Научная статья на тему 'США и Европа под угрозой терроризма'

США и Европа под угрозой терроризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США и Европа под угрозой терроризма»

В.Е.ПЕТРИЩЕВ США И ЕВРОПА ПОД УГРОЗОЙ ТЕРРОРИЗМА

После известных событий 11 сентября 2001 г., произошедших в американской столице и Нью-Йорке, международный терроризм вышел на передний план в ряду прочих опасностей, угрожающих человечеству в начале третьего тысячелетия. Однако вряд ли можно согласиться со ставшим модным в последнее время мнением о том, что после сентябрьских террористических атак мир изменился. Проблема терроризма и в предыдущие десятилетия заботила все мировое сообщество, нарастая с каждым годом. Просто небывало масштабная террористическая акция, успешно проведенная в самой могущественной державе и унесшая тысячи человеческих жизней, как вспышка молнии осветила общую картину, сложившуюся в сфере борьбы с терроризмом.

Главы государств, правительства, политики, все мировое сообщество наконец-то вынуждены осознать, каковы истинные размеры опасности, которую несет в себе терроризм. Стало ясно, что на нашей планете не осталось стран, мест и граждан, которые могли бы считаться неуязвимыми для фанатичных адептов террористической идеологии. Мы обязаны сегодня учитывать и то обстоятельство, что происходящие в различных уголках земли процессы тесно взаимосвязаны и что вся наша планета проницаема для вызовов террористов, пользующихся новейшими достижениями науки и техники.

События 11 сентября 2001 г. в США и последовавшие за ними биологические атаки террористов преподнесли ряд трагических и крайне дорогостоящих уроков, которые вынуждают специалистов, глав государств, политиков, мировую общественность тщательно проанализировать их и сделать правильные выводы на перспективу. Конечно же, самый жестокий урок преподнесен самим США. Не имея после развала Советского Союза достойного противника, возложив на себя миссию формирования мировой политики и задавшись целью закрепить лидерство путем создания системы противоракетной обороны, американцы неожиданно получили мощнейший удар в незащищенную спину. Это дает США весомый повод для того, чтобы пересмотреть свою концепцию обеспечения национальной безопасности и перечня приоритетов угроз.

Трагические события в Соединенных Штатах заставляют вспомнить, как американские спецслужбы с начала 80-х годов активно участвовали в вооружении, обучении, специальной подготовке тысяч непримиримых моджахедов в Пакистане для использования их в качестве передового отряда ведения военных действий против советских вооруженных сил в Афганистане.

Крупный скандал разразился в 1996 г. по поводу американского содействия поставкам оружия из Ирана боснийским мусульманам в разгар гражданской войны в 1994 г. Тогда в причастности к тайным операциям по вооружению хорватских боевиков был обвинен посол США в Хорватии П.Гэлбрайт. Однако проведенное по этому поводу расследование показало, что имевшая место противоправная акция не была инициативой самого дипломата, а являлась частью плана по реализации внешнеполитической стратегии на Балканах Государственного департамента и администрации президента США. Таким образом, американское руководство, официально объявив Иран «спонсором» международного терроризма, по существу совместно с этим государством приняло участие в пособничестве мусульманским боевикам в Боснии.

Широко известны и имевшие место всего несколько лет назад контакты ЦРУ с афганскими талибами, и совсем недавняя поддержка косовских сепаратистов. Да и «террорист № 1» Усама бен Ладен превратился в профессионального организатора жестоких террористических атак по всему миру не без поддержки спецслужб США. Теперь же, по злой иронии, именно Соединенные Штаты стали главной мишенью для целой армии фанатиков-моджахедов, преступные действия которых благословляются фетвами (грамотами-предписаниями для правоверных) «исламского праведника», не расстающегося с автоматом Калашникова. Запущенное однажды недальновидными политиками зло возвращается назад, подчиняясь «закону бумеранга».

Впрочем, Соединенные Штаты Америки - далеко не единственная страна, допустившая геостратегические просчеты и делавшая ставку в своем политическом противоборстве с Советским Союзом и Россией на экстремистов, прикрывающих свою преступную деятельность исламскими догмами. В качестве примера можно привести Великобританию. В 1998 г. бывший

офицер британской Специальной авиадесантной службы (САС) К.Коннор дал интервью корреспонденту газеты «Санди тайме», в котором рассказал о малоизвестных фактах подготовки афганских моджахедов на территории Шотландии.

По словам К.Коннора, в 80-е годы, когда афганские повстанцы потерпели ряд крупных поражений в боях с советскими войсками, а их тренировочные лагеря в районе афганопакистанской границы оказались под угрозой уничтожения, ЦРУ США с ведома и при активной поддержке министерств обороны и иностранных дел Соединенного Королевства создало в тайне от общественности страны два крупных центра боевой подготовки моджахедов в горной местности неподалеку от г. Глазго. Афганские боевики доставлялись в лагеря под видом туристов небольшими группами, в течение трех недель проходили интенсивный курс подготовки, после чего возвращались в Афганистан в зону военных действий.

Организовывали работу с боевиками наиболее опытные инструкторы САС. В курс подготовки входили: основы военной тактики, планирование операций, обращение с современными средствами связи, работа со взрывчаткой, использование артиллерии, минометов и реактивных гранатометов, приемы проведения диверсионных операций и саботажа в тылу советских войск в целях уничтожения боевой техники, складов с военным имуществом, аэродромов. Обучение и содержание боевиков в период их подготовки в спеццентрах полностью оплачивалось ЦРУ США.

В целях исключения утечки информации и возможных обвинений в сотрудничестве с моджахедами осуществлялись разнообразные меры маскировки. Так, афганским боевикам категорически запрещалось покидать территорию центров, а местные жители не допускались на эти хорошо охраняемые объекты. Даже сами инструкторы САС на период работы в лагерях подготовки боевиков проходили через процедуру формального увольнения из личного состава войсковой части и считались гражданскими лицами. Таким образом исключались возможные обвинения английского Министерства обороны в подготовке афганских моджахедов.

Вообще исламские экстремисты как мощная разрушительная сила, которую предполагалось направить на развал социалистического содружества и с помощью которой можно было решать многие проблемы геополитического характера, активно подпитывались и поддерживались практически всеми государствами - членами НАТО, которые сами не ввязывались в боевые действия. Слишком велик был искус при малых затратах получить многое. Да и сам потенциал исламского мира провоцировал на принятие такого решения: почти миллиард верующих, более 50 государств, крупные общины мусульман еще в 120 странах.

В результате во многих государствах Европы постепенно образовались крупные диаспоры мусульман. Большинство из них в благополучных европейских странах искало лучшую долю для себя и своих родственников. Однако в этой мусульманской среде все более широкое распространение получало влияние всевозможных экстремистских организаций. До поры до времени правительства европейских стран сквозь пальцы смотрели на нарастающий потенциал экстремизма в мусульманских общинах, так как не без оснований рассчитывали на то, что их разрушительная энергия будет направлена в антисоветское русло, которое активно, совместными усилиями создавали страны НАТО. Проблемы, периодически возникавшие в самих США и странах Западной Европы из-за пребывания на их территории исламских экстремистских центров и организаций, вполне окупались выгодами от негласного сотрудничества правительств этих стран с экстремистами.

Однако ситуация стала меняться, когда советские войска были выведены из Афганистана, Советский Союз распался, а Россия стала активно декларировать свою приверженность к демократии и созданию многополярного мира. Огромная разрушительная энергия, накопленная в многочисленных экстремистских организациях, представительства которых были разбросаны по развитым странам Запада, искала себе выход, а для этого ввиду исчезновения старого врага нужен был враг новый. И он без труда был найден: Израиль, который десятилетиями «вел истребительную войну» против арабов и оккупировал «исконно мусульманские святые земли». Врагом исламского мира автоматически становились и США, которые традиционно поддерживали политику Израиля, а также и другие союзники Соединенных Штатов, в первую очередь их партнеры по НАТО. Совместных целей у западных государств и экстремистских исламистских организаций становилось все меньше, а проблем в странах, давших прибежище террористическим структурам, - все больше.

Корреспондент газеты «Московский комсомолец» В. Симонов (4) описал типичную ситуацию, когда в одном из обычных трехэтажных домов в северо-западном районе Лондона обосновался международный пропагандистский центр «Хамаса», той самой печально знаменитой организации мусульманских экстремистов, которая уже который год доказывает бомбами свою правоту Израилю. Отсюда расходится по всему свету журнал «Фалистин аль-

Муслима» - рупор идеи священной войны во имя всемирной победы ислама. В другом журнале, принадлежащем алжирским радикалам, «Аль-Ансар», некто Абу Кутада славит «чудо жертвенности» братьев, которые проводят самоубийственные операции в Алжире, Палестине, Ливии и в других странах.

Однако деятельность экстремистов в Лондоне не ограничивается выпуском своеобразных «боевых листков». Лидер организации «Аль-Мухаджирун» Омар Бакти Мохаммед, также живущий в Лондоне, откровенно заявил, что в Соединенном Королевстве действуют секретные исламские группы, вербующие для «Хамаса» боевиков. Кроме того, часть из около 700 тыс. арабов, ежегодно посещающих столицу Англии, занимается здесь покупкой и перепродажей боевой техники, для чего в городе созданы специализирующиеся на этом офисы из более чем 20 мусульманских стран.

Подобная ситуация вызывает негодование союзников англичан. Так, Израиль обвинил Великобританию в том, что она стала сборным пунктом средств для существования радикальных исламских групп, в частности «Хамаса».

Впрочем, проявления исламского экстремизма фиксируются практически во всех европейских государствах. Ареной его активной деятельности стала даже такая благополучная страна Запада, как Швеция. Еще задолго до террористических атак осени 2001 г. в Соединенных Штатах руководитель шведской секретной службы СЭПО Андерс Эрикссон, комментируя годовой отчет ее деятельности, отмечал участившиеся попытки представителей различных экстремистских течений проникнуть в электронные базы данных частных промышленных фирм, коммерческих банков и консалтинговых компаний Швеции. Как указывает П. Черняков (5) из «Независимой газеты», А. Эрикссон подчеркивал, что попытки проникновения осуществляются через десятки подставных иностранных фирм с целью получения технического материала и передовой технологии, используемых при производстве оружия массового уничтожения. Речь шла в первую очередь о сырье для изготовления ядерной бомбы, а также биологических и химических боевых средствах. Причем нити от подставных фирм в Швеции тянутся, по заявлению А. Эрикссона, к странам Азии и Ближнего Востока, где набравшее силу исламистское движение все чаще прибегает к жестким методам борьбы, включая терроризм. Идеальной группой посредников в такого рода преступных сделках являются иммигранты и беженцы из различных стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки, многие из которых обучаются в различных учебных заведениях.

Корреспондент ИТАР-ТАСС С. Бабкин (1) указывает на четыре основные причины, по которым многие западноевропейские страны и США если не с удовольствием, то во всяком случае спокойно принимали всевозможные исламистские организации на своей территории: во-первых, оказывая гостеприимство исламистам, они надеялись, что те никогда не нанесут удар по принимающей стороне (ошибочность такой позиции сегодня не вызывает сомнения); во-вторых, через исламистов они хотели иметь рычаги влияния на некоторые арабские и мусульманские режимы; в-третьих, принимая исламистов, они хотели как можно больше знать об их организациях, имея в виду их возможный приход к власти; наконец, заигрывая с исламистами, США, Великобритания и другие западные страны стремились внедрить умеренную ветвь движения в политическую систему некоторых стран с тем, чтобы потом иметь возможность влиять на политику дружественных им режимов.

Однако надежды авантюристов от геополитики не оправдались. «Бумеранг вернулся». Сегодня исламисты считают своими самыми непримиримыми врагами именно западные страны и США. Еще в феврале 1998 г. Усама бен Ладен обнародовал фетву, в которой назвал убийства американцев и их союзников - как военных, так и гражданских лиц - долгом каждого мусульманина.

В 2000 г. экспертами Государственного департамента США были проанализированы данные по террористическим акциям, совершенным в последние годы в различных странах. При этом были выявлены некоторые общие закономерности. В частности, установлено, что проблемы транспортировки боевиков и оружия, перевода денежных средств осуществляются через функционирующие по всему миру исламские благотворительные организации и «службы по оказанию помощи». Ряд таких организаций служит прикрытием для действий экстремистов и является частью инфраструктуры международного терроризма.

Именно с такими «службами помощи» сотрудничает и «преступник № 1» Усама бен Ладен. Одна из них, «Mercy international relief agency», как утверждает «Интернешнл геральд трибьюн» от 21 февраля 2000 г., была зарегистрирована в Ирландии, а ее сотрудники были причастны к организации взрывов в Сомали, Иордании, США и Египте. Самым интересным и неожиданным при проверке названной организации было то, что на ее счета переводились финансовые средства из правительства США. Так, в 1998 г. американское Управление

международного развития выделило этому агентству два гранта на общую сумму 4,2 млн. долл. через организацию «Islamic African relief agency», зарегистрированную в американском штате Миссури и занимающуюся, в соответствии с официальной декларацией, сбором средств в США для косовских беженцев. Всего в ходе проведенного расследования было выявлено более 30 исламских «благотворительных организаций», подозреваемых в поддержке террористов, причем две из них базировались на территории самих Соединенных Штатов.

Д. Радышевский (3) из «Московских новостей» описал обстоятельства захвата в Бруклине сотрудниками ФБР двух молодых иммигрантов из Палестины, которые были оснащены специальными жилетами с вшитыми металлическими трубками, начиненными тротилом. Как оказалось, эти люди планировали совершить террористическую акцию в нью-йоркском метро.

Достаточно непростая ситуация в сфере борьбы с терроризмом сложилась и во Франции, где спецслужбам и правоохранительным органам, не успевшим прийти в себя после террористических акций со стороны левацкой террористической организации «Прямое действие» и баскских сепаратистов, приходится приспосабливаться к новым условиям, когда в стране все активнее проявляют себя исламские террористические организации. Так, две самые мощные волны террористических действий во Франции 1985-1986 и 1995-1996 гг. специалисты связывают с деятельностью именно исламских террористических организаций.

Как отмечает корреспондент ИТАР-ТАСС в Париже М. Калмыков (2), по существу, Франция, как и ряд других стран Европы, стала косвенной ареной израильско-палестинского и ближневосточного конфликтов. Сами террористические акции объясняются активным вовлечением Франции в дела Ближневосточного региона. В рамках конфликта Франция воспринималась как сторонница Израиля, а во время ирано-иракской войны продавала оружие Багдаду.

С середины 80-х годов во Франции было серьезно усовершенствовано антитеррористическое законодательство. Был принят целый ряд новых законов, нацеленных на профилактику терроризма. Введена более жесткая визовая регламентация, значительно ограничивающая въезд во Францию из большой группы стран. Более того, отказы в предоставлении визы для въезда во Францию теперь могут быть немотивированными. Внесены дополнительные ограничения в правила пребывания иностранцев на территории страны.

В очередной раз необходимость ужесточения антитеррористических мер возникла во Франции после того, как летом 1995 г. на ее территорию перенесли свои преступные акции алжирские «Исламский фронт спасения» и «Вооруженная исламская группа», обвинившие Францию в поддержке светских властей Алжира в их борьбе с исламистами. Всего за короткое время было организовано свыше десяти акций терроризма, в результате которых пострадало более 200 человек. Бомбы взрывались в метро, на рынках, в исторических местах. Президент Франции Ж. Ширак заявил: «Мы имеем дело с людьми глубоких фундаменталистских убеждений, которые несут ненависть, безумие, полное отсутствие уважения к человеческой жизни, ведут себя как звери» (цит. по: 2, c.34).

Во Франции были предприняты беспрецедентные меры антитеррористической защиты. В стране был объявлен чрезвычайный план борьбы с терроризмом «Виджипират», в рамках которого практически во всех государственных учреждениях и общественных местах были усилены меры контроля, осуществлялось совместное патрулирование потенциально опасных объектов нарядами Министерства внутренних дел, армии, жандармерии и полиции. В период проведения антитеррористических мероприятий фактически ограничивались права и свободы граждан, особенно иностранцев. Особые меры защиты применялись в отношении школ и других детских учреждений.

В Париже сначала загерметизировали, а затем и совсем убрали все мусорные урны, так как несколько взрывов было осуществлено террористами посредством помещения взрывных устройств именно в такие урны. Были ужесточены меры по проверке лиц, арендующих помещения и квартиры в жилых домах.

Как неоднократно отмечали специалисты в области противодействия террористическим угрозам, за последнее десятилетие основные центры международного терроризма переместились с Ближнего Востока в Афганистан и Пакистан, причиной чему - приход к власти в Афганистане крайне агрессивных и фанатичных талибов. В обеих странах к началу нового тысячелетия сосредоточились десятки тысяч моджахедов из местного населения и граждан арабских стран, в силу своего фанатизма и многолетней практики готовых продолжать борьбу за идеи панисламизма в любой точке земного шара и любыми методами.

Сторонники исламского фундаментализма активно распространяют в мусульманском мире идеи о якобы враждебном им Западе, создают и оснащают достаточно многочисленные и мощные вооруженные структуры воинствующих экстремистов. Наиболее известной стала «Аль-

Кайда», созданная Усамой бен Ладеном. Фактически возник своего рода «исламский террористический интернационал», хотя совокупность террористических структур, которые прикрывают свою преступную деятельность догматами ислама, называть мусульманскими было бы неверно, так как их участники не следуют этому вероучению, а, напротив, стремятся поставить его себе на службу, маскируя подлинные цели и мотивы совершаемых убийств. Цели же эти имеют вполне определенную экономическую подоплеку, так как терроризм сегодня превратился в доходный бизнес.

Интересно проследить за изменениями в идеологии исламистов. Характерно, что центральной ее темой, как и у любых сторонников террористических учений, является образ врага. Но вектор, указывающий на него, постоянно меняет направление. Выше уже упоминалось, как пытались использовать антисоветские настроения исламских экстремистов в своих геополитических интересах страны Запада и США. Тогда «вектор враждебности» явно указывал на Советский Союз. Однако сейчас он четко сориентировался именно на эти страны.

Хорошо осознавая, что эффективно противостоять нарастающим угрозам «исламского террористического интернационала», собирающего под свои знамена десятки тысяч фанатиков, можно в свою очередь только сплотив ряды, США и страны Западной Европы в последние годы стремятся укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

Впрочем, исламисты - не единственная сила, которая способна нанести ощутимые террористические удары по США и европейским странам. Возрастает угроза террористических проявлений, возникающая на основе жестких конфликтов, участники которых убеждены в несправедливом к себе отношении. В качестве линии фронта здесь могут выступать конфликты «богатых и бедных», «Юга и Севера».

Сегодня резко возросли миграционные потоки людей, пытающихся найти для себя и своих близких лучшее материальное положение. При этом переселенцы (беженцы) зачастую сохраняют свою самоидентификацию, не интегрируются в общество по новому месту жительства, что приводит к усилению социальной напряженности. Адаптация к новым условиям и интеграция этнических общин тормозятся и за счет постоянных контактов с их диаспорами в других точках планеты, причем эти контакты сегодня поддерживаются непрерывно и гораздо более интенсивно благодаря развитию средств связи и информационных сетей. В этих условиях этнические диаспоры также превращаются в базы подпитки националистических террористических групп в развитых странах Запада.

Все чаще расширение масштабов региональных межэтнических конфликтов приводит к их транснационализации и внедрению в жизнь всего мирового сообщества. Эта тенденция крайне актуальна для «открытой» Западной Европы, в странах которой происходят экстремистские и террористические акты, связанные с напряженностью на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-Восточной и Восточной Европе.

Нельзя сбрасывать со счетов и нарастающее движение антиглобалистов, которые все чаще прибегают к крайне жестким методам борьбы. Именно с их стороны можно ожидать масштабных террористических проявлений в относительно благополучных ныне странах Запада. Это - еще одно обстоятельство, диктующее необходимость сплочения их усилий в борьбе с терроризмом.

На роль лидера и главного координатора противодействия террористической угрозе во всем мире давно претендуют США, которые с 1983 г. финансируют из своего бюджета «Программу помощи в борьбе с терроризмом» («Anti-terrorism assistance program»), в рамках которой прошли антитеррористическую подготовку при Госдепартаменте США свыше 20 тыс. человек из более чем 80 стран.

Разрастание угрозы терроризма в США и странах Европы вынудило их пересмотреть антитеррористическое законодательство и принять меры к его ужесточению по отношению к субъектам террористической деятельности. Так, в 1991 г. в Турции был принят закон «О борьбе с терроризмом», в ст. 1 которого последний трактуется как различного рода деятельность, проводимая одним человеком или группой лиц, являющихся членами организаций, которые при помощи одного из методов налета, насилия, сильного запугивания, пыток и угроз ставят своей целью изменение политического, правового, социального, светского и экономического устройства, закрепленных в конституции республики, подрыв государственных начал, национальной и государственной целостности, подвержение опасности существования государства и республики, подрыв авторитета государства (уничтожение или захват власти), нарушение основных прав и свобод, причинение вреда общественному строю и общественному здоровью.

Заметим, что при формировании идеологии закона «О борьбе с терроризмом» турецкий законодатель применил достаточно широко распространенный и в других странах (Франция,

ФРГ и др.) подход, в соответствии с которым вся совокупность террористических преступлений подразделяется на две группы: 1) представляющие собой собственно проявления терроризма; 2) общеуголовные преступления, оцениваемые как террористические при наличии определенных квалифицирующих признаков (например, террористическая цель и масштабное применение устрашения). В случае, если совершенное общеуголовное преступление признается террористическим, наказание за него может превышать предусмотренный санкцией соответствующей статьи верхний предел. Так, в Турции срок наказания за такого рода преступления может достигать 36 лет строгого тюремного режима.

Начиная с середины 80-х годов были приняты или усовершенствованы законы антитеррористической направленности в Италии, ФРГ, Франции, Великобритании и других странах Западной Европы.

Среагировал на изменение ситуации и американский законодатель. В 1996 г. в этой стране был принят Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни. В этом специальном законе, предусматривающем внесение изменений в уголовное право, судопроизводство по делам о терроризме, а также в ряд других нормативных актов Свода законов США, весьма подробно регламентируются правовые и организационные вопросы борьбы с международным и внутренним терроризмом. Реальность достижения декларируемой законом цели - сдерживания терроризма - обеспечивается выделением крупных финансовых средств из федерального бюджета. При этом необходимые дополнительные ассигнования, направляемые на усиление борьбы с терроризмом, постатейно закрепляются в законе для нужд каждого из участников антитеррористической деятельности: ФБР, Таможенной службы, Службы иммиграции и натурализации, Министерства юстиции и других. Существенно, что названный закон ужесточил ответственность за совершение акций терроризма и расширил полномочия спецслужб и правоохранительных органов США в борьбе с этим опасным социально-политическим и криминальным явлением.

К акциям терроризма, распространяющимся за пределы государственных границ США, законодатель отнес следующие преступления: убийство, похищение, нанесение увечья, нападение, повлекшее за собой тяжелые телесные повреждения, или нападение с применением опасного оружия в отношении любого лица в пределах США; создание существенного риска нанесения серьезных телесных повреждений любому другому лицу путем разрушения и нанесения ущерба любому строению, транспортному средству либо другому недвижимому или личному имуществу в пределах США, а также попытки и сговор совершить такого рода деяния, если эти деяния рассчитаны на оказание давления или нанесения ущерба действиям правительства путем угроз и шантажа, либо путем принуждения, или рассчитаны на осуществление мер возмездия, направленных против действий правительства. Указав в качестве квалифицирующего признака цель совершения противоправных действий, направленных против правительства и относящихся в этой связи к преступлениям по федеральному уголовному праву, связанным с терроризмом, законодатель дает достаточно широкий перечень преступлений, уже предусмотренных действующим уголовным законом (всего более 30). Таким образом, если эти преступления совершаются с целью оказания давления на правительство США, в качестве мести ему или для затруднения его нормальной деятельности, они автоматически относятся к разряду террористических и влекут за собой, как и в законах Турции, Франции, ФРГ и других стран Западной Европы, более жесткое наказание.

Американский законодатель уже в 1996 г. продемонстрировал понимание проблемы возрастания угрозы новых форм терроризма, связанных с привлечением современных технологий. События 11 сентября 2001 г. продемонстрировали, насколько эта проблема является актуальной и требующей адекватной реакции и правительств отдельных стран, и всего мирового сообщества.

Между тем и в прежние годы террористы не раз заявляли о своей готовности применить достижения науки и техники и оружие массового поражения для достижения своих амбициозных целей. Так, в 1972 г. в США при аресте членов правоэкстремистской группы «Орден восходящего солнца» у них было изъято 36 кг культуры возбудителей тифа, посредством которой предполагалось отравить системы водоснабжения Чикаго, Сен-Луиса и других городов США. У членов другой неонацистской группировки в 1975 г. изъяли 115 кг цианидов, предназначенных для использования в аналогичных целях в Нью-Йорке и Вашингтоне. В 1984 г. в Париже, на квартире, снимаемой членами леворадикальной группы «Майнхов» из ФРГ, полиция обнаружила множество фляжек, содержащих культуру бактерий, вырабатывающих токсин ботулизма. При осуществлении террористической акции в Международном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 г. преступники начинили бомбы цианистым натрием (он не сработал из-за испарения ввиду высокой температуры взрыва).

Ст. 511 американского Закона о борьбе с терроризмом ужесточает наказания за незаконный оборот биологического оружия и усиливает контроль за его хранением и применением в научных целях. В частности, на министра здравоохранения и социального обеспечения возлагается ответственность за составление, утверждение, по мере необходимости, уточнение списка биологических препаратов, представляющих потенциальную угрозу общественному здоровью и безопасности. Министр должен также организовать выработку и осуществление мер безопасности при передаче и использовании опасных биологических веществ, для чего он обязан обеспечить: квалифицированную подготовку и выработку соответствующих навыков в обращении с такими веществами; надлежащее лабораторное оборудование для их хранения; меры, исключающие доступ к ним лиц, намеренных использовать биологические вещества в террористических целях; меры, нейтрализующие возникающую опасность в случае хищения опасных биологических веществ.

Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни отличается детальной проработкой возможных террористических угроз с использованием оружия массового поражения, а также подробной регламентацией профилактических мер, нацеленных на недопущение совершения масштабных акций терроризма, способных привести к огромным человеческим жертвам. Впрочем, как показала жизнь, даже самые жесткие средства безопасности и суровые меры наказания для преступников не способны исключить проведение террористических атак.

В последние годы США и страны Европы, столкнувшиеся с расширением масштабов и степени общественной опасности террористических угроз, принимают меры к повышению уровня защиты потенциальных объектов террористических посягательств. Как показывает практика, достаточно часто встречающейся и весьма опасной является угроза взрывов воздушных судов, на которые незаконным путем доставлены взрывные устройства. Примером может служить крушение в 1996 г. Боинга-747 компании TWA, выполнявшего рейс № 800. Следует отметить, что наиболее эффективными с точки зрения оценки разрушительной способности являются пластические взрывчатые вещества, которые одновременно очень сложны для автоматизированного выявления, так как практически единственным детектором, способным их идентифицировать с достаточной степенью надежности, является сложный и весьма дорогостоящий стационарный интроскоп СТХ-5000, использующий компьютерную томографию рентгеновского процесса и создающий трехмерное изображение исследуемых предметов. Тем не менее в США и европейских странах приняты программы по оснащению национальных аэропортов таким оборудованием для повышения уровня их защиты.

К концу второго тысячелетия серьезную озабоченность вопросами борьбы с терроризмом стало проявлять лейбористское правительство Т.Блэра в Великобритании. Актуальность этой проблемы объясняется, в первую очередь, наличием затянувшегося этноконфессионального кризиса, возникшего в конце 60-х годов (хотя его исторические корни гораздо глубже) в Северной Ирландии и переросшего в острый политический конфликт с использованием для его разрешения методов терроризма обеими сторонами: Ирландской республиканской армией и партией Шин Фейн у католиков, ультраюнионистскими, лоялистскими партиями и военизированными организациями Ольстера - у протестантов.

Кроме того, помимо наличия проблем внутреннего характера Великобритания в последние годы все чаще ощущает на себе и угрозу международного терроризма. Так, согласно опубликованной официальным Лондоном статистике, за последние 20 лет в Великобритании зарегистрировано 80 актов международного терроризма. Ярким примером перенесения акций глобального терроризма на территорию Соединенного Королевства может служить взрыв рейса № 103 компании «Пан Ам» над шотландским г. Локерби в 1988 г., причиной которого явилась пластиковая бомба, вмонтированная в корпус бытового магнитофона. Кроме того, как отмечалось выше, все больше проблем Великобритании доставляют многочисленные экстремистские исламские центры и организации, разместившиеся на ее территории еще в 80-е годы.

Деятельность британских спецслужб и правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом ранее регламентировалась в основном временными законами, отражавшими реакцию властей Великобритании на участившиеся проявления политического экстремизма и терроризма в Северной Ирландии. Они принимались в качестве временных правовых актов, позволявших силам безопасности более решительно бороться с терроризмом в названной провинции. Однако ввиду того, что конфликт в Северной Ирландии принял затяжной характер, британский парламент вынужден был неоднократно продлевать срок их действия, одновременно внося в них необходимые дополнения и изменения.

Вкладом законодателя Великобритании в организацию общегосударственных и международных мер борьбы с терроризмом является разработка и принятие специальных законов, регламентирующих вопросы реализации установок международных антитеррористических конвенций. Так, в 1978 г. был принят Закон о борьбе с терроризмом, вводивший в действие на территории Соединенного Королевства Европейскую конвенцию по борьбе с терроризмом (подписана в Страсбурге 27.01.77 г., вступила в силу 4.08.78 г.). Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая в качестве приложения к резолюции 34/146 от 17.12.79 г. Генеральной Ассамблеи ООН, введена в действие в Англии в 1982 г. Законом о захвате заложников.

В связи с тем, что сложная организация антитеррористического законодательства Соединенного Королевства, нормы которого носили временный и изменчивый характер, затрудняла создание стабильной общегосударственной системы мер противодействия террористической угрозе, законодатель вынужден был достаточно часто поднимать вопрос о необходимости пролонгации срока действия соответствующих законов. Кроме того, достаточно узкие рамки законодательства, ориентированного в основном на ирландские источники опасности, в недостаточной степени учитывали угрозы международного терроризма. Поэтому уже в конце 90-х годов по инициативе Министерства внутренних дел в Англии началась работа над проектом нового закона о борьбе с терроризмом, в котором были учтены и использованы многие положения американского законодательства. Важной особенностью нового закона, принятого в начале третьего тысячелетия, является определение терроризма, который трактуется как применение опасного насилия против людей или собственности, либо угроза применения такого насилия с целью запугать или принудить к какому-либо действию правительство, народ или определенные круги общественности для достижения задач политического, религиозного либо идеологического характера.

Таким образом, в террористической деятельности помимо экстремистских ирландских организаций могут быть обвинены различного рода политические, религиозные, правозащитные, благотворительные или иные организации, применяющие насилие или угрожающие его применением.

Закон позволяет также активно преследовать любую террористическую организацию, обосновавшуюся на территории Великобритании, например, центры алжирской «Вооруженной исламской группы» или турецкой правоэкстремистской группировки «Dev-Sol». Под действие закона подпадают также иммигранты из исламских стран, оказывающие прямое или косвенное содействие террористическим организациям за пределами Англии.

Расширены полномочия полиции и спецслужб в части противодействия терроризму. Так, продлен срок задержания подозреваемых в террористической деятельности, таможенные и иммиграционные службы получают право конфисковывать наличные суммы денег и личные вещи у прибывающих в Англию иностранцев, если имеется информация об их связях с террористами. Таким образом, новый английский закон ужесточает меры борьбы, особо концентрируясь на средствах противодействия международному терроризму.

Помимо совершенствования национального антитеррористического законодательства руководство США и стран Западной Европы уделяет серьезное внимание повышению уровня согласованности действий своих спецслужб и правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом. При этом в качестве приоритетных направлений предусматриваются упреждающие, профилактические меры. Так, например, Межведомственной группе по борьбе с терроризмом, созданной в Бельгии в соответствии с королевским декретом, в качестве главного направления деятельности определены сбор, анализ информации, прогнозирование развития обстановки в стране и упреждающее информирование об угрозах террористического характера заинтересованных спецслужб и правоохранительных органов страны (уголовной полиции, жандармерии, королевского прокурора).

Примером удачной организационной модели, обеспечивающей решение задач профилактики террористических проявлений на крупных объектах энергетики, нефтехимических комплексах, объектах транспорта, жизнеобеспечения, связи, признан опыт функционирования Рабочей группы Центрального Техаса по борьбе с терроризмом. Этот опыт даже был рекомендован штаб-квартирой ФБР для распространения и в других штатах. Деятельность названной группы, созданной по инициативе управления ФБР в г.Сан-Антонио, сосредоточена на выявлении радикальных элементов, склонных к насильственным действиям, а также на прогнозировании того, какие объекты могут в первую очередь подвергнуться нападению. На базе получения анализа упреждающей информации вырабатываются конкретные мероприятия по усилению защиты наиболее уязвимых объектов (аэропорты, метро, АЭС и др.).

В Италии серьезное внимание выработке согласованных рекомендаций для последующих правительственных решений, касающихся антитеррористических мероприятий и действий в масштабах страны по профилактике и предотвращению деятельности террористов, уделяется Межминистерским комитетом по службам информации и безопасности, возглавляемым премьер-министром.

Аналогичные координирующие органы, ответственные за решение задач борьбы с терроризмом, имеются и в других странах. Причем в последние годы наметилась тенденция активизации их международных контактов с соответствующими структурами других государств для налаживания взаимодействия, обмена информацией, методиками, унификации национального антитеррористического законодательства, оказания практической правовой, технической, военной помощи в области борьбы с терроризмом.

Вопросы усиления международного взаимодействия в сфере противодействия террористическим угрозам стали особенно актуальными после событий 11 сентября. Отовсюду стали поступать предложения о необходимости срочно объединиться и вступить в схватку с международным терроризмом. Однако на пути сближения государств в единый антитеррористический фронт существует достаточно много проблем.

Ничуть не сомневаясь в необходимости объединения усилий мирового сообщества в борьбе с общим злом, хотелось бы задать вопрос: а разве угроза терроризма не существовала до 11 сентября 2001 г.? Сколько лет подряд Россия пыталась доказать США и их европейским союзникам, что именно Российская Федерация уже в течение ряда лет находится на переднем рубеже борьбы с международным терроризмом, если иметь в виду кровопролитную схватку на Северном Кавказе с бандитами из числа чеченских сепаратистов, исламских экстремистов и наемников-моджахедов. Однако ответом была только неизменная озабоченность Запада по поводу якобы имеющихся нарушений прав человека в Чечне.

Между тем в Северо-Кавказском регионе продолжают орудовать сотни хорошо обученных и вооруженных моджахедов, причем до самого последнего времени идеологическую, военную и специальную подготовку они проходили в создававшихся ранее американскими спецслужбами пакистанских лагерях боевиков, раны зализывали в госпиталях Турции, а вербовали наемников и получали материальную помощь в Великобритании, Франции, Германии и других европейских государствах, где, видимо, с правами человека все в порядке и где открыто функционировали многочисленные организации экстремистов, маскирующих свою подрывную деятельность исламской догматикой.

Надо подчеркнуть, что серьезные проблемы в деле создания объединенной антитеррористической коалиции государств возникают и в связи с расхождениями в понимании самого феномена международного терроризма. Действительно, можно ли, например, представить сотрудничество России и США в борьбе с международным терроризмом, если акции такого терроризма осуществляются самими США? Так, многие специалисты не без основания полагают, что американские бомбардировки Югославии в 1999 г. в целях свержения существующего режима и экспорта западной демократии - не что иное, как проявление государственного международного терроризма. Во всяком случае, в этих действиях нашли отражение все присущие терроризму элементы: политическая мотивация, применение

превентивного масштабного насилия, устрашение. В то же время зачастую многие официальные лица Турции, Германии, Франции, Великобритании и других стран не только отказываются признать интернациональные бандформирования в Чечне террористическими структурами, но и пытаются оказывать им помощь как борцам за независимость.

Сегодня на волне всплеска интереса к проблеме борьбы с международным терроризмом все чаще говорят о необходимости принятия некоего наднационального правового акта, призванного снять проблему двойного стандарта при оценке террористических угроз. В ряде государств в течение уже длительного времени идет работа над созданием универсальной международной антитеррористической конвенции, которая, по замыслу разработчиков, должна вобрать в себя содержание уже принятых в этой сфере 12 более узких, видовых конвенций. Такая работа небесполезна хотя бы с точки зрения научной проработки проблемы, уточнения понятийного аппарата, сближения позиций политиков, законодателей и юристов различных государств. Однако успех такого простого решения сложнейшей проблемы борьбы с международным терроризмом вызывает сомнения. Дело в том, что терроризм - это социальнополитический феномен, и каждое проявление международного терроризма может либо посягать на национальные интересы той или иной страны, либо, напротив, содействовать этим интересам, если террористами наносится урон сопернику, конкуренту данной страны. Это -объективная реальность, хотя ни один заботящийся о своей карьере политик официально не

признается в своих симпатиях к террористическим структурам, а тем более в их поддержке. Но двойной стандарт существует.

Для выхода из этой коллизии руководителям государств следует, видимо, договориться, что при оценке терроризма они оставят за рамками политические критерии и будут оперировать исключительно правовыми категориями. Таким образом, терроризм будет представлен как совокупность насильственных действий, признанных международным сообществом противоправными (такой подход, кстати, и имеет место в международных антитеррористических конвенциях). Но обязательным условием здесь должен быть отказ от оценок мотивации и целей совершенных акций, а они-то как раз в международном терроризме имеют политический характер. Но объект исследования, лишенный политической компоненты, не может быть признан международным терроризмом, так как это - его сущностный элемент. Круг, таким образом, замкнулся, и выхода из него не видно.

Эффективное взаимодействие различных государств в борьбе с международным терроризмом возможно лишь в том случае, когда необходимость этой борьбы диктуется национальными интересами каждого из входящих в антитеррористическую коалицию государств. Следует учитывать нормальный здоровый национальный эгоизм политиков в этой сфере. Что касается идеи всеобщего объединения всех государств в борьбе с международным терроризмом, то это - утопия, пока каждое государство ориентируется в своей внешней и внутренней политике на собственные интересы. У каждой страны должен быть свой ответственный участок во всемирном фронте борьбы с терроризмом. Вместе с тем успех каждого государства в подавлении очагов и источников международного терроризма на собственной территории должен признаваться безусловным и весомым вкладом в общее дело международного сообщества в борьбе с террористической угрозой.

Список литературы

1. Бабкин С. Международные исламские структуры - тыловая база религиозных экстремистов // Компас. - М., 1999. - №38/39 - С.84-88.

2. Калмыков М. Франция: Терроризм и демократия // Там же. - С.29-42.

3. Радышевский Д. Интифада в Нью-Йорке // Моск. новости. - 1997. - 10 авг. - С.2.

4. Симонов В. Бейрут-на-Темзе: Англия подкармливает боевиков с ладошки // Моск.

комсомолец. - 1998. - 26 янв. - С. 3.

5. Черняков П. Нити международного терроризма тянутся в Швецию // Независимая газ. -

М., 1998. - 7 апреля. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.