Научная статья на тему 'Средства передвижения новых баргутов Китая'

Средства передвижения новых баргутов Китая Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
217
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ / ДЕРЕВЯННАЯ ТЕЛЕГА / ВОЙЛОК / КАДКА ДЛЯ ВОДЫ / КОЧЕВОЙ / ПАСТБИЩЕ / THE CONSTANT MOVEMENT / WOODEN CART / TUB WATER / NOMADIC / PASTURE / FELT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бухоголова Саяна Батуевна

Рассматриваются средства передвижения новых баргутов КНР. Разнообразие телег указывает на их постоянное перемещение в поисках лучших пастбищ. Использование множества деревянных телег определяет их как выходцев из лесистой местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF CONVEYANCE OF NEW BARGUTS OF CHINA

This article is devoted to the means of conveyance of new barguts of China. A variety of carts points to their permanent move in search for better pastures. Usage of many wooden carts defines them as natives of wooded location.

Текст научной работы на тему «Средства передвижения новых баргутов Китая»

УДК 39 (=512.36)

© С.Б. Бухоголова

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НОВЫХ БАРГУТОВ КИТАЯ

Рассматриваются средства передвижения новых баргутов КНР. Разнообразие телег указывает на их постоянное перемещение в поисках лучших пастбищ. Использование множества деревянных телег определяет их как выходцев из лесистой местности.

Ключевые слова: постоянное передвижение, деревянная телега, войлок, кадка для воды, кочевой, пастбище.

S.B. Buchogolova

MEANS OF CONVEYANCE OF NEW BARGUTS OF CHINA

This article is devoted to the means of conveyance of new barguts of China. A variety of carts points to their permanent move in search for better pastures. Usage of many wooden carts defines them as natives of wooded location. Keywords: the constant movement, wooden cart, tub water, nomadic, pasture, felt.

Кочевничество требовало от новых баргутов постоянного передвижения по степи в различное время года. Систематические дальние переходы нередко вызывались различными стихийными бедствиями и желанием отыскать хорошие пастбища. Основным транспортом, безусловно, были телеги, на которых грузили домашний скарб, разобранную юрту. Телег, предназначенных на разные нужды в хозяйстве, насчитывается множество, каждая получила название по своему назначению. В общих чертах осветим информацию, полученную в ходе экспедиции в баргутские хошуны.

Упоминание в «Сокровенном сказании монголов» о харгудай тэргэ, тYмэр тэргэ, их тэргэ (гэртэй тэргэ) дает возможность определить древнее возникновение различных телег. У баргутов в среднем во дворе имеется около десяти с лишним телег. Издревле известная под названием «бутхан шар булуут» телега состоит из высоких деревянных колес, из дубовой оси, она удобна в снежных сугробах и в песчаной местности. По сообщению пожилых информантов, эту телегу баргуты приобретали у дагуров из Бутха, отсюда и название. Ее изготовляли в Зуун гарын ^л Хех хошуне, в то время богатом лесом.

Хасаг тэргэ (одноколка), хангай тэргэ или ямаан тэргэ, применяющиеся в качестве основного вида транспорта у баргутов, изготовляются из дерева. Использование баргута-ми деревянной телеги объясняется их происхождением из лесистой местности. Легкая деревянная телега имеет множество положительных качеств: практичность, большая грузоподъемность, быстрый ремонт при поломке, возможность впрягать верблюда, вола, лошадь. Важно отметить, что при кочевке юрту обязательно грузят на хангай тэргэ. Процес-

сию возглавляет впряженный в телегу амбан шар - вол, к которому присоединены остальные телеги с другими волами. Также применяют хангай тэргэ или мухлиа тэргэ при захоронении усопшего. У баргутов существует обычай после захоронения оставлять телегу, сняв с нее оглобли, колеса на расстоянии от дома. И только при кочевке на новое место они вновь ее забирают.

Существуют телеги, используемые для собирания аргала (сухого навоза, применяемого в качестве основного вида топлива у степных монголов). Также эксплуатируется отдельная уhанай тэргэ - телега для перевозки воды, мухлиа тэргэ - крытая повозка, XYлиэр тэргэ -телега для хранения одежды, хашааны тэргэ -дворовая телега.

Мухлиа тэргэ (высота 110 см, длина 130160 см) представляет собой повозку из дугообразной березы, на которую набрасывается толстая войлочная накидка с красивым орнаментом, а недошитая часть окантовывается волосяными веревками. По обеим сторонам вывешиваются войлочные пологи, образуя дверь. Внутри стелятся тонкие доски. Эта телега защищает людей от дождя, снега, на длительных расстояниях она заменяет кровать, юрту на некоторое время, а в зимнее время баргуты умудряются даже затопить миниатюрную печку - зуух. При кочевке в нее помещают малолетних детей и стариков. Обычно эта телега идет во главе кочевого поезда. В обычное время в этой повозке хранят конскую сбрую и другие принадлежности, предотвращая от намокания под дождем. У каждой семьи во дворе должно стоять не меньше двух мухлиа тэрэг. Эту телегу баргуты используют и во время праздника [1, с. 25].

Любопытно, что новые баргуты западного хошуна телегу под монгольским названием XYлеэр тэргэ по-своему называют эргэнэг или абдар. У одной семьи данный вид телеги может насчитываться от 2-х до 10 штук. Тогда как новые баргуты восточного хошуна эту телегу именуют по монгольскому названию XYлеэр тэргэ. Она сооружается из тонких досок, которые затем обшивают белым войлоком, окантовывая черными волосяными веревками. По бокам делают двери. Общий вид XYлеэр тэргэ напоминает шингэлэг тэргэ. На XYлеэр тэргэ, запряженную волами, погружают приданое невесты, или вообще здесь хранится одежда девушки. Количество таких телег у богачей около пяти-шести штук, у простых людей имеются две-три телеги. Баргуты избегают привязывания коня от мухли-ар тэргэ, XYлеэр тэргэ. Из-за отсутствия специальной коновязи они привязывают лошадь к телеге, на которой перевозят ограду, войлочные стенки юрты.

Во время перекочевки на хашааны тэргэ грузятся все разновидности ограды - хабирган хашаа, морин хашаа, ханан хашаа, хабтаhан хашаа, также зимой на ней помещаются ишгий XYрээ - войлочная изгородь, саhаны хамуур -метла, ямааны шат и т.д.

Наличие двух-трех телег, называемых «аргалын шингэлэг», обязательно в хозяйстве, у зажиточных - 4-5 телег. При совершении кочевки с зимника на весеннюю стоянку в шингэлэг помещали новорожденных ягнят, при необходимости ее использовали в качестве ограды для них. Также в такую телегу грузится различная кухонная утварь. Тогооны шат -полки для котлов - вклиниваются вдоль двух бортов телеги. Если в теплое время года в мешке из дерюги процеживается аарса - род творога из кислого молока, то этот мешок прикрепляют к наружному борту телеги, чтобы на ходу он процеживался. В другой шингэ-лэг грузится аргал - топливо, затем прочно втыкается инструмент собирания аргала: са-бар - плоские грабли, и сверху опрокидывают араг - корзину для аргала.

Из сведений информанта Амгалана (род бажиндар) из западного хошуна новых баргутов на тоонын тэргэ, на телегу для тооно грузится юрта, сначала убирают войлочную кошму для дымника, сворачивают три раза, ставят спереди, иногда даже привязывают к оглоблям. Вообще грузить юрту начинают сверху вниз, с севера на юг, с запада на восток. Что касается деревянных предметов, то следуют, начиная с середины вниз, с запада на восток, снизу вверх.

На другую телегу ханын тэргэ, предназначенную для погрузки остальных частей юрты, складывают туурга - 4 войлочные стенки, предварительно аккуратно сняв их: сначала югозападную, затем северо-западную, северовосточную и юго-восточную. Соблюдают равновесие телеги, чтобы в пути телегу не поднимало от давления груза спереди или сзади. Сверху укладывают дверь, затем туурга, хана по очереди, так, чтобы деревянные элементы не сломались в дороге. По мнению информанта Баатара (род хальбин) из восточного хошуна новых баргутов, если семья, готовящаяся к кочевке, имеет хэлхээтэй тооно (ожерельевый), то перед погрузкой хана - стен убирают часть уняа с северо-запада и с восточной сторон и потом, развязав дотоод бYhэлyYр - внутренние веревки, собирают. Затем спускают остальные уняа. Потом грузятся хана - стены. После этого подкатывают телегу с загруженными сабаг, дээбэри и переносят тооно на нее, внутри тооно помещают багана - столб, гульджаар - печную трубу, малтуур - лопатку для разгребания золы, галын хайша - щипцы, hYXэ - топор и другие предметы, использующиеся у очага. Затем телегу целиком крепко обвязывают веревками.

Уhанай ган (кадка для воды), или, как называют некоторые - «тайлуу», изготовляется из негниющих досок лиственницы с тремя - четырьмя обручами в вертикальном положении вместимостью до 150 литров. Две доски, специально отпиленные так, чтобы оставались выше остальных, называются «шэхэ» (ушами). За эти «ушки», установив кадку на телеге, закрепляют ремнями либо волосяными веревками. Впереди на телеге забивается доска, предназначенная для сидения человека, сзади отводится место для другой кадки с айраком. Так как зимой получают воду из растопленного снега и льда, в этих кадках хранят замороженное мясо. Аргалын шингэлэг и уhанай тэргэ, по мнению баргутов, обладают лечебными свойствами - устраняют ломоту в суставах.

Название следующей телеги представляет несомненный интерес: яйшин, или, как баргуты еще называют, хашилаг тэргэ, которое возникло, по-видимому, от глагола «хашиха» - прижимать. Эта телега ежедневно не используется, в ней хранятся одежда, шкуры, войлок и другая домашняя утварь, которая тщательно укрывается от намокания под дождем или под снегом. Однако на сегодняшний день она не пользуется популярностью. По своей форме напоминает аргалын шингэлэг.

Сравнительно недавно появилась так называемая американ оодон тэргэ - американская

телега. В народе из-за легкости она еще славится как «XYнгэн джип» - легкий джип. В эту телегу впрягают только лошадь, она имеет два колеса, на ней помещается два человека, можно загрузить немного скарба. Оглобли телеги более 3х метров и из-за того, что она уступает по длине хангай тэргэ, получила название оодон тэргэ -короткая телега. Толщина оглоблей несколько уже, чем у модон тэргэ. Для сидения телеги используют доску длиной 45-50 см, иногда под сидением встречается абдар - сундук, куда можно класть дорожные вещи.

Средством передвижения в зимнее время служат модон шарга - деревянные сани, в которые можно впрячь лошадь, верблюда. Оглобли саней короче, чем у деревянной телеги. Длина полозьев более одной пяди, связываются они путем просверленных отверстий, и называются тушаа - путы.

Согласно сведениям информанта, существует жороо тэргэ, предназначенная для перевозки тяжелобольных людей и для дальней дороги, -телега-иноходь, собранная из элементов разных телег. Она характеризуется легкостью и наименьшей тряскостью.

Как уже говорилось выше, во время перекочевки каждая вещь, каждая составная часть юрты погружается на определенную телегу. Телега, на которую грузится домашний скарб, называется барааны тэргэ. Сюда можно отнести шэрдэг

- тюфяки, ханзаны нюур или хабтаhан - доски от кровати. Сверху аккуратно помещают другие вещи. Затем крепко стягивают веревками.

В день кочевки, обычно с раннего утра, еще на лежанке ловят шар - волов по количеству телег. Самый первый вол везет телегу с частями юрты (тооно, хана) и другими предметами. Затем идет телега с бочкой для воды - аргалын шингэлэг и так далее, строго по очередности. Перед тем как тронуться в путь, тщательно убираются на стоянке, любые ямы заполняют землей и не оставляют даже игрушку ребенка шагай - бабки. Если огонь остался в очаге, то его засыпают землей, но не льют воду. Зимой засыпают снегом.

Тронувшись со стоянки, новые баргуты воздерживаются от того, чтобы колеса телег не проехали по бууса - кочевью. С тех пор как новые баргуты начали проповедовать ламаизм, зимой стали оставлять в дацанах на хранение емкости для молочных изделий: айрагийн ган, бYрхээр, сууний тогоо и др.

По рассказу пожилой женщины по имени Баваасан (род галзууд) из восточного хошуна новых баргутов, если при перекочевке делят все телеги на два обоза, то к первому относятся барааны тэргэ, аргалын шингэлэг, yhaнaй ган, ха-нын тэргэ, тоонын тэргэ. Ко второму обозу примыкают мухлиа тэргэ, XYлеэр тэргэ, хаши-лан тэргэ, хашааны тэргэ. Интересно то, что деление обоза зависит от того, сколько женщин находится в семье (если две женщины, то на два обоза). Если все-таки идет один обоз, то телеги строго располагаются в следующей последовательности: мухлиа тэрэг, XYлеэр тэргэ, хашилан тэргэ, хашааны тэрэг (их должно быть четное количество), барааны тэргэ, аргалын шингэлэг (также должно быть четное количество), yhaнaй ган (в четном количестве), ханын тэргэ, тоонын тэргэ и др. Длина обоза достигала до 70-80 м.

Остановившись на новом кочевье, выгружают юрту с телеги и вновь начинают ее устанавливать. Каждая телега имеет свое место во дворе: хангай тэргэ стоит сзади юрты, унанай тэргэ ставится на холме или на какой-либо возвышенности, телега для аргала находится на западной стороне от загона скота. Обычно мухлиа тэргэ, хашааны тэргэ, XYлиэр тэргэ стоят в ряд, но также наблюдается и то, что ставят их, скрепив между собой на западе. Эта особенность из всех монгольских народов присуща только баргутам.

Литература

1. Баатархуу Б. Монголчуудын оромж сууцны тухай // Studia Ethnologica Instituti Historiae Scientiarum Mongoli // Угсаатан судлал. - Улаанбаа-тар, 2001.

2. Сокровенное сказание монголов / под ред. С.А. Козина. - М.: КМК, 2002.

3. Майдар Д., Дарьсурэн Л. Гэр. Орон сууцны туухэн тойм. - Улан-Батор, 1976

4. А. Лувсандэндэв. Монгол орос толь. - М., 1957.

5. Duyarjav С. Baryu jang uyile. - Obur Mongyul, 2004.

6. Sendejab. Еbuge degedus=un uner bayan orun.

- Obur Mongyul, 2004.

Информанты

1. Амгалан, 1971 г. р., из рода бажиндар, западный хошун новых баргутов.

2. Баатар, 1961 г. р., из рода хальбин, восточный хошун новых баргутов.

3. Баваасан, 1931 г. р., из рода галзууд, восточный хошун новых баргутов.

Бухоголова Саяна Батуевна, старший преподаватель кафедры филологии Центральной Азии Бурятского государственного университета, 670025 г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, e-mail: Sayana 050379@ yandex.ru

Buchogolova Sayana Batuevna, senior lecturer, Inner Asia Countries Philology Chair, Buryat State University, 670025, Ulan-Ude, Pushkina St., 25, e-mail: Sayana 050379@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.