Научная статья на тему 'Стабильность Конституции - правовая основа стабильности российского государства'

Стабильность Конституции - правовая основа стабильности российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4604
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ / STABILITY OF THE CONSTITUTION / ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ / REVISION OF THE CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комкова Галина Николаевна

Статья посвящена исследованию такого свойства Конституции РФ 1993 г. как стабильность. Особое внимание уделено возможности пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Анализируются условия, при которых допустимо изменение конституционных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stability of the Constitution - Basis of Stability of the Russian State

The article is devoted to the study of the properties of the Constitution of 1993 as stability. Particular attention is paid to the possibility of revising the 1, 2 and 9 chapters of the Constitution. The conditions under which you can change the constitutional norms.

Текст научной работы на тему «Стабильность Конституции - правовая основа стабильности российского государства»

стью соответствующий международно-правовому стандарту. А фактическое их осуществление гражданами—субъектами конституционно-правовых отношений находится на порядок ниже (во всяком случае, социально-экономических прав и свобод), нежели в предшествующие периоды развития нашего государства. Отсюда — постоянная угроза нестабильности, социального взрыва, разрушения того конституционного режима, который с таким трудом создавался в последние годы.

Доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации наглядно свидетельствуют о разном уровне гарантированности конституционных положений в отдельных частях Российской Федерации. Например, закрепленное в Конституции РФ право на образование в разной степени гарантируется и реализуется в с. Лесо-Кяфарь Карачаево-Черкесской Республики, где нет даже начальной школы, и в г. Москве. В связи с этим возникает необходимость создания новой комплексной науки, предметом которой будет являться изучение уровня гарантированности конституционно-правовоых норм в общественной действительности, условий их исполнения в различных регионах России, а также проблем совершенствования механизма их реализации.

1 См.: ФедосеевН.И. Некоторые методологические вопросы общественных наук // Вопросы философии. 1979. № 11. С. 13.

2 См.: Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. М., 1968; Он же. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: ежегодник. М., 1969; БогдановА.А. Всеобщая организация науки. Т. 1—2. СПб., 1913—1917; Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980.

3 Подробнее об этом см.:МухачевИ. В. Обеспечение реальности конституционных прав и свобод советских граждан (вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 54-56.

Г.Н. Комкова

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ — ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена исследованию такого свойства Конституции РФ 1993 г., как стабильность. Особое внимание уделено возможности пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Анализируются условия, при которых допустимо изменение конституционных норм.

Ключевые слова: Конституция РФ, стабильность Конституции, пересмотр конституции.

G.N. Komkova

STABILITY OF THE CONSTITUTION — BASIS OF STABILITY OF THE RUSSIAN STATE

The article is devoted to the study of the properties of the Constitution of 1993 as stability. Particular attention is paid to the possibility of revising the 1, 2 and 9 chapters of the Constitution. The conditions under which you can change the constitutional norms.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, the stability of the Constitution, the revision of the constitution.

Основополагающей предпосылкой стабильности конституционного строя, устойчивости системы государственной власти выступают стабильность, неизменность конституции данного государства. Постоянство в правилах, условиях

© Комкова Галина Николаевна, 2014

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: komkova_galina@mail.ru 65

функционирования государства и общества - великое благо для народа, который может быть уверен в сегодняшнем и завтрашнем дне, с оптимизмом воспринимать настоящее и будущее. Поскольку именно конституция - это тот основной правовой регулятор общественных отношений государства, который должен чутко реагировать на все изменения, возникает проблема либо постоянного изменения конституционных норм, либо формулирования их таким образом, чтобы их содержание не нужно было менять при каких-либо колебаниях в общественных отношениях. Как верно указывает В.Т. Кабышев, «реальность (фактическая конституция) и нормативная модель (юридическая конституция) нередко вступают в противоречие, ибо жизнь всегда богаче любой конституционной формы. Стабильность конституционного строя не определяется буквальным соответствием фактической и юридической конституции. Фактическая, реальная конституция практически никогда не соответствует в полном объеме юридической конституции. Основа фактической конституции в незыблемости конституционного строя. На это должна быть направлена конституционно-правовая практика государства»1.

Говорить о стабильности конституции, не упомянув стабильность конституционного строя государства, невозможно. Ведь существование государства, его ценностей, принципов, институтов, закрепленных в конституции, без серьезных перемен и потрясений в течение длительного времени - это величайшее благо, которое оказывает свое благотворное влияние на жизнь общества и государства. Например, в Венесуэле в 1999 г. была принята 26-я по счету конституция, начиная с 1811 г. Причем, предыдущая Конституция 1961 г. закрепляла высшую степень вмешательства государства в экономическую и социальную сферы * жизнедеятельности общества. Приход к власти в 1998 г. президента Уго Чавеса ? ознаменовал собой новую фазу развития Венесуэлы, которой потребовалось при-а. нятие новой Конституции, ориентированной на сильную президентскую власть.

Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» практически не

1 может быть изменена без пересмотра всей Конституции России. Такой супержест-| кий способ изменения данной главы не случаен, ведь именно она «задает тон» всем

го

| остальным главам Конституции, определяет основу и перспективы развития всех

| остальных положений Конституции и законодательства. К основам конституци-

| онного строя относятся закрепленные в ее статьях незыблемые ценности нашего

2 государства: приоритет прав и свобод человека, государственный суверенитет, на° родовластие, федерализм, многообразие форм собственности и равная их защита, « социальное государство, идеологическое многообразие, светскость Российского | государства. Кардинальное изменение этих положений потребует пересмотра е смысла существования самой Российской Федерации, ее народа.

° Именно поэтому уже само существование этих ценностей, закрепление их содер-

0

° жания на высочайшем конституционном уровне служат гарантией стабильности

го

3 конституционного строя России. Представляется, что в ближайшие десятилетия

1 гл. 1 Конституции РФ не может и не должна быть подвергнута изменениям.

| Однако нельзя отрицать, что последние десятилетия система ценностей рос-

сийского общества изменилась. А.И. Ковлер говорит о том, что в Конституции РФ «отвергнута прежняя система ценностей, в которой государство находилось на вершине общественного мироздания», при этом наблюдается «универсализация правового статуса личности в соответствии с мировыми, европейскими стандар-тами»2. Такая универсализация имеет как положительную, так и отрицательную 66 сторону. С одной стороны, хорошо, что наша страны, наши граждане приобща-

ются к стандартам западной демократии, осознают себя частью европейской культуры, привыкают к уважительному отношению государства к своим гражданам. С другой стороны, Россия - самобытная страна со своими национальными и культурными традициями, богатой историей и собственным представлением об истинных ценностях. Исходя из этого следует весьма критично относиться к попыткам навязать нашей стране т.н. «европейские ценности». В ст. 2 Договора о Европейском союзе они сформулированы следующим образом: «Ценностями, на которых основан Союз, являются уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами»3. Однако на деле эти ценности оборачиваются чуждым для россиян размыванием института семьи (разрешением однополых браков, перекосами в ювенальной юстиции), открытой или скрытой пропагандой гомосексуализма, обострением межнациональных конфликтов. Здоровый консерватизм российского общества, опора на традиционные устои, сохранение самобытности - все это основа идеологической стабильности государства.

Глава 2 Конституции РФ 1993 г. «Права и свободы человека и гражданина» также не может быть изменена без пересмотра всего конституционного текста. Тем не менее, здесь может быть использован иной подход, ведь права человека - достаточно динамичная категория, поэтому с течением времени они могут меняться, совершенствоваться. Например, в связи с определенными настроениями в ряде стран Европы, в Конституцию Латвийской Республики в 2005 г. было внесено положение об ш обязательной разнополости супругов: «Государство защищает и поддерживает брак н - союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и детей» (ст. 110)4. С

а

Хотя закрепление принципов прав и свобод, самого перечня основных прав человека т

о

в России является по сути исчерпывающим, могут вноситься изменения, которые к

о

будут способствовать улучшению положения граждан в нашей стране. Так, напри- о' мер, в ст. 19 Конституции РФ перечислены основания, по которым государством | гарантируется равенство прав граждан. Однако данный перечень несовершенен. в

Например, дискриминация прав граждан в зависимости от происхождения в на- нн

о

стоящее время выглядит анахронизмом, хотя такое основание есть в тексте ч. 2 Ю ст. 19, тогда как обеспечение равенства прав независимо от состояния здоровья там и

не зафиксировано, в то время как доступная среда для инвалидов сейчас является с

к

приоритетом социальной защиты граждан. Нуждаются в совершенствовании фор- а

мулировки ряда статей, посвященных правам человека и гражданина, в частности, д

лишение права голосовать для лиц, осужденных к лишению свободы по приговору |

суда, зафиксированное в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, которое выступает в качестве №

разновидности дополнительного уголовного наказания, применяемого судом в силу 9

прямого действия конституционных норм. Кроме того, название данной главы Кон- .

ституции следует изменить, включив в него термин «обязанности», что будет спо- 4 собствовать привлечению к ним внимания. Ведь зачастую преувеличенный интерес к правам влечет за собой игнорирование обязанностей, неуважение других людей. Например, ч. 1 Конституции Итальянской Республики 1947 г. называется «Права и обязанности граждан», схожее название носит разд. 1 Конституции Королевства Испания. Конституция Японии содержит гл. III «Права и обязанности народа», а

в Конституции Индии основным обязанностям посвящен специальный раздел5. 67

Таким образом, вполне возможно, исключение в будущем гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, из перечня глав, которые могут быть изменены только при принятии новой конституции. Однако процедурно это будет возможно сделать только при рассмотрении проекта новой Конституции РФ.

Сказанное не касается других шести глав Конституции, ведь конституционные нормы, как и нормы других, менее значимых законов, должны регулировать реально существующие общественные отношения, в противном случае они могут превратиться в фикцию. Ведь общественные отношения, существующие в данном государстве, не могут оставаться неизменными, застывшими, они развиваются в связи с новыми запросами государства и его институтов и различных общественно-политических сил. Так называемая «живая» или фактическая конституция всегда многообразнее самых совершенных конституционно закрепленных формулировок.

В связи с изменениями, происходящими в жизни мирового сообщества и отдельного государства, необходимостью совершенствования различных государственных институтов, появлением новых прав и свобод граждан, может возникнуть необходимость появления новых или ликвидации прежних конституционных норм. Так, например, одним из условий вступления Украины в Европейский союз является принятие поправок в Конституцию Украины, касающихся усиления гарантий независимости судей6. В Грузии парламент в октябре 2013 г. единогласно проголосовал за изменения в Конституции страны, касающиеся усиления полномочий премьер-министра, которые вступают в * силу после принесения присяги новым президентом Грузии. Одна из поправок ? гласит, что если инициируемый правительством законопроект не поддержи-а. вает парламент, он либо принимает его без обсуждения в первом чтении, либо

премьер-министр распускает парламент7. I Как отмечает А.Н. Медушевский, в мировой конституционной практике

1 существуют две противоположные тенденции в изменении конституционных

го

| норм: гибкость и жесткость. «Первая тенденция ведет к конституционной не-

| стабильности, а вторая блокирует необходимые социальные и политические из-

| менения. В обоих случаях результатом становятся сокращение конституционной

2 легитимности и конституционная нестабильность. В первом случае власть легко ° преодолевает конституционные ограничения, а во втором — стремится к поиску « неправовых решений для выхода из противоречий»8.

| Таким образом, сохраняя стабильность конституционного строя, нельзя, с

0 одной стороны, игнорировать те изменения, которые происходят в государстве

1 и обществе, чтобы не превратить конституцию в фикцию, а с другой стороны,

0

° нельзя в угоду сиюминутным политическим запросам перекраивать Основной

го

3 закон государства, чтобы нарушить баланс сил, существующий в обществе. Важ-

1 но суметь найти «золотую середину» между Конституций США и Конституцией | Германии. Ведь американская Конституция, принятая в 1787 г., претерпела

за это время всего 27 изменений. Последняя поправка была ратифицирована в 1992 г. Она устанавливает, что закон, меняющий размер жалованья сенаторов и представителей (конгрессменов), может вступить в силу только после следующих выборов в Палату представителей, которые происходят раз в 2 года, тогда как в Основной закон ФРГ, принятый в 1949 г., до сегодняшнего дня уже внесено более 68 50 поправок, из 146 статей подверглись изменениям более 100.

Кроме того, стабильность конституционных норм связана еще с тем, что «действующая норма, — как отмечает А.Н. Кокотов, — обретает сложную структуру, в которой писаное правило обрастает множеством поведенческих обыкновений, конвенций, конкретизирующих, а порой и значительно видоизменяющих писаное правило»9. Именно поэтому изменение Конституции страны будет связано не только с изменением текста самого Основного закона, пересмотром действующего законодательства, но и модификацией социального взаимодействия, возникающего при реализации данной нормы, сложившегося в течение многих лет. Ведь, как это уже неоднократно бывало и в российской, и в зарубежной практике, поправки в конституцию провоцировали волну изменений в общественных отношениях, активизировали массовые трансформации в законодательстве и судебной практике.

Конституцию можно и нужно менять только тогда, когда без данных изменений невозможно существование государства и его народа, во всех остальных случаях изменения должны носить точечный, строго дозированный характер. Прежде чем менять конституцию, необходимо взвесить последствия, появляющиеся в результате этих изменений: политические, финансовые, правовые и даже психологические. В ряде случаев может оказаться, что результат окажется настолько негативным, что поправки в Конституцию будут нецелесообразны.

«Любой закон, в том числе и Основной закон любой страны, конечно, всегда является в определенной степени результатом компромисса, достигнутого в обществе, но Основной закон отличает то, что он претендует на то, чтобы быть самым стабильным из всех принимаемых законов», — сказал Президент РФ Путин на встрече с завкафедрами конституционно-правовых дисциплин российских вузов, которая проходила 7 ноября 2013 г., в преддверии празднования 20-летия Конституции РФ10. Это означает, что действующая Конституция РФ, является с одной стороны работающим документом, оказывающим существенное воздействие на все стороны жизни страны, а с другой - Основным Законом, закладывающим направления дальнейшего развития государства, общества, устанавливающим стабильность положения России как великой мировой державы.

1 Кабышев В.Т. Конституция 1993 года — символ эпохи постсоветской России// 20 лет Конституции Российской Федерации: становление, проблемы и тенденции развития / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2013. С. 19-20.

2 Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 151, 154.

3 Договор о Европейском союзе. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.11.2013).

4 Конституция Латвийской Республики. URL:http://cvk.lv/pub/public/29171/html (дата обращения: 10.11.2013).

5 См.: Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. 4-е изд., испр. и доп. М., 2003.

6 Подробнее об этом см.:URL:http://www.gazeta.ru/politics/2013/09/05_a_5639813.shtml (дата обращения: 10.11.2013).

7 Подробнее об этом см: URL:http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/231105/ (дата обращения: 10.11.2013).

8 Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций. М., 2002. С. 221.

9 Кокотов А.Н. Некоторые направления современных конституционно-правовых исследований // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 4.

10 Путин рассчитывает на стабильность Конституции. URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/ 20131107/ 269566323.html/ (дата обращения: 10.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.