Научная статья на тему 'Стабилизационные финансы как инструмент влияния на экономику России'

Стабилизационные финансы как инструмент влияния на экономику России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФУНКЦИИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халиуллин Артур Тагирович, Яруллин Р.Р.

В статье уточняется понятие стабилизационных финансов, анализируются их функции и участие в контроле за эффективным использованием финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения устойчивого экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабилизационные финансы как инструмент влияния на экономику России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 2410-700Х

конкурентоспособность и ряд других положительных характеристик. Список использованной литературы:

1. Камалян, А.К. Управление рисками в аграрной сфере: теория. Методология, практика/ Камалян А.К. [и др.] ; под ред. проф. А.К. Камаляна.-Воронеж: ВГАУ, 2002.-253 с.

2. Тяпаев Т. Б. Определение приоритетов стратегии управления производством продукции растениеводства с учетом рисков / Т.Б. Тяпаев // Аграрный научный журнал. - 2010. - № 3. - С. 74-77

3. Тяпаев Т. Б. Основные закономерности стратегического управления сельскохозяйственным производством / Т. Б. Тяпаев, Е. Н. Киселева // Проблемы и перспективы развития агропромышленного рынка : материалы III Всерос. конф. / ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2008. - С. 164 -167

© Тяпаев Т.Б., 2016

УДК 336.025.

Халиуллин Артур Тагирович, студент, Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ

НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Аннотация

В статье уточняется понятие стабилизационных финансов, анализируются их функции и участие в контроле за эффективным использованием финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения устойчивого экономического развития.

Ключевые слова

Финансы, финансовая система, бюджетная система, финансовые ресурсы, функции, финансовая безопасность.

Финансы выражают экономические общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и муниципальных образований, обеспечения условий расширенного воспроизводства. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере является государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. В настоящее время государственные финансы играют важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического и социального развития. Эта роль выражается в государственном финансовом регулировании, или — в бюджетной политике государства.

Стабилизационные финансы являются финансовыми резервами государства. Однако резервы могут создаваться и на иные цели (финансирование непредвиденных, незапланированных, внезапных расходов), не связанные со сглаживанием циклических колебаний и минимизацией последствий изменения ценовой конъюнктуры мирового рынка. Стабилизационные же финансы призваны в первую очередь сгладить колебания, и в результате обеспечить финансовую безопасность государства через независимость от внешних источников финансирования. Что касается суверенных фондов благосостояния, то действительно, стабилизационные финансы функционируют в форме денежных фондов, поскольку являются относительно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

обособленной частью денежных средств, предназначенных для определенных целей. Однако в данном случае не учитываются финансовые отношения, возникающие между различными субъектами в процессе формирования, распределения и использования этих денежных фондов. Таким образом, стабилизационные финансы целесообразно определить, как совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования части валового внутреннего продукта в виде обособленных резервных фондов денежных средств государства, предназначенных для обеспечения устойчивого экономического развития и сглаживания циклических колебаний мировой и национальной экономики. Объективными предпосылками функционирования стабилизационных финансов являются: способность государственных финансов оказывать значительное влияние на экономическое развитие; цикличность экономического развития, в свою очередь оказывающего влияние на состояние государственных финансов и финансовую безопасность.

Сущность стабилизационных финансов как экономической категории проявляется в их функциях. С одной стороны, стабилизационные финансы выполняют традиционные функции, присущие государственным финансам. Вместе с тем, формы их проявления имеют особенности. Стабилизационные финансы выполняют следующие функции: 1. Распределительная функция — заключается в том, что посредством стабилизационных финансов распределяется и перераспределяется ВВП, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства. В отличие от средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, распределение финансовых ресурсов посредством стабилизационных финансов носит более длительный характер и привязано к динамике экономического цикла. 2. Регулирующая функция — связана с вмешательством государства через стабилизационные финансы в процесс воспроизводства. Применительно к стабилизационным финансам данная функция наиболее четко проявляется в период экономического кризиса, когда посредством расходования накопленных финансовых резервов осуществляется стимулирование экономического развития — как непосредственно в отдельных отраслях и секторах экономики, так и косвенно благодаря действию мультипликатора государственных расходов на изменение объема совокупного спроса. Регулирующая функция проявляется и в период экономического роста, когда стабилизационные финансы содействуют изъятию финансовых ресурсов из экономического кругооборота и тем самым способствуют предотвращению перегрева экономической конъюнктуры. 3. Стабилизирующая функция — по мнению ряда ученых в целом характерна для государственных финансов и выражается в том, что финансы обеспечивают граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Данная функция является исходной для стабилизационных финансов, поскольку их возникновение и функционирование объективно продиктовано усилением цикличности экономического развития. 4. Контрольная функция — проявляется как в процессе образования, так и использования фондов денежных средств, формирующих стабилизационные финансы государства, и заключается в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно денежные ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли ими используются и т.д.

Наряду с обозначением функций, нельзя не указать на существование противоречия в функционировании стабилизационных финансов. С одной стороны, никто не отрицает необходимость формирования финансовых резервов. С другой стороны, реальное формирование в России стабилизационного, а в последующем Резервного фондов вызвало массу критики. Так, О.Г. Дмитриева отмечает: «Изымая деньги из нефтегазового сектора, государство не дает возможность субъектам рынка вкладывать эти средства и диверсифицировать структуру активов, то есть препятствует перетоку капиталов рыночным путем. Не используя эти средства в виде государственных расходов, государство препятствует межотраслевому перетоку капитала в централизованной форме».

Поскольку основным источником формирования стабилизационных финансов являются доходы бюджета от экспорта тех или иных товаров на мировом рынке, то наиболее целесообразным представляется диверсификация экономики, снижающая зависимость национальной экономической системы и государственных финансов от колебаний мировых цен.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

Список использованной литературы

1.Бурыкин А.Д., Тюрин С.Б., Юрченко А.В. Формирование системы оценки интеллектуальной собственности как фактора повышения финансовой устойчивости предприятия. — Ярославль: ЯФ АТиСО, 2013. - с. 96-104

2. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю., Бурыкина Н.М., Тюрин С.Б. Стабилизационные финансы как инструмент обеспечения финансовой безопасности государства. — Ярославль: ЯФ АТ иСО, 2012.

3. Яруллин Р. Р. Государственное регулирование экономики регионов. // Сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы». / Под общей ред. д-ра экон. наук, профессора И. Р. Кощегуловой. - Уфа: УГАТУ, 2014. - с. 242-245

© Халиуллин А.Т., Яруллин Р.Р. 2016

УДК 338

Хусаинов Зуфар Ханифович

ст. преподаватель каф. ЭУП КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева,

г. Казань, РФ E-mail: kafedra@ eupkai.ru

ИННОВАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье проведен анализ методов и форм социальной защиты населения, доказывается необходимость введения активных форм социальной защиты населения.

Ключевые слова

Метод, формы защиты, социум, цель, система, политика, качество жизни, преобразования, инновации.

Вопросы социального развития общества играют все более значительную роль в современной политике практически всех государств. Вся совокупность подобных вопросов объединяется в направление «социальная политика», важным системным элементом которой является социальная защита населения. При этом эффективность системы социальной защиты населения во многом сказывается на лояльности электората к органам государственной власти, что в современных условиях является одним из основообразующих условий устойчивого развития общества.

Конституцией Российской Федерации провозглашается беспрекословное право любого гражданина страны на социальную защиту, реализуемую через механизмы государственного страхования работающих, создание различных целевых внебюджетных фондов, являющихся источниками финансирования мер социальной защиты, а также посредством принятия федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Тем не менее, трансформация российского социально-экономического пространства в последние десятилетия способствовала возникновению существенных диспропорций в уровне жизни между различными слоями населения. Во многом это происходило на фоне изменения стереотипов экономического поведения субъектов экономических отношений, усиления роли в повседневной жизни таких категорий, как рынок, собственность, предпринимательство и пр. Многие группы экономически активного населения не смогли проявить требуемой гибкости и приспособиться к новым условиям хозяйственной жизни. Все это способствовало росту и без того достаточного уровня бедности и социального неблагополучия соотечественников, следствием чего явился рост числа социально-незащищенных групп населения, особенно в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.