В. В. КАДАКИН, министр образования Республики Мордовия
В. И. БОРИСКИН, первый заместитель министра образования Республики Мордовия
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегические задачи реформ в области образования в конечном счете предполагают переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору, гуманизацию и гуманитаризацию образования, реализацию парадигмы развивающего обучения и воспитания. Все это в свою очередь становится практическим средством защиты личности учащихся, условиями и механизмами формирования индивидуальной траектории их развития.
На реализацию различных образовательных запросов обучающихся направлена структурная перестройка сети учебных учреждений. Эти изменения в основном идут по пути открытия классов с углубленным изучением отдельных предметов, ’ расширением профильного обучения и введением новых учебных дисциплин с национальной и местной направленностью. Например, во всех типах образовательных учреждений республики изучается новый предмет „Основы эко-логиии на основе учебного пособия и программы по экологии под редакцией проректора Мордовского РИПКРО В. И. Жидкина.
Достойное место в образовательной сети республики заняли учреждения нетрадиционного типа: 3 гимназии (№ 12, 14, 29 г. Саранска), 2 школы-гимназии (№ 20 г. Саранска, № 5 г. Рузаевки),
естественно-технический лицей в г. Саранске, 4 школы-лицея (№ 4, 26, Ял-гинская г. Саранска, № 4 г. Рузаевки), 1 экспериментальная площадка (№ 7 г. Саранска), 6 школ-комплексов, школа
фермерского направления (Пушкинская Ромодановского района), 6 школ эстетического направления, 2 школы спортивного уклона (№ 37 и 24 г. Саранска), 4 профессиональных лицея (на базе училищ № 20, 21, 22, 32 г. Саранска).
Создание классов с углубленным изучением предметов проверено опытом многих школ и приносит положительные результаты. В прошлом учебном году их насчитывалось 534 с охватом более 15 тысяч учащихся.
Для особо одаренных детей республики открыта академическая многопрофильная гимназия при МГУ им. Н. П. Огарева. Вся ее деятельность направлена на формирование высокого интеллектуального потенциала республики по профилям: медико-биологический,
экономико-правовой, национально-культурный. В школах активно используются передовые отечественные педагогические технологии.
Все это стало доброй приметой сегодняшнего дня системы образования Республики Мордовия. Однако говорить о том, что процесс реформ завершен,
преждевременно.
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является внедрение новых государственных образовательных стандартов в учебно-воспитательный процесс, так как они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Г осударственные образовательные
© В. В. Кадакин, В. И. Борискин, 1997
стандарты призваны сохранить единое образовательное пространство в России, обеспечить гражданам гарантии на качественное образование. Согласно Закону „Об образовании41 Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
К настоящему времени выполнены конкретные виды работ. С 1994 г. функционируют временные стандарты общего образования, в которых определены требования к содержанию основных знаний всех образовательных областей, в том числе естественно-математических, гуманитарных, общественных, эстетических и др. С 1994/95 учебного года введен в действие „Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации44, его варианты; завершен первый этап конкурса на разработку федеральных компонентов Государственного стандарта общего образования. Разработаны государственные стандарты начального профессионального образования, по основным профессиям определено содержание национально-региональных компонентов.
Таким образом, этап научно-методического осмысления идеологии стандартизации в общем среднем и начальном профессиональном образовании завершен; создана концепция федерального компонента образовательного стандарта, начата работа по созданию концепции регионального и местного компонентов. В этой связи формирование системы управленческих мероприятий является ключевым для реализации Государственного образовательного стандарта на местах, ибо образовательные учреждения во все большей степени становятся органической частью региона, определяют свое место как муниципальные учебные заведения, судьба которых зависит преимущественно от города или поселка, где они расположены.
В течение последних двух лет по инициативе Министерства образования республики и Мордовского РИПКРО с
руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками проведены организационно-методические
мероприятия (учебные курсы, конференции, семинары, совещания, заседания республиканских и районных методических секций и объединений и т. д.) по ознакомлению с содержанием образовательных стандартов и их применению в учебно-воспитательном процессе, по организации мониторинга освоения стандартов начального профессионального образования.
Организована совместная курсовая переподготовка педагогических кадров профессиональной и образовательной школ в Мордовском РИПКРО и Мордовском университете им. Н. П. Огарева.
Одной из главных управленческих задач и проблем стандартизации общего и начального профессионального образования, его реального введения в практическую работу образовательных учреждений является обеспечение органичных связей между требованиями учебных программ, с одной стороны, и средствами контроля уровня подготовки обучающихся — с другой, как условие углубления эффективности всего процесса стандартизации. Эта задача решается Министерством образования республики с участием всех его подразделений через систему периодического и итогового контроля по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям Госстандарта, для чего используются контрольные задания в виде письменных работ, тестов и т. д.
Однако в этой контрольной деятельности в условиях вариативного обучения с наличием разнообразного содержания учебного материала, недостаточно отработанной системы контроля и оценки знаний обучающихся есть определенные трудности и проблемы.
Много сложностей и трудностей претерпело и продолжает претерпевать первоначальное звено подготовки рабочих кадров — система начального профессионального образования. В условиях экономической и социальной нестабильности, инфляции, бюджетного дефицита в Республике Мордовия удалось все же полностью сохранить сеть этих учреждений, инженерно-педагогические кадры, но обстановка остается трудной, а по некоторым позициям в связи реалиями,
диктуемыми рыночной экономикой, даже
осложнилась.
Строго говоря, конкуренция рабочих кадров как один из атрибутов рынка труда возникла гораздо раньше перехода экономики на рыночные отношения. В этом нас убеждает глубокое изучение состояния подготовки кадров всех уровней за последние несколько десятков лет. По некоторым источникам, например, в отрасли промышленности около 10 % специалистов с высшим образованием трудились на рабочих местах, среди специалистов со средним специальным образованием этот показатель превышал 30 %. Именно тогда впервые встали вопросы востребованности выпускников профессиональных училищ. Названные тенденции будут сохраняться, так как известно, что в развитых странах эти пропорции гораздо выше.
Анализ состояния подготовки кадров всех уровней позволяет сделать вывод, что в 90-е годы наметилась вполне устойчивая тенденция к выравниванию потоков учащихся и студентов для получения профессий как высшей и средней, так и начальной ступени профессионального образования.
Таким образом, при выработке концепции начального профессионального образования и ее реализации нас не должна особо волновать количественная сторона вопроса. Дальнейшее развитие профессионального образования предполагает перевод его на гибкую саморегулирующуюся систему подготовки специалистов низшего звена, способную быстро реагировать на запросы общества в условиях рынка труда, т. е. ориентироваться на целесообразные для общества направления.
Дело усугубляется тем, что на фоне спада производства сокращается спрос на рабочую силу. Так, в Республике Мордовия на 1 января 1997 года на одну вакансию претендовало 27 незанятых граждан. Спрос на рабочую силу со стороны предприятий падает, сокращаются возможности трудоустройства граждан, попавших на рынок труда. Превышение предложения над спросом рабочей силы в 1997 г., по прогнозам, составит 54,4 тыс. чел., а в 1998 г. — 54,9 тыс. чел. Всего же на рынок труда в 1998 г. могут выйти 115,5 тыс. чел., среди которых высока доля наименее конкурентоспособ-
ных на рынке труда граждан из числа молодежи. Для Мордовии с ее менее чем миллионным населением это довольно много.
В сложившихся условиях нами взят курс на подготовку высококлассного, мобильного профессионального рабочего. В этих целях в республике открыты профессиональные лицеи, проведено частичное перепрофилирование профессиональных училищ на наиболее дефицитные профессии и профессии, пользующиеся наибольшей популярностью у молодежи, разворачивается работа по подготовке кадров на хоздоговорной основе, практикуются другие, виды образовательных ус-
луг
Особенностью в области
мы считаем и то, что нам удалось отоити от управления „напрямую" работой профессиональных училищ, что существенно ограничивало их самостоятельность, сковывало инициативу. Открывается широкий простор для передачи многих несвойственных функций управления самим училищам. Министерство образования все более выступает в роли координатора. В данной ситуации представляются наиболее важными и перспективными три аспекта деятельности органов управления:
1) поиск носителей наиболее перспективных идей, охватывающих стратегические направления развития образования в целом, в том числе профессиональной
колы;
2) генерирование этих идей;
3) выработка условий и форм включения государственных и общественных институтов в реализацию этих идей.
Несколько слов о региональном компоненте стандарта профессионального образования. Региональный стандарт действует только на территории конкретного региона, отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: рабочая учебно-программная документация, определяющая требования к содержанию профессионального образования с учетом специфики региона; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т. п.
Следует отметить, что в республике за последние годы по данной проблеме появились определенные наработки, которые в дальнейшем могут составить своеобразную основу для построения более стройной системы стандартизации общего и начального профессионального образования.
Одной из важных составных частей складывающейся системы (мы считаем это уже прошедшим этапом) является трансформация документов Государственного стандарта на уровень учебнопрограммной документации. Сегодня учебно-программная документация во всех типах образовательных учреждений приведена в соответствие с Государственным стандартом, учтены федеральные и региональные компоненты. Начата работа по поэтапному переводу профессиональных училищ на новый перечень профессий и специальностей. Ряд школ и профессиональных училищ республики определены как базовые для эксперимента по реализации региональной программы развития образования в части его стандартизации. К этой работе привлечены ученые местных вузов и практические работники общеобразовательной школы и профессиональных училищ.
Однако коренным образом изменить содержание образования в пользу профессиональной подготовки не удалось. В этом направлении требуется еще провести большую работу. Поэтому сегодня мы настоятельно должны ставить вопрос об обеспечении учебниками по общетехническим и общеобразовательным предметам, специально ориентированными на профтехшколу, наполненными соответст-
вующим содержанием.
К сожалению, мы все острее ощущаем, что материальная база ветшает, быстро отстает от передовой техники и технологий, поступающих на оснащение производственных площадей. А без всего этого говорить о возможности подготовки конкурентоспособного рабочего высокой квалификации бессмысленно.
Именно на это мы ориентировались при разработке следующего этапа системы управленческих мероприятий по введению стандартов. Речь идет о государственной аккредитации учреждений профессионального образования. Мы подходим к этому важному мероприятию весьма осторожно, пытаемся отойти от
компанейщины. Достаточно сказать, что за 1997 г. республиканской аттестационной комиссией признано соответствующими требованиям Государственного образовательного стандарта лишь 8 училищ из 37 и 30 средних общеобразовательных школ из 389. Некоторые из них, приобретя статус профессионального лицея или гимназии, пошли по пути интеграции с другими учебными заведениями в рамках Регионального учебного округа, созданного при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Остальные учебные заведения в соответствии с программой развития образования Республики Мордовия предусматривается аттестовать поэтапно к 2000 г. с учетом накопленного опыта.
С завершением аттестации и государственной аккредитации мы рассчитываем выйти на новый уровень взаимоотношений в системе управления деятельностью учебных заведений. Выступая в роли учредителя, Министерство образования в целях обеспечения уставной образовательной деятельности закрепляет за профессиональными училищами и общеобразовательными школами объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и т. д.). В этих условиях открывается широкий простор для передачи многих функций управления самим училищам, а это в свою очередь предполагает перевод системы подготовки специалистов низшего звена на саморегулирующийся режим. Министерство образования в такой системе будет выступать в роли координатора деятельности учебных заведений, генератора идей, направляющего свои усилия в прогностическое русло, на выработку фундаментальных вопросов.
Демократизация управления, предоставление свободы действий учителю, преподавателю, мастеру, училищу и школе вызывают подъем инициативы творчески работающих педагогов, руководителей учебных заведений. Увеличилось число профессиональных училищ и общеобразовательных школ, занятых поиском новых подходов к организации и содержанию образовательной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты республиканских конкурсов „Учитель года — 97“, „Преподаватель года — 97“
и „Мастер года — 97й, проходивших в марте — мае 1997 года.
С введением Госстандарта успешнее решается проблема преемственности в общеобразовательной подготовке выпускников основной общей школы и профессиональных училищ, идет процесс выравнивания уровня их знаний и подготовки к продолжению образования. В 1996 г. в республиканские, другие вузы, военные училища поступило 405 выпускников местных профтехучилищ (7,4 %
от выпуска).
Сегодня следует искать пути интег-
рации государственных, общественных, коммерческих и других институтов в рамках решения стратегической задачи — обеспечения государственной гарантии приоритетности образования. По нашему мнению, на этом вопросе, отошедшем,
надеемся, временно, на задний план, сегодня должны базироваться все проблемы образования, в том числе стандартизация общего и начального профессионального образования. Добьемся приоритета образования — будет создана и более гибкая система управленческих мероприятий по введению и реализации стандартов.
И. И. КАРПОВ, заместитель министра образования Республики Мордовия
В. И. ЖИДКИН, проректор по научно-методиче-ской работе МРИПКРО, доцент
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОР ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО
настоя
разработан
чественного основного об
суждается проект Федерального закона Российской Федерации „Государственный образовательный стандарт основного общего образования “, который решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 4/1 от 25 декабря 1996 г. принят за основу.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников. Он пока распространяется на начальное общее и основное об-ее образование, содействует получению гражданами Российской Федерации ка-
его образо-Конституцией
вания, гарантированного Российской Федерации.
Г осударственный образовательный
стандарт состоит из федерального и регионального компонентов. Он включает в себя федеральный базисный план, федеральные требования к содержанию основных образовательных программ, основные требования к уровню подготовки выпускников по федеральным компонентам образовательных программ.
Федеральный базисный план определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени, отводимого на изучение федерального и национально-регионального компонентов, между ступенями образования, классами и образовательными областями в зависимости от вида образовательного учреждения.
© И. И. Карпов, В. И. Жидкин, 1997