Научная статья на тему 'Стадии системогенеза, генетические формы и типы учебной деятельности'

Стадии системогенеза, генетические формы и типы учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМОГЕНЕЗ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / КРИЗИС / EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEM GENESIS / DEVELOPMENTAL STAGES / CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна

В статье рассматривается непрерывный процесс развития учебной деятельности на протяжении всей жизни человека. Выделены три стадии системогенеза и соответствующие им формы учебной деятельности: элементарная, развивающаяся, развитая. Обозначены критерии выделения стадий и форм системогенеза учебной деятельности: включенность педагога в процесс деятельности; механизмы реализации учебной деятельности, особенности развития регулятивных процессов; компонентный состав, функциональные и структурные особенности психологической структуры учебной деятельности. Элементарная форма учебной деятельности , свойственная детям старшего дошкольного возраста, это деятельность взрослого, в которую он включает ребенка, ставя перед ним учебную задачу; без участия взрослого учебная задача не осознается и не выделяется ребенком, а учебная деятельность не формируется и не реализуется. Развивающаяся учебная деятельность свойственна детям младшего школьного возраста, представляет собой совместную деятельность взрослого и ребенка, при этом мотив ребенка, а цель взрослого; в процессе обучения функции, которые вначале выполнялись учителем, передаются учащемуся. Развитая учебная деятельность свойственна учащимся начиная с подросткового возраста и на протяжении всей жизни. Это сознательная деятельность субъекта, при этом учащийся осознает, зачем он учится, принимает учебную задачу, поставленную педагогом, и может сам ее сформулировать, владеет навыками учебной работы, видит свои ошибки, контролирует и оценивает свои действия, способен к самообучению. В развитой форме выделено три типа учебной деятельности: учебная деятельность школьного типа, учебно-профессиональная деятельность, учебная деятельность на этапе профессиональной деятельности. Выделены кризисы системогенеза учебной деятельности: кризисы 2 и 6 классов школы, кризис 1 курса обучения в вузе, кризис начала профессиональной деятельности. Установлено, что кризисы возникают при переходе от одной стадии системогенеза к другой, при смене форм и типов учебной деятельности. Сделан вывод о том, что стадиальность следует рассматривать как общую закономерность системогенеза учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of system genesis, genetic forms and types of learning activities

The article discusses the continuous process of development of educational activities throughout a person’s life. Three stages of system genesis and the corresponding forms of learning activity are distinguished: elementary, developing, developed. Criteria for identifying the stages and forms of systemogenesis of learning activities are: the involvement of the teacher in the process of activity; mechanisms for the implementation of educational activities, especially the development of regulatory processes; component composition, functional and structural features of the psychological structure of educational activities. The elementary form of educational activity, characteristic of children of senior preschool age, is the activity of an adult, in which he includes the child, giving him a learning task; without the participation of an adult, the learning task is not realized and is not allocated by the child, and the learning activity is not formed and is not realized. The developing educational activity is peculiar to children of primary school age, it is a joint activity of an adult and a child, while the motive is a child, and the goal is an adult; in the process of learning, the functions that were initially performed by the teacher are transferred to the student. Developed learning activities are peculiar to students since adolescence and throughout life. This is a conscious activity of the subject, while the student is aware of why he is studying, accepts the learning task set by the teacher, and can formulate it by himself, has the skills of learning work, sees his mistakes, controls and evaluates his actions, is capable of learning. In a developed form, there are three types of educational activities: educational activities of the school type, educational and professional activities, educational activities at the stage of professional activity. Crises of systemic genesis of educational activity are highlighted: crises of the 2nd and 6th grades of school, a crisis of the 1st year of study at the university, a crisis of the beginning of professional activity. It has been established that crises occur during the transition from one stage of system genesis, the change of forms and types of learning activities. It is concluded that the stadiality should be considered as a general pattern of system genesis of learning activities.

Текст научной работы на тему «Стадии системогенеза, генетические формы и типы учебной деятельности»

_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ_

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10461

УДК 159.9

Н. В. Нижегородцева https://orcid.org/0000-0003-2836-3789

Стадии системогенеза, генетические формы и типы учебной деятельности

В статье рассматривается непрерывный процесс развития учебной деятельности на протяжении всей жизни человека. Выделены три стадии системогенеза и соответствующие им формы учебной деятельности: элементарная, развивающаяся, развитая. Обозначены критерии выделения стадий и форм системогенеза учебной деятельности: включенность педагога в процесс деятельности; механизмы реализации учебной деятельности, особенности развития регулятивных процессов; компонентный состав, функциональные и структурные особенности психологической структуры учебной деятельности. Элементарная форма учебной деятельности, свойственная детям старшего дошкольного возраста, - это деятельность взрослого, в которую он включает ребенка, ставя перед ним учебную задачу; без участия взрослого учебная задача не осознается и не выделяется ребенком, а учебная деятельность не формируется и не реализуется. Развивающаяся учебная деятельность свойственна детям младшего школьного возраста, представляет собой совместную деятельность взрослого и ребенка, при этом мотив - ребенка, а цель - взрослого; в процессе обучения функции, которые вначале выполнялись учителем, передаются учащемуся. Развитая учебная деятельность свойственна учащимся начиная с подросткового возраста и на протяжении всей жизни. Это сознательная деятельность субъекта, при этом учащийся осознает, зачем он учится, принимает учебную задачу, поставленную педагогом, и может сам ее сформулировать, владеет навыками учебной работы, видит свои ошибки, контролирует и оценивает свои действия, способен к самообучению. В развитой форме выделено три типа учебной деятельности: учебная деятельность школьного типа, учебно-профессиональная деятельность, учебная деятельность на этапе профессиональной деятельности. Выделены кризисы системогенеза учебной деятельности: кризисы 2 и 6 классов школы, кризис 1 курса обучения в вузе, кризис начала профессиональной деятельности. Установлено, что кризисы возникают при переходе от одной стадии системогенеза к другой, при смене форм и типов учебной деятельности. Сделан вывод о том, что стадиальность следует рассматривать как общую закономерность системогенеза учебной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, системогенез, стадии развития, кризис.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

N. V. Nizhegorodtseva

Stages of system genesis, genetic forms and types of learning activities

The article discusses the continuous process of development of educational activities throughout a person's life. Three stages of system genesis and the corresponding forms of learning activity are distinguished: elementary, developing, developed. Criteria for identifying the stages and forms of systemogenesis of learning activities are: the involvement of the teacher in the process of activity; mechanisms for the implementation of educational activities, especially the development of regulatory processes; component composition, functional and structural features of the psychological structure of educational activities. The elementary form of educational activity, characteristic of children of senior preschool age, is the activity of an adult, in which he includes the child, giving him a learning task; without the participation of an adult, the learning task is not realized and is not allocated by the child, and the learning activity is not formed and is not realized. The developing educational activity is peculiar to children of primary school age, it is a joint activity of an adult and a child, while the motive is a child, and the goal is an adult; in the process of learning, the functions that were initially performed by the teacher are transferred to the student. Developed learning activities are peculiar to students since adolescence and throughout life. This is a conscious activity of the subject, while the student

© Нижегородцева Н. В., 2019

is aware of why he is studying, accepts the learning task set by the teacher, and can formulate it by himself, has the skills of learning work, sees his mistakes, controls and evaluates his actions, is capable of learning. In a developed form, there are three types of educational activities: educational activities of the school type, educational and professional activities, educational activities at the stage of professional activity. Crises of systemic genesis of educational activity are highlighted: crises of the 2nd and 6th grades of school, a crisis of the 1st year of study at the university, a crisis of the beginning of professional activity. It has been established that crises occur during the transition from one stage of system genesis, the change of forms and types of learning activities. It is concluded that the stadiality should be considered as a general pattern of system genesis of learning activities.

Keywords: educational activity, system genesis, developmental stages, crisis.

Исследования учебной деятельности составляют обширную область педагогической психологии. Выявлена специфика учебной деятельности на разных уровнях образования и в разных возрастах: дошкольном (Л. И. Божович [1], А. В. Запорожец [8], Усова [18] и др.), младшем школьном (П. Я. Гальперин [6], В. В. Давыдов [4], Д. Б. Эльконин [20] и др.), в подростковом, у учащихся основной школы (А. К. Маркова [14], Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов [17] и др.), а также у студентов (Т. В. Габай [5], И. И. Ильясов [9], В. Я. Ляудис [19] и др.) и взрослых (В. Г. Вершовский [3] Ф. С. Исмагилова [10], Е. Н. Вадурина [2] и др.). При этом, как правило, исследования ограничиваются рамками одного возраста, специфика учебной деятельности рассматривается в связи с возрастными особенностями развития учащихся и организацией учебного процесса на одном уровне образования. Вопрос о развитии учебной деятельности как непрерывного динамичного процесса на протяжении всей жизни человека до сих пор в психологии исследован недостаточно. Вместе с тем такого рода исследования отличает особая актуальность. В современных условиях непрерывность образования рассматривается как фактор личностного и профессионального благополучия, условие устойчивого развития общества [23]. На протяжении всей жизни, начиная с ранних возрастов, современный человек вынужден учиться, усваивать новую информацию и технологии, необходимые для успешного выполнения задач профессиональной деятельности и обыденной жизни. Включаясь в разные формы образования, обучающийся становится субъектом учебной деятельности. Нужно признать, что организация исследования непрерывного процесса становления и развития учебной деятельности сталкивается с трудностями, прежде всего методологического характера. Такого рода исследования должны опираться на представления об общих закономерностях развития деятельности (не ограничиваться возрастной спецификой) и предполагают применение исследовательских технологий и

инструментов, аналогичных для всех возрастных групп и уровней образования.

Системогенетическая методология позволяет исследовать непрерывный процесс развития деятельности, в том числе - учебной. На психологическом уровне анализ процесса становления и развития деятельности предполагает, прежде всего, исследование динамики психологической структуры деятельности в единстве ее компонентов, выявление общих закономерностей системо-генеза деятельности и ее специфики на разных уровнях освоения [12, 16].

В парадигме системогенетического подхода мы выделяем три стадии системогенеза учебной деятельности и соответствующие им генетические формы - элементарная учебная деятельность, развивающаяся учебная деятельность, развитая учебная деятельность [15]. Развитие выделенных форм учебной деятельности подчиняется общим закономерностям системогенеза деятельности [12], вместе с тем каждая из них обладает спецификой компонентного состава и структурной организации, обусловленной возрастными особенностями учащихся, целями, содержанием и организацией обучения.

Критериями выделения стадий системогенеза и форм учебной деятельности являются включенность педагога в процесс деятельности; механизмы реализации учебной деятельности, прежде всего, особенности развития регулятивных процессов; компонентный состав психологической структуры учебной деятельности; функциональные и структурные особенности психологической структуры учебной деятельности.

Элементарная форма учебной деятельности, свойственная детям старшего дошкольного возраста, не возникает спонтанно из уже сложившихся, привычных для ребенка видов деятельности, а является результатом целенаправленного формирования. По сути, элементарная форма учебной деятельности - это деятельность взрослого, в которую он включает ребенка, ставя перед ним учебную задачу. Ребенок может усваивать знания и навыки в различных видах детской дея-

тельности: в игре, при выполнении действий по самообслуживанию, в продуктивных видах деятельности и т. д.; но для самого ребенка усвоение знаний приобретает особую форму учебной деятельности только тогда, когда он выделяет и осознает учебную задачу. Принятие ребенком учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения общих способов умственных и практических действий и формирования учебной деятельности. По данным целого ряда исследований, выделение учебной задачи происходит к концу дошкольного возраста. На этой стадии без участия взрослого учебная задача не осознается и не выделяется ребенком, а учебная деятельность не формируется и не реализуется.

Как показывают исследования в области детской психологии, уже в дошкольном возрасте в психике ребенка появляются новообразования, обеспечивающие реализацию учебной деятельности на элементарном уровне: способность осознавать и принимать учебную задачу, учебные мотивы, способность произвольно управлять своей деятельностью и др. Развитие учебно-важных качеств представляет значимую, но не главную линию в формировании учебной деятельности. Более существенным является становление и развитие психологической структуры учебной деятельности - целостного единства индивидуальных качеств и их взаимосвязей, реализующих деятельность, направленную на усвоение систематизированных знаний и развитие детской индивидуальности. Установлено, что компоненты учебной деятельности уже в дошкольном возрасте образуют относительно устойчивую психологическую структуру, обеспечивающую выполнение целостной деятельности, направленной на усвоение знаний [15, 16]. На этапе формирования элементарной формы учебной деятельности в качестве компонентов ее структуры выступают компоненты психологической структуры игровой деятельности. Новая для ребенка деятельность (учебная) появляется и формируется в структуре уже сложившегося вида деятельности (игровой), образуя на ранних стадиях генезиса качественно своеобразное целое -некоторую комбинированную форму деятельности (учебно-игровую), в которой представлены все основные компоненты общей структуры деятельности: мотивы, задачи, способы действий и т. д. При этом компоненты игровой деятельности постепенно замещаются специфическими компонентами структуры учебной деятельности.

В процессе формирования элементарной учебной деятельности не просто происходит замена одних компонентов другими: в реализации деятельности ребенка появляются принципиально новые механизмы, основанные на осознании -центральном возрастном новообразовании дошкольного возраста. В процессе формирования элементарной учебной деятельности на основе детской игры «незрелые» протоблоки ПСД игровой деятельности [11] замещаются более зрелыми, с точки зрения механизмов реализации, компонентами учебной деятельности.

Наиболее существенные изменения в учебной деятельности происходят в период начального школьного обучения.

Развивающаяся учебная деятельность свойственная детям младшего школьного возраста, представляет собой совместную деятельность взрослого и ребенка. В начале школьного обучения основные функции по выполнению учебной деятельности - постановка учебной задачи, выбор способов ее достижения, контроль и оценка учебных действий и т. д. - выполняются взрослым (педагогом), задача ребенка на этом этапе -четкое и правильное выполнение инструкций взрослого. Постепенно в процессе обучения функции, которые вначале выполнялись учителем, передаются учащемуся. Главное отличие развивающейся учебной деятельности от развитой ее формы заключается в распределенности мотива-цели между ребенком и взрослым: мотив - ребенка, а цель - взрослого. Иными словами, ребенок стремится научиться, а взрослый ставит перед ним цель и помогает в ее достижении. Вместе с тем развивающаяся форма учебной деятельности существенно отличается от ее элементарной формы. Прежде всего, это касается механизмов реализации деятельности. Учебная деятельность младшего школьника - это его собственная деятельность, которую он выполняет под контролем взрослого. В процессе обучения степень самостоятельности учащегося в реализации деятельности повышается: в начале школьного обучения учащиеся могут выполнять учебные действия только «по пошаговой инструкции взрослого», в процессе обучения часть из них уже выполняется без участия педагога.

По данным ряда экспериментальных исследований, действиями контроля и оценки учащиеся овладевают уже к концу первого года школьного обучения. Происходят существенные изменения в компонентном составе структуры учебной деятельности: учебно-важные качества (УВК),

функционирование которых предполагает непосредственное участие педагога, заменяются компонентами, основанными на самостоятельной деятельности ребенка. Психологическая структура учебной деятельности оптимизируется: уменьшается количество связей УВК; снижается индекс когерентности структуры; уменьшается число ведущих УВК; образуются подструктуры, составляющие функциональную основу освоения новых видов деятельности (математической, смыслового чтения, письма); начинает проявляться эффект системности [13]. В результате этих изменений учебная деятельность приобретает форму развитой учебной деятельности и может выполняться учащимся самостоятельно, иначе говоря, учащийся становится субъектом учебной деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, освоение учебной деятельности и формирование теоретического мышления - основные результаты начального периода обучения [4, 20].

Развитая учебная деятельность - это сознательная деятельность субъекта, при этом учащийся осознает, зачем он учится, принимает учебную задачу, поставленную педагогом, и может сам ее сформулировать, владеет навыками учебной работы, видит свои ошибки, контролирует и оценивает свои действия, способен к самообучению.

Специфика учебной деятельности в основной школе, профессиональном образовании и на этапе профессиональной деятельности изучена в меньшей степени, чем учебная деятельность на уровне начального школьного образования. Тем не менее имеющиеся данные позволяют говорить о специфике развитой формы учебной деятельности на разных уровнях образования и о необходимости выделения как минимум трех ее типов, таких как учебная деятельность школьного типа (в основной школе), учебно-профессиональная деятельность студентов (в условиях среднего профессионального и высшего образования), учебная деятельность взрослых (в условиях профессиональной деятельности). Результаты эмпирических исследований показывают существенную специфику структурных и функциональных показателей выделенных типов развитой формы учебной деятельности [2, 7, 13, 15 и др.], которая обусловлена различной степенью самостоятельности в определении целей, содержания и способов реализации учебной деятельности, взаимовлиянием профессиональной и учебной деятельности, возрастными особенно-

стями учащихся и др. В некоторых публикациях выделяется учебно-академическая деятельность студентов вуза как промежуточная форма между школьной и учебно-профессиональной учебной деятельностью. Видимо, это было оправданно в отношении пятилетних сроков обучения в вузе по программам специалитета, когда на теоретическую подготовку студентов отводились два первых курса, а собственно профессиональное обучение, как правило, начиналось с третьего курса. В современной высшей школе, в условиях четырехлетнего обучения по программам бакалавриата, профессиональная подготовка (включая практики) начинается уже на первом курсе. Таким образом, выделение учебно-академической деятельности как отдельной формы утратило свою актуальность.

Переход от одной стадии учебной деятельности к другой сопровождается кризисами систе-могенеза учебной деятельности, психологический смысл которых заключается в перестройке механизмов реализации деятельности в соответствии с новыми задачами, содержанием и условиями обучения. Как и любой другой, кризис си-стемогенеза учебной деятельности содержит как деструктивную, так и конструктивную составляющие и сопровождается негативной кризисной симптоматикой. С одной стороны, в эти периоды наблюдается снижение результативных и структурных показателей учебной деятельности; отмечается снижение показателей развития отдельных учебно-важных качеств и успеваемости, появляются трудности в отношениях учащихся с педагогами и родителями. По этим критериям мы выделяем кризисы системогенеза учебной деятельности: кризис 2 класса обучения в начальной школе, кризис 6 класса в основной школе, кризис

1 курса обучения в вузе, кризис начала профессиональной деятельности. Кризисы проявляются при переходе от одной стадии системогенеза к другой и смене форм учебной деятельности (кризис 2 класса - переход от элементарной формы учебной деятельности к развивающейся форме; кризис 6 класса - переход от развивающейся к развитой форме), а также при смене типа учебной деятельности (кризис 1 курса - переход от учебной деятельности школьного типа к учебно-профессиональной деятельности, кризис начала профессиональной деятельности).

В табл. 1 представлены данные о снижении во

2 классе начальной школы показателей развития учебно-важных качеств, обеспечивающих ин-

формационную основу учебной деятельности [15].

Таблица 1

Показатели развития учебно-важных качеств

Условные обозначения: ЛМ - логическое мышление, П -память, ОМ - образное мышление, ММ - мелкая моторика

В период кризисов системогенеза учебной деятельности отмечается снижение не только показателей развития отдельных компонентов, но и интегрального показателя развития психологической структуры учебной деятельности (табл. 2) [7].

Таблица 2

Интегральный показатель развития психологической структуры учебной деятельности школьников и студентов вуза

Школьники 11 кл. Студенты

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

2,3 2 2,4 2,6 2,8

Особый интерес представляет анализ показателей развития учебной деятельности взрослых в условиях профессиональной деятельности, в нашем исследовании - педагогов основной школы (табл. 3) [2]. Качественные и количественные показатели психологической структуры учебной деятельности обусловливают готовность к обучению на данном уровне образования. Вместе с тем готовность к обучению является одним из компонентов, составной частью профессиональной культуры специалиста, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве внутреннего фактора личностного и профессионального развития и эффективности профессиональной деятельности [22]. Сопоставление данных, представленных в табл. 2 и 3, позволяет говорить о том, что в период адаптации к профессиональной деятельности (стаж работы - до 3 лет) наблюдается кризис системогенеза учебной деятельности. Показатель развития учебной деятельности, по сравнению с 4 курсом вуза, снижается и повышается после завершения периода профессиональной адаптации. Установлено снижение показателя у педагогов со стажем работы более 20 лет.

Таблица 3

Интегральный показатель развития психологической структуры учебной деятельности педагогов основной школы

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что стадиальность следует рассматривать в качестве общей закономерности систе-могенеза учебной деятельности.

Резюме

Учебная деятельность как один из основных видов деятельности человека (наряду с игрой и трудом) начинает формироваться в дошкольном возрасте под влиянием и при непосредственном участии взрослого, в разные возрастные периоды, на разных уровнях образования существенно различается по компонентному составу, структурным и функциональным характеристикам. В период школьного обучения выделены три формы учебной деятельности: элементарная, развивающаяся и развитая. Развитие выделенных форм учебной деятельности подчиняется общим закономерностям системогенеза деятельности, вместе с тем каждая из них обладает спецификой, обусловленной возрастными особенностями учащихся, целями, содержанием и организацией обучения. Выявлены существенные различия механизмов и способов реализации учебной деятельности элементарной, развивающейся и развитой формы, что предполагает различия в дизайне и методическом оснащении исследования разных форм учебной деятельности. В развитой форме выделены три типа учебной деятельности (учебная деятельность школьного типа, учебно-профессиональная деятельность студентов, учебная деятельность взрослых в условиях профессиональной деятельности), каждая из которых имеет качественную специфику. Переход от одной стадии системогенеза к другой, смена форм и типов сопровождаются кризисами систе-могенеза учебной деятельности.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Вадурина, Е. Н. Динамика психологической структуры готовности к обучению педагогов в процессе непрерывного профессионального образования [Текст] / Е. Н. Вадурина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

в дошкольном и младшем школьном возрасте

Группа Показатели развития учебно-важных качеств

ЛМ П ОМ ММ Ср.

Дошк. 1,7 2,1 0,7 0,7 1,3

1 кл. 1,9 2,5 1,5 1,7 1,9

2 кл. 1,6 2,3 1,0 1,7 1,6

3 кл. 2,2 3,0 1,7 2,0 2,2

4 кл. 2,4 3,7 2,4 2,2 2,7

Стаж педагогической деятельности

До 3 лет 3-10 лет 10-20 лет Более 20 лет

1,9 2,0 2,2 1,8

Научно-методический журнал. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика». - 2011. - Т. 17. - № 4. - С. 213-216.

3. Вершовский, В. Г. Образование взрослых: стимулы и мотивы [Текст] / В. Г. Вершовский. - М. : Педагогика, 1987. - 184 с.

4. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 5-14.

5. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. -256 с.

6. Гальперин, П. Я. О формировании умственных действий и понятий [Текст] / П. Я. Гальперин // Вестник Московского ун-та. - 1957. - № 4. - С. 74-81.

7. Жукова, Т. В. Основные результаты исследования психологической структуры учебной деятельности студентов бакалавриата и специалитета [Текст] / Т. В. Жукова // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2015. - № 2. - Том II. -С. 181-189.

8. Запорожец, А. В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста [Текст] / А. В. Запорожец // Советская педагогика. -1973. - № 1. - С. 30-35.

9. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 198 с.

10. Исмагилова, Ф. С. Основы профессионального консультирования [Текст] : учеб. пособие / Ф. С. Исмагилова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 238 с.

11. Карпов, А. В. Системогенез игровой деятельности: базовые закономерности [Текст] / А. В. Карпов // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 68-75.

12. Карпов, А. В., Шадриков, В. Д. Интегральная концепция системогенеза деятельности [Текст] / А. В. Карпов, В. Д. Шадриков // Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд : монография : в 4 т. Т. IV -М. : Изд. дом РАО; Ярославль : ЯрГУ 2017. - 446 с.

13. Дедовская, Т. В. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и успешности учебной деятельности студентов [Текст] / Т. В. Дедовская // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 1 (62). - С. 167-171.

14. Маркова, А. К. Психология обучения подростка [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1975. - 64 с.

15. Нижегородцева, Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Нижегородцева Н. В., Карпова Е. В., Ансимова Н. П. Проблемы системогенеза учебной деятельности : коллективная монография. Гл. 3. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - С. 97-187.

16. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический подход к исследованию учебной деятельности и готовности к обучению [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : сборник научных трудов V всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 292 с. - С. 32-36.

17. Поспелов, Н. Н, Поспелов, И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Текст] / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. - М. : Педагогика, 1989. - 152 с.

18. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1981. -176 с.

19. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / под. ред. В. Я. Ляудис. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 240 с.

20. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.

21. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В. А. Якунин. - М. : Логос, 1994. - 290 с.

22. Nizhegorodtseva N. V. (2018) Readiness for learning as a component of the professional culture. 18th PCFS 2018. Professional Culture of the Specialist of the Future. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), Vol. LI, 823-829 doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.89

23. UN: Human Development Report 2015. Labor for Human Development // Communications Development Incorporated, Washington, DC, USA. - 14.09. 2016. URL: hdr.undp.org

Reference List

1. Bozhovich, L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste = Personality and its formation in childhood [Tekst] / L. I. Bozhovich. - M. : Prosveshhenie, 1968. - 464 s.

2. Vadurina, E. N. Dinamika psihologicheskoj struktury gotovnosti k obucheniju pedagogov v processe nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija = Dynamics of the psychological structure of readiness to teacher training in the process of continuous professional education [Tekst] / E. N. Vadurina // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Nauchno-metodicheskij zhumal. Serija «Pedagogika. Psi-hologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokineti-ka». - 2011. - T. 17. - № 4. - S. 213-216.

3. Vershovskij, V G. Obrazovanie vzroslyh: stimuly i motivy = Adult education: incentives and motivations [Tekst] / V G. Vershovskij. - M. : Pedagogika, 1987. -184 s.

4. Davydov, V V Uchebnaja dejatel'nost': sostojanie i problemy issledovanija = Training activities: status and problems of research [Tekst] / V. V Davydov // Voprosy psihologii. - 1991. - № 6. - S. 5-14.

5. Gabaj, T. V. Uchebnaja dejatel'nost' i ee sredstva = Training activities and its means [Tekst] / T. V. Gabaj. -M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1988. - 256 s.

6. Gal'pepin, P. Ja. O fopmipovanii umstvennyh dejst-vij i ponjatij = On formation of mental actions and concepts [Tekst] / P. Ja. Gal'pepin // Vestnik Moskovskogo un-ta. - 1957. - № 4. - S. 74-81.

7. Zhukova, T. V. Osnovnye rezul'taty issledovanija psihologicheskoj struktury uchebnoj dejatel'nosti studen-tov bakalavriata i specialiteta = Main results of psychological structure research of educational activity of students of bachelor's degree and specialist's degree [Tekst] / T. V. Zhukova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchno-metodicheskij zhumal. Serija «Psihologo-pedagogicheskie nauki». - 2015. - № 2. - Tom II. -S. 181-189.

8. Zaporozhec, A. V. K voprosu ob obuchenii, vospi-tanii i razvitii detej shestiletnego vozrasta = To the question on education, upbringing and development of six year old children [Tekst] / A. V. Zaporozhec // Sovetskaja pedagogika. - 1973. - № 1. - S. 30-35.

9. Il'jasov, I. I. Struktura processa uchenija = Structure of the education process [Tekst] / I. I. Il'jasov. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. - 198 s.

10. Ismagilova, F. S. Osnovy professional'nogo kon-sul'tirovanija = Basics of professional counselling [Tekst] : ucheb. posobie / F. S. Ismagilova. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1999. - 238 s.

11. Karpov, A. V Sistemogenez igrovoj dejatel'nosti: bazovye zakonomernosti = Game activity systemogene-sis: basic patterns [Tekst] /A. V. Karpov // Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye nauki. - 2016. - № 1. -S. 68-75.

12. Karpov, A. V., Shadrikov, V. D. Integral'naja kon-cepcija sistemogeneza dejatel'nosti = Integral concept of activity systemogenesis [Tekst] / A. V. Karpov, V. D. Shadrikov // Sistemogenez dejatel'nosti. Igra. Uchenie. Trud : monografija : v 4 t. T. IV. - M. : Izd. dom RAO; Jaroslavl' : JarGU, 2017. - 446 s.

13. Ledovskaja, T. V. Vzaimosvjaz' individual'no-tipologicheskih osobennostej i uspeshnosti uchebnoj deja-tel'nosti studentov = Interaction of individual-typological features and success of students' educational activities [Tekst] / T. V Ledovskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Gumanitarnye nauki». - 2010. - № 1 (62). - S. 167-171.

14. Markova, A. K. Psihologija obuchenija podrost-ka = Psychology of the teenager training [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Znanie, 1975. - 64 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Nizhegorodceva, N. V Genezis psihologicheskoj struktury uchebnoj dejatel'nosti na raznyh urovnjah obra-zovanija = Genesis of the psychological structure of educational activities at different levels of education [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva // Nizhegorodceva N. V, Karpova E. V., Ansimova N. P. Problemy sistemogeneza uchebnoj dejatel'nosti : kollektivnaja monografija. Gl. 3. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - S. 97-187.

16. Nizhegorodceva, N. V. Sistemogeneticheskij podhod k issledovaniju uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju = Systemogenetic approach to research learning activity and readiness to study [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva // Sistemogenez uchebnoj i profes-sional'noj dejatel'nosti : sbornik nauchnyh trudov V vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 23-24 nojabija 2011 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 292 s. - S. 32-36.

17. Pospelov, N. N, Pospelov, I. N. Formirovanie myslitel'nyh operacij u starsheklassnikov = Formation of high school students' thought operations [Tekst] / N. N. Pospelov, I. N. Pospelov. - M. : Pedagogika, 1989. - 152 s.

18. Usova, A. P. Obuchenie v detskom sadu = Training in kindergarten / A. P. Usova ; pod red. A. V. Zaporozhca. - M. : Prosveshhenie, 1981. -176 s.

19. Formirovanie uchebnoj dejatel'nosti studentov = Formation of students' educational activities [Tekst] / pod. red. V Ja. Ljaudis. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1989. -240 s.

20. Jel'konin, D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy = Selected psychological works [Tekst] / D. B. Jel'konin. - M. : Pedagogika, 1989. - 554 s.

21. Jakunin, V A. Psihologija uchebnoj dejatel'nosti studentov = Psychology of students' learning activities [Tekst] / V. A. Jakunin. - M. : Logos, 1994. - 290 s.

22. Nizhegorodtseva N. V. (2018) Readiness for learning as a component of the professional culture. 18th PCFS 2018. Professional Culture of the Specialist of the Future. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), Vol. LI, 823-829 doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.89

23. UN: Human Development Report 2015. Labor for Human Development // Communications Development Incorporated, Washington, DC, USA. - 14.09.2016. URL: hdr.undp.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.