ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-1-19-27
УДК 336.62(045)
JEL D24, L15, M11, O12
Стандартизация как многофункциональный инструмент повышения эффективности аналитических процедур
Е. Б. Герасимова
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4557-5935
АННОТАЦИЯ
Современные социально-экономические условия требуют разработки новых подходов к организации и проведению анализа деятельности экономических субъектов. Особое внимание уделено системе стандартизации аналитической деятельности с целью удовлетворения информационных потребностей заинтересованных сторон. Целью исследования является авторская разработка системы стандартизации анализа деятельности экономических субъектов. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования систем (анализ и синтез), сравнительный анализ и метод аналогий. В результате выявлены особенности аналитических процедур как объекта стандартизации, что является отправной точкой для построения системы стандартизации экономического анализа; сформулирован алгоритм стандартизации управленческой деятельности как основа построения системы стандартов экономического анализа; предложена модель взаимодействий основных групп заинтересованных сторон и экономического субъекта в области стандартизации аналитической деятельности; доказана необходимость стандартизации анализа финансовых и нефинансовых характеристик качества бизнеса объекта анализа; разработан процесс стандартизации аналитической деятельности; предложена система показателей оценки качества системы стандартизации аналитических процедур.
Ключевые слова: экономический анализ; анализ деятельности экономических субъектов; стандартизация; стандарт; стандарт организации; стандарт экономического анализа; качество бизнеса; оценка качества стандартов экономического анализа
Для цитирования: Герасимова Е. Б. Стандартизация как многофункциональный инструмент повышения эффективности аналитических процедур. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(1):19-27. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-1-19-27
ORiGiNAL PAPER
Standardization as Multifunctional Tool to improve the Effectiveness of Analytical Procedures
E. B. Gerasimova
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-4557-5935
ABSTRACT
Modern social and economic conditions require the development of new approaches to the organization and analysis of an economic entity performance. The article pays special attention to the system of analytical activities standardization in order to meet the information needs of stakeholders. The objective of the study is the author's development of the system of standardization of the economic entity performance analysis. The methods of system research (analysis and synthesis), comparative analysis, and the method of analogies are used to solve the problems. The study is based on the study of current economic literature and the use of structural analysis. The following results are obtained on the basis of the analysis. First, the special features of analytical procedures as an object of standardization were identified. These features are the starting point to develop a system of economic analysis standardization. Second, the algorithm of standardization of management activities was formulated. This algorithm is a basis to build a system of economic
analysis standards. Third, a model of interaction between the main groups of stakeholders and the economic entity in terms of analytical activity standardization is proposed and the need to standardize the analysis of financial and non-financial characteristics of business quality of the object under analysis is proved. Fourth, the process of analytical activities standardization is developed. The system of indicators to assess the quality of the system of standardization for analytical procedures is offered. The development of the standardization system of the business performance analysis is a very promising direction to improve the quality of business. Standardization of economic analysis opens up great opportunities to improve the quality of activities of economic entities, regardless of the specific scope of the evaluation
Keywords: economic analysis; analysis of economic entities; standardization; standard; organization standard; economic analysis standard; business quality; assessment of economic analysis standards quality
For citation: Gerasimova E. B. Standardization as a multifunctional tool to improve the effectiveness of analytical procedures. Uchet. Analiz. Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2019;6(1):19-27. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-1-19-27
ВВЕДЕНИЕ
Развитие системы стандартизации анализа деятельности экономических субъектов является чрезвычайно перспективным направлением повышения качества бизнеса независимо от конкретной сферы применения результатов любого аналитического исследования. Современный аналитик решает комплекс проблем, связанных не только с качественным проведением аналитических процедур, но и с контролем над исправлением недостатков в работе, а также с коммуникацией и взаимопониманием между поставщиками аналитических услуг и потребителями их результатов.
Результаты аналитических процедур не всегда и не полностью удовлетворяют требования разных групп заинтересованных пользователей. Одна из причин тому — неупорядоченность подходов к изучению деятельности экономических субъектов. При общности теоретических и методологических положений экономического анализа (анализа деятельности экономических субъектов) их практическая реализация многообразна, особенно для неквалифицированного потребителя результатов анализа. Разнится терминология, названия показателей, методика расчета показателей, специалисты по-разному интерпретируют результаты расчетов.
Это приводит к выводу о необходимости применения стандартизации к интересному и неоднозначному объекту — аналитическим процедурам. Также следует определить основные детерминанты качества процесса стандартизации, которые обеспечат надлежащее качество анализа и повысят удовлетворенность заинтересованных пользователей.
В этих условиях совершенно естественно, что аналитические процедуры становятся объектом стандартизации и вызывают к себе научный интерес. В последние десятилетия роль и значение стандартизации в разных областях жизнедеятельно-
сти человека существенно возросли. В технической области активно протекают процессы международной стандартизации [1-4]. Между тем есть такие сферы деятельности, в которых работы в области стандартизации не проводились вовсе либо носили эпизодический несистемный характер. К такой сфере относится и деятельность в области анализа деятельности экономических субъектов.
Стандартизация является действенным методом повышения эффективности деятельности экономического субъекта (внедрения рациональных методов управления, повышения качества продукции и услуг, экономии затрат без снижения качества) посредством анализа показателей деятельности, контроля над их улучшением.
Стандартизация в области анализа деятельности экономических субъектов соответствует тем же принципиальным положениям, что и стандартизация в других областях:
• разработка стандартов ведется с учетом и использованием научных достижений;
• показатели и требования, включаемые в стандарт, соответствуют передовому уровню развития науки «экономический анализ»;
• стандарты отвечают требованиям (запросам) заинтересованных сторон, учитывают тенденции развития соответствующих отраслей функционирования экономического субъекта;
• показатели, нормативы, характеристики и требования соответствуют международным стандартам, а при их отсутствии международным требованиям в области тематического экономического анализа;
• целевая установка разработки стандарта — направленность на обеспечение максимального экономического эффекта от внедрения стандартизированных аналитических процедур при минимальных затратах на их проведение.
Анализ внутренней среды / Internal environement analysis
• Анализ стратегии организации, миссии, целей, задач
• Анализ качества продукции (услуг)
• Анализ организационной структуры
• Анализ документации
Ф
Аудит системы управления (самооценка) / Selfassesment
• Мониторинг и оперативный анализ деятельности
• Интервьюирование ключевых сотрудников
Внедрение стандарта управления / Standard implementation
• Обучение сотрудников
• контроль применения стандарта
• аттестация сотрудников по стандартам
• измерение результатов стандартизации
Рис. 1 /Fig. 1. Алгоритм стандартизации управленческой деятельности / Management standardization algorithm
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Инструменты стандартизации используют в управлении развитием предприятий и организаций в соответствии с актуальными тенденциями [5-10]. Основная целевая направленность процесса стандартизации аналитических процедур — обеспечение принятия управленческих решений высокого качества. При этом качество управленческих решений постоянно повышается при непосредственном участии персонала с аналитическим функционалом.
Каким образом процесс стандартизации аналитических процедур (САП) встроен в систему принятия управленческих решений? Прежде всего, этот процесс является моделью стандартизации любого другого процесса управления (рис. 1). Кроме того, стандартизированная аналитическая процедура способна обеспечить заданное минимальное качество управленческого решения (с заданным процентом ошибок, скажем, 10%, если учесть, что 5% это стандартная погрешность).
Адаптируя представленный на рис. 1 алгоритм к стандартизации аналитических процедур, расставляем акценты:
1) анализ внутренней среды позволяет установить целевые показатели, характеризующие качество функционирования бизнеса, а также установить целевые значения этих показателей;
2) самооценка качества системы управления проводится с целью выявления наличия и качества осуществления аналитических процедур;
3) выявление проблемных зон направлено на формирование перечня формализованных и унифицированных аналитических процедур, ранжированных по степени стандартизированности. Таким образом, составляется список аналитических процедур, требующих скорейшей унификации;
Стандартизация является действенным методом повышения эффективности деятельности экономического субъекта
6) экспертная оценка стандарта проводится с целью выявления спорных положений и их корректировки;
5) внедрение стандарта аналитической деятельности происходит по описанной схеме;
4) итоговый отчет представляется руководству организации, которое рассматривает проект стандарта и его обоснование и в конечном итоге утверждает стандарт.
Стандартизация аналитических процедур не только повышает качество принятия управленческих решений, но и позволяет экономическому субъекту получить внешние выгоды. Остановимся на этом подробнее.
Группа заинтересованных сторон /Stakeholder
Объекты стандартизации / Stan dardization object
Собственники / Owners
Ста н да рти зацил г рz це ci се a- air а результати вн ости г ф г нан;ctcй устойч и вости / Fi п э гк i=I resu Its, fi пап с ial bu Sai ra hi lity
г к Кредиторы / Creditors Ста нда рти зацил г р с да;; се а - ал.1 за к р едитосп о се &- ости / Sol van су
/■-- Менеджмент / Management Ста н да рти зацил n р о сс ое у n р авле нч е ckoro ан али з а / М a n ageriel а п a lysis
Персонал } Personnel Стандартизация анализа финансовых результатов; Стандар-изацич использовании фонда оплаты труда / Financial result salaries wages
/ к Поставщики/ Suppliers Стандартизация n p о cc об а н апи за nлатежесп ос оён ости и финансовой устойчивости / Paybility, financial sustain ability
/■-- Покупатели / Customers Ста нда ртнзацш n р о сс об а на™ за кач ества п р оду щи и и выполненил условий контрактов / Product,''servicequality, contacts
-i О&щество / Society Стандартизация прочее об финансового анализа / Financial position a n a lysis
Рис. 2 / Fig. 2. Модель взаимодействия заинтересованных сторон и экономического субъекта в рамках аналитической деятельности / Model of stakeholders and economic entity interaction in the framework
of analytical activities
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
Заинтересованными в результатах деятельности экономического субъекта и его успешном функционировании лицами могут выступать контрагенты (В 2В сектор), клиенты (В2С), государственные и общественные институты. У части заинтересованных сторон есть конкретные требования к результатам и процессу функционирования экономического субъекта, например сумма налогов и сборов, выполнение иных институциональных требований. У большинства же заинтересованных сторон оценка качества взаимодействия с конкретным экономическим субъектом осуществляется на субъективной основе. Стандартизация позволяет объективизировать хотя бы часть этой оценки. Более того, стандартизация придает научность, внушительность, основательность деятельности организации, формирует качество функционирования экономического субъекта.
Стандартизация получает все более широкое внедрение в разные области деятельности общества [11-22]. Нетрудно заметить, что помимо непосредственной цели стандартизации — повышения эффективности основной деятельности — ее внедрение обеспечивает большую прозрачность бизнеса для заинтересованных сторон, создает положительный имидж организации, привлекает
новых клиентов, способствует привлечению инвестиций, заключению выгодных госконтрактов и т.д.
Сам факт проведения работ в области стандартизации аналитических процедур свидетельствует о повышении качества бизнеса. При этом следует учесть, что у разных групп заинтересованных сторон разные интересы в области анализа деятельности экономического субъекта. Безусловно, проведение комплексного анализа способно удовлетворить большое число информационных запросов, но гораздо важнее обеспечить адресность результатов аналитической стандартизации.
На рис. 2 представлена модель взаимодействий основных групп заинтересованных сторон и экономического субъекта в области стандартизации аналитической деятельности.
Нетрудно заметить, что наиболее общим универсальным направлением анализа является анализ финансовой устойчивости, результаты которого могут удовлетворить максимальное количество информационных запросов групп заинтересованных сторон. Между тем традиционный анализ финансовой устойчивости не является достаточным. Многие вопросы, интересующие как внутренних, так и внешних стейк-холдеров, лежат в области управления нефинансовыми ресурсами, бизнес-процессами, бизнес-моделью.
Нормативные документы, регламентирующие стандартизируемую область / Regulation
Требования / Requirements
Запросы заинтересованных сторон / Stakeholder's demand
Специалисты / Specialists
Стандарты / Standards Р1
Разработка стандартов аналитической деятельности /
Analytical standards design
Материальное обеспечение / Materials
Рис. 3/Fig. 3. Процесс разработки стандартов аналитической деятельности / Analytical standards designing
process
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
Таким образом, стандартизация должна охватывать все области деятельности экономического субъекта. Стандартизировать следует анализ качества бизнеса как совокупности финансовых и нефинансовых характеристик деятельности экономического субъекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Системный подход к разработке аналитических стандартов требует создания в организации (экономическом субъекте) службы стандартизации. Если в организации уже ведется работа в области стандартизации продукции или услуг, стандартизация аналитических процедур входит в перечень обязанностей общей службы стандартизации. Для стандартизации аналитической деятельности привлекают специалистов аналитиков, сотрудников служб внутреннего аудита, внутреннего контроля, планово-финансовой службы, бухгалтерии. Конкретный список сотрудников, вовлеченных в стандартизацию аналитической деятельности, уточняется в зависимости от особенностей распределения аналитической функции в конкретном экономическом субъекте.
Типовыми функциями службы стандартизации аналитической деятельности являются:
• организационное обеспечение работ по стандартизации аналитических процедур;
• проведение научных исследований в области стандартизации анализа деятельности экономических субъектов;
• разработка стандартов, сводов правил и других документов в области стандартизации аналитической деятельности в экономическом субъекте;
• представление интересов организации в коммуникации с заинтересованными сторонами по вопросам стандартизации аналитических процедур;
• внедрение правил, методик, стандартов, обеспечение и контроль над их применением в экономическом субъекте;
• систематизация документов и формирование свода знаний в области стандартизации аналитических процедур;
• обучение и повышение квалификации сотрудников, выполняющих аналитические процедуры.
Указанные типовые функции могут быть взяты за основу для идентификации и моделирования работы в сфере стандартизации в конкретном экономическом субъекте.
Качество выполненных аналитических процедур обеспечивается процессным управлением деятельностью в области стандартизации (рис. 3).
Обобщающий показатель качества САП — верхний уровень / Up level indicators
Работы по стандартизации аналитических процедур / Analytics Standardization
Показатели качества САП второго уровня / 2nd level indicators
Показатели качества САП нижнего уровня / Lower level indicators
Индивидуальные показатели качества САП / Individual indicators
1. Работы с документацией по стандартизации / Documentation
2. Работы по повышению качества анализа методами стандартизации / Analytics quality improvement
3. Коммуникация с заинтересованными сторонами / Stakeholders communication
Показатели результативности процессов / Process performance indicators
Показатели эффективности коммуникаций / Communication performance
Рис. 4/Fig. 4. Система показателей оценки качества системы стандартизации аналитических процедур / System of indicators to assess the quality of the analytical procedures standardization system
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
Результаты (Р1-Р3) оцениваются по индивидуальным показателям качества стандартизированных аналитических процедур (САП), например Р1 — доля разработанных и утвержденных стандартов в общем количестве по плану за отчетный период; Р2 — доля разработанных и утвержденных сводов правил в общем количестве по плану за отчетный период; Р3 — доля разработанных и утвержденных документов в общем количестве по плану за отчетный период.
Для оценки результативности работ в области стандартизации аналитических процедур предлагаем использовать систему показателей, наложенную на систему функций службы стандартизации (рис. 4).
На нижнем уровне работ по стандартизации аналитической деятельности осуществляются запланированные на период мероприятия. Например,
Для работ с документацией:
1.1. Разработка/пересмотр стандартов, методик и других документов по стандартизации аналитических процедур.
1.2. Проверка документации и применения стандартизированных аналитических процедур в подразделениях экономического субъекта.
1.3. Формирование и ведение свода знаний по стандартизации аналитических процедур.
Для работ по повышению качества аналитических процедур:
2.1. Изучение и внедрение новых прогрессивных методик анализа.
2.2. Анализ фактического экономического эффекта от внедрения предложений аналитиков, экспертиза проектов экономического субъекта по уровню их стандартизации и унификации в аналитической части.
Для области коммуникаций с заинтересованными сторонами:
3.1. Подготовка отзывов на проекты стандартов аналитических процедур и другой документации, поступившей из других организаций.
3.2. Взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам стандартизации аналитических процедур.
3.3. Пропаганда стандартизации аналитических процедур, обмен опытом посредством организации семинаров (в том числе вебинаров) и конференций по вопросам стандартизации аналитических процедур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку направление стандартизации экономического анализа является новым, инновационным, разработку стандартов можно начинать
с любой области применения. Определиться с очередностью разработки стандартов экономического анализа поможет подробный анализ заинтересованных сторон с выделением важнейших областей, в которых необходимо повысить качество взаимодействия.
Для выстраивания коммуникации с внешними пользователями наиболее востребованы стандарты анализа финансового состояния, от комплексной диагностики до конкретных аналитических задач (анализ кредитоспособности клиента банка, анализ инвестиционной привлекательности, анализ рыночной стоимости акционерного капитала и др.). Внутренними пользователями будут востребованы стандарты экономического анализа по стадиям процесса создания стоимости конечного продукта или услуги.
Дальнейшие работы в области стандартизации экономического анализа будут направлены на вы-
страивание системы стандартов, взаимоувязанных и не противоречащих друг другу. Кроме того, стандарты должны подвергаться редакции по результатам изучения опыта их применения, на основе предложений работников экономического субъекта по улучшению аналитической деятельности.
Внедрение стандартов не только улучшает взаимоотношения с заинтересованными сторонами, но и служит повышению эффективности деятельности: снижению затрат, минимизации рисков, повышению качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг). Заинтересованные стороны воспринимают стандарты в определенных сферах деятельности как гарант качества продукции (работ, услуг) и высокого уровня обслуживания клиентов. Использование стандартов экономического анализа облегчает внедрение цифровых технологий управления, повышает уровень вовлеченности деятельности организации в цифровую экономику.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федотова Г. А., Шер И. А. Современные проблемы стандартизации надежности в технике. Вестник ИрГТУ. 2018;22(2):142-152.
2. Барабанова И. А., Школина Т. В. Анализ и оценка результативности работ по стандартизации. Фундаментальные исследования. 2016;4:480-484.
3. Кершенбаум В. Я., Калажокова Ю. А. Совершенствование оценки качества результатов научно-технических работ. Компетентность. 2016;9-10(140-141):31-35.
4. Яницкая Т. С., Гудков А. А. Стандартизация требований к тестированию приложений конечных пользователей. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016;4(17):131-135.
5. Глухова Л. В., Митрофанова Я. С. Управление информационным развитием предприятий с использованием инструментов стандартизации. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2017;2:74-81.
6. Сулимин В. В., Назаров А. Д., Куликова Е. С., Настюк А. В. Новые экономические и организационные механизмы в стандартизации системы управления в АПК. Экономика и предпринимательство. 2017;6(83):57-60.
7. Махметова А. Е., Симонова Г. В. Стандартизация бизнес-процессов в СМК предприятий: практика применения IT-технологий. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017;3(67):67-69.
8. Кучеров Ю. Н., Самков В. М., Иванов А. В. О развитии стандартизации в электроэнергетике с учетом передовой практики МЭК. Энергия единой сети. 2017;2(31):42-49.
9. Немцев А. Д., Глухова Л. В. Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики. Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018;(1-2):165-175.
10. Осипов С. Ю., Осипов Ю. Р., Богданов Д. А., Шлыков С.А. Оптимизация уровня качества управления производственными процессами. Фундаментальные исследования. 2018;3:64-68.
11. Куприяновский В. П., Ярцев Д. И., Харитонов А. А., Уткин Н. А., Николаев Д. Е., Дрожжинов В. И. Нами-от Д. Е., Волокитин Ю. И. Семантика, метаданные и онтологии в приложениях для умного города — новые стандарты BSI. International journal of open information technologies. 2017;(5-6):94-108.
12. Ларионов Г.В., Никитин А.Ю. Исторические аспекты развития научной организации производственных систем. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2017;3:49-53.
13. Окрепилов В. В., Андросенко Н. В., Чудиновских И. В. Применение методов экономики качества при управлении развитием инновационного потенциала. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017;8;4(32):706-717.
14. Домничева А. А. Система качества туристского продукта как основа развития стандартизации рекреационных услуг в России. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017;5(69):70-73.
15. Андреева Л. В. Стандартизация в системе правового регулирования торговой деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2018;2(87):35-42.
16. Найденова И. А., Тагунова Н. Н. Международная междисциплинарная стандартизация: от постановки задач к формированию национальных стандартов общего образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017;2;5(44):25-44.
17. Янченко А. Ю., Андросенско Н. В., Иванова Г. Н. Современные механизмы стандартизации для улучшения экологической обстановки в регионах. Экономика региона. 2018;14;2:516-529.
18. Панасюк В. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения. Человек и образование. 2012;2:22-26.
19. Варламова Л. Н. Стандартизация управления документацией как инструмент формирования и развития информационного общества. ВестникРГГУ. 2016;1(3):95-102.
20. Famiyeh S., Asante-Darko D., Kwarteng A. Service quality, customer satisfaction, and loyalty in the banking sector: The moderating role of organizational culture. International Journal of Quality & Reliability Management. 2018;35;8:1546-1567.
21. Honda Ana Carolina, Bernardo V. Zanetti, Gerolamo Mateus Cecilio, Davis Mark M. How lean six sigma principles improve hospital performance. Quality Management Journal. 2018;25;2. DOI: 10.1080/10686967.2018.1436349
22. Aarti Singh Sushil. Developing a conceptual framework of waste management in the organizational context. Management of Environmental Quality: An International Journal. 2016;28(6):786-806.
REFERENCES
1. Fedotova G. A., Sher I. A. Modern problems of standardization of reliability in technique. Vestnik ISTU = Bulletin of ISTU. 2018;22(2):142-152. (In Russ.).
2. Barabanova I. A., Shkolina T. V. Analysis and evaluation of the impact of works on standardization. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research. 2016;4:480-484. (In Russ.).
3. Kershenbaum V. Y., Kalashnikova Y. A. Improving the quality of the results of scientific-technical works. Kompetentnost = Competence. 2016;9-10(140-141):31-35. (In Russ.).
4. Yanitskaya T. S., Gudkov A. A. Standardization of requirements for testing of end-user applications. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie = Azimut of scientific research: Economy and management. 2016;4(17):131-135. (In Russ.).
5. Glukhova L. V., Mitrofanova Y. S. Management of information development of the enterprises with use of tools of standardization. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva = Vestnik of the Volga University. V.N. Tatishcheva. 2017;2:74-81. (In Russ.).
6. Sulimin V. V., Nazarov A. D., Kulikova E. S., Nastiuk A. V. New economic and organizational mechanisms in the standardization of the system of agriculture. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and entrepreneurship. 2017;6(83):57-60. (In Russ.).
7. Makhmetova A. E., Simonova G. V. Standardization of business processes in MOS of enterprises: practice of application of IT technologies. Vestnik Caratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov state University of social and economic Sciences. 2017;3(67):67-69. (In Russ.).
8. Kucherov Yu.N., Samkov V. M., Ivanov A. V. On the development of standardization in the power industry in line with best practices IEC. Energiya edinoi seti = Energy single network. 2017;2(31):42-49. (In Russ.).
9. Nemtsev A. D., Glukhova L. V. Concept of standardization activities of managers in a digital economy. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva = Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishcheva. 2018;1:165-175. (In Russ.).
10. Osipov S. Yu., Osipov Yu.P., Bogdanov D. A., Shlykov S. A. Optimization of quality of production processes management. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research. 2018;3:64-68. (In Russ.).
■
учет. анализ. АУДИТ • Т. 6, № 1'2019
11. Chuprynousky V. P., Yartsev D. I., Kharitonov A. A., Utkin N. A., Nikolaev D. E., Drozhzhinov V. I., Namiot D. E., Volokitin Y. I. Semantics, metadata and ontologies in applications for smart cities — new BSI standards. International journal of open information technologies. 2017;(5-6):94-108. (In Russ.).
12. Larionov G. V., Nikitin A. Y. Historical aspects of the development of the scientific organization of production systems. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Astrakhan state technical University. 2017;3:49-53. (In Russ.).
13. Okrepilov V. V., Androsenko N. V., Chudinovskikh I. V. Application of methods of Economics of quality in the management of development of innovative potential. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovations. Development). 2017;8;4(32):706-717. (In Russ.).
14. Domnitcheva A. A. Quality system the tourism product as a basis for the standardization development of recreational services in Russia. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov state socio-economic University. 2017;5(69):70-73. (In Russ.).
15. Andreeva L. V. Standardization in the system of legal regulation of commercial activities. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual problems of Russian law. 2018;2(87):35-42. (In Russ.).
16. Naydenova I. A., Tagunova N. N. International interdisciplinary standardization: from setting objectives to the formation of national standards of general education. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2017;2;5(44):25-44. (In Russ.).
17. Yanchenko A. Yu., Androsenko N. V., Ivanova G. N. Modern mechanisms of standardization to improve the
environmental situation in the regions. Ekonomika regiona = Economy of the region. 2018;14(2):516-529. (In Russ.).
18. Panasyuk V. P., Romanova I. V. Modern tendencies of standardization of quality of professional training. Chelovek i obrazovanie = Man and education. 2012;2:22-26. (In Russ.).
19. Varlamova L. N. Standardization of document management as a tool for the formation and development of information societies. Vestnik RGGU = Bulletin of RSUH. 2016;1(3):95-102. (In Russ.).
20. Famiyeh S., Asante-Darko D., Kwarteng A. Service quality, customer satisfaction, and loyalty in the banking sector: The moderating role of organizational culture. International Journal of Quality & Reliability Management. 2018;35(8):1546-1567.
21. Honda Ana Carolina, Bernardo Vitor Zanetti, Gerolamo Mateus Cecilio, Davis Mark M. How lean six sigma principles improve hospital performance. Quality Management Journal. 2018;25;2. URL: https://doi.org/1 0.1080/10686967.2018.1436349 (accessed on 12.12.2018).
22. Aarti Singh Sushil. Developing a conceptual framework of waste management in the organizational context. Management of Environmental Quality: An International Journal. 2016;28(6):786-806.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Елена Борисовна Герасимова — доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализ
и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHOR
Elena B. Gerasimova — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 17.10.2018; принята к публикации 10.12.2018. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 17.10.2018; accepted for publication 10.12.2018. The author read and approved the final version of the manuscript.