Научная статья на тему 'Стандартизация технической эстетики: за и против'

Стандартизация технической эстетики: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Тамара, Гаврыш Виктор

Тема промышленного дизайна неоднократно поднималась на страницах нашего журнала. Очередное заседание научной гостиной было посвящено обсуждению механизмов интеграции отечественного дизайна в национальную промышленную среду и в международные профильные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The standardization of technical aesthetics: pros and contras

There is given the information on the domestic design integrating to the national industrial environment and international core enterprises mechanisms.

Текст научной работы на тему «Стандартизация технической эстетики: за и против»

Стандартизация

Тема промышленного дизайна неоднократно поднималась на страницах нашего журнала. Очередное заседание научной гостиной было посвящено обсуждению механизмов интеграции отечественного дизайна в национальную промышленную среду и в международные профильные структуры. По существу, экспертам предложили подумать над тем, как органично вписать их деятельность в экономику Беларуси и мира.

Главный редактор журнала Жанна Комарова напомнила, что в белорусском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики сформировались фактически своя дизайнерская школа и хорошие традиции сотрудничества с ведущими отечественными предприятиями. К сожалению, с упразднением организации в сложные 1990-е гг. практически все это оказалось утраченным.

и

ПРОТИВ

Какая-то документация и методические наработки могли сохраниться в НПО «Центр». Можно ли вернуть потерянное и стоит ли этим заниматься,- поинтересовалась организатор встречи.

В ответ известный белорусский дизайнер Сергей Гуринович

обозначил множество проблем. С восстановлением утраченного возиться нет смысла, уверен он. Все развалено окончательно. Денег нет у общественного объединения белорусских дизайнеров даже на то, чтобы вступить в Международный Совет обществ промышленного дизайна (ICSID). А отечественое образование до сих пор не дает студентам степени бакалавра, что делает проблематичным продолжение их обучения в иностранных дизайнерских школах.

Основываясь на опыте работы с отечественными и международными компаниями, Сергей Михайлович заявил о нашем безнадежном отставании в области технической эстетики. Особенно впечатляющим получился рассказ о том, как обстоят дела с промышленным дизайном в Южной Корее. По его словам, в развитие этого направления там вкладывают гигантские деньги, активно развивают дизайнерские школы и приглашают лучших иностранных препо-

Синергия знаний

давателей. Иностранцы в основном занимаются технической эстетикой для малого и среднего бизнеса. При том, что малый и средний бизнес по-корейски, подчеркнул эксперт, - это уровень нашего «МАЗа». А крупные корейские корпорации вроде Samsung имеют собственные дизайнерские школы, которые направляют студентов на обучение в Великобританию, Францию, США и Японию.

Мнение Гуриновича поддержал Даниил Седнев, руководитель отдела дизайна Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.

Он коротко рассказал о своем опыте работы в ОКБ Тракторного завода, а затем в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси, и охарактеризовал ситуацию как плачевную: «Как семь лет назад, так и теперь никто в руководстве предприятий не понимает, зачем и для чего нужен дизайн». Неслучайно до сих пор на большинстве белорусских предприятий нет такого понятия, как плановая модернизация.

Между тем в институте проводилось соответствующее исследование на примере производителей грузовых автомобилей. Оказалось, что если у компании есть средства, то раз в пять лет она обязательно делает рестайлинг. Если денег много, то модернизация изделия происходит раз в три года. Для грузовиков проводят от двух до четырех рестайлингов, а раз в 15-20 лет на рынок выводят новое поколение техники, обладающее не только внешней, но и принципиальной технологической новизной. Соответствующие обоснования всегда готовят маркетологи. У нас же дизайнеры вынуждены доказывать руководству необходимость обновления внешнего вида изделий.

Седнев привел и такой пример. Благодаря стечению определенных факторов специалистам Объединенного института машиностроения удалось создать оригинальный дизайн новых трамваев компании «Штадлер». В полном соответствии с мировой практикой, когда внешний вид для конкретного региона разрабатывает местная дизайнерская фирма. А вот с поездами для Минского метро той же фирмы им поработать не доведется. Когда имеется договоренность о поставках без дополнительных условий, местные организации можно и не привлекать. Внешность поездов столичного метрополитена будет западного происхождения.

Преподаватель кафедры промышленного дизайна Белорусской государственной академии искусств Алесь Фоменко согласился с тем, что белорусские вузы готовят сегодня чистых дизайнеров. Но с теми, кто не знает технологию производства, на предприятии никто не станет разговаривать. Все будут решать конструкторы. А они, как и руководители предприятий, внедряют только то, что сами знают и умеют. То есть то же, что и 10 лет назад.

Руководитель группы дизайна БелАЗа Юрий Комлев подтвердил слова коллег. Он особо отметил отсутствие в стране нормативно-правовой базы деятельности дизайнеров. Сегодня результаты их труда субъективно оценивают руководители предприятий, не имеющие ни необходимой квалификации, ни заинтересованности во внедрении новых дизайнерских разработок. Отсутствие такого интереса объясняется необходимостью дополнительных затрат и неумением экономических служб достоверно спрогнозировать финансовый результат внедрения новых проектов.

Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости государственного регулирования дизайнерской деятельности. По их мнению, обязательные стандарты в области промышленного дизайна можно было бы разработать и имплементировать в рамах национальных программ модернизации производств. Однако до настоящего времени ситуация не вызывает оптимизма. Это подтверждается данными, которые представил заместитель директора НИИ физико-химических проблем БГУ Юрий Нечепуренко. Он сообщил, что на 1 января 2014 г. в Беларуси было зарегистрировано всего 3169 патентов на промышленные образцы. Из них около 54% - национальные, а остальные - иностранные. Другими словами, за 22 года в нашей стране защищено чуть более полутора тысяч новых дизайнерских решений. Это очень мало.

Эксперт по управлению интеллектуальной собственностью подчеркнул, что нормальная работа дизайнеров невозможна без гарантий защищенности результатов их труда. А Беларусь до сих пор не подписала Гаагское согла-

¿Л

шение о промышленной регистрации образцов. Если в области регистрации товарных знаков за последние 3-4 года произошел «прорыв», то в сфере технической эстетики все очень печально. И это при том, что именно дизайн напрямую связан с конкурентоспособностью товаров. Очевидно, это следствие неразворотливости крупных госпредприятий. Они мотивированы исключительно на увеличение выпуска продукции. Ведь даже маркетинг там финансируется по остаточному принципу. Что тогда говорить о технической эстетике?

Как следствие - белорусские товары пока еще сохраняют конкурентоспособность исключительно на рынках стран СНГ. В подтверждение этого Юрий Васильевич привел такие цифры. В Российской Федерации за 22 года зарегистрировано всего 597 белорусских промышленных образцов. Кроме этого, многие белорусские авторы работают на иностранные фирмы. По промышленным образцам точной статистики нет. Однако известно, что зарубежным заявителям выдано более 600 российских патентов на изобретения, авторами которых указаны белорусы. Это отражение общей ситуации в экономике и промышленности нашей страны и того, что талантливые люди у нас есть, но на родине они не находят себе применения.

Продолжением темы патентной защиты стало обсуждение воровства идей на международных выставках и ярмарках. Патентный поверенный Денис Недведский фактами опроверг широко распространенное мнение о лидирующем положении китайцев в этой области. По его словам, в Китае работает больше ученых, чем во всех остальных странах. Именно в КНР ежегодно регистрируется 70% патентных заявок на промышленные образцы от их общего количества во всем мире. И там не государство, а компании продвигали дизайн.

Показательно, что на 1 млн населения в Беларуси в 2012 г. выдано 20 новых патентов на промышленные образцы, в США - 39, а в Китае - 337. В Германии - 107, в Японии - 193, а в Южной Корее - 872. Из этого следует сразу много далеко идущих выводов. Что же касалось темы дискуссии, то эксперты обратили внимание на необходимость регистрации патентных заявок в Китае.

Патентный поверенный Мариам Горячко выразила уверенность в том, что частные белорусские компании и их владельцы отлично понимают роль и место промышленного дизайна. Поэтому они очень серьезно относятся к защите

своих разработок. В целом эксперты в области защиты прав интеллектуальной собственности не согласились с мнением дизайнеров о необходимости госрегулирования промышленного дизайна по советскому образцу. Они выразили опасение, что создание новых бюрократических механизмов, наоборот, еще больше осложнит ситуацию. Также это может вызвать серьезные проблемы с правами интеллектуальной собственности. По их словам, на частных белорусских предприятиях у дизайнеров нет никаких проблем. Практически их деятельность организована по тем же принципам, что и во всем мире. Она не требует никакого дополнительного регулирования.

То, что это действительно так, подтвердила практик Зоя Давидовская, представитель УП «Новые идеи». Она рассказала коллегам об опыте сотрудничества с известным белорусским брендом игрушек Fancy. На этом предприятии, по ее словам, у дизайнеров действительно нет проблем. Они получают от маркетинга четкое техническое задание на новые разработки. А оценка их деятельности зависит от того, насколько результат соответствует требованиям техзадания.

Ее поддержал и Сергей Гуринович. Оказалось, что дизайнерская работа отлично налажена и на частном предприятии «UKON». Только в прошлом году здесь пошло в серийное производство 11 новых изделий, внешний вид которых он разработал. Даниил Седнев отметил, что дизайн-процесс, отработанный в Объединенном институте машиностроения на протяжении 10 лет с государственными и частными компаниями, позволяет увидеть любой проект целостно и с высокой долей вероятности выбрать подходящие под конкретную задачу решения. Однако на большинстве предприятий дизайн воспринимается только с точки зрения внешней субъективной привлекательности изделия. Поэтому решение проблем индустриального дизайна и определение его роли в промышленном производстве должно стать государственной задачей. А начинать нужно с широкого общественного обсуждения. Фактически это предложение стало единственным, безоговорочно поддержанным всеми участниками дискуссии.

Тамара ЧЕРНЫШЕВА, Виктор ГАВРЫШ Фото Дениса МОРОЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.