Научная статья на тему 'Средства воздействия СМИ на общественное сознание'

Средства воздействия СМИ на общественное сознание Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3415
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства воздействия СМИ на общественное сознание»

УДК 122: 81'42 А.А. Гаврилов

Омский государственный технический университет, г. Омск

СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.

Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп) и др.

В условиях информационного общества человек подвержен одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения - своего рода манипулированию. Так за счет чего подобное манипулирование становится возможным, и кто является «манипулятором»?

49

В большинстве своем СМИ - проекты коммерческие, следовательно, они стараются максимизировать свою прибыль (в том числе от размещения рекламы). А сделать это несложно - стоит увеличить число потребителей (читателей, зрителей, слушателей), что достигается злободневностью, сенсационностью преподносимой информации, оперативностью реагирования на события и другими средствами, о которых мы поговорим позднее.

С другой стороны, манипулятором может выступать власть, при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов.

СМИ используют довольно широкий арсенал методов влияния на общественное сознание, в данной работе мы приведем наиболее эффективные и распространенные методы воздействия.

Прежде всего, необходимо рассмотреть целенаправленное преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации - оно связано с созданием лжесобытий, искажением, утаиванием информации, манипулированием со временем и местом ее подачи.

Искажение информации (прямая ложь либо смещение понятия по семантическому полю) - этот прием позволяет создавать определенное отражение действительности в общественном сознании, в котором искаженные факты будут являться частью реальности.

Утаивание информации (замалчивание, избирательная подача материала) - позволяет скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора. Кроме утаивания информации, в СМИ используется принцип «демократии шума» - потопления сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке информационного шума.

Манипулирование со временем и местом подачи информации. Порядок подачи сведений, время и место их публикации непосредственно влияют на оценку и усвоение информации.

Перегрузка адресатов сведениями, отобранными по определенному критерию,

данный прием направлен на то, чтобы адресат отказался от предоставляемой информации. К. Х. Каландаров, описывая подобный прием поясняет, что с этим часто «связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна или она для них крайне опасна»[1].

Изоляция адресата. Успех воздействия зачастую зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего информационного влияния. Идеальным вари-

антом изоляции является полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения, что возможно при тоталитарном подчинении СМИ властям.

Создание лжесобытий, мистификация. В данном случае под видом реального факта кроется событие, которого не было в действительности.

Следующим важным моментом в рассмотрении воздействия СМИ на общественное сознание является обращение к эмоциям адресата.

К основным методам эмоционального воздействия, используемых в СМИ, можно отнести сенсационность, метод запугивания, медианасилие.

Сенсационность - использование сенсаций, то есть таких событий, которым придается настолько высокая важность и уникальность, что внимание публики практически полностью концентрируется на них. Благодаря использованию сенсаций можно умолчать о каких-либо фактах и событиях или ослабить реакцию на какое-либо событие, предшествующее сенсационному.

50

Метод запугивания состоит в том, что аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол - то есть в сообщение создается ситуация альтернативы, построенная на противопоставлении двух и более заведомо неблагоприятных исходов.

Медианасилие представляет собой эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, насилия, убийств и т. д.

Обратимся к анализу лингвистических средств воздействия - для этого поэтапно рассмотрим основные приемы медиа-влияния на уровне формальной логики, лексическом, грамматическом уровнях, а также на уровне предложения и текста. В качестве примеров обратимся к фрагментам статей и новостных заметок из российских и американских СМИ.

Логичность - одно из главных свойств текста, помогающее его адекватному восприятию. На уровне формальной логики существует ряд приемов введения читателя в заблуждение, которые содержат скрытую логическую ошибку - подмену тезиса, обоснование тезиса с помощью ложных аргументов и т. д., но наиболее эффективное воздействие оказывают приемы смещения смыслового акцента и подмены аргумента.

Смещение смыслового акцента строится следующим образом: «обосновывается и аргументируется очевидное, не требующее доказательств положение (ассерция), а положение, нуждающееся в доказательстве, выступает в роли пресуппозиции или аксиомы» [2]. В результате внимание адресата сконцентрировано не на информации о реальном факте, а на его оценке, которая не соответствует действительности, вследствие чего реципиенту навязывается необходимая манипулятору точка зрения на определенное событие (факт).

Еще одним эффективным средством воздействия является прием подмены аргумента. Он строится на разрыве логической цепи: в качестве основания доказательства приводится положение, само нуждающееся в доказательстве.

Лексический и грамматический уровни языка открывают широкие возможности для создания экспрессивных, эмоционально-окрашенных и ярких образов. В то же время, на основе лексических и грамматических языковых единиц строится большое количество лингвистических средств воздействия на сознание. Рассмотрим наиболее эффективные и распространенные приемы.

В последнее время актуализировался метафорического использования терминологии, широко распространенное в текстах СМИ.

С употреблением терминологии и использованием коннотативных значений в целях воздействия на аудиторию связан процесс использования эвфемизмов и дисфемизмов -благодаря им становится возможным избежать употребления грубых, нетактичных слов и выражений в текстах СМИ, либо напротив, намеренно включить их в сообщение.

По принципу замены одной лексической единицы другой строятся и приемы овеществления и олицетворения, когда в зависимости от цели сообщения ответственность за выполнение какого-либо действия приписывается неодушевленному предмету либо, соответст-

венно, одушевленному.

Метафоризация - один из излюбленных приемов воздействия в СМИ. Метафора представляет собой перенос имени с одной реалии на другую на основании сходства. В результате метафоризации создается емкий и экспрессивный образ, с которым связаны определенные ассоциации в общественном сознании. Впоследствии этот образ может активно использоваться в текстах СМИ, вызывая необходимую реакцию аудитории.

На синтаксическом уровне помимо разнообразных фигур речи, позволяющих достичь эмоциональное и эстетическое воздействие, используются различные приемы композиционного построения предложения и текста в целом.

51

Метод фрагментации заключается в дроблении информационного потока на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате аудитории не удается сформировать правильной, полноценной и адекватной действительности картины событий.

Упрощение - позволяет «высказывать главную мысль в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - в форме утверждения» [3]. События излагаются краткими простыми предложениями, редуцирующими смысл высказывания и примитивизирующими его.

Повторение придает утверждениям дополнительный вес, заставляет аудиторию акцентировать внимание на наиболее важных для манипулятора моментах. Именно на методе повторения основана большая часть рекламы.

Часто встречается в текстах СМИ параллелизм - одинаковое синтаксическое построение частей предложения, соседних предложений или отрезков речи - это позволяет ритмически акцентировать внимание адресата на значимых для автора фрагментах текста.

Прием градации строится на основе последовательной группировки выражений - при этом интенсивность значения каждого последующего выражения возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация).

Использование безличных и неопределенно-личных конструкций «В таких предложениях частное мнение автора с помощью безличной конструкции <...> выдается за общепризнанную истину» [1, С. 129]. Благодаря этому, адресат разделяет позицию автора или воспринимает ее как мнение большинства.

Немаловажными приемами, повышающими авторитетность сообщения в прессе являются эффект присутствия и введение эксперта. Эффект присутствия «позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу - очевидец всегда прав» [4]. Данный прием чаще всего используется в репортажах, благодаря эффекту присутствия получатель информации как бы «погружается» в описываемую ситуацию, является непосредственным свидетелем, соучастником события.

Сегодня в СМИ используются разнообразные приемы и методы воздействия на различных уровнях, за счет чего манипулятору удается добиться необходимого эффекта в сознании масс. Следовательно, встает вопрос о защите индивида и общества в целом от манипулятив-ного воздействия, который может быть решен повышением уровня образованности и медийной грамотности населения.

Библиографический список

1. Каландаров, К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов / К. Х. Каландаров. - М. : Гуманитарный центр «Монолит», 1998. - С. 27 - 28.

2. Любимова, А. А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Любимова. - М., 2006. - С. 140.

3. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм, 2004. -С. 158.

4. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб.: Издательско-торговый дом «СКИФИЯ», 2008. - С. 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.