Научная статья на тему 'Средства оценки сформированности профессиональных компетенций начинающего учителя иностранного языка в контексте организации тьюторского сопровождения на уровне вуза'

Средства оценки сформированности профессиональных компетенций начинающего учителя иностранного языка в контексте организации тьюторского сопровождения на уровне вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ФОРМЫ ОЦЕНКИ / МЕТОД "ЦЕНТР ОЦЕНКИ" / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / BEGINNING FOREIGN LANGUAGE TEACHER / TUTORIAL SUPPORT / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FORMS OF ASSESSMENT / ASSESSMENT CENTRE METHOD / QUALIFICATION EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Олеся Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с содержательной стороной профессиональных компетенций учителя, описываются возможные средства оценивания данных компетенций в финале организованного тьюторского сопровождения на уровне вуза, обосновывается выбор описанных средств оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The means of assessment of beginning foreign language teachers'' competences in the context of organization of tutorial support implemented by a university

The article discusses the problems of understanding of teachers' professional competences. The author describes some possible ways of assessing the development of beginning teachers' competences at the end of the tutorial support programme organised by a university. The choice of the described assessment means is substantiated.

Текст научной работы на тему «Средства оценки сформированности профессиональных компетенций начинающего учителя иностранного языка в контексте организации тьюторского сопровождения на уровне вуза»

УДК 378.046.4

Овчинникова Олеся Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического университета

СРЕДСТВА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УРОВНЕ ВУЗА

Ovchinnikova Olesya Sergeyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, English Language and Techniques of Teaching English Department, Shadrinsk State Pedagogical University

THE MEANS OF ASSESSMENT OF BEGINNING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' COMPETENCES IN THE CONTEXT OF ORGANIZATION OF TUTORIAL SUPPORT IMPLEMENTED BY A UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с содержательной стороной профессиональных компетенций учителя, описываются возможные средства оценивания данных компетенций в финале организованного тьюторского сопровождения на уровне вуза, обосновывается выбор описанных средств оценивания.

Ключевые слова:

начинающий учитель иностранного языка, тью-торское сопровождение, профессиональные компетенции, профессиональное становление, формы оценки, метод «центр оценки», квалификационный экзамен.

Summary:

The article discusses the problems of understanding of teachers' professional competences. The author describes some possible ways of assessing the development of beginning teachers' competences at the end of the tutorial support programme organised by a university. The choice of the described assessment means is substantiated.

Keywords:

beginning foreign language teacher, tutorial support, professional competences, professional development, forms of assessment, Assessment Centre Method, qualification examination.

Каждый год педагогические вузы, в том числе и их языковые факультеты, оканчивают достаточно большое число выпускников, однако далеко не все из них трудоустраиваются по профессии в силу различных проблем, возникающих в ходе профессиональной адаптации молодых специалистов. Начинающие учителя с трудом применяют полученные знания на практике, слабо анализируют различные педагогические явления и категории, не умеют соотносить педагогические понятия с жизнью и ориентироваться в тех непредсказуемых ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться в профессиональной среде. По мнению многих начинающих учителей, данных проблем можно было бы избежать при наличии целенаправленно организованного для них профессионального сопровождения.

Организованное на уровне вуза сопровождение начинающих учителей иностранного языка (при надлежащей поэтапной организации) ориентировано на получение значимых профессиональных результатов: развитие и совершенствование профессиональных компетенций и, как следствие, более оперативное и своевременное разрешение возникающих в педагогической деятельности проблем. В данном ключе принципиальным и дискуссионным является вопрос о необходимости оценивания сформированности профессиональных компетенций начинающих учителей иностранного языка в финале сопровождения на уровне вуза, возможных средствах оценки данных компетенций, что в свою очередь также позволяет оценить эффективность проделанной работы, ее достоинства и недостатки.

В связи с требованиями современных нормативных документов в области образования, а также растущими запросами общества учителя, в том числе иностранного языка, должны уметь адаптироваться к происходящим переменам в образовательном пространстве и вводить инновации в процесс обучения, обладать способностью интегрировать знания, разрешать противоречия, адаптироваться к индивидуальным и групповым особенностям обучающихся, т. е. владеть определенными компетенциями. В зарубежной педагогической теории отмечается, что если рассматривать компетенции учителя как динамичное сочетание когнитивных и метакогнитивных умений, то можно выделить четыре фундаментальных аспекта его профессионального становления: научиться думать, познавать, чувствовать и действовать как учитель [1].

Научиться думать как учитель. Под этим подразумевается развитие способности давать критическую оценку своим убеждениям и совершенствование педагогического мышления. Сюда также входит развитие аналитического и абстрактного мышления и метакогнитивных процессов.

Научиться познавать как учитель (иметь определенные знания и представления). Компетенции зависят от прочных базовых знаний, поддерживаемых метакогнитивными умениями и грамотными стратегиями организации и ведения учебных занятий. Необходимы также глубокие предметные знания и знания педагогики. В эпоху глобальной компьютеризации фундаментальными являются знания информационно-коммуникационных технологий. Необходимы знание и понимание исторических, культурных, структурных аспектов предметной области.

Научиться чувствовать как учитель. Данный процесс связан с профессиональным самоопределением. Сюда входят установки (готовность, уверенность в себе, авторитетность, уважение), способности (инициативность, стремление к совершенствованию, поиск информации) и лидерские качества (гибкость, ответственность, страсть к познанию).

Научиться действовать как учитель. В центре эффективного процесса обучения находятся следующие переменные: учебный план, работа в классе, педагогические приемы, атмосфера в классе, оценка работы. Зачастую планируемые действия учителя расходятся с фактическими. По данной причине учитель должен обладать обширным набором умений, приемов и моделей поведения и уметь правильно оценивать ситуацию и действовать согласно ей. Качественный процесс обучения требует от учителя адаптивных умений и систематической оценки профессиональных знаний и способов действий согласно определенным критериям, для того чтобы он мог развиваться в профессиональном плане.

Оценка профессиональной компетентности учителей, состоящей из совокупности обозначенных выше компетенций, предполагает создание стандартов вступления в должность учителя, соответствующих требованиям времени. Это подразумевает разработку инструментов оценки различных видов профессиональной компетентности на разных этапах ее становления и развития. Оценка профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной образовательной политики, поэтому во многих странах сложилась достаточно устойчивая система отбора учителей и оценки их готовности к педагогической деятельности.

Зарубежный опыт показывает, что одной из форм оценки профессиональной компетенции учителей является сертифицирование (Австралия, Англия, США, Канада, Корея и др.). Процесс сертификации обычно проходят учителя, имеющие несколько лет опыта преподавания, с целью официального признания своего продвинутого профессионального уровня [2]. Сертифицирование учителей происходит на основе оценки их профессиональных компетенций [3].

Для европейских стран характерен метод «центр оценки» (Assessment Center Method), который в настоящее время получает распространение в России. Центр оценки («ассессмент центр», далее - ЦО) - комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка группой наблюдателей-экспертов поведения участников в моделирующих упражнениях [4].

Оценка в рассматриваемом методе проводится по компетенциям/критериям. В содержание каждой компетенции/критерия входит группа образцов поведения. В российском стандарте центра оценки описываются следующие основные принципы проводимой диагностики: в основе оценки лежит сравнение поведения участника с набором образцов (поведенческих индикаторов), а не с моделями поведения других участников; основным методом ЦО являются моделирующие упражнения; наличие компетенций/критериев, пригодных для оценки целевой профессиональной деятельности, является необходимым условием разработки и проведения ЦО; если модель компетенций/критериев отсутствует, требуется разработка всех компетенций/критериев.

Согласно методу ЦО структура экзамена для оценки потенциальной успешности учителя в обобщенном виде выглядит следующим образом:

1. Период подготовки: освоение слушателем теоретического материала (лекции, участие в семинарах).

2. Первый экзамен (теоретический): тест, презентация собственного портфолио.

3. Второй экзамен при условии успешной сдачи первого: демонстрация урока (или фрагмента) и его оценка экспертами из числа работников центра, учителей-коллег, администрации школы.

Центр оценки можно рассматривать как один из способов оценивания профессиональных компетенций начинающих учителей иностранного языка в финале их сопровождения на уровне вуза. Подобные центры могут создаваться на базе вузов и выполнять различные функции.

Взяв за основу данную обобщенную структуру, а также российский стандарт центра оценки, структуру квалификационного экзамена для начинающих учителей иностранного языка можно представить следующим образом:

1. Период сопровождения.

2. Тест по методике преподавания, презентация собственного портфолио.

3. Моделирующие упражнения (аналитические кейсы).

Центр оценки позволяет осуществить комплексную диагностику потенциальной успешности в профессиональной деятельности, оценить эффективность сопровождения на уровне вуза. Как уже отмечалось, обязательным условием разработки и проведения квалификационного экзамена по модели центра оценки является наличие компетенций/критериев, пригодных для оценки целевой профессиональной деятельности. Опираясь на проведенный анализ профессиональных проблем начинающих учителей иностранного языка, из перечня компетенций мы отобрали следующие (средства оценки компетенций указаны в скобках): Общепрофессиональные компетенц ии:

- способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (портфолио, кейсы);

- владеет иностранным языком на уровне профессионального общения (кейсы). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- способен использовать современные методы и технологии обучения (портфолио, кейс);

- способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (портфолио).

Специальные компетенции:

- способен демонстрировать владение основными лингвистическими и методическими категориями и понятиями для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач (тест, кейс);

- способен определять цели обучающей деятельности и планировать адекватно им процесс обучения (портфолио, кейс).

В качестве общего вывода отметим, что в финале сопровождения начинающего учителя иностранного языка на уровне вуза предполагается оценивание его профессиональных компетенций. Данное оценивание возможно в условиях специального центра оценивания и предполагает квалификационный экзамен, в структуру которого входят портфолио, тестирование по методике преподавания, кейсы.

Ссылки:

1. Supporting teacher competence development for better learning outcomes [Электронный ресурс]. URL: http://ec.eu-ropa.eu/dgs/education_culture/repository/education/policy/school/doc/teachercomp_en.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

2. Лучкина Т.В. Оценка профессиональной компетентности учителя в США // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С. 309-321.

3. National Board for Professional Teaching Standards [Электронный ресурс]. URL: http://boardcertifiedteachers.org (дата обращения: 21.10.2016).

4. Российский стандарт центра оценки // Организационная психология. 2013. Т. 3, № 2. С. 8-32.

References:

Luchkina, TV 2009, 'Evaluation of professional competence of teachers in the United States', Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 10, pp. 309-321, (in Russian).

National Board for Professional Teaching Standards 2016, viewed 21 October 2016, <http://boardcertifiedteachers.org>. 'Russian standard assessment center' 2013, Organizational Psychology, vol. 3, no. 2, pp. 8-32, (in Russian). Supporting teacher competence development for better learning outcomes 2016, viewed 21 October 2016, <http://ec.eu-ropa.eu/dgs/education_culture/repository/education/policy/school/doc/teachercomp_en.pdf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.