Научная статья на тему 'Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как инструмент формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне'

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как инструмент формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / стандарт развития конкуренции / товары / услуги / цены / малое и среднее предпринимательство / конкурентная политика / экономические барьеры / институциональные барьеры / потребители. / competition / the standard of development competition / goods / services / prices / small and medium-sized enterprises / competition policy / economic barriers / institutional barriers / consumers.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как инструмент формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне»

Мещеряков Д. А.

д.э.н., профессор кафедры менеджмента и региональной экономики Воронежского института экономики и

социального управления

СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: конкуренция, стандарт развития конкуренции, товары, услуги, цены, малое и среднее предпринимательство, конкурентная политика, экономические барьеры, институциональные барьеры, потребители.

Keywords: competition, the standard of development competition, goods, services, prices, small and medium-sized enterprises, competition policy, economic barriers, institutional barriers, consumers.

Проблема развития конкуренции в современной России продолжает оставаться одной из самых значимых для общества и государства. Создание конкурентоспособной национальной экономики через преобразование всех аспектов жизни населения, при котором должны возрастать качество и уровень жизни населения, возможно за счет эффективной реализации конкурентной политики на региональном уровне. Важнейшим инструментом формирования и реализации конкурентной политики в регионах нашей страны является стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - стандарт), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.2015 г. № 1738-р.

Стандарт, являясь ключевым инструментом для формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне, представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выработки механизмов реализации данной политики. Подчеркнем, что деятельность по содействию развитию конкуренции на основе стандарта является одним из направлений для оценки эффективности деятельности глав регионов и региональных органов исполнительной власти. Это не случайно, так как эффективность конкурентной политики на региональном уровне во многом зависит от одной из ключевых в этом процессе фигур -губернатора. Предполагается, что глава региона несет личную ответственность за результаты конкурентной политики на вверенной территории. Значимость этой должности возрастает в процессе консолидации сил, ориентированных на последующее социально-экономическое развитие регионов, а мероприятия по содействию развитию конкуренции в регионе, должны исходить из текущих и перспективных потребностей потребителей товаров, работ, услуг участников экономических отношений.

Данный стандарт разработан в следующих целях1:

- установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;

- содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;

- выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;

- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.

Стандартом определены 11 социально значимых рынков: рынок услуг дошкольного образования; рынок услуг отдыха и оздоровления детей; рынок услуг дополнительного образования детей; рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; рынок услуг в сфере культуры; рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства; розничная торговля; рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом; рынок услуг связи; рынок услуг социального обслуживания населения.

Практика реализации стандарта в последние годы в субъектах Федерации показывает то, что конкурентная политика в различных субъектах и ее эффективность существенно различаются. Реализация положений стандарта в субъектах РФ в 2015-2016 годах подтверждает это. Так, по данным рейтинга глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году высокие оценки получили Воронежская область (итоговое значение оценки -90,18%), Нижегородская область (79,43%), Хабаровский край (76,10%), Республика Бурятия (75,60%), Челябинская

1 Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 г. №1738-р. - http://www.docs.cntd.ru/document/420300169

область (75,57%). Наиболее низкие оценки получили Республика Ингушетия, Ростовская область, Тверская область, Республика Крым1. В 2016 году высокие оценки уровня содействия развитию конкуренции получили Республика Татарстан (итоговое значение оценки - 98,25%), Омская область (94,83 %), Воронежская область (93,81%), Московская область (93,80%) и Чувашская Республика - Чувашия (91,41%). Наиболее низкие оценки (менее 5%) получили Республика Тыва (2,23%), Тверская область (0,16%) и Кировская область (0%). Отметим, что Кировская область в рамках процесса отчетности не представила каких-либо данных для анализа2.

Представленные выше данные свидетельствуют о том, что выявлено постоянство групп субъектов Федерации лидеров и аутсайдеров, что свидетельствует как об устойчиво успешной конкурентной политики одних региональных властей, так и об отсутствии кардинальных сдвигов к лучшему в этой политике других.

Таблица 1

Наиболее существенные барьеры, влияющие на ведение предпринимательской деятельности и конкуренцию в Воронежской области в 2015-2017 годах3

Вид барьера Доля респондентов, отметивших наличие барьеров, % 2017 г. Доля респондентов, отметивших наличие барьеров, % 2016 г. Доля респондентов, отметивших наличие барьеров, % 2015 г.

Высокие налоги 44,1% 44,2% 46,6%

Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность 18,3% 18,2% 28,8%

Сложность получения доступа к земельным участкам 4,9% 4,9% 9,0%

Сложность процедуры получения лицензии 3,8% 3,9% 7,6%

Коррупция 0,8% 3,3% 6,5%

Необходимость установления партнерских отношений с органами власти 0,5% 2,1% 4,6%

Ограничения/сложность доступа к поставкам товаров, выполнению работ в рамках госзакупок 0,5% 1,8% 4,0%

Нет ограничений 44,2% 43,6% 31,4%

Реализация положений стандарта в регионах России в ходе проведения конкурентной политики, ежегодные мо-ниторинги и доклады о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в регионах позволяют выявить проблемные вопросы в реализации конкурентной политики на региональном уровне. Так, сдерживающими развитие предпринимательства и конкуренции в регионах, являются институциональные, экономические и административные барьеры. Это можно показать на примере Воронежской области (табл. 1). Данная оценка барьеров ведения предпринимательской деятельности получена путем опроса представителей бизнеса по репрезентативной выборке.

Из данных, представленных в таблице 1 видно, что по итогам 2017 года в области отмечается незначительная положительная динамика в сфере оценки барьеров ведения предпринимательской деятельности. Так, доля предпринимателей, которые считают, что каких-либо существенных ограничений в ведении бизнеса нет, повысилась до уровня 44,2% (+0,6%). В наибольшей степени улучшилась оценка предпринимателями состояние коррупции в регионе (на 2,5%, до 0,8% в 2017 году), а также необходимости установления партнерских отношений с органами власти (на 1,6%, до 0,5% в 2017 году).

Важно указать и на то, что в 2017 году положительная динамика в оценке уровня административных барьеров была получена на таких социально значимых рынках, как рынок услуг связи, рынки услуг дошкольного и дополнительного образования детей, розничная торговля, рынок услуг перевозок пассажиров автотранспортом. Заметное снижение административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности наблюдается на рынке медицинских услуг, а также в таких сегментах рынка услуг в сфере ЖКХ как вывоз твердых бытовых отходов, предоставление услуг по теплоснабжению, управлению многоквартирными домами. Результаты проведенного мониторинга развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг области показали также, что замедлился рост конкурентов на

1 Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году (Итоги реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2015 году). - Доклад. июнь 2016 г. - http://www.ac.gov.ru/

fibes/attachment/9435.pdf

2

Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2016 году (Итоги реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2016 году). - Доклад. июнь 2017 г. - http://www.ac.gov.ru/fibes/attach ment/13534.pdf

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области по итогам 2017 года. - Воронеж, 2018. - С. 110. - www.Invest-in-voronezh.ru/download/oregione/regional_development_strategy/2017/36_doklad 2017.pdf

таких рынках со слабой конкуренцией, как рынки услуг школьного образования, детского отдыха и оздоровления, в сфере культуры, на рынке услуг страховых компаний1.

Необходимо подчеркнуть и то, что основная часть предпринимателей дает положительную оценку деятельности органов власти Воронежской области по содействию развитию предпринимательства и конкурентных отношений на рынках товаров, работ и услуг. Так, за последние два года 60% респондентов считают, что власти помогают бизнесу своими действиями, и это достаточно стабильный результат (в 2015 г. - 50%).Число предпринимателей, негативно оценивающих деятельность органов власти по развитию конкурентных отношений в регионе, в 2017 г. составило 6%, в 2015 г. - 10%, в 2016 г. - 3,9%. Отсутствие избыточного регулирования предпринимательской деятельности органами власти в 2017 г. отметили 0,7% предпринимателей (в 2015 г. - 6,4%, в 2016 г. - 3,7 %).

Существуют и проблемные моменты, ограничивающие развитие конкуренции в регионе:

- рост цен;

- сложность получения доступа к земельным участкам;

- недостаточность источников финансирования субъектов предпринимательской деятельности, что обусловлено влиянием негативных трендов в экономике на кредитный сектор, ухудшением платежеспособного спроса населения;

- сложный механизм получения мер государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности;

- увеличение налогового бремени;

- барьеры для вхождения добросовестных местных товаропроизводителей на региональные рынки;

- снижение доступности бюджетного финансирования предпринимательской деятельности;

- низкая доступность государственного заказа субъектов малого и среднего бизнеса;

- низкая мобильность рынка энергетических услуг и высокие цены на энергоресурсы;

- сохраняющаяся коррупционная составляющая.

Сдерживает развитие конкуренции в регионе и нестабильное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.

Результаты, полученные в ходе мониторинга конкурентной среды и нашедшие отражение в докладах о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг, позволяют органам исполнительной власти региона в целях повышения эффективности конкурентной политики на региональном уровне, разработать и включить в «дорожную карту» по содействию развитию конкуренции в регионе дополнительные мероприятия.

С целью сохранения положительной динамики развития конкуренции в 2018 году в Воронежской области, повышения эффективности конкурентной политики планируется продолжить работу по следующим направлениям:

- поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере;

- развитие практики государственно-частного партнерства в социальной сфере;

- повышение мобильности трудовых ресурсов, способствующие повышению эффективности труда;

- содействие созданию и развитию институтов поддержки инновационного малого предпринимательства;

- снижение административных барьеров, развитие сети МФЦ для бизнеса;

- упрощение ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности области на основе реализации целевых моделей;

- участие в реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указам Президента РФ от 21.12.2017 г., № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Таким образом, стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации следует считать важным инструментом в процессах принятия и корректировки управленческих решений органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации конкурентной политики на региональном уровне.

1 Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области по итогам 2017 года. - Воронеж, 2017. - С. 115. - www.Invest-in-voronezh.ru/download/oregione/regional_development_strategy/2017/36_ doklad2017.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.