Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2019, no. 1. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/53PDMN119.pdf (accessed 10.05.2024). (In Russian).
2. Gukina L. V., Lichnaja L. V. Osobennosti adaptacii uchebno-metodicheskogo soderzhanija discipliny pri obuchenii inostran-nyh studentov anglijskomu jazyku mediciny v bilingval'nom kontekste [Features of adaptation of the educational and methodological content of the discipline when teaching foreign students the English language of medicine in a bilingual context]. Polikul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire: vyzov i perspek-tiva. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii, 2021, pp. 138-149. (In Russian).
3. Markovina I. Ju., Maksimova Z. K., Vajnshtejn M. B. Anglijskij jazyk. Uchebnik [English language. Textbook]. 4th ed. M. : Geotar-Media, 2014. 368 p. (In English).
4. Gukina L. V. Pharmaceuticals Prescribed and Dispensed. Ucheb-noe posobie [Pharmaceuticals Prescribed and Dispensed. Textbook]. Kemerovo, 2019, 102 p. URL: http://moodle.kemsma.ru (In English). (accessed 10.05.2024).
5. Chabner D.-E. The Language of Medicine. Saint Louis, 2014, 1041 p. (In English).
6. Ehrlich A., Schroeder C. L. Medical Terminology for Health Professions. Delmar, 2013, 660 p. (In English).
7. Gylys B. A., Masters R. M. Medical Terminology Simplified A Programmed Learning Approach by Body Systems. Philadelphia, 2014, 645 p. (In English).
8. Gylys B. A., Wedding M. E. Medical Terminology Systems: a Body Systems Approach. Philadelphia, 2013, 688 p. (In English).
9. Gukina L. V. Tehnologii raboty so smyslami medicinskogo teksta pri formirovanii inojazychnyh kommunikativnyh navykov budu-shhih vrachej [Technologies for working with the meanings of
a medical text in the formation of foreign language communication skills of future doctors Professional education in Russia and abroad]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 4 (52), pp. 202-209. (In Russian).
10. Chabner D.-E. The Language of Medicine. Saint Louis, 2020, 1064 p. (In English).
11. Abidova M., Guzacheva N. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons. Bulletin of Science and Practice,
2020, no. 6 (4), pp. 434-437. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/50 (accessed 11.05.2024). (In English).
12. Vaganova M. Ju. Tehnologii akademicheskogo chtenija v processe informatizacii obuchenija studentov [Technologies of academic reading in the process of informatization of student education]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect,
2021, vol. 13.1, pp. 47-53. (In Russian).
13. Luk'janova M. I., Gmyzina G. N., Starostina N. N. Razvitie krit-icheskogo myshlenija studentov v processe izuchenija inostran-nogo jazyka [Development of critical thinking of students in the process of learning a foreign language]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija, 2019, vol. 8, no. 2 (30), pp. 104-112. (In Russian).
14. Gukina L. V., Lichnaja L. V. Ispol'zovanie priema situacion-noj simuljacii professional'no orientirovannogo obshhenija na zanjatijah po inostrannomu jazyku v medicinskom vuze [Using the technique of situational simulation of professionally oriented communication in foreign language classes at a medical university]. Ed. L. S. Znikina. Teoreticheskie i prikladnye aspekty lingvoobrazovanija. Sbornik nauchnyh statej Mezhvu-zovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kemerovo, 2019, pp. 188-194. (In Russian).
УДК /UDC 378.14; 378.18
DOI 10.54509/22203036_2024_3_190
EDN QVWVBW
Насонов Дмитрий Борисович
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
Nasonov Dmitry B.
Senior Lecturer, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К НАСТАВНИЧЕСТВУ В ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКЕ
TOOLS OF INTRODUCING A FUTURE TEACHER TO MENTORING IN THE UNIVERSITY PRACTIC
Аннотация. Автор обозначает проблему недостаточного использования ресурсов наставнической деятельности при подготовке будущих педагогов в вузе. Если в практике общего образования содержательно и тактически линия наставничества «наставник - молодой специалист» реализуется в полном масштабе, то линия «студент-наставник и ребенок» в бакалаврской подго-
товке развернута слабо. Представлены разные форматы приобщения студентов к наставничеству во время учебы в педагогическом вузе, актуализирующие образовательный потенциал наставнической деятельности в профессиональном становлении будущих педагогов. Обосновано, что базовым педагогическим средством приобщения к наставничеству является профессио-
нальная проба, которую автор трактует как педагогическую активность студента по выстраиванию взаимодействия с воспитанником, который нуждается в реальной помощи и сопровождении другого человека для решения собственных проблем. Обосновано, что для приобщения студента к наставничеству важно использовать определенные методические средства, которые делают эту профессиональную активность акме-ориентированной.
Abstract. The author identifies the problem of insufficient use of mentoring resources in the training of future teachers at the university. If in the practice of general education, the mentoring line "mentor - young specialist" is implemented on a full scale in a meaningful and tactical way, then the line "student-mentor and child" is poorly deployed in bachelor's training. Various formats of introducing students to mentoring while studying at a pedagogical university are presented, which actualize the educational potential of mentoring in the professional development of future teachers. It is proved that the basic pedagogical means of introducing mentoring is a professional test, which the author interprets as the pedagogical activity of a student in building interaction with a pupil who needs real help and support from another person to solve his own problems. It is proved that in order to introduce a student to mentoring, it is important to use certain methodological tools that make this professional activity acme-oriented.
Ключевые слова: наставничество, студент-наставник, воспитательная деятельность, педагогический вуз, будущий педагог, профессиональная проба, форматы и средства ранней профессионализации.
Keywords: mentoring, student mentor, educational activity, pedagogical university, future teacher, professional test, formats and means of early professionalization.
Введение
Наставничество является одним из ключевых факторов профессионального развития и становления личности. В современном образовательном процессе роль наставника приобретает особую значимость, поскольку его деятельность направлена на передачу знаний, умений и навыков, а также опыта, который позволяет молодому педагогу успешно адаптироваться к условиям работы в школе и развивать свои профессиональные компетенции. Наставничество, как правило, изучается применительно к системе общего образования и дополнительного образования детей как практика сопровождения молодых и новых специалистов, пришедших в образовательную организацию [1-4]. Известно, что отсутствие опытного и заин-
тересованного наставника или формальное наставничество являются одними из причин ухода молодого педагога из учреждения и из профессии. Однако мало изучены возможности наставнической деятельности в процессе подготовки будущих педагогов в вузе, когда студенты становятся наставниками для детей и подростков. На наш взгляд, такой фокус был бы интересен как с теоретической точки зрения (поиск новых способов профессионального становления будущих педагогов в вузовской среде), так и с практической, поскольку значительно обогатил бы организацию воспитательной деятельности в вузе.
Степень изученности данной темы достаточно высока в аспекте профессионального становления молодого учителя. Она раскрывается в исследованиях педагогов-классиков и современников (К. Д. Ушинский, В. А. Адольф, В. В. Садырин и др.) [5-7]. Сущностные аспекты наставничества как педагогического явления представлены в трудах В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, М. В. Кларина, Л. Н. Лесохиной и др. [8-10]. Тем не менее в настоящее время сохраняется противоречие между широким потенциалом педагогического знания, обосновывающего возможности наставничества, и недостаточной степенью разработанности теоретико-методологических и организационно-педагогических аспектов профессионального становления будущих педагогов посредством приобщения к наставнической деятельности в практике вузовской подготовки.
Данное исследование направлено на теоретическое обоснование и выявление форматов и средств приобщения будущих педагогов к наставничеству с целью оптимизации процесса подготовки педагогических кадров. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить существующий опыт приобщения студентов-педагогов к наставничеству в рамках вузовской практики, на основе которого - выявить преимущества и недостатки различных подходов к наставничеству в процессе бакалаврской подготовки педагогов.
2. Провести анализ современных требований к подготовке педагогов и выявить компетенции и навыки, которые необходимо развивать через наставничество.
3. Предложить оптимальный комплекс форматов и средств приобщения будущих педагогов к наставничеству в рамках вузовской практики, который впоследствии позволит выстроить на их основе модель профессионального становления будущих педагогов.
Научная новизна данного исследования заключается в особом взгляде на потенциал наставничества как практики подготовки будущего педагога. Традиционно наставничество понимается как процесс передачи знаний, навыков и опыта от более опыт-
ного и знающего человека (наставника) к менее опытному или менее знающему (ученику или подопечному). Наставник помогает ученику развиваться, достигать поставленных целей и преодолевать трудности, возникающие на пути обучения и развития, в том числе на этапе входа в профессию и адаптации в ней. Однако мы считаем важным использовать наставничество не только как погружение в профессиональную деятельность, когда педагог уже трудоустроен, но и для подготовки будущего педагога, если уже в вузе будут созданы организационные и содержательные условия для этого. Получая опыт наставнических проб еще в процессе вузовской подготовки, молодой педагог в дальнейшем будет не только продуктивнее выстраивать взаимодействие с детьми и другими участниками образовательных отношений, но и более активно инициировать свое взаимодействие с собственным педагогом-наставником. Таким образом, наставничество может стать одним из способов подготовки будущих педагогов к решению практических задач в предстоящей профессиональной деятельности.
Ожидается, что результаты исследования будут полезны как для студентов-педагогов, которые будут иметь возможность получить более качественное обучение и поддержку в процессе практики, так и для преподавателей и наставников, которые смогут использовать полученные рекомендации для совершенствования своей работы и повышения эффективности наставничества в целом. Проведенное исследование позволит не только улучшить процесс наставничества в педагогическом образовании, но и поспособствует развитию качества подготовки будущих педагогов и повышению уровня профессионализма кадров сферы образования.
Методология
Теоретико-методологическая база исследования включает:
- деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, С. И. Поздеева, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), который позволяет раскрывать деятельностные аспекты процесса приобщения к наставничеству будущего педагога в практике вузовской подготовки [9; 11-13];
- компетентностный подход (И. А. Зимняя, Л. Г. Смышляева, А. В. Хуторской и др.), который дает возможность представить результаты процесса приобщения к наставничеству будущего педагога в формате отдельных компонентов компетенций [14-16];
- акмеологический подход (А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер и др.), ориентирующий процесс приобщения к настав-
ничеству на профессиональное становление и развитие будущих педагогов в направлении личного и профессионального оптимума [1; 17].
Для достижения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ научных публикаций по теме наставничества в педагогическом образовании; анализ современных требований к компетенциям будущих педагогов и их соответствие с навыками наставнической деятельности; проведение фокус-групп для выявления мнений и предложений по оптимизации процесса приобщения к наставничеству; наблюдение за ходом реализации наставничества студентами в рамках практической подготовки и его результатами; сравнительный анализ различных форматов и средств приобщения к наставничеству в педагогическом образовании; проектирование организационно-педагогической модели приобщения к наставничеству студентов педвуза.
Результаты
Понятие «форма», или «формат», в педагогике трактуется как способ организации учебного процесса или мероприятия. Оно может включать в себя различные элементы, такие как методы обучения, виды деятельности, структуру урока или занятия. Формат может быть определен на основе различных факторов, таких как возраст учащихся, уровень их знаний, цели обучения и т.д. Например, если содержанием наставничества является сопровождение студентами трудных подростков, которые являются участниками студенческого строительного отряда, то оно может быть организовано как индивидуальное сопровождение в паре «студент - подросток» в партнерской модели организации совместной деятельности, т.к. участники взаимодействия будут не только близки по возрасту (отсутствие так называемого межпоколенческого разрыва), но и по статусу (они оба еще учатся, не достигли взрослости). Если студент-наставник во время вожатской практики в летнем оздоровительном лагере попадает в младший отряд, то он будет находится по отношению к детям не в партнерской, а лидерской позиции, т. к. ему важно завоевать у воспитанников авторитет, используя методы разъяснения и убеждения, проявить себя как значимого и ресурсного взрослого.
Следовательно, форматы приобщения студентов к наставничеству - это способы, которыми студенты могут быть вовлечены в наставническую деятельность. Рассмотрим некоторые из них.
1. Практика в образовательных учреждениях (учебная, учебно-технологическая, производственная, преддипломная): студенты имеют возможность работать
с реальными учениками в конкретных условиях и применять на практике психолого-педагогические знания. Важным аспектом является то, что во время практики студенты работают в парах или группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде. Студенты, успешно прошедшие практику, впоследствии могут стать амбассадорами той организации, которая была для них базой практики, и транслировать ее ценности и презентовать ее преимущества как потенциального места работы для других студентов.
2. Участие в проектах и конкурсах - это может быть участие в научных конференциях, семинарах, мастер-классах и других мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью.
3. Стажировки в образовательных организациях: студенты могут пройти стажировку в школах, детских садах, центрах дополнительного образования и других учреждениях, где они могут получить опыт наставничества и работы с детьми.
4. Обучение на курсах и программах дополнительного образования: студенты могут обучаться на краткосрочных курсах, профессиональной переподготовки и других программах, направленных на развитие навыков наставничества.
5. Работа в качестве ассистентов преподавателей: студенты могут работать ассистентами преподавателей в своих учебных заведениях, помогая им в проведении занятий и участвуя в наставнической деятельности.
6. Студенческое самоуправление (например «Школа куратора» учебных групп): студенты могут реализовы-вать наставнические навыки, работая в качестве куратора для младших учебных групп или как наставники для будущих кураторов.
7. Волонтерская деятельность: будущие педагоги могут стать наставниками для детей-сирот в рамках добровольческой работы или включиться в реверсивное наставничество (обучение старших по возрасту). Так, например, в рамках нашего исследования наряду с другими форматами мы описывали опыт наставнической деятельности студентов в рамках проекта «Цифровые волонтеры». В нем будущие педагоги помогали опытным педагогам старшего возраста, нуждающимся в поддержке при освоении методов дистанционного обучения в период пандемии.
Наряду с перечисленными форматами (их перечень не исчерпывающийся и может быть дополнен в связи с постоянным обновлением образовательных вузовских практик) мы предлагаем также и «каскадный» формат приобщения студентов к наставничеству, когда студенты старших курсов могут выступать наставни-
ками для студентов младших курсов. В таком организационном контексте наставничество может иметь некоторые схожие технологические свойства с тьюторской деятельностью.
Также в ситуациях цифрового разрыва или разницы в опыте некоторых видов деятельности, актуальных для студентов педагогического вуза (научно-исследовательская деятельность, вожатская работа, опыт участия в творческих мероприятиях и др.), наставником может выступать ровесник, находящийся в этом разрыве в более благоприятной позиции. В таком случае приобщение к наставничеству будет обладать многими признаками баддинга - модели наставничества, получившей большее распространение в сфере бизнеса.
На наш взгляд, наиболее оптимальным подходом можно считать гибкое сочетание разнообразных форматов наставничества и способов приобщения к нему будущих педагогов на этапе обучения в вузе. Так, в рамках нашего исследования мы констатировали, что преобладающее большинство студентов отметили в своих отзывах о собственной практике наставнической деятельности, что это был интересный и полезный для них опыт, а также обозначили желание попробовать себя в разных формах наставничества. Стоит также отметить, что мы не отменяем значимой роли педагогов и преподавателей, выступающих в качестве наставников для студентов. При таком подходе можно говорить о двойном наставничестве: педагоги вуза являются наставниками для студентов, а последние - становятся наставниками для детей и подростков. Экспертное мнение педагогов было в целом схоже с позицией студентов в отношении полезности приобщения к наставничеству. Кроме того, ряд экспертов отметил, что такая практика позволила еще и создать условия для профессиональной социализации будущих педагогов посредством вхождения в различные локальные профессиональные сообщества.
Независимо от формата, на наш взгляд, процесс приобщения студентов к наставничеству должен быть для них, в первую очередь, учебной и акмена-правленной ситуацией, профессиональной пробой. Соответственно, на это должны работать и применяемые в данном процессе средства.
Под термином «средство» в контексте образовательных практик, как правило, понимается некий инструмент, который используется для достижения какой-либо цели. В педагогике средства могут быть различными, например: учебники, учебные пособия, компьютеры, Интернет, мультимедийные программы и т.д. Средства помогают преподавателям и обучающимся достигать образовательных целей.
Соответственно, средства приобщения студентов к наставничеству - это инструменты, которые используются для того, чтобы студенты могли получить опыт наставнической деятельности. Получается, что в наставнической деятельности, как и в любой педагогической деятельности, можно выделить три компонента: содержание (чему научатся студенты-наставники); методы/способы (как будет организована наставническая деятельность); средства/инструментарий (с помощью чего реализуется наставничество).
Основываясь на тезисе о том, что приобщение студентов к наставничеству должно обладать признаками пробной профессиональной деятельности, можно выделить группы средств, применяемых в реализации технологии профессиональных проб. Основываясь на положениях праксеологического подхода в высшем образовании, подчеркнем, что пробная и квазипрофессиональная деятельность различаются тем, что в первом случае студенты действуют в реальных условиях (школа, детский сад, летний лагерь и т. п.), а во втором случае создаются ситуации (например при проведении аудиторного учебного занятия), приближенные к реальным условиям (например студенты проводят урок с одногруппниками в роли школьников) [15; 18-20]. Перечислим группы методических средств для организации наставнической деятельности в вузе:
- диагностические: тестирование, наблюдение, анкетирование, праксиметрические методы и др. (помогают выявить уровень сформированности профессиональных компетенций, наличие пробелов в знаниях, потребности в развитии определенных профессионально значимых качеств личности и пр.);
- рефлексивные: педагогический дневник, рефлексивное эссе, стимулирующие опросники и др. (выполняя задания в рамках профессиональной пробы, студент соотносит свои личностные особенности с требованиями профессиональной деятельности; анализируя результаты собственной деятельности, определяет вектор своего развития);
- цифровые: специальные программы, симуляторы, тренажеры, приложения, мессенджеры, платформы, порталы и др.;
- материально-технические: помещения, оборудование, гаджеты и др.
Обозначенные средства, реализуемые в интеграции с современными форматами приобщения студентов к наставничеству на этапе обучения в вузе, по нашему мнению, могут задавать вектор личностно-профессио-нального развития будущего педагога в направлении оптимума самореализации и высоких профессиональных достижений в будущем.
Заключение
В практике приобщения студентов к наставнической деятельности на этапе обучения в вузе могут применяться форматы и средства, заимствованные (в адаптированном к вузовской системе виде) из сферы наставничества на производстве, школьного наставничества (в формате педагог-наставник для молодого коллеги), а также бизнес-модели наставничества при соблюдении следующих условий: акцентирование воспитательного воздействия на формировании селф-компетенций студентов-наставников; актуализация потенциала органов студенческого самоуправления и внеучебной деятельности в этом процессе; преемственность, гибкость, открытость системы воспитания в педагогическом вузе; внедрение акмеологи-ческих механизмов подготовки и профессионально-личностного развития будущего профессионала. Вне зависимости от формата наставничества, к которому могут быть приобщены студенты, в качестве ведущего инструмента их акмеориентированной профессионализации и развития личности нами рассмотрена профессиональная проба. Профессиональная проба студента в контексте наставнической деятельности - это осознанная и инициативная педагогическая активность будущего педагога по выстраиванию взаимодействия и профессионально-личностной коммуникации с воспитанником, который нуждается в реальной помощи и сопровождении другого человека для решения собственных проблем.
Приобщение будущего педагога к наставничеству может выступать важным ресурсом вузовской практики, которая позволяет студентам приобрести необходимые знания и навыки для успешной работы в сфере образования. Различные форматы и средства, такие как практика в школах, участие в проектах и мероприятиях, а также программы дополнительного образования, способствуют развитию профессиональных компетенций будущих педагогов и их готовности к наставнической деятельности. Наставничество в вузе можно считать вариантом опережающей профессиональной подготовки и развития внутренней мотивации к профессии педагога, т. к. студент, еще не являясь официально педагогом, по сути уже осознанно и ответственно выполняет ряд его профессиональных функций.
В перспективе можно рассматривать обоснованные в данном исследовании форматы и средства не только в контексте формирования надпрофессио-нальных навыков будущих педагогов, но еще и как ресурс подготовки студентов педвуза к реализации наставнической деятельности в будущей профессиональной жизни.
Литература
1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г, Маркова А. К. Психология развития профессионала. М. : Изд-во РАГС, 2000. 124 с.
2. Маслова Л. В. Лучшие практики наставничества (из опыта работы) // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 434-436.
3. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 87-91.
4. Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талантами «Discovery of Talents» / под общ. ред. С. С. Гиля, М. А. Сикорской-Декановой. Казань, 2015. 242 с.
5. Огородникова С. В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов как творческое развитие идеи К. Д. Ушинского о подготовке народного учителя // Великие идеи Великого К. Д. Ушинского: инструменты развития сельской школы (проектируем будущее) : материалы международной научно-практической конференции. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2023. С. 322-328.
6. Адольф В. А. Современная практика наставничества в профессиональном становлении будущего учителя // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии : всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Екатеринбург, 2023. Ч. 2. С. 10-16.
7. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия / В. В. Садырин, Н. О. Яковлева, Л. В. Трубайчук и др. Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 293 с. EDN SDESIN.
8. Загвязинский В. И. О ведущих ориентирах подготовки педагогических кадров в университете // Педагогика. 2016. № 9. С. 77-83.
9. Основы педагогики и психологии высшей школы / В. С. Ава-несов, А. А. Вербицкий, Л. Б. Ительсон и др. М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Издательский Дом (типография), 1986. 294 с. EDN NJJNIC.
10. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. С. 92-112.
11. Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 178-190.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2006. 1136 с.
13. Содержание и формы организации образовательной деятельности при подготовке педагога в высшей школе : коллективная монография / под ред. С. И. Поздеевой. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 143 с.
14. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.
15. Развитие практики пробного действия в образовании и профессиональной деятельности. Томск : Томский государственный педагогический университет, 2018. 208 с. EDN UPFUIF.
16. Хуторской А. В. Что такое компетенции? // Эйдос. 2014. № 4. С. 6.
17. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 3 (33). С. 27-40.
18. Девятловский Д. Н. Праксиологическая подготовка студентов: понятийное поле // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4 (52). С. 23-29.
19. Демина Л. С. Акме-направленность как стратегия подготовки бакалавров для социально-педагогической сферы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1053.
20. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сухарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 2 (10). 2013. С. 24-29.
References
1. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markova A. K. Psihologija razvitija professionala [Developmental psychology professional]. Moscow, 2000, 124 p. (In Russian).
2. Maslova L. V. Luchshie praktiki nastavnichestva (iz opyta raboty) [Best mentoring practices (from work experience)]. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta, 2020, no. 1, pp. 434-436. (In Russian).
3. Pozdeeva S. I. Nastavnichestvo kak dejatel'nostnoe sopro-vozhdenie molodogo specialista: modeli i tipy nastavnichestva [Mentoring as an activity support for a young specialist: models and types of mentoring]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review), 2017, no. 2 (16), pp. 87-91. (In Russian).
4. Sbornik luchshih mirovyh tehnologij i praktik po voprosam raz-vitija i upravlenija talantami Discovery of Talents [Collection of the world's best technologies and practices on talent development and management Discovery of Talents]. Eds. S. S. Gil', M. A. Sikorskaja-Dekanova. Kazan, 2015, p. 40. (In Russian).
5. Ogorodnikova S. V. T'jutorskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitija pedagogov kak tvorcheskoe razvitie idei K. D. Ushin-skogo o podgotovke narodnogo uchitelja [Tutor support for the professional development of teachers as a creative development of K. D. Ushinsky's idea of training a national teacher]. Velikie idei Velikogo K. D. Ushinskogo: instrumenty razvitija sel'skoj shkoly (proektiruem budushhee). Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl, 2023, pp. 322-328. (In Russian).
6. Adol'f V. A. Sovremennaja praktika nastavnichestva v professional'nom stanovlenii budushhego uchitelja [Modern practice of mentoring in the professional development of a future teacher]. Nastavnichestvo v obrazovanii: kul'tura, idei, tehnologii. Vserossijskaja s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskaja konferencija. Ekaterinburg, 2023, part 2, pp. 10-16. (In Russian).
7. Sadyrin V. V., Jakovleva N. O., Trubajchuk L. V., Tjumaseva Z. I., Potapova M. V., Uvarina N. V., Sokolova N. A., Kolbin R. V., Glazy-rina L. A. Professional'naja socializacija vypusknikov pedagogi-cheskih vuzov na osnove ispol'zovanija sovremennyh tehnologij setevogo vzaimodejstvija [Professional socialization of graduates of pedagogical universities based on the use of modern networking technologies]. 2013, 293 p. EDN SDESIN. (In Russian).
8. Zagvjazinskij V. I. O vedushhih orientirah podgotovki pedagog-icheskih kadrov v universitete [About the leading guidelines for the training of teaching staff at the university]. Pedagogika, 2016, no. 9, pp. 77-83. (In Russian).
9. Avanesov V. S., Verbickij A. A., Itel''son L. B., Kan-Kalik V. A., Kitajgorodskij G. A., Kovalev V. M., Krasheninnikov A. A., Krivic-kij B. H., Nechaev N. N., Petrovskij A. V., Serzhan L. S., Fejgen-berg I. M., Shpalinskij V. V. Osnovy pedagogiki i psihologii vysshej shkoly [Fundamentals of pedagogy and psychology of higher education]. Moscow, 1986, 294 p. EDN NJJNIC. (In Russian).
10. Klarin M. V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty tradi-cionnoj praktiki v organizacijah XXI veka [Modern mentoring: new features of traditional practice in organizations of the XXI century]. Jekonomika i obrazovanie, 2016, pp. 92-112. (In Russian).
11. Abul'hanova-Slavskaja K. A., Slavskaja A. N., Levanova E. A., Pushkareva T. V. Obshhie podhody k izucheniju lichnosti [General approaches to the study of personality]. Pedagogika i psihologija obrazovanija, 2018, no. 4, pp. 178-190. (In Russian).
12. VygotskijL. S. Psihologija razvitija cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2006, 1136 p. (in Russian).
13. Soderzhanie i formy organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti pri podgotovke pedagoga v vysshej shkole. Kollektivnaja mono-grafija [The content and forms of organization of educational activities in the preparation of a teacher in higher education. Collective monograph]. Ed. S. I. Pozdeeva. Tomsk, 2014, 143 p. (In Russian).
14. Zimnjaja I. A. Kompetencija i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and competence in the context of the competence approach in education]. Inostrannye jazyki v shkole, 2012, no. 6, pp. 2-10. (In Russian).
15. Razvitie praktiki probnogo dejstvija v obrazovanii i professio-nal'noj dejatel'nosti [The development of the practice of trial action in education and professional activity]. Tomsk, 2018, 208 p. EDN UPFUIF. (In Russian).
16. Hutorskoj A. V. Chto takoe kompetencii? [What are competencies?]. Jejdos, 2014, no. 4, pp. 6. (In Russian).
17. Zeer Je. F. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju [A competence-based approach to education]. Obrazovanie i nauka, 2005, no. 3 (33), pp. 27-40. (In Russian).
18. Devjatlovskij D. N. Praksiologicheskaja podgotovka studentov: ponjatijnoe pole [Praxiological training of students: a conceptual field]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 4 (52), pp. 23-29. (In Russian).
19. Demina L. S. Akme-napravlennost' kak strategija podgotovki bakalavrov dlja social'no-pedagogicheskoj sfery [Acme orientation as a Bachelor's degree preparation strategy for the socio-pedagogical sphere]. Sovremennye problemy nauki i obrazo-vanija, 2015, no. 1-1, pp. 1053. (In Russian).
20. Chistjakova S. N., Rodichev N. F., Suharova V. I. Tendencii razvitija professional'noj orientacii uchashhejsja molodezhi i vyzovy vre-meni [Trends in the development of professional orientation of students and challenges of the time]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 2 (10), pp. 24-29. (In Russian).
УДК /UDC 37.013
DOI 10.54509/22203036_2024_3_196 EDN FWSYRY
Романенко Татьяна Владимировна
преподаватель СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий», г. Смоленск
Цыганкова Анастасия Николаевна
преподаватель СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий», г. Смоленск
Romanenko Tatiana V.
Lecturer, College of Industrial Technologies, Smolensk
Tsygankova Anastasia N.
Lecturer, College of Industrial Technologies, Smolensk
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА
THE IMPACT OF FAMILY EDUCATION ON SOCIALIZATION AND THE PROFESSIONAL SUCCESS OF A COLLEGE STUDENT
Аннотация. В данной статье обосновывается важность семьи как базового социального института, отмечается особое влияние семейного воспитания на социализацию, социальную и профессиональную успешность молодежи.
При этом подчеркивается, что неблагоприятная семейная атмосфера, в свою очередь, приводит к искажению базовых социальных установок, деформации системы ценностей и моделей поведения, психотрав-мирующему воздействию на развивающуюся личность.
Целью исследования в контексте данной статьи является анализ основных показателей семейного неблагополучия студентов Смоленского техникума отраслевых технологий и оценка их степени влияния на процесс обучения и социализации. Сделаны выводы,
что такие семьи значительно осложняют процесс социализации обучающегося.
Авторами предлагаются меры психолого-педагогической поддержки обучающихся для нивелирования негативного влияния неблагополучной семьи, а также подчеркивается необходимость постоянного мониторинга ситуации и периодического обновления системы психолого-педагогического сопровождения.
Abstract. This article substantiates the importance of the family as a basic social institution, and notes the special influence of family education on the socialization, social and professional success of young people.
At the same time, it is emphasized that an unfavorable family atmosphere, in turn, leads to distortion of basic social attitudes, deformation of the value system and