Научная статья на тему 'США: развитие рынка автометана'

США: развитие рынка автометана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США: развитие рынка автометана»

Мировой газомоторный рынок

США: развитие рынка автометана

Е.Н. Пронин,

исполнительный директор НГА

Development of the US NGV Market

E.N. Pronin

Изменение ситуации на газовом рынке США, связанное со сланцевым газом, повлекло за собой модернизацию топливной политики на транспорте в направлении расширения использования метана в качестве моторного топлива. Доля сланцевого газа в общем национальном балансе газа достигла 30 %, а к 2020 г. она составит все 40 %. По оценке специалистов, ресурсов этого энергоносителя может хватить лет на 100. Как бы там ни было, на АГНКС в США текущий ценовой вектор на топливо плавно снижается. Сколько долго сохранится эта тенденция, будет зависеть от того, когда сланцевый ажиотаж сменится реальной технико-экономической оценкой перспектив.

Школьный автобус заводского производства на КПГ

топливо в стране в июле 2012 г. с учетом конкретного штата и компании-продавца сложились примерно так: 1 л бензина

или дизельного топлива...............1

1 кг СУГ (пропан)................0,80-1,65

1 кг водорода...................................14

1 м3 природного газа

на АГНКС.........................0,30-0,80

на домашней АГНКУ..............0,15

Одной из целей современной топливной стратегии США является сокращение зависимости от импортной нефти. Стремление добиться энергетической самодостаточности за счет национальных ресурсов, а также очевидные экологические и экономические преимущества метана заставляют американскую государственную машину снова повернуться лицом к газификации транспорта. На сей раз в поле зрения попал сегмент легкового транспорта.

В рамках государственной программы реализации потенциала природного газа для транспорта (Methane Opportunities for Vehicular Energy - MOVE) Министерство энергетики США выделило 30 млн долл. на проведение НИОКР по созданию облегченных баллонов и компрессорных установок индивидуального пользования (домашние АГНКУ). В перечень НИОКР включены 13 перспективных технологий, которые должны обеспечить достижение главной цели - снижение стоимости этой продукции, ориентированной прежде всего на сегмент легкового газового транспорта.

В течение достаточно продолжительного времени американский рынок природного газа, используемого в качестве моторного топлива, практически не развивался. В США насчитывалось около 100 тыс. газовых автомобилей. Появление сланцевого газа вывело газомоторный рынок США из застоя: парк метановых автомобилей увеличился примерно до 120...140 тыс. Цены (долл. США) на моторное

Муниципальные мусоровозы на КПГ

Среди многих разработок, отобранных для финансирования, называют следующие:

• создание технологий производства газовых баллонов с пенопо-лиуретановым внутренним корпусом любой конфигурации, которые позволят увеличить вместимость и сократить цену сосудов примерно на треть по сравнению с традиционными технологиями на основе уг-лепластикового волокна (компания REL, Inc. из Мичигана получит 3 млн долл.);

• разработка конструкции баллона с применением пористых материалов, что должно обеспечить снижение рабочего давления и стоимости баллонов (компания Ford Motor получит 5,5 млн долл.);

• создание материала с высокими абсорбционными свойствами, позволяющего перейти к работе на низких давлениях (Техасский университет A&M в Колледж Стейшн получит 3 млн долл.);

• создание АГНКУ с одноцилиндровым компрессором с малым давлением всасывания (Техасский университет в Остине получит 4 млн долл.).

Газовый автобус на КПГ в Лос-Анджелесе

НИ ЙЯЯВВР Л Ф® eü# J^tefet Щ фЩ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (30) декабрь 2012 г.

Мировой газомоторный рынок

Все больше и больше муниципальных и коммерческих транспортных предприятий США переходят на использование природного газа. Наиболее динамично развивается сегмент междугородных грузовых перевозок с использованием магистральных тягачей, работающих на СПГ. Активизируются работы по внедрению СПГ на железнодорожном и водном транспорте.

Американские законодатели разрабатывают меры стимулирования по следующим стратегическим направлениям:

• приобретение и использование автомобилей, работающих на природном газе, особенно большого класса для автотранспортных компаний;

• заводское производство автомобилей, работающих на природном газе;

• строительство заправок автомобилей природным газом;

• проведение НИОКР по созданию новых моделей автомобилей, работающих на природном газе.

Реагирует на новые реалии не только бизнес, но и власть. Губернаторы 13 штатов, в которых расположены основные запасы американского природного газа, пообещали руководителям компаний Дженерал

Моторз, Форд и Крайслер закупать тысячи газовых автомобилей. Руководители штатов даже договорились о подготовке консолидированного заказа. Точных цифр никто пока не назвал, но в ноябре 2011 г., когда родилась эта идея, речь шла о ежегодном заказе 5 тыс. метановых машин для каждого штата. Итого - 65 тыс. автомобилей в год для бюджетной сферы. За такой заказ автомобильные заводы будут отчаянно сражаться. А это открывает дополнительные возможности для снижения цен.

Применение аналогичного механизма в России было бы не менее полезно как для субъектов Федерации, так и для автопроизводителей. Кроме того, наличие фиксированного заказа от регионов позволило бы синхронизировать процессы газификации подвижного состава и строительства новых газозаправочных мощностей.

/////////////////////////^^^^

Германия: Водород для автомобилей

С.А. Порожняков, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

Германское отделение компании Air Liquide заявило о намерениях принять участие в строительстве на территории ФРГ водородных автомобильных заправочных станций (ВАЗС). В июне 2012 г Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития Германии подписало соответствующие протоколы о намерениях с рядом компаний, включая компанию Air Liquide. В рамках программы «Немецкая водородная автострада» (German Hydrogen Highway) к 2015 г в Германии должны быть построены не менее 50 ВАЗС, из них 10 станций будет строить компания Air Liquide, которая уже возвела в разных странах мира 59 таких объектов, в том числе четыре в Германии.

Германия уже имеет определенный опыт применения компримиро-ванного и сжиженного водорода на

легковых автомобилях и автобусах. Одно время в аэропорту Мюнхена работала экспериментальная водородная автозаправка. Комприми-рованным водородом заправляли рейсовые автобусы, а сжиженным - легковые машины.

Водород получали тут же методом электролиза воды. В эксперименте участвовали два десятка инжиниринговых, транспортных и финансовых компаний. Стоимость водорода в этот период составляла 0,33 евро/м3 для компримированного и 0,55 евро/л

- для сжиженного. Понятно, что это была не коммерческая, а «исследовательская» цена.

Аналогичный комплекс был создан в Берлине для заправки муниципальных автобусов компримированным (до рабочих давлений 35 или 70 МПа) и сжиженным водородом. Комплекс расположен на территории городского автобусного парка в непосредственной близости от обычной многотопливной АЗС сети Total. Заправочные колонки расположены вне периметра автопарка, чтобы обеспечить свободный доступ всем желающим. Колонки стоят в 5 м от заправочного поста СУГ и в 10 м от колонок КПГ, бензина и дизельного топлива.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (30) декабрь 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.