УДК 614.84
doi: 10.37657/vniipo.avpb.2022.72.43.004
СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ С ВЫСОТЫ ДЛЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ
Максим Вадимович Вищекин, Сергей Михайлович Дымов, Дмитрий Юрьевич Русанов, Александр Михайлович Александров
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения средств спасения с высоты пожарных для обеспечения антитеррористической защиты объектов. Обозначены основные требования к средствам спасения.
Ключевые слова: антитеррористическая защита объектов, средства спасения с высоты, нормативные требования, выбор оптимального спасательного средства
Для цитирования: Вищекин М.В., Дымов С.М., Русанов Д.Ю., Александров А.М. Средства спасения с высоты для антитеррористической защиты объектов // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2022. № 1 (11). С. 29-33. https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2022.72.43.004.
RESCUE EQUIPMENT FROM HEIGHT FOR ANTI-TERRORIST PROTECTION OF OBJECTS
Maxim V. Vishchekin, Sergey M. Dymov, Dmitry Yu. Rusanov, Aleksandr M. Aleksandrov
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.
Abstract. The article discusses the possibility of using the rescue equipment from height for firefighters to provide anti-terrorist protection of objects. The main requirements for rescue equipment are indicated.
Keywords: anti-terrorist protection of objects, rescue equipment from height, regulatory requirements, selection of the optimal rescue equipment
For citation: Vishchekin M.V., Dymov S.M., Rusanov D.Yu., Aleksandrov A.M. Rescue equipment from height for anti-terrorist protection of objects // Current Fire Safety Issues. 2022:(1):29-33. https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2022.72.43.004.
Одной из угроз современного цивилизованного мира стала опасность террористического нападения на социально важные объекты. Для устранения этой опасности разработан обширный пакет законодательных и нормативных документов, в средствах массовой информации можно найти одиннадцать федеральных законов, семь указов Президента и шестьдесят два постановления Правительства Российской Федерации, относящихся к теме антитеррористической деятельности. В число объектов защиты входят объекты с массовым пребыванием людей, например, образовательные учреждения, учреждения
здравоохранения или спортивные центры. Какая самая важная задача на таких объектах? Конечно, сохранение жизни и здоровья людей. Законодатель предусматривает проведение значительного числа превентивных мероприятий, возможно ли дополнительно к этому использовать, например, средства спасения с высоты пожарные? Да, возможно, для этого не потребуется разрабатывать новые или перерабатывать существующие средства спасения, достаточно будет организационными мероприятиями адаптировать имеющиеся устройства под выполнение двух задач одновременно.
Рассмотрим возможность применения пожарных средств спасения с высоты для усиления антитеррористической защищенности объектов применительно к постановлению Правительства Российской Федерации № 1421 [1]. Указанное постановление устанавливает обязательные для выполнения требования по организационным, инженерно-техническим, правовым и иным мероприятиям для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Сложность решения проблемы заключается в непредсказуемости сценария протекания террористического акта (далее ТА) и последствий при его ликвидации. Поэтому установленные требования носят общий характер, иногда неоднозначный. Так, степень угрозы совершения ТА определяется в том числе на основании количественных показателей статистических данных о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации, другой из критериев - прогнозные показатели о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью при ТА. Разработчики документа оказались в сложном положении: с одной стороны, необходимо ограничить свободу перемещений людей по объекту п. 21 а) и п. 22
[1], но при этом нельзя организовывать препятствия на пути эвакуации п. 27 б)
[2], оснастить въезды на объект воротами с жесткой фиксацией, а также средствами снижения скорости п. 30 [1] и одновременно обеспечить беспрепятственный доступ на объект (территорию) оперативных подразделений 46 г) [1]. Есть и другие противоречия, например, как поступить с пожарными наружными лестницами стационарными? Это прямой доступ на кровлю здания, предусмотренный Правилами противопожарного режима в Российской Федерации [2]. И в целом все инженерные изменения должны соответствовать требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» п. 32 [1]. Посмотрим, можно ли встроить средства спасения с высоты пожарные в систему обеспечения антитеррористической защищенности объектов. В качестве средств спасения выберем рукава спасательные пожарные [3], устройства канатно-спускные пожарные [4], трапы спасательные пожарные [5], лестницы навесные спасательные пожарные [6]. Проверим, нет ли противоречий, и возможно ли будет достигнуть положительных результатов в случае применения средств спасения в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. Все главы постановления, кроме III и VI, относятся к организационным мероприятиям, их мы рассматривать не будем. Выберем положения, которые очевидно касаются средств спасения с высоты в случае их применения при ТА.
Пункт 21 «Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: ... г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвида-
цию угрозы их совершения; ...». Средства спасения являются альтернативным выходом из здания, расположенными отдельно от основных путей эвакуации, и даже могут быть индивидуальными, по числу находящихся в здании людей. То есть, теоретически каждый человек может покинуть опасную зону самостоятельно, тем самым сводя к минимуму количество жертв (последствий).
Пункт 25 « Минимизация возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидация угрозы их совершения достигается посредством: ...б) разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта». Вышеизложенное соответствует поставленному требованию: как правило, в зданиях существует несколько путей эвакуации, и они могут быть перекрыты как в результате ТА, так и в результате пожара. Дополнительные пути выхода, включенные в общий план эвакуации, увеличивают вероятность беспрепятственного выхода из здания.
«г) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении». Данное требование также соответствует: для эффективного применения средств спасения с высоты необходимы предварительные тренировки, с учетом почти экстремальных методов спуска с высоты, у людей, проходящих тренировку, будет более ответственное отношение к учениям, чем в случае простого выхода по маршевым лестницам.
«д) обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений)». Соответствует: как правило, вместе с размещением средств спасения с высоты, дополнительно рассматривается возможность обеспечения людей фильтрующими и изолирующими самоспасателями. Это серьезная защита органов зрения и дыхания людей в случае выделения токсичных веществ или возникновения задымления.
«е) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта». Воспитание морально-волевых качеств (создание психологической устойчивости) человека происходит в процессе повторяющихся действий, связанных с прохождением ситуаций по преодолению контролируемой, но реальной опасности. В данном случае спуск с высоты в процессе тренировок и учений является хорошей практикой.
Пункт 28 «В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории осуществляются следующие мероприятия: а) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории)». Противоречий нет, планы эвакуации разрабатываются исходя из особенностей объекта и возможного сценария развития ТА, где пожар является частным случаем ТА.
«ж) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Самостоятельная эвакуация при помощи средств спасения с высоты из опасной зоны яв-
ляется частью учений и тренировок.
Также не произойдет изменений в форме «Паспорта безопасности объекта», кроме добавления в соответствующие места сведений о средствах спасения с высоты. В главе VII «Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории)», п. 1 «Меры по инженерно-технической защите объекта (территории)», подп. б) «количество эвакуационных выходов (для выхода людей и выезда транспортных средств)», нужно будет добавить количество средств спасения. А в «Приложения», п. 2 в «план (схему) охраны объекта» добавить указание мест расположения средств спасения с высоты.
Можно рассмотреть несколько характеристик, впрямую не упомянутых в постановлении Правительства Российской Федерации № 1421, но являющихся существенными при применении:
1. Невозможность использования средств спасения с высоты для несанкционированного проникновения на объект. Все средства приводятся в действие сверху вниз, и даже в случае их несанкционированного активирования, подняться вверх по рукавному устройству и трапу можно теоретически, по канатно-спускному с применением специальных альпинистских средств с крайне ограниченной скоростью, по лестницам навесным спасательным возможно, но без доставки крупных грузов.
2. Средства спасения с высоты не представляют препятствий для спецслужб в режиме ожидания, во время и после применения.
3. В случае блокирования основных путей эвакуации, остается реальная возможность покинуть объект.
4. Наличие нескольких точек выхода из здания уменьшает время эвакуации при одновременном их использовании, а также потребует большего числа террористов для установления контроля над выходами, что приведет к их рассредоточению.
5. Сам факт наличия дополнительных выходов и приобретенный опыт использования, полученный на учениях, приведет к усилению чувства контролируемости ситуации и личной защищенности.
6. Средства спасения с высоты могут быть установлены на объект на любой стадии строительства и эксплуатации.
7. В зависимости от условий объекта защиты средства спасения могут быть установлены скрытно, с выходом людей в непросматриваемую зону или наоборот демонстративно.
Применяемые меры носят универсальный характер и рассмотренный пример можно применить для других объектов или объектов других ведомств.
Список литературы 1. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 7 нояб. 2019 г. № 1421 (в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 29 марта 2021 г. № 473). Доступ из информ.-правового портала «Гарант.ру».
2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [ Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» от 16 сент. 2020 г. № 1479 (в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 21 мая 2021 г. № 766). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. ГОСТ Р 53271-2009. Техника пожарная. Рукава спасательные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
4. ГОСТ Р 53272-2009. Техника пожарная. Устройства канатно-спускные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
5. ГОСТ Р 53274-2009. Техника пожарная. Трапы спасательные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
6. ГОСТ Р 53276-2009. Техника пожарная. Лестницы навесные спасательные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 12.01.2022; принята к публикации 19.01.2022.
Вищекин Максим Вадимович - заместитель начальника отдела - начальник сектора; Дымов Сергей Михайлович - старший научный сотрудник; Русанов Дмитрий Юрьевич - старший научный сотрудник; Александров Александр Михайлович - научный сотрудник.
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам граж -данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Maxim V. Vishchekin - Deputy Head of Department - Chief of Sector; Sergey M. Dymov - Senior Researcher; Dmitry Yu. Rusanov - Senior Researcher; Aleksandr M. Aleksandrov - Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.