Научная статья на тему 'Средства управления формированием графической культуры личности в учебной деятельности'

Средства управления формированием графической культуры личности в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИЁМ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / : THE PERSON / A METHOD OF TRAINING / A CONTROL FACILITY / GRAPHIC CULTURE / RECEPTION / GRAPHIC ACTIONS / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубина И. М.

В статье рассматривается проблема формирования графических действий личности в учебной деятельности с четким выявлением и описанием средств управления, к которым относятся методы, формы организации и средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL FACILITIES FORMATION OF GRAPHIC CULTURE OF THE PERSON IN EDUCATIONAL ACTIVITY

In article the problem of formation of graphic actions of the person in educational activity with accurate revealing and the description of control facilities which methods, forms of the organization and a tutorial concern is considered.

Текст научной работы на тему «Средства управления формированием графической культуры личности в учебной деятельности»

УДК 378+76

СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИМ. Рубина

В статье рассматривается проблема формирования графических действий личности в учебной деятельности с четким выявлением и описанием средств управления, к которым относятся методы, формы организации и средства обучения.

Ключевые слова: личность, метод обучения, средства управления, графическая культура, приём, графические действия, учебная деятельность.

Эффективное решение проблемы формирования графических действий требует четкого выявления и описания средств управления данным процессом, к которым в первую очередь относятся методы, формы организации и средства обучения.

Проблема выбора методов обучения, как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и трудной. Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя, посвящен не один десяток фундаментальных исследований. Современной дидактикой накоплен и проанализирован огромный научный опыт, который раскрывает сущность понятия «метод обучения». Он дает возможность классифицировать их на основании различных подходов к структуре и содержанию процесса обучения в целом или его отдельных сторон.

Функции методов обучения, с одной стороны, связаны с образовательными, воспитательными и развивающими целями и задачами процесса обучения, с другой стороны - с управлением этим процессом - побуждать, организовывать и стимулировать.

По нашему мнению, следует руководствоваться рядом критериев при выборе и сочетании методов формирования основ графической культуры личности в процессе учебной деятельности, таких как, соответствие: целям и задачам обучения; принципам обучения, содержанию данной темы в учебном предмете, отведенному времени изучения и условиям. Кроме того преподаватель должен владеть методикой развивающего обучения.

В соответствии с теорией оптимизации процесса обучения, мы считаем целесообразным, выделить систему методов и приемов формирования основ графической культуры личности в учебной деятельности, представленную на рис. 1.

Перечисленные методы должны обеспечивать единство формирования компонентов графической культуры личности и целостность педагогического процесса.

При формировании графических действий у обучаемых, необходимо использовать методические приемы на занятиях, которые направлены на формирование общепознавательных действий: выделение главного, активизация внимания, логические приемы сравнения, сопоставления, обсуждение ответов и мнений учащихся, формулирование выводов, постановка вопросов (основных, дополнительных, наводящих).

Следующим значимым средством управления формированием графической культуры личности является форма организации учебной деятельности обучаемых.

Если говорить о процессе обучения, то форма является его специальной конструкцией, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучаемых. Эта конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания обучения, в реальной педагогической действительности вступает в процесс взаимодействия преподавателя и студентов при работе над определенным учебным материалом.

Центральным звеном в системе управления формированием графических действий личности в учебной деятельности являются средства - инструменты, материальные и идеальные объекты, способствующие оптимизации данного процесса.

М

Е

Т

О

Д

Ы

И

П

Р

И

Е

М

Ы

ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТИМУЛИРОВА-

НИЯ

И

МОТИВАЦИИ

УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНТРОЛЯ

И

САМОКОНТРОЛЯ

- приобретение графических знаний (рассказ, беседа, объяснение, устный и письменный инструктаж; работа с книгой; иллюстрации и демонстрации; исторический метод и др.);

- выработка графических умений (упражнения, пооперационные графические диктанты, практические работы и др.);

- закрепление и повторение учебного материала (беседа, повторение, упражнения, практические работы);

- организация учебного сотрудничества (взаимной проверки и взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения; создание ситуаций совместных переживаний, дискуссии, организация работы студентов-консультантов).

- эмоционального стимулирования учебной мотивации (создание ситуаций успеха в учении и удивления; сопоставление научных понятий, фактов и их житейских толкований; создание ситуаций новизны учебного материала, его актуальности, а также приближения к важным открытиям в науке и технике, технологиях, к явлениям общественной и культурной жизни; поощрение и порицание в обучении; игра; конкурсы работ и проектов и др.);

-развития познавательного интереса (создание на уроке ситуаций занимательности и занимательных аналогий; формирование готовности восприятия учебного материала; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска, познавательного спора и дискуссий; экскурсии);

-методы формирования ответственности и обязательности (формирование у студентов осознания важности успешного обучения для их настоящей и будущей жизни; предъявление учебных требований; контроль и др.);

-методы стимулирования творческих способностей (приемы формирования у студентов осознания важности успешного обучения для их настоящей и будущей жизни; предъявление учебных требований; контроль пооперационный и итоговый и др.).

Наблюдение; опросы; анализ результатов деятельности, тестирование, контрольные задания и др.

Рис.1. Методы и приемы формирования графической культуры личности в учебной деятельности

Вопрос отбора и создания системы идеальных и материальных средств для начального этапа образовательной системы особенно остро актуален, так как именно в этой возрастной группе происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и формируются основные приемы умственной деятельности.

С позиции оптимизации процесса формирования графической культуры обучаемых, считаем необходимым функционирование следующий системы материальных и идеальных средств, подтвержденной результатами наших исследований, представленной в таблице 1.

Наиболее детально процесс взаимодействия идеальных и материальных средств обучения описан в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Основным положением этой теории является то, что «психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения - план восприятия, представления и понятия» [1, с. 46]. При этом внешние материальные и материализованные средства являются средствами развития мышления обучаемых. Их эффективность напрямую зависит от рационального сочетания различных методов и форм обучения, адекватных его содержанию, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности студентов. «Только материализованная (или материальная) форма действия может быть источником полноценного умственного действия. Первоначальная задача обучения всякому новому действию заключается в том, чтобы найти исходную материальную или материализованную форму этого действия и точно установить ее действительное содержание» [1, с. 46].

С позиции нашего исследования значимым является и тот факт, что для перевода действия в

умственный план надо постепенно сокращать материализацию, переводить обучаемых от действий с вещественными объектами к действиям со схемами, изменять характер материализации от схематизированной к знаковой. При этом важным условием является свобода перехода в любом направлении: от реальных объектов к схемам, а от них к знакам и обратно.

Таблица 1

Идеальные средства Материальные средства

- система знаков и символов, используемых в устной и письменной речи и графике; - изобразительные наглядные средства (рисунки, фотографии, схемы, чертежи, эскизы - технические и художественные, технические рисунки, инструкционные графические карты, технологические карты, плакаты); - организационно-консультирующая и корректирующая деятельность педагога; - уровень педагогического мастерства преподавателя; - формы организации учебной деятельности. - натуральные наглядные пособия (чертежные инструменты и приспособления, предметные инструкционные карты, образцы изделий в сборке и их макеты, модели, развертки и выкройки деталей); - технические средства обучения (визуальные, аудиовизуальные, аудиальные тренажеры); - оборудование для лабораторно-практических работ; - обучающие, контролирующие и развивающие компьютерные программы по теме занятия; - аудиовизуальные носители информации.

In article the problem of formation of graphic actions of the person in educational activity with accurate revealing and the description of control facilities which methods, forms of the organization and a tutorial concern is considered.

The key words: the person, a method of training, a control facility, graphic culture, reception, graphic actions, educational activity.

Список литературы

1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. М: «Книжный дом Университет», 1999. 322с.

Об авторе

Рубина И. М. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Брянского государственного университете имени академика И.Г. Петровского, e-mail: irina_rubina@mail.ru, тел. (4832) 56-54-66 г. Брянск ул. Харьковская д.14А, кв.23

CONTROL FACILITIES FORMATION OF GRAPHIC CULTURE OF THE PERSON IN EDUCATIONAL ACTIVITY I.M. Rubina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.