УДК 342.51:339.543
СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
С. А. Ческидова соискатель кафедры конституционного и административного
права, Южно-Уральский государственный университет
В статье на основе анализа многочисленных точек зрения ученых-административистов автор приходит к выводу о наличии четырех стадий административно-деликтного производства. Производство по делам о нарушении таможенных правил является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях, регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и соответственно сохраняет классическую структуру административно-деликтного производства. В результате автор выделяет основные и факультативные стадии административно-деликтного производства по делам о нарушении таможенных правил.
Ключевые слова: административно-деликтное производство, нарушение таможенных правил, административные правонарушения.
Производство по делам о нарушении таможенных правил является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях и осуществляется в установленной законом административнопроцессуальной форме.
До июля 2002 года производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение регулировались положениями раздела X Таможенного кодекса РФ 1993 года, а в части, не урегулированной Таможенным кодексом, - в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.
С 1 июля 2002 г. с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях все вопросы, касающиеся административно-
юрисдикционной деятельности таможенных органов, регламентируются его нормами.
Порядок производства по делам о нарушении таможенных правил регулируется положениями, содержащимися в гл. 24-32 Ко-АП РФ устанавливающими общие условия производства, круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности, доказательства, порядок производства конкретных процессуальных действий, порядок исполнения отдельных видов наказаний.
Закрепляя процессуальный порядок данного административного производства, КоАП РФ устанавливает его основные стадии. Однако по вопросу определения количества ста-
дий и их названий в монографической и учебной литературе нет единого мнения.
Так, В. Д. Сорокин разделяет систему на пять стадий: 1) возбуждение производства по делу; 2) рассмотрение дела; 3) принятие постановления по делу; 4) исполнение постановления по делу; 5) факультативная стадия -обжалование и опротестование постановления по административному делу1.
П. И. Кононов в целом поддерживает эту точку зрения, но предлагает первую стадию называть стадией возбуждения и административного расследования дела о применении мер административной ответственности2.
Другие ученые выделяют четыре стадии производства: 1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления3. Такого же мнения придерживается и И. В. Тимошенко4.
На наш взгляд, представляется наиболее приемлемой точка зрения Г. В. Матвиенко, которая отмечает, что производство по делам об административных правонарушениях включает в себя четыре этапа, три из которых - обязательные, один - факультативный: 1) возбуждение дела и его административное расследование; 2) рассмотрение дела и вынесение постановления по делу; 3) обжалование, опротестование и пересмотр постановления по делу (факультативный); 4) исполнение постановления таможенного органа, суда о наложении административного наказания5.
Проблемы и вопросы конституционного и административного права
Вместе с тем предложенная структура требует некоторых уточнений. В частности, факультативных стадий здесь может быть две: это административное расследование (поскольку оно проводится не всегда, а только в случаях, специально предусмотренных законодательством) и стадия пересмотра постановлений и решений по делам (может иметь место лишь в случае обжалования или (и) опротестования постановлений и решений по делам). В этой связи структура производства по делам об административных правонарушениях может быть представлена следующим образом: 1) возбуждение и административное расследование дела; 2) рассмотрение дела и вынесение решения по делу; 3) пересмотр постановлений и решений по делу; 4) исполнение решения по делу.
Приведенная система стадий административного производства в целом сохраняет своего рода классическую структуру данного вида административного производства, за исключением некоторых дополнений и изменений в отдельных его частях. Дадим более подробную оценку названиям стадий производства по делам об административных правонарушениях применительно к производству по делам о нарушении таможенных правил.
Стадия возбуждения и административного расследования дела о нарушении таможенных правил является начальной стадией административного производства, направленной на констатацию факта совершения нарушения таможенных правил, установление обстоятельств дела, их фиксирование и квалификацию.
А. П. Шергин называет эту стадию «первичными процессуальными действиями»6. Представляется, что такое определение не раскрывает содержания данной стадии. К примеру, Я. В. Серебряков, предлагая назвать начальную стадию «административным расследованием», отмечает, что на данной стадии с проведением административного расследования связано наибольшее количество процессуальных действий, нежели с возбуждением дела об административном правонаруше-нии7. Не согласимся с таким обоснованием, поскольку, во-первых, в правоприменительной практике административных органов примерно половина из общего числа выявленных правонарушений приходится на дела, по которым не проводится административное расследование; во-вторых, административное расследование проводится в случае необхо-
димости осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в противном случае административное расследование не проводится, а начальная стадия ограничивается собственно возбуждением дела об административном правонарушении. В таких случаях название начальной стадии как «административное расследование» теряет свой смысл и не раскрывает содержания данной стадии.
Стадия рассмотрения и вынесения решения по делу о нарушении таможенных правил обычно называется рассмотрением дела8. Однако указанный термин не раскрывает содержание данной стадии. Многими юристами эта стадия признается главной9. Ее содержание также определяется по-разному. Есть мнение, что здесь по существу расследуется сам факт нарушения таможенных правил, проверяются, анализируются и оцениваются доказательст-ва10. Более конкретное определение дает Д. Н. Бахрах, отмечая, что здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально дает отрицательную оценку деяния, признает наличие вины делинквента и определяет меру взыскания11.
Стадию пересмотра постановлений и решений по делам о нарушении таможенных правил многие авторы называют обжалованием и опротестованием постановления по де-лу12. По-видимому, это связано с тем, что аналогичная глава Кодекса об административных правонарушениях РСФСР имела наименование «Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении». Некоторые авторы, считая, что более целесообразным является отражение в названии стадии содержания правоприменительной деятельности и ее результата, предлагают назвать эту стадию «пересмотр дела и вынесение решения»13.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован гл. 30
КоАП РФ.
Стадия исполнения постановления по делам о нарушении таможенных правил обусловлена необходимостью исполнения вынесенного решения. Это завершающая стадия производства по делу об административном правонарушении, ее сущность заключается в практической реализации административного наказания. В комментарии к данной стадии отмечается, что выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел
102
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право»
Ческидова С. А.
Стадии административно-деликтного производства по делам о нарушении таможенных правил
КоАП РФ обусловлено большими особенностями этой стадии: на ней реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административной ответственности; здесь появляется много новых участников производства; действуют специфические принципы; специфично и содержание деятельности субъектов вла-
14
сти .
Приведенная система стадий административного производства представляется наиболее приемлемой, поскольку устанавливает соответствующий требованиям действующего административного законодательства процессуальный порядок деятельности таможенных органов и их должностных лиц по возбуждению дел о нарушении таможенных правил, исследованию обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, рассмотрению таких дел, разрешению жалоб на состоявшиеся постановления по делам о нарушении таможенных правил и исполнению постановлений о наложении взысканий за совершение правонарушений.
1 См.: Сорокин В. Д. Административный процесс и ад-
министративно-процессуальное право. СПб., 2002.
С. 189.
2 См.: Кононов П. И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001. С. 196.
3 Бахрах Д. Н., Ренов Э Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989. С. 244.
4 Тимошенко И. В. Таможенное право России. Ростов н/Д., 2002. С. 438.
5 Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003. С. 353.
6 Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 71979. С. 90.
7 Серебряков Я. В. Защитник в производстве по делам об административных правонарушениях: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 19.
8 См., например: Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 244; Сорокин В. Д. Указ. соч. С. 189; Тимошенко И. В. Указ. соч. С. 438.
9 Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 248.
10 Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Указ. соч. С. 364.
1112 Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 248.
12 См., например: Сорокин В. Д. Указ. соч. С. 189; Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Указ. соч. С. 353; Студе-никина М. С. Что такое административная ответственность? М., 1990. С. 79.
13 Якимов А. Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3. С. 8.
14 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э. Н. Ренова. М., 2002. С. 944-945.
Статья поступила в редакцию 1 июля 2013 г.