Научная статья на тему 'Стóлица любовь Никитична (1884 1934)'

Стóлица любовь Никитична (1884 1934) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
254
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стóлица любовь Никитична (1884 1934)»

Стр. 1 из 3

Вадим Крейд

СТОЛИЦА ЛЮБОВЬ НИКИТИЧНА (1884 - 1934)

Поэтесса и драматург Любовь Никитична Столица (урожденная Ершова) родилась 29 июня 1884 г. в Москве в купеческой семье, что определило мироощущение будущей поэтессы и в большой степени тематику ее творчества. Москва стала для нее чем-то вроде мировоззрения, основанного на богатой истории города, на московской церковности, обрядности, фольклоре, на православии и элементах язычества. Семья была обеспеченная и просвещенная - хотя бы в той степени, чтобы дать девушке недворянского происхождения гимназическое образование. Учась в московской Елисаветинской гимназии, увлекалась русской историей. Это увлечение нашло широкое отражение в ее стихах. Писать стихи начала в детстве.

Окончив гимназию с золотой медалью, она вышла замуж за Р. Столицу.

В 1905 г. она поступила на историко-филологическое отделение Московских высших женских курсов. Именно в это время у нее развивается всепоглощающий интерес к поэзии. Ее первые стихи были напечатаны в роскошном московском журнале «Золотое руно», сотрудничество в котором сблизило поэтессу с кругом символистов. В отличие от ренессансной широты многих представителей символизма, Столица целиком была сосредоточена на поэтическом творчестве, впрочем, пробуя себя в различных жанрах (короткие лирические стихотворения, поэма, стихотворная сказка, роман в стихах). Ею написано также несколько рецензий на книги поэтов-современников.

Вскоре ее стихи стали печатать многие московские и петербургские периодические издания: «Раннее утро», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Московская газета», «Мир женщин», «Женское дело», «Женская жизнь», «Журнал для женщин», «Кулисы», «Ипокрена», «Новое вино», «Школьная жизнь», «Нива», «Северные записки», «Современный мир», «Современный путь», «Свободный журнал», «Заря» и один из лучших журналов той поры - «Русская мысль». Стихи ее печатались в таких альманахах, как «Новая жизнь», «Солнечный путь», в замечательной «Альционе» и в альманахе «Полон», само название которого заимствовано из стихотворения Столицы.

Как одну из известных поэтесс своего времени ее приглашали участвовать в различных поэтических антологиях: «Антология издательства “Мусагет”», «Избранные стихи русских поэтов», «Война в русской поэзии», составленная А. Чеботаревской, а также вышедшая под ее же редакцией и с предисловием Ф. Сологуба «Россия в родных песнях».

Первой книгой Л. Столицы была «Раиня» (1908 г.), сразу обратившая внимание читателей на яркий талант начинающей поэтессы. Через четыре года был издан тиражом 1 000 экземпляров ее второй сборник стихотворений - «Лада». В 1915 г. вышла в свет ее третья книга «Русь», посвященная деревенскому укладу, не затронутому западными влияниями. Еще до выхода этого сборника был окончен роман в стихах «Елена Деева», выдержавший четыре издания (1916, два в 1917 и 1923 гг.). Написанная в 1915 г. поэма «Зоя и Авенир» никогда не публиковалась, и место нахождения рукописи остается неизвестным. Та же участь постигла четвертый и пятый сборники ее стихотворений - «Остров услад» и «Спас».

С 1916 г. у Столицы начинает преобладать интерес к драматургии. В этом году была написана ее романтическая драма «Голубой ковер» (в стихах - как и все другие ее драматические произведения), поставленная в 1917 г. Камерным театром и пользовавшийся заслуженным успехом у публики. Около того же времени она пишет «Святую блудницу» - драму по «Житию св. Марии Египетской». В течение театрального сезона 1917 — 1918 гг. Столица написала около 12-ти пьес-миниатюр для знаменитого театра «Летучая мышь».

В 1918 г. Столица бежала из объятой красным террором Москвы на юг. Непродолжительное время жила в Ростове-на-Дону, затем переехала в Ялту. В 1920 г. она эмигрировала в Грецию и прожила в Салониках около года.

Последующие двенадцать лет, проведенных в Болгарии, исполнены активной творческой деятельности. Помимо участия в эмигрантских журналах и альманахах («Русская мысль», «Сполохи», «Перезвоны», «Золотой петушок», альманах «Медный всадник» и другие), она опубликовала в эмигрантских

издательствах две книги: роман в стихах «Елена Деева» (1923 г.) и поэму «Голос незримого» (1934 г.), которую несколько поэтов-современников считали ее лучшим произведением.

Значительная часть наследия Столицы так и не увидела типографского станка; это особенно относится к ее произведениям, написанным в Болгарии: комедия «Два Али» (1926 г.), комедия из купеческого быта «Рогожская чаровница» (1928 г.) и другие.

Умерла поэтесса внезапно, 12 февраля 1934 г. в Софии, в расцвете творческих сил, не дожив нескольких месяцев до своего пятидесятилетия.

Хотя в ранних стихах Столицы часто встречаются языческие мотивы, метаобраз, объединяющий все ее творчество, - Святая Русь. Художественная расшифровка этого образа и составляет основное содержание большинства ее произведений. Этот центральный образ является ядром ее мироощущения, и ему же подчинены формальные компоненты поэтики: простодушные и лубочно-красочные эпитеты, сравнения, основанные более на опыте коллективном, народном, нежели на индивидуальном, составные рифмы, ассоциирующиеся с народным юмором - балагурством, злоупотребление прозаизмами в стихах, часто встречающиеся гиперболы фольклорного происхождения. Ее понимание музыкальной стихии поэтического творчества связано с песенно-фольклорной традицией. Заметное влияние символизма в ранних сборниках подчинено народной песенной ритмике. Сборник «Лада», имеющий подзаголовок «Песенник», является представительным для целого пласта литературы Серебряного века своим интересом к славянской мифологии.

В «Елене Деевой», посвященной памяти Пушкина, заметна интонация пушкинских сказок. Впрочем, замысел этого романа в стихах (более 2 500 строк) возник под влиянием «Евгения Онегина». В «Елене Деевой» в большей степени, чем в предшествующих книгах, читатель встречается с апофеозом Святой Руси: иконописный главный герой, героиня, напоминающая царь-девицу народных сказок, тяжелая фольклорная красота, идеализация старинного быта, лубочные массовые сцены; интонации старого московского просторечия.

В поздних стихотворениях, печатавшихся в эмигрантской периодике, основной круг тем сохраняется. Определяется интерес к конкретным историческим личностям в стихотворениях «Царь Алексей Михайлович», «Царь Михаил Федорович», «Святые князья Борис и Глеб». В стихах о Москве, о русских праздниках, обрядах и быте звучит мотив ностальгии о времени, которое никогда не вернется. Любовная лирика становится более просветленной (цикл «Из дневника любви», стихотворение «Поминание»). Религиозная тема остается окрашенной фольклорными мотивами («У Троицы», «Хоругвь», «Сладость Иисусова»). В стороне от основного направления ее творчества стоит драма «Триумф весны», из эпохи Итальянского Возрождения.

Творчество поэтессы вызвало много отзывов. И. Анненский отмечал «яркую чувственность и осязаемость образов» Столицы, назвал ее мастерство «волшебным» и увидел в ее поэзии лик «женщины будущего мира». Н. Гумилев характеризовал стихи Столицы как «смелые, сильные и законченные», однако увидел в них какое-то сентиментальное «сладострастие». М., Волошин писал, что стихи Столицы «очаровывают своей свежестью и подлинностью». Г. Иванов вместе с сильными сторонами творчества отмечал «игрушечность стиля». Силу и целомудрие ее дарования отметил С. Есенин в стихотворении, посвященном Столице. А. Блок в отзыве, не предназначавшемся для печати (в письме к А. Белому), высказался о ее творчестве негативно. Брюсов упрекал ее за невыдержанность стиля, а в стихах эмигрантского периода не смог разглядеть никаких новых достоинств. В творчестве Столицы, начавшемся с увлечения славянским язычеством и кристаллизовавшемся в поэтизацию «светлой мудрости народной», очень четко вырисовывается страстная, широкая, темпераментная, одаренная особым видением реальности личность автора.

Раннее творчество Столицы соприкасается с символизмом, стилизацией, неомифологизмом. Творчество эмигрантского периода в большей степени индивидуализировано и в целом вдохновлено образом Святой Руси, певцом которой она осталась до конца своих дней.

Сочинения:

Столица Л. Раиня. М., 1908.

Столица Л. Лада. М., 1912.

Столица Л. Русь: Третья книга стихов. М., 1915.

Столица Л. Елена Деева. Берлин. 1923.

Столица Л. Голос незримого. София. 1934.

Литература:

К. В. [Рец. на кн.:] Столица Л. Елена Деева. Роман // Звено (Париж). 1923. № 18.

Крейд В. Биографические сведения о поэтах // Ковчег: Антология русской зарубежной поэзии. М., 1991. С.490 — 491.

Крейд В. Вернуться в Россию стихами: 200 поэтов эмиграции. М., 1995. С.656 — 657.

Федоров А. Смерть Любови Столицы // Сегодня (Рига). 1934. № 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.