Научная статья на тему 'СРОКИ АДАПТАЦИИ (НА ОСНОВЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ) ШКОЛЬНИКОВ-СЕВЕРЯН К УСЛОВИЯМ ЮЖНОЙ ЗДРАВНИЦЫ'

СРОКИ АДАПТАЦИИ (НА ОСНОВЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ) ШКОЛЬНИКОВ-СЕВЕРЯН К УСЛОВИЯМ ЮЖНОЙ ЗДРАВНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been ascertained that the duration of adaptation period of the sick pupils to the conditions of a southern sanatorium according to the indices of their circadian rhythm exceeds the established terms (5-7-10 days) and equals 2-3 weeks for children coming from the European North Region and 3-4 weeks for children coming from the Eastern and Far North Regions according to rhythms of the majority of functions. Terms of adaptation developed on the basis of biorhytmological principles are close to the terms of disappearance of subfebrile temperatures in sick children who show different degrees of decompensation of the pathological process in adaptation. The data obtained serves as the basis to review the duration of treatment of the sick children arriving from the contrasting climatic zones.

Текст научной работы на тему «СРОКИ АДАПТАЦИИ (НА ОСНОВЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ) ШКОЛЬНИКОВ-СЕВЕРЯН К УСЛОВИЯМ ЮЖНОЙ ЗДРАВНИЦЫ»

Н. Б. МИРСКАЯ, 1991 УДК 616.2-053.5-085.838-036.8-02:613.1

Н. Б. Мирская

СРОКИ АДАПТАЦИИ (НА ОСНОВЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ) ШКОЛЬНИКОВ-СЕВЕРЯН К УСЛОВИЯМ

ЮЖНОЙ ЗДРАВНИЦЫ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР, Москва

У школьников 10—12 лет изучали сроки адаптации организма к условиям южного санаторного учреждения в зависимости от их постоянного места жительства. Под наблюдением находились дети с неспецифическими заболеваниями органов дыхания, поступившие на лечение в профилированный по данной патологии санаторный пионерский лагерь здравницы «Жемчужина России» в Анапе. Исследования проводили в сентябре — октябре с первых дней 65-дневной санаторной смены.

Объектом изучения служили циркадианные (околосуточные) биологические ритмы основных физиологических функций учащихся: температура тела, частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), артериального давления — систолического (СД), диастолическо-го (ДД), пульсового (ПД); умственной работоспособности, экскреции катехоламинов с мочой,

натрия со слюной.

Согласно данным литературы [1—5], циркадианные ритмы являются эндогенными механизмами приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, обеспечивают его экологические связи, служат тонкими универсальными индикаторами перестройки функционального состояния.

Под наблюдение были взяты две группы. В 1-ю были включены школьники, поступившие в санаторное учреждение из региона Европейского Севера (Вологда — 19 человек), 2-ю — учащиеся из регионов Восточного и Крайнего Севера (Магадан, Иркутск, Норильск — 13 человек).

У каждого школьника указанные физиологические функции регистрировали в 8, 12, 16 и 20 ч по 3 дня каждой недели на протяжении месяца.

Для суждения о сроках адаптации рассчитывали количественные значения основных параметров дневного отрезка циркадианного ритма функций: амплитуды (разность между максимальным и минимальным значениями функций в течение дня), фазы (время максимального и минимального значений функций),уровня (средняя величина из почасовых значений функций).

Состояние фазы ритмов оценивали по критерию постоянства акрофаз (КП Акф), предложенному Н. И. Моисеевой [4]. Его рассчитывали как отношение количества совпадающих максимальных и минимальных акрофаз ритма к общему числу акрофаз, полученных по ритму функций в конкретный отрезок времени.

За критерий достигнутой адаптации принимали восстановление исходного (полученного в первую неделю) значения параметров ритма или упрочение его новой количественной величины. Для этого

О

проводили статистическии анализ изменении параметров ритма функций от первой к каждой последующей неделе для выявления восстановления исходного значения параметров, а также от четвертой к каждой из предыдущих недель для выявления упрочения нового значения параметров. Результаты проведенной статистической обработки данных представлены в таблице, где знаком «плюс» отмечено время восстановления исходной (р в конкретную неделю относительно первой ^0,05) или упрочения новой величины (р> в конкретную неделю относительно четвертой ^0,05) параметра ритма оцениваемых функций.

Как следует из таблицы, у школьников 1-й группы упрочение параметров ритмического процесса большинства функций отмечалось в период второй и третьей недель, в то время как у детей 2-й группы — преимущественно на третьей неделе.

Позднее остальных функций у школьников из разных регионов устанавливались параметры ритма пораженной функции — дыхательной у детей из Вологды параметры ритма ЖЕЛ стабилизировались на четвертой неделе адаптации, а у прибывших с Крайнего и Восточного Севера они полностью не восстанавливались даже в течение месяца. Более поздним у последних было упрочение параметров температурного (базисного) ритма организма — на четвертой неделе против второй недели у детей из Вологды.

Таким образом, продолжительность периода адаптации циркадианной системы больных школьников к условиям южного санатория превышает установленные сроки (5—7—10 дней) и составляет по ритмам большинства функций у приезжающих из региона Европейского Севера 2—3 нед, а из регионов Восточного и Крайнего Севера — 3—4 нед.

Адаптационный период у большинства поступивших в санаторный лагерь школьников сопровождался обострением хронических заболеваний. На это указывало наличие у школьников обоих регионов наибольшего числа случаев вечернего субфебриллитета в первую неделю санаторной смены. Начиная со второй недели адаптационного периода число случаев субфебрильной температуры у них существенно (почти в 2 раза) умень-

Восстановление исходного или упрочение нового значения параметров циркадианного ритма физиологических функций у

школьников 1-й и 2-й групп в процессе адаптации к условиям южного санатория

Показатель

неделя наблюдений

вторая третья четвертая вторая третья четвертая

Ам КП Акф Ур Ам КП Акф Ур Ам КП Акф Ам Ам КП Акф Ур Ам КП Акф Ур Ам КП Акф Ур

Температура тела + + + +

ЧСС + + + +

ЖЕЛ + + +

сд + + + + +

дд + + + +

пд + +

Экскреция: +

адреналина

норадреналина + + + +

натрия + + + +

ПКР + +

+

+

+

Итого показателей за неделю

8

7

Примечание. Ам — амплитуда ритма, КП Акф ПКР — продуктивность корректурной работы.

5

3

10

критерии постоянства акрофазы, Ур

3

среднедневной уровень,

шалось и в последующие недели в основном удерживалось на близком к этому уровне.

Сопоставление сроков адаптации школьников к условиям южного санатория, установленных по биоритмологическим критериям и клиническим проявлениям имеющейся у детей патологии, позволяет отметить, что клиническая симптоматика (а субфебрилитет можно рассматривать в качестве ее наиболее объективного показателя) исчезает в процессе адаптации раньше нормализации функционального состояния, и в частности его суточной регуляции. Существенное уменьшение числа случаев субфебрилитета отмечалось у больных школьников уже на второй неделе санаторной смены, причем независимо от региона проживания, формы заболевания, что доказывает сопряженность данных изменений с ослаблением клинических проявлений болезни. Это наблюдение нам представляется важным для последующей оценки эффективности санаторного оздоровления. Исходя из полученных данных, исчезновение клинических проявлений болезни, обычно достигаемое в лечебных и санаторных учреждениях, по всей вероятности, нельзя отождествлять с представлениями о социальной реабилитации больных людей.

В то же время отводимые в настоящее время на адаптацию сроки (5—7—10 дней), рекомендованные врачами детских оздоровительных учреждений, позволяют предполагать, что они разработаны на основе преимущественно клинических проявлений болезни.

Среди представителей различных регионов оказались отдельные школьники, у которых суммарное число случаев субфебрилитета за наблюдаемый период почти в 2 раза превышало средне-групповую величину данного показателя. Из региона Европейского Севера 3 из детей имели хронические заболевания носоглотки и частые ОРЗ в анамнезе и один — хронический тонзил-

лит. У этих школьников повышенная температура тела отмечалась не только вечером, но и в дневные часы, что позволяло предполагать у них более выраженные проявления декомпенсации хронического процесса в период адаптации к условиям южного санатория.

Недельная динамика суммарного количества случаев повышенной температуры тела у этих школьников отражала явное ослабление данного симптома у представителей Европейского Севера на второй, а у представителей Восточного Севера — на третьей неделе.

Таким образом, более выраженная декомпенсация хронической патологии может увеличивать сроки исчезновения клинической симптоматики, и это особенно реально для прибывающих из регионов Крайнего и Восточного Севера.

Наименьшее число случаев повышенной температуры тела у представителей Европейского Севера приходилось на третью, а у приехавших из региона Восточного Севера — на четвертую неделю санаторной смены, т. е. на период, который мы выделили как необходимый для адаптации на основе ее биоритмологических критериев. Это значит, что сроки адаптации, разработанные на основе биоритмологических принципов, близки к срокам исчезновения субфебрильной температуры у больных детей, дающих в процессе адаптации различную степень декомпенсации патологического процесса, и они могут считаться универсальными для поступающих в санатории различного профиля, принимающие больных детей с более выраженной степенью патологического поражения.

Выявленная продолжительность процесса адаптации больных школьников к условиям южного санатория служит основанием для следующих рекомендаций.

1. Необходимо дифференцировать сроки адапта-

ции учащихся, приезжающих из контрастных кли-матогеографических зон страны, и продлить их до 2 нед для прибывающих из региона Европейского Севера и до 3 нед для прибывающих из регионов Восточного и Крайнего Севера.

2. Считать более целесообразным оздоравливать больных школьников из указанных зон в санаторных учреждениях местного региона или близкого к нему по природным условиям окружающей среды.

3. При пересмотре сроков лечения больных школьников в санаторных учреждениях союзного значения следует учитывать длительный период адаптации тех из них, которые приезжают из контрастных климатических зон и других временных поясов.

Литература

1. Агаджанян Н. А. // Хронобиология и хрономедицина.—

Тюмень, 1982.— С. 58—59.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

3. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Актуальные проблемы профилактической хрономедицины.— М., 1985.

4. Моисеева И. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.— Л., 1981.

5. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации.— М., 1986.

Поступила 09.10.89

f

Summary. It has been ascertained that the duration of adaptation period of the sick pupils to the conditions of a southern sanatorium according to the indices of their circadian rhythm exceeds the established terms (5-7-10 days) and equals 2-3 weeks for children coming from the European North Region and 3-4 weeks for children coming from the Eastern and Far North Regions according to rhythms of the majority of functions. Terms of adaptation developed on the basis of biorhytmological principles are close to the terms of disappearance of subfebrile temperatures in sick children who show different degrees of decompensation of the pathological process in adaptation. The data obtained serves as the basis to review the duration of treatment of the sick children arriving from the contrasting climatic zones.

Гигиена физических факторов

А. Г. КАРТАШЕВ, И. В. МИГАЛКИН, 1991 УДК 612.648/.66.014.42

А. Г. Карташев, И. В. Мигалкин

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ НА ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ МЫШЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОСТНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

НИИ биологии и биофизики, Томск

К настоящему времени в общем виде доказан тезис о том, что электромагнитные поля (ЭМП), воздействуя практически на любую живую систему, изменяют состояние ее физиологически значимых параметров. В литературе опубликованы многочисленные работы, посвященные электромагнитной биологии. Вместе с тем нередко результаты исследований, проведенных разными авторами, противоречивы и трудно воспроизводимы [5].

На первый взгляд такое несоответствие связано в основном с разнородностью физических параметров воздействующего ЭМП и используемых тест-объектов. Приведя и то и другое в соответствие, можно было бы установить закономерности взаимосвязей между параметрами внешнего воздействия и реакциями изучаемых биологических объектов. При этом, однако, не учитывается тот факт, что живая система не является стационарной не только пространственно (что можно в какой-то мере нивелировать простейшими методами статистического усреднения по ансамблю),

но и во времени. В связи с этим могут наблюдаться изменения параметров состояния живого орга-.низма во времени, обусловленные как влиянием неучтенных, меняющихся в процессе эксперимента факторов, так и их онтогенетической эволюцией на протяжении жизни.

В силу взаимосопряженности большинства физиологических процессов в онтогенезе биологической системы следует ожидать изменения во времени и чувствительности самой системы и ее подсистем к различным внешним воздействиям и характера биологических реакций. Поэтому одинаковые физические воздействия на одни и те же тест-показатели в разные периоды жизни могут вызвать противоположные изменения или дать информацию об их отсутствии.

Для проверки высказанных предположений нами был проведен эксперимент на беспородных белых мышах, которых через 10 сут после рождения подвергали хроническому воздействию переменного электрического поля (ПЭП) напряженностью 40 кВ/м и частотой 50 Гц. В период с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.