УДК 371.134:378.373
https://doi.oig/10.24158/spp.2017.3.12
Дыбина Ольга Витальевна
Dybina Olga Vitalyevna
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
СРЕДСТВА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
ASSESSMENT TOOLS FOR FORMED PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF PRESCHOOL PROFILE
Аннотация:
В статье представлена характеристика фонда оценочных средств по дисциплине «Дошкольная педагогика». Материал имеет практическое значение, позволяет преподавателям использовать круглые столы, кейс-задачи, деловые игры, творческие задания, проекты, портфолио как оценочные средства сформированности компетенций у будущих педагогов дошкольного образования. Показано, что важными критериями качества подготовки специалистов в системе педагогического образования являются объем усвоенной учебной и научной информации, а также степень ее применения в репродуктивной и творческой деятельности, т. е. использование в том виде, в каком она была усвоена, либо преобразование в зависимости от условий деятельности. Означенная проблематика имеет многогранный характер.
Ключевые слова:
оценочные средства, круглый стол, кейс-задача, деловая игра, творческое задание, проект, порт-фолио, профессиональные компетенции, студенты дошкольного профиля.
Summary:
The article characterizes assessment tools fund for Preschool Education Science. The material is of practical importance that allows educators to use roundtable discussions, case tasks, business games, creative tasks, projects, portfolios as the assessment tools for formed professional competence among future preschool education teachers. The study shows that the essential criteria for the quality of specialist training in teacher education system are the amount of the assimilated academic and scientific information, as well as the extent of its use in reproductive and creative activity, i.e. its use in the assimilated form orits conversion depending on the operating environment. These problems are multi faceted.
Keywords:
assessment tools, roundtable discussion, case task, business game, creative task, project, portfolio, professional competence, students of preschool profile.
В статье рассматривается фонд оценочных средств по дисциплине «Дошкольная педагогика», которая занимает одно из важных мест в процессе профессиональной подготовки студентов дошкольного профиля. Объект любой сложности целесообразно рассматривать с точки зрения системного подхода. Освоение студентами дисциплины «Дошкольная педагогика» как педагогический процесс можно представить в качестве анализируемого объекта как систему для изучения отдельных составляющих компетенций, для выявления роли и места указанной дисциплины в целостной системе профессионально-педагогической подготовки будущих воспитателей.
Изучение дисциплины направленно на формирование у студентов профессиональной культуры, профессиональных компетенций в области теории дошкольной педагогики и практической готовности к решению профессиональных задач в сфере дошкольного образования [1]. Для реализации цели важно:
1) обеспечить усвоение базовой системы научных знаний в области педагогики дошкольного детства, современных концепций и актуальных проблем теории и практики дошкольного образования;
2) способствовать освоению целевого, содержательного и технологического аспектов развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольных образовательных организаций (ДОО);
3) формировать умения проектировать процесс взаимодействия с дошкольниками в разных видах деятельности, обеспечивающий индивидуализацию образования и развитие личности детей;
4) выработать умение видеть ребенка в образовательном процессе детского сада, проектировать педагогический процесс и взаимодействие детского сада со школой и семьей.
В основе профессиональной подготовки лежит образование как процесс и результат усвоения будущими специалистами определенного социально значимого опыта, важного для успешной реализации профессиональной деятельности и достижения личностных результатов [2].
Принцип студентоцентрированности означает переориентацию образовательного процесса на личностные результаты. Образовательный и воспитательный процесс, ориентированный на студента, в большей степени определяется тем, чего хотят достичь обучающиеся и как они соответствуют требованиям к выпускнику определенной профессии [3, р. 50].
Система образования характеризуется взаимосвязью, единством следующих элементов: цели образования, состав студентов, содержание образования, методы обучения и оценочные средства. В современных условиях качество образования - одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Поэтому важно уделять внимание организации учебного процесса, особенно деятельности студента и преподавателя, выбору средств оценки сформированных компетенций.
Рассмотрим более подробно средства оценки сформированности компетенций по дисциплине «Дошкольная педагогика».
Одним из используемых оценочных средств является круглый стол. Он позволяет изучить степень готовности студентов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития по дошкольному образованию. Например, возможны организация и проведение круглого стола в форме дискуссии по теме «Актуальные тенденции и инновационные процессы в дошкольной педагогике». Студентам предлагается перечень дискуссионных тем:
1. Следует ли утверждать, что современная дошкольная педагогика находится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окончательно не сложились?
2. Как соотносятся субъектно-деятельностный и культурологический подходы?
3. Согласны ли Вы, что дошкольная педагогика развивается в русле гуманистических идей личностно ориентированного образования?
4. Позволяет ли культурологический подход рассмотреть сущность современного дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития? Докажите.
5. В чем состоит суть развивающего процесса дошкольного образования?
В процессе дискуссии необходимо отмечать следующее:
- активное участие студента в дискуссии, аргументированное представление им своих мыслей, использование в речи современной научной лексики;
- свободная ориентация обучающегося в актуальных тенденциях и инновационных процессах дошкольной педагогики, в теориях воспитания и развития детей;
- интересный, яркий, образный характер представления доказательств в пользу культурологического подхода;
- обоснование участником круглого стола необходимости выстраивания событийного сценария детской жизни как системы активного, творческого решения разнообразных, отвечающих актуальным потребностям и интересам дошкольников проблемных задач деятельности, общения, познания.
Определяя продвинутый, базовый или пороговый уровень освоения данной компетенции, стоит указать: студент только описывает инновационные процессы в дошкольной педагогике, приводит примеры процессов или раскрывает разные точки зрения на данные процессы. Кроме того, важно оценить степень раскрытия студентами теории обучения, воспитания и развития детей, представить систему научных знаний.
Для изучения способности студентов обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в разных видах деятельности можно использовать кейс -задачу [4], например по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста». Она формулируется следующим образом: педагог планирует организовать сенсорное воспитание, обеспечить взаимодействие детей в процессе освоения сенсорных эталонов, обследовательских действий. Какие необходимы методы, приемы, условия организации сенсорного воспитания, обеспечивающие приобретение сенсорного опыта и взаимодействие детей в разных видах деятельности по реализации опыта?
Далее студентам даются задания для решения кейс-задачи:
1. Определите проблему, задав все необходимые для этого вопросы.
2. Дайте рекомендации педагогам по разрешению проблемы.
Преподаватель оценивает, активно ли студент участвует в решении кейс -задачи, аргументирует ли он свои мысли, пользуется современной научной лексикой, насколько свободно он ориентируется в проблемах сенсорного воспитания детей, выборе деятельности, методов, приемов и условий организации данного процесса, интересно и ярко представляет доказательства в пользу того, что нужно приобретать и реализовать сенсорный опыт в деятельности, в процессе взаимодействия детей.
Определяя продвинутый, базовый или пороговый уровень освоения данной компетенции, стоит указать: студент только называет аспекты развития взаимодействия детей или демонстрирует широкий диапазон практических умений по организации взаимодействия детей в процессе
приобретения сенсорного опыта и реализации в режимных процессах, продуктивной, трудовой деятельности и общении, умеет составить рекомендации для педагогов и родителей.
Кейс-задача используется для оценки такой профессиональной компетенции, как способность студентов организовывать игровые и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста. Студентам предлагается кейс-задача по теме «Создание пространства в ДОО для игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
Задача 1. Педагог планирует создать пространство в детском саду для игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Какими принципами и требованиями следует руководствоваться при организации игрового пространства?
Задача 2. Педагог планирует создать игровое пространство для детей раннего возраста, включает в это пространство игровую модульную мебель. Какими характеристиками обладает игровая модульная мебель? Почему именно она обеспечивает психологический комфорт?
Далее студентам предлагаются задания для решения кейс-задачи:
1. Определите проблему, задав все необходимые для этого вопросы.
2. Дайте рекомендации педагогам по разрешению проблемы.
Критериями оценки кейс -задачи могут быть следующие:
- степень участия в решении кейс -задачи;
- наличие аргументации, использование современной научной лексики;
- ориентация в подходах к созданию пространства в детском саду для игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, в требованиях к организации;
- представленность характеристики модульной мебели: наличие сборных конструкций, вариативность, функциональность, трансформируемость, эстетичность оформления, эмоциональная насыщенность, выраженная в цветовом и сюжетном оформлении, компактность в использовании.
Определяя продвинутый, базовый или пороговый уровень освоения данной компетенции, стоит указать: студент владеет способами организации игрового пространства, методами и приемами по обогащению игровой деятельности детей в раннем возрасте, расширению замысла игры, развитию игровых умений, устанавливает соответствие методов и приемов руководства игрой возрастным особенностям детей. Возможно, студент только называет характерные признаки игровой деятельности малышей.
Широко используется такое оценочное средство, как деловая игра [5, с. 102]. С помощью организации и проведения деловой игры можно оценить способность студента выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности ребенка. Приведем пример организации и проведения деловой игры по теме «Формы и методы организации образовательной деятельности в ДОО».
Студентам предлагается проблема: каковы подходы к выбору и реализации форм и методов организации образовательной деятельности (развивающих учебных ситуаций) в ДОО, как выстроить развивающие ситуации?
Далее следует оговорить концепцию игры: выбор форм и методов организации образовательной деятельности (развивающих учебных ситуаций) в ДОО. Между студентами распределяются роли педагогов или родителей. Уточняются ожидаемые результаты, то есть должны быть разработаны рекомендации к отбору и реализации форм и методов организации образовательной деятельности (развивающих учебных ситуаций) в ДОО и составлена памятка использования развивающих учебных ситуаций в условиях семьи.
В результате организации и проведения деловой игры оценивается следующее:
- вклад студента в достижение цели в ходе выполнения определенной роли (педагог или родитель);
- эффективность выбранного способа трансляции материала, владение речевыми средствами выразительности, использование мультимедийных средств;
- знание материала по проблеме выбора форм и методов организации образовательной деятельности (развивающих учебных ситуаций) в ДОО;
- владение разными способами организации интегрированной формы образовательной деятельности, применение их в новой ситуации.
Определяя продвинутый, базовый или пороговый уровень освоения данной профессиональной компетенции, следует учитывать, что студент должен уметь выстраивать учебные ситуации для развития личности ребенка по пяти основаниям: соответствие содержания, методов и приемов возрасту детей; оригинальность организации и выбора содержания образовательной деятельности; организация взаимодействия и сотрудничества детей; поддержка активности и инициативности детей во время образовательной деятельности; соответствие образовательной
деятельности ФГОС ДО. Есть студенты, которые только выделяют основания, по которым можно выстраивать развивающие учебные ситуации для развития личности и способностей ребенка, но не владеют способами организации.
Оценивая такую профессиональную компетенцию, как способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом -психологом, образовательной организацией по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников, следует использовать проект [6].
Для работы над проектом по теме «Проектирование целостного образовательного процесса в ДОО» студентам предлагается объединиться в подгруппы (по 4-5 человек), разработать проект и подготовить его презентацию. Темы групповых проектов могут быть следующими:
1) проектирование целостного образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО;
2) комплексное построение образовательного процесса в ДОО;
3) тематическое построение образовательного процесса в ДОО;
4) проектирование образовательной среды в ДОО.
Большое внимание следует уделить критериям оценки проекта:
- запланированы ли пути достижения цели проекта;
- тема проекта целостно раскрыта, использованы разнообразные источники информации, доказана их целесообразность;
- выбранные способы работы соответствуют цели и содержанию проекта;
- авторы проекта проявляют личную заинтересованность, творчески подходят к работе, внесли элементы новизны;
- умеют проектировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО;
- оформление письменной части проекта соответствует имеющимся требованиям;
- презентация проекта выполнена качественно.
Следует также использовать портфолио [7, с. 57-62], например по теме «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников».
Портфолио может иметь следующую структуру: записи по основным направлениям взаимосвязи педагогических работников ДОО с семьей, перспективный план организации взаимодействия детского сада и семьи, конспекты интегрированных форм работы детского сада с семьей, схема анализа взаимодействия детского сада и семьи.
Преподавателем могут оцениваться: владение студентом основными направлениями взаимосвязи педагогических работников ДОО с семьей, способами взаимодействия с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; представленность всех рекомендованных разделов портфолио, которые содержат полный объем заданий; соответствие описания материалов требованиям к содержанию и структуре; проявление творческого подхода.
Для оценки вышеуказанной профессиональной компетенции можно использовать творческие задания. Например, творческое задание по теме «Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность ДОО».
Студентам предлагается объединиться в подгруппы (по 4-5 человек), разработать творческое задание, подготовить презентацию мероприятий по вовлечению семей в образовательную деятельность ДОО. Каждой группе студентов дается творческое задание - разработать мероприятия по вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность детского сада для родителей, дети которых:
1) в младшей дошкольной возрастной группе;
2) средней дошкольной возрастной группе;
3) старшей дошкольной возрастной группе;
4) подготовительной к школе группе.
Высоко оценивается группа студентов, если мероприятия для родителей разработаны с учетом возрастных особенностей детей, представлены цели и задачи по вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность детского сада, выбраны оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат; авторы проявляют личную заинтересованность, творчески подходят к работе, в модельных условиях демонстрируют свободное владение способами взаимодействия с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
Определяя продвинутый, базовый или пороговый уровень освоения данной профессиональной компетенции, стоит принимать во внимание степень владения студентом планированием образовательного процесса в соответствии с требованиями к данному процессу, творческий подход к применению способов взаимодействия с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников на практике. Допустимо, что студент только умеет распознавать необходимые способы организации взаимодействия с семьей, педагогическими работниками.
Ряд оценочных средств по дисциплине «Дошкольная педагогика», представленный в статье, может быть значительно расширен, все средства оценки следует использовать в комплексе. Применение разных оценочных средств позволяет преподавателю обнаружить у студентов умение разрешать типичные проблемы профессионально-педагогической деятельности через отбор содержания и способов взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание развивающей среды детского сада, консультирование родителей, а также способность логично объяснять и аргументированно доказывать стратегию и тактику решения проблемы, проявлять творчество. Оценка полноты усвоения студентами учебного материала позволит сделать заключение о качестве подготовки специалистов в определенной области знаний, получить реалистическую картину степени усвоения материала, выявить позитивные и негативные стороны организации учебного процесса.
Ссылки:
1. Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н. Подготовка педагогов дошкольного образования к организации образовательной среды // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (заоч.) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Ульяновск, 2016. С. 16-24 ; Захарова Л.М. Подготовка педагогов дошкольного образования в новых социокультурных условиях // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 4. С. 101-104.
2. Королева С. В. Оценка качества дошкольного образования: технологический аспект // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 166-171 ; Примеров Д.А., Большакова З.М. Научные подходы к построению системы формирования оценочной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 67-69 ; The professional education of teachers: a humanistic approach to teachers preparation / A.W. Combs, R.A. Blume, A.J. New men, H.Z. Wass. Boston, 1978.
3. Organizational and pedagogical conditions development of general competences formation in the educational activities of the university / I.V. Rudenko, N.I. Fedorova, I.V. Muskhanova et al. // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8, no. 6. Р. 45-51.
4. Коршунова В.В., Кольга В.В., Бочарова Ю.Ю. Профессиональные кейсы для студентов педагогических вузов. Красноярск, 2016.
5. Образовательные технологии в вузе : учеб. пособие / И.В. Руденко, Г.В. Ахметжанова, О.В. Дыбина и др. ; сост. и ред. И.В. Руденко. Тольятти, 2011. 288 с.
6. Крулехт М.В. Метод проектов как средство развития в гуманитарном университете педагогической компетентности бакалавра // Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития : сб. ст. междунар. науч. конф. / ред. В.А. Ситаров, М.В. Крулехт. М. ; Берлин, 2014. С. 85-93 ; Образовательные технологии в вузе. С. 44.
7. Образовательные технологии в вузе. С. 57-62.