Научная статья на тему 'ССЫЛЬНЫЕ ПОЛЬСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЛИЦА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (60-Е - КОНЕЦ 70-Х ГГ. XIX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ'

ССЫЛЬНЫЕ ПОЛЬСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЛИЦА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (60-Е - КОНЕЦ 70-Х ГГ. XIX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / КАТОЛИЧЕСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ДУХОВНЫЕ ЛИЦА / ССЫЛКА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АМНИСТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулина И. Н.

Целью статьи является рассмотрение вопросов постоянно изменяющихся данных общего числа и количества в каждом месте отбытия наказания польских католических духовных лиц в Западной Сибири, освещение их деятельности и жизненных условий в более полном источниковедческом и познавательном объеме. Хронологические рамки работы охватывают 60-е - конец 70-х гг. XIX в. Это объясняется началом массовой высылки участников восстания 1863 г. в Царстве Польском и реальным появлением возможностей их освобождения от полицейского надзора и отъезда из Западной Сибири. Основными источниками являются официальные документы, мемуары, материалы периодической печати. Среди участников польского январского восстания 18631864 гг., оказавшихся в ссылке в Западной Сибири, были представлены различные сословия общества. Ссыльные католические священники в Западной Сибири размещались в основном в городах Томской и Тобольской губерний. Изучение и систематизация сохранившихся архивных документов позволили определить общее количество ксендзов, сосланных в Западную Сибирь по делу о восстании. В общей сложности оказалось 104 католических священника, высланных на жительство под надзор полиции в Западную Сибирь. Значительная часть духовных лиц, находясь в ссылке, утрачивала имевшийся ранее духовный сан и права состояния. Оказавшись в новых жизненных условиях отбытия наказания, большинство ссыльных столкнулось с материальными трудностями. Некоторые были вынуждены довольствоваться небольшими государственными пособиями или помощью родственников. Стремясь улучшить свое материальное положение, ссыльные католические священники занимались различной деятельностью, в том числе преподаванием вопреки правительственным запретам. В условиях изгнания ксендзы обеспечивали консолидацию польских ссыльных и способствовали успешному сохранению в их среде этнической идентичности. Лояльность, доброжелательность власти по отношению к ним была вызвана, скорее всего, желанием обеспечить стабильную бесконфликтную ситуацию в регионе, сохранить спокойствие и порядок на территории Западной Сибири. Ссыльные ксендзы имели возможности контактов и сближения с местным населением в различных сферах повседневной жизни. В результате деятельности выдающихся католических священников были заложены основы для интеграции европейской религиозной традиции в пространство православной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXILED POLISH CATHOLIK SPIRITUAL PERSONS IN WESTERN SIBERIA (60 - THE END OF THE 70S. XIX CENTURY): SOME ASPECTS OF STUDY

The purpose of the article is the consideration of constantly changing facts on the total number and number of polish catholic spiritual persons in Western Siberia in each place of serving their sentences, and coverage of their activities and living conditions in a more complete source and cognitive scope. The chronological framework of work covers the 60-late 70s. XIX century. This is explained by the beginning of the mass expulsion of participants in the 1863 uprising in the Kingdom of Poland and the real appearance of opportunities for their release from police supervision and departure from Western Siberia. The main sources are the official documentary materials, memoirs, periodicals. Among the participants in the polish January uprising of 1863-1864 who were in the exile in Western Siberia, various classes of society were represented. The exiled Catholic priests in Western Siberia were located mainly in the cities of Tomsk and Tobolsk provinces. The study and systematization of the surviving archival documents made it possible to determine the total number of the exiled polish Catholic priests to Western Siberia in the case of the uprising. In total, there were 104 Catholic priests sent for residence under the police supervision to Western Siberia. A significant part of the spiritual, being in exile, lost the previously available spiritual dignity and rights of fortune. Once in the new life conditions of serving his sentence, most of the exiles faced the material difficulties. Some of them were forced to settle for small state benefits or the help of relatives. In an effort to improve financial situation, the exiled Catholic priests engaged in various activities, including teaching contrary to government bans. In the conditions of expulsion, the polish Catholic priests ensured the consolidation of polish exiles and contributed to the successful preservation of ethnic identity among them. The loyalty, benevolence of the authorities towards them was most likely caused by the desire to ensure a stable conflict-free situation in the region, to maintain calm and order in Western Siberia. The exiled polish Catholic priests had the possibility of contact and rapprochement with the local population in various areas of everyday life. As a result of the activities of prominent Catholic priests, the foundations were laid for the integration of the European religious tradition into the space of the Orthodoxal culture.

Текст научной работы на тему «ССЫЛЬНЫЕ ПОЛЬСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЛИЦА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (60-Е - КОНЕЦ 70-Х ГГ. XIX В.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ»

УДК 947 (571.1)

Б01: 10.14258/пгеиг(2021)1-10

И. Н. Никулина

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

ССЫЛЬНЫЕ ПОЛЬСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ

ДУХОВНЫЕ ЛИЦА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (60-е — КОНЕЦ

70-х гг. XIX в.): НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Целью статьи является рассмотрение вопросов постоянно изменяющихся данных общего числа и количества в каждом месте отбытия наказания польских католических духовных лиц в Западной Сибири, освещение их деятельности и жизненных условий в более полном источниковедческом и познавательном объеме. Хронологические рамки работы охватывают 60-е — конец 70-х гг. XIX в. Это объясняется началом массовой высылки участников восстания 1863 г. в Царстве Польском и реальным появлением возможностей их освобождения от полицейского надзора и отъезда из Западной Сибири.

Основными источниками являются официальные документы, мемуары, материалы периодической печати. Среди участников польского январского восстания 18631864 гг., оказавшихся в ссылке в Западной Сибири, были представлены различные сословия общества. Ссыльные католические священники в Западной Сибири размещались в основном в городах Томской и Тобольской губерний. Изучение и систематизация сохранившихся архивных документов позволили определить общее количество ксендзов, сосланных в Западную Сибирь по делу о восстании. В общей сложности оказалось 104 католических священника, высланных на жительство под надзор полиции в Западную Сибирь. Значительная часть духовных лиц, находясь в ссылке, утрачивала имевшийся ранее духовный сан и права состояния. Оказавшись в новых жизненных условиях отбытия наказания, большинство ссыльных столкнулось с материальными трудностями. Некоторые были вынуждены довольствоваться небольшими государственными пособиями или помощью родственников. Стремясь улучшить свое материальное положение, ссыльные католические священники занимались различной деятельностью, в том числе преподаванием вопреки правительственным запретам.

В условиях изгнания ксендзы обеспечивали консолидацию польских ссыльных и способствовали успешному сохранению в их среде этнической идентичности. Лояльность, доброжелательность власти по отношению к ним была вызвана, скорее всего, желанием обеспечить стабильную бесконфликтную ситуацию в регионе, сохранить спокойствие и порядок на территории Западной Сибири. Ссыльные ксендзы имели возможности контактов и сближения с местным населением в различных сферах повседневной жизни. В результате деятельности выдающихся католических священников были заложены основы для интеграции европейской религиозной традиции в пространство православной культуры.

Ключевые слова: Западная Сибирь, католическое духовенство, духовные лица, ссылка, полицейский надзор, деятельность, амнистия.

I. N. Nikulina

Altai State University, Barnaul (Russia)

THE EXILED POLISH СATHOLIK SPIRITUAL PERSONS IN WESTERN SIBERIA (60 — THE END OF THE 70S. XIX CENTURY): SOME ASPECTS OF STUDY

The purpose of the article is the consideration of constantly changing facts on the total number and number of polish catholic spiritual persons in Western Siberia in each place of serving their sentences, and coverage of their activities and living conditions in a more complete source and cognitive scope. The chronological framework of work covers the 60-late 70s. XIX century. This is explained by the beginning of the mass expulsion of participants in the 1863 uprising in the Kingdom of Poland and the real appearance of opportunities for their release from police supervision and departure from Western Siberia. The main sources are the official documentary materials, memoirs, periodicals.

Among the participants in the polish January uprising of 1863-1864 who were in the exile in Western Siberia, various classes of society were represented. The exiled Catholic priests in Western Siberia were located mainly in the cities of Tomsk and Tobolsk provinces. The study and systematization of the surviving archival documents made it possible to determine the total number of the exiled polish Catholic priests to Western Siberia in the case of the uprising. In total, there were 104 Catholic priests sent for residence under the police supervision to Western Siberia. A significant part of the spiritual, being in exile, lost the previously available spiritual dignity and rights of fortune. Once in the new life conditions of serving his sentence, most of the exiles faced the material difficulties. Some of them were forced to settle for small state benefits or the help of relatives. In an effort to improve financial situation, the exiled Catholic priests engaged in various activities, including teaching contrary to government bans.

In the conditions of expulsion, the polish Catholic priests ensured the consolidation of polish exiles and contributed to the successful preservation of ethnic identity among them. The loyalty, benevolence of the authorities towards them was most likely caused by the desire to ensure a stable conflict-free situation in the region, to maintain calm and order in Western Siberia. The exiled polish Catholic priests had the possibility of contact and rapprochement with the local population in various areas of everyday life. As a result of the activities of prominent Catholic priests, the foundations were laid for the integration of the European religious tradition into the space of the Orthodoxal culture.

Keywords: Western Siberia, Catholic clergy, spiritual persons, reference, police supervision, activities, amnesty.

Никулина Ирина Николаевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: innikulina@mail.ru

Nikulina Irina Nikolaevna, doctor of historical sciences, leading scientific researcher of laboratory for Interdisciplinary Archaeology of Western Siberia and the Altai of Altai State University, Barnaul (Russia). intact address: innikulina@mail.ru

Введение

Тема судеб ссыльных поляков на бескрайних просторах Сибири является поистине неисчерпаемой. 1860-е гг. с полным основанием можно считать апогеем сибирской польской ссылки. Целью данной статьи является рассмотрение вопросов постоянно изменяющихся данных общего числа в каждом месте отбытия наказания польских католических духовных лиц в Западной Сибири, освещение их деятельности и жизненных условий в более полном источниковедческом и познавательном объеме. Хронологические рамки работы охватывают 60-е — конец 70-х гг. XIX в. Это объясняется началом массовой высылки участников восстания 1863 г. в Царстве Польском и реальным появлением возможностей их освобождения от полицейского надзора и отъезда из Западной Сибири.

Вопросы сибирской ссылки поляков нашли отражение в работах российских и польских исследователей Б. С. Шостаковича [1995], С. Г. Пятковой [2000], И. Н. Никулиной [2011], Б. Ендрыховской [Jfdrychowska, 2000], Я. Зюлека [2002], Е. Небельского [МеЬекЫ, 2002], В. Масяжа [Масяж, 2012] и др.

Основными источниками являются официально-документальные материалы, хранящиеся в фондах центральных и местных архивов Российской Федерации, мемуары, материалы периодической печати. Следует отметить особо большое значение документов личного происхождения (воспоминания Д. А. Милютина, И. Давыдовича).

Ссыльные лица духовного звания в Западной Сибири

Рассматривая пребывание в Сибири ссыльных римско-католических священников, следует особо выделить яркую колоритную фигуру ксендза В. Громадского, находившегося в Сибири с начала 60-х гг. XIX в., посвятившего всю свою жизнь адаптации соотечественников к сибирским условиям (создание школы, библиотеки, строительство костелов и др.). Характеризуя обширную разностороннюю деятельность этого удивительного человека, Б. Ендрыховская подчеркивала обширную проповедческую и преподавательскую работу, проводимую В. Громадским в Сибири и, что особенно важно, привлечение к этому других ссыльных с пользой для людей [Jfdrychowska, 2000:67, 70, 185]. Сведения о деятельности и заслугах В. Громадского в Сибири нашли отражение в сибирских газетах [Томская жизнь, 1909: 4].

Среди участников польского январского восстания 1863-1864 гг., оказавшихся в ссылке в Западной Сибири, были представлены различные сословия общества.

По воспоминаниям генерал-фельдмаршала, графа Д. А. Милютина, «духовенство приняло самое деятельное личное участие в мятеже. Католическое духовенство и монахи играли весьма видную роль в бывшем восстании» [Милютин, 2003: 45, 50]. Об активном участии в событиях восстания части духовных писал Е. Небельский [МеЬекН, 2002: 631]. Ссыльные католические священники в Западной Сибири размещались в основном в городах Томской и Тобольской губерний. Изучение и систематизация сохранившихся архивных документов позволили определить общее количество ксендзов, сосланных в Западную Сибирь по делу о восстании, что увеличило уже представленные ранее автором статистические данные на 9 человек. Таким образом, в общей сложности было выявлено 104 католических священника, высланных на жительство под надзор полиции в Западную Сибирь. Для 64 из них местом проживания была определена Томская губерния (города Томск, Бийск, Кузнецк, Нарым, Колывань, Каинск, Ма-риинск), для 40 — Тобольская губерния (города Тобольск, Омск, Тюмень, Курган, Бе-резов). По подсчетам автора в Томске находилось 17 чел., в Бийске — 6 чел., в Кузнецке — 10 чел., в Нарыме — 3 чел., в Колывани — 5 чел., в Каинске — 5 чел., в Мариин-ске — 7 чел., в Томской губернии без указания конкретного города — 11 чел.; в Тобольске — 7 чел., в Омске — 13 чел. в Кургане — 3 чел., по одному человеку в Тюмени, Бе-резове и Таре, в Тобольской губернии без определения конкретного города — 14 [Никулина, 2011: 151].

Все ссыльные духовные лица находились под надзором полиции. Стоит отметить, что проблема определения численности ссыльных и мест отбытия их наказания является одной из непростых, поскольку обнаружение новых источников, содержащих дополнительные сведения, постоянно вносит свои коррективы. Поэтому можно говорить о сохраняющейся научной новизне этого вопроса.

Как следует из документов, имели место неоднократные случаи подачи прошений со стороны родственников об облегчении участи ссыльных ксендзов А. Мацкевича [ИАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6297: 1-8], Э. Микутовича [ИАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 10940: 3, 4] и др. Интересный материал о положении и условиях жизни ссыльных католических священников удалось обнаружить в фондах Томского губернского управления. Многие из высланных подавали прошения о переводе и просили перевести их в места с более благоприятными условиями жизни по состоянию здоровья (например, К. Скибневский) [ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 527: 36].

Значительная часть духовных, находясь в ссылке, утрачивала имевшийся ранее духовный сан и права состояния. В целом, духовные лица, сосланные в Западную Сибирь, получали «относительно мягкие приговоры» [Зюлек, 2002:138]. Оказавшись в новых жизненных условиях отбытия наказания, большинство ссыльных столкнулось с материальными трудностями. Некоторые были вынуждены довольствоваться небольшими государственными пособиями (В. Улинский, М. Олехнович, А. Косаржевский) или помощью родственников [ГААК. Ф. 170. Оп. 1. Д. 730-а: 2, 2 об.]. Стремясь улучшить свое материальное положение, ссыльные католические священники занимались различной деятельностью. Каждый искал какое-нибудь занятие, способствующие облегчению его жизни. Так, ксендз Ф. Ленковский занимался садоводством, Г. Волошанский — ремонтом часов [ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 295: 82], Ю. Келпш — хлебопекарством [ГАТО. Ф. 3. Оп. 4.

Д. 1153а: 25]. Известны случаи создания школы для детей И. Давыдовичем в Томске, преподавание им Закона Божьего в Каинске [Dawidowicz, 1901: 73, 74]. В. Мосий в Тобольске обучал детей Закону Божьему в гимназии и Мариинской женской школе [Ма-сяж, 2012:140]. Таким образом, вопреки правительственным запретам ссыльные католические духовные лица занимались преподавательской работой.

Практически всем католическим священникам запрещалось осуществление церковных служб. Вместе с тем ксендзу Н. Гиртовичу было дозволено выполнять обязанности томского викарного священника, но без права выезда из города, где он и скончался в 1872 г. [Католический некрополь, 2001: 55]. Многие ссыльные ксендзы (Н. Сволькен) выступали с прошениями разрешить им осуществлять богослужения в местах отбытия наказания [ИАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6318: 1]. Известно, что томский губернатор в 1865 г. неоднократно получал просьбы от ксендзов В. Юстиновича, Г. Быцулевича о разрешении совершения богослужений в Кузнецке, от И. Бартлинского, А. Мацкевича, М. Скоруп-ского в Томске, от Д. Сташкевича в Каинске, от С. Микутовича, И. Разводовского в Ко-лывани в 1867 г. [ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 295]. И таких прошений было немало. Отметим, что ссыльным ксендзам И. Овсяному и М. Радзюканису было разрешено совершение богослужения на период отъезда штатных католических священников.

В материалах фонда Тобольского общего губернского управления содержатся любопытные сведения о поднимаемом летом 1865 г. вопросе совершения религиозных служб «в штатных костелах высланными без ограничения прав состояния римско-католическими священниками». Но каких-либо подтверждений решения данного вопроса со стороны министра внутренних дел не обнаружено [ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 1. Д. 133: 2].

Необходимо подчеркнуть, что несогласованность действия центральных и местных органов власти создавали серьезные проблемы на местах, не способствуя успешной работе сибирской администрации. Интересно отметить, что обычным явлением жизни в Сибири стало совершение тайного богослужения ссыльными ксендзами (Э. Чернецкий, С. Ольшевский). Это создавало некоторую возможность удовлетворения потребностей населения в религиозных службах [РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 412: 5, 6]. Нарушая запреты, ссыльные духовные лица совершали обряды крещения, погребения, бракосочетания.

Говоря о положительных сторонах деятельности католических священников в Сибири, следует обратить внимание на примеры поведения иного рода, совершенно не соответствующие их сану. Отрывочные, но по-своему любопытные сведения по этому поводу содержатся в одном из дел фонда Томского губернского управления. Как следует из документа от 9 сентября 1869 г., томскому губернатору было подано прошение из Каинска от политического ссыльного Феликса Шишкевича о нанесении ему побоев ксендзом Статкевичем. Однако подтверждения о принятии какого-либо конкретного решения по этому вопросу не сохранилось, скорее всего, его просто не было [ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 721: 2].

Как следует из архивных документов, ссылка в Западную Сибирь ксендзов, признанных «неблагонадежными в политическом отношении», осуществлялась и в конце 60-х гг. XIX в. Ярким примером продолжения этой карательной меры являлись судьбы ксендзов В. Нарвойша и Ф. Буткевича [ИАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 10332: 2-6].

После первых императорских манифестов 18 октября 1866 г. и 25 мая 1868 г. стали возможными изменения в положении польских ссыльных, так как некоторые из них получали разрешение на переезд из Сибири в города Европейской России. Но значительные перемены в судьбах сосланных поляков произошли в 70-х гг. XIX в. («Высочайшие повеления» 13/17 мая 1871 г., 8 октября 1872 г.). Однако большинство священнослужителей были освобождены на основании императорского указа от 9 января 1874 г. Теперь многие из них освобождались от надзора полиции, им разрешалось проживание по всей территории Российской империи, кроме Царства Польского и столичных губерний. По подсчетам автора, среди ксендзов было 40 человек, подпадавших под амнистию. Однако только 17 католических священников смогли воспользоваться амнистией и покинуть Западную Сибирь. Установлено, что 12 человек остались в Сибири после окончания срока ссылки [Никулина, 2011: 176]. Дальнейшая судьба остальных ксендзов в настоящее время неизвестна, но не исключена возможность обнаружения новых ис-точниковых материалов, которые внесут свои коррективы в данный вопрос.

Отметим, что после окончания срока отбытия ссылки большинство ссыльных католических священников оказались в Курляндии. Известно, что в Курляндской губернии проживало «до 42 священников, освобожденных от надзора», что, скорее всего, было вызвано желанием «жить поблизости от западного края». Это обстоятельство вызвало появление в 1874 г. распоряжения, запрещавшего в дальнейшем переезд туда других римско-католических священников. Именно на этом основании в 1877 г. было отклонено ходатайство ксендза Д. Жука «о дозволении» поселения в Курляндской губернии. Только в 1882 г. ему было разрешено переселиться в Нижний Новгород [РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 232: 20, 26].

Жизнь католических священников существенно изменялась после освобождения от полицейского надзора, так как они уже больше не могли получать пособие от казны. Чтобы хоть как-то поддержать ссыльных духовных лиц в создавшейся ситуации, местная администрация пыталась вносить конкретные предложения в вышестоящие инстанции, делая все возможное. Тем не менее, несмотря на все меры, предпринимаемые администрацией, проблема материального положения ксендзов после прекращения ссылки оставалась нерешенной [ИАОО Ф. 3. Оп. 4. Д. 12064: 1, 1 об.].

После амнистии по разрешению администрации бывшие ссыльные священники могли занимать места в римско-католических приходах (Д. Малеевский) [ИАОО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 11573: 1, 1об., 4, 12].

Уточним, что окончательная амнистия большинству ссыльных была объявлена Манифестом 15 мая 1883 г. [Шостакович, 1995: 89]. Значительная часть ссыльных получала возможность возращения на родину, но в силу различных жизненных обстоятельств воспользоваться этим смогли далеко не все (Г. Коссиловский) [РГИА Ф. 821. Оп. 3. Д. 237: 9, 15] и др.

Заключение

Реконструируя деятельность ссыльных польских католических духовных лиц в Западной Сибири, следует отметить важность их присутствия для развития региона. В условиях изгнания ксендзы обеспечивали консолидацию польских ссыльных и спо-

собствовали успешному сохранению в их среде этнической идентичности. Лояльность, доброжелательность власти по отношению к ним была вызвана, скорее всего, желанием обеспечить стабильную бесконфликтную ситуацию в регионе, сохранить спокойствие и порядок на территории Западной Сибири. Ссыльные ксендзы имели возможности контактов и сближения с местным населением в различных сферах повседневной жизни. В результате деятельности выдающихся католических священников были заложены основы для интеграции европейской религиозной традиции в пространство православной культуры. Вопрос о численности ссыльных католических священников и местах размещения окончательно не разрешен до настоящего времени. Думается, что выявление новых данных будет способствовать полному воссозданию этого аспекта исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 170. Оп. 1. Д. 730-а.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 295.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 527.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. ф. 3. Оп. 4. Д. 721.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 1153-а.

Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГАТ) Ф. 152. Оп. 1. Д. 133.

Зюлек Я. Римско-католические священники, сосланные в Сибирь после Январского восстания // Сибирь в истории и культуре польского народа. М. : Ладомир, 2002. С. 135-145.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 6297.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 6318.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 12064.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 6. Д. 10332.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 7. Д. 10940.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 8. Д. 11573.

Католический некрополь города Томска (1841-1919 гг.). Томск : ООО «Рау Шмбх», 2001. 282 с.

Масяж В. История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг. М. : Типография Московской Федерации профсоюзов, 2012. 195 с.

Милютин Д. А. Воспоминания 1863-1864. М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. 688 с.

Никулина И. Н. Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в. (20-е — первая половина 70-х гг.). Иркутск : Оттиск, 2011. 254 с.

Пяткова С. Г. Польская политическая ссылка в Западную Сибирь пореформенного периода. Сургут : РИО СурГПУ, 2008. 161 с.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 232.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 237.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 412.

Томская жизнь // Сибирская жизнь. 1909. 24 марта.

Шостакович Б. С. История поляков в Сибири (XVII-XIX вв.). Иркутск : Иркутский университет, 1995. 165 с.

Dawidowicz J. S. Z listow sybirskiego misyonarza. Krakow: Glowny sklad w ksiçgarni spolki wydawniczej polskiej, wyd. A. Swierzynski, 1901. 88 s. (in Polish).

Jçdrychowska B. Polscy zeslancy na Syberii 1830-1883. Dzialalnosc pedagogiczna, oswiatowa i kulturalna. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2000. 240 s. (in Polish).

Niebelski E. Duchowienstwo lubelskie i podlaskie w powstaniu 1863 roku i na zeslaniu w Rosji. Lublin: Redakcja Wydawnictwa Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 2002. 656 s. (in Polish).

REFERENCES

Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraia (GAAK) [State Archives of the Altai Region (GAAC)]. Fund 170. Inventory 1. File 730-a (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Tomskoi oblasti (GATO) [State Archives of the Tomsk Region (GATO)]. Fund 3. Inventory 4. File 295 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Tomskoi oblasti (GATO) [State Archives of the Tomsk Region (GATO)]. Fund 3. Inventory 4. File 527 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Tomskoi oblasti (GATO) [State Archives of the Tomsk Region (GATO)]. Fund 3. Inventory. 4. File 721 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Tomskoi oblasti (GATO) [State Archives of the Tomsk Region (GATO)]. Fund 3. Inventory 4. File 1153-a (in Russian).

Gosudarstvennoe uchrezhdenie Tiumenskoi oblasti Gosudarstvennyi arkhiv v g. Tobolske (GUTO GAT) [State institution of the Tyumen region State Archives in Tobolsk (GUTO GAT)]. Fund 152. Inventory 1. File. 133 (in Russian).

Ziulek Ia. Rimsko-katolicheskie sviashchenniki, soslannye v Sibir' posle Ianvarskogo vosstaniia [Roman Catholic priests exiled to Siberia after January uprising]. Sibir v istorii i kul'turepolskogo naroda [Siberia in the history and culture of the Polish people]. M.: Ladomir, 2002. S. 135-145 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 4. File 6297 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 4. File 6318 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 4. File 12064 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 6. File. 10332 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 7. File 10940 (in Russian).

Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IAOO) [The Historical Archives of the Omsk Region (IAOO)]. Fund 3. Inventory 8. File 11573 (in Russian).

Katolicheskii nekropol' goroda Tomska (1841-1919 gg) [Catholic necropolis of Tomsk (1841-1919)]. Tomsk: OOO "Rau Shmbkh", 2001. 282 s. (in Russian).

Masiazh V. Istoriia kostela i pol'skoi diaspory v Tobol'ske 1838-1922 gg. [History of the church and the Polish diaspora in Tobolsk 1838-1922]. M.: Tipografiia Moskovskoi Federatsii profsoiuzov, 2012. 195 s. (in Russian).

Miliutin D. A. Vospominaniia 1863-1864 [Memories 1863-1864]. M.: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia, 2003. 688 s. (in Russian).

Nikulina I. N. Religiia i politicheskie ssyl'nye Zapadnoi Sibiri v KhIKh v. (20-e — pervaia polovina 70-kh gg.) [Religion and political exiles of Western Siberia in the XIX century (20th-first half of the 70s)].Irkutsk: Ottisk, 2011. 254 s. (in Russian).

Piatkova S. G. Polskaia politicheskaia ssylka v Zapadnuiu Sibir'poreformennogo perioda [Polish political exile to Western Siberia of the reformed period]. Surgut: RIO SurGPU, 2008. 161 s. (in Russian).

Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archives (RGIA)]. Fund 821. Inventory 3. File 232 (in Russian).

Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archives (RGIA)]. Fund 821. Inventory 3. File 237 (in Russian).

Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archives (RGIA)]. Fund 821. Inventory 3. File 412 (in Russian).

Tomskaia zhizn' [Tomsk life]. Sibirskaia zhizn' [Siberian life]. 1909. 24 marta (in Russian).

Shostakovich B. S. Istoriia poliakov v Sibiri (XVII-XIX vv.) [The history of Poles in Siberia (17th- and 19th centuries)]. Irkutsk: Irkutskii universitet, 1995. 165 s. (in Russian).

Dawidowicz J. S. Z listow sybirskiego misyonarza [From the letters of the Siberian misyonarza]. Krakow: Glowny sklad w ksifgarni spolki wydawniczej polskiej, wyd. A. Swierzynski, 1901. 88 s. (in Polish).

Jfdrychowska B. Polscy zeslancy na Syberii 1830-1883. Dzialalnosc pedagogiczna, oswiatowa i kulturalna [Polish sentiists in Siberia 1830-1883. Pedagogical, eight-year and cultural activities]. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2000. 240 s. (in Polish).

Niebelski E. Duchowienstwo lubelskie i podlaskie w powstaniu 1863 roku i na zeslaniu w Rosji [Duchowienstwo Lublin and Podlasie in the uprising of 1863 and in the state of Russia]. Lublin: Redakcja Wydawnictwa Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 2002. 656 s. (in Polish).

Статья поступила в редакцию 15.01.2021.

Принята к публикации 28.02.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цитирование статьи:

Никулина И. Н. Ссыльные польские католические духовные лица в Западной Сибири (60-е — конец 70-х гг. XIX в.): некоторые аспекты изучения // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 1. С. 173-181. Citation:

Nikulina I. N. The exiled polish саШоЬк spiritual persons in Western Siberia (60 — the end of the 70s. XIX century): some aspects of study. Nations and religions of Eurasia. 2021. Vol. 26, № 1. P. 173-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.