Научная статья на тему 'Средства сбора и обработки быстроменяющихся виброакустических параметров на борту ракетно-космической техники'

Средства сбора и обработки быстроменяющихся виброакустических параметров на борту ракетно-космической техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
387
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОМЕНЯЮЩИЕСЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ИЗДЕЛИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ / FAST-CHANGING VIBROACOUSTIC PARAMETERS / THE SPACECRAFT / MISSILE AND SPACE EQUIPMENT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузьмин С. В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обработкой быстроменяющихся параметров (БМП) на борту изделия ракетно-космической техники (РКТ). Показана важность виброакустических параметров и их характеристики. Приводится историческая справка о ключевых этапах в решении задачи получения данных о процессах, протекающих на борту изделия РКТ во время его эксплуатации. Выделены основные конструктивные параметры и требования к аппаратуре по обработке БМП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузьмин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF COLLECTING AND PROCESSING OF THE FAST-CHANGING VIBROACOUSTIC CHARACTERISTIC ONBOARD MISSILE AND SPACE EQUIPMENT

In this article the questions connected with processing of fast-changing parameters (FCP) onboard a product of the missile and space equipment (MSE) are considered. Importance of vibroacoustic parameters and their characteristic is shown. Historical information about key stages is given in the solution of a problem of data acquisition on processes proceeding onboard product MSE during its operation. The key design data and requirements to the equipment on FCP processing are allocated.

Текст научной работы на тему «Средства сбора и обработки быстроменяющихся виброакустических параметров на борту ракетно-космической техники»

Кузьмин С.В. Kuzmin S. V.

аспирант Финансово-технологической академии, Россия, г. Королев

УДК 004.62

СРЕДСТВА СБОРА И ОБРАБОТКИ БЫСТРОМЕНЯЮЩИХСЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА БОРТУ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обработкой быстроменяющихся параметров (БМП) на борту изделия ракетно-космической техники (РКТ). Показана важность виброакустических параметров и их характеристики. Приводится историческая справка о ключевых этапах в решении задачи получения данных о процессах, протекающих на борту изделия РКТ во время его эксплуатации. Выделены основные конструктивные параметры и требования к аппаратуре по обработке БМП.

Ключевые слова: быстроменяющиеся виброакустические параметры, космический аппарат, изделия ракетно-космической техники.

MEANS OF COLLECTING AND PROCESSING OF THE FAST-CHANGING VIBROACOUSTIC CHARACTERISTIC ONBOARD MISSILE AND SPACE EQUIPMENT

In this article the questions connected with processing of fast-changing parameters (FCP) onboard a product of the missile and space equipment (MSE) are considered. Importance of vibroacoustic parameters and their characteristic is shown. Historical information about key stages is given in the solution of a problem of data acquisition on processes proceeding onboard product MSE during its operation. The key design data and requirements to the equipment on FCP processing are allocated.

Key words: fast-changing vibroacoustic parameters, the spacecraft, missile and space equipment products.

Понятие вибрации и акустики пришло в космическую технику с моментов первых испытаний. Тогда же появилась необходимость получать данные о состоянии изделия и его отдельных элементах в части виброакустических процессов. В особенности из-за того, что данные параметры сопровождают РКТ в течение всего времени эксплуатации [1-4]. Основными и в то же время критическими источниками вибрации являются: двигательная арматура; средний переходник; нижний переходник; арматура конструкции.

При трансляции информации с борта ракетоносителя (РН) и разгонного блока (РБ) имеется два обстоятельства, затрудняющих получение досто-

верной информации:

1) потеря радиосвязи в некоторые моменты разделения ступеней;

2) резкое сокращение пропускной способности радиоканалов во время полета РБ, которое в начале в лучшем случае достигает нескольких сот кбит, а к моменту отделения космического аппарата (КА) пропускная способность вообще падает до нескольких десятков кбит.

На рис. 1 представлена схема ракетного разгонного блока.

Особенно обостряется положение при возникновении нештатной ситуации, когда необходимо решать две задачи:

Electrical and data processing facilities and systems. № 1, v. 9, 2013 = - 93

Рис. 1. Схема ракетного разгонного блока: 1 - бак окислителя; 2 - бак горючего; 3 - маршевый двигатель; 4 - межбаковый отсек; 5 - средний переходник; 6 - нижний переходник; 7 - двигательная установка средств обеспечения запуска (ДУ СОЗ); 8 - блок сопел; 9 - приборный отсек; 10 - неподвижное крепление; 11 - трубопроводы

1. Принять срочные меры по возможности устранить или хотя бы парировать возникшее нештатное развитие событий.

2. Передать на землю по возможности максимальное количество измеренной информации для анализа и определения причины возникновения нештатной ситуации. При этом особое место отводится БМП, которые в силу своей специфики первыми откликаются на неблагоприятное развитие событий.

Виброакустические параметры относятся к группе быстроменяющихся параметров, для сбора которых требуется частота опроса от 8 до 20 кГц. Для сравнения, у медленноменяющихся параметров, таких как давление и температура, частота опроса составляет около 10 Гц. В период первых разработок РКТ было предложено проводить обработку информации на борту, так как виброакустические параметры обладают большой информативностью.

В начале 60-х годов были изготовлены экспериментальные приборы на основе LC-фильтров, позволяющие обработать данный поток информации. Но в результате от них пришлось отказаться, так как на тот момент элементная база была достаточно крупных размеров, и прибор получился больших габаритов. Обработку было решено производить на земле, передавая все данные по радиоканалу. Внимание было переведено в сторону направления расширения канала передачи данных. Позднее, в 70-х годах,

удалось произвести обработку данных на борту. В качестве борта были использованы тяжелые военные самолеты. Для обработки использовались барбитов-ские фильтры (квадратурные фильтры). В начале 80-х годов была разработана аппаратура на основе активных фильтров, но ее не смогли применить на борту из-за большого уровня потребления электроэнергии. В итоге данная разработка применялась на земле. В конце 80-х годов была разработана аппаратура бортовой обработки на основе аналого-дискретных фильтров (операционные усилители с конденсаторами в качестве памяти). Снята с изделий из-за неустойчивой работы в температурном диапазоне.

В настоящее время в связи с развитием элементной базы появилась возможность решить данную задачу. В частности, речь идет о быстродействующих и малопотребляющих процессорах. Однако данная бортовая аппаратура отсутствует либо представлена с характеристиками, не удовлетворяющими современные требования.

В последнее время произошло резкое увеличение числа измеряемых вибропараметров, которые необходимо передавать на землю. При этом возможностей расширенного канала недостаточно, особенно на большой высоте. В связи с этим вновь возникла необходимость в обработке вибрационных параметров на борту КА.

В настоящее время существует аппаратура на

отечественной элементной базе, но с малой разрядностью и с большими габаритами. Одно из таких устройств разработано ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС» и представляет собой систему мониторинга большого количества датчиков. Система фильтрует сигналы и передает их на землю без бортового анализа.

Исходя из ситуации на сегодняшний день можно сформировать необходимые требования для реализации бортовой обработки:

- возможность многоканальной обработки, 24 канала;

- высокое быстродействие;

- большая разрядность, 16 разрядов;

- малые габариты;

- малый вес;

- малое энергопотребление, до 10 Вт.

В связи с вышеизложенным был выработан следующий принцип построения бортовых аппаратно-программных средств по сбору, преобразованию, обработке, анализу и передаче информации по БМП:

1. По всем процессам БМП вычисляются характеристики, необходимые для оперативной оценки. Вычисленные характеристики передаются на землю. По возможности также передается непосредственная запись.

2. Одновременно с процедурой вычисления используется устройство для обнаружения всех штатных и нештатных ситуаций на борту изделия.

К штатным ситуациям можно отнести: разделение ступеней, сброс переходников, запуск двигателей. Все штатные воздействия обрабатываются и сравниваются с заданными нормами. При превышении норм устройство действует следующим образом:

- определяет место, где появилось первым нештатное воздействие;

- передает предупреждающий сигнал;

- формирует поток процессов БМП с нештатным воздействием для передачи на землю.

Для оперативной оценки вибрационного состояния отдельных узлов необходимо непрерывно вычислять следующие характеристики измеряемого параметра х:

- среднее значение т£

, (1)

где Хп - отсчет измеренного сигнала Х(ф) в точке п; N - количество отсчетов.

С помощью среднего значения Хп можно выделить различные воздействия, значительно превышающие диапазон измерения;

- среднеквадратичное отклонение а :

ах — _ тх)2

(2)

Среднеквадратичное отклонение ох позволяет оценивать колебательную составляющую измеренного сигнала, что особенно важно при появлении тренда или скачкообразного изменения характера сигнала;

- максимальное Max и минимальное Min зна-

■Г .г

чения:

Maxx = max {(x - mx ).. ,(xn - mx)} (3)

при n = 0...N - 1;

Minx = min {(x - mx).(Xn- mx)} (4)

при n = 0...N - 1.

С помощью Max и Min значений оцениваются пиковые вибронагрузки на тот или иной агрегат или узел;

- амплитудные или спектральные характеристики.

Для вычисления спектральных характеристик виброакустических процессов используются два метода:

1) метод БПФ;

2) метод фильтрации.

При использовании метода БПФ прежде всего определяются коэффициенты Фурье:

(5)

А(к) = jjln=QXn cos-27rkn

N 2пкп

В(к) = ^^Хп sin N

(6)

где X = X - т .

п п X

Спектр мощности:

СсМ=^У=Л_А2{к) + В\к)\ (7)

где М - частота реализаций. Спектральная плотность мощности:

СспмОО = ^^ (8) где А/- полоса частот.

Спектр мощности: _

А(Х) = у/ЩМ. (9)

При использовании метода фильтрации прежде всего реализуется цифровая рекурсивная фильтрация в заданных полосах частот с помощью полосовых фильтров Баттерворда второго порядка:

Ук(п) = АоХп-2 + А2кХп-1 + А2кХп + В0к Уп-2 + В1кУ^ (10) где Хп - входной массив данных; уп - выходной

массив данных; А0к, А1к, А2к, В0к, В1к - коэффициенты фильтра, рассчитанные в соответствии с заданными характеристиками к-го фильтра; к - номер фильтра.

Далее на базе полученных массивов отфильтрованных данных производится вычисление следующих характеристик:

Electrical and data processing facilities and systems. № 1, v. 9, 2013

95

амплитудный спектр:

А(к)=^-1Ук(п), (11)

амплитудный спектр максимальных значений: А(к) тах

спектр мощности:

СсМ=^-1Ук(п) , (13)

спектральная плотность мощности:

(14)

Для улучшения анализа данных были продуманы дополнительные возможности, предоставляемые работой системы:

- обработка данных в реальном масштабе времени для принятия оперативных мер по предотвращению последствий нештатных ситуаций (в ручном и автоматическом режимах);

- одновременный опрос датчиков с привязкой по времени (позволяет сравнивать показания датчиков в одном промежутке времени, для более точного определения места нештатного воздействия);

- одновременный расчет порядка в двух областях (положительной и отрицательной) в случае несимметричного сигнала (относительно нулевого уровня);

- предсказание развития сигнала на основании его производной;

- дополнительное сокращение передаваемых данных достигается за счет передачи данных в виде экспоненциальной формы, что позволяет сократить объем в два раза. В этом случае передаваемые данные несут информацию о максимальных значениях спектра, что позволяет получить необходимое понимание о происходящих процессах.

Результаты обработки и передачи получаемых данных позволяют использовать бортовую обработку для решения нескольких задач:

- вибромониторинг - передача данных для анализа;

- вибродиагностика - расчет параметров и анализ на предмет выхода за пределы допустимых значений;

- аварийная защита двигателя КА - предотвращение возможных неисправностей за счет перевода работы двигателя в другой режим или полного от-

ключения в случае наличия резервного двигателя.

Совокупность применяемых способов для получения и обработки данных представляет собой интеллектуальную систему анализа состояния виброакустической устойчивости объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание подобной интеллектуальной бортовой системы позволит перейти на более качественный уровень в оценке состояния объекта и принятии оперативных мер при возникновении нештатных ситуаций. Отличительной особенностью системы является то, что она должна производить анализ не только БМП, но и медленно меняющихся параметров (ММП). Увеличение количества обрабатываемых данных позволит соотносить изменение одних параметров одновременно с изменениями других, что дает наиболее точное понимание протекающих процессов. Применение данной системы не ограничивается лишь космическими технологиями, она может быть применена в любых системах, обладающих вибрацией при работе.

Список литературы:

1. Артюшенко В.М. Анализ систем управления космическим летательным аппаратом [Текст] / В.М. Артюшенко, М.И. Видов // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации (ITRT-2011): сб. статей II Международной заочной научно-технической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. - С. 18-29.

2. Филин В.М. Оптимизация диагностики космического разгонного блока [Текст] / В.М. Филин, Л.А. Пчелинцев, В.Н. Денчик, В.А. Задеба, В.П. Клиппа, А.С. Ершов, И.И. Кузнецов. - М.: Едитори-ал УРСС, 2004. - 184 с.

3. Калошин А.М. Наземная отработка космических аппаратов [Текст] / А.М. Калошин, Л.А. Пчелинцев, И.И. Кузнецов, А.С. Ершов. - М.: КомКни-га, 2005. - 176 с.

4. Евдокименков В.Н. Инженерные методы вероятностного анализа авиационных и космических систем [Текст] / В.Н. Евдокименков, В.Г. Динеев, К.А. Карп. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.