УДК 352:005.35
Колповская А.М.,
Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины;
аспирант кафедры менеджмента и управления проектами
(Украина, г. Днепропетровск);
Научный руководитель — Маматова Т.В., профессор кафедры менеджмента и управления проектами Днепропетровского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, доктор наук в сфере государственного управления,
профессор (Украина, г. Днепропетровск)
СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Представлена разработанная автором структура стандарта социальной ответственности в муниципальном управлении, определены сфера его применения и требования к индикаторам для оценивания социальной ответственности органов муниципального управления.
Ключевые слова: индикаторы, орган муниципального управления, самооценка, социальная ответственность, стандарт.
Идеи корпоративной социальной ответственности получили в настоящее время чрезвычайно широкое распространение во всем мире. Это относится к организациям всех форм собственности, размеров, организационно-правовых форм независимо от их географического положения, вида деятельности, культурных и национальных традиций. Повышение качества жизни, национальное богатство, измеряемое человеческим капиталом, социальная ответственность являются приоритетными направлениями общественного развития, а взаимодействие органов местного самоуправления, бизнеса, государства и общества составляет основу для устойчивого развития социально-экономических систем [9].
В результате организации должны стремиться представить обществу свидетельства своей социально ответственной деятельности. Наиболее доступным способом самооценки и информирования общества о социально ответственной деятельности предприятия является
следование требованиям и рекомендациям стандартов, действующих в данной сфере.
Социальная ответственность государства (органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления) имеет системообразующее, многофункциональное содержание, она способствует осуществлению всех других принципов современного государственного управления, обеспечивает положительный имидж институтов государства и его должностных лиц, становится обязательным средством социальной ответственности на других уровнях (в частности, предприятий и граждан), залогом социального прогресса [1].
В сфере социальной ответственности действуют стандарты, которые разработаны с учетом руководящих принципов, зафиксированных в документах авторитетных международных организаций. На международном уровне блок основных нормативных документов по социальной ответственности получил название «Восьмерка глобальных инициатив». Это международные документы по вопросам устойчивого развития: Глобальный договор ООН (The UN Global Compact); конвенции МОТ (ILO convention); руководящие указания Организации экономического сотрудничества и развития для транснациональных корпораций (The OECD Guidelines for Multinational Enterprises); стандарты ISO серии 14000 (системы экологического управления); стандарты социальной и этической отчетности серии АА1000 (AccountAbility 1000); Глобальная инициатива отчетности (The Global Reporting Initiative — GRI); Глобальные принципы Салливана (The Global Sullivan Principles - GSP); стандарт социальной ответственности SA 8000 (Social Accountability 8000), на основе которого разработан ISO 26000 [4; 5; 10; 11].
Значительным шагом на пути развития практической составляющей концепции социальной ответственности стало принятие в 2008 году международного стандарта КСО-2008 «Социальная ответственность. Требования», введенного
совместным решением Всероссийской организации качества, Украинской ассоциации качества и Международной ассоциации менеджеров и аудиторов качества [2].
Учитывая актуальность и необходимость развития социальной ответственности в муниципальном управлении [7; 8], автором разработан стандарт социальной ответственности для применения в муниципальном управлении.
Цель статьи — представить структуру стандарта социальной ответственности в муниципальном управлении, определить сферу его применения и требования к индикаторам для оценивания социальной ответственности органов муниципального управления.
Корпоративная социальная ответственность органа муниципального управления — это современный демократический стиль деятельности представительных и исполнительных органов самоуправляющейся власти и управления, который прямым образом и опосредованно (через принципы, организационную культуру, средства взаимодействия с обществом и пр.) предусматривает требование о наличии во всех управленческих решениях вектора направленности на устойчивое развитие и благосостояние членов территориальной общины, бизнеса на соответствующей территории, персонала управления и общества в целом [6].
Стандарт социальной ответственности (англ. social responsibility standard) — документ, который устанавливает для общего и многократного применения правила, общие принципы или характеристики, касающиеся деятельности или ее результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядоченности в области социальной ответственности, разработанный в установленном порядке на основе консенсуса [3].
Стандарт социальной ответственности, распространяющейся на системы управления социальной ответственностью предназначен для обеспечения организации элементами результативной системы управления социальной ответ-
ственностью, которые могут быть интегрированы с другими требованиями к управлению организацией с целью содействия организации в достижении целей, касающихся надлежащего социального, экологического и экономического развития [3].
Стандарт может применяться органами муниципального управления, главами совета, должностными лицами органов муниципального управления, работниками муниципальных учреждений, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
Целью стандарта «Социальная ответственность в муниципальном управлении» — сформировать системное видение корпоративной социальной ответственности и активизировать социально ответственное поведение органов муниципального управления на всех уровнях.
Выполнение требований стандарта является добровольным.
Стандарт корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления может быть использован для:
— формулирования политики, целей и программы действий органов муниципального управления в области корпоративной социальной ответственности;
— самооценки в сфере корпоративной социальной ответственности;
— подтверждения соответствия деятельности органов муниципального управления настоящему стандарту;
— составления социальных отчетов органов муниципального управления;
— информирования заинтересованных сторон о соответствии деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности настоящему стандарту.
Стандарт может также служить основой для разработки положений о проведении региональных конкурсов в сфере социальной ответственности; составления сборников лучших практик социально ответственной деятельности и пр.
Разработанная структура стандарта социальной ответственности в муниципальном управлении представлена на рис. 1.
Введение
Область применения
Документы, с учетом которых разработан стандарт
Термины и определения
1. Цели и принципы корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления.
1.1. Цели социальной ответственности.
1.2. Заинтересованные стороны органов муниципального управления.
1.3. Принципы социальной ответственности органов муниципального управления.
2. Содержание корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления
2.1. Виды социальной ответственности.
2.2. Направления социальной ответственности.
2.2.1. В сфере организации управления.
2.2.2. Права человека.
2.2.3. Трудовые отношения.
2.2.4. Экологические вопросы.
2.2.5. Сотрудничество с бизнесом.
2.2.6. Предотвращение коррупции.
2.2.7. Развитие местных общин и сотрудничество с ними.
2.2.8. Социальное вовлечение и социальное развитие.
3. Индикаторы корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления.
3.1. Формой подтверждения следования организации требованиям настоящего стандарта является его отчетность по индикаторам корпоративной социальной ответственности.
3.2. Помимо обязательного перечня индикаторов организация вправе самостоятельно выбирать показатели, которые считает необходимым указать в качестве характеристики своей корпоративной социальной ответственности.
3.3. Свойства индикаторов.
3.4. Перечень обязательных индикаторов корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления.
Приложение А — Форма и структура отчета о корпоративной социальной ответственности органа муниципального управления.
Рис. 1 — Структура стандарта «Социальная ответственность в муниципальном управлении»
Основными характеристиками корпоративной социальной ответственности являются:
— интегрированность в стратегию организации;
— польза для всех заинтересованных сторон: сотрудников, территориальной общины, государства, бизнеса, общества в целом, а также для самой организации;
— вклад в процесс устойчивого развития.
Реализация корпоративной социальной
ответственности требует достижения следующих целей:
— содействие устойчивому развитию региона;
— модернизация технической базы, развитие инновационных процессов и повышение инвестиционной привлекательности региона;
— поддержание достойных условий и оплаты труда работников в регионе
— повышение уровня и качества жизни работников в регионе, членов их семей, населения региона;
— создание благоприятного делового климата в органах муниципального управления и в регионе;
— развитие гражданского общества на основе эффективного взаимодействия органов муниципального управления, предприятий, государства, общественных организаций;
— улучшение экологической обстановки в регионе.
Принципы социальной ответственности органов муниципального управления — это исходные положения, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования корпоративной социальной ответственности. При принятии решений должен соблюдаться баланс всех принципов без каких-либо предпочтений и очередности.
К индикаторам, которые предлагаются в стандарте для оценивания социальной ответственности органов муниципального управления, выдвигаются следующие требования:
— верифицируемость — сообщаемые данные и информация должны быть систематизированы, проанализированы и представлены таким образом, чтобы их до-
стоверность могла быть проверена посредством внутреннего или внешнего аудита;
— полнота — представляемая информация соответствует заявленным границам, сферам и временным рамкам документа;
— значимость — в отчетность включаются показатели, имеющие высокую значимость для оценки уровня корпоративной социальной ответственности организации;
— точность — сообщаемая информация должна быть представлена с такой степенью точности, которая позволяет использовать ее для принятия эффективных решений;
— объективность — при отборе и представлении информации необходимо избегать предвзятости и стремиться представить сбалансированную картину результативности для различных групп заинтересованных сторон;
— сопоставимость — информация должна предоставлять возможность самооценки и сопоставления результатов во времени и со значениями, рекомендуемыми нормативными актами, договорами, достигнутыми в практике других организаций, среднестатистическими;
— ясность — представляемая информация должна быть понятна максимальному количеству пользователей, в то же время сохраняя приемлемый уровень детализации;
— прозрачность — доступность информации всем заинтересованным сторонам.
Перечень обязательных индикаторов корпоративной социальной ответственности органов муниципального управления должен быть разработан с учетом специфики их деятельности.
Вопросы, составляющие суть социальной ответственности, отражают ожидания общества в конкретный момент времени, постоянно изменяются вместе с проблемами общества и его ожиданиями, поэтому положения стандарта, состав и количественное выражение индикаторов корпоративной социальной ответственности подлежат периодическому пересмотру.
Разработанный стандарт социальной ответственности в муниципальном управлении должен помочь в реализации принципов социальной ответственности деятельности органов муниципального
управления, а также отслеживать динамику развития концепции социальной ответственности в муниципальном управлении.
Библиографический список
1. Гршнова О.А. Сощальна вщповЬ дальшсть в контекста подолання системно! кризи в Украш // Демограф1я та сощальна економша. 2011. № 1(15). С. 39-45.
2. КСО — 2008. Социальная ответственность организации. Требования / Всерос. орг. качества; Укр. ассоц. качества; Между-нар. ассоц. менеджеров и аудиторов качества. — М.: ВОК; УАК; МАМАК, 2008. — 13 с.
3. Маматова Т.В., Рижко А.М. Стандарт сощально! в^дповщальноста // Енцикло-педiя державного управлшня: у 8 т. / Нац. акад. держ.упр. при Президентовi Укра!ни; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш К.: НАДУ, 2011. Т. 6: Державна служба / наук.-ред. колепя: С.М. Серьопн (сшвго-лова), В.М. Сороко (сшвголова) та ш., 2011. С. 432 — 433.
4. Маматова Т. Мгжнародш стандарти корпоративно! сощально! вщпов^дальноси: механiзм адаптацн для оргашв державного контролю Укра!ни // Держ. упр. та мкц. самоврядув.: зб. наук. пр. Д.: ДР1ДУ НАДУ, 2010. Вип. 1 (4). С. 109—120.
5. Маматова Т., Рижко А. 1мплементац1я вимог мжнародних стандарта сощально! в]д-повщальноси в муниципальному управлiннi // Проблеми сучасного державного управл1ння: зб. наук. пр. Донецького держ. ун-ту управлшня. Донецьк: ДонДУУ, 2011. № 193. С. 145—155 (Сер1я: Державне управлшня).
6. Рижко А. Корпоративна сощальна в]дпов]дальшсть органу м^цевого само-врядування: термiнологiчнi аспекти // Те-ор1я та практика державного управлiння: зб. наук. праць. Х.: Вид-во ХаР1 НАДУ «Ма-пстр», 2013. Вип. 1 (40) С. 419 — 426.
7. Рижко А. Сощальна в^дпов^дальшсть в мунщипальному управлшш: сучаснi гло-бальт тенденцп та виклики щодо розвитку // Актуальш проблеми державного управлшня: зб. наук. праць. О.: Вид-во ОР1ДУ НАДУ, 2013. Вип. 2 (54) С. 180—184.
8. Рижко А. Концепщя сощально! вщпо-в^дальноси: етапи розвитку та перспективи упровадження в мунщипальному управлш-m // Держ. упр. та м^цеве самоврядуван-
ня: зб. наук. пр. Д.: ДР1ДУ НАДУ, 2011. № 4 (11). С. 283-290.
9. Сапрыкина О.А. Корпоративная социальная ответственность: оценка результативности в ходе аудита: автореф. ... дис. на соиск. степени канд. экон. наук: 08.00.05, 08.0012 / Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия финансов и банковского дела». — Н., 2012. — 24 с.
10. ISO 26000:2010. Guidance on social responsibility / International Organization for Standartisation, 2010. URL: http://isotc.iso.org
11. SA 8000:2001. Социальная ответственность. URL: http://www.klubok.net/ Downloads-index-req-viewdownload details-lid-145.html
Bibliographical list
1. Grishnova O. A. Social responsibility in the context of overcoming the systemic crisis in Ukraine // Demography and social economy. 2011. Number 1 (15). P. 39 — 45.
2. CSR — 2008. The social responsibility of the organization. Requirements / All-Russia. org. quality, Ukrain. Assoc. Quality, Intern. Assoc. Quality Managers and Auditors. M. VOK; UAC; IAQMA 2008. 13.
3. Mamatova T., Ryzhko A. Standart of social responsibility // Encyclopedia of government: in 8 t / Nat. Acad. of pub. adm. office of the President of Ukraine, Scientific-ed. board: Y. Kovbasiuk (chairman) and others. K.: NAPA, 2011. T. 6: Public Service / scientific-ed. board: S. Seryogin (Co), V. Soroko (Co) and others, 2011. P. 432 — 433.
4. Mamatova T. The international standards of corporate social responsibility: the mechanism for adaptation of state control of Ukraine // State. Governance and local government: coll. scient. works. D.: DRIDU NAPA, 2010. Issue. 1 (4). P. 109— 120.
5. Mamatova T. Ryzhko A. Implementation of international standards of social responsibility in the municipal management // Problems of modern governance: coll. scient. works. Donetsk State Univ. management. Donets'k: Don-DUU, 2011. Number 193. P. 145—155 (Series: Public Administration).
6. Ryzhko A. Corporate Social Responsibility local authority: terminological aspects // Theory and Practice of Public Administration:
coll. scient. works. H.: Type of Hari NAPA «Master», 2013. Issue. 1 (40) P. 419-426.
7. Ryzhko A. Social responsibility in municipal management: current global trends and challenges for the development // Actual problems of public administration: coll. scient. works. O.: Type of ORI NAPA, 2013. Issue. 2 (54) P.180- 184.
8. Ryzhko A. The concept of social responsibility: the stages of development and prospects for implementation in municipal management // Governance and local government: coll. science. works. D.: DRIDU NAPA, 2011. Number 4 (11). P. 283-290.
9. Saprykina OA Corporate Social Responsibility: Evaluating the performance during the audit: Author. dis. on competition. Ph.D. degree. Economics. Sciences: 08.00.05, 08.0012 / private educational institution of higher education «Siberian Academy of Finance and Banking» N., 2012. 24 p.
10. ISO 26000:2010. Guidance on social responsibility / International Organization for Standartisation, 2010. URL: http://isotc. iso.org
11. SA 8000:2001. Social responsibility. URL: http://www.klubok.net/Downloads-index-req-viewdownload details- lid-145.html
Kolpovskaya A. M., e-mail: [email protected]
Dnipropetrovs'k Regional Institute of Public Administration National Academy of Public Administration Office of the President of Ukraine, Postgraduate student, Chair of Management and Project Management, (Dnepropetrovsk, Ukraine);
Supervisor: Mamatova T.V., Professor, Chair of Management and Project Management, Dnipropetrovs'k Regional Institute of Public Administration National Academy of Public Administration Office of the President of Ukraine; Doctor on Public Administration, Professor, (Dnepropetrovsk, Ukraine);
SOCIAL RESPONSIBILITY STANDARD IN MUNICIPAL MANAGEMENT The developed by author structure of the social responsibility standard in municipal management is represented, defined its scope and requirements for the indicators to evaluate the social responsibilities of the municipal management.
Key words: indicators, body of municipal management, self-esteem, social responsibility, standard.