Научная статья на тему 'Стабилизация в условиях неопределенности: институционализация региональных элит'

Стабилизация в условиях неопределенности: институционализация региональных элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дука А. В.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки. Автор рассматривает характеристики местных элит в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дука А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILIZATION UNDER UNCERTAINTY: INSTITUTIONALIZATION OF REGIONAL ELITES

The article is devoted to current issues of political science. The author considers the characteristics of local elites in contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «Стабилизация в условиях неопределенности: институционализация региональных элит»

Вместе с тем региональной бюрократии так и не удалось создать устойчивые механизмы рекрутирования административно-политической элиты. Ими не стали ни новая партийная система, ни сама система административной карьеры, ни силовые структуры. По нашему мнению, в ближайшей перспективе - рекрута-ция в высшие эшелоны региональной власти представителей бизнеса, прошедших ранее школу нового государственного администрирования и ушедших на время с государственной службы.

А. В. Дука

СТАБИЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ

Одним из результатов общественных реформ в России стало резкое усиление институциональной и ситуативной неопреде-ленности1. Причем снижение ее в последние годы не привело к принципиальным изменениям.

По оценке Всемирного экономического форума, Россия занимает 75-е место среди 117 стран мира по непредсказуемости нормативно-правовой ситуации2. Причем субъективное ощущение неопределенности характерно для значительной части региональных властных элит3, а также присуще в том числе и субэлитным группам.

В качестве весьма характерного примера можно привести результаты ежеквартального опроса руководителей промышленных предприятий. Доля руководителей промышленных предприятий, понимающих экономическую политику прави-

1 Банс В. Элементы неопределенности в переходный период // Полис. 1993. № 1; Bunce V. Rethinking Recent Democratization: Lessons from the Post-communist Experience // World Politics. 2003. Vol. 55. № 2. P. 172-174, 179-183.

2 Десаи Р. М., Гольберг И. Накопленное отставание // Коммерсантъ. 2006. 13 окт.

3 Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А. В. Дуки. СПб.: Алетейя, 2001. Гл. 4, 5.

тельства в 2006 г., составляет всего треть; ожидание конца продолжающегося экономического кризиса сравнялось с уровнем преддефолтного 1997 г.1.

Неопределенность экономической политики зафиксирована и в обследовании тысячи крупных и средних российских предприятий в 49 регионах, проведенном Всемирным банком в 20052006 гг.

Массовые опросы общественного мнения демонстрируют несколько лучшее восприятие вектора движения страны. Только 21 % опрошенных Фондом «Общественное мнение» затрудняются с ответом, куда идет Россия, а 39 % считают, что развитие идет в неправильном направлении2.

В Санкт-Петербурге, достаточно динамично и успешно развивающемся регионе, по данным Агентства социальной информации (октябрь 2006 г.) лишь треть горожан считают, что «сейчас хорошее время для того, чтобы делать сбережения», а две трети считают, что сейчас лучше делать «крупные покупки для дома»3.

В масштабах страны эти же тенденции проявляются в опережающем росте потребительского кредитования в сравнении с ростом вкладов населения (90 % против 39 %).

В этом отношении желание обеспечения властью стабильности вполне естественно (68 % предпочитают именно такой политический курс)4.

Однако две пятых респондентов не могут определенно сказать, проводят ли власти реформы или обеспечивают общественную стабильность5. Такое состояние массового и (суб)элит-ного сознания делает проблему общественной и групповой стабилизации одной из первостепенных. Для властных групп это в

1 REB indexes // The Russian Economic Barometer. 2006. Vol. 15. № 1. P. 27-28.

2 Вектор движения // http://bd.fom.ru/report/cat/societas/image/state_affairs/ tb053609 (08.09.2005)

3 «Петербургское экономическое чудо?!»: что думают петербуржцы об экономическом развитии города? // http://www.asinfo.ru/?id=380 (9.10.2006)

4 Выбор приоритетов: перемены и стабильность // http://bd.fom.ru/report/ cat/societas/image/state_affairs/tb053611 (08.09.2005)

5 Там же.

значительной степени связано - если говорить о длительной перспективе - с их институционализацией. И надо сказать, что за прошедшие «реформаторские» годы процесс институциона-лизации новых региональных властных элит шел достаточно интенсивно.

Существует определенный парадокс. Элиты сами выступают агентами стабилизации, упорядочивания и институцио-нализации1. Но не будучи сами институционализированными, каким образом они стабилизируют ситуацию и систему? Проблема усугубляется достаточно длительным состоянием общественной неопределенности и нестабильности (более полутора десятков лет).

Возможный ответ (гипотеза) состоит в том, что в таких условиях стабилизация возможна через ограниченную рецессию. Возврат к некоторым формам прошлого и предпочтение в процессе рекрутирования во властные структуры персон, наиболее ориентирующихся на принципы такого рецессионного (ретроградного) консерватизма, оказывается наименее затратным для системы. Формальная приобщенность к прошлому, помимо прочего, может в условиях продолжающейся нестабильности выполнять важную функцию легитимации, апеллируя к «положительным» сторонам, чертам предыдущего состояния общества (среди которых стабильность - наиважнейшая) и забвение признаваемых в настоящее время негативных черт2. Необходимый аспект институционализации - приобретение ценно-сти3, как раз и составляет основание легитимности. Причем

1 Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 313; Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. II. Теория и методология. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. С. 346-347; Тоффлер Э. Третья волна. М.: Изд-во АСТ, 1999. Гл. 5. Технократия. См. также: Keller S. Beyond the Ruling Class: Strategic Elites in Modern Society. N. Y.: Random House, 1968.

2 Кроме того, как верно заметил Поль Рикёр: «Общество не может жить в бесконечном гневе против самого себя». (Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. С. 693-694.)

3 Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 32.

вполне вероятно, что в определенной степени для самих элитных групп данный вариант институционализации не является вопросом выбора. «Встреча» системных требований и людской деятельности происходит вполне естественно. Индивиды и система находят друг друга, поскольку так они, взаимодействуя, выживают. Именно в связи с этим процессом исследователи характеризуют происходящее как «реноменклатуризацию», «инволюцию».

Здесь необходимо сделать некоторые методологические уточнения. Во-первых, «система» здесь рассматривается не персонифицировано и не антропоморфно. Под ней имеются в виду сложившаяся совокупность взаимоподдерживающих институтов, практик, культурных образцов, обеспечивающих воспроизводство социума. В определенном смысле она действует безлично, посредством сложившихся формальных и неформальных норм, включая традиции и обычаи. Одновременно, поскольку институты персонифицированы в ролях, выполняемыми конкретными индивидами, а нормы действуют посредством выполняющих и поддерживающих их людей, система выступает как совокупность сорганизованных (не всегда рефлексирующих по этому поводу) индивидов и групп. Но действие их в значительной степени деперсонифицировано. На уровне обыденного дискурса это может выражаться в выражениях «сработался - не сработался», «подошел - не подошел», «соответствует - не соответствует» и т. п.

Во-вторых, индивидуальные устремления индивидов попасть во власть существуют и очень важны. В этом отношении теория амбиций, рассматривающая индивидуальные достижен-ческие мотивации как основной фактор вхождения в элиту1, верно схватывает персональные основания «хождения во власть». Тем не менее, подобная психологизация процесса рекрутирования оставляет за рамками анализа социальный кон-

1 Schlesinger J. A. Ambition and Politics: Political Careers in the United States. Chicago: Rand McNally & Company, 1968; Keller S. Beyond the Ruling Class: Strategic Elites in Modern Society. N. Y.: Random House, 1968; Ciboski K. N. Ambition Theory and Candidate Members of the Soviet Politburo // The Journal of Politics. 1974. Vol. 36. № 1.

текст. Такого рода методологический индивидуализм, основывающийся на бихевиорализме, абстрагируется от ролевой природы элитных позиций1. Привнесение в анализ структурных факторов значительно расширяет объяснительные возможности исследователей. В этом отношении концепция «структуры политических возможностей»2 выглядит более адекватной. Совмещение же обоих подходов3 дает возможность проводить достаточно релевантные исследования на микро- и мезоуровнях процесса рекрутирования. Однако, как справедливо отмечается в литературе, концентрация внимания на индивидуальных путях попадания «наверх» зачастую игнорирует анализ синхронно действующих разноуровневых механизмов и факторов4. В этом отношении элитные карьеры, бассейны, механизмы и пути рекрутирования могут быть индикаторами (наряду с другими) функционирования и воспроизводства системы5.

1 См.: Bunce V. Of Power, Policy, and Paradigms: The Logic of Elite Studies // Elite Studies and Communist Politics: Essays in Memory of Carl Beck / Ed. by Ronald H. Linden and Bert A. Rockman. Pittsburgh, PA: University Center for International Studies; University of Pittsburgh: distributed by the University of Pittsburgh Press, 1984. P. 22.

2 Seligman L. Recruiting Political Elites. N. Y.: General Learning Press, 1971; Marvick D. Continuities in Recruitment Theory and Research: Toward a New Model // Elite Recruitment in Democratic Politics: Comparative Studies across Nations / Ed. by Heinz Eulau and Moshe M. Czudnowski. Beverly Hills: Sage Publications, 1976.

3 См., напр.: Searing D. D. The Comparative Study of Elite Socialization // Comparative Political Studies. 1969. Vol. 1. № 4; Kim Ch. L., Green J., Patterson S. Partisanship in the Recruitment and Performance of American State Legislators // Elite Recruitment in Democratic Politics: Comparative Studies across Nations / Ed. by Heinz Eulau and Moshe M. Czudnowski. Beverly Hills: Sage Publications; N. Y.: distributed by Hasted Press, 1976.

4 Urban M. E. An Algebra of Soviet Power: Elite Circulation in the Belorussian Republic 1996-1986. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 5-10.

5 «Политические карьеры <...> могут нам многое сказать о правительственных институтах, которые поочередно выступают формализованными и ре-гуляризированными образцами действий, формирующими политическое поведение, и сформированными им». (Eulau H., Buchanan W., Ferguson L. C., Wahlke J. C. Career Perspectives of American State Legislators // Political Decision-makers / Ed. by Dwaine Marvick. N. Y.: Free Press, 1961. P. 218.)

Существенным классифицирующим основанием для нашего анализа рекрутирования элиты является - вслед за Я. Василевским1 - разделение факторов «включения» в элиту на мерито-кратические (образование, профессиональные навыки, исполнительность), патронажные (вхождение в номенклатуру, личные связи) и аскриптивные (пол, родительское окружение, место проживания, социальное происхождение). Их можно интерпретировать и в духе индивидуальных и структурных факторов рекрутирования - как «толкающие», и как «вытягивающие» (по Б. Харасимиву2).

Системное ориентирование на рецессию будет связано с доминированием в процессе рекрутирования патронажа и аск-рипции. Именно они в значительной степени задают стабильность, «связанность» индивида с устойчивыми институтами и практиками. Помимо этого, сами эти факторы обладают важными социализирующими характеристиками, влияющими на установки и деятельность индивидов.

Под региональными властными элитами подразумевается совокупность индивидов, занимающих ключевые позиции в публичных институтах, контролирующих распределение основных общественных ресурсов в региональном сообществе. Под институционализацией региональной политической элиты в данном случае понимается процесс становления устойчивых механизмов ее функционирования и воспроизводства. Последнее непосредственно связано с процессом вовлечения индивидов в активные политические роли, т. е. рекрутированием3. Приобретение этим процессом устойчивости, некоторых стабиль-

1 Wasilewski J. The Patterns of Bureaucratic Elite Recruitment in Poland in the 1970s and 1980s // Soviet Studies. 1990. Vol. 42. No. 4. См. также: Lane D. Transition under Eltsin: The Nomenklatura and Political Elite Circulation // Political Studies. 1997. Vol. 45. No. 5.

2 Harasymiw B. Political Elite Recruitment in the Soviet Union. L.: MacMillan Press, 1984.

3 Marvick D. Continuities in Recruitment Theory and Research: Toward a New Model // Elite Recruitment in Democratic Politics: Comparative Studies across Nations / Ed. by Heinz Eulau and Moshe M. Czudnowski. Beverly Hills: Sage Publications, 1976. P. 29.

ных форм может быть одним из индикаторов институционали-зации элит.

Исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных, можно следующим образом соотнести факторы и индикаторы рекрутирования и социализации:

• Меритократические - высшее образование (первое, второе и последующие), наличие ученой степени.

• Патронаж - наличие номенклатурного опыта.

• Аскрипция - пол, место рождения.

Объектом исследования были политико-административные и финансовые элиты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Финансисты здесь играют роль важного «другого» в отношении политиков и бюрократов. Они позволяют в некоторых случаях более выпукло показать специфику политико-административной сферы. Источниками информации явились биографические данные в справочниках, СМИ и официальных сайтах органов региональной власти. Анализировались данные за последние 12 лет (с 1994 г.). Общее число исследованных биографий 564. Следует сказать, что данные в большинстве биографий отрывочные, полноты нет. Тем не менее, за счет большого числа индивидов, включенных в исследование, можно делать вполне релевантные предположения о всей совокупности элитных персон и частично - о системе рекрутирования.

Результаты

Рекрутирование региональной элиты

Основным результатом можно считать фиксацию процесса профессионализации и институционализации депутатского корпуса и высших чиновников. Полученные нами результаты свидетельствуют, что бассейн рекрутирования стабилизируется и сужается. В частности, увеличивается доля лиц, приходящих в депутатский корпус из политико-административной сферы деятельности. По Петербургу с 1994 г. (первый созыв Законодательного собрания) до 2002 г. (третий созыв) доля возросла с 55 % до 96 %. В Ленинградской области - с 57 % (первый со-

зыв) до 78 % (третий созыв). Существенно уменьшается доля лиц, выходцев из экономической сферы. Соответствующая динамика по Санкт-Петербургу - от 29 % к 2 %, по области - от 49 % к 18 %. Это позволяет говорить также о профессионализации самой политической сферы. Особенно это показательно для депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и в меньшей степени Ленинградской области. Но важно, что и в Ленобласти, где только часть депутатов работает на постоянной основе, этот процесс наблюдается.

Отчетливо прослеживается влияние аскриптивных характеристик индивидов, связанных с их рекрутированием во власть. Во-первых, гендерные характеристики. Региональная элита отчетливо мужская. Но здесь есть существенные различия:

- по регионам. Среди областной элиты всего четыре женщины (4 %). В городской - 48 (16 %);

- по секторам элиты. В региональном чиновничестве в большей степени доминируют мужчины, что соответствует общероссийским тенденциям1: всего 7 % женщин. Несколько ниже, чем среди депутатов (8 %), и значительно ниже, чем у финансовой элиты Санкт-Петербурга (22 %). Следует отметить, что администраторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области по этому показателю существенно различаются: среди областных бюрократов женщин нет вовсе, а среди городских - каждый десятый. Но и здесь существует важная характеристика: возраст вхождения женщин в занимаемую должность выше, чем у мужчин. Это может быть объяснено как семейными обстоятельствами, объективно тормозящими вхождение женщин молодых возрастных групп в полноценное профессиональное существование, так и большей сложностью для них в продвижении по службе.

Во-вторых, важным является территориальная укорененность депутатов и чиновников. Под этой характеристикой имеется в виду длительность проживания в одном месте. В силу различных условий в Санкт-Петербурге и Ленобласти ситуация

1 Динамику по федеральной элите см.: Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. С. 269.

различная. В ленинградской области укорененность значительно меньшая (большая пространственная мобильность), хотя для высших эшелонов она также характерна.

Укорененность городской элиты и гендерная однородность элиты обоих субъектов Федерации действует как важный аск-рипционный фактор.

Происходит снижение доли лиц, имеющих номенклатурный опыт среди депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, и увеличение доли таких персон среди депутатов Законодательного собрания Ленинградской области и Федерального Собрания от Петербурга и Ленобласти. В административной сфере наблюдается обратное явление. Сравнение по секторам элиты (табл. 1) дает достаточно красноречивую картину. «Персональная реноменклатуризация» значима, прежде всего, для административной сферы.

Таблица 1

Наличие номенклатурного опыта (работа в партийных советских, комсомольских и профсоюзных органах) у различных элитных групп Санкт-Петербург и Ленобласть, 2005 г. (N=394)

Элитная группа Число лиц В % от всей группы

Финансисты 11 7

Администраторы 33 31

Политики 15 12

Если мы рассмотрим сферу деятельности членов современных элитных групп в прошлом (табл. 2), то можно увидеть, во-первых, что в политико-административной сфере существует определенная преемственность. Во-вторых, финансовая сфера достаточно самостоятельна. Конвертация номенклатурного или политического капитала не наблюдается. Но существует внутренний карьерный рост в финансово-экономической сфере деятельности, что также говорит о профессионализации этой группы элиты.

Таблица 2

Занятие членов элитных групп политико-административной деятельностью в советский период (в % от всей группы) Санкт-Петербург и Ленобласть, 2005 г. (N=394)

Элитная группа 1987 г. 1990 г.

Финансисты 1 2

Администраторы 5 13

Политики 19 31

Важным результатом нашего исследования является наблюдаемое изменение во времени качества элит1. Происходит закрытие элитных групп, то есть снижение возможности попасть в элиту для представителей определенных социальных групп. Прежде всего, это относится к молодым возрастным группам (данные показывают возрастной сдвиг в сторону более старших когорт и возрастную стабилизацию), уроженцам малых городов и сельской местности, а также женщинам.

Социализация членов элитных групп

В литературе указывается, что важным фактором, определяющим характер первичной социализации, является тип населенных пунктов, где индивид провел детские и юношеские годы. В нашем исследовании доступной информацией часто было лишь место рождения элитных персон. Мы предполагаем, что в большинстве случаев оно одновременно было и местом детства и, соответственно, первичной социализации.

Как и следовало ожидать, элита отчетливо распадается на сельскую и городскую. Различия в половозрастном составе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вполне укладываются в представления об особенностях культуры и первичной социализации городских жителей и сельских. Последняя может быть охарактеризована как маскулинная и патриархатная. Элита Санкт-Петербурга - прежде всего городская по происхождению (91 %) и в значительной степени столичная (56 % родились

1 О качестве элит см.: Welzel C. Effective Democracy, Mass Culture, and the Quality of Elites: The Human Development Perspective // International Journal of Comparative Sociology. 2002. Vol. 43. № 3.

в Москве или Петербурге). В Ленинградской области картина противоположная - более половины (57 %) сельские жители по происхождению, а среди чиновников пропорция достигает двух третей, в столицах же родились лишь 11 человек. Помимо этого, петербургская элита в подавляющем большинстве проживала и работала в последние десять лет в столицах (устойчивая социокультурная мегаполисная позиция). Элита же Ленобласти частично живет в полусельской или слабоурбанизированной местности. За тот же период треть проживала в малых городах. Объективно это разные культурные группы. Такое различие вполне естественно, но оно важно не только для понимания особенностей основания политической и организационной культуры двух субъектов Федерации, но и восприимчивости их инновациям и специфики прохождения любых реформ и их последствий для каждого региона.

Общесоциетальные факторы социализации связаны с различным социальным временем, когда происходила первичная и вторичная социализации. Отчетливо наблюдаются поколенче-ские различия в ценностных ориентациях в политической, экономической и социальных сферах. Они фиксируются во многих исследованиях1. Возрастной состав властной элиты и региональные различия по этому параметру видны в табл. 3.

Таблица 3

Возрастные группы в региональной элите на 2005 г. (в процентах) N=390

Региональная группа элиты «Молодые» Средний возраст Пенсионеры

(22-40 лет) (41-60 лет) (61-75 лет)

Санкт-Петербург 28 70 5

Ленинградская область 6 80 14

Всего 20 72 7

Видно, что в Ленинградской области значительная часть властной элиты прошла профессиональную социализацию в пе-

1 См., напр., наше исследование: Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А. В. Дуки. СПб.: Алетейя, 2001.

риод пика застоя. Основываясь на существующей литературе1, можно предположить, что разница между политическими поколениями (поколения, социализировавшиеся в условиях принципиально различного политического контекста) достаточно существенна и заключается она в ориентациях на различные институциональные основания общества. Воспроизводство в практике, усвоенного в молодости, вполне естественно. В этом смысле рецессия имеет важные социо-психологические основания.

Весьма показательно, что среди депутатов сохраняется большая доля лиц, имеющих первое техническое и военное образование. Но если у депутатов Федерального собрания растет удельный вес «технарей», то у городских депутатов резко возрастает число военных при снижении доли лиц с техническим образованием. Можно утверждать, что воспроизводятся технократические образцы рекрутирования советского периода2. Получение впоследствии второго и третьего образования, как правило, существенного значения не имеет. Обязательность для чиновников управленческого и/или экономического образования влияет на его качество. Формальность получения диплома в многочисленных академиях государственной службы, так же как и защита там администраторами и депутатами диссертаций (как правило, ими не написанными), по большей части не отражается на стиль и существо принимаемых решений. В этом смысле в анализ могут быть включены лишь случаи повышения квалификации или получение дополнительного образования, в основе которых лежала сильная личная мотивация. Как правило, они относятся ко времени до занятия индивидами должностей, обязывающих их получать сертификат о повышении квалифи-

1 Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004.

2 См.: Мохов В. П. Эволюция региональной политической элиты России (1950-1990 гг.). Пермь: Пермский гос. технич. ун-т, 1998. С. 166; Понедел-ков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995. С.130-131. См. также специальную работу: Николаев А. Н. Становление технократической элиты в России: Историко-социологические аспекты. Саратов: Изд. центр Саратовской гос. экономической академии, 1995.

кации. В этом случае, безусловно, эти биографические факты могут быть рассмотрены как меритократические факторы в рекрутировании и социализации. По нашим данным, существенно выделяются здесь финансисты. Среди политико-административной элиты несколько лучше обстоят дела у администраторов Ленинградской области.

Резюмирующие суждения о факторах, влияющих на социальную рецессию

Обобщая сказанное, можно предложить следующую таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Влияние факторов на элитную рецессию

Факторы Переменные Санкт-Петербург Ленинградская область

Депутаты Администраторы Депутаты Администраторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социализация Место рождения - + + +

Поколение - + + +

Первое высшее образование + + + +

Повышение квалификации +

Рекрутирование

Аскрипци-онное Укорененность + + - +

Пол + + + +

Патронажное Принадлежность к номенклатуре + +

+ Положительное влияние на рецессию. - Отрицательное влияние на рецессию.

Большинство рассмотренных факторов влияют, скорее, в сторону консервативного типа институционализации регио-

нальных властных групп. Между тем, в различных субъектах Федерации они действуют не одинаково. Однако общее направление вполне очевидно. В этом отношении подтверждаются выводы многих исследований относительно определенного попятного движения в основных общественных подсистемах. Хотя для более точного и детального анализа необходимы дальнейшие исследования.

Общие выводы:

1. В целом можно говорить об устойчивости региональной политической элиты и формировании механизмов ее воспроизводства.

2. Можно утверждать, что региональная административная элита Санкт-Петербурга и Ленинградской области социально неоткрытая. Наиболее закрытым является ее сегмент, в котором первичная социализация ее членов проходила не в городских условиях.

3. Наряду с профессиональным рекрутированием в региональный административный корпус широко практикуется плутократическое рекрутирование, что создает «сверхвозможности» для экономически доминирующих социальных слоев «сверхпред-ставлять» свои интересы в административно-политической сфере и максимально их реализовывать. Данное положение снижает возможности иных социальных групп влиять на формирование региональной политики и приводит к социальной несбалансированности в деятельности региональной администрации.

4. Стабилизация бюрократического корпуса и институцио-нализация новых групп во власти происходит одновременно с частичным сохранением и возвращением в административные структуры на командные должности активистов старого режима. Этот процесс может привести к социально-политической инволюции и усилению авторитарных тенденций.

5. В этом же направлении действуют и описанные выше факторы. Таким образом, рассмотренные качественные характеристики региональной административной элиты скорее способствуют реализации недемократического варианта реформ.

6. Региональная властная элита становится более гомогенной. В этом отношении более четко проявляется (одновременно и формируясь) социологическое и политическое представительство депутатского корпуса и администрации1. Одновременно можно утверждать, что данное обстоятельство свидетельствует о значительной институционализации элит2.

7. Важным фактором, действующим в позитивном направлении (способствующем эффективности, успешности реформ, приводящих к оптимальности управления), является довольно высокий человеческий капитал. Однако доминирование технического и военного образования в бюрократической среде способствует реализации авторитарного сценария.

8. Профессионализация и институционализация депутатского корпуса достаточно большая. Лидирует здесь Санкт-Петербург, что обусловлено, скорее всего, спецификой нормативной базы.

9. Региональные депутаты обладают значительным человеческим капиталом, что может способствовать позитивному восприятию социальных инноваций и принятия ими соответствующих решений. Однако значительный удельный вес технического и военного образования может действовать как фактор, снижающий социально-гуманистическое направление этих решений и предрасположенность к простым иерархическим отношениям. Разница в номенклатурном опыте городских и областных депутатов, дающая некоторый приоритет в «инновационном потенциале» Ленинградской области, скорее, будет нивелирована таким важным социализационным фактором как место рождения членов элиты.

10. Процесс институционализации региональной элиты еще не завершился. Поэтому ее социальные и структурные характеристики достаточно неустойчивы.

1 Sartori G. Representational Systems // International Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. by D. L. Sills. N. Y.: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. Также см.: Rao N. Representation in Local Politics: A reconsideration and some new evidence // Political Studies. 1998. Vol. 46. No. 1.

2 Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.