Научная статья на тему 'Стабилизационные фонды: Международный финансово-экономический аспект'

Стабилизационные фонды: Международный финансово-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / МАКРОЭКОНОМИКА / РАВНОВЕСИЕ / РЫНОК / ВАЛЮТА / ТОВАРЫ / УСЛУГИ / БЮДЖЕТ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А. Н.

В статье рассмотрено влияние создания стабилизационных фондов на национальные экономики и мировую экономику в целом. Показано, какое воздействие эти фонды оказывают на рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, денежный, валютный, инвестиционный рынки, бюджетную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабилизационные фонды: Международный финансово-экономический аспект»

Государственные финансы

стабилизационные Фонды: международный финансово-экономический аспект

а. н. Сухарев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: [email protected] Тверской государственный университет

В статье рассмотрено влияние создания стабилизационных фондов на национальные экономики и мировую экономику в целом. Показано, какое воздействие эти фонды оказывают на рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, денежный, валютный, инвестиционный рынки, бюджетную систему.

Ключевые слова: стабилизационный фонд, макроэкономика, равновесие, рынок, валюта, товары, услуги, бюджет, система.

Реалии современной экономики привели к созданию стабилизационных фондов в странах, экономики которых подвержены цикличности из-за изменения цен на основные экспортные товары (чаще всего — нефть) этих стран. Подобные фонды (вне зависимости от их названий) созданы в Норвегии, Омане, Казахстане, Азербайджане, Кувейте и др. странах мира. В России в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд РФ, который затем был трансформирован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ. Сегодня Резервный фонд РФ по своей сущности является стабилизационным фондом, цель которого — поддержание бюджетных расходов при падении цен на нефть, стабилизация основных макроэкономических показателей российской экономики. Фонд национального благосостояния, не будучи фондом стабилизационного типа, также может выполнять все основные функции такого фонда, что, по сути, было реализовано в условиях мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. [3].

По мнению автора, стабилизационные фонды могли бы быть созданы и в странах — импортерах нефти, так как они также сталкиваются с аналогичной проблемой стабилизации экономики. Финансово-экономический механизм стабилизационных фондов в таких странах будет как бы противоположным подобному механизму данных фондов стран — экспортеров нефти. Далее будет показано, что создание стабилизационных фондов одновременно как в странах-экспортерах так и в странах-импортерах привело бы к стабилизации мировой экономики, мировой финансовой системы и упрочению международных валютно-кредитных отношений.

Для уяснения макроэкономических эффектов стабилизационных фондов в качестве сравнения в рамках абстрактной модели рассмотрим следующие два случая.

Случай 1. Колебания нефтяных цен без создания стабилизационных фондов.

Случай 2. Колебания нефтяных цен в случае одновременного создания в странах — экспортерах и импортерах нефти стабилизационных фондов.

Это позволит понять необходимость реализации единой международной финансовой политики, направленной на формирование стабилизационных фондов.

В модели выделены следующие рынки (сектора) экономики: рынок товаров и услуг; рынок рабочей силы; денежный рынок; валютный рынок; платежный баланс; инвестиционный рынок; бюджетная система.

В качестве допущений примем следующее:

1) мир состоит из двух стран (или из двух групп стран), при этом одна страна (группа стран) продает другой стране (группе стран) энергоресурсы (нефть, газ);

2) страны одинаковы по размеру ВВП.

Рассмотрим сначала вариант функционирования мировой экономики без создания стабилизационных фондов в условиях циклических колебаний цен на энергоресурсы (нефть).

Вариант первый — колебания нефтяных цен без создания стабилизационных фондов.

1.1. В стране экспорта нефти.

Рынок товаров и услуг. Повышение мировой цены на нефть приводит к росту валютной выручки страны и увеличению совокупного спроса: растут доходы! нефтяных компаний, доходы государственного бюджета и т.д. В модели AS—AD это означает сдвиг кривой AD вверх, итогом чего являются рост уровня цен в стране (инфляция спроса) и повышение объема национального производства. При этом Р — уровень цен, а ЧНП — чистый национальный продукт (см. рисунок). Вместе с тем национальные производители могут столкнуться с ростом издержек производства из-за удорожания энергоресурсов, что приведет к сдвигу кривой AS вверх. AD будет оказывать более значимое воздействие, чем AS (снижение совокупного спроса в процентном выражении будет больше, чем изменение издержек производства, вызванное ростом цен на энергоресурсы). Поэтому результирующим эффектом сдвига AS и AD должны стать увеличение уровня цен и увеличение национального объема производства. Рост объема национального производства будет происходить только в условиях наличия неиспользуемых факторов производства.

Понижение мировой цены на нефть приводит к сдвигу кривых AS и AD вниз. Общий результи-

P

Pi Po

А

AS

! \ AD ->■

-►

ЧНПо ЧНП1 ЧНП

Модель AS—AD: рост цен на энергоресурсы

рующий эффект не будет диаметрально противоположным из-за действия «эффекта храповика» и приведет, во-первых, к падению объема национального производства ниже уровня, который был ранее, то есть до роста цен на энергоресурсы, и, во-вторых, к сохранению общего уровня цен (он не понизится).

Циклическое изменение цен на нефть будет периодически вызывать изменение в структуре национального производства: рост производства в одних секторах и снижение в других. Это будет обусловливать наличие адаптационных издержек. При этом, чем выше будут темпы обесценения национальной валюты, тем больше будут и адаптационные издержки. Адаптационные издержки представляют собой потери в ВВП вследствие падения спроса на продукцию ряда отраслей из-за переключения спроса на другие товары или товары других производителей. Адаптационные издержки обусловлены невозможностью «мгновенного» переключения, перелива экономических ресурсов из одних отраслей в другие. Существует некоторый временной лаг, в рамках которого в одних секторах экономики объем производства сократился, а в других еще не вырос вследствие переключения факторов производства. Если темпы обесценения национальной валюты будут высокими, возможно возникновение структурных издержек, которые могут превысить темпы приращения ВВП и вызвать экономический спад. При этом следует учитывать и то, что небольшие адаптационные издержки (1—2 % от ВВП) не страшны экономическому развитию, а в ряде случаев оказывают на него положительное воздействие. Существенные и высокие адаптационные издержки, наоборот, обладают свойством самоусиления: спад и остановка производства в одних секторах вызывает в национальной экономике мультипликационный эффект, который в свою очередь может еще больше усилиться, вызвав общеэкономическую нестабильность, хозяйственный хаос.

Рынок рабочей силы. Состояние рынка рабочей силы зависит от рынка товаров и услуг. В условиях роста цены на нефть уровень занятости будет увеличиваться, а в период ее падения — снижаться. А в тех секторах, которые конкурируют с импортом и экспортной направленностью (кроме экспорта энергоресурсов), спрос на рабочую силу будет снижаться. Но рабочая сила, высвобождающаяся из них, может быть полностью поглощена спросом на нее со стороны других секторов. При падении цен на энергоресурсы будет наблюдаться симмет-

ричный процесс: увеличение спроса на рабочую силу в секторах, конкурирующих с импортом и ориентированных на экспорт (кроме отраслей, экспортирующих нефть), и высвобождение рабочей силы в остальных отраслях. В целом спрос на рабочую силу уменьшится.

Обратим также внимание на важный факт, который позволяет глубже понять механизм функционирования рынка рабочей силы и его взаимосвязи с рынком товаров и услуг. Он состоит в том, что эластичность количества занятых в производстве ВВП страны по объему производства меньше единицы. То есть изменение ВВП на каждый 1 % приводит к однонаправленному изменению числа занятых меньше, чем на 1 %, что, по сути, является следствием закона Оукена. Из закона Оукена также можно вывести еще одно важное следствие: при падении объема национального производства общая производительность труда в стране должна падать.

Следует учитывать также факт существования неравномерности в сокращении занятости в разных отраслях и регионах страны. Будут регионы с небольшим сокращением и регионы, которые столкнутся с наиболее тяжелыми социально-экономическими последствиями. Сокращение занятости в стране по-разному отражается на благосостоянии отдельных жителей страны. Некоторых это может вообще не затронуть, так как они сохранят свою работу, некоторые ее потеряют. Здесь не существует равномерного распределения издержек сокращения занятости для всех работников. Как правило, работники либо теряют работу, либо нет. Хотя в ряде случаев возможно наличие и «промежуточного» варианта — неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также простоя производства и невыхода на работу в течение ряда недель.

Валютный рынок и платежный баланс. Рост валютной выручки страны приводит к увеличению предложения иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты. Это в свою очередь находит отражение в изменениях объема экспорта и импорта: объем ненефтяного экспорта сокращается, а объем импорта увеличивается.

Падение цен на нефть вызовет цепочку диаметрально противоположных процессов: снижение валютной выручки ^ снижение предложения иностранной валюты ^ обесценение национальной валюты ^ рост ненефтегазового экспорта и снижение импорта.

Денежный рынок. В период повышения цен на нефть страна будет больше потреблять товаров и ус-

луг в реальном выражении (рост Q). В соответствии с уравнением обмена это должно было бы понизить уровень цен. Однако подобное происходить не будет из-за действий центрального банка, который пойдет на расширение денежного предложения (М) в целях удовлетворения возросшей потребности в национальной валюте. В противном случае (при неизменности М) в экономике выросла бы реальная и номинальная ставки процента, а спад в национальном производстве имел бы более глубокий характер. Другим фактором инфляции будет рост цен на энергоносители, что увеличит издержки производства и вызовет инфляцию предложения. Падение цен на нефть обусловит ускорение темпов инфляции из-за сокращения объема ввоза импорта, сопровождающегося падением объема товарного обращения. Общая дестабилизация в национальном хозяйстве и необходимость финансирования дефицита бюджета за счет денежной эмиссии будут только увеличивать темпы инфляции, вплоть до гиперинфляции.

Инвестиционный рынок. Его состояние также подвержено цикличности изменения цен на нефть. В период их роста предложение денежного капитала на инвестиционном рынке будет увеличиваться, снижая реальную ставку процента (номинальная ставка будет зависеть от изменения темпов инфляции и способна как снизиться, так и вырасти). Увеличение предложения связано с повышением объема сбережений в стране, доходов экономических субъектов вследствие общего увеличения их доходов. Соответственно неблагоприятная конъюнктура на рынке энергоресурсов приведет к снижению предложения денежного капитала в стране и повышению реальной ставки процента.

Бюджетная система. В период установления высоких цен на нефть доходы бюджетной системы страны будут расти из-за:

1) изъятия в бюджет сверхдоходов нефтегазовых компаний, которые по своей природе имеют характер природной ренты;

2) общего циклического расширения национальной экономики.

Рост бюджетных доходов будет сопровождаться ростом бюджетных расходов, социально-экономическая эффективность которых может снизиться: правительство может пойти на неоправданные направления расходования средств.

Падение цен на нефть будет сокращать бюджетные доходы и вызовет дефицит бюджета. В результате правительство должно пойти на сокращение бюджетных расходов, что будет невозможно по политическим мотивам, либо финансировать

бюджетный дефицит за счет выпуска займов, кредитов или денежной эмиссии. Покрытие дефицита за счет займов и кредитов имеет свои пределы из-за стремительного роста государственного долга и необходимости его обслуживания в будущем. Рост государственного долга может в еще большей степени разбалансировать государственный бюджет. Использование денежной эмиссии в финансировании бюджетного дефицита чревато дестабилизацией в экономике

1.2. В стране импорта энергоресурсов.

Рынок товаров и услуг. Рост цен на нефть увеличит издержки производства (в модели AD—AS произойдет сдвиг кривой AS вверх) и снизит объем совокупного спроса (сдвиг кривой AD вниз). Снижение объема совокупного спроса связано с необходимостью страны больше платить за границу за поставляемые ей энергоресурсы, а рост издержек производства связан с увеличением затрат из-за роста цен на энергоресурсы. Сдвиг кривой AS вверх приводит к росту уровня цен и снижению объема национального производства, а сдвиг кривой AD вниз воздействует на снижение уровня цен и объема производства. Учитывая более сильное воздействие AD, результирующий эффект изменения AS и AD должен быть следующим: снижение объема производства и уровня цен. Однако, учитывая действие «эффекта храповика», цены не должны понизиться, поэтому эффектом от изменения AS и AD будет лишь снижение объема национального производства. При падении цен на нефть совокупный спрос увеличится (сдвиг кривой AD вниз), а издержки снизятся (сдвиг кривой AD вверх). Общим эффектом этого будет восстановление объема производства.

Рынок рабочей силы. Снижение объема национального выпуска, сопровождающееся ростом цен на нефть, приведет к снижению спроса на рабочую силу и росту безработицы в стране. Падение цен на энергоресурсы, наоборот, обусловит рост спроса на рабочую силу и снижение уровня безработицы.

Валютный рынок и платежный баланс. Процессы в целом будут симметричны тем, которые происходят в стране экспорта нефти. Необходимость оплаты за более дорогую импортную нефть приводит к росту спроса на иностранную валюту, что обусловит снижение курса национальной валюты. Удешевление национальной валюты снизит спрос на иностранные товары и увеличит экспорт национальных товаров. При падении цен на нефть будут происходить следующие процессы: снижение выплат за импортируемую нефть ^ снижение

спроса на иностранную валюту ^ укрепление курса национальной валюты ^ снижение экспорта и рост импорта.

Денежный рынок. Цикличность изменения цен на нефть приводит к дестабилизации денежного рынка и повышению темпов инфляции. Так, при росте цен на нефть экономика страны столкнется с инфляцией предложения (немонетарная инфляция), а Центральный банк должен пойти на расширение предложения денег из-за роста их потребности, что, в свою очередь, увеличит темпы инфляции. Падение цен на нефть может вызвать инфляцию, обусловленную необходимостью проведения денежной эмиссии в целях скупки центральным банком иностранной валюты из-за необходимости стабилизации валютного рынка.

Инвестиционный рынок. Процессы, происходящие на инвестиционном рынке, будут диаметрально противоположны процессам, происходящим в стране — экспортере нефти. Повышение цен на нефть снизит предложение денежного капитала в стране и повысит реальную ставку процента, а снижение цен, наоборот, увеличит предложение денежного капитала и снизит реальную ставку процента.

Бюджетная система. Рост цен на нефть приводит к уменьшению доходов государственного бюджета из-за:

1) увеличения затрат импортеров на закупку нефти за рубежом. При прочих равных условиях это можно рассчитать как произведение конъюнктурных выплат страны — импортера нефти стране-экспортеру на уровень налоговой нагрузки на экономику1. Действительно, дополнительные выплаты страны-импортера снизят сумму доходов домашних хозяйств и прибылей компаний. Соответственно снизятся величина налогооблагаемой базы по основным налогам и объем налоговых поступлений в бюджетную систему2;

2) снижения ВВП (или понижения темпов роста экономики). При прочих равных условиях потери бюджета будут равны произведению снижения ВВП (или темпов его роста) на уровень налоговой нагрузки на экономику в целом.

Оценивая два вышеназванных фактора снижения налоговых доходов бюджета, можно пола-

1 Под ним понимается доля налоговых доходов, перераспределяемая через бюджетную систему страны по отношению к ВВП. В промышленно развитых странах она составляет 35-45 %.

2 Существует ряд налогов, которые напрямую не зависят от произведенного ВНП. К ним, например, относится налог на имущество.

гать, что наибольший вклад (на порядок) должен вносить второй фактор — увеличение выплат за поставку нефти из-за рубежа.

В стране импорта нефти должно произойти сокращение налоговых доходов всех уровней бюджетов, а не какого-либо одного уровня, как это имеет место в стране экспорта энергоресурсов при падении цен на энергоресурсы. Однако наибольшее влияние в колебаниях доходов будет испытывать тот бюджет, в который зачисляется налог на прибыль. Так как именно данный налог будет вносить наибольший «вклад» в колебание налоговых доходов бюджетной системы. Во многих странах налог на прибыль или по крайней мере большая его часть, зачисляется в центральный (федеральный) бюджет. Соответственно он в наибольшей степени будет испытывать колебания в доходах в ходе колебаний цен на нефть.

Сокращение бюджетных доходов вызовет сокращение бюджетных расходов, а наиболее вероятно — приведет к росту бюджетного дефицита, последствия которого идентичны названным — как и в стране экспорта энергоресурсов при снижении цен на них.

1.3. Мир в целом

Под миром в целом понимается совокупность стран: страны экспорта и страны импорта энергоресурсов.

Рынок товаров и услуг. В целом произойдет снижение мирового объема производства из-за, во-первых, снижения объема мировых инвестиций вследствие роста государственных долгов, реальной и номинальной ставок процента и, во-вторых, дестабилизации национальных хозяйств вследствие увеличения темпов инфляции и изменения валютных курсов.

Рынок рабочей силы. Рост общего уровня безработицы в мире из-за сокращения мирового объема производства и невозможности быстрого «переключения» факторов производства с производства одних товаров и услуг на другие.

Валютный рынок и платежный баланс. Курсы валют обеих стран неустойчивы и изменяются вследствие изменения цен на нефть. Это оказывает воздействие на экспорт и импорт: в период повышения цен на энергоресурсы объем внешней торговли между странами увеличивается, а при падении цен — сокращается.

Денежные рынки. Денежные рынки обеих стран подвержены дестабилизации, а национальные деньги — обесценению вследствие повышения темпов инфляции.

Инвестиционный рынок. Циклическое изменение цен на нефть приводит к перераспределению дохода и колебаниям в объеме сбережений в странах экспорта и импорта нефти. В целом изменения цен на нефть могут привести к различным последствиям в общем уровне и объеме мировых сбережений. Если предельная норма сбережения в стране экспорта нефти будет выше, чем в стране импорта, то повышение цен на нефть приведет к росту уровня и объема сбережений в мире в целом, а при падении цен — к их снижению. И, наоборот, если в стране экспорта нефти предельная норма сбережения будет ниже, чем в стране импорта, то при повышении цен на нефть общий уровень и объем сбережений в мире будут повышаться, а при падении — понижаться. В целом можно ожидать сокращения инвестиций в реальный сектор мировой экономики и роста реальных процентных ставок в мире из-за поочередного финансирования государственных бюджетов страной-экспортером и страной-импортером за счет займов.

Бюджетные системы. Цикличность цен на нефть вызывает колебания в доходах государственных бюджетов страны экспорта и страны импорта энергоресурсов. В конечном итоге это приводит к периодическим дефицитам государственных бюджетов стран и их неспособности выполнять расходные обязательства, сформированные в благоприятный период (в период высоких бюджетных доходов).

Рассмотрим макроэкономические и международные макроэкономические последствия циклического изменения цен на энергоресурсы в условиях существования в странах экспорта и импорта энергоресурсов государственных сберегательных фондов стабилизационного характера (стабилизационных фондов3).

вариант второй — колебания нефтяных цен в условиях создания в странах-экспортерах и странах-импортерах стабилизационных фондов.

2.1. В стране экспорта энергоресурсов.

Рынок товаров и услуг. Стабилизационный фонд будет обеспечивать сглаживание цикличности национальной экономики и темпов роста ВВП вследствие увеличения уровня и объема сбережений в стране импорта нефти и их использования в стране — экспортере энергоресурсов.

Рынок рабочей силы. Рост национальной экономики и общая макроэкономическая стабилизация приведут к снижению уровня безработицы в стране.

3 На практике они могут иметь разные названия.

Валютный рынок и платежный баланс. Стабилизационный фонд позволит проводить стерилизацию избыточной иностранной валюты, поступающей в страну в результате роста экспортной выручки. Посредством этого денежные власти могут проводить политику сдерживания национальной валюты от резкого обесценения. Это обеспечивает стабилизацию валютного курса и сдерживание потока импорта.

Денежный рынок. Средства стабилизационного фонда могут быть использованы для стерилизации денежной эмиссии - приобретения денежными и финансовыми властями иностранной валюты за счет средств фонда. Это приводит к поддержанию устойчивого равновесия на денежном рынке и сдерживанию роста темпов инфляции.

Инвестиционный рынок. Средства стабилизационного фонда в связи с необходимостью поддержания внешнего равновесия страны должны инвестироваться за рубежом. Учитывая, что средства стабилизационного фонда страны-импортера энергоресурсов должны также размещаться за рубежом, то есть в стране - экспортере нефти, в период падения цен на энергоресурсы страна-экспортер получит дополнительный приток денежного капитала из-за рубежа. Наоборот, в период высоких цен конъюнктурные доходы экономики будут зачисляться в стабилизационный фонд и размещаться в стране — импортере нефти. Это обеспечит стабилизацию национального инвестиционного рынка и сглаживание колебаний в реальной ставке процента. Создание стабилизационного фонда в стране-импортере в целом увеличивает уровень и объем предложения денежного капитала и направлено на снижение реальной ставки процента.

Бюджетная система. Механизм стабилизационного фонда приводит к динамическому сбалансированию государственного бюджета. Падение цен на нефть не приводит к дестабилизации государственных финансов и национальной экономики, так как бюджетные дефициты одних лет будут покрываться профицитами других лет (когда цены на нефть высокие). При росте цен на нефть происходит сдерживание роста неэффективных бюджетных расходов , а при их падении не возникает необходимости снижения бюджетных расходов.

2.2. В стране — импортере энергоресурсов.

Рынок товаров и услуг. Стабилизационный фонд будет обеспечивать сглаживание цикличности национальной экономики и роста ВВП вследствие увеличения уровня и объема сбережений в стране — экспортере энергоресурсов и их использования в стране — импортере нефти.

Рынок рабочей силы. Снижение уровня безработицы вследствие устойчивости экономического роста.

Валютныйрынок и платежный баланс. Средства стабилизационного фонда, так же, как и в стране экспорта, могут быть использованы для стабилизации курса национальной валюты. В период повышения цен на энергоресурсы страна сталкивается с проблемой повышенных выплат за импортируемую нефть, что должно увеличить спрос на иностранную валюту и девальвировать национальную. Однако в этот период происходит также и снижение доходов государственного бюджета, а возникший дефицит должен покрываться за счет средств стабилизационного фонда. Финансовые власти будут изымать средства из стабилизационного фонда, увеличивая предложение иностранной валюты на валютном рынке страны и стабилизируя курс национальной валюты. Наоборот, при падении цен на нефть страна будет часть бюджетных доходов зачислять в стабилизационный фонд и использовать эти средства для приобретения иностранной валюты, увеличивая спрос на нее и сдерживая тем самым курс национальной валюты от резкого укрепления. Стабилизация валютного курса обеспечивает также защиту национальных отраслей экономики от роста потока импорта в неблагоприятный период.

Денежный рынок. Как и в стране экспорта, стабилизационный фонд будет обеспечивать возможность стерилизации денежной эмиссии и сдерживания роста инфляции.

Инвестиционный рынок. В случае создания в стране — экспортере нефти стабилизационного фонда страна — импортер энергоресурсов в неблагоприятный для нее период получит приток иностранного денежного капитала. В целом за весь цикл движения цен на энергоресурсы страна будет иметь более высокий уровень и объем внутреннего предложения денежного капитала и более низкую реальную ставку процента. Стабилизационный фонд страны — импортера нефти будет оказывать соответствующее влияние на страну-экспортера.

Бюджетная система. Цикличное развитие национальной экономики не приведет к соответствующей цикличности бюджетных расходов. Страна-экспортер будет покрывать бюджетные дефициты одних лет бюджетными профицитами других лет, более благоприятных для экономики. Стабилизационный фонд обеспечивает динамическую сбалансированность государственного бюджета.

2.3. Мир в целом.

Рынок товаров и услуг. Сглаживание цикличности развития мирового хозяйства и ускорение темпов роста мирового продукта из-за увеличения уровня и объема сбережений в мировой экономике и снижения реальной ставки процента.

Рынок рабочей силы. Снижение уровня безработицы вследствие повышения устойчивости экономического развития стран.

Валютный рынок и платежный баланс. Повышение устойчивости валют стран и устранение дестабилизирующих колебаний в трансграничных потоках товаров и услуг.

Денежные рынки. Достижение устойчивого равновесия на денежных рынках стран и низкой инфляции.

Инвестиционный рынок. Увеличение предложения денежного капитала и снижение реальной ставки процента в мире в целом и в обеих странах. При создании стабилизационного фонда только в одной стране увеличение предложения денежного капитала и снижение реальной ставки процента будут происходить и в другой стране, в целом опять повышая предложения денежного капитала.

Бюджетные системы. Стабилизационные фонды позволяют осуществлять динамическую сбалансированность государственных бюджетов и повышают устойчивость национальных и мировой финансовой систем.

Итак, общими последствиями создания стабилизационных фондов будут являться сглаживание валютных, монетарных, бюджетных и других макроэкономических показателей стран — экспортеров и импортеров нефти, что обеспечит снижение цикличности национальных экономик и мирового развития в целом.

Объем средств, зачисляемый в стабилизационный фонд страны экспорта нефти больше, чем объем средств стабилизационного фонда страны импорта. Это связано с тем, что при полном изъятии конъюнктурных доходов экономики в стране экспорта в бюджет конъюнктурные доходы бюджета фактически будут сформированы на 35—40 % за счет выпадающих доходов бюджетной системы и на 60—65 % за счет экономических прибылей компаний страны импорта. Таким образом, объем накоплений в стабилизационном фонде страны импорта в среднем должен быть в 2,5—3 раза меньше, чем в аналогичном фонде страны экспорта.

При высоких ценах на нефть мир в целом должен будет сберегать больше средств, чем при низких ценах. Это можно объяснить следующим:

— в этот период объемы пополнения стабилизационного фонда страны экспорта нефти будут в разы превышать объемы расходования средств страной импорта;

— в стабилизационный фонд страны экспорта будет зачисляться фактически перераспределенная посредством механизма цен и налогов часть экономической прибыли компаний различных отраслей страны импорта, которая отчасти сберегалась бы, а отчасти — расходовалась.

Следует заметить, что в регулировании макроэкономического и международного макроэкономического равновесия механизму стабилизационного фонда противостоит механизм государственного долга. Поэтому возможна реализация комбинированной стратегии: одновременного создания стабилизационного фонда и внешнего заемного финансирования, приводящего к росту государственного долга.

При реализации комбинированной стратегии бюджет страны может выиграть без нанесения ущерба национальной экономике. Преимущество комбинированной стратегии состоит в выборе в каждый конкретный момент оптимального финансового решения из пространства двух решений: занимать средства за рубежом или расходовать средства стабилизационного фонда при одной конъюнктуре цен на нефть либо снижать уровень внешнего долга или пополнять стабилизационный фонд. Так, в период низких процентных ставок заемное финансирование может оказаться целесообразнее, чем расходование средств стабилизационного фонда, который в этот период может обеспечивать большую доходность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость расходования не средств стабилизационного фонда, а заемного финансирования может быть связана с тем, что конъюнктура финансовых рынков будет неблагоприятной. Средства фонда могут вкладываться в акции и недвижимость как более доходные инструменты для вложений в расчете на долгосрочный период, но, когда будет необходимо изымать средства из них, цены на акции или недвижимость будут низкими, что неблагоприятно для государства. В это время целесообразно прибегнуть к заемному финансированию (см. таблицу).

Если финансовая и макроэкономическая политика страны импорта нефти будет направлена на создание стабилизационного фонда, то его необходимо пополнять во время низких цен на нефть, а расходовать во время высоких цен. Страна экспорта при создании стабилизационного фонда, наоборот,

должна его формировать в период высоких цен на нефть, а расходовать в период низких цен.

В качестве преимуществ стабилизационного фонда можно считать следующие факторы:

— страна получит надежный источник финансовых ресурсов и не будет зависеть от воли зарубежных кредиторов, которые в любой момент могут отказать ей в кредите;

— государство кроме традиционных доходов в виде налогов получит дополнительный источник дохода — инвестиционный доход от размещения средств фонда, а в условиях заемного финансирования оно, наоборот, должно расходовать часть получаемого дохода на выплату процентов;

— стабилизационный фонд позволит в будущем снизить уровень налоговой нагрузки на бизнес, заменив выпадающие налоги инвестиционным доходом от размещения средств фонда;

— государство в виде фонда получает дополнительный макроэкономический инструмент, который может быть использован в целях стабилизации национальной экономики.

По мнению автора, возможны три варианта (модели) международного макроэкономического регулирования с использованием механизма стабилизационного фонда.

сравнительная характеристика экономических эффектов политики создания стабилизационного фонда и заемного внешнего финансирования

Признак Политика создания стабилизационного фонда Политика заемного внешнего финансирования

Момент начала реализации политики В благоприятный экономический период развития страны В не благоприятный для экономики период, недостаток бюджетных средств для финансирования расходов

Влияние на совокупный мировой объем сбережения Рост объема сбережений в мировой экономике Снижение объема сбережений в мировой экономике

Финансово-экономические риски Финансовые риски практически отсутствуют Рост риска дестабилизации финансовой системы страны

Влияние на доходы и расходы государственного бюджета Наличие дополнительного источника финансирования бюджетных расходов — инвестиционный доход от размещения средств фонда Опасность кумулятивного роста государственного долга, рост процентных выплат в будущем

Первый вариант — стабилизационный фонд создается в стране экспорта нефти, а страна импорта его не создает.

Второй вариант — стабилизационный фонд создается в стране импорта нефти, а страна экспорта его не создает.

Третий вариант — страна экспорта и страна импорта каждая создает по стабилизационному фонду.

Как известно, создание стабилизационных фондов получило распространение в странах — экспортерах нефти, а страны-импортеры подобных фондов не создают [1, 2]. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

1. Различие в размерах групп стран экспорта и импортера нефти. Если страна экспорта в п раз будет меньше страны импорта нефти, то и влияние на экономику страны экспорта ценовых колебаний нефтяных цен также будет в п раз больше. Допустим, ВВП стран экспорта нефти составляет 2 трлн долл., а стран-импортера — 20 трлн долл., тогда рост экспортной выручки стран экспорта на 500 млрд долл. в год вследствие повышения цен на нефть увеличит их доходы на 25 % и снизит их для стран импорта только на 2,5 %. Незначительность колебаний монетарных, бюджетных и других макроэкономических показателей в странах импорта нефти не будет оказывать существенного влияния на их национальные хозяйства и не заставит пойти на реализацию специальной финансовой политики с созданием стабилизационного фонда. Заметим, что страны импорта нефти являются преимущественно экономически развитыми и имеют большую долю в мировом валовом продукте по сравнению со странами экспорта нефти.

2. Большое влияние циклических колебаний на экономики стран экспорта, а не импорта нефти (даже при условии равенства стран по объему ВВП). Это обусловлено тем, что страны-экспортеры посредством налогов направляют в бюджетную систему большую часть конъюнктурных доходов. В свою очередь данные конъюнктурные доходы — это рост издержек и цен в странах-импортерах, они не оказывает прямого и сильного влияния на бюджеты этих стран. Влияние на бюджеты будет проявляться через снижение объема поступлений налогов вследствие снижения объема ВВП.

3. Большое влияние на экономики стран импорта нефти иных факторов, чем колебания цен на нефть (например общая экономическая цикличность).

4. Большее влияние на экономики стран импорта нефти не колебаний нефтяных цен, а изменений физических объемов ее поставок, которые воздействуют

на темпы роста их экономик. Это связано с тем, что современный технологический уклад базируется на использовании нефти, а снижение ее поставок напрямую воздействует на объем создаваемого ВВП.

Изменение цен на нефть оказывает воздействие на перераспределение международного дохода и продукта между различными странами. Создание группой стран-экспортеров стабилизационных фондов и размещение их средств в странах-импортерах будет оказывать благоприятное воздействие на систему макроэкономического равновесия как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах и в целом на международное макроэкономическое равновесие. Это приводит к тому, что сверхдоходы от роста цен на энергоресурсы страны-экспортеры временно будут оставляться в странах-импортерах, что будет стабилизировать мировое хозяйство. Еще большей стабилизации можно достичь за счет создания аналогичных фондов в странах — импортерах нефти.

Можно сделать следующие выводы:

— стабилизационные фонды являются одним из инструментов международной макроэкономической политики по снижению цикличности экономик стран — экспортеров и — импортеров нефти, а также мировой экономики в целом;

— антициклическая политика создания стабилизационного фонда ведет к укреплению финансо-

вой устойчивости государства, меньшим финансовым рискам и рискам социально-экономической нестабильности;

— согласованный в рамках мировой экономики механизм стабилизационных фондов стран — экспортеров и импортеров нефти способен в наибольшей степени обеспечить устойчивость антициклического социально-экономического развития национальных экономик и мировой экономики в целом;

— наибольший эффект создание стабилизационного фонда будет иметь на экономику стран — экспортеров нефти, что привело к их созданию именно в данных странах.

Список литературы

1. Золотарева А. Б. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. М.: Институт экономики переходного периода. 2001. 76 с.

2. Кудрин А. Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 28-45.

3. Сухарев А. Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. № 40. С. 50-59.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.