Научная статья на тему 'Средства первичной ритмизации публицистических текстов(на материале газетной публицистики)'

Средства первичной ритмизации публицистических текстов(на материале газетной публицистики) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ / РИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИНТАГМА / ТЕКСТ / ПУБЛИЦИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Ревокатовна

Рассматриваются средства первичной ритмизации прозаических публицистических текстов. Автор выявляет особенности организации ритмических моделей информационной статьи на уровне синтагм и приходит к выводу, что повторение внутрисинтагменных ритмических моделей носит нерегулярный характер. Дополнительную ритмичность прозаическим текстам придают средства вторичной ритмизации, которые также реализуются посредством ритмических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства первичной ритмизации публицистических текстов(на материале газетной публицистики)»

ЯЗЫК СМИ

УДК 81'23

СРЕДСТВА ПЕРВИЧНОЙ РИТМИЗАЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (НА МА ТЕРИАЛЕ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ)

А. Р. Калашникова

Рассматриваются средства первичной ритмизации прозаических публицистических текстов. Автор выявляет особенности организации ритмических моделей информационной статьи на уровне синтагм и приходит к выводу, что повторение внутрисинтагмен-ных ритмических моделей носит нерегулярный характер. Дополнительную ритмичность прозаическим текстам придают средства вторичной ритмизации, которые также реализуются посредством ритмических моделей.

Ключевые слова: ритм, ритмическая модель, синтагма, текст, публицистика.

Ритм, будучи объективно существующим во всех сферах человеческой жизнедеятельности явлением, присутствует и в человеческой речи, являясь ее неотъемлемой характеристикой (звучание незнакомого языка мы воспринимаем как ритмически организованный звуковой поток), и как следствие, присутствует в прозаических письменных текстах, т.к. именно посредством текста человек фиксирует свою речь на письме. Следовательно, прозаический текст также является ритмически организованным типом речи, причем можно констатировать, что данное утверждение относится к текстам любого типа: художественного, публицистического, научного и др.

До сих пор в лингвистике не сложилось однозначного признания за прозаическим текстом способности к ритмической организации. Но если ритмизованная художественная проза уже давно привлекает внимание исследователей, то вопрос о ритмизации прозаических текстов нехудожественной природы пока еще остается спорным. Правда, в последнее время проблема ритма прозаических нехудо-

жественных текстов все больше попадает в сферу интересов исследователей.

«Ритм присутствует и в тех прозаических текстах, где мы не наблюдаем его непосредственно, но ощущаем интуитивно. <.. .> Дело в том, что ритм имманентен тексту. Автор в процессе создания прозаического текста не занимается арифметическими расчетами, не изобретает какую-то особую идеальную ритмическую схему своего будущего творения. Ритмическое интонирование текста получается как бы само собой, но на самом деле находится в прямой зависимости от того, насколько мастерски автор владеет искусством слова» [7].

Еще раньше подобные наблюдения сделала Г. Н. Иванова-Лукьянова, которая начала исследовать ритм прозы в 70-е годы XX века: «В художественном тексте все значимо, в том числе и ритм. Прозаический ритм заключает в себе множество смыслов, которые чувствуют писатели и читатели; они замечают его изменчивость, плавные и резкие переходы, которые вместе с языковыми и речевыми единицами текста создают сложный механизм эмоционального и эстетического воздействия» [4].

Ритм любого прозаического текста чувствуется, ощущается, но из-за его нерегулярности, «неуловимости», перебивчивости, а также многоуровневости до настоящего времени не сложилось единого подхода к его изучению.

Думается, что на сегодняшний день сомнений, что любой текст ритмичен, ни у кого из филологов не возникает. Однако внимание исследователей в первую очередь привлекает ритм художественной прозы, так как там он более отчетливо выражен и многообразен по сравнению с ритмами прозаических текстов других типов. «В настоящее время общетеоретическая эстетика получает возможность исследовать проблему ритма как универсальную художественную закономерность на материале различных видов искусств, в том числе и художественной литературы» [3. С. 6].

Мы понимаем ритм в широком смысле как повтор тех или иных элементов текста. «Ритм - регулярное повторение сходных и соразмерных речевых единиц, выполняющее структурирующую, тексто-образующую и экспрессивно-эмоциональную функции. <...> Ритмические явления происходят на фоне аритмических» [6. С. 416]. Следуя этому определению, можно утверждать, что выявить ритм текста - это выявить все типы повторов, которые реализуются на разных уровнях текстовой структуры.

Под ритмом прозаического текста мы понимаем такую организацию речи, которая создается периодической повторяемостью текстовых единиц всех уровней. Для комплексного рассмотрения ритмических единиц разных уровней мы считаем возможным ввести понятие ритмической модели прозаического текста. Под ритмической моделью прозаического текста мы понимаем некую ритмическую универсалию, реализуемую в тексте и предопределяющую его структуру, которая совмещает в себе ритмические и семантические аспекты текстовой организации и одновременно является значащей единицей текстопроизводства и текстовосприятия. Универсалией ритмообразования является повтор, различные виды которого реализуются в тексте в виде ритмических моделей.

Ритмическая модель не может быть реализована в рамках словосочетания или предложения, так как упорядоченный повтор определенных элементов ритма может быть реализован только в более крупных фрагментах текста: на уровне сверхфразовых единств или всего текста в целом [5].

Традиционно выделяют ритмическую группу как минимальную единицу ритма, которая содержит три-четыре слога, объединенных одним ударением. Ритмическая группа может состоять из одного слова, а может включать в себя несколько слов, объединенных одним ударением и составляющих единое смысловое целое.

Синтагма включает в себя несколько ритмических групп, объединенных единым смыслом, и может включать в себя до пятнадцати слогов, из которых до пяти слогов могут быть ударными.

Основным средством членения на синтагмы являются паузы. Так как синтагма представляет собой тесное смысловое и ритмическое единство, то внутрисинтагменные паузы невозможны. Можно сказать, что синтагма - это отрезок речи от взятия человеком одного дыхания до взятия другого. Чаще всего длина синтагмы составляет 7-8 слогов, ибо именно такое количество слогов можно произнести на одном дыхании без напряжения.

В письменном тексте длину синтагмы чаще всего ограничивают знаки препинания, но не всегда они являются основным критерием деления фразы на синтагмы. Если точка, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие, многоточие, точка с запятой, тире всегда требуют пауз и тем самым отделяют одну синтагму от другой, то запятая делит фразу на синтагмы только в том случае, если требует после себя паузы или взятия дыхания.

Достаточно сложно выделить синтагмы во фразе, обладающей большой протяженностью и не содержащей внутри себя знаков препинания. В таком случае деление осуществляется через произнесение фразы вслух и отметкой места в тексте, где было взято дыхание. Дыхание обычно берется там, где по смыслу требуется небольшая пауза, то есть в месте смыслового членения фразы (так называемая семантическая пауза). «Разное синтагматическое членение одного предложения создает различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношения говорящего к сообщаемому факту» [6. С. 447]. Можно сказать, что деление на синтагмы может быть различным, в зависимости от индивидуальной интерпретации текста получателем «деление текста на синтагмы по большей части интуитивно и зависит от читательского восприятия. Иначе говоря, один и тот же текст интонационно может прозвучать по-разному и, соответственно, может быть по-разному разбит на синтагмы» [7]. Следующей, еще более крупной ритмической единицей прозаического текста является фраза, включающая в себя несколько синтагм, объединенных единым смыслом. Сверхфразовое единство является самой крупной ритмической единицей, объединяющей несколько фраз единым смыслом. Средством членения текста на сверхфразовые единства служит максимально длительная пауза.

О. Никитина делит средства ритмизации прозаического текста на первичные и вторичные [7]. К первичным средствам ритмизации относятся:

1) длина синтагм;

2) соотношение количества ударений с длиной синтагмы.

От длины синтагмы и количества ударных слогов в ней зависит степень ритмичности текста. Чем короче синтагма и выше плотность ударности, тем напряженнее ритм текста, и наоборот: чем длиннее синтагма и меньше плотность ударности, тем более размеренным и спокойным является ритм прозаического текста.

К вторичным средствам ритмизации относятся различные виды текстовых повторов:

1) фонические;

2) лексические;

3) грамматические;

4) синтаксические;

5) интонационные;

6)графические.

Средства первичной ритмизации выступают на первый план в поэтических текстах, собственно, именно они делают стихотворную речь стихами. В поэтических текстах всегда видна четкая структура, основанная на регулярном чередовании ударных и безударных слогов в строке. По сути, стихотворные размеры можно назвать ритмическими моделями, посредством которых создается поэтический текст. М. Л. Гаспаров отмечает, что «для впечатления от стихотворного текста ритм оказывается важнее, чем словесное наполнение» [1. С. 12]. Скажем, многие авторы обращались к трехстопному хорею с окончаниями ЖМЖМ. Можно сказать, что по этой ритмической модели написано множество стихов очень многими поэтами. При этом все эти различные по смыслу и тематике произведения ритмически звучат одинаково. Приведем несколько примеров. Цитаты взяты из книги М. Л. Гаспарова «Метр и смысл».

1. Тяжела дорога - Камень да песок. Ну, теперь немного, Путь уж недалек. Трудновато было, Что-то впереди? - Впереди? Могила. Что же стал? Иди! (Розенгейм, 1848/58);

2. Осень взоры клонит, Вечер свеж и мглист. Ветер гонит, гонит Одинокий лист. Так и ты, забвенный Лист в ночных полях, Прокружись, мгновенный, И уйдешь во прах (С. Кречетов, 1910);

3. Голубая речка, Зябкая волна. Времени утечка Явственно слышна. Голубая речка. Предлагает мне Теплое местечко На холодном дне (Г. Иванов, конец 1940-х годов);

4. Призатихло поле, В избах полегли. Уж слышней на воле Запах конопли. Уж туманы скрыли Потемневший путь... Свист милицане-ра не дает заснуть (В. Курицын, 1993) [1.С. 53-55].

Средства первичной ритмизации присутствуют абсолютно во всех видах стихотворных и прозаических текстов. Но если средства вторичной ритмизации в поэзии играют вспомогательную роль, то в прозе, где нет регулярного размера, и первичная ритмизация ощущается интуитивно, именно им принадлежит ведущая роль в ритмической организации прозаического текста. Именно средства вторичной ритмизации заметны и явно воспринимаются адресатом текста. В прозаических текстах средства вторичной ритмизации реализуются ритмическими моделями, в отличие от поэтических текстов, где ритмические модели реализуются средствами первичной ритмизации. Причем, если ритмические модели, реализуемые средствами первичной ритмизации, могут реализоваться только на уровне синтагмы, то ритмические модели, реализуемые средствами

вторичной ритмизации, проявляют себя только на уровне сверхфразового единства.

Но не во всех прозаических текстах (здесь мы говорим о текстах, не относящихся к художественной литературе) присутствуют средства вторичной ритмизации, для этого текст должен быть достаточно протяженным и выражать авторскую интенцию. Скажем, информационная заметка в газете, состоящая из нескольких фраз, или инструкция к какому-либо устройству, или запись в протоколе ДТП обладают, как любой текст, средствами первичной ритмизации, но вторичные средства ритмизации могут быть в них выражены ограничено, либо могут вообще отсутствовать. Так как в прозаическом тексте средства первичной ритмизации носят нерегулярный характер и воспринимаются лишь интуитивно, то это и дает повод говорить о том, что в прозе отсутствует ритм как таковой.

Но с художественной прозой дело обстоит совсем другим образом. Там ритм отчетливо ощущается очень явно за счет средств вторичной ритмизации, которые «бросаются в глаза» адресату. Это в первую очередь связано с тем, что средства вторичной ритмизации, помимо смыслообразующей функции, выполняют также функцию эстетическую, делая текст более выразительным и образным, что совсем не актуально для полицейских протоколов или разного рода инструкций к приборам, но актуально для художественных и публицистических текстов. Правда, не во всех жанрах публицистики средства вторичной ритмизации играют доминирующую роль. Они выходят на первый план только в тех жанрах, где ярко выражена авторская интенция и возникает особая коммуникативная ситуация, при которой автор рассчитывает на реакцию адресата, предугадывает ее и сразу пытается ответить. Это возможно в жанре аналитической статьи, очерка, проблемного репортажа и т.п. Обычно такие статьи занимают большой объем газетного пространства (не меньше полосы) и публицист выступает в них в роли, сходной с ролью автора художественных текстов, так как использует все доступные ему языковые средства, чтобы донести до получателя информации свою идею и удерживать внимание адресата до конца статьи.

Что же касается небольших информационных заметок или статей, освещающих текущий момент, то в них нет нужды использовать средства вторичной ритмизации, поскольку такие тексты должны доносить до читателя факты, изложенные доступным простым языком, понятным широкому кругу получателей информации. Задача

авторов таких текстов состоит в нейтральном донесении информации до адресата, а значит, нет необходимости использовать различные виды текстовых повторов всех уровней (фонических, лексических и т.д.), которые усиливают воздействие текста на реципиента и выражают авторскую интенцию, превращая текст в сильное средство, формирующее взгляды широкой аудитории.

Газетная публицистика сейчас переживает период кризиса, так как все меньше людей обращается к печатным средствам массовой информации, получая самые свежие новости из сети Интернет или с экранов телевизоров. Чтобы сохранить читателей, следует особо тщательно обдумывать темы публикуемых материалов и качество их подачи. Поэтому как никогда важно обратить внимание на все аспекты текстовой организации. Ритмическая составляющая публицистических текстов выходит в связи с этим на одну из ведущих позиций как важный элемент текстопорождения и тексто-восприятия. В связи с этим ритм прозаических текстов вообще и публицистических текстов в частности нуждается в подробном изучении, так как до сих пор этому вопросу уделялось недостаточное внимание.

Нам представляется важным наблюдение, что ритм газетного публицистического текста следует рассматривать в совокупности всех сверхфразовых единств, то есть на материале публикации вцелом. Это дает возможность оценить особенности ритмообразования каждого конкретного публицистического текста. Мы считаем, что ритмическая организация связана во многом с жанром и назначением статьи: чем меньше выражена авторская интенция, чем нейтральнее тональность публикации, тем меньше средств вторичной ритмизации присутствует в тексте, тем менее заметен ритм, так как наблюдается больше ритмических сбоев внутри синтагм.

Ритмическая организация прозаического текста путем первичной ритмизации ощущается и адресатом, и адресантом интуитивно, так как является естественной составляющей текстопорождения и тек-стовосприятия.

Рассмотрим с точки зрения первичной ритмизации небольшую информационную заметку Е. Мишиной «Советские вклады умножат на четыре» [«Российская газета Неделя», № 26, 11.07.13]. Римской цифрой обозначен номер фразы в сверхфразовом единстве, арабской цифрой обозначен номер синтагмы в сверхфразовом единстве, арабской цифрой в скобках обозначен номер синтагмы во фразе.

Арабская цифра в скобках рядом с каждым словом обозначает номер ударного слога, вторая цифра обозначает номер ударного слога в синтагме. В конце каждой синтагмы приводится цифровая схема динамики ударности, а также цифровая схема внутрисинтагменной ритмичности. Служебные слова объединяются в единое фонетическое слово со значимым словом и образуют ритмическую группу с единым ударением. Текст заметки состоит из шести сверхфразовых единств, два первых соотносимы по протяженности с двумя последними, а два превосходящих их по протяженности сверхфразовых единства расположены в центре.

В тексте данной статьи под ударностью мы понимаем количество ударений в синтагме. Под динамикой ударности мы понимаем место ударения в каждом слове синтагмы. Если нумерация ударных слогов идет по возрастанию, то динамика восходящая, если нумерация слогов идет по убыванию, то динамика нисходящая, если порядок нумерации слогов нарушается, то происходит сбой динамики. Под внутрисинтагменной ритмичностью мы понимаем регулярность слоговых ударений внутри синтагмы, под сбоем мы понимаем нарушение регулярности ударений внутри синтагмы.

Нами выделено пять ритмических моделей, которые реализуются средствами первичной ритмизации:

- хореическая ритмическая модель, когда ударны нечетные сло-ги:1, 3, 5, 7, 9,11;

- ямбическая ритмическая модель, когда ударны четные слоги 2, 4, 6, 8, 10, 12;

- дактилическая ритмическая модель, когда ударны 1, 4, 7, 10,

13 слоги;

- амфибрахическая ритмическая модель, когда ударны 2, 5, 8, 11,

14 слоги;

- анапестовая ритмическая модель, когда ударны 3, 6, 9, 12, 15 слоги.

Приведем здесь текст заметки целиком и подробно разберем первое сверхфразовое единство, а результаты анализа остальных сверхфразовых единств представим в таблице.

«С возвратом гражданам РФ «сгоревших» сбережений Минфин намерен управиться до 2020 года. Компенсацию предлагают платить исходя из 4-кратного размера сумм вкладов в Сбербанке и организациях государственного страхования в 1991 и 1992 годах соответственно.

Правда, если вкладчик уже получил какую-то часть компенсации за потерянные «кровные», то размер выплаты будет меньше на эту сумму. Законопроект о погашении государственного внутреннего долга РФ по дореформенным сбережениям граждан министерство финансовуже представило в правительство.

Расплата с советскими вкладчиками по нынешним правилам все равно невозможна, объясняет минфин в пояснительной записке. В 1995 году власти решили когда-нибудь выпустить государственные ценные бумаги и вернуть долги с учетом покупательской способности рубля в 1991 - 1992 годах. За эти годы 345,5 млрд «сгоревших» перестороечных рублей превратились в скрытую угрозу. Если выпустить эти бумаги уже сегодня, то долг составит 30 трлн рублей. Это почти 3 годовых бюджета страны и 40% ВВП.

Размер выплат будет зависеть от срока хранения вкладов. По действующим сбережениям, а также закрытым в 1996 году и позже, предлагается применять коэффициент один. По вкладам, закрытым с 1992 по1995 год, - понижающие коэффициенты от 0,6 до 0,9. А по вкладам, закрытым с 20 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года, -0,01.

Требовать возврата смогут и наследники вкладчика. А вот получить, как сейчас, 6 тыс. рублей на похороны владельца вклада, они не смогут, говорится в законопроекте.

Но он пока не принят. Впереди обсуждение в правительстве. У минэкономразвития уже возник вопрос к размеру компенсации: почему лишь в 4раза, если «тот»рубль стоит как 85 современных?»

Первое сверхфразовое единство.

I.

1 (1). Своз-вра-том (2)граж-да-нам (1, 4) эр-эф (2, 8) сго-рев-ших (2, 10) сбе-ре-же-ний (3, 14) - 15 слогов, 2-1-2-2-3 (сбой);2-4-8-10-14 (ямбическаяритмическая модель);

2 (2).мин-фин (2) на-ме-рен (2) у-пра-вить-ся (2) - 9 слогов, 2-2-2 (без динамики);2-4-6(ямбическаяритмическая модель);

3 (3). До-две (2) ты-ся-чи(1) двад-ца-то-го (2) го-да (1)- 11 слогов, 2-1-2-1(сбой); 3-7-10 (сбой).

II.

4 (1). Ком-пен-са-ци-ю (3) пред-ла-га-ют (3) пла-тить (2) - 11 слогов, 3-3-2 (нисходящая динамика);3-6-9 (анапестовая ритмическая модель);

5(2).ис-хо-дя (3) из-че-ты-рех-крат-но-го (4;5) раз-ме-ра (2) сумм (1)-14 слогов, 3-4-5-2-1 (сбой);3-7-8-12-14(сбой);

6 (З).вкла-дов (1) всбер-бан-ке (2) - 5 слогов, 1-2 (восходящая);1-4(дактилическаяритмическая модель);

7 (4). и- ор-га-ни-за-ци-ях (5) -7 слогов (без динамики);(без ритма);

8 (5).го-су-дар-ствен-но-го (3) стра-хо-ва-ни-я (3)- 11 слогов, 3-3 (без динамики);3-9 (анапестоваяритмическая модель);

9 (6).вты-ся-ча(1) де-вять-сот (3) де-вя-нос-то (3) пер-вом (1) - 12 слогов, 1-3-3-1 (сбой);1-6-9-11 (сбой);

10 (7). и- ты-ся-ча (2) де-вять-сот (3) де-вя-нос-то (3) вто-ром (2) го-дах(2) - 15 слогов, 2-3-3-2-2 (сбой);2-7-10-13-15(сбой);

11 (8).со-от-вет-ствен-но (3)- 5 слогов (без динамики); (без ритма).

В анализируемом сверхфразовом единстве мы видим две раз-

нопротяженные фразы: первая состоит из трех синтагм, а вторая -из восьми; общее количество синтагм в сверхфразовом единстве -одиннадцать. Мы видим, что восемь синтагм из одиннадцати являются длиннопротяженными, т.е. имеют более восьми слогов.

При анализе интенсивности ударности мы видим, что в 1, 2, 5, 9,

10 синтагмах ударным является каждый третий слог, в 3 и 4 синтагмах - каждый четвертый слог, в 7 и 11 синтагмах ударный только один слог из пяти и семи слогов соответственно, в 6 синтагме ударение падает на каждый второй слог.

При анализе динамики ударности мы видим сбой в 1, 3, 5, 9, 10,

11 синтагмах, во 2, 7, 8 синтагмах нет динамики, в 6-й синтагме динамика восходящая, а в 4-й - нисходящая.

При анализе внутрисинтагменной ритмичности мы видим, что 1, 2, 4, 6, 8 синтагмы ритмичны и в них реализованы ритмические модели: в 1 и 2 - ямбическая ритмическая модель, в 4 и 8 - анапесто-вая ритмическая модель, в 6 - дактилическая ритмическая модель.

Можно сделать вывод, что анализируемое сверхфразовое единство симметрично ритмично, причем в центре интенсивность ритма наибольшая. Можно также сделать вывод о том, что ритмичность данного текста не ощущается явно, так как каждая следующая синтагма строится по другой ритмической модели, а ритмические ожидания постоянно нарушаются.

Посмотрим, сохраняется ли подобная схема ритмичности в остальных сверхфразовых единствах анализируемого публицистического текста. Под схемой ритмичности в данной статье мы понимаем чередование ритмических сбоев, восходящей и нисходящей динамики, а также отсутствие динамики. Кроме того, мы учитываем реализацию ритмических моделей внутри сверхфразового единства, а также частоту ритмических сбоев.

№ сверх- № № Кол- Кол-во Степень Динами- Вн-синтаг.

фраз. фра- син- во ударе- ударно- ка удар- ритмич-

ед-ва зы тагмы слогов ний сти ности ность

II I 1 2 1 - - -

2 9 4 Кажд.2 интенсив 1-2-2-3 восх. 1-3-6-9 сбой

3 10 3 Кажд.3 сред. 2-1-3 сбой 2-5-8, РМ амфибр.

4 7 3 Кажд.2 интенсив. 2-1-1 нисх. 2-3-6 сбой

5 7 3 Кажд.2 интен- 1-2-1 сбой 1-4-6 сбой

сив.

II 6(1) 11 2 Кажд. 6 слаб. 5-4 нисх. 5-9 сбой

7(2) 14 4 Кажд. 3 сред. 3-1-1-2 сбой 3-7-11-14 сбой

8(3) 13 3 Кажд.4 сред. 4-3-1 нисх. 4-9-12 сбой

9(4) 7 2 Кажд.3 3-2 3-6 РМ

сред. нисх. анапест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10(5) 10 3 Кажд.3 сред. 2-2-2 б/ динам. 2-4-8 РМ ямбич.

III I 1 11 3 Кажд.4 сред. 2-2-1 нисх. 2-5-8 РМ амфибрах.

2 14 5 Кажд.3 сред. 2-1-1-23 сбой 2-5-8-1013 сбой

3 14 4 Кажд.4 сред. 3-2-3-2 сбой 3-6-9-13 сбой

II 4(1) 14 5 Кажд.3 сред. 1-3-3-12 сбой 1-6-9-11-13сбой

5(2) 12 4 Кажд.3 сред. 1-2-2-1 сбой 1-4-6-9 сбой

6(3) 12 3 Кажд.4 сред. 3-1-2 сбой 3-7-11 РМ хореич.

7(4) 8 3 Кажд.3 сред. 3-2-2 нисх. 3-5-7 РМ хореич.

8(5) 11 3 Кажд.4 сред. 3-2-2 нисх. 3-7-11 РМ хореич.

9(6) 12 4 Кажд.3 сред. 1-3-3-1 сбой 1-6-9-11 сбой

10(7) 14 5 Кажд.3 сред. 1-3-3-22 сбой 1-6-9-1214 сбой

III 11(1) 5 2 Кажд.2 интенсив. 2-2 б/ динам. 2-4РМ ямбич.

12(2) 7 4 Кажд.2 интенсив. 1-1-1-1 б/динам. 1-3-5-6 сбой

13(3) 8 3 Кажд.3 интенсив. 1-2-3 восход. 1-3-7 РМ хореич.

14(4) 10 3 Кажд.3 сред. 2-3-2 сбой 2-6-10 РМ ямбич.

15(5) 10 3 Кажд.3 сред. 3-1-2 сбой 3-5-9 РМ хореич.

IV 16(1) 10 4 Кажд.3 средн. 1-1-1-2 восх. 1-3-6-9 сбой

17(2) 5 2 Кажд.2 интенсив. 2-2 б/ динам. 2-4 РМ ямбич.

18(3) 6 2 Кажд.3 средн. 3-2 нисх. 3-5 РМ хореич.

19(4) 8 3 Кажд. 3 средн. 1-3-2 сбой 1-5-8 сбой

V 20(1) 4 2 Кажд.2 интенсив. 1-2восх. 1-4 РМ дактилич.

21(2) 9 4 Кажд.2 интенсив. 1-3-2-2 сбой 1-4-6-9 сбой

22(3) 9 3 Кажд.3 средн. 2-2-3 восх. 2-5-9 сбой

IV I 1 9 4 Кажд.2 интенсив. 2-1-1-2 сбой 2-3-5-8 сбой

2 9 3 Кажд.3 средн. 3-2-1 нисх. 2-5-8 РМ амфибрах.

II 3(1) 10 2 Кажд.5 слаб. 2-3 восх. 2-8 РМ ямбич.

4(2) 6 2 Кажд.3 средн. 2-2 б/ динам. 2-5 РМ амфибрах.

5(3) 14 5 Кажд.3 средн. 1-3-3-22 сбой 1-6-9-1214 сбой

6(4) 3 1 - - -

7(5) 15 4 Кажд.4 средн. 3-3-5-2 сбой 3-8-13-15 сбой

III 8(1) 6 2 Кажд.3 средн. 2-2 б/ динам. 2-5 РМ амфибрах

9(2) 13 4 Кажд.3 средн. 1-3-3-2 сбой 1-6-9-12 сбой

10(3) 14 5 Кажд.3 средн. 2-3-3-11 сбой 2-7-10-1214 сбой

11(4) 12 2 Кажд.6 слаб. 3-5 восх 3-11 РМ хореич.

12(5) 10 4 Кажд.3 средн. 3-1-2-2 сбой 3-4-7-9 сбой

13(6) 11 4 Кажд.3 средн. 3-1-3-2 сбой 3-4-8-10 сбой

IV 14(1) 4 1 - - -

15(2) 10 3 Кажд.3 средн. 2-2-2 б/ динам. 2-5-9 сбой

16(3) 15 5 Кажд.3 средн. 1-3-3-11 сбой 1-6-9-1114 сбой

17(4) 9 3 Кажд.3 средн. 2-1-3 сбой 2-4-9 сбой

18(5) 15 5 Кажд.3 средн. 1-3-3-11 сбой 1-5-8-1013 сбой

19(6) 9 4 Кажд.2 интенсив. 1-1-2-1 сбой 1-2-5-6 сбой

V I 1 8 3 Кажд.3 средн. 1-2-1 сбой 1-5-7 РМ хореич.

2 8 2 Каджд.4 средн. 3-1 нисх. 3-6 РМ анапест.

II 3(1) 5 2 Кажд.3 средн. 2-3 восх. 2-5 РМ амфибрах.

4(2) 3 1 - - -

5(3) 5 3 Кажд.2 интенсив. 1-1-2 восх. 1-2-5 сбой

6(4) 10 3 Кажд.3 средн. 2-2-1 нисх. 2-7-9 сбой

7(5) 5 2 Кажд.3 средн. 2-2 б/ динам. 2-4 РМ ямбич.

8(6) 10 2 Кажд.5 слаб. 3-5 восход. 3-9 РМ анапест.

VI I 1 7 3 Кажд.2 интенсив. 2-2-2 б/ динам. 2-4-6 РМ ямбич.

II 2(1) 12 3 Кажд.4 средн. 3-3-2 нисх. 3-6-10 сбой

III 3(1) 9 2 Кажд.4 средн. 5-7 нисх. 5-7 РМ хореич.

4(2) 14 5 Кажд.3 средн. 2-2-2-23 восх. 2-4-6-8-12 РМ ям-бич.

5(3) 9 4 Кажд.2 интенсив. 3-1-2-1 сбой 3-4-6-7-сбой

6(4) 6 4 Кажд. 2 интенсив. 1-1-1-1 б/динам. 1-3-4-5 сбой

7(5) 10 4 Кажд.2 1-1-1-3 восх. 1-2-6-9 сбой.

Мы видим, что соотношение ритмических моделей и ритмических сбоев примерно соразмерны во всех сверхфразовых единствах, тоже можно сказать и о соотношении ритмической динамики и сбоев, также в каждом сверхфразовом единстве мы видим отсутствие ритмической динамики.

Общее количество ритмических моделей и ритмических сбоев в тексте составляет 40% и 60% соответственно, а динамики ударности и динамических сбоев - 42% и 58% соответственно. Можно сделать вывод о том, что динамика ударности и частота реализации ритмических моделей в тексте находятся примерно в одинаковом соотношении, равно как и количество сбоев.

Мы можем констатировать, что в прозаических текстах именно сбои имеют регулярный характер и создают момент ожидания, предсказуемости. Различные ритмические модели чередуются в тексте бессистемно, нерегулярно, но их постоянная воспроизводимость позволяет утверждать, что в прозаических текстах ритм, безусловно, присутствует, реализуясь средствами первичной ритмизации.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что степень ритмичности любого прозаического текста зависит от внутрисинтагменной ритмичности. Первичная ритмичность прозаических текстов выявляется только на синтагменном уровне, так как повторение внутрисинтагменных ритмических моделей носят не-

регулярный характер. Дополнительную ритмичность прозаическим текстам придают средства вторичной ритмизации, которые также реализуются посредством ритмических моделей.

Список литературы

1. Гаспаров, М. Л. Метр и смысл. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

2. Гиршман, М. М. Ритм художественной прозы. М. : Советский писатель, 1982.

3. Гумовская, Г. Н. Ритм прозаического текста: проблемы, поиски, решения // Сборник научных трудов. М. : РИПО ИГУМ-Ш,2008.Вып. 11.С. 4-36.

4. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека. URL: http ://archive.nbuv.gov.ua

5. Калашникова, А. Р. Типы ритмических моделей прозаических текстов // Грани познания: электронный науч.-обр. журнал. 2013. № 1. URL: http://grani.vspu. ru/avtor/501

6. Литературный энциклопедический словарь, 1990 / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.

7. Никитина, О. Художественное интонирование (о ритме прозаического текста). URL: http://www. stellalibra.ru/masters/urok2.htm

Источники

«Российская газета Неделя». № 26 от 11.07.13.

List of literature

1. Gasparov, M. L. Metr i smysl. M. : Rossijsk. gos. gumanit. un-t, 2000.

2. Girshman, M. M. Ritm hudozhestvennoj prozy. M. : Sovetskij pisatel', 1982.

3. Gumovskaja, G. N. Ritm prozaicheskogo teksta: problemy, poiski, reshenija // Sbornik nauchnyh trudov. M. : RIPO IGUMNO,2008. Vyp. 11. S. 4-36.

4. Ivanova-Luk'janova, G. N. Ritm hudozhestvennyh prozaicheskih tekstov kak otrazhenie zhiznennyh ritmov cheloveka. URL: http:// archive.nbuv.gov.ua

5. Kalashnikova, A. R. Tipy ritmicheskih modelej prozaicheskih tekstov // Grani poznanija: jelektronnyj nauch.-obr. zhurnal. 2013. № 1. URL: http://grani.vspu. ru/avtor/501

6. Literaturnyj jenciklopedicheskij slovar', 1990 / gl. red. V. N. Jarceva. M.: Sov. jenciklopedija, 1990.685 s.

7. Nikitina, O. Hudozhestvennoe intonirovanie (o ritme prozaicheskogo teksta). URL: http://www.stellalibra.ru/masters/ urok2.htm

Sources

«Rossijskaja gazeta Nedelja». № 26 ot 11.07.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.