Научная статья на тему 'Средства связи, обеспечивающие концепцию CNS/ATM над акваторией Северного Ледовитого океана'

Средства связи, обеспечивающие концепцию CNS/ATM над акваторией Северного Ледовитого океана Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
128
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Акзигитов А.Р., Макаренко Ю.А., Волчёк Д.А.

Рассмотрены методы обеспечения полетов воздушных судов посредством повышения дальности и достоверности радиосвязи в полярных трассах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Акзигитов А.Р., Макаренко Ю.А., Волчёк Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства связи, обеспечивающие концепцию CNS/ATM над акваторией Северного Ледовитого океана»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

УДК 656.7:654.9

А. Р. Акзигитов, Ю. А. Макаренко, Д. А. Волчёк Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СРЕДСТВА СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ С^/АТМ НАД АКВАТОРИЕЙ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Рассмотрены методы обеспечения полетов воздушных судов посредством повышения дальности и достоверности радиосвязи в полярных трассах.

Безопасность и эффективность полетов воздушных судов (ВС) обеспечивается системами организации воздушного движения (связи, навигации и наблюдения). Системы CNS/АТМ есть сочетание спутниковых технологий и систем прямой видимости, в совокупности обеспечивающих оптимальные характеристики аэронавигационного обеспечения с технической и экономической точки зрения.

Их использование позволяет реализовать следующие навигационные функции [1]:

1. Навигация на маршруте.

2. Посадка воздушного судна по 1 категории метеоминимума.

3. Наблюдение за летным полем.

Принципиальными особенностями системы ATM

является [1]:

1. Вместо разделения на наземные и бортовые функции ATM, функции и процедуры для производства полетов будет функциональной частью системы ATM в целом.

2. Основные требования, предъявляемые к элементам системы ATM относятся:

- в связи - применение высокоскоростных линий связи.

- в навигации - широкое применение глобальной системы спутниковой навигации GNSS для всех стадий полета.

- в наблюдении - оптимизация РЛС и ADS (автоматизированного зависимого наблюдения) по критериям пропускной способности.

В системе GNS/ATM спутниковая навигация имеет следующие составляющие [1]:

1. Спутниковые навигационные приемники.

2. Спутниковые системы функционального дополнения наземного и космического базирования.

3. Радиоканалы передачи данных между бортами, навигационными приемниками и функциональными дополнениями.

В высоких широтах на ВС и в районных центрах управления воздушным движением РЦ УВД используется связь от километровых (КМВ) до ультракоротковолновых (УКВ) диапазонов волн. УКВ для ближней связи, декаметровые (ДКМВ) для дальней, КМВ и гектометровые (ГКМВ) для ведения связи в ближней зоне с ВС. В районах прилегающих к Северному полюсу, в том числе и территория над Северным Ледовитым океаном отсутствует перекрытие УКВ-связи. На этой территории имеются «мертвые зоны» в связи

со сложным рельефом, климатическими условиями и отсутствием наземных каналов связи.

Из-за отсутствия мощных наземных передатчиков КМВ и ГКМВ связь в высоких широтах используется не эффективно, а на зарубежных ВС диапазоны этих волн вообще отсутствуют.

Для качественного управления ВС в высоких широтах все воздушное пространство разделено на районы управления воздушным движением (РУВД). Документом, устанавливающим эти границы, является «Перечень районов УВД» [2]:

Следует отметить, что существенной особенностью воздушных трасс в высоких широтах, в том числе и территория над Северным Ледовитым океаном, является то, что они из-за своей протяженности проходят над океанами, труднодоступными районами, где отсутствует полное непрерывное радиолокационное, навигационное и радиосвязное поле. Управление экипажем ВС на таких территориях осуществляется диспетчером через бортовые радиостанции в речевом режиме, в случае же плохого прохождения волн экипаж передает информацию любому РЦ УВД, который разборчиво слышит сообщение.

Система управления ВС над акваторией Северного Ледовитого океана, в различные периоды года и даже суток, работает недостаточно эффективно. Это доказывают осуществленные полеты зарубежных и отечественных авиакомпаний, по недавно открытым полярным трассам

Таким образом, для безопасного и надежного управления ВС над акваторией Северного Ледовитого океана, а так же над труднодоступными для радиолокации районами, необходимо использовать в РЦ УВД системы цифровой радиосвязи, АЗН и управления воздушными судами, а на ВС высокоточные спутниковые приемоиндикаторы (ПИ) и автоматические радиокомпасы (АРК).

Библиографические ссылки

1. Спутниковая аэронавигация в системе GNS/ATM[Электронный ресурс]. URL: http://www.sit-com.ru/www/content/view/4/10.

2. Борсоев В. А. Навигационное обеспечение полетов воздушных судов в высоких широтах : учеб. пособие. СибГАУ. Красноярск, 2010.

© Акзигитов А. Р., Макаренко Ю. А., Волчёк Д. А., 2012 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.