Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
УДК 656.7:654.9
А. Р. Акзигитов, Ю. А. Макаренко, Д. А. Волчёк Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СРЕДСТВА СВЯЗИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ С^/АТМ НАД АКВАТОРИЕЙ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Рассмотрены методы обеспечения полетов воздушных судов посредством повышения дальности и достоверности радиосвязи в полярных трассах.
Безопасность и эффективность полетов воздушных судов (ВС) обеспечивается системами организации воздушного движения (связи, навигации и наблюдения). Системы CNS/АТМ есть сочетание спутниковых технологий и систем прямой видимости, в совокупности обеспечивающих оптимальные характеристики аэронавигационного обеспечения с технической и экономической точки зрения.
Их использование позволяет реализовать следующие навигационные функции [1]:
1. Навигация на маршруте.
2. Посадка воздушного судна по 1 категории метеоминимума.
3. Наблюдение за летным полем.
Принципиальными особенностями системы ATM
является [1]:
1. Вместо разделения на наземные и бортовые функции ATM, функции и процедуры для производства полетов будет функциональной частью системы ATM в целом.
2. Основные требования, предъявляемые к элементам системы ATM относятся:
- в связи - применение высокоскоростных линий связи.
- в навигации - широкое применение глобальной системы спутниковой навигации GNSS для всех стадий полета.
- в наблюдении - оптимизация РЛС и ADS (автоматизированного зависимого наблюдения) по критериям пропускной способности.
В системе GNS/ATM спутниковая навигация имеет следующие составляющие [1]:
1. Спутниковые навигационные приемники.
2. Спутниковые системы функционального дополнения наземного и космического базирования.
3. Радиоканалы передачи данных между бортами, навигационными приемниками и функциональными дополнениями.
В высоких широтах на ВС и в районных центрах управления воздушным движением РЦ УВД используется связь от километровых (КМВ) до ультракоротковолновых (УКВ) диапазонов волн. УКВ для ближней связи, декаметровые (ДКМВ) для дальней, КМВ и гектометровые (ГКМВ) для ведения связи в ближней зоне с ВС. В районах прилегающих к Северному полюсу, в том числе и территория над Северным Ледовитым океаном отсутствует перекрытие УКВ-связи. На этой территории имеются «мертвые зоны» в связи
со сложным рельефом, климатическими условиями и отсутствием наземных каналов связи.
Из-за отсутствия мощных наземных передатчиков КМВ и ГКМВ связь в высоких широтах используется не эффективно, а на зарубежных ВС диапазоны этих волн вообще отсутствуют.
Для качественного управления ВС в высоких широтах все воздушное пространство разделено на районы управления воздушным движением (РУВД). Документом, устанавливающим эти границы, является «Перечень районов УВД» [2]:
Следует отметить, что существенной особенностью воздушных трасс в высоких широтах, в том числе и территория над Северным Ледовитым океаном, является то, что они из-за своей протяженности проходят над океанами, труднодоступными районами, где отсутствует полное непрерывное радиолокационное, навигационное и радиосвязное поле. Управление экипажем ВС на таких территориях осуществляется диспетчером через бортовые радиостанции в речевом режиме, в случае же плохого прохождения волн экипаж передает информацию любому РЦ УВД, который разборчиво слышит сообщение.
Система управления ВС над акваторией Северного Ледовитого океана, в различные периоды года и даже суток, работает недостаточно эффективно. Это доказывают осуществленные полеты зарубежных и отечественных авиакомпаний, по недавно открытым полярным трассам
Таким образом, для безопасного и надежного управления ВС над акваторией Северного Ледовитого океана, а так же над труднодоступными для радиолокации районами, необходимо использовать в РЦ УВД системы цифровой радиосвязи, АЗН и управления воздушными судами, а на ВС высокоточные спутниковые приемоиндикаторы (ПИ) и автоматические радиокомпасы (АРК).
Библиографические ссылки
1. Спутниковая аэронавигация в системе GNS/ATM[Электронный ресурс]. URL: http://www.sit-com.ru/www/content/view/4/10.
2. Борсоев В. А. Навигационное обеспечение полетов воздушных судов в высоких широтах : учеб. пособие. СибГАУ. Красноярск, 2010.
© Акзигитов А. Р., Макаренко Ю. А., Волчёк Д. А., 2012 1