Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 116-130. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2024. Vol. 26, по. 3. Р. 116-130.
Научная статья УДК 32(597)
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-3/116-130
Стабильность современной политической системы Вьетнама: эволюция, вызовы и перспективы
Ты Тхи Тхоа1Н, Нгуен Дык Кыонг2
1,2 Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация
1 Университет физического воспитания и спорта, Хошимин, Вьетнам
2 Академия политики региона 2, Хошимин, Вьетнам H tuthoahvhc@gmail.com
Аннотация. В данной статье рассматривается стабильность современной политической системы Вьетнама на основе всестороннего обзора и анализа ее исторической эволюции, структуры управления, экономических реформ и сложного взаимодействия социально-политических факторов. С момента проведения экономических реформ Doi Moi в 1986 г. Вьетнам пережил значительные преобразования, приведшие к быстрому экономическому росту и повышению политической стабильности. В данном исследовании рассматривается ключевая роль Коммунистической партии Вьетнама в сохранении однопартийной системы и одновременном внедрении рыночных реформ. В нем оценивается влияние этих реформ на политический ландшафт, обсуждается, как экономический успех способствовал легитимности государства и поддержанию общественного доверия. Кроме того, в исследовании выявляются внутренние и внешние вызовы, с которыми сталкивается Вьетнам, включая коррупцию, проблемы с правами человека и давление глобализации, а также рассматриваются ответные меры государства в виде институциональных реформ и корректировки политики. Результаты исследования свидетельствуют о том, что на политическую стабильность Вьетнама влияет целый комплекс факторов, включая экономические достижения, институциональные реформы и центральную роль Коммунистической партии.
Ключевые слова: политическая стабильность, управление, экономическая реформа, однопартийность, социально-экономическая, правовая реформа, политическая социализация, децентрализация, глобализация, гражданское общество
© Ты Тхи Тхоа, Нгуен Дык Кыонг, 2024
Для цитирования: Ты Тхи Тхоа, Нгуен Дык Кыонг. Стабильность современной политической системы Вьетнама: эволюция, вызовы и перспективы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 3. С. 116-130.
Original article
Stability of the modern Vietnamese political system: evolution, challenges, and prospects
Tu Thi Thoa1H, Nguyen Duc Cuong2
1,2 The State University of Management, Moscow, Russian Federation 1 Ho Chi Minh City University of Physical Education and Sports, Ho Chi Minh City, Viet Nam
2Academy of Politics Region 2, Ho Chi Minh City, Viet Nam H tuthoahvhc@gmail.com
Abstract. This article examines the stability of the modern Vietnamese political system through a comprehensive review and analysis of its historical evolution, governance structure, economic reforms, and the intricate interplay of socio-political factors. Since the implementation of Doi Moi economic reforms in 1986, Vietnam has experienced significant transformations, that have led to rapid economic growth and increasing political stability. This study delves into the pivotal role played by the Communist Party of Vietnam in maintaining a one-party system while simultaneously introducing market-oriented reforms. It evaluates the impacts of such reforms on the political landscape, discussing how economic success has contributed to the legitimacy of the state and sustained public confidence. Furthermore, the research identifies internal and external challenges faced by Vietnam, including corruption, human rights concerns, and the pressures of globalization, while examining the state's response through institutional reforms and policy adjustments. The findings of the study suggest that Vietnam's political stability is influenced by a complex set of factors, including economic achievements, institutional reforms, and the central role of the Communist Party.
Keywords: political stability, governance, economic reform, single-party, socioeconomic, legal reform, political socialization, decentralization, globalization, civil society
For citation: Tu Thi Thoa, Nguyen Duc Cuong. Stability of the modern Vietnamese political system: evolution, challenges, and prospects. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 3, pp. 116-130. (In Russ.).
Введение
В современном политическом ландшафте Социалистическая Республика Вьетнам представляет собой убедительный пример политической стабильности в рамках однопартийной системы. Путь этой страны от разрушенной войной страны до быстро развивающейся экономики под управлением Коммунистической партии Вьетнама заслуживает пристального изучения. Целью данной статьи является тщательное изучение основополагающих факторов, способствующих устойчивости и стабильности политической системы Вьетнама. Прослеживая генеалогию политической стабильности Вьетнама, можно выделить три ключевых периода: постколониальная эпоха, война с Соединенными Штатами и ее последствия, а также введение реформ Дой Мой [1].
Политическая история Вьетнама изначально отмечена Женевским соглашением 1954 г., которое привело к раздвоению страны, состоящей из коммунистического Севера и антикоммунистического Юга [2]. Последующий период американского участия, отмеченный стратегией сдерживания коммунизма, основанной на теории домино, создает прецедент для оценки внешнего влияния на внутреннюю политику Вьетнама [2]. Однако в центре нашего внимания находится послевоенный период, особенно после экономических реформ Дой Мой, начатых в 1986 г., которые либерализовали закрытую экономику Вьетнама и положили начало фазе высокого экономического роста и последующей политической стабильности [1].
Несмотря на то, что постоянно растущая экономика Вьетнама предвещает успех, критический анализ показывает, что высокие темпы роста могут замедлиться, если Вьетнам не продолжит проводить дальнейшие реформы [3]. Поэтому в данной статье мы также рассмотрим уровни развития институтов и политики и их значение для поддержания политической стабильности по сравнению с другими странами с формирующейся рыночной экономикой. Опираясь на академические дискуссии и анализ данных, данное исследование позволит определить симбиотическую связь между экономической устойчивостью и политической стабильностью в условиях Вьетнама.
Обзор политической системы и системы управления современного Вьетнама
Современная политическая система Вьетнама представляет собой своеобразную смесь исторических влияний и современных адаптаций, которые были разработаны для того, чтобы ориентироваться в сложностях социально-экономического ландшафта страны [4]. Опираясь на глубокие культурные традиции и идеологическую приверженность, эта система нацелена на социалистически ориентированную рыночную экономику, которая стремится гармонизировать принципы социализма с динамикой рыночного развития. Эта система остается под контролем Коммунистичес-
кой партии Вьетнама, которая является единственной правящей партией с момента воссоединения страны в 1975 г.
Высшим эшелоном государственной структуры Вьетнама является Национальное собрание, которое олицетворяет собой законодательную власть и воплощает волю народа. Этот орган, избираемый каждые пять лет, отвечает за разработку законов, принятие важнейших политических решений и надзор за подотчетностью государственных органов [5]. Национальное собрание выбирает президента, главу государства и премьер-министра, главу правительства, кабинет которого занимается повседневным управлением делами страны.
Политическая система Вьетнама также характеризуется уникальным сочетанием централизованной власти и локализованного управления. Провинциальным и муниципальным органам власти поручено адаптировать национальную политику к местным условиям, что представляет собой децентрализованный подход, направленный на использование местных знаний и ресурсов для национального развития [6]. Такое тонкое взаимодействие местных и национальных властей призвано способствовать оперативности и адаптивности управления.
К формальным структурам управления примыкают глубоко укоренившаяся роль массовых организаций и процесс политической социализации под руководством КПВ, цель которых - вовлечь граждан в управление и обеспечить соответствие между государственной политикой и общественными интересами. Слияние государственного контроля с мобилизацией масс является свидетельством политического наследия Вьетнама [7], который ценит коллективную гармонию и единство в определении траектории развития страны. Почитание коллективных целей находит отражение и в правовой системе Вьетнама, которая, хотя и испытала влияние социалистической теории права, также включает в себя элементы обычного права, поддерживающего общественные нормы и сохраняющего сплоченность общества. Правовая система функционирует в рамках директив КПВ, но подвергается постепенным реформам, направленным на повышение прозрачности, предсказуемости и соответствия международным нормам, особенно в сферах, относящихся к экономической деятельности и правам человека [8].
Таким образом, политическая система современного Вьетнама не статична. Она представляет собой развивающееся образование, формируемое как внутренними устремлениями, так и внешними условиями. Она стремится оставаться устойчивой и актуальной в условиях меняющихся социально-экономических реалий, идя по осторожному, но прагматичному пути между сохранением идеологической последовательности и проведением необходимых реформ. Стабильность этой системы постоянно проверяется и подтверждается ее способностью преодолевать потрясения, будь то экономические спады или требования общества к большей открытости и участию
[9; 10]. Эволюция этой системы проявляется в том, как Вьетнаму удается ориентироваться в сложностях глобальной интеграции, сохраняя при этом свои основные политические ценности и принципы управления.
Неотъемлемые проблемы поддержания политической стабильности наряду с экономическим подъемом решаются с помощью осторожных, но целенаправленных мер, принимаемых государством. Руководство Вьетнама продемонстрировало глубокое понимание нюансов взаимодействия экономической либерализации и политического контроля, следуя по пути, который обеспечивает социальное равенство и национальное развитие без ущерба для стабильности государства [11]. Правительство провело целый ряд экономических реформ, направленных на модернизацию фискальной системы страны, повышение эффективности и стимулирование роста. Это, в свою очередь, укрепило легитимность политической системы и упрочило договор между государством и его гражданами.
Тем не менее политическая система Вьетнама не лишена критики как внутри страны, так и на международной арене. Сторонники большего политического плюрализма и гражданских свобод утверждают, что эволюция системы должна включать в себя больше механизмов участия, чтобы отразить меняющиеся чаяния вьетнамского народа [12; 13]. Подход государства к регулированию инакомыслия и укреплению консенсуса представляет собой балансирование, направленное на гармонизацию императивов социально-экономического развития и стремления к более инклюзивному управлению.
Перспективы современной вьетнамской политической системы заключаются в ее способности адаптироваться к быстро меняющемуся миру, сохраняя при этом свою сущность. Это динамическое равновесие требует постоянных политических инноваций, активного участия граждан и эффективного управления, способного противостоять вызовам, вызванным технологическим прогрессом, меняющимся геополитическим контекстом, а также демографическими и экологическими изменениями в стране. Устойчивость политической системы Вьетнама будет проверяться ее способностью использовать сильные стороны своего прошлого и смело строить будущее, воплощающее чаяния и дух ее народа.
По мере того как Вьетнам будет позиционировать себя на мировой арене, взаимодействие однопартийной модели и рыночной экономики неизбежно будет испытывать на прочность созданные КПВ структуры управления. Усилия партии, направленные на поддержание баланса между коррупцией, усилением подотчетности институтов и удовлетворением чаяний образованного населения, которое становится все более связанным, будут играть центральную роль в политической эволюции Вьетнама и динамике управления в ближайшие годы. При решении этих вопросов КПВ, возможно, сочтет целесообразным рассмотреть политические реформы, спо-
собствующие прозрачности, повышению эффективности управления и ответственному отношению к общественным проблемам, придерживаясь при этом экономических стратегий, которые до сих пор стимулировали развитие Вьетнама.
Экономические реформы и политическая стабильность в современном Вьетнаме
Реформы Дой Мой, начатые в 1986 г., стали основополагающим сдвигом в экономической и политической парадигме Вьетнама. Встав на путь рыночной экономики, вьетнамское правительство признало необходимость стимулировать производительность труда, обуздать инфляцию и поднять уровень жизни, который при прежней системе был маргинализирован [14]. В ходе этой серии реформ были внедрены такие элементы капиталистической экономики, как деколлективизация сельского хозяйства, создание частных предприятий и привлечение прямых иностранных инвестиций, причем все это происходило под направляющей рукой государства [15].
Социально-экономические последствия Дой Мой были глубокими. Экономика Вьетнама пережила быстрый и устойчивый рост, либерализация торговли способствовала интеграции в мировой рынок, а уровень бедности значительно снизился [16]. Реформы также привели к резкому росту развития малых предприятий, особенно в Хошимине, что еще больше стимулировало экономический динамизм и увеличило возможности трудоустройства.
Однако реформы Дой Мой не обошлись без проблем. Финансовый сектор, отстававший от других секторов экономики, создавал проблемы для устойчивого роста, вызывая вопросы об общей устойчивости системы реформ. Кроме того, реформы привели к новому социальному расслоению из-за неравенства доходов и возможностей, что свидетельствует о значительных изменениях в социальной динамике.
Политическая стабильность во Вьетнаме была неразрывно связана с успехом этих экономических преобразований. Для укрепления своей легитимности и оправдания централизованного контроля КПВ использовала ощутимые преимущества экономических реформ, такие как увеличение ВВП, рост международной торговли и повышение уровня жизни [17]. Эффективности экономических реформ, в свою очередь, способствовала политическая стабильность, которую обеспечивала однопартийная система, создавая петлю обратной связи с взаимным усилением.
Экономический успех имел решающее значение для внутренней легитимности КПВ, и можно утверждать, что стабильность, которой Вьетнам наслаждается сегодня, в значительной степени является результатом этих экономических успехов, которые до сих пор сдерживали потенциальные призывы к политическим изменениям. Однако по мере роста среднего класса и расширения доступа к информации могут усилиться ожидания политических свобод и более инклюзивного управления. Выработка будущего курса, который будет учитывать эти изменения, не подрывая с
таким трудом достигнутые экономические успехи страны, станет испытанием для политической хватки КПВ [15]. Политика, предусматривающая повышение прозрачности, укрепление верховенства закона и постепенное внедрение политических реформ, может стать необходимой для того, чтобы КПВ оставалась отзывчивой к чаяниям своих граждан и сохраняла политическое равновесие, лежащее в основе ее правления.
По мере становления вьетнамской экономики, диверсификации запросов населения и изменения ландшафта мировой торговли все чаще звучат призывы к реформам, которые выходят за рамки экономической сферы и распространяются на политическую и институциональную области [11]. Поэтому возникает вопрос, как или если КПВ изменит свою модель управления, чтобы приспособиться к этим изменениям, сохранив при этом политическую стабильность, которая была отличительной чертой ее режима.
В целом, хотя Дой Мой занимает центральное место в экономическом успехе Вьетнама и, как следствие, в его политической стабильности, остается открытым вопрос о том, как будут развиваться взаимозависимые отношения между этими сферами по мере того, как Вьетнам будет сталкиваться с давлением модернизации и дальнейшей интеграции в мировую экономику [18]. Способность КПВ адаптироваться к этому давлению, сохраняя контроль, вероятно, станет определяющим фактором для будущей политической и экономической траектории Вьетнама. Экономические реформы Вьетнама в рамках политики Дой Мой сыграли важную роль в обеспечении значительной политической стабильности, наблюдавшейся в последние десятилетия. Однако сложная взаимосвязь экономических показателей и политической стабильности не является статичной и будет развиваться, что потребует от КПВ тщательного управления для поддержания баланса, который до сих пор хорошо служил интересам Вьетнама.
Вызовы и угрозы политической стабильности Вьетнама
Внутренние проблемы политической стабильности Вьетнама в основном связаны с вопросами управления, вытекающими из однопартийной системы. Коррупция - это серьезная внутренняя проблема, которая представляет угрозу для управления и рейтинга одобрения Коммунистической партии Вьетнама. Она может проявляться в различных формах в разных секторах и на разных уровнях власти, потенциально подрывая доверие общества и целостность государства [19]. Руководство Вьетнама признало наличие этой повсеместной проблемы и инициировало различные антикоррупционные кампании. Несмотря на эти усилия, для борьбы с глубоко укоренившимися коррупционными сетями в правительстве и военном секторе требуется эффективное правоприменение [1].
Еще одной внутренней проблемой является противоречие между экономической либерализацией и политическим контролем. По мере того как страна продолжает развиваться, население все чаще требует более широкого участия в управлении и принятии решений. Реакция КПВ на эти требования и то, как она справляется с политическим несогласием и социальными волнениями, возникающими в результате таких требований, являются важными факторами, определяющими внутреннюю стабильность [1].
На внешнем уровне Вьетнам сталкивается с дипломатическими и стратегическими вызовами, особенно в отношениях со сверхдержавами и соседними странами. Геополитическая угроза в виде территориальных споров в Южно-Китайском море имеет последствия для национальной безопасности и внешней политики Вьетнама [20]. Кроме того, растущая интеграция Вьетнама в мировую экономику подвергает его международному давлению и тщательному изучению с точки зрения соблюдения прав человека, что влияет на его отношения с другими странами, особенно с западными демократиями, которые уделяют этим вопросам особое внимание [19]. Помимо геополитических проблем, экономическая зависимость Вьетнама от мировых рынков означает, что международные экономические колебания могут дестабилизировать его экономику, косвенно влияя на его политическую стабильность. Перед Вьетнамом стоит задача преодолеть это внешнее давление, сохраняя суверенитет и добиваясь устойчивого экономического роста [19].
Поэтому для поддержания стабильности политическое руководство Вьетнама должно решать эти проблемы, проводя реформы там, где это необходимо, и разрабатывая внешнюю политику, балансирующую между национальными интересами, требованиями и возможностями международного сообщества [1; 20]. Стремление вьетнамского правительства сбалансировать интересы национальной безопасности, участвуя в международной торговле, является определяющим аспектом его внешней политики. Подход государства к внешнему вызову геополитической напряженности, особенно в спорных морских границах с Китаем, требует дипломатической тонкости и стратегического сотрудничества с другими странами региона. Укрепление связей с АСЕАН и участие в многосторонних диалогах служат потенциальными средствами для защиты территориальной целостности и укрепления региональной стабильности.
Участие Вьетнама в международных организациях и соблюдение правил глобальной торговли отражают его стратегию по смягчению этих внешних вызовов. Соответствуя международным нормам, Вьетнам стремится создать благоприятные условия для иностранных инвестиций и торговли, которые имеют жизненно важное значение для его дальнейшего экономического развития. Навигация в глобальной
экономической среде, особенно в условиях торговых войн и протекционизма, является постоянным испытанием для экономической дипломатии и адаптации Вьетнама к внутренним реформам.
В сфере прав человека и гражданских свобод стремление Вьетнама к сбалансированным отношениям с западными странами часто зависит от его прогресса в этих областях. КПВ сталкивается с внешним давлением, требующим соблюдения международных стандартов в области прав человека, что сказывается на двусторонних партнерских отношениях и потенциальных торговых санкциях. Этот внешний вызов заставляет Вьетнам рассматривать реформы, которые могут решить эти проблемы с правами человека без ущерба для политической стабильности и однопартийного правления.
Сочетание необходимости поддерживать строгий политический контроль и обеспечивать рост динамичной экономики привело Вьетнам на распутье. С одной стороны, правительство стремится создать фасад открытости, чтобы обеспечить иностранные инвестиции и международный авторитет. С другой стороны, оно сопротивляется реформам, которые могут ослабить его авторитарную власть. Этот баланс неустойчив, и на фоне растущих призывов к политическим реформам стратегии и политика правительства в отношении коррупции, прав человека и свободы слова будут оставаться решающими факторами в его стремлении к политической стабильности и экономическому росту [1, 14]. Более того, последствия таких проблем управления выходят за пределы Вьетнама, оказывая влияние на внешние отношения и торговые соглашения. Западные правительства и международные организации часто увязывают данные о соблюдении прав человека с торговыми переговорами, что может поставить Вьетнам в сложное положение, когда он стремится стимулировать экономический рост, но при этом сталкивается с потенциальными санкциями или наказаниями.
В цифровой сфере правительство Вьетнама продолжает ужесточать контроль над онлайн-контентом, принимая законы о кибербезопасности, которые предписывают локализацию данных и предоставляют государственным органам широкие полномочия по контролю и надзору за информацией. Вместе с тем можно утверждать, что эти меры необходимы для обеспечения национальной безопасности и защиты граждан от потенциальных угроз.
Стабильность и дальнейшая интеграция Вьетнама в мировую экономику будут во многом зависеть от того, как он будет лавировать между авторитарными политическими импульсами и либерализующим давлением как внутри страны, так и за ее пределами. Обнадеживает то, что есть проблески позитивных изменений, о чем свидетельствует участие Вьетнама в международных договорах по правам человека и
его готовность к диалогу по этим важнейшим вопросам. Сотрудничество с международными правозащитными механизмами может проложить путь к более существенным улучшениям внутри страны.
Противостояние этим многогранным вызовам требует от КПВ постоянной оценки и корректировки своих стратегий как внутри страны, так и на международном уровне. Взаимосвязь сохранения политического контроля, продвижения экономических реформ и конструктивного взаимодействия на мировой арене будет продолжать определять политический и экономический ландшафт Вьетнама. От того, насколько эффективно Вьетнам сможет противостоять этим вызовам и адаптироваться к ним, во многом зависит его способность поддерживать политическую стабильность в долгосрочной перспективе.
Глобализация оказала многостороннее влияние на политическую стабильность Вьетнама. Так, открытие экономики посредством реформ Дой Мой привело к резкому увеличению иностранных инвестиций, экономическому росту и более существенной интеграции в мировую экономику. Темпы роста ВВП Вьетнама, достигшие пика в 1992 и 1995 гг., являются примером позитивной траектории экономической глобализации [21].
Однако глобализация порождает и множество проблем. Глобальная взаимосвязь повышает восприимчивость вьетнамской экономики к внешним потрясениям, о чем свидетельствует азиатский финансовый кризис, который негативно сказался на росте ВВП, прямых иностранных инвестициях и международной торговле Вьетнама [18; 21]. Такая экономическая нестабильность может, в свою очередь, подорвать политическую стабильность, усилив внутренние экономические диспропорции и социальное недовольство.
С точки зрения международных отношений стратегическое взаимодействие Вьетнама с мировыми игроками повысило его дипломатический статус, но в то же время подвергло страну международному контролю, особенно в отношении ее подхода к правам человека и управлению. Глобальные институты и западные страны выступают за улучшение ситуации с правами человека во Вьетнаме в рамках своих торговых и дипломатических отношений, что вынуждает Вьетнам реформировать некоторые аспекты своей политической системы [3; 19; 22].
Приверженность страны международным нормам необходима для сохранения экономического партнерства и доступа к мировым рынкам, но это часто требует от Вьетнама решения таких деликатных вопросов, как трудовые права и свобода слова. Верность КПВ сохранению однопартийного правления при одновременном противостоянии международным призывам к политической либерализации является постоянной загадкой [22]. Более того, глобализация подразумевает обмен идеями и технологиями, которые могут поставить под сомнение контроль государства над информацией. Появление Интернета и цифровых коммуникаций усложнило задачу властей
по управлению информационным потоком и сдерживанию распространения инакомыслия [22].
В конечном итоге дальнейшее социально-экономическое развитие Вьетнама и его интеграция в мировой рынок требуют тонкой настройки политики, которая соответствовала бы мировым стандартам и при этом защищала бы национальные интересы. Способность КПВ проводить реформы, которые как отражают международные ожидания, так и учитывают внутренние политические и экономические императивы, будет иметь решающее значение для долгосрочной стабильности и успеха Вьетнама как социалистической рыночной экономики в условиях глобализации 4, 10]. Влияние глобализации распространяется также на культурную и идеологическую сферы, бросая вызов традиционным ценностям и методам управления Вьетнама. Поскольку идеи о демократии и правах человека циркулируют более свободно благодаря расширению коммуникаций, внутри страны растет стимул к политическим реформам и большему плюрализму. Это внутреннее стремление к переменам способно вызвать напряженность в отношениях с укоренившейся политической системой, что может привести к нестабильности, если не действовать осторожно.
Кроме того, Вьетнам прилагает усилия для участия в региональных и международных экономических соглашениях, таких как Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве и Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство, которые способствуют развитию торговли и инвестиций, но также требуют соблюдения международных стандартов и практики. Это требует тонкого балансирования, поскольку Вьетнам должен реформировать некоторые аспекты своей экономики и управления, не нарушая при этом контроль КПВ и социально-экономический баланс.
Давление глобализации не является чисто экономическим или политическим; экологические проблемы также играют важную роль. Быстрые темпы индустриализации Вьетнама, вызванные глобализацией, порождают серьезные экологические проблемы, которые могут повлиять на социальную стабильность. Последствия изменения климата, такие как повышение уровня моря, также представляют прямую угрозу для экономических центров Вьетнама и его сельскохозяйственного сектора, в котором занята большая часть населения.
В противостоянии этим многогранным влияниям глобализации подход Вьетнама к международным отношениям является неотъемлемой частью. Отношения с такими крупными державами, как Китай и Соединенные Штаты, баланс между интересами безопасности и экономическими интересами, а также использование многосторонних форумов остаются жизненно важными для поддержания политической стабильности Вьетнама [23]. Эти международные отношения оказывают значительное влияние на внутреннюю политику и способность КПВ эффективно управлять как внутренними, так и внешними делами.
Заключение
Стабильность политической системы Вьетнама в условиях сложного ландшафта, характеризуется быстрым экономическим ростом и давлением глобализации. Хотя реформы Дой Мой стали катализатором значительного прогресса, такие постоянные проблемы, как коррупция, эффективность управления, продолжают испытывать устойчивость системы управления. Глобализация усугубила эти проблемы, создав как возможности, так и требования для проведения политических и экономических реформ. Перспективы Вьетнама зависят от способности правительства проводить значимые реформы, балансировать между внутренним контролем и внешними ожиданиями, а также поддерживать политическую стабильность в условиях меняющейся глобальной динамики. Траектория движения страны к устойчивому процветанию и стабильности будет зависеть от ее способности адаптироваться и реагировать как на внутренние потребности, так и международные обязательства.
Список источников
1. Curry R.L., Boothroyd P., Nam P.X. Socioeconomic renovation in Viet Nam: The Origin, Evolution, and Impact of Doi Moi // Pacific Affairs. 2001. No. 1 (74). Р. 134.
2. Vietnam // JFK Library. URL: https://www.jfklibrary.org/learn/about-jfk/jfk-in-history/vietnam).
3. Dollar D. Reform, growth, and poverty in Vietnam. The World Bank, 2002. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/docu-mentdetail/263091468781159602/reform-growth-and-poverty-in-vietnam.
4. London J., Morris-Jung J. Politics in contemporary Vietnam: party, state and authority relations // Contemporary Southeast Asia. 2014. No. 3 (36). Р. 473-476.
5. Vietnamese Government 2013 Constitution. URL: https://van-ban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=171264&classid=1&typegroupid= 1.
6. Painter M. From command economy to hollow state? Decentralisation in Vietnam and China // Australian Journal of Public Administration. 2008. No. 1 (67). Р. 79-88.
7. Gueorguiev D.D., Schuler P. J. Collective charisma: elite-mass relations in China and Vietnam // Problems of Post-Communism. 2021. No. 3 (68). P. 190-201.
8. Nguyen T.H.Y. Legal system reform and challenges on assurance of human rights standards in Vietnam // Journal of Southeast Asian Human Rights. 2020. No. 2 (4). P. 427.
9. Huong P.T.L. Reforming law on administrative procedures towards a rule-of-law state in Vietnam // Gdanskie Studia Azji Wschodniej. 2019. No. 16. P. 152-163.
10. London J. Vietnam in 2019 // Asian Survey. 2020. No. 1 (60). P. 93-99.
11. Thoa T.T. Building the rule of law state as a guarantor of democracy in modern Vietnam // Upravlenie / Management (Russia). 2022. No. 4 (9). P. 43-50.
12. Owen C. Participatory authoritarianism: From bureaucratic transformation to civic participation in Russia and China // Review of International Studies. 2020. No. 4 (46). P. 415-434.
13. Thayer C.A. Vietnam and the challenge of political civil society // Contemporary Southeast Asia. 2009. No. 1 (31). P. CS31-1A.
14. Thoa T. T. Legislation on direct democracy in modern Vietnam // Upravlenie / Management (Russia). 2022. No. 3 (10). P. 105-112.
15. Тхоа Т.Т., Кыонг Н.Д. Прямая демократия в условиях однопартийного правления в современном Вьетнаме // Via in tempore. История. Политология. 2022. № 3 (49). C. 701-710.
16. Freeman D.B. Doi Moi Policy and the Small-Enterprise Boom in Ho Chi Minh City, Vietnam // Geographical Review. 1996. No. 2 (86). P. 178.
17. Tu Thi Thoa, Nguyen Duc Cuong. Оpen data and democracy in digital government transformation in Vietnam // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право = Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2022. № 2 (24). C. 58-72.
18. Thi Thoa T. Problems of ensuring democracy under one-party rule in modern vietnam // Territory Development. 2023. No. 3. P. 66-73.
19. Nguyen N.A. Understanding the socialist-market economy in Vietnam // Emerging Science Journal. 2022. No. 5 (6). P. 952-966.
20. Stur H. Why the United States went to war in Vietnam. 2017. URL: https://www.glscott.org/up-
loads/2/1/3/3/21330938/why_the_united_states_went_to_war_in_vietnam.pdf.
21. Zhu Y. Economic reform and human resource management in Vietnam // Asia Pacific Business Review. 2002. No. 3 (8). P. 115-135.
22. Valdés Ugalde J.L. Globalization vs. sovereignty: governance, war, or progress, and world order // Norteamérica. 2016. C. 07-43. doi:10.20999/nam.2015.b001.
23. Thai T.V. The evolving regional order in East Asia: a view from Vietnam // Asia Policy. 2018. No. 2 (13). P. 64-68.
References
1. Curry R.L., Boothroyd P., Nam P.X. Socioeconomic renovation in Viet Nam: The Origin, Evolution, and Impact of Doi Moi. Pacific Affairs, 2001, no. 1 (74), pp. 134.
2. Vietnam // JFK Library. URL: https://www.jfklibrary.org/learn/about-jfk/jfk-in-history/vietnam).
3. Dollar D. Reform, growth, and poverty in Vietnam. The World Bank, 2002. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/docu-mentdetail/263091468781159602/reform-growth-and-poverty-in-vietnam.
4. London J., Morris-Jung J. Politics in contemporary Vietnam: party, state and authority relations. Contemporary Southeast Asia, 2014, no. 3 (36), pp. 473-476.
5. Vietnamese Government 2013 Constitution. URL: https://van-ban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=171264&classid=1&typegroupid= 1.
6. Painter M. From command economy to hollow state? Decentralisation in Vietnam and China. Australian Journal of Public Administration, 2008, no. 1 (67), pp. 79-88.
7. Gueorguiev D.D., Schuler P. J. Collective charisma: elite-mass relations in China and Vietnam. Problems of Post-Communism, 2021, no. 3 (68), pp. 190-201.
8. Nguyen T.H.Y. Legal system reform and challenges on assurance of human rights standards in Vietnam. Journal of Southeast Asian Human Rights, 2020, no. 2 (4), pp. 427.
9. Huong P.T.L. Reforming law on administrative procedures towards a rule-of-law state in Vietnam. Gdanskie Studia Azji Wschodniej, 2019, no. 16, pp. 152-163.
10. London J. Vietnam in 2019. Asian Survey, 2020, no. 1 (60), pp. 93-99.
11. Thoa T.T. Building the rule of law state as a guarantor of democracy in modern Vietnam. Upravlenie /Management (Russia), 2022, no. 4 (9), pp. 43-50.
12. Owen C. Participatory authoritarianism: From bureaucratic transformation to civic participation in Russia and China. Review of International Studies, 2020, no. 4 (46), pp. 415-434.
13. Thayer C.A. Vietnam and the challenge of political civil society. Contemporary Southeast Asia, 2009, no. 1 (31), pp. CS31-1A.
14. Thoa T. T. Legislation on direct democracy in modern Vietnam. Upravlenie /Management (Russia), 2022, no. 3 (10), pp. 105-112.
15. Thoa T.T., Cuong N.D. Pryamaya demokratiya v usloviyakh odnopartiinogo prav-leniya v sovremennom V'etname [Direct democracy under one-party rule in modern Vietnam]. Via in tempore. Istoriya. Politologiya, 2022, no. 3 (49), pp. 701-710. (In Russ.).
16. Freeman D.B. Doi Moi policy and the small-enterprise boom in Ho Chi Minh City, Vietnam. Geographical Review, 1996, no. 2 (86), pp. 178.
17. Tu Thi Thoa, Nguyen Duc Cuong. Open data and democracy in digital government transformation in Vietnam. Pacific RIM: Economics, Politics, Law = Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo, 2022, no. 2 (24), pp. 58-72.
18. Thi Thoa T. Problems of ensuring democracy under one-party rule in modern Vietnam. Territory Development, 2023, no. 3, pp. 66-73.
19. Nguyen N.A. Understanding the socialist-market economy in Vietnam. Emerging Science Journal, 2022, no. 5 (6), pp. 952-966.
20. Stur H. Why the United States went to war in Vietnam. 2017. URL: https://www.glscott.org/up-
loads/2/1/3/3/21330938/why_the_united_states_went_to_war_in_vietnam.pdf.
21. Zhu Y. Economic reform and human resource management in Vietnam. Asia Pacific Business Review. 2002, no. 3 (8), pp. 115-135.
22. Valdés Ugalde J.L. Globalization vs. sovereignty: governance, war, or progress, and world order. Norteamérica, 2016, pp. 07-43. doi:10.20999/nam.2015.b001.
23. Thai T.V. The evolving regional order in East Asia: a view from Vietnam. Asia Policy, 2018, no. 2 (13) pp. 64-68.
Информация об авторах
Ты Тхи Тхоа - аспирант Государственного университета управления, Москва, Российская Федерация; преподаватель, заместитель декана факультета политической теории и профессиональной педагогики Университета физического воспитания и спорта, Хошимин, Вьетнам, tuthoahvhc@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8579-1846
Нгуен Дык Кыонг - аспирант Государственного университета управления, Москва, Российская Федерация; преподаватель, заместитель начальника административного отдела, Журнал политических наук, Академия политики региона 2, Хошимин, Вьетнам, ngdcuong.vn@gmail.com, https://orcid.org/0000- 0002-4404-0288
Information about the authors
You Thi Thia - Postgraduate student at the State University of Management, Moscow, Russian Federation; Lecturer, Deputy Dean of the Faculty of Political Theory and Professional Pedagogy at the University of Physical Education and Sports, Vietnam, Ho Chi Minh City, tuthoahvhc@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8579-1846
Nguyen Duc Kyong - Postgraduate student at the State University of Management, Moscow, Russian Federation; Lecturer, Deputy Head of the Administrative Department, Journal of Political Sciences, Academy of Politics Region 2, Vietnam, Ho Chi Minh City, ngdcuong.vn@gmail.com, https://orcid.org/0000- 0002-4404-0288
Статья поступила в редакцию / The article received 10.05.2024; одобрена после рецензирования / revised 15.08.2024; принята к публикации / accepted 03.09.2024.