Сериал versus фильм: тенденции и перспективы / Series Versus Film: Trends and Perspectives
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
Государственная Третьяковская галерея, 117049, Российская Федерация, г. Москва, Крымский Вал, 10 Научный сотрудник отдела Новейших течений ORCID: 0000-0002-9052-6780 E-mail: kurl.coffer@gmail.com
США И СССР: ИСТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ОБМЕНА
Обоюдное пристальное внимание Советского Союза и Соединённых Штатов Америки и взаимный интерес двух сверхдержав друг к другу в 19501970-е годы обусловливались реалиями холодной войны, напряжённой конкуренции и контрпропаганды. Тем не менее, на фоне периодической эскалации конфликтов, связанных с политическими разногласиями, в период с 1958 по 1979 год между странами действовали соглашения о культурном обмене, которые до 1973 года переподписывались каждые два года. Обе страны приветствовали писателей и поэтов, художников, учёных, спортсменов, студентов, балетные труппы, десятки творческих коллективов и оркестров, включая Большой и Кировский театры, Театр кукол Сергея Образцова, Нью-Йоркский балет (New York City Ballet), оркестр Бенни Гудмена, Филадельфийский и Нью-Йоркский симфонические оркестры и многих др. В ситуации холодной войны официальная культурная сфера, безусловно, была полигоном для обоюдной пропаганды, тесно переплеталась с политическими решениями, принимавшимися в тот или иной момент времени.
Данная статья посвящена истории советско-американских художественных связей в 1950-1970-е годы, выстраиваемых как в рамках официальной культурной дипломатии тех лет, так и частным об-
Правовой основой масштабного межмузейного советско-амери-
канского выставочного обмена в 1970-х годах стало Общее соглашение между СССР и США о контактах, обменах и сотрудничестве, заключённое 19 июня 1973 года. Это был не пер-
разом, через личные каналы связи, а именно - её конкретному аспекту, связанному с историей художественно-выставочных практик в 1970-е годы.
С 1972 по 1979 год между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки состоялся беспрецедентный выставочный обмен. Тогда за семь лет в музеях СССР и США было показано по семь крупных выставок из американских и советских частных и музейных собраний. Так, например, в ГМИИ им. А. С. Пушкина и других советских музеях были показаны три выставки, привезённые по личной договорённости с американским предпри- 127 нимателем Армандом Хаммером, и ещё четыре - в рамках паритетного договора с Метрополитен-музеем, крупнейшим художественным музеем Нью-Йорка.
В статье представлена краткая хронология культурной дипломатии и советско-американского выставочного обмена в 1950-1960-х годах, а также более подробно освещена соответствующая история 1970-х годов.
Ключевые слова: культурная дипломатия, соглашение Лэйси-Зарубина, выставочный обмен, холодная война, Метрополитен-музей, ГМИИ им А. С. Пушкина, Арманд Хаммер, Информационное агентство США, соцреализм, авангард, неофициальное искусство, эпоха застоя.
вый подобный договор в культурно-политическом поле: за пятнадцать лет до этого, 27 января 1958 года, также в Вашингтоне было подписано знаменательное Соглашение между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки об обменах в области науки, техники,
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
образования, культуры и других областях, также известное по фамилиям глав делегаций на переговорах Уильяма С. Б. Лэйси и Георгия Зарубина как Соглашение Лэйси-Зарубина. Именно оно стало первым в истории российско-американских отношений договором, создавшим фундамент для развития культурных и академических связей1 и официально закрепившим тенденции, наметившиеся за предыдущие несколько лет. Соглашение предусматривало обмен учёными и специалистами в области промышленности, сельского хозяйства, медицины и других сфер, обмен театральными артистами, музыкантами, художниками, спортсменами, а также обмен радиопрограммами, телепередачами, фильмами и т.д. До 1973 года Соглашение продлевалось каждые два года2. Затем с 1973 до 1979 года было заключено новое вышеупомянутое соглашение, и советско-американский художественный обмен вышел на новый межмузейный виток.
Если говорить непосредственно об истории советско-американского выставочного обменного проекта, то его протоэтап - то есть до подписания Соглашения Лэйси-Зарубина - исчислялся буквально несколькими выставками, в числе которых была выставка в Оклахоме, групповые выставки в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году и выставка Рокуэлла Кента. Оклахом-ская выставка прошла с 14 июня по 7 июля 1957 года по случаю пятидесятилетия вхождения штата в США (Semicentennial of Statehood). Она демонстрировала технические и технологические достижения стран-участниц, среди ко-
1 Энциклопедия российско-американских отношений XVIII-XX века / [Авт. и сост.: Э. А. Иванян]. -М.: Междунар. отношения, 2001. - С. 318.
2 Подробнее см.: Richmond, Y. (1987). U.S.-Soviet cultural exchanges, 1958-1986: Who wins? Boulder: Westview Press.
торых был и СССР, представивший также достижения науки3. Последними подобным межкультурным опытом можно назвать Всемирную выставку в Нью-Йорке в 1939 году, где в советском павильоне экспонировались достижения Советского Союза. Об участии СССР в окла-хомской выставке известно немного - на данный момент она является белым пятном в советско-американской выставочной истории, и ещё ждёт своих исследователей. Выставка живописи и графики американского художника Рокуэлла Кента прошла с 12 декабря 1957 по 20 февраля 1958 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В следующем 1958 году она была представлена в музеях Ленинграда, Киева, Одессы и Риги4.
После подписания Соглашения Лэйси-Зарубина намерение двух стран вступить в новую фазу взаимоотношений было закреплено двумя большими национальными выставками, прошедшими в 1959 году в США и СССР. Так начался следующий этап, связанный с выставками Информационного агентства США.
Первой открылась Soviet Exhibition of Science, Technology and Culture [«Выставка достижений советской науки, техники и культуры»] в Нью-Йорке в здании выставочного комплекса Колизей на площади Колумба и проработала с 29 июля по 10 августа 1959 года. На советской выставке преимущественно экспонировались новинки промышленного дизайна. Отдельно были представлены стенды с фотографиями архитектуры, а также больше семиде-
3 Wilson, L. D. Semicentennial of Statehood. Retrieved April 20, 2021, URL: http: //www. okhistory. org/publications/enc/entry.php?en try=SE010
4 Chunikhin, K. (2019). At Home among Strangers: U.S. Artists, the Soviet Union, and the Myth of Rockwell Kent during the Cold War. Journal of Cold War Studies. 21 (4), 175-207.
doi: https://doi.org/10.1162/jcws a 00910
128
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
сяти живописных работ заслуженных мастеров реализма и социалистического реализма.
Следом за Советской выставкой в Нью-Йорке в Москве прошла Американская национальная выставка в Сокольниках: 24 июля 1959 года выставку открыл вице-президент США Ричард Никсон, приехавший накануне в Москву, чтобы достичь договорённостей по предстоящему сентябрьскому визиту Никиты Хрущёва в Америку. К открытию Американской выставки 1959 в Сокольниках возвели большой комплекс, главным украшением которого стал геодезический купол, спроектированный американским инженером и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Основной задачей выставки было полномасштабно представить промышленные, технологические, бытовые и культурные достижения США, в том числе и мультижанровость американского искусства. Отдельно экспонировалась передвижная фотовыставка «Род человеческий» (The Family of Man), организованная фотографом и директором Отдела фотографии Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA) Эдвардом Стайхеном. Экспозиция включала свыше пяти-ста работ, сделанных фотографами из шестидесяти девяти стран, которые демонстрировали историю жизни человека от рождения до смерти. Первый показ выставки состоялся с 24 января по 8 мая 1955 года в залах MoMA в Нью-Йорке. В течение последующих восьми лет выставка - при содействии правительства США -была показана в тридцати семи странах на разных континентах5, и СССР в 1959 году стал в этом ряду тридцать второй.
Важнейшей частью Американской выставки 1959 стала экспозиция американской живописи и скульптуры, продемонстрировав-
шая всё разнообразие художественных стилей, включая реализм и разные виды модернизма. В числе работ были представлены как произведения, созданные до Первой мировой войны, так и современная американская скульптура и живопись. Так, впервые в СССР были показаны работы Аршила Горки, Георга Гросса, Джорджии О'Кифф, Александра Колдера, Уильяма де Ку-нинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, Джозефа Стелла, Ива Танги, Эдварда Хоппера, Бена Шана и др. Американские газеты отмечали, что выставка представляет собой по сути краткий, ровный и объективный обзор американского искусства, начиная с 1928 года, без выделения какой-либо магистральной темы или направле-
ния6.
Эта выставка сыграла важную роль в восприятии США Советским Союзом и в адаптации советской культуры к общемировым модернистским процессам, и уже многие годы является предметом исследования учёных в разных областях. Историки продолжают спорить о её значимости для Советского Союза, об её эффективности и успешности как инструмента пропаганды, о значении отзывов, которые оставили советские зрители и по другим вопросам7.
5 Cм.: Steichen, E., Sandburg, C., & Museum of Modem Art (New York, N.Y.). (2015). The family of man.
6 Canaday, J. (1959, November 1). The Moscow Pictures, at the Whitney, Summarize Three American Decades. The New York Times, 496.
7 Подробнее см.: Чернышов, М. Москва 1961-67 =
Moscow, 1961-67 / Михаил Чернышов; ст. Виктора Томачинского. - Нью-Йорк: Published by Bella Volfman, 1988. - 126, [2] с.: ил. - б.т.; Hixson, W. L. (1998). Parting the curtain: Propaganda, culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press. 151-185; Haddow, R. H. (1997). Pavilions of plenty: Exhibiting American culture abroad in the 1950s. Washington: Smithsonian institution Press. 201229; Kushner, M. (2002). Exhibiting Art at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Domestic Politics and Cultural Diplomacy. Journal of Cold War Studies, 4(1), 6-26. Retrieved May 18, 2021, from https://www.jstor.org/stable/26925156; Reid, S.E. (2008).
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Советская выставка в Нью-Йорке и Американская выставка в Сокольниках стали первыми выставками в целой серии проектов, показанных в последующие годы и организованных Информационным агентством США (ЮСИА, United States Information Agency). Агентство существовало с 1953 по 1999 год и занималось публичной дипломатией. Его миссия определялась следующим образом: «понимать, информировать и влиять на иностранную общественность в целях продвижения национальных интересов, а также расширять диалог между американцами и учреждениями США и их коллегами за рубежом»8. Все выставки были тематическими, проходили ежегодно, обязательно в нескольких городах. Целью было продемонстрировать достижения США в области технологий, науки, сельского хозяйства, промышленности, архитектуры, дизайна и проч. Все темы (такие как «транспорт», «медицина», «промышленный дизайн», «архитектура», «фо-
Who Will Beat Whom?: Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 9(4), 855-904. doi:10.1353/kri.0.0030; Wulf, A. J., & Rowman and Littlefield. (2015). U.S. international exhibitions during the Cold War: Winning hearts and minds through cultural diplomacy. Lanham: Rowman & Littlefield. 97-159; Chunikhin, K. (2018). Painting and Sculpture at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Defining Success of a Hot Art Show during the Cold War. New Europe College Yearbook: Pontica Magna Program, 2015-2017. Bucharest: NEC, 191216; Рид, С. Американское искусство в Москве в 1959 г. и политика в области формирования общественного мнения в годы «холодной войны» / С. Рид / The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов. - Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publishers, 2020. - 312 c. - C. 80-99 и др. 8 Resolution on the United States Information Agency. Retrieved April 20, 2021, from http: //www .ala. org/aboutala/ offices/iro/awardsactivities/ resolutionunited
тография» и др.) так или иначе были заявлены на Американской выставке в Сокольниках. Особенностью этих проектов можно назвать обеспечение экспозиций русскоговорящими гидами, по сути, - медиаторами, с которыми, по замыслу организаторов, советские граждане могли свободно обсуждать не только экспонаты, но и особенности развития американского обще-ства9. Также важной частью Соглашения Лэйси-Зарубина была зеркальность любых проводимых культурных мероприятий: если в СССР проводилась какая-либо из американских выставок, то по взаимной заинтересованности сторон в США отправлялась советская выставка
на аналогичную тематику.
* * *
Выставки Информационного агентства США и зеркальные им советские выставки были основной осью обменных соглашений. В то же время шла параллельная выставочная программа в музеях, связанная с выставками американских художников. В конце 1950-х - 1960-е годы в ГМИИ им. А. С. Пушкина помимо выставок Рокуэлла Кента (1957, 1971)10 были показаны дары прогрессивных художников из Калифорнии Эмми Лю Паккарда и Байрона Рэн-долла (1964), персональная выставка Бабушки
130
9 Подробнее см. Tolvaisas, T. (2010). Cold War "Bridge-Building": U.S. Exchange Exhibits and Their Reception in the Soviet Union, 1959-1967. Journal of Cold War Studies, 12(4), 3-31. Retrieved May 18, 2021, from https://www.j stor.org/stable/26923446
10 Ещё одна выставка работ Рокуэлла Кента прошла в конце 1960 года в Москве в Академии художеств СССР и в начале 1961 года - в Ленинграде в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР, и была отмечена крупным даром художника: восьмидесяти картин, свыше 800 рисунков и гравюр и большого собрания книг, которые художник написал и которые иллюстрировал. См.: Topping, S. (1960, November 17). Moscow Gets Art of Rockwell Kent. The New York Times, 13.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Мозес (1964) и произведения Антона Рефрежье (1966)11. Ответом на выставку Бабушки Мозес стала персональная выставка советского официального художника Павла Корина в Hammer Galleries в Нью-Йорке в 1965 году12. Ещё две «американские» выставки были групповыми: «Произведения американских художников из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа» (29 октября - 29 ноября 1959) и «Современное прогрессивное искусство стран Европы и Америки. Выставка-экспозиция к 50-летию Октября. К открытию зала искусства стран Европы и Америки» (2 ноября - 25 декабря 1967). То есть с 1945 по 1972 год в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошло только семь выставок, так или иначе связанных с американским искусством, большая часть которых основывалась на коллекции музея и дарах.
Третий этап художественно-выставочного обмена начинается в 1970-е годы, идёт параллельно программе Информационного агентства США и в первую очередь связан с такой крупнейшей художественной институцией как Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
11 «Произведения современного американского художника Рокуэлла Кента» (12 декабря 1957 - 20 февраля 1958), «Произведения Эмми Лю Паккарда и Байрона Рэндолла» (17 июня - 18 июля 1964), «Работы Грендма Мозес Анна Мери Робртсон - бабушка Мозес» (12 ноября - 2 декабря 1964), «Произведения Антона Рефрежье» (30 августа - 17 октября 1966), экспозиция картин Рокуэлла Кента (III квартал 1971). См. 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: [1912-2012] : юбилейный альбом : [в 2 т.] / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. - Москва: Гамма-пресс, 2012. - Т. 2 / [авт. ст.: Т. В. Потапова и др.]. - 2012. - 327 с.
12 Подробнее см.: Курляндцева, А. С. Павел Корин в
Нью-Йорке. Из истории советско-американского
выставочного обмена / А. С. Курляндцева // Искус-
ство. - 2019. - № 2. - С. 206-229.
В октябре 1972 года в Метрополитен-музее открылась выставка Soviet Union: Arts and Crafts in Ancient Times and Today [«Советский Союз: прикладное искусство в древние времена и сегодня»] (7 октября 1972 - 1 ноября 1972). Пресс-релиз музея сообщал, что данный проект можно назвать самым значительным в рамках тринадцатилетней обменной культурной программы США и СССР13. Ответная выставка с американской стороны была из программы Информационного агентства США: «Исследования и разработки США» (Research and Development USA, 1972), прошедшая с января 1972 года в Тбилиси, Москве, Волгограде, Казани, Донецке, Ленинграде.
На выставке Soviet Union: Arts and Crafts in Ancient Times and Today была показана самая большая коллекция прикладного и декоративного искусства, когда-либо демонстрировавшаяся в западном полушарии, состоявшая из более 1 300 предметов из пятнадцати Советских республик и включавшая изделия из дерева, металла, стекла и фарфора, ковры, украшения, костюмы, предметы быта царского двора, а также иконы XV-XVIII веков14. Нью-Йорк стал финальной точкой турне: до этого с января 1972 года выставка побывала ещё в пяти городах США - Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Миннеаполисе, Чикаго и Бостоне. Экспозицию посетило более 500 тыс. человек, а в средствах массовой информации вышло свыше 800 различных публикаций и пятидесяти телерепортажей15. На
2021,
from
Retrieved May 18, http://www.jstor.org/stable/40303964
14 Ibid.
15 Иванян, Э. А. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей: монография / Э. А. Иванян. - Москва: Междунар. отношения, 2007. - С. 388.
131
13 Exhibitions. (1972). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (103), 17-24.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
первое открытие в Галерее искусства Коркоран в Вашингтоне (Corcoran Gallery of Art) впервые с визитом в США прилетела Екатерина Фурце-ва, Министр культуры СССР.
Справедливости ради, надо отметить, что за предыдущие годы в Метрополитен-музей были показаны восемь выставок, так или иначе связанные с Советским союзом. В 1930-е годы: Russian Icons Received from the American Russian Institute for Exhibition [«Русские иконы, поступившие из Американо-русского института] (13 января - 23 февраля 1931); в военный период: As Russia Saw Us 1811 [«Как нас видела Россия 1811»] (15 августа - 15 ноября 1942), Peoples of the World: Russia [«Народы Мира: Россия»] (15 января - 22 февраля 1943), Russian Icons from the Collection of George R. Hann [«Русские иконы из собрания Джорджа Р. Ханна»] (16 апреля - 30 сентября 1944) и The Soviet Artist in the War [«Советские художники на войне»] (4 ноября -2 января 1944), организованная Национальным советом американо-советской дружбы16. Выставка Russian Scene and Costume Designs for Ballet, Opera, and Theater [«Эскизы декораций и костюмов для балета, оперы и театра»] (3 июня -4 сентября 1967) представила произведения из частных собраний Никиты Лобанова-Ростовского, Дональда Оенслагера и Джорджа Рябова. На выставке Russian Views [«Русские виды»] (10 июня - 4 сентября 1967) демонстрировалась преимущественно графика XVIII-XIX веков с видами Санкт-Петербурга. Выставка Painting by Children of the Soviet Union [«Живопись детей из Советского Союза»] (1 апреля -10 мая 1971) была частью проекта из семи выставок детских работ, организованной Детской
16 Taylor, F., Jayne, H., & Harrison, L. (1943). Review of the Year: 1943. Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (74), 13-39. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303765
студией музея, в рамках которого были представлены работы из Перу, Италии, и Советского Союза17.
В конце лета 1973 года группа из четырёх музейных работников из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русского музея и Музея искусств Грузии посетила США для ознакомления с коллекциями и для налаживания связей18. В тот момент обе страны были заняты подготовкой к амбициозному проекту - серии из обменных выставок, в преддверии которого в апреле 1975 года в Метрополитен-музее открылась From the Lands of Scythians: Ancient Treasures from the Museums of the U.S.S.R., 3000 B.C.-100 B.C. [«Из земель скифов: древние сокровища из музеев СССР, 3000-100 гг. до н.э.»] (19 апреля 1975 -29 июня 1975). Программа обмена стала возможна благодаря пяти годам переговоров директора Метрополитен-музея Томаса Ховинга, впервые посетившего музеи Советского Союза в 1971 году, и Министерства культуры СССР. В итоге в музеях США (включая Метрополитен-музей) были показаны ещё три выставки: The Glory of Russian Costume [«Слава русского костюма»] (9 декабря 1976 - 30 августа 1977), Russian and Soviet Paintings [«Русская и советская живопись»] (16 апреля - 26 июня 1977), Treasures from the Kremlin: an Exhibition from the State Museums of the Moscow Kremlin [«Сокровища Кремля: выставка из Государственных музеев Московского Кремля»] (19 мая - 2 сентября 1979).
За тот же период параллельно в советских музеях (включая ГМИИ им. А. С. Пушкина) показали шесть американских выставок: «100 картин из Музея Метрополи-
132
17 Exhibitions. (1970). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (101), 27-28. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303925
18 Harkison, J. (1973, August 1). Soviet Visitors Tour 7 U.S. Cities for Art Exchange. The New York Times, 46.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
тен» (28 августа - 2 ноября 1975), «Западноевропейская и американская живопись из музеев США» (8 апреля - 19 мая 1976), «Золото доко-лумбовой Америки из музеев США» (1 ноября 1976 - 2 января 1977), «Американская живопись второй половины XIX-XX века из собрания США» (20 декабря 1977 - 12 февраля 1978), «Античное искусство из Музея Метрополитен» (22 декабря 1978 - 3 февраля 1979), «Шедевры живописи итальянских мастеров из музеев США» (1 августа - 13 сентября 1979), четыре из которых были организованы по договорённости с Метрополитен-музеем.
Советские выставки в музеях США (как и американские - в СССР), как видно из названий, были разножанровыми и представляли американской публике исторический диапазон разных аспектов русско-советской истории. Большая часть выставок была сосредоточена на прикладном и декоративном искусстве, и только на одной демонстрировалась живопись.
В пресс-релизе к Russian and Soviet Paintings [«Русская и советская живопись»] (16 апреля - 26 июня 1977) сообщалось, что эта выставка предлагает зрителю наиболее всесторонний исчерпывающий взгляд на русскую живопись из всех подобных советских экспортных выставок. Всего было показано сто пятьдесят шесть работ, включая иконы XIV века и позже, живопись XVIII и XIX веков. Произведения ХХ века были представлены авангардом, образцами социалистического реализма и работами современных советских художников. В основном, в состав выставки вошли произведения из Третьяковской галереи и Русского музея, а также ещё из пятнадцати государственных музейных собраний и из одного частного (из коллекции Андрея Александровича Древина).
Авангард был представлен неопримитивизмом, кубофутуризмом, лучизмом, аналити-
ческим искусством, супрематизмом и конструктивизмом в работах Василия Кандинского («Озеро» (1910, ГТГ), «Импровизация № 7» (1910, ГТГ), «Мурнау» (1908, Министерство культуры СССР)), Натальи Гончаровой («Мытьё холста», 1910, ГТГ), Владимира Татлина («Продавец рыбы», 1911, ГТГ), Михаила Ларионова («Отдыхающий солдат» (1911, ГТГ) и «Петух (Лучистый этюд)» (1912, ГТГ)), Кузьмы Петрова-Водкина («Купание красного коня»,
1912, ГТГ), Аристарха Лентулов («Москва»,
1913, ГТГ), Любови Поповой («Скрипка», 1915, ГТГ), Ольги Розановой («Метроном», 1915, ГТГ), Казимира Малевича («Супрематическое построение цвета» (ок. 191519, ГРМ) и «Девушка с красным древком» (1932-1933, ГТГ)), Натана Альтмана («Портрет А. А. Ахматовой», 1915, ГРМ), Петра Кончаловского («Скрипач», 1918, ГТГ), Павла Филонова («Композиция. Лица» (1919, ГТГ), Роберта Фалька («Пейзаж с высокими деревьями», 1920, ГТГ). Середина века была в том числе представлена работами Надежды Удальцовой («Натюрморт. Лето» (1946, коллекция А. А. Древина) и «Натюрморт. Осень» (1952, коллекция А. А. Древина) и Александра Древина («Гараж в степи. Алтайский край», 1932, коллекция А. А. Древина). Соцреализм был показан буквально несколькими работами, скорее даже его оттепельными или застойными вариациями 1960-1970-х годов — работами Аркадия Пластова, Петра Ос-совского, Георгия Нисского, Таира Салахова, Саркиса Мурадяна и других. Среди прочих экспонировались картины художников неофициального круга, приобретённые Министерством культуры СССР: «Натюрморт со старой картиной» Дмитрия Плавинского (1975), «Таня в жёлтом платке» Отари Кандаурова (1965) и «Золотой болото» Владимира Немухина (1976).
133
Такая дата фигурирует в каталоге выставки.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Специальным консультантом выставки был Джон Э. Боулт, доцент кафедры славянских языков Техасского университета в Остине, который также написал одну из двух статей в каталог. Вторая статья была за авторством Дмитрия Сарабьянова20. Помимо черно-белых репродукций всей выставки, в каталоге были даны цветные повторы двадцати четырёх работ, в том числе двух икон и работ Михаила Врубеля, Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Владимира Татлина, Ольги Розановой, а также Александра Дейнеки и Юрия Пименова остов-ского периода.
Если сравнить со списком произведений от 1973 года к выставке под рабочим названием «Русское искусство от древнейших времён до наших дней в США»27, то сразу бросается в глаза смена акцентов: Малевич был представлен работами «Сенокос» (1909, ГТГ) и той же «Женщиной с красным древком» (1932, ГТГ), Ларионов - работами «Закат после дождя» (1908, ГТГ) и «Сети. Купальщицы» («Сквозь сети») (1905, ГТГ), Гончарова «Купанье лошадей» (1911, ГТГ), «Беление холста» («Мытьё холста») (1910, ГТГ), «Натюрморт. Цветы» (дата не указана, ГТГ) - то есть, произведениями условно фигуративной живописи. Самыми формалистскими работами из списка можно назвать «Автопортрет» («Автопортрет с палит-
20 См. Sarabianov, D. V., Fine Arts Museums of San Francisco., Metropolitan Museum of Art, New York., Bowlt, J. E., Korotkevich, E. Y., & Uspenskaia, E. A. (1977/ Russian and Soviet painting. New York, NY: The Metropolitan Museum of Art.
21 ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 345. С. 1-21. Это были предварительные списки и рабочее название потенциальной выставки советской и русской живописи для американской публики. В конечном итоге советское искусство было показано на выставке под названием Russian and Soviet Paintings в Метрополитен-музее спустя четыре года.
рой») (1915, ГТГ) и «Синий кувшин» (1915, ГТГ) Надежды Удальцовой. Кандинского, Поповой, Розановой, Филонова в этих списках не было. Около половины работ всего списка были либо соцреализмом, либо его трансформацией.
Если обратиться к служебной переписке, связанной с организацией выставки Russian and Soviet Paintings [«Русская и советская живопись»], то заметно, как американская сторона в письме к Александру Халтурину настаивает на включении Филонова, Клюна, Поповой, Род-ченко. Также любопытно, что советская сторона предлагала взять эти работы из каких-либо других источников (коллекция Дмитрия Са-рабьянова, Кировский музей), но не из Третьяковской галереи и Русского музея. И в качестве альтернативного пути американцы предложили взять шесть работ у Георгия Костаки22. Квартира Костаки к тому моменту - обязательная часть программы посещения Москвы для высокопоставленных лиц23. В 1970 году работы Надежды Удальцовой, Любови Поповой и Казимира Малевича из коллекции Костаки были включены в состав выставки The Cubist Epoch [«Эпоха кубизма»], организованной Дугласом Купером в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Сам коллекционер в 1973 году прочитал серию лекций в университетах США и Канады, в том числе в октябре в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1977 году Костаки, оставив часть своей коллекции в музеях СССР, эмигрировал в Грецию. Так что, коллекция Костаки в выставке Russian and Soviet Paintings [«Русская и советская живопись»] в итоге не участвовала, Клюн и Родченко в финальные списки не попали, а Попову и Филонова взяли из Третьяковской галереи.
134
22 ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 560. С. 2.
23 Kramer, H. (1973, April 1). A Soviet Shift? The New
York Times, 173.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Таким образом, выставка была интересна новым смягчённым для американской публики подходом к показу развития русского и советского искусства и беспрецедентным включением многочисленных работ русского авангарда из запасников советских музеев. Этот подход был обвинён в лицемерии и циничном использовании искусства: советская сторона представила ту историю русского и советского искусства, которая на родине для показа была невозможна. Арт-критики The New York Times обрушились на выставку негативными рецензиями как на продукт «культурного и периодического угнетения» (cultural and periodical oppression)24, обозначив её «политическим актом, которому не место в музее»25. Также любопытен тот факт, что выставка Russian and Soviet Paintings (16 апреля - 26 июня 1977) прошла незадолго до Биеннале диссидентов в Венеции (15 октября -15 декабря 1977), посвящённой теме инакомыслия и вызвавшей политический скандал. Тогда во Дворце спорта около Арсенале кураторы Эн-рико Криспольти и Габриелла Монкада продемонстрировали «новое советское искусство» в его неофициальном ключе. Венецианская выставка и подготовка к ней спровоцировали волну публикаций о советском неофициальном и концептуальном искусстве, как в Европе, так и в Америке. И, по всей видимости, экспонирование авангарда и трех работ художников неофициального круга на выставке Russian and Soviet Paintings в Нью-Йорке должны были продемонстрировать лояльность и демократизм советских отборщиков.
Что касается американских выставок в СССР, то надо ещё раз отметить тот факт, что
выставки, показанные в ГМИИ им. А. С. Пушкина и других советских музеях, были частично привезены по личной договорённости с американским предпринимателем Армандом Хамме-ром («Западноевропейская и американская живопись и рисунок из коллекции Арманда Хам-мера (США)» (8 декабря 1972 - 6 февраля 1973), «Декоративное панно Дюфи - дар А.Хаммера» (III квартал 1973), «Западноевропейская и американская живопись из музеев США» (8 апреля - 19 мая 1976), «Шедевры живописи итальянских мастеров из музеев США» (1 августа - 13 сентября 1979)), а частично - в рамках межмузейного обмена с Метрополитен-музеем («100 картин из Музея Метрополитен (США)» (28 августа - 2 ноября 1975), «Золото доколумбовой Америки из музеев США» (1 ноября 1976 - 2 января 1977), «Американская живопись второй половины Х1Х-ХХ века из собрания США» (20 декабря 1977 - 12 февраля 1978), «Античное искусство из Музея Метрополитен» (22 декабря 1978 - 3 февраля 1979)). При таком размахе, удивительным остаётся тот факт, что эти выставки редко вспоминаются в советской выставочной историографии, хотя бы опять же в сравнении с Американской выставкой 195926.
135
24 Shipler, D. K. (1977, December 22). Show of U.S. Paintings Opens in Moscow. The New York Times, 58.
25 Kramer, H. (1977, April 24). Detente Yields A Dis-
mal Show. The New York Times, 175.
26 Например, в приветственном слове журнала «Третьяковская галерея» в номере, посвящённом пересечению советской и американской культур, главный редактор Александр Рожин и ответственный секретарь Натэлла Войскунская делают акцент на двух главных событиях - Американской национальной выставке в Сокольниках в 1959 году и выставке Russia! в музее Соломона Р. Гуггенхайма в 2001 году. См.: Америка - Россия: на перекрёстках культур // Третьяковская галерея. - 2011. - Специальный выпуск № 2. - С. 3. В недавно изданном каталоге «The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов» к одноименной выставке в Мартин-Гропиус-Бау акцент также делается исключительно на связи США и СССР через Американскую выставку 1959 года. См.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Осенью 1972 года сначала в Государственном Эрмитаже, а затем зимой в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась «Западноевропейская и американская живопись и рисунок из коллекции Арманда Хаммера» (8 декабря 1972 - 6 февраля 1973), которая стала первой выставкой из частных собраний США, организованной в СССР. В экспозиции доминировала в основном европейская и исключительно фигуративная живопись и графика, включая импрессионизм,
" 27
постимпрессионизм и парижский авангард27. После неё Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина выдал США сорок одну работу из своих собраний (включая Матисса, Сезанна, Пикассо, Ван Гога) на выставку Impressionist and Post-Impressionist Paintings from the U.S.S.R. [«Живопись импрессионистов и постимпрессионистов из СССР»] (Национальная галерея искусств, Вашингтон, 1-29 апреля 1973; галерея M. Knoedler and Co., Нью-Йорк, 3 мая -3 июня 1973; Музей искусств округа Лос-Анджелес, 13 июня - 8 июля 1973; Чикагский институт искусств, 18 июля - 12 августа 1973; Художественный музей Кимбелл в Форт-Уэрте, штат Техас, 22 августа - 16 сентября 1973). Таким образом состоялся дебют западноевропейской живописи из советских собраний в США.
Вторая выставка Хаммера «Западноевропейская и американская живопись из музеев США» (8 апреля - 19 мая 1976) представляла произведения из пяти художественных музеев США: Национальной картинной галереи в Ва-
The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов. - Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publishers, 2020. - 312 c.
27 Западноевропейская и американская живопись и рисунок: из коллекции Арманда Хаммера (США):
каталог выставки / М-во культуры СССР, Гос. Эр-
митаж, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; [авт. вступ. ст. и ред. кат. - А. Бар-
ская]. - Ленинград: Аврора, 1972. - 15, [1] с.
шингтоне, Музей искусств округа Лос-Анджелес, Детройтского института искусств, Музея изобразительных искусств в Хьюстоне и Исторического центра Буффало Билла. И снова на выставке были мастера итальянского Возрождения, голландская и французская живопись старых мастеров, импрессионисты и постимпрессионисты, немецкий экспрессионизм в виде одной работы Эрнста Людвига Кирхнера, а также американский реализм конца XIX - начала XX века28. Третья выставка из этой серии была посвящена итальянской живописи.
Список работ, включённых в состав выставок из Метрополитен-музея, был чуть разнообразнее. Первая выставка «100 картин из Музея Метрополитен» (28 августа - 2 ноября 1975) представляла ядро коллекции музея. Кураторы включили художников Италии, Германии, Нидерландов, Испании, Англии, Франции, опять же, остановившись на импрессионизме и постимпрессионизме. Американская школа живописи была представлена, в основном, реалистическими произведениями XVIII и XIX века, а созданных в ХХ веке работ вошло буквально три, где самой современной картиной была «Контора в маленьком городе» Эдварда Хоппера (1953).
Вторая выставка «Американская живопись второй половины XIX-XX века из собрания США» (20 декабря 1977 - 12 февраля 1978) из собраний Метрополитен-музея и Художественных музеев Сан-Франциско была гораздо более репрезентативной в области тенденций современного американского искусства ХХ века. Художник Сергей Шаблавин вспоминал: «Из официальных выставок начала 1970-х за-
136
28 Западноевропейская и американская живопись из музеев США: Репродукции: Каталог / Авт. вступ. статьи И. Антонова; М-во культуры СССР. Фонд Арманда Хаммера. Гос. Эрмитаж... - Москва: [б. и.], 1976. - 79 с.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
в фигуративной живописи» (7 работ)31. Эта выставка тоже была сосредоточена на фигуратив-
помнились только две: грандиозная по тем временам и нашумевшая выставка современного американского искусства (в основном, поп-арта) в ГМИИ им. А. С. Пушкина и скромная, мало кем замеченная выставка американских гиперреалистов в Доме Дружбы с народами зарубежных стран»29.
Действительно, на выставке Американской живописи 1977 было представлено восемьдесят пять работ (по крайней мере, столько вошло в каталог30) разных направлений из разных музейных и частных собраний США.
Куратор Генри Гельдцалер, хранитель искусства ХХ века Метрополитен-музея, и сотрудники музея поделили выставку на следующие блоки: «Американское искусство XIX века» (8 работ), «Роберт Генри, его время и окружение» (7 работ, включая Рокуэлла Кента), «Первая волна модернизма» (10 работ, включая более абстрактные картины Чарльза Демута, Джорджии О'Кифф и Стюарта Дэвиса), «Регио-налисты» (7 работ), «Урбанистическое направление в американской живописи 1930-х годов. "Школа Четырнадцатой улицы"» (3 работы), «Социальные реалисты» (9 работ), «Фигуративная живопись 1920-1930-х годов» (4 работы, из них три - Эдварда Хоппера), «Фигуративная живопись 1940-1950-х годов» (7 работ), «Живопись Калифорнии 1950-1960-х годов» (6 работ), «Поп-арт» (9 работ), «Фотореалисты» (4 работы), «Живопись Северной Калифорнии 1970-х годов» (4 работы), «Новые направления
29 Эти странные семидесятые, или Потеря невинности: эссе, интервью, воспоминания / сост. Георгий Кизевальтер. - Москва: Новое лит. обозрение, 2010. - 418 с., [16] л. ил. - С. 314.
30 Американская живопись второй половины XIX-XX в. из собраний США: Каталог выставки [Пер. с англ. / Авт. вступит. статей к. разделам и сведений о художниках Г. Гельдцалер и др.; Биогр. художников Л. Симса]. - Москва: Сов. художник, 1980. - [66] с.
ной живописи, но только уже ХХ века, и в большей степени нью-йоркской. Абстрактного экспрессионизма не было - он только упоминался в статье Томаса Х. Гарвера и Генри Гельдцалера. Опять же отличительно чертой был то, что материалы для каталога были предоставлены американской стороной.
Поп-арт включал работы Ларри Риверса, Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розен-квиста и Тома Уэсселмана. Фотореализм - работы Ричарда Эстеса, Ральфа Гоингса и Чака Клоуза. В раздел «Новые направления в фигуративной живописи» попали картины Фэрфилда Портера, Филиппа Пёрлстайна, Алекса Каца, Альфреда Лесли, Максвелла Хендлера и Нейла Дженни, выполненные с 1965 по 1975 год. Генри Гельдцалер комментировал кураторский выбор следующим образом: «Я попытался бросить как можно больше перца в глаза людям, которые думают, что знают, "как нужно рисовать картину". В нашей стране мы не думаем, что существует "правильный" способ рисовать»52.
Любопытно, что при этом эта выставка в целом отвечала трактовке американского, да и любого другого национального искусства, через советскую идеологическую призму. В этом методе торжествовала мысль о том, что единственно возможный правильный путь в искусстве - это реализм как транслятор «большого, правдивого и поэтического образного содержа-ния»33. С той лишь разницей, что до советского
137
31 Там же.
32 Shipler, D. K. (1977, December 22). Show of U.S. Paintings Opens in Moscow. The New York Times, 58.
33 Чегодаев, А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675-1975: Живопись, архитектура, скульптура, графика / А. Д. Чегодаев. - Москва: Искусство, 1976. - С. 8.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
зрителя неожиданно допустили поп-арт и фотореализм.
Выставочная программа и культурный обмен существовал до 1979 года. Тогда после ввода советских войск в Афганистан начался очередной виток холодной войны, и культурный обмен был приостановлен на несколько лет. Открытая и бескомпромиссная конфронтация продолжалась до 1985 года, когда состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва и президента США Рональда Рейгана на саммите в Женеве, на которой 21 ноября 1985 года было подписано новое Соглашение о культурном обмене.
список литературы
Энциклопедия российско-американских отношений XVIII-XX века / [Авт. и сост.: Э. А. Иванян]. -Москва: Междунар. отношения, 2001. - 692 с.
Richmond, Y. (1987). U.S.-Soviet cultural exchanges, 1958-1986: Who wins? Boulder: Westview Press.
Wilson, L. D. Semicentennial of Statehood. Retrieved April 20, 2021,
from http://www.okhistory.org/publications/enc/entry.p hp?entry=SE010
Chunikhin, K. (2019). At Home among Strangers: U.S. Artists, the Soviet Union, and the Myth of Rockwell Kent during the Cold War. Journal of Cold War Studies. 21 (4), 175-207. doi: https://doi.org/10.1162/jcws a 00910
Steichen, E., Sandburg, C., & Museum of Modern Art (New York, N.Y.). (2015). The family of man.
Canaday, J. (1959, November 1). The Moscow Pictures, at the Whitney, Summarize Three American Decades.
The New York Times, 496.
Чернышов, М. Москва 1961-67 = Moscow, 1961-67 / Михаил Чернышов; ст. Виктора Томачинского. -Нью-Йорк: Published by Bella Volfman, 1988. - 126, [2] с.: ил. - б.т.
Hixson, W. L. (1998). Parting the curtain: Propaganda, culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press.
Haddow, R. H. (1997). Pavilions of plenty: Exhibiting American culture abroad in the 1950s. Washington: Smithsonian institution Press.
Kushner, M. (2002). Exhibiting Art at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Domestic Politics and Cultural Diplomacy. Journal of Cold War Studies, 4(1), 626. Retrieved May 18, 2021, from https://www.jstor.org/stable/26925156
Reid, S.E. (2008). Who Will Beat Whom?: Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 9(4), 855-904. doi:10.1353/kri.0.0030.
Wulf, A. J. & Rowman and Littlefield. (2015). U.S. international exhibitions during the Cold War: Winning hearts and minds through cultural diplomacy. Lanham: Rowman & Littlefield.
Chunikhin, K. (2018). Painting and Sculpture at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Defining Success of a Hot Art Show during the Cold War.
New Europe College Yearbook: Pontica Magna Program, 2015-2017. Bucharest: NEC, 191-216.
Рид, С. Американское искусство в Москве в 1959 г. 138 и политика в области формирования общественного мнения в годы «холодной войны» / С. Рид / The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960-1990 годов. Коллекция Людвигов. - Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König; Берлин: DOM publishers, 2020. - 312 c. ISBN: 978-3-86922-251-6. -C. 80-99.
Resolution on the United States Information Agency. Retrieved April 20, 2021,
from http://www .ala. org/aboutala/ offices/iro/awardsacti vities/resolutionunited
Tolvaisas, T. (2010). Cold War "Bridge-Building": U.S. Exchange Exhibits and Their Reception in the Soviet Union, 1959-1967. Journal of Cold War Studies, 12(4), 3-31. Retrieved May 18, 2021, from https://www.jstor.org/stable/26923446
Topping, S. (1960, November 17). Moscow Gets Art of Rockwell Kent. The New York Times, 13.
100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: [1912-2012] : юбилейный альбом : [в 2 т.] / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. - Москва: Гамма-пресс, 2012. - Т. 2 / [авт. ст.: Т. В. Потапова и др.]. - 2012. - 327 с.
| 2 (43) 2021 |
Анастасия Сергеевна КУРЛЯНДЦЕВА
| США и СССР: история удивительного выставочного обмена |
Курляндцева, А. С. Павел Корин в Нью-Йорке. Из истории советско-американского выставочного обмена / А. С. Курляндцева // Искусство. - 2019. - №
2. - С. 206-229.
Exhibitions. (1972). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (103), 17-24. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303964
Иванян, Э. А. Когда говорят музы: история российско-американских культурных связей : монография /
3. А. Иванян. - Москва: Междунар. отношения, 2007. - 429 с.
Taylor, F., Jayne, H., & Harrison, L. (1943). Review of the Year: 1943. Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (74), 13-39. Retrieved May 18, 2021, from
http://www.jstor.org/stable/40303765
Exhibitions. (1970). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (101), 27-28. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303925
Harkison, J. (1973, August 1). Soviet Visitors Tour 7 U.S. Cities for Art Exchange. The New York Times, 46.
Sarabianov, D. V., Fine Arts Museums of San Francisco., Metropolitan Museum of Art, New York., Bowlt, J. E., Korotkevich, E. Y., & Uspenskaia, E. A. (1977). Russian and Soviet painting. New York, NY: The Metropolitan Museum of Art.
ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 345. С. 1-21.
ОР ГТГ. Ф. 8. XIV. 560. С. 2.
Kramer, H. (1973, April 1). A Soviet Shift? The New
York Times, 173.
Shipler, D. K. (1977, December 22). Show of U.S. Paintings Opens in Moscow. The New York Times, 58.
Kramer, H. (1977, April 24). Detente Yields A Dismal Show. The New York Times, 175.
Америка - Россия: на перекрёстках культур // Третьяковская галерея. - 2011. - Специальный выпуск №2.
Западноевропейская и американская живопись и рисунок: из коллекции Арманда Хаммера (США): каталог выставки / М-во культуры СССР, Гос. Эрмитаж, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; [авт. вступ. ст. и ред. кат. - А. Барская]. - Ленинград: Аврора, 1972. - 15, [1]
Западноевропейская и американская живопись из музеев США: Репродукции: Каталог / Авт. вступ. статьи И. Антонова; М-во культуры СССР. Фонд Арманда Хаммера. Гос. Эрмитаж... - Москва: [б. и.], 1976. - 79 с.
Эти странные семидесятые, или Потеря невинности: эссе, интервью, воспоминания / сост. Георгий Кизе-вальтер. - Москва : Новое лит. обозрение, 2010. -418 с.
Американская живопись второй половины XIX-XX в. из собраний США: Каталог выставки [Пер. с англ. / Авт. вступит. статей к. разделам и сведений о художниках Г. Гельдцалер и др.; Биогр. художников Л. Симса]. - Москва: Сов. художник, 1980. - [66] с.
Американская живопись второй половины XIX-XX в.: из Музея Метрополитен в Нью-Йорке и других собраний США: каталог временной выставки / Гос. Эрмитаж. - Ленинград: [б. и.], 1978. - 15 с.
Чегодаев, А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675-1975: Живопись, архитектура, скульптура, графика / А. Д. Чегодаев. - Москва: Искусство, 1976. - 75, [12] с.
13g
| 2 (43) 2021 |
Сериал versus фильм: тенденции и перспективы / Series Versus Film: Trends and Perspectives
Anastasia S. KURLYANDTSEVA
| USA and USSR: the History of an Amazing Exhibition Exchange |
Anastasia S. KURLYANDTSEVA
State Tretyakov Gallery 10, Krymsky Val, Moscow, Russia, 117049 Research Fellow, Department of the Contemporary Art ORCID: 0000-0002-9052-6780 E-mail: kurl.coffer@gmail.com
usa and ussr: the history of an
The reciprocal close focus of the Soviet Union and the United States and the mutual interest of the two superpowers to each other in the 1950s - 1970s were conditioned by the realities of the Cold War, intense competition and counter-propaganda. Nevertheless, against the background of periodic escalation of conflicts associated with political divisions, between 1958 and 1979, agreements on cultural exchange were in force between the countries. They had been re-signing every two years until 1973. Both countries welcomed writers and poets, artists, scientists, athletes, students, ballet troupes, dozens of performance groups and orchestras, including the Bolshoi and Kirov Theaters, Sergei Obraztsov Puppet Theater, New York City Ballet, Benny Goodman Orchestra, Philadelphia and the New York Symphony Orchestras and many others. In the situation of the Cold War, the official cultural sphere was undoubtedly a testing ground for mutual propaganda, closely intertwined with political decisions taken at one time or another.
This article is focused on the history of Soviet-American art contacts in the 1950s - 1970s, built both within the framework of official cultural diplomacy of those years, and privately, through personal communication channels, namely, its specific aspect related to the history of exhibition practices in the 1970s.
From 1972 to 1979, an unprecedented exhibition exchange took place between the Soviet Union and the United States of America. Then, in seven years, seven large exhibitions from American and Soviet private and museum collections were shown in the museums of the USSR and the USA. So, for example, in the Pushkin State Museum of Fine Arts and other Soviet museums were shown three exhibitions brought by personal agreement with the American businessman Armand
^mazing exhibition exchange
Hammer, and four more - under a parity agreement with the Metropolitan Museum, the largest art museum in New York.
The article presents a brief chronology of cultural diplomacy and the Soviet-American exhibition exchange in the 1950s-1960s, as well as highlights the history of the 1970s in more detail.
Key words: cultural diplomacy, the Lacy-Zarubin agreement, exchange of exhibitions, Cold War, The Metropolitan Museum of Art, The Pushkin State Museum of Fine Arts, Armand Hammer, United States 140 Information Agency, socialist realism, avant-garde, unofficial art, era of stagnation.
References
Ivanian, E. A. (2001). Entsiklopediia rossiisko-amerikanskikh otnoshenii: ^XVIII-XX veka. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Richmond, Y. (1987). U.S.-Soviet cultural exchanges, 1958-1986: Who wins? Boulder: Westview Press.
Wilson, L. D. Semicentennial of Statehood. Retrieved April 20, 2021, from
http: //www. okhistory. org/publications/enc/entry.php?en try=SE010
Chunikhin, K. (2019). At Home among Strangers: U.S. Artists, the Soviet Union, and the Myth of Rockwell Kent during the Cold War. Journal of Cold War Studies. 21 (4), 175-207. doi: https://doi.org/10.1162/jcws a 00910
Steichen, E., Sandburg, C., & Museum of Modern Art (New York, N.Y.). (2015). The family of man.
Canaday, J. (1959, November 1). The Moscow Pictures, at the Whitney, Summarize Three American Decades.
The New York Times, 496.
| 2 (43) 2021 |
Anastasia S. KURLYANDTSEVA
| USA and USSR: the History of an Amazing Exhibition Exchange |
Chernyshov, M. (1988). Mikhail Chernyshov, Moskva 1961-67. N'iu-iork: B. Volfman
Hixson, W. L. (1998). Parting the curtain: Propaganda, culture, and the Cold War, 1945-1961. New York: St. Martin's Press.
Haddow, R. H. (1997). Pavilions of plenty: Exhibiting American culture abroad in the 1950s. Washington: Smithsonian institution Press.
Kushner, M. (2002). Exhibiting Art at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Domestic Politics and Cultural Diplomacy. Journal of Cold War Studies, 4(1), 626. Retrieved May 18, 2021, from https://www.jstor.org/stable/26925156
Reid, S.E. (2008). Who Will Beat Whom?: Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 9(4), 855-904. doi:10.1353/kri.0.0030.
Wulf, A. J. & Rowman and Littlefield. (2015). U.S. international exhibitions during the Cold War: Winning hearts and minds through cultural diplomacy. Lanham: Rowman & Littlefield.
Chunikhin, K. (2018). Painting and Sculpture at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Defining Success of a Hot Art Show during the Cold War.
New Europe College Yearbook: Pontica Magna Program, 2015-2017. Bucharest: NEC, 191-216.
Reid, S.E. (2020). 'American Art in Moscow 1959 and the Cold War Politics of the Public'. In The Cool and the Cold. Painting from the USA and USSR 1960-1990. The Ludwig Collection. Dodenhoff, Benjamin, Franzen, Brigitte & Peter und Irene Ludwig Stiftung Berlin: Köln: Walther König. 80-99.
Resolution on the United States Information Agency. Retrieved April 20, 2021,
from http://www .ala. org/aboutala/ offices/iro/awardsacti vities/resolutionunited
Tolvaisas, T. (2010). Cold War "Bridge-Building": U.S. Exchange Exhibits and Their Reception in the Soviet Union, 1959-1967. Journal of Cold War Studies, 12(4), 3-31. Retrieved May 18, 2021, from https://www.jstor.org/stable/26923446
Topping, S. (1960, November 17). Moscow Gets Art of Rockwell Kent. The New York Times, 13.
Iskol'dskaia, K., & Gosudarstvennyi muzei izo-brazitel'nykh iskusstv imeni A.S. Pushkina. (2012). 100
let Gosudarstvennomu muzeiu izobrazitel'nykh iskusstv
imeni A.S. Pushkina: lubileinyi al'bom, 1912-2012, v 2-kh tomakh.
Kurliandtseva, A. S. (2019). Pavel Korin v N'iu-iorke. Iz istorii sovetsko-amerikanskogo vystavochnogo ob-mena. Iskusstvo, 2, 206-229.
Exhibitions. (1972). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (103), 17-24. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303964
Ivanian, E. A. (2007). Kogda govoriat^muzy: Istoriia rossiisko-amerikanskikh kufturnykh sviazei. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Taylor, F., Jayne, H., & Harrison, L. (1943). Review of the Year: 1943. Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (74), 13-39. Retrieved May 18, 2021, from
http://www.jstor.org/stable/40303765
Exhibitions. (1970). Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art, (101), 27-28. Retrieved May 18, 2021, from http://www.jstor.org/stable/40303925
Harkison, J. (1973, August 1). Soviet Visitors Tour 7 U.S. Cities for Art Exchange. The New York Times, 46.
Sarabianov, D. V., Fine Arts Museums of San Francisco., Metropolitan Museum of Art, New York., Bowlt, J. E., Korotkevich, E. Y., & Uspenskaia, E. A. (1977). Russian and Soviet painting. New York, NY: The Metropolitan Museum of Art.
Department of Manuscripts, Tretyakov Gallery. Fund 8. XIV. Item 345. Sheets 1-21.
Department of Manuscripts, Tretyakov Gallery. Fund 8. XIV. Item 560. Sheet 2.
Kramer, H. (1973, April 1). A Soviet Shift? The New
York Times, 173.
Shipler, D. K. (1977, December 22). Show of U.S. Paintings Opens in Moscow. The New York Times, 58.
Kramer, H. (1977, April 24). Detente Yields A Dismal Show. The New York Times, 175.
Amerika - Rossiia: na perekrestkakh kul'tur (2011).
Tret'iakovskaia galereia, 2, 3.
Barskaia, A., M-vo kul'tury SSSR, Gos. Ermitazh, Gos. muzei izobrazitel'nykh iskusstv im. A. S. Pushkina (1972). Zapadnoevropeiskaia i amerikanskaia zhivopis' i risunok: iz kollektsii Armanda Xammera (SShA). Leningrad: Avrora.
| 2 (43) 2021 |
Anastasia S. KURLYANDTSEVA
| USA and USSR: the History of an Amazing Exhibition Exchange |
Antonova, I., M-vo kul'tury SSSR, Fond Armanda Xammera, Gos. Èrmitazh (1976). Zapadnoevropeïskaia i amerikanskaia zhivopis' iz muzeev SShA. Moskva: [b. i.].
Kizeval'ter, G. (2010). Éti strannye semidesiatye, ili Poteria nevinnosti: esse, interv'iu, vospominaniia. Moskva: "Novoe literaturnoe obozrenie".
Gel'dtsaler, G., Simsa, L. (1980). Amerikanskaia zhivopis ' vtoroï poloviny KhIKh-KhKh v. iz sobraniï SShA. Moskva: Sov. Khudozhnik
Gos. Èrmitazh (1978). Amerikanskaia zhivopis' vtoroï poloviny XIX-XX v.: iz Muzeia Metropoliten v N'iu-Iorke i drugikh sobraniï SShA /. Leningrad: [b. i.].
Chegodaev, A. D. (1976). Iskusstvo Soedinennykh Shtatov, Ameriki 1675-1975: zhivopis', arkhitektura, skulptura, grafika. Moskva: Iskusstvo.
142
| 2 (43) 2021 |