определенного набора внутренних нормативных документов: «Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета»2.

Во-вторых, необходимость внутреннего нормативного регулирования вытекает из недостатков международных3 и национальных стандартов4, выявленных в результате их изучения. Они заключаются в следующем:

• при всем своем многообразии они содержат пробелы и не охватывают все аспекты учета;

• формулируют принципы учета в общем виде и их необходимо конкретизировать применительно к данному предприятию;

• содержат многовариантность положений и предприятию необходимо выбрать те варианты, которые будут использоваться;

• не учитывают отраслевые, географические особенности;

• могут содержать противоречивые нормы, вносящие хаос в организацию бухгалтерского учета;

. просто не подходят для данного предприятия.

Внутренние стандарты, напротив, позволяют конкретизировать общие принципы применительно к видам объектов учета, операционным и географическим сегментам; создать технологическую основу для выполнения работ, обеспечить получение исполнителем ответов на вопросы «что делать» и «как делать». Кроме того, наличие внутренних нормативных документов создает предпосылки для реализации двух важнейших управленческих функций: планирования и контроля.

В качестве направлений внутренней стандартизации учета мы выделяем следующие: стандартизация финансового учета; стандартизация управленческого учета; стандартизация налогового учета; стандартизация экологического учета и другие в зависимости от видов учета, применяемых в организации.

Для реализации первого направления мы рекомендуем организациям самостоятельно разрабатывать Систему ведения бухгалтерского учета, представляющую собой совокупность внутренних нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета.

Совокупность внутренних нормативных документов, на наш взгляд, может включать:

1. Группу стандартов, регламентирующую методические аспекты бухгалтерского учета.

2. Группу стандартов по организации ведения бухгалтерского учета, т. е. организационно-технические стандарты.

3. Классификаторы и справочники.

4. Инструкции, регламентирующие деятельность конкретных работников.

В первую группу рекомендуем включить:

• Общий стандарт «Положение о Системе ведения бухгалтерского учета», в котором выделяются основные объекты учета, дается им определение, описывается структура самой Системы ведения бухгалтерского учета, формулируются назначение и требования к содержанию входящих в нее документов.

• Группу стандартов, регламентирующих порядок ведения отдельных объектов. Она включает «Учет нематериальных активов», «Учет основных средств», «Учет материалов», «Учет готовой продукции», «Учет дебиторской задолженности», «Учет денежных средств», «Учет займов и кредитов», «Учет кредиторской задолженности», «Учет капитала», «Учет доходов», «Учет расходов» и другие.

• Стандарты по составлению отчетности, раскрывающие требования к порядку формирования внешней отчетности. Как показывает практика, потребность в разработке стандартов по составлению внешней отчетности возникает на средних, крупных предприятиях, и особенно в холдинговых структурах. Они позволяют: конкретизировать отдельные моменты, достаточно укруп-ненно представленные во внешних нормативных актах; выделить и обосновать особенности формирования отчетности в данной организации.

• Стандарт «Учетная политика», выделяющий специфические для данного предприятия способы учета и таким образом обеспечивающий «технологическую» основу для ведения бухгалтерского учета. При разработке данного стандарта необходимо помнить, что он является активным управленческим инструментом, позволяющим вести эффективное налоговое регулирование, и связующим звеном между внешним законодательством и внутренними нормами организации.

Группу стандартов По организации ведения бухгалтерского учета можно разбить на подгруппы:

• «организационные» стандарты, регламентирующие структуру бухгалтерской службы и порядок ее взаимодействия с другими подразделениями организации;

• «технологические» стандарты, определяющие формы ведения бухгалтерского учета, правила документирования хозяйственных операций, порядок исполнения первичных документов и регистров учета;

• «контрольные» стандарты, призванные, в первую очередь, обеспечить конт-

76

А.В. Глущенко. Стандартизация учета

роль правильности использования имущества организации.

В качестве иллюстрации организационных стандартов автор предлагает стандарт «Положение о структуре бухгалтерской службы». В нем, прежде всего, будет зафиксировано: учреждена ли бухгалтерская служба как структурное подразделение организации; введена ли в штат должность бухгалтера; передано ли на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; ведет ли бухгалтерский учет лично руководитель. Отдельные главы будут посвящены распределению обязанностей между счетными работниками и должностным инструкциям.

К технологическим стандартам можно отнести «Положение о порядке исполнения первичных учетных документов», оно отражает как общие, применимые ко всем категориям документов, принципы исполнения документов, так и формулирует особенности исполнения первичных учетных документов с учетом требования внешних нормативных актов. В данном стандарте отражается классификация первичных документов, требования к ним, общие правила их составления, порядок исполнения и т. д. В качестве приложений можно рекомендовать: перечень основных видов первичных документов, используемых в организации; схему исполнения входящих документов; журнал регистрации документов; схему исполнения первичных учетных документов, создаваемых в организации; альбом форм первичных учетных документов; перечень допустимых сокращений.

Типичным примером контрольных стандартов является стандарт «Положение о порядке проведения инвентаризации». В отдельных его главах отражается назначение стандарта, область применения, термины и сокращения, описание методики. При описании методики раскрываются: цель и объекты инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, виды инвентаризации и сроки ее проведения, общий порядок проведения, правила заполнения документарных форм, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств. Вместе с тем в организации разрабатываются: форма приказа генерального директора об утверждении постоянно действующей инвентаризационной комиссии; журнал регистрации работы, выполненной постоянно дей-

ствующей и рабочей инвентаризационных комиссий; реестр документов по инвентаризации; план проведения инвентаризаций.

В качестве классификаторов можно использовать классификаторы основных средств, классификаторы затрат, Рабочий план счетов, Альбом хозяйственных ситуаций и бухгалтерских проводок и др.

Инструкции регламентируют проведение конкретных операций конкретными исполнителями при ведении бухгалтерского учета. Они разрабатываются на основе внутренних стандартов. Примерами могут являться «Инструкция по расчету амортизационных отчислений», «Инструкция о порядке проведения инвентаризации незавершенного производства», «Инструкция по отражению в учете процесса заготовления» и т. д.

Для реализации стандартизации управленческого учета предлагаем Систему ведения управленческого учета, как совокупность приемов и способов ведения управленческого учета, представляющую собой систему внутренних нормативных документов по управленческому учету. Она включает: группу стандартов, регламентирующую методологические аспекты управленческого учета (в т.

ч. общий стандарт «Положение о Системе ведения управленческого учета», стандарты, регламентирующие учет затрат, учет расчетов между внутренними структурными подразделениями, внутреннюю отчетность и т. д.); группу стандартов по организации ведения управленческого учета; классификаторы и справочники; инструкции.

Говоря о стандартизации учета, следует понимать, во-первых, что процесс разработки внутренних нормативных документов следует рассматривать не как разовую, единовременную акцию, а как постоянную практику и, во-вторых, Система ведения бухгалтерского учета, представляющая собой совокупность внутренних нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, является составной частью Системы внутреннего нормативного регулирования. Успешная стандартизация учетного процесса возможна только при стандартизации всех процессов организации.

Из вышесказанного следует необходимость стандартизации учета на трех уровнях: международном, национальном, внутрифирменном.

Высокое качество стандартов, охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, последовательное и полное вы-

полнение их предписаний обеспечивают необходимую прозрачность финансовой отчетности для всех потенциальных пользователей. Полное раскрытие информации — залог прозрачности представляемой отчетности, без которой невозможно достичь необходимого доверия между операторами любого рынка.

Надежность и прозрачность информации определяется высоким качеством стандартов учета и отчетности, готовностью тех, кто составляет отчетность, неукоснительно следовать установленным стандартам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. 1998. № 5. С. 9—13.

2. Федеральный закон от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Основные документы бухгалтерского учета. М., 2000. 96 с.

3. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М., 2003. 456 с.

4. Нормативная база бухгалтерского учета: Сб. офиц. док. / Предисл. и сост. А.С. Бакаева. М., 2003.400 с.

A. B. Глущенко. Стандартизация учета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.