Научная статья на тему 'Средства повышения общей и специальной выносливости студентов, занимающихся вольной борьбой'

Средства повышения общей и специальной выносливости студентов, занимающихся вольной борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
640
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / КОНТРОЛЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ / КРИТЕРИИ / ВИТРИВАЛіСТЬ / ЗАСОБИ / МЕТОДИ / ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / ПіДВИЩЕННЯ / КРИТЕРії / ENDURANCE / FACILITY / METHODS / CHECKING / CAPACITY TO WORK / INCREASING / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Путинцев Н. Ю., Киршина Е. Д.

В статье представлены результаты авторской экспериментальной программы по развитию выносливости в спортивной борьбе. Отражены упражнения, которые эффективно развивают общую и специальную выносливость. Активные (интенсивные) свободные от тренировок на ковре дни (игры, учебные схватки, кросс и др.) улучшают состояние спортсменов и следующий этап занятий они начинают с более высокого уровня. Для развития работоспособности нагрузки должны постепенно возрастать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of increase common and special persistence of the students occupied with free-style wrestling

Results of the author's experimental program are presented. In the article development of endurance in athletic fight. The reflected exercises, which effectively develop general and special endurance. Active (intensive) free from trainings on a carpet days (plays, educational scrambles, a distributing frame, etc.) improve a state of sportsmen and the following stage of occupations they begin with a higher level. For development of work capacity of a load should increase gradually.

Текст научной работы на тему «Средства повышения общей и специальной выносливости студентов, занимающихся вольной борьбой»

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

Путинцев Н.Ю., Киршина Е.Д.

Институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина Красноярского государственногопедагогическогоуниверситета им. В.П. Астафьева, Россия Сибирский государственныйаэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск,

Россия

Аннотация. В статье представлены результаты авторской экспериментальной программы по развитию выносливости в спортивной борьбе. Отражены упражнения, которые эффективно развивают общую и специальную выносливость. Активные (интенсивные) свободные от тренировок на ковре дни (игры, учебные схватки, кросс и др.) улучшают состояние спортсменов и следующий этап занятий они начинают с более высокого уровня. Для развития работоспособности нагрузки должны постепенно возрастать.

Ключевые слова: выносливость, средства, методы, контроль, работоспособность повышение, критерии. Анотація. Путінцев Н.Ю., Кіршіна О.Д. Засоби підвищення загальної і спеціальної витривалості студентів, що займаються вольною боротьбою В статті представлені результати авторської експериментальної програми з розвитку витривалості в спортивній боротьбі. Відображені вправи, які ефективно розвивають загальну і спеціальну витривалість. Активні (інтенсивні) вільні від тренувань на килимі дні (гри, навчальні сутички, крос і ін.) поліпшують стан спортсменів і наступний етап занять вони починають із більше високого рівня. Для розвитку працездатності навантаження повинні поступово зростати.

Ключові слова: витривалість, засоби, методи, контроль, працездатність, підвищення, критерії.

Annotation. Putintsev N.Yu., Kirshina E.D. Means of increase common and special persistence of the students occupied with free-style wrestling. Results of the author's experimental program are presented. In the article development of endurance in athletic fight. The reflected exercises, which effectively develop general and special endurance. Active (intensive) free from trainings on a carpet days (plays, educational scrambles, a distributing frame, etc.) improve a state of sportsmen and the following stage of occupations they begin with a higher level. For development of work capacity of a load should increase gradually.

Key words: endurance, facility, methods, checking, capacity to work, increasing, criteria.

Введение.

Всегда, во всех видах физической деятельности критерием работоспособности является выносливость: чем она выше, тем успешнее преодолевается утомление, возникающее при динамической нагрузке. В процессе развития выносливости могут применяться разнообразные по характеру и продолжительности упражнения. В арсенале средств развития выносливости есть упражнения, построенные на материале различных циклических видов спорта, спортивных игр, упражнения, выполняемые на силовых тренажерах. Применяемые упражнения могут вовлекать в работу большую часть мышечного аппарата, носить региональный или локальный характер. В настоящее время у многих спортсменов не хватает выносливости для успешного проведения соревнований, необходимо найти альтернативные методы и средства повышения специальной выносливости в спортивной борьбе [2].

Работа выполнена по плану НИР Института спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: совершенствование уровня общей и специальной выносливости студентов занимающихся вольной борьбой.

Задачи исследования:

1. Дать оценку тренировочному процессу с позиции формирования физической подготовленности борцов вольного стиля (на примере сборной команды Красноярского края).

2. Разработать авторскую экспериментальную программу развития выносливости.

3. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность авторской программы на развитие выносливости.

Результаты исследо вания.

Мы наблюдали во время урока за активными и дисциплинированными учениками со средним и высоким уровнем физического развития и подготовленности [б]. Все данные записывались в протокол хронометрирования. Хронометрирование проводится для того, чтобы учесть, проанализировать и суммировать время, необходимое для совершения некоторого движения или серии движений, и определить общее время, потребное для выполнения определенной работы [3;4;5]. Таким образом, продолжительность отдыха на каждом занятии составила В мин, как и объяснение техники выполнения приемов, вспомогательным действиям уделялось 50 секунд, поэтому показатели общей и моторной плотности высокие. Но эти показатели не смогут достигнуть идеальных, так как время простоя - 12 минут - превышает время отдыха

Таким образом, необходимо тренировки борцов низкого класса организовывать отдельно от тренировок сборной Красноярского края, так как из-за нарушения дисциплины образуется значительный простой в тренировочном процессе (в месяц примерно 273,05 минуты).

В тренировочной программе необходима перестройка или доработка тренировочного процесса, поскольку даваемые упражнения должны быть индивидуальными для каждого спортсмена с учетом возраста и

возможностей, используя метод электрокардиографии (ЭКГ) А.И. Завьялова. Использование этого метода позволяет оценить формирование физической подготовленности повысить спортивный результат спортсменов и защитить их от перегрузки.

В 2007 году нами был проведен эксперимент, он составил девятинедельный цикл. В нем приняли участие 20 спортсменов первокурсников1990-1992 года рождения, они были разделены на две равные группы по десять человек. В первой группе проводилась обычная тренировка В тренировку второй группы были введены упражнения на повышение уровня общей и специальной выносливости, упражнения были следующие:

1. Кроссовая подготовка- 2000 метров, два раза в неделю.

2. Спортивные игры - чехарда, рэгби, два раза в неделю.

3. Учебно-тренировочные схватки - 2*6 минут и 3*2 минуты со сменой партнеров, выполнялись каждый день.

4. Бег с изменением интенсивности выполнения - 2*400 м медленно - 60 м быстро, 60 м медленно, 100 м быстро, 60 м медленно, 60 м быстро, 60 м медленно, проводился два раза в неделю.

5. 10 бросков через спину - после учебно-тренировочных схваток, каждый день.

В начале и в конце эксперимента в обеих группах мы приняли нормативы:

1) бег на дистанцию 2000 м: замерялось время, ЭКГ, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД);

2) броски на время (15 бросков через плечи с захватом ноги и одноименной руки): замерялось время, ЭКГ, ЧСС, АД;

3) подъем соперника с собственным весом (по свистку выполняется выполнение действия, 10 сек на прием, 15 выполнений действий): затем измерить ЭКГ, ЧСС, АД.

У величение объема крови, выбрасываемого сердцем во время систолы, - один из важных механизмов адаптации кровообращения к внешним условиям. Дело в том, что систолический объем наряду с сердечным ритмом определяет величину главного гемодинамического параметра - минутного объема кровообращения Определение сердечного выброса имеет чрезвычайно важное значение для количественной оценки сократительной функции сердца и изучения интенсивности кровообращения органов и тканей. Минутный объем крови называют главным гемодинамическим показателем [1]. Поэтому нами определялся систолический объем и минутный объем крови (МОК). Подсчитывались граничные значения t-критерия Стьюдента для 5-, 1-,

0, 1-процентных уровней значимости в зависимости от числа степеней свободы, в нашей работе эти показатели граничат от 2,10-t005, 2,88-t0,01, до 3,92-t0,001. Эти показатели обрабатывались в таблицах Microsoft Excel.

По итогам наблюдения были получены следующие результаты

Таблица 1

Параметры гемодинамики спортсменов в покое

Название измерения Г руппа До эксперимента После эксперимента T P

ЭКГ Контрольная 6±1,0 1±0,4 4,6 <0,001

Эксперимент. 5±1,0 0±0,1 5,2 <0,001

МОК Контрольная 4378,3±251,3 4366,8±255,0 0,03 Не дост.

Эксперимент. 5694±535,9 5144,4±213,7 0,95 Не дост.

Как видно из табл. 1, группы подобраны с одинаковыми показателями гемодинамики Мы взяли именно эти гемодинамические измерения работоспособности потому что они наиболее точно отображают развитие общей и специальной выносливости. После эксперимента были проведены измерения повторно Чтобы посмотреть и сравнить результаты используемойметодики в спортивной борьбе.

Таблица2

Параметры гемодинамики спортсменов в нагрузке во время подъема соперника

Название измерения Г руппа До эксперимента После эксперимента T P

ЭКГ Контрольная 21±1,5 18±0,6 1,73 Не дост.

Эксперимент. 17±1,5 16±1,5 0,37 Не дост.

МОК Контрольная 9578,6±779,5 10646,4±421,3 1,20 Не дост.

Название измерения Г руппа До эксперимента После эксперимента T P

Эксперимент. 8344,9±1024,8 16430,1±488,6 7,1 <0,001

Выполнение мышечной работы требует от человека повышения энергетики функционирования организма. Это вызывает напряжение соответствующих органов и систем, что в свою очередь приводит к утомлению (физиологическая реакция на нагрузку), переутомлению (фон, на котором легко возникают и развиваются различные патологические изменения) и перенапряжению (состояние, вызывающее патологические изменения) [1]. Для оценки воздействия мышечных нагрузок на организм здорового человека мы применяли метод электрокардиографии.

Мы видим, что у спортсменов экспериментальной группы после двух месяцев тренировок, показатели выносливости лучше, чем в контрольной группе (табл. 2).

Таблица3

Параметры гемодинамики спортсменов в нагрузке во время бросков через плечи

Название измерения Г руппа До эксперимента После эксперимента T P

ЭКГ Эксперимент. 21±1,2 19±0,4 1,83 Не дост.

Контрольная 1б±1,3 21±0,7 3,33 <0,01

МОК Эксперимент. 12754,5±808,5 1741б,5±232,5 5,54 <0,001

Контрольная 1213В,2±б22,В 12423±934,3 0,25 Не дост.

ВРЕМЯ (сек) Эксперимент. 29,8±1 28±1 1,27 Не дост.

Контрольная 35,7±2,7 44,4±2,0 2,58 <0,05

Броски через плечи на время мы включили в экспериментальное тестирование потому, что это упражнение относится к специальным действиям борца. Из данной табл. 3 видно, что после завершения проведенного нами эксперимента наибольший прирост работоспособности получили спортсмены экспериментальной группы

Таблица4

Параметры гемодинамики спортсменов в нагрузке во время бега на дистанцию 2000 метров

Название измерения Г руппа До эксперимента После эксперимента T P

ЭКГ Контрольная 24±0,3 27±0,4 5,8 <0,001

Эксперимент. 24±0,5 24±0,3 0,17 Не дост.

МОК Контрольная 12911±б90,3 14712±333,8 2,34 <0,05

Эксперимент. 12598,2±1050,3 22084,2±313,7 В,б5 <0,001

ВРЕМЯ (мин) Контрольная 8,79±0,10 В,б4±0,11 1,07 Не дост.

Эксперимент. 8,75±0,10 8,27±0,15 2,бб <0,05

В беге на дистанцию две тысячи метров, как и предполагалось, борцы второй группы -экспериментальной, показали результаты более высокие, нежели спортсмены контрольной группы (табл. 4). Из этого следует, что упражнения, которые были на тренировке у второй группы, развивают общую и специальную выносливость лучше, чем упражнения, проводимые на обычных тренировочных занятиях.

Выводы.

В ходе эксперимента обнаружилось по завершению 9-недельного эксперимента, улучшается состояние спортсменов, однако малоактивная суббота и пассивное воскресенье приводит многих спортсменов обратно к

исходному состоянию начала предыдущего и все начинается сначала. Это один из очень важных аспектов застоя тренированности многих спортсменов Активные (интенсивные) свободные от тренировок на ковре дни (игры, учебные схватки, кросс и др.) не только не снижают, а улучшают состояние спортсменов и следующий этап занятий они начинают с более высокого уровня. Однако, и нагрузки должны постепенно возрастать для них, чтобы развивать работоспособность.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем повышения общей и специальной выносливости студентов занимающихся вольной борьбой.

Литература

1. Завьялов, А.И. Биопедагогика или спортивная тренировка / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили. -Красноярск: МП «Полис», 1992. - 64 с.

2. Иванов, И.И. Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов техникумов физической культуры и училищ Олимпийского резерва / И.И. Иванов, А.С. Кузнецов Р.В. Самургашев, Ю.А. Шулика / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 800 с.

3. Воротынцев А.И. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев - М.: Советский спорт, 2002. - 139 с.

4. Гречке, А.С. Материалы по педагогической практике в общеобразовательной школе: Учебное пособие, издание 2-е, исправленное и дополненное / А.С. Гречко, Н.А. Симон, А.И. Чучалина - Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - 148 с.

5. Отчетная документация по педагогической школьной практике для студентов Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева / Сост. А. А. Завьялов, Е.Д. Киршина - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 72 с.

6. Педагогическая практика по физической культурев школе: Учебно-метод пособие / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С.Н. Чернякова, В.Л. Архипова, Е.Н. Сидорова, Н.О. Дорошенко - 2-е изд., перераб. и доп. -Красноярск, 2004. - 40 с.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.