Научная статья на тему 'Средства повышения эффективности нормативных правовых актов'

Средства повышения эффективности нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2834
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ / КАЧЕСТВО НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / EFFECTIVENESS OF LAW / EFFECTIVENESS OF LEGISLATION / EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION / EFFECTIVENESS OF LEGAL NORMS / QUALITY OF NORMATIVE LEGAL ACTS / EXPERTISE OF DRAFTS OF NORMATIVE LEGAL ACTS / ASSESSMENT OF REGULATORY IMPACT / MONITORING OF LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арнаутова Александра Александровна

В юридической науке выработаны различные подходы к пониманию эффективности права, правовых норм. Позиция, согласно которой эффективность правовых норм представляет собой соотношение между фактическим результатом их действия и теми целями, для достижения которых эти нормы были приняты, представляется более точной. Эффективность нормативного правового акта определяет его качество. Принимая во внимание выделяемые исследователями критерии качества нормативного правового акта, можно выделить следующие средства повышения эффективности (а значит, и качества) нормативных правовых актов: экспертиза проектов нормативных правовых актов, общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арнаутова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF NORMATIVE LEGAL ACTS

A stract. Different approaches to understanding the effectiveness of law and legal norms have been worked out in the legal science. The position, according to which the effectiveness of legal norms represents a correlation between the actual result of their action and those goals for which these norms were adopted, is more accurate. The effectiveness of a normative legal act determines its quality. Taking into account the criteria of quality of normative legal act, researchers can identify the following means of increasing the efficiency of normative legal acts, which are simultaneously means of improving their quality: examination of draft normative legal acts, public discussion of draft normative legal acts on the official site regulation.gov.ru, regulatory impact assessment, enforcement monitoring.

Текст научной работы на тему «Средства повышения эффективности нормативных правовых актов»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Трибуна молодого ученого

Александра Александровна АРНАУТОВА,

аспирант кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) alexandraarnaut111@ gmail.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация. В юридической науке выработаны различные подходы к пониманию эффективности права, правовых норм. Позиция, согласно которой эффективность правовых норм представляет собой соотношение между фактическим результатом их действия и теми целями, для достижения которых эти нормы были приняты, представляется более точной. Эффективность нормативного правового акта определяет его качество. Принимая во внимание выделяемые исследователями критерии качества нормативного правового акта, можно выделить следующие средства повышения эффективности (а значит, и качества) нормативных правовых актов: экспертиза проектов нормативных правовых актов, общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения. Ключевые слова: эффективность права, эффективность законодательства, эффективность правового регулирования, эффективность правовых норм, качество нормативных правовых актов, экспертиза проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.44.4.188-193

© А. А. Арнаутова, 2018

A. A. ARNAUTOVA, Postgraduate Student of the Department of Theory of the State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) alexandraarnaut111@gmail.com 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF NORMATIVE LEGAL ACTS A stract. Different approaches to understanding the effectiveness of law and legal norms have been worked out in the legal science. The position, according to which the effectiveness of legal norms represents a correlation between the actual result of their action and those goals for which these norms were adopted, is more accurate. The effectiveness of a normative legal act determines its quality. Taking into account the criteria of quality of normative legal act, researchers can identify the following means of increas-

L-—^ i,

ЕСТНИК Арнаутова А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Средства повышения эффективности нормативных правовых актов

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

ing the efficiency of normative legal acts, which are simultaneously means of improving their quality: examination of draft normative legal acts, public discussion of draft normative legal acts on the official site regulation.gov.ru, regulatory impact assessment, enforcement monitoring. Keywords: effectiveness of law, effectiveness of legislation, effectiveness of legal regulation, effectiveness of legal norms, quality of normative legal acts, expertise of drafts of normative legal acts, assessment of regulatory impact, monitoring of law enforcement.

Последнее время наблюдается повышение интереса к теме эффективности законодательства. Однако еще М. Б. Шаргородский в 1973 г., ссылаясь на М. П Лебедева и Г Глазермана, писал, что юридические науки нуждаются в изучении эффективности законодательных мер и форм правового регулирования общественных отношений, а изучение эффективности правовых предписаний, исследование форм их воздействия на общественные отношения в современных условиях становится одной из главных задач юридической науки1.

На сегодня сложились различные подходы к пониманию эффективности права, правового регулирования, правовых норм.

Одно из первых определений (сформулированное по аналогии с определением экономической эффективности) было предложено М. П. Лебедевым. Ученый считал, что под эффективностью правового регулирования следует понимать получение наибольшего результата в достижении цели данного правового предписания и общей цели — торжества коммунизма2. Д. А. Керимов отмечал, что правовое регулирование эффективно при своевременном обнаружении возникающих возможностей, определении их зрелости, развитости, обоснованности для перехода в действительность, а также при анализе путей, средств, методов реализации данных возможностей3. А. С. Пашков и Д. М. Чечот полагали, что эффективность правового регулирования — это его действенность, результативность, т.е. способность оказывать влияние на общественные отношения в определенном полезном для общества направлении4. М. Б. Шаргородский под эффективностью понимал абстрактное понятие, означающее только способность применяемого средства содействовать достижению желательной цели, не имеющее отношения к оценкам («полезные для общества», «торжество коммунизма»)5. Оценки же могут использоваться только при анализе цели регулирования. По мнению В. П. Кудрявцева, В. И. Никитинского, И. С. Самощенко, В. В. Глазырина, эффекТ

р

1 Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та,

1973. С. 56. У

2 См.: Лебедев М. П. Об эффективности воздействия социалистического права на обще- ^ ственные отношения // Советское государство и право. 1963. № 1. С. 23. М

3 См.: Керимов Д. А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М. : Гос- ^ юриздат, 1960. С. 143. О

4 Пашков А. С, Чечот Д. М. Эффективность правового регулирования и методы ее вы- О явления // Советское государство и право. 1965. № 8. С. 7.

См.: Шаргородский М. Д. Указ. соч. С. 57—58.

и

УЧЕНОГО

>

5

190 трибуна молодого ученого

у )л 'М Я^' 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

тивность правовых норм представляет собой соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты6. Кроме того, данные исследователи различали два уровня эффективности: юридическую и социальную.

Разрабатываются и нетрадиционные подходы к пониманию эффективности права. Например, В. В. Лапаева под эффективностью права понимает степень согласования социальных интересов на базе правообразующего интереса7. И. Л. Честнов, считая мониторинг социальной жизни важнейшей предпосылкой измерения эффективности права, предлагает антропологическую программу измерения эффективности права8.

Позиция, согласно которой эффективность правовых норм представляет собой соотношение между фактическим результатом их действия и теми целями, для достижения которых эти нормы были приняты, представляется более точной.

Эффективность нормативного правового акта определяет его качество. Некачественным нормативным правовым актом невозможно обеспечить достижение целей, для которых он был принят. Для создание качественных нормативных правовых актов и для оценки действующих требуется применять определенные критерии.

Критерии качества в юридической литературе определяются по-разному. В. Ф. Прозоров выделил содержательные (адекватность экономической политики назревшим потребностям экономического развития) и регулятивные (технико-юридические, стилистические, системные и др.) условия (характеристики) качества хозяйственного законодательства9. В. В. Игнатенко выделил три группы (вида) качественно-правовых свойств закона: 1) свойства правовой легальности; 2) инструментально-правовые свойства; 3) технико-юридические свойства10. С. В. По-ленина распределила параметры качества закона на три группы: социальные, политические и юридические11.

Принимая во внимание перечисленные критерии, можно выделить следующие средства повышения эффективности нормативных правовых актов, которые являются одновременно и средствами повышения их качества:

1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов.

Экспертиза законопроекта — специальное исследование, проводимое с целью оценки качества законопроекта, его соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, оценки перспектив действия за-

6 Кудрявцев В. П., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М. : Юрид. лит., 1980. С. 22.

7 Эффективность правового регулирования : монография / под общ. Ред. А. В. Полякова, В. В. Денисенко. М. А. Беляева. М. : Проспект, 2017. С. 42.

8 Эффективность правового регулирования. С. 88.

9 Прозоров В. Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М. : Юрид. лит., 1991. С. 77.

10 См: Игнатенко В. В. Правовое качество законов об административных правонарушениях : монография. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. С. 20.

11 См: Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.

ВЕСТНИК Арнаутова А. А. Л Л

УНИВЕРСИТЕТА Средства повышения эффективности нормативных правовых актов ' '

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

кона, принятого на основе данного законопроекта12. Сущность экспертизы законопроекта и проекта любого другого вида нормативного правового акта одинакова. Как отмечает Е. А. Журкина, экспертная деятельность занимает особое место среди средств оценки эффективности законодательства13. Проведение экспертиз проектов нормативных правовых актов (правовой, лингвистической, юридико-технической, общественной, научной, антикоррупционной, независимой, социально-экономической) существенно повышает их качество, что в свою очередь повышает эффективность. Ценность экспертизы проектов нормативных правовых актов заключается в предотвращении совершения правотворческих ошибок.

2. Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru.

Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation. gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения указанной информации14. Целью размещения проектов нормативных правовых актов на данном сайте является также обеспечение возможности проведения их независимой антикоррупционной экспертизы. Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта позволяет соблюсти принцип гласности правотворчества, выявить социальные потребности и ожидания.

3. Оценка регулирующего воздействия.

Оценка регулирующего воздействия проводится федеральными органами исполнительной власти в отношении проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии. В ходе этой оценки выявляются возможные положительные и отрицательные последствия принятия акта или решения, положения, устанавливающие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, анализируется существующая проблема и возможные способы ее решения15.

4. Мониторинг правоприменения.

Основная цель осуществления мониторинга правоприменения — совершенствование правовой системы Российской Федерации.

12 Иванец Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России : энциклопедический словарь. М. : Юрид. лит., 2002.

13 См.: Журкина Е. А. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,

2009. С. 13. Р

14 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г № 851 «О порядке раскрытия Б федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов у нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // СЗ РФ. > 2012. № 36. Ст. 4902. М

15 См.: постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г № 1318 «О порядке про- ^ ведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воз- □ действия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской эко- □

Г □

номической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7491.

УЧЕНОГО

>

32 трибуна молодого ученого

у )л

Ш--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Л. А. Иванова видит сущность правового мониторинга в оценке качества нормативно-правовой основы регулирования и эффективности ее реализации в ходе правоприменительной деятельности16.

Проект доклада Президенту РФ о результатах мониторинга правоприменения должен содержать описание результатов выполнения плана мониторинга за предыдущий год, предложения о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации, повышению эффективности правоприменения, повышению эффективности противодействия коррупции17.

В некоторых научных работах в качестве средства повышения эффективности нормативных правовых актов рассматривается юридическая техника18. С такой позицией трудно согласиться, поскольку юридическая техника представляет собой относительно автономный раздел теории права19. Даже рассматривая юридическую технику как совокупность юридико-технических приемов и правил, применяемых для создания нормативных правовых актов, их интерпретации и систематизации, нельзя считать ее средством повышения эффективности нормативных правовых актов. В этом случае средствами повышения эффективности могли бы выступать конкретные приемы и правила юридической техники. Более того, правила и приемы юридической техники применяются на этапе проведения экспертиз проектов нормативных правовых актов, что обосновывает отнесение экспертизы проектов нормативных правовых актов к средствам повышения их эффективности.

Таким образом, средствами повышения эффективности нормативных правовых актов являются экспертиза проектов нормативных правовых актов, общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru, оценка регулирующего воздействия и мониторинг правоприменения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Журкина Е. А. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. — 25 с.

2. Иванец Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России : энциклопедический словарь. — М. : Юрид. лит., 2002.

3. Иванова Л. А. Определение эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011. — 24 с.

16 См.: Иванова Л. А. Определение эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 13—14.

17 См.: Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.

18 См.: Максимова Е. В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : монография / МВД РФ, ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический ин-т». Уфа : Уфимский юридический ин-т МВД РФ, 2012. 106 с.

19 См.: Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. М. : Норма: Инфра-М, 2011. С. 23.

£-Ь

ЕСТНИК Арнаутова А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Средства повышения эффективности нормативных правовых актов

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

4. Игнатенко В. В. Правовое качество законов об административных правонарушениях : монография. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1998. — 310 с.

5. Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. — М. : Норма: Инфра-М, 2011. — 496 с.

6. Керимов Д. А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. — М. : Госюриздат, 1960. — 223 с.

7. Кудрявцев В. П., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. — М. : Юрид. лит., 1980. — 280 с.

8. Лебедев М. П. Об эффективности воздействия социалистического права на общественные отношения // Советское государство и право. — 1963. — № 1. — С. 22—32.

9. Максимова Е. В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : монография / МВД РФ, ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический инт». — Уфа : Уфимский юридический ин-т МВД РФ, 2012. — 106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пашков А. С, Чечот Д. М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. — 1965. — № 8. — С. 3—12.

11. Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. — М., 1993. — 56 с.

12. Прозоров В. Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. — М. : Юрид. лит., 1991. — 157 с.

13. Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 160 с.

14. Эффективность правового регулирования : монография / под общ. ред. А. В. Полякова, В. В. Денисенко, М. А. Беляева. — М. : Проспект, 2017. — 240 с.

"0 И Б У I А

Л □

Е □

и

УЧЕНОГО

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.