Научная статья на тему '"Стабилизирующая" Турция в нестабильном мире'

"Стабилизирующая" Турция в нестабильном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
Турция / Ф. Алтун / туркоцентричность / внешняя политика / стабильность / Р. Т. Эрдоган. / Turkey / Fahrettin Altun / Turkey-centrism / foreign policy / stability / Recep Tayyip Erdoğan.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гузаеров Разиль Илшатович

Турция планомерно работает над увеличением своего влияния на мировой арене, что вызывает особый интерес исследователей. Однако отсутствие в открытом доступе ключевых документов в области турецкой внешней политики затрудняет ее изучение. Восполнить данный пробел помогают работы турецких политиков, демонстрирующих собственный взгляд на развитие системы международных отношений, место и роль Турции в ней. Настоящая статья представляет собой рецензию на книгу «Турция как стабилизирующая сила в эпоху потрясений» Ф. Алтуна, главы Департамента по коммуникациям при президенте Турции. Политик обосновывает действия Турции на международной арене, характеризуя ее как стабилизирующую силу (державу). Описывается становление Турции как центра силы, который перешел от насильственной вестернизации, приведшей к росту национальной неуверенности и обесценению национальных интересов, к модернизации по-турецки. Освещается современное состояние международной системы, которая характеризуется как крайне нестабильная ввиду неэффективности международных институтов (в частности, ООН) и политики великих держав. На этом фоне внешнеполитические маневры Турции оцениваются как направленные исключительно на общечеловеческое благо. Авантюрные действия Анкары, ее участие в конфликтах оправдываются тем, что они способствуют стабилизации обстановки в регионе. В целом книга Ф. Алтуна представляет собой популистские размышления, но в то же время демонстрирует туркоцентричный взгляд на мировую политику и мироощущение политической элиты. Тем самым становится очевидным отказ Анкары от идей А. Давутоглу и прозападной ориентации внешней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Stabilizing” Turkey in an Unstable World

Turkey is systematically working to increase its global influence, which is of particular interest to researchers. However, the lack of publicly available basic documents in the field of Turkish foreign policy makes it difficult to study it. Books of Turkey’s politicians, who demonstrate their own view on the development of the system of international relations, and the place and role of Turkey in it, help to fill this gap. This article is a review of the book “Türkiye as a stabilizing power in an age of turmoil” by Fahrettin Altun, Director of the Turkey Directorate of Communications(Presidential Spokesperson). The politician justifies Turkey’s actions in the international arena, describing it as a stabilizing power. He traces the formation of Turkey as a center of power, which has moved from forced Westernization leading to an increase in national uncertainty and the devaluation of national interests to modernization in the Turkish manner. The book highlights the current state of the international system, which is characterized as extremely unstable due to the inefficiency of international institutions (in particular, the United Nations) and the policies of the great powers. Against this background, Turkey’s maneuvers in foreign policy are assessed as aimed exclusively at the universal good. Ankara’s adventurous actions and its participation in conflicts are justified by the fact that they contribute to regional stabilization. In general, the book consists of populist reflections, but at the same time, it demonstrates the Turkey-centric view of world politics and the attitude of political elites. Thus, Ankara’s rejection of the ideas of Ahmet Davutoğlu and the pro-Western orientation of foreign policy becomes obvious.

Текст научной работы на тему «"Стабилизирующая" Турция в нестабильном мире»

УДК 327 DOI: 10.17506/18179568_2023_20_3_168

«СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ» ТУРЦИЯ В НЕСТАБИЛЬНОМ МИРЕ

Обзор книги: Altun, F. (2022) Küresel belirsizlik gaginda istikrarla§tmci güg Türkiye. Istanbul: Paradigma yayinlari

Разиль Илшатович Гузаеров,

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

Москва, Россия,

[email protected]

Получена 04.04.2023. Поступила после рецензирования 13.06.2023.

Принята к публикации 08.08.2023.

Для цитирования: Гузаеров Р. И. «Стабилизирующая» Турция в нестабильном мире // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 168-179. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_168

Аннотация

Турция планомерно работает над увеличением своего влияния на мировой арене, что вызывает особый интерес исследователей. Однако отсутствие в открытом доступе ключевых документов в области турецкой внешней политики затрудняет ее изучение. Восполнить данный пробел помогают работы турецких политиков, демонстрирующих собственный взгляд на развитие системы международных отношений, место и роль Турции в ней. Настоящая статья представляет собой рецензию на книгу «Турция как стабилизирующая сила в эпоху потрясений» Ф. Алтуна, главы Департамента по коммуникациям при президенте Турции. Политик обосновывает действия Турции на международной арене, характеризуя ее как стабилизирующую силу (державу). Описывается становление Турции как центра силы, который перешел от насильственной вестернизации, приведшей к росту национальной неуверенности и обесценению национальных интересов, к модернизации по-турецки. Освещается

© Гузаеров Р. И., 2023

современное состояние международной системы, которая характеризуется как крайне нестабильная ввиду неэффективности международных институтов (в частности, ООН) и политики великих держав. На этом фоне внешнеполитические маневры Турции оцениваются как направленные исключительно на общечеловеческое благо. Авантюрные действия Анкары, ее участие в конфликтах оправдываются тем, что они способствуют стабилизации обстановки в регионе. В целом книга Ф. Алтуна представляет собой популистские размышления, но в то же время демонстрирует туркоцентричный взгляд на мировую политику и мироощущение политической элиты. Тем самым становится очевидным отказ Анкары от идей А. Давутоглу и прозападной ориентации внешней политики.

Ключевые слова:

Турция, Ф. Алтун, туркоцентричность, внешняя политика, стабильность, Р. Т. Эрдоган.

UDC 327 DOI: 10.17506/18179568_2023_20_3_168

"STABILIZING" TURKEY IN AN UNSTABLE WORLD

Book review: Altun, F. (2022) Kuresel belirsizlik gaginda istikrarla§trna gug Turkiye. Istanbul: Paradigma yayinlari

Razil I. Guzaerov,

Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

Received 04.04.2023. Revised 13.06.2023. Accepted 08.08.2023.

For citation: Guzaerov, R.I. (2023). "Stabilizing" Turkey in an Unstable World. Discourse-P, 20(3), 168-179. (In Russ.). https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_168

Abstract

Turkey is systematically working to increase its global influence, which is of particular interest to researchers. However, the lack of publicly available basic documents in the field of Turkish foreign policy makes it difficult to study it. Books of Turkey's politicians, who demonstrate their own view on the development of the system of inter-

national relations, and the place and role of Turkey in it, help to fill this gap. This article is a review of the book "Turkiye as a stabilizing power in an age of turmoil" by Fahrettin Altun, Director of the Turkey Directorate of Communications (Presidential Spokesperson). The politician justifies Turkey's actions in the international arena, describing it as a stabilizing power. He traces the formation of Turkey as a center of power, which has moved from forced Westernization leading to an increase in national uncertainty and the devaluation of national interests to modernization in the Turkish manner. The book highlights the current state of the international system, which is characterized as extremely unstable due to the inefficiency of international institutions (in particular, the United Nations) and the policies of the great powers. Against this background, Turkey's maneuvers in foreign policy are assessed as aimed exclusively at the universal good. Ankara's adventurous actions and its participation in conflicts are justified by the fact that they contribute to regional stabilization. In general, the book consists of populist reflections, but at the same time, it demonstrates the Turkey-centric view of world politics and the attitude of political elites. Thus, Ankara's rejection of the ideas of Ahmet Davutoglu and the pro-Western orientation of foreign policy becomes obvious.

Keywords:

Turkey, Fahrettin Altun, Turkey-centrism, foreign policy, stability, Recep Tayyip Erdogan.

Введение

Турция становится государством, которое увеличивает свое влияние в мировой политике. С момента прихода к власти Партии справедливости и развития (ПСР) внешнеполитический курс прошел серьезную трансформацию от прозападной направленности к выработке туркоцентричных взглядов и ориентации на национальные интересы. Однако отсутствие в открытом доступе документов, связанных с внешней политикой и подходами к ее реализации, затрудняет анализ действий Анкары. Восполнить данный пробел помогают публикации государственных деятелей. Так, свои труды с актуальным видением роли Турции в системе международных отношений и основных направлений ее внешнеполитической деятельности публиковали бывший министр иностранных дел и премьер-министр А. Давутоглу (Davutoglu, 2010), действующий президент Р. Т. Эрдоган (ЕМо^ап, 2021), пресс-секретарь президента И. Калын (Ка1т, 2022). Книги представляют интерес в первую очередь тем, что демонстрируют взгляд турецкой политической элиты на внешнюю политику.

В 2022 г. в свет вышла книга «Турция как стабилизирующая сила в эпоху потрясений» Фахреттина Алтуна (А1Шп, 2022). Работа интересна, прежде всего, тем, что ее автор является главой Департамента по коммуникациям при президенте Турции. Также он обладает большим опытом работы в научной сфере, занимается исследованиями в области политической коммуникации, социологии и культурологии. Образование получил в Стамбульском университете, степень магистра по социологии - в Университете Мимара Синана. В 2006 г. получил

докторскую степень по философии в Стамбульском университете. Свою трудовую деятельность начал в качестве приглашенного преподавателя на факультете политических наук Университета Юты. В Стамбульском университете с 2008 по 2014 г. заведовал кафедрой коммуникаций, а с 2015 по 2017 г. преподавал на кафедре социологии. В 2014-2018 гг. работал генеральным координатором и заместителем генерального координатора крупнейшего аналитического центра Турции - Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA). В тот же период был деканом факультета коммуникаций Университета Ибн Халдуна1.

В своей книге Ф. Алтун объединил опыт работы в сферах науки и государственного управления и попытался показать роль Турция в системе международных отношений.

Результаты исследования

Книга начинается с рассуждений о таком явлении, как вестернизация. Именно эта тема была в центре интеллектуальной жизни Турции в начале 2000-х гг. Часть турецких политологов и социологов воспринимала вестерни-зацию как реформистское движение, которое должно стать движущей силой обновления страны. Сторонники такого подхода рассматривали вестернизацию в качестве объекта социокультурной реальности, а не политического или идеологического выбора. Противники вестернизации воспринимали ее как историческое, культурное, социальное и политическое отчуждение, глобальный проект по легализации углубления и институционализации неравенства и несправедливости в незападном мире. По их мнению, идея добровольной вестернизации на деле оказалась принудительной модернизацией по западному образцу.

Ф. Алтун утверждает, что турецкому обществу была привита неуверенность, в основе которой лежала психология побежденных. Вестернизация лишь усиливала это чувство. Турция находилась под гнетом западных держав, применявших различные методы эксплуатации незападных обществ и управления ими. Своими рассуждениями автор подводит к мысли, что долгое время Турция развивалась по неверному пути, который был навязан западными странами и демонстрировал плачевное состояние самовосприятия турецкого общества к началу XXI столетия. Переломить ситуацию смог Р.Т. Эрдоган.

Уже в начале книги автор заявляет о необходимости отказа от прежнего курса. Вестернизация Турции была начата ее основателем и лидером М. К. Ататюрком, стремившимся разорвать связи с османским прошлым и создать республику по образцу Запада, который виделся «единственной и высшей цивилизацией в мире» (Sezik & Agir, 2016, р. 227). Более того, и ПСР сначала придерживалась курса на вестернизацию, которая была необходима для вступления в Евросоюз. В данном случае можно говорить, что вестернизация Ататюрка была заменена идеей вступления в ЕС (Аватков, Баранчиков, 2017, с. 5). Однако затягивание данного процесса и нежелание европейских стран иметь в лице Анкары равноправного партнера со временем привели к разочарованию в проевропейском

1 Professor Fahrettin Altun: Biography. (n. d.). Presidency of the Republic of Türkiye. Retrieved April 2, 2023, from https://www.iletisim.gov.tr/english/baskan

курсе. Началась переоценка глобальной роли Турции в духе неоосманизма, когда страна стала восприниматься в качестве наследника Османской империи (Ирхин, Москаленко, 2021, с. 95-96), что и привело, как пишет Ф. Алтун, к возникновению чувства национальной неуверенности. «Наследники османов» не могли быть довольны реальным положением страны в мировой политике. Можно сказать, что возврат имперского мышления стал одной из причин активизации внешней политики Турции и перехода к более наступательной политике при защите национальных интересов.

Выборы 2002 г. автор называет первым шагом на пути к спасению (А1Шп, 2022, рр. 11-12). Перед Турцией, неспособной использовать свой потенциал и открывшиеся после окончания холодной войны возможности, замкнутой на себе, встал естественный вопрос: останется ли она страной, управляемой извне и вовлеченной в кризисы, или же станет самостоятельным актором на международной арене, выдвигающим конструктивные предложения по решению глобальных вопросов. Лидерство Р.Т. Эрдогана и победа его политического движения стали первым условием того, что Турция перешла к реализации нового вектора развития.

По мнению автора, именно Р.Т. Эрдоган смог сделать из Турции влиятельное государство, которое реализует свой вариант модернизации на основе исторического выбора, культурной действительности, философской глубины, стратегических возможностей, политических достижений и притязаний. Турция больше не ограничена западными идеологическими шаблонами и начала формировать собственные правила игры. Ф. Алтун отмечает, что такими переменами осталась недовольна прозападная часть турецкой политической элиты, которая сконцентрирована только на упущенных привилегиях, что не позволяет ей объективно оценить происходящие перемены. В этих строках чувствуется упрек в сторону оппозиционных сил, стремящихся перед выборами 2023 г. оспорить успешность президентства Р.Т. Эрдогана.

Основная часть книги начинается с теоретического обзора. Ф. Алтун анализирует понятие дид, которое переводится с турецкого как «сила», «держава» (Акип, 2022, рр. 25-27). Подчеркивается, что изменения политической атмосферы в мире, отношений между великими державами, социального и технологического развития добавили новые характеристики в данное понятие. Описывая разные виды силы - «мягкой», «умной», статус-кво и ревизионисткой, автор приходит к выводу, что ни одна из них не смогла удержать систему международных отношений от роста нестабильности, никакое государство не предложило действенных механизмов для разрешения кризисов. Однако есть страны, по отношению к которым нельзя использовать вышеупомянутые определения. Ф. Алтун называет их стабилизирующими силами/державами (р. 26). В отличие от сил статус-кво и ревизионистов стабилизирующие державы придерживаются иного подхода в осуществлении внешней политики. В борьбе за реформирование и реабилитацию системы международных отношений они исходят из чувства справедливости, а не законности, стремятся предотвратить переход региональных и глобальных конфликтов в горячую фазу, чтобы не стать частью игры между великими державами. По мнению автора, Турция - наиболее очевидный пример такой державы.

Примечательно, что в своем анализе Ф. Алтун вступает в своеобразный спор с А. Давутоглу, чей труд «Стратегическая глубина» долгое время считался настольной книгой по внешней политике Турции (Ирхин, Нелина, 2020, с. 25-26). Давутоглу отстаивал преимущественное использование «мягкой силы» во внешней политике и отказ от жестких методов решения конфликтов. Наиболее отчетливо это проявилось в стратегии «ноль проблем с соседями», которая была направлена на «обнуление» всех проблем с соседними государствами и увеличение влияния Турции за счет «мягкой силы»2. Ф. Алтун, в свою очередь, заявляет о ее несостоятельности и переходе к новой внешнеполитической стратегии, где главной максимой становится справедливость. Опора на эту категорию, а не на международное право позволяет автору характеризовать прямое участие Турции в вооруженных конфликтах и поддержку какой-либо из воюющих сторон как благо, направленное на стабилизацию обстановки в регионе.

Затем автор переходит к характеристике состояния системы международных отношений (А1Шп, 2022, рр. 51-100). Основная мысль заключается в том, что мир находится в спирали неопределенности. Вторжение США в Ирак, финансовый кризис 2008 г., «арабская весна», пандемия и другие события потрясли весь мир. Либеральный интернационализм не смог сформировать устойчивый мировой порядок. Международные организации не превратились в платформы, способные предоставлять необходимое количество гуманитарной помощи, находить пути решения глобальных и региональных кризисов. Этими кризисами мир платит цену за безуспешность и недостатки системы.

Ф. Алтун подчеркивает, что США не справились с формированием новой системы международных отношений. Несмотря на провозглашение победы либерального капитализма, организации, созданные для сдерживания СССР, не смогли дать ответы на вызовы современной эпохи. Более того, возникли новые угрозы и вызовы, что лишь усложнило глобальную систему, а западные страны не желали искать решения. Так, например, Запад смог сформировать общую среду в вопросе борьбы с терроризмом, однако руководствуется реактивными подходами для противодействия этому явлению. Ни Россия, ни Китай, по мнению автора, не сделали ничего существенного для формирования нового миропорядка, хотя и бросили вызов старому. Здесь важно отметить, что конкретных предложений не поступает и от самой Турции (Ирхин, Москаленко, 2021, с. 94-95). Турецкое руководство активно прибегает к популизму во внешней политике. Громкие высказывания и публичные вызовы всей системе используются для демонстрации самостоятельности Турции, ее независимости и готовности к защите угнетенных. В то же время, несмотря на то, что данный дискурс демонстрирует излишнюю амбициозность турецкого руководства, оно довольно грамотно доносит свои посылы, которые находят отклик среди общественности (Аватков, 2021, с. 552).

Особое внимание Ф. Алтун уделяет международным организациям (А1Шп, 2022, рр. 103-137). Подчеркивается их бездеятельность и безуспешность

2 Davutoglu, A. (2010, May 20). Turkey's zero-problems foreign policy. Foreign policy. Retrieved April 2, 2023, from https://foreignpolicy.com/2010/05/20/turkeys-zero-problems-foreign-policy/

в предотвращении и разрешении конфликтов, работе с беженцами, борьбе с пандемией. Геополитические условия XXI в., по мнению автора, не позволяют организациям работать над своей миссией. Особое внимание уделяется ООН и НАТО. В целом этот анализ повторяет тезисы Р. Т. Эрдогана (Аватков, Гузаеров, 2023, с. 197-198). Отмечается, что ООН больше не способствует поддержанию безопасности и стабильности в мире, не справляется с поставленными задачами. Совет Безопасности (СБ) превратился в инструмент защиты интересов постоянных членов. Более того, право вето позволяет им помогать своим союзникам, не пропуская обвинительные резолюции. В пример приводятся США, которые с 1946 по 2002 г. 24 раза наложили вето на резолюции, связанные с Израилем, а Россия и Китай с помощью этого инструмента поддерживали Б. Асада.

Автор считает, что СБ должен стать более инклюзивным. Для этого предлагаются два шага. Во-первых, отказ от права вето. Во-вторых, динамические критерии членства. Так, все члены G20 могли бы стать постоянными членами СБ. Реформирование откроет окно возможностей для определения новых целей и реабилитации международных организаций. Однако нет никаких доказательств, что предложенный вариант поможет организациям обрести вторую жизнь. Из этого можно сделать вывод, что главной целью Турции является постоянное членство в Совбезе ООН, все остальное служит лишь прикрытием.

Что касается Североатлантического альянса, то он столкнулся с проблемой отсутствия общего противника, что вылилось, по словами Э. Макрона, в «смерть мозга НАТО» (А1Шп, 2022, р. 118). По мнению Ф. Алтуна, главная проблема заключается в том, что организация не смогла обновить свою оборонную стратегию, которая учитывала бы новые геополитические реалии и потребности в безопасности всех членов. Автор предлагает расширить сферу деятельности НАТО и выработать стратегию решения проблем с беженцами, борьбы с терроризмом, пандемией и т. д. Украинский кризис может стать точкой начала глубоких трансформаций в организации, однако невозможно предположить степень влияния данного события на эти изменения.

Кроме того, Турция недовольна отсутствием поддержки в борьбе с курдскими формированиями, которые она считает террористическими. Ряд членов НАТО активно их вооружает, сотрудничая в борьбе с ИГИЛ3. Турция, которая стабильно выделяет 2 % ВВП в бюджет Североатлантического альянса, участвует по мере возможностей в его операциях и отводит большую роль поддержке безопасности своих союзников, ждет понимания в курдском вопросе. Однако на деле Анкара, как отмечает Ф. Алтун, не видит ни поддержки, ни просто сочувствия.

В третьей главе автор анализирует современные конфликты (А1Шп, 2022, рр. 141-183), длинный перечень которых демонстрирует безуспешность международного сообщества в формировании механизмов их решения. Неудачные попытки решения проблем в Афганистане, Сирии, Ливии, Йемене, Сомали, Ираке, кипрского вопроса, украинского кризиса, прокси-войн в треугольнике «Персидский залив - Иран - Израиль» - лишь небольшая часть примеров неэффективности международных организаций. Для Ф. Алтуна эти неудачи происходят из неравенства, которое заложено в саму суть институтов во время

3 Запрещенная в России террористическая организация.

их формирования. Как только в мире возникает конфликт, великие державы начинают действовать, исходя из собственной выгоды. Так, автор пишет, что пока гражданские лица выступают против Б. Асада из-за его вины в страшной войне, определенные государства рассматривают жизнеспособность режима как возможность сохранения своего геополитического влияния в регионе.

Турция особо обеспокоена ростом напряженности в мире, потому что вокруг нее сосредоточено большое количество конфликтов. Помимо этого, Анкара, находящаяся в кольце столкновений и нестабильности, вынуждена бороться с террористической угрозой и внутри страны. В целом можно сказать, что за миротворческой деятельностью Турции и обвинением всех в бездеятельности кроется банальное желание обезопасить собственные границы. Однако на деле сама Анкара выступает источником проблем для сопредельных государств. Ее действия вносят большой вклад в поддержание дуги нестабильности в регионе, потому что она сама является ее частью (Колотов, 2022, с. 266).

Ф. Алтун подчеркивает, что пока Запад пытается решить проблемы с помощью санкций, Турция стремится сохранять возможность ведения диалога со всеми сторонами конфликта, предпринимает усилия по поиску решений и началу региональных процессов в этом направлении. Так, Анкара смогла организовать переговоры министров иностранных дел России и Турции по украинскому вопросу, обеспечить работу переговорных групп в Стамбуле и т. д. Также приводятся примеры действий Анкары в решении иранского ядерного вопроса, проблем в отношениях Израиля и Сирии, ливийского кризиса и т. д. Хотя ничего из предпринятого Турцией не привело к каким-либо результатам, это преподносится как активная дипломатия, а неудачи оправдываются нежеланием других держав поддержать ее действия. Отмечается, что Анкара ищет пути решения конфликтов не для того, чтобы добиться общественного одобрения, а для защиты международной безопасности. Однако заметно, что Р.Т. Эрдоган в своих публичных выступлениях постоянно ищет этого одобрения (Надеин-Раевский, 2017, с. 150-152).

Четвертая глава книги (А1Шп, 2022, рр. 187-212) посвящена проблемам радикального национализма, популизма и исламофобии. Последние 20 лет правительства в различных регионах мира сталкиваются с оживлением идеологических и политических движений, которые становятся причиной целого ряда процессов в мировой политике, т. к. влияют на внешнюю политику стран. Для Запада это не является чем-то новым. Пробуждение различных движений, события 11 сентября 2001 г., дискурс о столкновении цивилизаций, появление новых террористических организаций, кризис 2008 г. подготовили почву для роста праворадикализма, популизма и исламофобии в западном мире. Дискриминационные движения начали формировать политические общества и партии или усиливать маргинальные партии. Для получения поддержки от подобных движений многие политики начали следовать их дискурсу.

Однако нельзя смотреть на такие движения просто как на политический тренд. Они, с одной стороны, усиливают шовинизм в собственных странах, с другой - утверждают антиисламский и антимусульманский дискурс. Исламофобия становится «раком» XXI столетия. Рост подобных настроений Ф. Алтун связывает с публикацией работы С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где

мусульманский мир рассматривается как угроза для Запада. Автор подчеркивает, что сторонники этого подхода указывают на неизбежность столкновения. Подобные настроения особенно усилились после событий 11 сентября.

Заканчивается книга Ф. Алтуна выводами о том, что современный миропорядок не может обеспечить стабильность и безопасность системы международных отношений. Однако Турция стремится исправить сложившуюся ситуацию, связывая свои выгоды с миром и стабильностью в регионе. Это та сила, которая выступает за диалог и мир в Сомали, Йемене, Ливии, Восточном Средиземноморье, на Балканах, Кавказе и т. д. Опыт Турции может быть полезен всем, потому что она никогда не избегает ответственности в решении конфликтов.

Заключение

Рецензируемая работа, как и книга Р.Т. Эрдогана (ЕМо^ап, 2021), представляет из себя набор популистских размышлений, яркий пример туркоцентричного взгляда на развитие мировой политики. Автор преподносит действия Турции на международной арене как направленные исключительно на общее благо. При этом Турция оказывается чуть ли не единственным государством, которое заботят не только национальные интересы, но и интересы всего человечества. Хотя достаточно очевидна роль политики Анкары в росте нестабильности в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и т. д., ее суть умело переворачивается турецкими политиками. Особо подчеркнем, что Ф. Алтун уделяет основное внимание внешней политике Турции, что можно считать свидетельством ее приоритета над внутренней. Как представляется, успехи Анкары на международной арене должны положительно сказаться на благосостоянии страны и ее граждан. Отсутствие подобной корреляции оправдывается несправедливостью системы международных отношений и политикой великих держав.

Интерес труд Ф. Алтуна вызывает в первую очередь тем, что предоставляет возможность проследить трансформацию турецкой внешнеполитической мысли. Происходит отказ от прежних ценностных оснований, выработанных в «стратегической глубине» А. Давутоглу. Теперь главным внешнеполитическим ориентиром становится справедливость, исходя из собственного понимания которой Анкара разрабатывает и реализует внешнюю политику. Книга также интересна тем, что демонстрирует видение турецкими политиками места их страны в системе международных отношений. Для них Турция - одна из великих держав, которая четко артикулирует свои интересы, с чем и связана особая внешнеполитическая активность в последние годы. Синдром имперскости не позволяет принять реальное положение страны, что приводит к объявлению крайне амбициозных задач, зачастую не соответствующих имеющимся ресурсам.

Список литературы

1. Аватков, В.А. (2021). Популизм во внешней политике Турецкой Республики. ВестникРУДН. Серия: Международные отношения, 21(3), 543-554. Ы^:/Моьо^/10.22363/2313-0660-2021-21-3-543-554

2. Аватков, В.А., Баранчиков, А.А. (2017). «Бесшумная революция» Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Мировая политика, (4). https:// doi.org/10.25136/2409-8671.2017.4.24470

3. Аватков, В. А., Гузаеров, Р. И. (2023). «Мир больше пяти» или справедливость по-турецки. Современная Европа, (1), 194-201. https://doi. org/10.31857/S0201708323010163

4. Ирхин, А.А., Москаленко, О.А. (2021). «Мир больше пяти». Становление Турции в качестве глобального актора мировой политики: перспективы и вызовы для России. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, 21(1), 91-107. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-91-107

5. Ирхин, А.А., Нелина, Л.П. (2020). Россия и Турция в Черноморском регионе: диалектика сотрудничества и конкуренции региональных держав после 2014 года. Причерноморье. История, политика, культура, (29), 21-27. https:// doi.org/10.35103/SMSU.2020.35.88.003

6. Колотов, В.Н. (2022). Большая игра и евразийская система дуг нестабильности на современном этапе. В Н.Н. Дьяков, П.И. Рысакова (Ред.), Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени: Доклады XXXI Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки (23-25 июня 2021 г., Санкт-Петербург) (Т. 2, ч. 2, с. 255-272). СПб.: НП-Принт.

7. Надеин-Раевский, В. А. (2017). Р. Т. Эрдоган как пример политика-харизматика. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 10(6), 138-154. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2017-10-6-138-154

8. Altun, F. (2022). Kuresel belirsizlik gaginda istikrarla§tirici gug Turkiye. istanbul: Paradigma yayinlari.

9. Davutoglu, A. (2010). Stratejik derinlik. Turkiye'nin uluslararasi konumu. istanbul: KQre yayinlari.

10. Erdogan, R.T. (2021). Daha adil bir dunya mumkun. istanbul: Turkuvaz

kitap.

11. Kalin, I. (2022). Akil ve erdem. Turkiye 'nin toplumsal muhayyilesi. istanbul: insan yayinlari.

12. Sezik, M., & Agir, O. (2016). TQrkiye'nin kamu yonetimini degi§tiren faktorler: batilila§ma ve kQreselle§me. The Journal of Academic Social Science Studies, (49), 225-240.

References

1. Altun, F. (2022). Kuresel belirsizlik gaginda istikrarla§tirici gug Turkiye [Turkiye as a stabilizing power in an age of turmoil]. istanbul: Paradigma yayinlari.

2. Avatkov, V. A. (2021). Populizm vo vneshnej politike Tureckoj Respubliki [Populism in the foreign policy of the Turkish Republic]. Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 21(3), 543-554. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-3-543-554

3. Avatkov, V.A., & Baranchikov, A.A. (2017). "Besshumnaya revolyuciya"

Prezidenta Turcii Redzhepa Tajipa Erdogana [Turkish President Recep Tayyip Erdogan's "silent revolution"]. Mirovayapolitika, (4). https://doi.org/10.25136/2409-8671.2017.4.24470

4. Avatkov, V. A., & Guzaerov, R. I. (2023). "Mir bol'she pyati" ili spravedlivost' po-turecki ["The world is more than five", or Turkish justice]. Sovremennaya Evropa, (1), 194-201. https://doi.org/10.31857/S0201708323010163

5. Davutoglu, A. (2010). Stratejik derinlik. Turkiye'nin uluslararasi konumu [Strategic depth. Turkey's international position]. istanbul: Kure yayinlari.

6. Erdogan, R.T. (2021). Daha adil bir dunya mumkun [A fairer world is possible]. istanbul: Turkuvaz kitap.

7. Irkhin, A. A., & Moskalenko, O.A. (2021). "Mir bol'she pyati". Stanovlenie Turcii v kachestve global'nogo aktora mirovoj politiki: perspektivy i vyzovy dlya Rossii ["The world is bigger than five". Turkey's emergence as a global actor in world politics: Prospects and challenges for Russia]. VestnikRUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 21(1), 91-107. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-91-107

8. Irkhin, A.A., & Nelina, L.P. (2020). Rossiya i Turciya v Chernomorskom regione: dialektika sotrudnichestva i konkurencii regional'nyh derzhav posle 2014 goda [Russia and Turkey in the Black Sea region: Dialectic of cooperation and rivalry of the regional powers after 2014]. Prichernomor'e. Istoriya,politika, kul'tura, (29), 21-27. https://doi.org/10.35103/SMSU.2020.35.88.003

9. Kalin, I. (2022). Akil ve erdem. Turkiye'nin toplumsal muhayyilesi [Wisdom and virtue: Turkiye's social imagination]. istanbul: insan yayinlari.

10. Kolotov, V.N. (2022). Bol'shaya igra i evrazijskaya sistema dug nestabil'nosti na sovremennom e'tape [The Great game and the Eurasian system of arcs of instability at the present stage]. In N.N. Dyakov, & P.I. Rysakova (Eds.), Rossiya i Vostok. K 100-letiyu politicheskix i kul 'turnyx svyazej novejshego vremeni: Doklady XXXI Mezhdunarodnogo kongressa po istochnikovedeniyu i istoriografii stran Azii i Afriki (23-25 iyunya 2021 g., Sankt-Peterburg) (Vol. 2, part 2, pp. 255-272). Saint Petersburg: NP-Print.

11. Nadein-Raevskiy, V.A. (2017). R.T. Erdogan kak primer politika-xarizmatika [R.T. Erdogan as an example of a charismatic politician]. Kontury global'nyx transformacij: politika, e'konomika, pravo, 10(6), 138-154. https://doi. org/10.23932/2542-0240-2017-10-6-138-154

12. Sezik, M., & Agir, O. (2016). Turkiye'nin kamu yonetimini degi§tiren faktorler: batilila§ma ve kureselle§me [Factors altering Turkey's public adminastration: Westernization and globalization]. The Journal of Academic Social Science Studies, (49), 225-240.

Информация об авторе

Разиль Илшатович Гузаеров, младший научный сотрудник, отдел Ближнего и Постсоветского Востока, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0006-9975, e-mail: [email protected]

Information about the author

Razil Ilshatovich Guzaerov, Junior Researcher, Department of Middle and Post-Soviet East, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0006-9975, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.