Научная статья на тему 'США И ИТАЛО-СОМАЛИЙСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1970-1980-Е ГГ'

США И ИТАЛО-СОМАЛИЙСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1970-1980-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / СОМАЛИ / ИТАЛИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / З. БЖЕЗИНСКИЙ / М. САМАНТАР / ИТАЛО-СОМАЛИЙСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОМАЛИ В 1970-1980-Е ГГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тухватуллин Рустэм Расфарович, Кудашев Усман Набиуллович

В статье рассматривается проблема итальянского оружейного экспорта в Сомали в период холодной войны в контексте американской политики на Африканском Роге. Обстановка, сложившаяся на Африканском Роге в 1970-1980-е гг., заставила США обратить внимание на достаточно стабильные итало-сомалийские отношения и по возможности использовать их в собственных интересах. На основе американских и итальянских документов выявляются причины, побуждавшие Италию проявлять интерес к поставкам вооружений в Сомали и заставлявшие Вашингтон на это реагировать. Сделана попытка отследить тенденции в действиях США в период правления президентов Картера и Рейгана по отношению к экспорту итальянского и американского оружия из Италии в Сомали. На период президентства Джимми Картера приходится активизация итало-сомалийского военно-технического сотрудничества, что было связано с изменениями во внешней политике Сомали, переориентировавшейся на Запад. Вплоть до конца 1979 г. Вашингтон не определил позицию по поставкам вооружений в Сомали и блокировал любые попытки Италии передать Могадишо военную технику, содержавшую американские компоненты. Победа «ястребов» во главе с З. Бжезинским в споре о необходимости поддержки вооруженных сил Сомали открыла дорогу как собственно итальянскому оружию, так и вооружению, изготавливавшемуся в Италии по американской лицензии. В период президентства Рональда Рейгана итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество переживало расцвет. Вашингтон, использовавший Сомали для давления на просоветскую Эфиопию, выдал разрешение на передачу Могадишо Римом более сотни американских танков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USA AND ITALIAN-SOMALI MILITARY-TECHNICAL COOPERATION IN THE 1970S-1980S

The article deals with the problem of Italian arms exports to Somalia during the Cold War in the context of American policy in the Horn of Africa. The situation in the Horn of Africa in the 1970s and 1980s forced the United States to pay attention to fairly stable Italian-Somali relations, and, if possible, use them in their own interests. On the basis of American and Italian documents, the reasons that prompted Italy to show interest in arms supplies to Somalia and forced Washington to respond to it are revealed. An attempt has been made to trace the trends in the actions of the United States during the reign of Presidents Carter and Reagan in relation to the export of Italian and American weapons from Italy to Somalia. During the presidency of Jimmy Carter, there is an intensification of Italian-Somali military-technical cooperation, which was associated with changes in the foreign policy of Somalia, reoriented towards the West. Until the end of 1979, Washington did not determine its position on the supply of weapons to Somalia, and blocked any attempts by Italy to transfer military equipment containing American components to Mogadishu. The victory of the “hawks” led by Z. Brzezinski in the dispute over the need to support the armed forces of Somalia opened the way for both Italian weapons themselves and weapons manufactured in Italy under an American license. During the presidency of Ronald Reagan, Italian-Somali military-technical cooperation flourished. Washington, which used Somalia to put pressure on pro-Soviet Ethiopia, issued permission for the transfer of more than a hundred American tanks to Mogadishu by Rome

Текст научной работы на тему «США И ИТАЛО-СОМАЛИЙСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1970-1980-Е ГГ»

Международные отношения: история и современность

DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-1-153-165 Р.Р. Тухватуллин, У.Н. Кудашев

Башкирский государственный университет, 450076 г. Уфа, Российская Федерация

США и итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество в 1970-1980-е гг.

В статье рассматривается проблема итальянского оружейного экспорта в Сомали в период холодной войны в контексте американской политики на Африканском Роге. Обстановка, сложившаяся на Африканском Роге в 1970-1980-е гг., заставила США обратить внимание на достаточно стабильные итало-сомалийские отношения и по возможности использовать их в собственных интересах. На основе американских и итальянских документов выявляются причины, побуждавшие Италию проявлять интерес к поставкам вооружений в Сомали и заставлявшие Вашингтон на это реагировать. Сделана попытка отследить тенденции в действиях США в период правления президентов Картера и Рейгана по отношению к экспорту итальянского и американского оружия из Италии в Сомали. На период президентства Джимми Картера приходится активизация итало-сомалийского военно-технического сотрудничества, что было связано с изменениями во внешней политике Сомали, переориентировавшейся на Запад. Вплоть до конца 1979 г. Вашингтон не определил позицию по поставкам вооружений в Сомали и блокировал любые попытки Италии передать Могадишо военную технику, содержавшую американские компоненты. Победа «ястребов» во главе с З. Бжезинским в споре о необходимости поддержки

© Тухватуллин Р.Р., Кудашев У.Н., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

вооруженных сил Сомали открыла дорогу как собственно итальянскому оружию, так и вооружению, изготавливавшемуся в Италии по американской лицензии. В период президентства Рональда Рейгана итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество переживало расцвет. Вашингтон, использовавший Сомали для давления на просоветскую Эфиопию, выдал разрешение на передачу Могадишо Римом более сотни американских танков. Ключевые слова: США, Сомали, Италия, военно-техническое сотрудничество, З. Бжезинский, М. Самантар, итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество, Сомали в 1970-1980-е гг.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тухватуллин Р.Р., Кудашев У.Н. США и итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество в 1970-1980-е гг. // Ло-кус: люди, общество, культуры, смыслы. 2023. Т. 14. № 1. С. 153-165. DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-1-153-165

DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-1-153-165 R.R. Tukhvatullin, U.N. Kudashev

Bashkir State University, Ufa, 450076, Russian Federation

The article deals with the problem of Italian arms exports to Somalia

during the Cold War in the context of American policy in the Horn of Africa.

The situation in the Horn of Africa in the 1970s and 1980s forced the United

States to pay attention to fairly stable Italian-Somali relations, and, if possible,

„, !§. n use them in their own interests. On the basis of American and Italian o ¡2

ib§ documents, the reasons that prompted Italy to show interest in arms supplies o ¡^ Ee to Somalia and forced Washington to respond to it are revealed. An attempt has been made to trace the trends in the actions of the United States

>• ^ n

during the reign of Presidents Carter and Reagan in relation to the export

s ° o

° of Italian and American weapons from Italy to Somalia. During the presidency of Jimmy Carter, there is an intensification of Italian-Somali military-technical

USA and Italian-Somali military-technical cooperation in the 1970s-1980s

cooperation, which was associated with changes in the foreign policy of Somalia, reoriented towards the West. Until the end of 1979, Washington did not determine its position on the supply of weapons to Somalia, and blocked any attempts by Italy to transfer military equipment containing American components to Mogadishu. The victory of the "hawks" led by Z. Brzezinski in the dispute over the need to support the armed forces of Somalia opened the way for both Italian weapons themselves and weapons manufactured in Italy under an American license. During the presidency of Ronald Reagan, Italian-Somali military-technical cooperation flourished. Washington, which used Somalia to put pressure on pro-Soviet Ethiopia, issued permission for the transfer of more than a hundred American tanks to Mogadishu by Rome. Key words: USA, Somalia, Italy, military-technical cooperation, Z. Brzezinski, M. Samantar, Somalia in 1970s-1980s, Italo-Somali military-technical cooperation

FOR CITATION: Tukhvatullin R.R., Kudashev U.N. USA and Italian-Somali military-technical cooperation in the 1970s-1980s. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2023. Vol. 14. No. 1. Pp. 153-165. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-1-153-165

Африканский Рог в годы холодной войны стал одной из «горячих точек» противостояния СССР и США. Это было во многом предопределено стратегически важным положением региона, позволяющим влиять с его территории на юг Аравийского полуострова, Баб-эль-Мандебский пролив и северо-западную часть Индийского океана. Политика сверхдержав в регионе представляла собой своеобразный цикл: стратегически важное положение Африканского Рога вызывало интерес США (или СССР), в результате чего противник пытался противостоять, усиливая свое влияние, на что следовал, в свою очередь, симметричный ответ. Одновременно с этим относительно независимая политика расположенных на Африканском Роге государств, Сомали и Эфиопии, порой шедшая в разрез с интересами сверхдержав, усиливала нестабильность региона. В этих условиях для США большой интерес представляло к итало-сомалийское сотрудничество, остававшееся относительно ста- ш о. ^ бильным, несмотря на смену режимов или идеологии в Сомали. £ Ь У

В конце 1970-х гг. отношения между Сомалийской Демократической |

Республикой (СДР) и странами НАТО, до этого бывшие достаточно ? ^ Л прохладными, стали постепенно меняться к лучшему. После фактиче- ^ | т' ской потери Эфиопии роль Сомали в американской политике на Афри- н ^ канском Роге значительно повысилась. Одновременно с этим смена

внешнеполитического курса, проведенная президентом СДР Мохаме-дом Сиадом Барре в ходе войны за Огаден, повлекла за собой сдвиги в т.ч. и в итало-сомалийских отношениях.

В 1969-1977 гг., в период, когда СДР ориентировалась, в основном, на Советский Союз, Италия оставалась единственной страной НАТО, которая поставляла туда оружие (в основном, карабины и пистолеты для полиции). Единственный военный атташе из стран НАТО в Могадишо также был итальянцем1. Но все же влияние Италии на сомалийские силовые структуры было минимальным, и Вашингтон практически не учитывал его в своей политике по отношению к Сомали.

Ситуация сильно изменилась летом 1977 г. Сомалийско-советские отношения, начавшие охлаждаться в 1976 г., окончательно испортились после произошедшего в июле 1977 г. вторжения сомалийских вооруженных сил в эфиопский регион Огаден, а сама СДР сменила курс на проамериканский. США, к тому моменту уже готовившиеся начать посылать вооружения в Могадишо, из-за начавшейся войны также были вынуждены отменить возможные поставки [3, p. 176], а 10 ноября 1977 г. представители США, Франции, ФРГ и Великобритании (от США на встрече присутствовал заместитель помощника государственного секретаря по Африке Уильям Хэрроп, от Великобритании - помощник заместителя государственного секретаря, от Франции - директор по делам Африки и Мадагаскара, от ФРГ - помощник государственного секретаря) договорились не поставлять в Эфиопию и Сомали оружие до завершения боевых действий, не закрепляя пока данное положение в каких-либо договорах2. В принципе, к тому моменту эти державы склонялись на сторону Сомали, однако против поставок сыграли два фактора. Первый - возможные имиджевые потери из-за поставок оружия в зону боевых действий. Второй - Вашингтон еще надеялся, что Эфиопия откажется от просоветской ориентации и в то же время Сомали также окажется в сфере влияния США. На упомянутой ноябрьской встрече 1977 г. Италия представлена не была, и представители собравшихся там держав предположили, что консультации с Римом по вопросам, связанным с поставками вооружения, о; стоит проводить в двухстороннем порядке. Это создавало некую не-ш -о определенность, которая могла нанести урон планам США, направлен-

1 Ь У ным на тот момент на удержание Могадишо и Аддис-Абебы на своей о ^ I стороне только дипломатическим путем.

£х| _

^ g о. 1 Egyptian armed forces day celebration. October 7, 1974. URL: https://wikileaks.org/plusd/

cables/1974MOGADI01519 b.html (date of access: 23.07.2021). ш i u 2 "

2 о x Second four-power consultation on the Horn of Africa. November 11, 1977. URL: https://

wikileaks.org/plusd/cables/1977LONDON18627_c.html (date of access: 23.07.2021).

Итальянское правительство, в целом, придерживалось линии, взятой странами НАТО: не поставлять вооружение Сомали и Эфиопии до тех пор, пока война в Огадене не закончится, что было продиктовано в том числе и нежеланием обострения отношений с Эфиопией. Как отмечают американские дипломатические работники, сделанные в июле-августе 1977 г. сомалийскими официальными лицами запросы на оружие были вежливо проигнорированы. Вследствие высоких потерь автотранспорта в ходе войны за Огаден, в ноябре 1977 г. первоочередными стали запросы на итальянские грузовые автомобили3, а оружие и боеприпасы, которые начали приходить из арабских стран и Пакистана, отошли на второй план. Впрочем, и эти просьбы были только учтены, но не исполнены.

Единственным исключением стало продолжение поставок легкого оружия для сомалийской полиции и обучение сомалийских полицейских в итальянских военных учебных заведениях4, против чего у Государственного департамента возражений не имелось. Однако итальянцы не исключали, что некоторые арабские страны, такие, как Саудовская Аравия, могут закупить оружие в Италии и затем передать его Сомали5.

В феврале 1978 г., после успешного наступления кубинских и эфиопских войск, поражение Сомали, следовательно, и завершение войны, уже становилось очевидным. Италия в этих условиях начала более активные действия по развертыванию военно-технического сотрудничества с Сомали, оставаясь в рамках политики стран НАТО по отношению к конфликту. В дополнение к одобренной еще до войны продаже 5 тыс. винтовок сомалийской полиции, Министерство иностранных дел Италии одобрило запрос компании Fiat на поставку в Сомали двух типов грузовиков (в т.ч. артиллерийских тягачей). В то же время поставки тяжелого вооружения блокировались, что пока устраивало США. Так, запрос Fiat на продажу бронетехники Сомали на 100 млн долларов (БТР Fiat/OTO-Melara 6614 и бронеавтомобилей Fiat/OTO-Melara 6616) на тот момент был отклонен МИД Италии6.

Итог поражения был катастрофичен для Сомали: было потеряно до 80% военной техники армии, ВВС, полиции и других силовых структур. США, несмотря на окончание войны, не спешили продавать вооружение бывшему советскому союзнику, и в Вашингтоне шли серьезные

ö;

__х

3 Visit to Italy by Ethiopian official. November 10, 1977. URL: https://wikileaks.org/plusd/ o£ cables/1977ROME18352_c.html (date of access: 23.07.2021). ¡|x°

4 Visit of Somali delegation to Italy. December 8, 1977. URL: https://wikileaks.org/plusd/ о Ь; i cables/1977ROME20211_c.html (date of access: 23.07.2021). ^Iz

5 Somali Arms purchase. December 7, 1977. URL: https://wikileaks.org/plusd/cables/1977 ¡J g a.

ROME20113 c.html (date of access: 23.07.2021).

6 " u

Italian Arms export policy. February 24, 1978. URL: https://wikileaks.org/plusd/ 2 <5 x cables/1978ROME03528_d.html (date of access: 23.07.2021).

споры по выработке политики о поставках вооружения в Сомали. Бюро по делам Африки придерживалось строго проэфиопской политики, считало, что именно Эфиопия, старый союзник США, - ключевая страна в регионе, и именно с ней стоит продолжать сотрудничать, а Сомали, «скомпрометировавшая» себя в глазах Вашингтона длительным и тесным сотрудничеством с СССР и вторжением в Огаден, рассматривалась Бюро в крайне негативном ключе [3, p. 193]. Напротив, «ястребы» во главе с З. Бжезинским выступали за как можно более скорую поддержку Могадишо в его борьбе с Эфиопией, обосновывая это необходимостью противостояния советскому и кубинскому влиянию [2, p. 114-115].

Сомали была, однако, вынуждена как-то восстанавливать свой оборонный потенциал, и среди прочего обратилась к бывшей метрополии с просьбой о продаже некоторых вооружений. Первым крупным шагом навстречу сомалийским пожеланиям, сделанным итальянцами, стала продажа военно-транспортных самолетов G.222 производства компании Aeritalia для сомалийских ВВС и вертолетов для полиции. Основной проблемой было то, что на самолетах было установлено два двигателя General Electric T64, предполагаемые для продажи вертолеты AB-204, AB-205 и AB-212 производились в Италии по американской лицензии, и для продажи за рубеж этой техники нужна была санкция США. В январе 1979 г. через посольство в Риме у Вашингтона было запрошено разрешение на продажу Сомали 2-3 самолетов G.2227. В апреле того же года в Вашингтон был направлен запрос на разрешение продажи сомалийской полиции вертолетов, производившихся компанией Agusta по американской лицензии8.

США были настроены скорее негативно по отношению к этим сделкам, и к концу мая вопрос о вертолетах и самолетах только рассматривался, хотя, в то же время, поставки и не были заблокированы9. Против Сомали действовал тот факт, что несмотря на вывод войск из Огадена, Могадишо продолжал поддерживать повстанцев в этом регионе. Это повлияло на решение Вашингтона, и в итоге было решено не позволить итальянцам поставлять военно-транспортные самолеты в Сомали.

Отказ, однако, не обескуражил ни итальянцев, ни сомалийцев. о; Aeritalia, лишившаяся до этого из-за запретов США нескольких выгодных ш ¡^ j, контрактов, таких, как поставка тех же G.222 в Ливию, остро нуждалась 3 h Ь

—7-

о*х 7 Proposed Italian Arms sale to Somalia. January 4, 1979. URL: https://wikileaks.org/plusd/

ro|z cables/1979ROME00302_e.html (date of access: 23.07.2021).

Ill -

cables/1979ROME11551 e.html (date of access: 23.07.2021). a i u 9 v '

2 o x US Arms transfer policies and Italian sales. May 25, 1979. URL: https://wikileaks.org/

N plusd/cables/1979STATE133180_e.html (date of access: 23.07.2021).

^"qi^ 8 Proposed Italian Arms sale to Somalia. April 27, 1979. URL: https://wikileaks.org/plusd/

gog „v™™,™^ -------

B J u Eo X

158

в сомалийском контракте для укрепления как репутации, так и своего финансового положения. В июле 1979 г. через посольство в Риме руководство Aeritalia направило в Государственный департамент письмо, в котором выражалось скрытое, но явно читаемое негодование по поводу запрета на поставку четырех G.222 в Сомали. Итальянцы, с одной стороны, сообщали, что всегда шли по подобным вопросам в фарватере политики США, что самолеты не изменят баланс сил на Африканском Роге и не могут нести вооружение, что положительный ответ хорошо скажется на отношениях между странами, но в то же время намекали, что США действуют в пользу Франции и ФРГ, а отмена контракта может повлечь за собой закрытие производственной линии G.222, что подстегнет безработицу, которая, в свою очередь, негативно повлияет на и без того непростую ситуацию в Италии10. Ричард Гарднер, американский посол в Риме, придерживался точки зрения, что поставки самолетов хорошо повлияют на итало-американские отношения и не принесут ничего плохого11. Сомалийское руководство тоже не сидело сложа руки. 5 сентября посол США в Могадишо Пет-терсон был срочно вызван к Мохамеду Али Самантару, фактически, второму человеку в Сомали после Сиада Барре. Самантар сообщил Петтерсону, что соглашение с итальянцами о поставке четырех самолетов на замену советским Ан-24, которые уже не способны подняться в воздух, было подписано пару месяцев назад, и что сомалийцы надеются к концу сентября получить два G.222. Саматар также подчеркнул, что не понимает, почему США, у которых на данный момент очень хорошие отношения с Сомали, блокируют поставку транспортных самолетов12.

Однако в течение 1979 г., после победы революции в Иране и усиления советского влияния на Африканском Роге и Аравийском полуострове, а также постепенного сворачивания разрядки, политика США по отношению к продаже оружия в Сомали начала меняться [3, p. 199], и возобладала точка зрения Бжезинского на данный вопрос. В итоге в сентябре 1979 г. двигатели General Electric T64 были разрешены к свободной продаже за рубеж. К октябрю 1979 г. разрешение на поставку самолетов было получено, хотя, как отмечал Петтерсон, политика США по отно- ^ шению к Сомали не изменилась, а самолеты стали, в основном, жестом ш Ü ^

3h Ь

-™--^ х

10 Proposed Italian G-222 aircraft sales to Somalia. July 27, 1979. URL: https://wikileaks. о £ х org/plusd/cables/1979ROME20336_e.html (date of access: 23.07.2021). ™xZ

11 Proposed sale of Italian G-222 aircraft to Somalia. September 7, 1979. URL: https:// ^ g a. wikileaks.org/plusd/cables/1979ROME24540_e.html (date of access: 23.07.2021). о

12 Proposed Italian G-222 aircraft sale to Somalia. September 5, 1979. URL: https://wikileaks. 2 <5 x org/plusd/cables/1979MOGADI03197_e.html (date of access: 23.07.2021).

доброй воли13. При этом из предполагавшихся четырех были проданы только два по причине плачевного состояния сомалийского бюджета.

На этом фоне практически незамеченной прошла продажа Италией Сомали летом 1979 г. легких транспортных самолетов Piaggio P.166. Фактически, контракт с Aeritalia, который был изначально чисто коммерческим делом, стал отправной точкой для усиления итало-сомалийского военно-технического сотрудничества и смягчения итальянской политики по отношению к экспорту оружия в эту страну, не дожидаясь решения США по данному вопросу. Стали реализовываться ранее заблокированные сделки. Так, например, концерны Fiat и OTO-Melara, не сумевшие продать Сомали бронетехнику в 1978 г., в марте-мае 1979 г. поставили туда сотню бронеавтомобилей Fiat/OTO-Melara 6616 и бронетранспортеров Fiat/OTO-Melara 661414, которые были оплачены Саудовской Аравией, как и предсказывалось итальянцами.

Уже 17 ноября 1979 г. министр иностранных дел Италии Мальфатти в беседе с послом США Гарднером сообщил, что Сомали запрашивает увеличение поставок оружия и что в Италии определенные круги, особенно военные, благосклонно относятся к этой просьбе, тем более что Саудовская Аравия выразила желание оплатить поставки15. В декабре 1979 г. данный вопрос был решен положительно. В это время политика США по отношению к вооружению Сомали находилась на рассмотрении и постоянно менялась, и пока еще не была окончательно выработана, но Государственный департамент уже не возражал против поставок, в т.ч. и вооружений с произведенными в США компонентами16.

Дебаты по выработке политики США по поставкам оружия в Сомали завершились в августе 1980 г. решением об увеличении военной помощи [2, p. 159]. Италия, к тому моменту уже активно продававшая сомалийцам оружие собственного производства, стала важным звеном в этой цепи, позволяя усиливать сомалийскую армию без продажи вооружения напрямую из США.

Взятый администрацией Рейгана курс на противостояние советскому влиянию по всему миру, в т.ч. и на Африканском Роге, благоприятствовал сотрудничеству Сомали и Италии в военной сфере. Благодаря

ск

X

13 US-Somalia relations. October 10, 1979. URL: https://wikileaks.org/plusd/cables/1979 5 og M0GADI03658_e.html (date of access: 23.07.2021).

1 x o 14 National Photographic Interpretation Center. IAR-0084/80. Imagery analysis report: Nono x Soviet Ground Force Weapon Deliveries to Somalia (S). June 1980. URL: https://www.cia.gov/ roll readingroom/docs/CIA-RDP80T01355A000100070001-0.pdf (date of access: 23.07.2021).

¡J g a. 15 Possible Italian Arms sales to Somalia. November 19, 1979. URL: https://wikileaks.org/ plusd/cables/1979ROME31992_e.html (date of access: 23.07.2021).

2 o x 16 Briefing materials for secretary Vance's Trip to Italy. December 10, 1979. URL: https://

wikileaks.org/plusd/cables/1979STATE319040_e.html (date of access: 23.07.2021).

поставкам из Италии Сомалийская национальная армия (СНА) и полиция в 1980-1982 гг. получила более 300 бронеавтомобилей и бронетранспортеров, более 70 105-мм гаубиц, несколько легких контрпартизанских SIAI-Marchetti SF.260W и 6 вертолетов AB-212 и AB-202. Однако это вооружение было либо относительно слабым (особенно это касалось колесной бронетехники Fiat/OTO-Melara, которая, несмотря на свою надежность, мало годилась для противостояния насыщенной противотанковым оружием эфиопской армии), либо устаревшим (к этой категории относились итальянские 105-мм гаубицы Obice da 105/22 Mod. 14/61, являвшиеся модернизацией австро-венгерских гаубиц времен Первой мировой войны, которые к тому же имели совершенно изношенные стволы). Однако для СНА после потерь в войне за Огаден эти поставки были значительным подспорьем.

Не все, тем не менее, шло гладко. Крупнейшим скандалом, связанным с поставками оружия в Сомали, стала попытка продажи крупной партии американских вооружений через итальянскую фирму. США, стремившиеся хоть как-то поднять боеспособность сомалийской армии по сравнению с эфиопской, не были заинтересованы в прямых продажах большого количества оружия на Африканский Рог по политическим мотивам [6, р. 112], и поэтому были вынуждены использовать нелегальные каналы поставок. Таким каналом стала компания Centro Studi Transporti Missilistici, связанная с печально знаменитой итальянской ложей «Пропаганда» № 2 (Propaganda Due). Продажа оружия была замаскирована под поставку оборудования для нефтедобычи и проходила через лихтенштейнский банк [5, р. 22-25]. Официально Centro Studi Transporti Missilistici продавала в Сомали оборудование для нефтедобычи [Там же, р. 56-68], но в реальности предполагалась поставка оружия из США на 400 млн долларов (116 танков M48A5, 20 вертолетов Bell AH-1G, боеприпасы для них, а также 1000 ПТУР TOW) [Там же, р. 69-82]. В данном случае видно влияние схемы, использованной ранее несколькими американскими авантюристами для того, чтобы поставить оружие из Венгрии в Сомали в разгар войны за Огаден, в частности, использование Лихтенштейна как базы для нелегальной

деятельности [1, р. 75]17. Заключенная в октябре 1982 г. сделка, однако, ^

ш0£

была сорвана из-за того, что судья из Тренто Карло Палермо сумел рас- ^¡з t крыть противозаконную деятельность этой фирмы и обнародовал для о ¡^ i

общественности эти факты [4, р. 129]. 1 z

-

17 См. также: Liechtenstein firm reportedly involved in arms transfer to Somalia. January 17, ¡^ ° о 1978. URL: https://wikileaks.org/plusd/cables/1978ZURICH00025_d.html (date of access: So x 23.07.2021). f

Значительным шагом, направленным на восстановление потенциала СНА, стала поставка из Италии американских танков M-47 Patton, снимаемых с вооружения итальянской армии. Поставленные в Италию в 1950-1960-е гг., эти танки были формально примерным аналогом советского Т-55, который на тот момент уже стал основным танком эфиопской армии. Сомалийские танковые войска на тот момент располагали примерно 150 танками, основу которых составляли советские и египетские Т-54 и Т-55, с небольшим количеством изношенных Т-34-85 и переданных Кувейтом британских танков Centurion, причем к этой технике, разбросанной по всей стране, хронически не хватало запасных частей. При этом эфиопские и кубинские войска только в Огадене располагали более чем двухкратным превосходством в танках. Появление танков M-47, наряду с поставляемыми из США ПТУР TOW и представленными Пакистаном безоткатными орудиями на базе джипов, теоретически должны были усилить противотанковую оборону СНА18.

Если до поставок M-47 Италия направляла в Сомали оружие либо полностью своего производства, либо только с американскими компонентами, то эти танки были полностью произведены в США, что снова требовало подтверждения со стороны Вашингтона.

Американцы считали, что танки уже сильно устарели, и, следовательно, сам жест будет больше политическим, нежели военным19. Одобрение, после небольшого спора между Бюро по делам Африки и американским посольством в Могадишо, было получено. Однако при этом итальянцы пытались получить определенную выгоду из этого мероприятия, «переоборудовав» танки и поставив на них новые двигатели для повышения экспортной цены, что уже наткнулось на сопротивление Государственного департамента20.

В результате в 1982 г. в Сомали из Италии были доставлены 98 танков M-47 Patton. Эта техника доставила больше хлопот всем сторонам, нежели пользы. Во-первых, у соседней прозападной Кении, у которой с Сомали был территориальный спор и на территории которой ранее сомалийское руководство поддерживало повстанцев, сразу же возникли

CK

g. претензии, сводившиеся к тому, что Могадишо может использовать эти

3 h Ь

4 х —18-

о ¡^ х 10 SIG Meeting on Somalia. January 28, 1982. URL: https://www.cia.gov/readingroom/docs/

ro|z CIA-RDP84B00049R000400930013-7.pdf (date of access: 23.07.2021).

^ a. 19 Somalia: Siad's position deteriorates. October 29, 1981. URL: https://www.cia.gov/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

readingroom/docs/CIA-RDP84B00049R000400930008-3.pdf (date of access: 23.07.2021).

2 о x 20 Somalia: Country reader. URL: https://adst.org/wp-content/uploads/2018/02/Somalia.pdf

(date of access: 07/23/2021).

танки против нее21, и США пришлось успокаивать кенийское руководство. Во-вторых, старые и изношенные танки были не в лучшем техническом состоянии. По данным ЦРУ, к августу 1983 г. менее 50% этих танков находились в рабочем состоянии, имелись проблемы со снабжением топливом и, в целом, сомалийцы были ими недовольны22. США пришлось искать какой-то иной способ усилить противотанковую составляющую СНА23.

Однако данные обстоятельства не помешали продолжению итальяно-сомалийского военно-технического сотрудничества. В 1980-е гг. Италия оставалась основным поставщиком оружия и военной техники для СНА, оставляя далеко позади всех остальных.

В начале января 1985 г. Сиад Барре встретился в Риме с премьер-министром Беттино Кракси. В результате встречи Италия обязалась поставить Сомали дополнительно 50 танков M-47, 48 105-мм гаубиц, 150 81-мм минометов, а также обмундирование и снаряжение для 120 тыс. солдат [7, р. 115]. При этом сомалийский лидер упрекал Крак-си в том, что итальянское вооружение, поставленное ранее, непригодно для использования [4, р. 128]. Впрочем, на этот раз поставки были не столь щедры. Например, из 50 танков были поставлены только 25, а из 48 гаубиц - 36. Итальянские поставки фактически завершились в конце 1986 г.24

14 января 1985 г. был подписан меморандум, согласно которому Италия направляла в Сомали две группы военных советников общей численностью около 50 чел.: от армии (Diatme - Delegazione Italiana di Assistenza Tecnica Militare Esercito) и от ВВС (Diatma - Delegazione Italiana di Assistenza Tecnica Militare Aeronautica). Итальянскому персоналу пришлось восстанавливать боеспособность парка сомалийских M-47. Отчеты Разведывательного управления Министерства обороны США, однако, сообщают, что, несмотря на все усилия итальянцев,

21 SIG Meeting on Somalia. January 28, 1982. URL: https://www.cia.gov/readingroom/docs/ CIA-RDP84B00049R000400930013-7.pdf (date of access: 23.07.2021).

22 Central Intelligence Agency. Directorate for intelligence. August 1983. An intelligence assesment. Ethiopia-Somalia: Continuing military imbalance in the Ogaden. URL: https:// www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP84S00552R000300100003-4.pdf (date of access: £ 23.07.2021). ¡1^°

23 SIG meeting on Somalia. January 28, 1982. URL: https://www.cia.gov/readingroom/docs/ ^ ix J CIA-RDP84B00049R000400930013-7.pdf (date of access: 23.07.2021). i^fijg

24 Defense Intelligence Agency. DDB-2680-104-87. Military intelligence summary, ¡5 3 Volume IV, Part III: Africa South of the Sahara (U): November 1987. URL: http://www.dia. mil/F0IA/F0IA-Electronic-Reading-Room/F0IA-Reading-Room-Africa/FileId/39704/ (date So x of access: 23.07.2021).

только 25% танков М-47 были способны передвигаться25. Также итальянцами были вновь введены в летную эксплуатацию уцелевшие самолеты G.222 и вертолеты AB-212 [7, p. 115].

Для США в 1980-е гг. усилия Италии по поддержанию боеспособности СНА играли большую роль, т.к. Сомали потребляло примерно 1/5 всей американской военной помощи странам Африки южнее Сахары, и итальянский вклад позволял снизить эту нагрузку. Группы итальянских советников не позволяли примерно трети техники СНА выйти из строя, что, в свою очередь, отвечало американским интересам: в противном случае СНА не смогла бы оказывать давление на просоветскую Эфиопию. Однако к концу 1980-х гг., в связи с постепенным уменьшением значения Сомали вследствие снижения накала советско-американского противостояния в регионе, США уже не рассматривали итальянскую помощь Сиаду Барре как что-то необходимое. Фактически находящаяся в состоянии гражданской войны страна становилась обузой как для Италии, так и для США. Вывод 56 итальянских советников из Сомали в июле 1990 г., означавший окончание военно-технического сотрудничества Италии с режимом Сиада Барре, на фоне усугубляющегося кризиса на севере страны и подготовке к эвакуации американского персонала прошел фактически незамеченным.

В 1970-1980-х гг. итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество занимало немаловажную позицию в американской политике на Африканском Роге. Италия, традиционный торговый партнер Сомали, имевшая в стране прочные позиции, фактически в одиночку перевооружила сомалийскую армию после разгрома в Огадене, что позволило США значительно сократить расходы. Еще одним обстоятельством, игравшим на руку Вашингтону, было то, что поставка вооружения из Италии не сказывалась на имидже США. Политика администрации Картера по отношению к итальяно-сомалийскому военно-техническому сотрудничеству постепенно эволюционировала от определенной настороженности в связи с общей неопределенностью в регионе и нежеланием окончательно ссориться с Эфиопией до полного одобрения в связи с падением шахского режима в Иране, что Ü ^ подорвало позиции США и потребовало усиления оставшихся союз-§ Ь ников. Администрация Рейгана, в свою очередь, активно поддержи-

0 ^ I вала итало-сомалийское военно-техническое сотрудничество, т.к. оно

а. 5 ш

"Hz _

1 ш ш —25-

3 3 25 Defense Intelligence Agency. DDB-2680-104-87. Military intelligence summary, Volume

IV, Part III: Africa South of the Sahara (U): November 1987. URL: http://www.dia.mil/FOIA/

2 о x F0IA-Electronic-Reading-Room/F0IA-Reading-Room-Africa/FileId/39704/ (date of access:

23.07.2021).

позволяло достаточно небольшими силами оказывать давление на советских союзников в регионе, но к концу 1980-х гг., в связи с постепенным окончанием холодной войны, интерес Вашингтона к поддержке режима Сиада Барре значительно упал. Однако, несмотря на это, опыт Италии в военно-техническом сотрудничестве с Сомали использовался США и в дальнейшем, в частности, во время операции Restore Hope.

Библиографический список / References

1. Burton-Rose D., Silverstein K. Private warriors. N.-Y.; L., 2001.

2. Jackson D.R. Jimmy Carter and the Horn of Africa: Cold War Policy in Ethiopia and Somalia. Jefferson, London, 2007.

3. Lefebvre J.A. Arms for the Horn: U.S. Security Policy in Ethiopia and Somalia, 1953-1991. Pittsburgh, 1991.

4. Merosi M. Somalia. Roma, 1995.

5. Senato Della Repubblica. Camera dei Deputati. IX Legislature. Doc. XXIII n. 2-quatier/7/IV. Commissione Parlamentare D'Inchiesta sulla Loggia Massonica P2. Allegati Alla Relazione. Serie II: Documentazione Raccolta Dalla Commissione. Volume VII: Servizi segreti - Eversione - Stragi - Criminalita organizzata - Traffico armi, droga, petroli -Pecorelli. Tomo IV. Roma, 1987.

6. Terreri F. Armi e affari: il commercio delle armi nord-sud e il ruolo dell'Italia. Roma, 1992.

7. Von Dohnanyi G.L., Franco Oliva F. Somalia: crocevia di traffici internazionali. Roma, 2002.

Статья поступила в редакцию 25.10.2022, принята к публикации 18.11.2022 The article was received on 25.10.2022, accepted for publication 18.11.2022

Об авторах / About the authors

Тухватуллин Рустэм Расфарович - кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры зарубежной истории Института истории и государственного управления, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Rustem R. Tukhvatullin - PhD (History); Associate Professor at the Department of General History of the Institute of History and Public Administration, Bashkir State University, Ufa

E-mail: rtuhvatullin21@mail.ru

Кудашев Усман Набиуллович - аспирант кафедры зарубежной истории Института истории и государственного управления, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Usman N. Kudashev - postgraduate at the Department of General History of the Institute of History and Public Administration, Bashkir State University, Ufa E-mail: usman-kudashev@yandex.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

CK

« Hi

-oh; 13

il - S

Si у £

о

<Dj U So X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.