Научная статья на тему 'Стабилизация нагруженности фрикционных узлов тормозов, применяемых для пищевых машин и оборудования'

Стабилизация нагруженности фрикционных узлов тормозов, применяемых для пищевых машин и оборудования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
73
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабилизация нагруженности фрикционных узлов тормозов, применяемых для пищевых машин и оборудования»

трации азота в потоке прошедшем через мембрану К„2. Тогда У = Ь(Р0 - Рь) может быть построен против X = (Р0 + Рь)/2 и к¥ и Ьк¥ оцениваются из наклона и точки пересечения линейного графика У отX!

Установлены зависимости Ьк¥ (рисунок) от концентрации азота Км (%) при различных температурах (Т, °С: -• - 24;-46; -а- 54), которые можно предста-

вить уравнением

Ьк" = 426,622 ехр — 3393,3/Т)ехр(—0,01247К„з ).11)

Обработка данных по фактору Клинкенберга дисперсионным анализом показала, что в исследованном диапазоне температур и концентраций можно принять постоянное значение Ь = 2 93 ■ 107 м-2. Таким образом,

зависимость проницаемости можно представить уравнением

к“ = 1,456 ■ 10-5 exp(-3393,3 / T) exp(-0,01247K„2 ) ( 1 2) ВЫВОДЫ

1. Проницаемость компонентов воздушной газовой смеси через мембрану может быть описано с учетом эффекта Клинкенберга.

2. В исследованном диапазоне температур и концентраций можно принять постоянное значение фактора Клинкенберга.

3. С ростом концентрации азота в проникающей воздушной смеси коэффициент проницаемости уменьшается.

4. С ростом температуры коэффициент проницаемости увеличивается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крюков А.М. Кошевой Е.П. Хранение сельскохозяйственного сырья в контролируемой газовой среде с использованием компрессорно-мембранного оборудования // Материалы II Между -нар. науч.-техн. конф. - Воронеж, 2004.

2. Проспект мембран AIR PRODUCTS.

3. Wu Y. S., Pruess K., Persoff P. Gas Flow in Porous Media with Klinkenberg Effects // Transport in Porous Media. - 1998.-32. -P. 117-137.

4. Klinkenberg L.J. The permeability of porous media to liquids and gases // Drilling and Production Practice / American Petroleum Inst. - 1941.- P. 200-213.

Кафедра машин и аппаратов пищевых производств

Поступила 11.10.04 г.

621.839:664.002.5

СТАБИЛИЗАЦИЯНАГРУЖЕННОСТИФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ ТОРМОЗОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПИЩЕВЫХ МАШИН И ОБОР УДОВАНИЯ

Н.А. ВОЛЬЧЕНКО

Кубанский государственный технологический университет

Фрикционные узлы тормозных устройств различных типов (ленточно- и барабанно-колодочные), используемых в машинах и оборудовании для пищевой промышленности, подвержены значительным динамическим и тепловым нагрузкам, которые, в конечном счете, приводят к ухудшению эксплуатационных параметров тормозных устройств: снижению коэффициента трения, увеличению удельных нагрузок на поверхностях трения, снижению тормозных моментов, увеличению времени срабатывания узла и др.

Для улучшения эксплуатационных параметров фрикционных узлов таких тормозных устройств применяется стабилизация их нагруженности, которая может быть достигнута выравниванием удельных нагрузок и поверхностных температур на их взаимодействующих парах трения. Причем выравнивания динамической и тепловой нагруженности пар трения тормоз-

ных устройств можно достичь как на стадии проектирования фрикционных узлов, так и при их эксплуатации.

Выравнивание удельных нагрузок на набегающей и сбегающей ветвях ленточно-колодочного тормоза [1] достигается следующим образом. В зависимости от геометрических параметров фрикционных накладок и угла обхвата тормозной лентой рабочей поверхности шкива в заданных фрикционных узлах определяют соотношения статических коэффициентов взаимного перекрытия. Последние характеризуются площадями перекрытия накладок набегающей и сбегающей ветвей ленты рабочей поверхности тормозного шкива, которая равна отношению прогнозируемых удельных нагрузок, возникающих на накладках ветвей. По данным соотношениям оценивают, насколько должно быть больше накладок на набегающей по сравнению со сбегающей ветвью ленты. После чего для расположения определенного количества фрикционных накладок с переменным шагом на ветвях ленты на ее концах уста-

навливают по одной накладке, а в средней части - две накладки с минимальным шагом между ними, которые указывают на границы набегающей и сбегающей ветвей ленты. Шаг между накладками на набегающей ветви ленты определяется с помощью зависимости арифметической прогрессии, а на сбегающей - по зависимости геометрической прогрессии. При этом первым членом арифметической прогрессии необходимо задаться и учесть, что последний зазор между накладками набегающей ветви ленты является первым членом геометрической прогрессии, а из суммарного зазора между накладками каждой ветви ленты определяется разность и знаменатель прогрессий.

В барабанно-колодочном тормозе выравнивание удельных нагрузок достигается за счет размещения в многосекционной тормозной колодке на ее набегающей и сбегающей части подвижных в радиальном направлении накладок, связанных между собой балансиром, т. е. использован принцип обычных весов. Данное техническое решение защищено авторским свидетельством на изобретение [2].

Стабилизация поверхностных температур в парах трения вышеотмеченных тормозных устройств достигается за счет термоэлектрического эффекта с применением термобатарей, работающих в режимах термоэлектрохолодильника и термоэлектрогенератора в накладках набегающей и сбегающей ветвей ленты, а также набегающих и сбегающих участках фрикционных накладок колодки в основном и дополнительном сервотормозе [3] в зависимости от теплонагруженности их фрикционных узлов. При этом обеспечивается пе-

рераспределение тепловой энергии между поверхностями фрикционных узлов тормозов, что и ведет к ее квазистабилизации. Работа термобатарей в указанных выше режимах теоретически обоснована.

Рациональное управление режимами эксплуатации ленточно-колодочного тормоза рассматривается при условии, что уровень теплонагруженности поверхностных слоев фрикционных накладок не превышает допустимой температуры для их материалов. Для реализации управления тормозными режимами может быть использовано комбинированное охлаждение (термоэлектрическое с тепловой трубой) пар трения тормоза.

В результате применения данного технического ре -шения было достигнуто повышение эффективности ленточно-колодочного тормоза лебедки У2-5-5.

Таким образом, обозначены пути управления динамической и тепловой нагруженностью фрикционных узлов тормозных устройств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларационный пат. 63418А (Украина). Способ управ -ления удельными нагрузками на набегающей и сбегающей ветвях тормозной ленты ленточно-колодочного тормоза / А.И. Вольченко, В.В. Дячук, Н. А. Вольченко и др. - Б.И. - 2004. - № 1. - На укр. яз.

2. А.с. 1682675 А1 СССР. Барабанно-колодочный тормоз / А.И. Вольченко, В.В. Москалев, П.А. Скороход и др. - Б. И. - 1991. -

№ 37.

3. Пат. 2221944 С1 Россия. Системы охлаждения тормозно -го механизма с серводействием и способ ее осуществления / А.И. Вольченко, А. А. Петрик, Н.А. Вольченко и др. - Б.И. - 2004. - № 2.

Кафедра технической механики

Поступила 22.11.04 г.

663.2.002.611

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОХРАТОКСИНА А В ВИНОГРАДНЫХ ВИНАХ

Е.Н. РИКУНОВА, Т.И. ГУГУЧКИНА

Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства

Среди микотоксинов особое место занимают охра-токсины. Они продуцируются некоторыми видами микроскопических плесневых грибов родов Penicillium, Aspergillus, в частности А. ochraceus, P. viridicatum. Эти плесневые грибы встречаются повсеместно, в основном в теплых и влажных условиях, вызывая гниение винограда во время затяжных дождей. Охратоксины обладают общетоксичным действием, поражают почки, печень, снижают продуктивность, обладают эмбриотоксическим, мутагенным и канцерогенным действием.

Международное агентство по изучению рака классифицировало охратоксин как потенциальное канцерогенное вещество и отнесло его к классу опасности 2В. При загрязнении пищевых продуктов охратокси-нами человек заболевает балканской эндемической нефропатией [1].

В винодельческой продукции ранее находили пату -лин, а в последнее время появилась информация о содержании охратоксинаА [2]. Он загрязняет зерно, овощи, плоды и продукты их переработки, корма, солод, пиво, соки и вино.

Нами разработан способ определения охратоксина в виноградном вине методом тонкослойной хроматографии (ТСХ).

Тонкослойная хроматография - разновидность жидкостной хроматографии в плоском с одной стороны слое сорбента, нанесенном на плоскую твердую подложку. Основные особенности ТСХ обусловлены движением элюента (растворителя) по слою сорбента за счет капиллярных сил, что упрощает и облегчает проведение хроматографического процесса. Применение универсального сорбента - силикагеля и открытый слой обеспечивают легкость нанесения пробы, возможность одновременного анализа нескольких проб, простоту наблюдения за процессом элюирования.

Тонкослойная хроматография предусматривает очистку и концентрирование микотоксинов. Для этого используют двумерную или ступенчатую хроматогра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.