Научная статья на тему 'Стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в Китае'

Стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВЕТРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ИННОВАЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С.В.

В статье проведены исследование механизмов стимулирования развития ветровой энергетики в Китае и оценка их эффективности в страновом сопоставлении. Наиболее распространенными в настоящее время механизмами стимулирования развития высокотехнологичных отраслей экономики в мировой практике являются налоговые стимулы и преференции, субсидирование исследований и разработок в соответствующих областях знаний, создание благоприятных институциональных условий и производственные стимулы. На примере Китая показано, что в странах с государственным регулированием экономики стандартизация и сертификация, являющиеся жесткими мерами формирования институционального ландшафта, являются наиболее эффективными механизмами стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в Китае»

9 (198) - 2013

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.24

стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в китае

С. в. ратнер,

доктор экономических наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории

экономической динамики и управления инновациями

E-mail: lanarat@mail. ru

Институт проблем управления

им. В. А. Трапезникова РАН, г. Москва

В статье проведены исследование механизмов стимулирования развития ветровой энергетики в Китае и оценка их эффективности в страновом сопоставлении. Наиболее распространенными в настоящее время механизмами стимулирования развития высокотехнологичных отраслей экономики в мировой практике являются налоговые стимулы и преференции, субсидирование исследований и разработок в соответствующих областях знаний, создание благоприятных институциональных условий и производственные стимулы. На примере Китая показано, что в странах с государственным регулированием экономики стандартизация и сертификация, являющиеся жесткими мерами формирования институционального ландшафта, являются наиболее эффективными механизмами стимулирования.

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, ветровая энергетика, инновации, стимулирование, стандартизация, сертификация.

Китайское «экономическое чудо» на протяжении всего последнего десятилетия продолжает оставаться объектом исследований разного рода. Стремительный и относительно пропорциональный рост экономики, положительные структурные сдвиги, бурное развитие науки, культуры, спорта, образования, завоевание страной технологического лидерства, повышение уровня жизни населения — все это не может не вызывать интереса у специалистов различных областей. Успехи страны в

развитии энергетики, в том числе возобновляемой, побуждают все большее количество российских и зарубежных экономистов к тщательному исследованию особенностей промышленной и энергетической политики страны, ее институционального ландшафта и механизмов стимулирования высокоемких отраслей экономики.

Целью настоящей работы являются исследование механизмов стимулирования развития ветровой энергетики в Китае и оценка их эффективности в страновом сопоставлении.

В 2011 г. общая мощность ветрогенераторов, установленных в Китае (за исключением Гонгкон-га, Макао и Тайваня), составила 17,63 ГВт, а доля ветроэнергетики в постоянно растущем энергобалансе страны достигла показателя 1,5 %. Общая мощность по всей стране составила 62,36 ГВт, что позволило Китаю претендовать на мировое лидерство по общей мощности ветровых установок. Рынок ветровой энергетики в стране перешел в стадию спокойного развития после многих лет быстрого роста (рис. 1).

В 2011 г. китайские ветровые парки произвели 71,5 ГВт электроэнергии, что в пересчете на выбросы при сжигании угля позволило сократить выбросы диоксида серы на 360 тыс. т и углексило-го газа на 70 млн т. В пересчете на среднее годовое энергопотребление домашними хозяйствами (1 500 кВт^ч в год) такого количества энергии

- 57

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

1

I

I В веде I о за год

^ # # / / / / ^ ^ / #

Рис. 1. Динамика ввода в экплуатацию ветрогенерирующих мощностей, МВт

достаточно для удовлетворения энергетических потребностей 4,7 млн домохозяйств.

К концу 2011 г. в 30 китайских провинциях, городах и автономных регионах (не считая Гонг-конга, Макао и Тайваня) были свои собственные ветровые парки. Более 10 провинций имели в целом мощность более 1 ГВт, и 9 из них — более 2 ГВт. Автономный регион Внутренней Монголии оставался лидером по разработкам в области ветровой энергии в Китае, имея общую мощность 17,59 ГВт. За ней следуют Хэбэй, Ганьсу и Ляонин, в каждом из которых общая мощность превышает 5 ГВт. На территории этих провинций преобладают ветра третьего класса (согласно международной классификации), а в некоторых районах — даже пятого класса. Это позволяет достичь максимальной рентабельности ветровых проектов. Согласно данным Национального доклада по развитию солнечной и ветровой энергетики, выпущенного Государственной комиссией по регулированию электроэнергетики Китая в марте 2011 г., объем ветровой энергии в северных и северо-восточных регионах составил 57,2 и 38,33 % соответственно от общего объема ветровой энергии по стране.

Однако развитие ветровой энергетики в этих регионах и расположение основных центров потребления электроэнергии в южных и прибрежных районах создают существенный дисбаланс, который многократно увеличивает нагрузку на сеть. Поэтому в последнее время ветропарки появились и в менее ветряных провинциях, и сейчас они располагаются уже на территории 30 регинов Китая. Несмотря на то, что традиционные регионы развития обладают

значительными конкурентными преимуществами, конкуренция между ветровыми проектами выросла в них до такого высокого уровня, что по сравнению с ними горные, прибрежные и островные районы, не обладающие столь благоприятными условиями для строительства ветропарков, как северные территории, становятся все более привлекательными для девелоперов и инвесторов в силу высокого спроса на электроэнергию и доступности подключения к сети.

Пареллельно развитию ветроэнергетики в Китае развивается национальное энергетическое машиностроение. Китайский рынок производителей оборудования для ветроэнергетики за последние 5 лет прошел несколько последовательных стадий своего развития. Если ранее на нем преобладали крупные транснациональные компании, такие как Vestas или Gamesa, то в настоящее время китайские производители достигли таких масштабов выпуска, которые позволили им навязать стратегию ценовой конкуренции и потеснить с рынка международных гигантов за счет предложения на тендерах гораздо более дешевых контрактов.

Распределение долей рынка между основными компаниями-производителями в 2011 г. представлено на рис. 2.

Кроме того, структура рынка несколько трансформировалась в сторону формирования все большего числа вертикально интегрированных предприятий полного цикла. Крупные компании Китая в настоящее время предпочитают самостоятельно производить детали и компоненты и оставляют все меньше места на рынке специализированным предприятиям. Это объясняется тем, что развитие и совершенствование технологии ветрогенерации за последние несколько лет шли настолько быстрыми темпами, что удовлетворить постоянно повышающиеся технические требования к деталям и компонентам, разрабатывать совершенно новые подходы к регулированию работы ветровых турбин, накоплению и хранению энергии и т. д. было под силу только крупным и финансово стабильным компаниям.

Всех китайских производителей ветроэнергетического обрудования можно разделить на 4 большие группы: крупные государственные предприятия

6 (35%)-

1 (20%)

5 (5%)

2 (17%)

4 (7%)

3 (16%)

Рис. 2. Структура рынка ветроэнергетического оборудования Китая

в 2011 г.:

1 — Goldwind; 2 — Sinovel; 3 — United Power; 4 — Mingyang; 5 — Dongfang Turbine; 6 — другие

(14 компаний); региональные компании (10 компаний); частные компании и компании с иностранной собственностью (11 компаний); вертикально интегрированные корпорации полного цикла, принимающие участие в разработке и реализации проектов по строительству ветропарков (7 компаний).

В 2006—2010 гг. государственные и региональные компании сыграли важную роль в становлении и развитии всей ветровой энергетики Китая. Благодаря их деятельности в стране появились крупные капиталоемкие проекты, в том числе офшорные. В настоящее время по мере насыщения рынка правительство страны делает ставку на параллельное развитие централизованной и децентрализованной ветроэнергетики, которая открывает массу возможностей выхода на этот рынок перед средними и даже малыми предприятиями.

Согласно следующему пятилетнему плану к 2015 г. Китай введет в эксплуатацию около 5 ГВт офшорных ветрогенераторов и создаст собственное производство полного цикла для офшорной ветроэнергетики. После 2015 г. Китай намерен ввести новые крупномасштабные офшорные ветровые проекты и достичь показателя 30 ГВт к 2020 г. Отраслевые эксперты согласны в том, что такие амбициозные цели будет чрезвычайно сложно достичь за такое короткое время. Однако столь смелые надежды Китая на развитие ветровой энергетики нельзя признать лишенными целесообразности. Ветровая энергетика на сегодняшний день является наиболее зрелой технологией возобновляемой энертегики, которая позволяет производить большие объемы энергии и обладает высоким коммерческим потенциалом. Поэтому усилия китайских властей направлены

на разработку такой энергетической и промышленной политики, которая бы являлась стимулом для наиболее интенсивного развития отрасли.

Одной из главных мер, стимулирующих развитие ветроэнергетики в Китае, является разработка и введение стандартов, закрепляющих лучшие практики проектирования, строительства и эксплуатации ветровых парков и менеджмента проектов по строительству и вводу в действие новых мощностей.

Среди основных стандартов, регламентирующих порядок реализации ветровых проектов, следует назвать Временные правила управления строительством офшорных ветровых парков, введенные в июле 2011 г., диктующие ряд обязательных требований, которые необходимо удовлетворять при строительстве, распределяющие ответственность за реализацию проектов между различными ведомствами и инстанциями, а также закрепляющие регламент проведения исследований коммерческой и технической реализуемости проектов. Среди прочего данные правила гласят, что офшорные установки должны устанавливаться на расстоянии не менее 10 км от береговой линии и на глубине не менее 10 м. Эти требования призваны исключить возможность конфликта интересов собственников ветропарков и других предприятий, ведущих хозяйственную деятельность в прибрежных районах, и снизить инвестиционные риски. Введение данных правил значительно усложнило процесс предварительного согласования проектов и вынудило разработчиков четырех офшорных проектов, запущенных в 2010 г. и находящихся на начальных этапах выполнения, переделать технико-экономическое обоснование, финансовые расчеты и разработать новые условия концессионных соглашений.

Также в июле 2011 г. Государственный энергетический комитет издал распоряжение, согласно которому каждый региональный департамент энергетики обязан провести исследование возможностей для развития децентрализованной ветроэнергетики, разработать план для реализации этих возможностей и выработать правила реализации проектов по строительству ветровых электростанций, которые не требуют подключения к общей сети. Этот документ явился первым нормативно-правовым актом,

задающим рамочные условия для развития децентрализованной электроэнергетики.

Временные правила прогнозирования производства электроэнергии (июль 2011 г.) определили порядок, согласно которому каждый ветровой парк начиная с 1 июля 2012 г. обязан предоставлять в государственные регулирующие органы прогнозные значения выработки электроэнергии на основании результатов собственных исследований ветровых ресурсов и расчетов. Документ также определяет порядок проведения проверок и контрольных испытаний ветровых парков. Также для улучшения планирования и прогнозирования развития ветровой энергетики с 2011 г. в Китае введена система предварительного одобрения новых проектов в Государственном энергетическом комитете (National Energy Administration). В 2011 г. было одобрено строительство в течение следующих пяти лет 26,83 млн кВт мощностей, из которых 12,75 млн кВт были одобрены на государственном уровне, а 14,08 млн кВт — на местном. В четырех особенно насыщенных ветровыми парками провинциях северных территорий правила предварительного одобрения проектов особенно жесткие: в проект должны быть включены исследования по оценке ветрового потенциала и меры по совершенстованию сетевой инфраструктуры. В апреле 2012 г. был проведен следующий раунд предварительного рассмотрения проектов, в результате которого было одобрено строительство в общей сложности 14,92 ГВт мощностей.

Уведомление о порядке совершенствования управления ветровыми электростанциями, подключенными к общей сети (июль 2011 г.) определяет ряд мер, направленных на развитие системы подключения к сети ветровых генераторов, включая комплекс технико-технологических усовершенстований, позволяющих подавать электрический ток в сеть под низким напряжением. Документ также задает некоторые технические стандарты подключения.

Документ под названием «Уведомление о мерах по совершенствованию системы безопасности строительства и эксплуатации ветрогенераторов» (ноябрь 2011 г.) был издан в целях повышения технической безопасности на всех стадиях реализации ветроэнергетических проектов. В частности, данный документ обязывает компании документировать случаи травматизма, использовать только безопасное оборудование и технологии.

Документ «Временные меры по информационному менеджменту в сфере ветроэнергетики»

наделяет созданный при Институте планирования гидроэнергетики и водных ресурсов Китая Национальный информационный центр по ветровой энергетике полномочиями и ответственностью за сбор, мониторинг, анализ, обработку и распространение информации, касающейся развития ветроэнергетики по каждой провинции. Со времени своего основания в 2011 г. указанный информационный центр уже разработал и ввел в действие Систему отчетности в сфере производства ветровой энергии и Систему сертификации и обучения в сфере информационного менеджмента ветровой энергетики.

Министерство финансов Китая, Национальная комиссия по реформам и развитию и Национальное энергетическое бюро совместно разработали Временные правила формирования и использования Фонда развития возобновляемой энергетики. Согласно этому документу тарифы для возобновляемой энергетики возросли с 0,4 до 0,8 юаней за кВт^ч.

В 2010 г. Национальное энергетическое бюро начало разработку системы технических стандартов для ветроэнергетики. Был организован специальный Ветроэнергетический комитет по техническим стандартам (Energy Industry Wind Power Standardization Technical Committee), в ответственность которого вошла разработка рамочных условий и стандартов для отрасли. В настоящее время данный комитет ввел в действие уже 18 стандартов (основные приведены в таблице) и планирует введение еще более 170 стандартов, регулирующих такие сферы, как разработка проектов, строительство, подключение к сети, эксплуатация, производство оборудования.

Кроме перечисленных технических стандартов Институт планирования гидроэнергетики и водных ресурсов выпустил такие документы, как Кадастр земельных ресурсов для строительства ветропарков, Правила геологического аудита ветровых проектов и Правила проведения тендеров ветровых проектов, которые также регулируют развитие отрасли.

Перечисленные стандарты и нормативные документы призваны выполнять роль стимулов развития отрасли, во-первых, в силу увеличения эффекта обучения в процессе технологической адаптации, а также сокращения времени для его проявлений, а во-вторых, действуя как меры, направленные на устранение последствий недостатка саморегулирования отрасли и рыночных механизмов регуляции экономики в целом.

Следует пояснить сказанное. Китайская ветроэнергетика начала разиваться сравнительно поздно,

Основные технические стандарты, действующие в отрасли ветроэнергетики в Китае

Стандарт Название стандарта

NB/T 31003-2011 Технические спецификации подключения к сети крупномасштабных ветровых парков

NB/T 31004-2011 Руководство по проведению мониторинга вибраций и диагностике ветрогенераторов

NB/T 31005-2011 Метод оценки качества электрической энергии ветровых парков

NB/T 31006-2011 Технические стандарты антикоррозийных систем для офшорных ветровых парков

NB/T 31007-2011 Стандарты разработки проектов ветропарков

NB/T 31008-2011 Нормативы для расчетов стоимости офшорных ветровых проектов

NB/T 31009-2011 Методика расчета стоимости офшорных ветровых проектов

NB/T 31010-2011 Нормативы для расчетов стоимости наземных ветровых проектов

NB/T 31011-2011 Методика расчета стоимости наземных ветровых проектов

NB/T 31012-2011 Производственные и технические спецификации для ветрогенераторов с постоянным магнитом

NB/T 31013-2011 Производственные и технические спецификации для ветрогенераторов с двойным питанием

NB/T 31016-2011 Технические спецификации для аккумуляторных батарей систем контроля мощности

в то время когда многие страны (Германия, Великобритания, Дания, США) уже обладали мощными запатентованными технологиями в этой сфере. Поэтому первоначально китайские производители использовали чужие технические решения, запуская их в производство без какой-либо существенной технико-технологической адаптации.

Настоящие инновации начинаются там, где импортируемая технология подвергается тщательному изучению, доработке посредством проведения фундаментальных и экспериментальных исследований. В этом процессе начинает проявляться эффект обучения, позволяющий наладить эффективное и безопасное производство. В Китае же самые новые, недостаточно зрелые концепции и технологии (такие как крупномасштабные турбины) были сразу запущены в серийное производство, что привело к неизбежным техническо-экономическим проблемам и нескольким опасным инцидентам (взрывам работающих турбин, разрушениям лопастей и т. д.), частично подорвавшим доверие к индустрии ветровой энергетики.

Ввод национальных стандартов как раз направлен на закрепление лучших практик технологической адаптации, лучших технических и технико-экономических решений, снижение риска и неопределенности при принятии управленческих решений в процессе реализации проектов по строительству энергообъектов, повышение качества эксплуатации ветровых парков. Одним из следствий данной политики является создание в ноябре 2011 г. Главной национальной лаборатории по ветровой и солнечной энергетике на базе китайского центра сертификации. Целями создания данной лаборатории являются проведение комплексных исследований и разработка интегрированных технико-техноло-

гических стандартов, мониторинг и сертификация ветровых и солнечных энергетических объектов. Эксперты считают, что создание такой лаборатории на государственном уровне является серьезным стимулом для китайских производителей и позволит Китаю занять лидирующие позиции на мировом рынке ветроэнергетического оборудования.

Что касается недостатка регулируемой конкуренции, то здесь следует отметить тот факт, что в последние годы китайские производители оборудования для ветровых парков и сами ветровые энергетические компании всеми силами стремились нарастить объемы производства, чтобы иметь возможность воспользоваться эффектом масштаба и реализовывать крупные заказы. Зачастую такая погоня за количеством оборачивалась потерей качества продукции компаний — производителей энергооборудования и потерей эффективности функционирования ветропарков. Кроме того, отсутствие разумной конкурентной политики привело к кризису перепроизводства. Так, в 2011 г. китайские производители энергетического оборудования произвели в общей сложности 30 ГВт мощностей, тогда как внутренний спрос составил лишь 18 ГВт, а экпорт только развивается. В результате 40 % произведенного оборудования осталось неиспользованным.

Сертификация также может быть использована в качестве достаточно эффективного инструмента экспансии на мировой рынок. По мере созревания китайской ветроэнергетической индустрии китайские предприятия предпринимают все более успешные и агрессивные попытки завоевания международных рынков. Начиная с 2007 г. несколько китайских предприятий начали экспортировать оборудование для ветроэнергетики за рубеж. Несмотря

на то, что на тот момент оборудования не хватало даже для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка, китайские компании сделали этот стратегический шаг в направлении экспансии на мировой рынок.

К 2011 г. инвестиции китайских компаний в строительство ветровых парков за рубежом значительно увеличились. Среди наиболее крупных инвесторов China Development Bank, HydroChina China Datang Corporation и CECEP Investment Company. Получая права на строительство вет-ропарков за рубежом, они стимулируют спрос на китайское ветроэнергетическое оборудование. Некоторые китайские компании создают маркетинговые подразделения за рубежом для продвижения своего оборудования. Согласно данным корпоративных отчетов, в 2011 г. компания Sinovel получила несколько крупных заказов на покупку ветровых турбин от Бразилии и Южной Африки; компании United Power, Sany Electric и Chongqing Haizhuang выиграли тендеры на поставку своего оборудования в США; Shanghai Electric получила заказы в Индии, а Goldwind — в США, Австралии, Чили, Эквадоре и Эфиопии.

Китайский центр сертификации активно продвигает продукцию китайских производителей посредством согласования технических требований и характеристик электроэнергетического оборудования в других странах и создания общих стандартов, которые признаются на международном уровне. Так, китайские ветроэнергетические системы получили признание, пройдя процедуры стандартизации и сертификации в некоторых странах Африки, Латинской Америки и Южной Азии, что положительным образом сказывается на экпорте оборудования в эти страны.

Таким образом, механизмы стимулирования развития ветроэнергетики Китая можно признать весьма эффективными. Проводя страновые сопоставления, необходимо отметить, что наиболее распространенными на сегодня механизмами стимулирования развития высокотехнологичных отраслей экономики в мировой практике являются налоговые стимулы и преференции [1, 2], субсидирование исследований и разработок в соответствующих областях знаний [3], создание благоприятных институциональных условий [4] и производственные стимулы, к которым в сфере возобновляемой энергетики чаще всего относятся бонусные тарифы [5, 7]. В национальных эконо-

миках различного типа данные механизмы имеют разную эффективность. Например, опыт Германии свидетельствует о том, что в странах, где роль государства в регулировании экономики достаточно велика, наиболее эффективными механизмами стимулирования возобновляемой энергетики являются производственные стимулы, а опыт США — о том, что в странах с либеральной моделью экономики налоговые стимулы и преференции позволяют достичь максимального эффекта. Благоприятный институциональный ландшафт и поддержка НИ-ОКР являются необходимым условием развития высокотехнологичных отраслей при любой модели национальной экономики. Так как роль государства в экономике Китая очень существенна, можно сделать вывод, что стандартизация и сертификация, являющиеся достаточно жесткими мерами формирования институционального ландшафта, являются наиболее эффективными механизмами в экономиках данного типа.

Следует также отметить, что данные механизмы не лишены недостатков. Несмотря на то, что в Китае принято несколько законов о развитии возобновляемой энергетики, неоднозначность их толкования позволяет сетевым корпорациям, являющимся монополистами в сфере электроэнергетики, диктовать ветроэнергетическим компаниям свои зачастую невыгодные для них условия подключения к сети. Стандарты подключения к сети ветровых парков, разработанные в 2011 г., однобоко представляют интересы только сетевых компаний и предъявляют более жесткие требования к ветрогенераторам, нежели к гидростанциям или геотермальным станциям. Деятельность компаний-аудиторов в сфере ветроэнергетики не всегда прозрачна. Недостаточно развита система сертификации, поэтому ветровые парки вынуждены месяцами простаивать в ожидании проведения проверки и получения сертификата на право деятельности. Тем не менее в стране идет постоянное совершенстование механизмов стандартизации и сертификации, что повышает их эффективность и позволяет рекомендовать данные механизмы для использования в других экономиках с государственным регулированием.

Список литературы

1. Ратнер С. В., Дира Д. В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Финансы и кредит. 2012. № 8 (488). С. 21—27.

2. Ратнер С. В., Дира Д. В. Методические подходы к разработке механизмов налогового стимулирования развития альтернативной энергетики // Финансы и кредит. 2012. № 20. С. 27—36.

3. Ратнер С. В. Социально-экономические эффекты развития альтернативной энергетики в США // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28. С. 47—55.

4. Ратнер С. В., Нарижная О. Ю. Институциональные аспекты развития промышленных систем

(на примере офшорной ветроэнергетики Германии) // Экономический анализ: теория и практика.

2011. № 46. С. 4—8.

5. India Wind Energy Outlook 2012. Brussels.

6. Li Junfeng et al. China Wind Energy Outlook,

2012. Chinese Wind Energy Association: 2012.

7. Reassessing Wind Potential Estimates for India: Economic and Policy Implications by Amol Phadke, Ranjit Bharvirkar and Jagmeet Khangura; Lawrence Berkeley National Lab (2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.