Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / УМЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Андреевна, Иванова Тамара Михайловна, Покусаева Татьяна Николаевна

Рассматривается оптимизация процесса обучения иностранному языку. Представлены средства, направленные на интенсификацию процесса иноязычного обучения. Показано, что моделирование, структура и проведение занятия иностранного языка отражают методическое мастерство преподавателя. Взаимодействие преподавателя и студента на занятии приводит к возрастанию доли самостоятельности студентов при работе с языковым и речевым материалом, а следовательно, оптимизирует процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Юлия Андреевна, Иванова Тамара Михайловна, Покусаева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article deals with the optimization of the process of foreign language teaching. There are presented the means directed to the intensification of the process of foreign language teaching. There is shown that the modelling, structure and realization of the lesson of foreign language reflect the methodological mastery of teachers. The cooperation of the teacher and student at the lesson comes to the growth of the part of independence of students during the work with the language and speech material and so optimizes the teaching process.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Т.М. ИВАНОВА, Ю.А. ИВАНОВА,

Т.Н. ПОКУСАЕВА

(Волгоград)

средства оптимизации процесса обучения иностранному языку студентов педагогического вуза

Рассматривается оптимизация процесса обучения иностранному языку. Представлены средства, направленные на интенсификацию процесса иноязычного обучения. Показано, что моделирование, структура и проведение занятия иностранного языка отражают методическое мастерство преподавателя. Взаимодействие преподавателя и студента на занятии приводит к возрастанию доли самостоятельности студентов при работе с языковым и речевым материалом, а следовательно, оптимизирует процесс обучения.

Ключевые слова: оптимизация, иностранный язык, коммуникация, умения, сотрудничество, занятие.

Следует отметить, что оптимизация является естественным этапом в развитии любой науки. Это предполагает поиск со стороны педагога определенных мер по созданию идеальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся. На своих занятиях преподаватели стремятся достичь оптимальных результатов при наименьших затратах времени и усилий со стороны студентов. Это является сутью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Следовательно, чтобы повысить успеваемость студентов, мотивировать их к изучению иностранного языка, найти более рациональные методические приемы, преподаватель должен быть готов к поиску путей оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В воспитательном процессе особое место должно отводиться саморазвитию, т. к. именно самообразование являлось наиболее успешным путем развития человечества. Это вполне применимо и к современным требованиям в образовании, где ключевое правило - научить детей учиться, научить их быть готовыми к стремительно изменяющимся жизненным условиям. Потребность формировать умения учиться в определенной степени влияет на отношения между преподавателем и студентом, позволяет иначе взглянуть на ресурсы оптими-

О Иванова Т.М., Иванова Ю.А., Покусаева Т.Н., 2021

кие науки -

зации учебного процесса и внести определенные изменения в существующие средства обучения иностранному языку.

Сегодня ученые и педагоги регулярно ищут пути совершенствования средств преподавания иностранным языкам. Одной из центральных задач в образовании является оптимизация учебного процесса. Сейчас, когда резко уменьшается количество часов на обучение иностранному языку, но расширяются контакты на международной арене, повышается спрос на рынке труда, стремительно развиваются средства коммуникации и цифровых технологий, вопрос совершенствования учебного процесса заслуживает особого внимания.

остановимся на некоторых средствах совершенствования процесса обучения иностранному языку. К таковым можно отнести средства, способствующие интенсификации общения на иностранном языке за счет увеличения количества развиваемых речевых умений, способствующих реализовать коммуникативные намерения. Следует отметить, что языковые навыки отличаются оптимальным темпом выполнения.

Студентам, овладевающим иностранным языком, следует осознавать цель запоминания новой лексики, грамматических структур, какая роль им отводится в фактической ситуации общения, какова их личностная ценность. Помимо практического владения иностранным языком, важно также выявить связь между ним и развивающим аспектами цели обучения.

Развивающий аспект цели фокусирует процесс обучения иностранному языку на независимом поиске, креативной активности обучающихся, при которых действенно включаются память, мышление, внимание, воображение - все речевые операции, способствующие осуществлению речевой деятельности на иностранном языке.

отметим тот факт, что студенты должны осознать развивающую цель освоения иностранного языка. Воспитательную цель можно скрыть от студентов, а вот развивающую цель они должны осознать. Им надо развивать у себя способность применять языковой материал для коммуникации в определенных речевых ситуациях. Кроме того, студенты должны научиться применять обратную связь с тем, чтобы анализировать успешность своей коммуникации [5, с. 6].

Следует также обратить внимание на целостность учебного занятия по иностранному

ИЗВЕСТИЯ вгпу

языку. Преподаватель, моделируя занятие, на этапе постановки цели должен спрогнозировать отношения между ним и студентами. Преподаватель ставит перед задачу, что для него важнее: успеть на занятии пройти со студентами предлагаемый материал, или же это занятие должно расширить багаж знаний студентов. Ему следует продумать, как построить занятие, чтобы оно не распадалось на отдельные фрагменты, а представляло собой единое рациональное целое. Такое занятие должно быть понятно студентам. Занятие, конструированное преподавателем, должно способствовать практическому приросту коммуникативных и познавательных умений студентов.

Преподаватель должен сфокусировать внимание на начале занятия по иностранному языку. Мы считаем, что речевая зарядка способна отвечать практическим целям общения и настроить студентов на понимание этих целей.

Взаимодействие преподавателя и студента нацелено не на предоставление готового способа осуществления коммуникативной задачи, а на помощь студенту в поиске приемлемого способа ее достижения. Если студенты осознают способы усвоения иноязычного лексического и грамматического материала, это приводит к осознанию студентами логики предлагаемых преподавателем упражнений: почему задания на подстановку и трансформацию языкового материала должны предшествовать чтению текста или обсуждению какой-то темы.

Чтобы запоминание и тренировка нового языкового материала вызывали у студентов интерес, преподавателю необходимо ввести его в систему осмысленных связей, обучить студентов специальным приемам запоминания нужной информации, смысловой группировке материала. такие средства произвольного запоминания обеспечивают осознанное усвоение и большую регулярность.

Познавательная активность студента на этапах ознакомления с новым языковым материалом и тренировки должна стать главным направлением действий преподавателя при моделировании занятия, его смысловым стержнем. Предлагая студентам лексику и грамматические структуры, предназначенные для усвоения, преподаватель определяет и логику выстраивания их коммуникации.

Когда студенты подходят к этапу употребления изученного материала - речевой практике, они должны понимать возможный контекст, где функционируют элементы системы языка. Все, что составляет коммуникативную ситуацию (а именно адресант и адресат,

отношение между говорящим и слушающим, тональность общения, цель и средства общения, факт мотива коммуникации и четко сформулированная речевая ситуация) должны быть направлены на формирование речевых умений студентов.

Занятие - это основной стержень учебного процесса. Деятельность преподавателя и студентов, порядок работы на занятиях могут также служить средством повышения эффективности обучения. Чтобы овладение иностранным языком было продуктивным, необходимо создать на занятиях такую атмосферу, где студенты чувствуют себя комфортно, имеют зрительный контакт друг с другом. только тогда можно ожидать от них принятия условий коммуникации.

Общий уровень культуры студентов определяет эффективность овладения иностранным языком. Именно преподаватель обладает определенным арсеналом средств для привития этого уровня. Если студент осознает требования педагога, то между ними возможен необходимый уровень доверия. тем не менее студентам необходимо осознавать, как важно следовать указаниям преподавателя и не допускать беспорядка на занятии, т. е. сама атмосфера занятия должна обеспечить «ответственную свободу» [3, с. 27]. Те приемы, которые преподаватель использует для исправления ошибок студентов, его речь на занятии, даже место нахождения преподавателя в аудитории при объяснении нового языкового материала, тренировка этого материала - все это может помочь студентам осознать свои возможности, активизировать их работу на занятии или, наоборот, снизить ее эффективность.

Немаловажная роль в совершенствовании процесса обучения иностранному языку отводится применению коммуникативных опор при переходе от тренировки языкового материала к речевой практике. Педагогическая концепция системы занятий по иностранному языку должна состоять в постепенном расширении фрагментов высказываний студентов с использованием изученного материала и подвести их к оформлению замысла высказывания. Для этого студентам необходимо осознавать возможности каждой языковой единицы в речевом высказывании.

Преподавателю следует планировать каждый фрагмент занятия по иностранному языку для решения коммуникативной задачи с целью пополнения лексических и грамматических структур студентов незнакомыми языковыми единицами, которые нацелены на приобретение новых речевых умений. Когда у студентов

педагогические науки

запас языкового материала в речевом арсенале небольшой, подражание-имитация играет роль положительной опоры. Следует отметить важную роль образца для имитации. он действительно должен выполнять роль образца, а имитация не должна быть механической.

Следующей ступенью отработки навыков владения языковыми единицами является выполнение предложенных преподавателем заданий с этим материалом с применением образца-опоры с постепенным переходом выполнения заданий по аналогии. Преподаватель может изменять темп работы студентов при использовании образца-опоры. Важно акцентировать внимание на единстве коммуникативной задачи и способа ее реализации, которые должны быть направлены на увеличение доли самостоятельности студентов при использовании ими образца-опоры.

Выполнение заданий студентами без опоры на образец способствует их высокой степени самостоятельного применения звеньев образца с ранее усвоенными другими компонентами. Переход на уровень речевых умений предполагает, что студенты будут самостоятельно планировать и отбирать способы решения коммуникативной задачи в предложенной ситуации общения.

Работая с иностранным текстом, преподаватель должен фокусировать внимание студентов на опорных фразах, к которым относятся важнейшие компоненты текста, такие как нахождение трудных для понимания мест в тексте, выделение логического ударения, выявление синонимических замен и т. д. Последующая интерпретация иноязычного текста и воспроизведение его с использованием опорных слов способствует выработке устойчивых стереотипов, что является основой для формирования всех видов иноязычной речевой деятельности студентов. В данном случае коммуникативные опоры помогают студенту выстроить логику своего изложения [1, с. 145].

Современная система образования, которая акцентирует внимание на идее и принципах личностно ориентированного обучения, считает приоритетным тот факт, что преподаватели нуждаются в средствах, способных обеспечить достаточный уровень образования обучающихся. К числу таких инструментов следует отнести различные информационные технологии, применяемые в процессе обучения студентов иностранному языку. Данный метод является довольно эффективным способом организации учебной деятельности студентов, позволяющим в процессе выполнения заданий получать необходимые знания.

Потенциал использования современных информационных технологий, применяемых в процессе обучения студентов иностранным языкам, довольно разнообразен, и преподаватель может на своих занятиях варьировать применение этих средств в зависимости от видов учебной деятельности. Сюда можно отнести индивидуальную и коллективную работу, аудиторные и внеуадиторные самостоятельные занятия, мониторинг текущей успеваемости студентов и др. Так, применение информационных технологий при тестировании студентов является одним из самых действенных способов выявления входного, текущего и итогового контроля уровня знаний студентов. В отличие от других форм контроля, компьютерное тестирование имеет очевидные преимущества. Те результаты, которые получают студенты, объективны и не зависят от личных симпатий или антипатий педагога [5, с. 51].

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что каждое занятие по иностранному языку нацелено на определенные цели и содержание иноязычной коммуникации. Следовательно, от методического мастерства преподавателя зависят планирование и проведение занятия.

Что касается коммуникативной направленности занятия, то она имеет место не только в самих видах речевой деятельности, но и в содержании заданий, предлагаемых преподавателем на занятии. Совместное участие преподавателя и студента на занятии иностранного языка призвано способствовать развитию самостоятельности студентов при работе с языковым материалом.

Показателем эффективности занятия иностранного языка является самостоятельность и активность студентов в речевой деятельности. Средства оптимизации процесса обучения иностранному языку реализуют практический, развивающий и воспитательный аспекты цели обучения.

Список литературы

1. Голев Н.Д. Развитие письменно-речевых способностей детей на основе пропедевтического изучения текста: методология лингводидактиче-ской программы // Текст: проблемы и методы исследования. Барнаул, 2001. С. 142-150.

2. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Елалиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. М., 2000.

3. Милованова Л.А. Принципы и средства оптимизации процесса обучения иностранному языку // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 10(143). С. 24-28.

известия вгпу

4. Муллаголова Э.Ш. Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе [Электронный ресурс] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). СПб., 2018. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14518/ (дата обращения: 02.02.2021).

5. Littlewood W. Communicative language teaching. Cambridge, 1981.

* * *

1. Golev N.D. Razvitie pis'menno-rechevyh spo-sobnostej detej na osnove propedevticheskogo iz-ucheniya teksta: metodologiya lingvodidakticheskoj programmy // Tekst: problemy i metody issledovaniya. Barnaul, 2001. S. 142-150.

2. Kolker Ya.M., Ustinova E.S., Elalieva T.M. Prakticheskaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku: ucheb. posobie. M., 2000.

3. Milovanova L.A. Principy i sredstva optimiza-cii processa obucheniya inostrannomu yazyku // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 10(143). S. 24-28.

4. Mullagolova E.Sh. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij kak sredstva optimizacii obrazovatel'nogo processa pri obuchenii anglijskomu yazyku v shkole [Elektronnyj resurs] // Pedagogika segodnya: problemy i resheniya: materialy IV Mezh-dunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg,oktyabr'2018 g.). SPb., 2018. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 308/14518/ (data obrashcheniya: 02.02.2021).

Means of optimization of the process of foreign language teaching of students in pedagogical universities

The article deals with the optimization of the process of foreign language teaching. There are presented the means directed to the intensification of the process of foreign language teaching. There is shown that the modelling, structure and realization of the lesson of foreign language reflect the methodological mastery of teachers. The cooperation of the teacher and student at the lesson comes to the growth of the part of independence of students during the work with the language and speech material and so optimizes the teaching process.

Key words: optimization, foreign language, communication, skills, cooperation, lesson.

(Статья поступила в редакцию 04.02.2021)

и. шифрон-борейко

(Минск)

влияние когнитивных стилей на выбор стратегий овладения и пользования языком

Исследуется лингводидактический потенциал ключевых подходов в решении проблемы повышения эффективности обучения путем его индивидуализации - стилевого и стратегического. Сопоставляются понятия «когнитивные стили» и «стратегии овладения и пользования языком» применительно к обучению, анализируется их корреляция с учетом феномена расщепления стилевых полюсов, подчеркивается взаимодополняющий эффект применения указанных подходов.

Ключевые слова: когнитивный стиль, стратегии овладения и пользования языком.

Современное общество продолжает интенсифицировать свой жизненный темп, а потому научный интерес к поискам по-настоящему результативных путей освоения знаний пропорционально нарастает вот уже более сорока лет. Индивидуализированность обучения, давно ставшая трендом в рамках личностно ориентированного подхода, только наращивает свою актуальность, тем более в свете новой социальной реальности. Надежды на потенциал, который скрывается за индивидуальными особенностями психики обучаемых, с одной стороны, подкрепляются небывалыми новыми техническими возможностями, а с другой -подвергаются все новым вызовам.

Не будет преувеличением сказать, что именно методика преподавания иностранных языков как никакая другая прикладная дисциплина должна быть заинтересована в существовании стройной теории овладения языком, чьим краеугольным камнем является понимание и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Если отсутствие склонности к любой из отраслевых наук может быть оправдано интересом и успехами в другой, то знание хотя бы одного иностранного языка на достаточно высоком уровне является сегодня непременным условием образованности и, безусловно, социальным заказом. Русский же язык как иностранный, преподаваемый в вузах, - не просто компонент образованности,

© Шифрон-Борейко И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.