Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Студент / учебная деятельность / средство / процесс обучения / средства обучения / виды средств обучения / технические средства.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парпиев О.Т., Ахатов Д.Н.

В данной статье рассмотрены роль и значение средств обучения в развитии познавательной деятельности студентов, а также виды и классификация средств обучения, теоретические и методические аспекты их использования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Парпиев О. Т. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительный институт

Республика Узбекистан, г.Наманган

Ахатов Д.Н. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Республика Узбекистан, г.Наманган

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрены роль и значение средств обучения в развитии познавательной деятельности студентов, а также виды и классификация средств обучения, теоретические и методические аспекты их использования в образовательном процессе.

Ключевые слова. Студент, учебная деятельность, средство, процесс обучения, средства обучения, виды средств обучения, технические средства.

Parpiev O.T. senior teacher

Namangan Engineering and Construction Institute Republic of Uzbekistan, Namangan

Akhatov D.N. teacher

Namangan Engineering and Construction Institute Republic of Uzbekistan, Namangan

LEARNING TOOLS AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY

Annotation. This article discusses the role and importance of teaching aids in the development of students' cognitive activity, as well as the types and classification of teaching aids, theoretical and methodological aspects of their use in the educational process.

Key words. Student, educational activity, means, learning process, teaching aids, types of teaching aids, technical means.

Каждый педагог непосредственно внедряет в своей педагогической деятельности новые инновационные подходы образовательного содержания студентам. Педагогу важно знать составляющие компоненты образовательного процесса. Кроме того:

- обладая опытом проектирования учебных ситуаций, педагог приобретает и средства эффективного руководства педагогическим процессом;

- чувствует потребность в приобретении педагогических и психологических знаний, направленных на развитие учащихся, и применении их на собственном опыте;

- улучшается способность учителей подходить к педагогическому процессу на основе творчества;

- совершенствуется педагогический опыт;

- будет усовершенствована система инновационных, методических работ, повысится их эффективность [4].

Такие ситуации выступают как совокупность условий, обеспечивающих успешность познавательной деятельности студентов. Их успех является результатом таких обстоятельств.

В качестве методов и ситуаций, расширяющих учебные способности учащихся, можно ввести новое в содержание обучения, прием содержательного обогащения учебного материала, создание проблемных ситуаций путем постановки перед учащимися проблемных вопросов, ситуации получение новых знаний.

Развитие логического и критического мышления учащихся приобретает особое значение в условиях реализации образования, ориентированного на личность обучающегося. Потому что развитие логического и критического мышления у учащихся оказывает особое влияние на обеспечение у них познавательной деятельности.

В словаре педагогических терминов термин знания определяется следующим образом: «Знания - это уровень усвоения учебного материала, предъявляемого обучающимся в образовательном процессе» [1].

Учебные средства, разработанные по научным темам, играют важную роль в совершенствовании познавательной деятельности учащихся. Учебные пособия служат всем конкретным дидактическим целям обучения.

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для определения одного из компонентов учебного процесса среди других компонентов. Следовательно, средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы.

С педагогической точки зрения взаимодействие средств обучения с другими компонентами отличается следующими специфическими, важнейшими особенностями:

а) для педагога средство обучения - это инструмент педагогической работы, позволяющий усилить реализацию его задач;

б) средство обучения обучающихся является одним из средств обучения и реализации учебных задач;

в) средство обучения по отношению к содержанию образования - это способ передачи содержания и организации его усвоения;

ж) средства обучения применительно к методам образовательного процесса и формам организации обучения - их разновидности и способы совершенствования, один из вариантов разработки и использования новых сочетаний компонентов педагогического общения;

г) по отношению к средствам обучения цель имеет общее целенаправленное значение при их создании и использовании, при котором средство обучения взаимодействует с достижением результата и, в свою очередь, определяется им [2].

Прежде чем говорить о роли и значении средств в учебном процессе и общей методике их использования на практике, следует разобраться в их словарном значении. Так что же представляет значение средство? Если обратиться к анализу педагогической литературы и энциклопедической литературы, то можно встретить разные взгляды и определения по поводу «средство».

Например, средство - это набор оборудования, обеспечивающий наглядность донесения информации преподавателем учащемуся.

Средство - совокупность приспособлений, оружия, приспособлений, используемых при выполнении определенной работы или деятельности.

Средство - это оружие, которое служит рычагом для достижения цели или совершения чего-либо. Рычаг - что-либо, воспринимаемое как опора для движения или служащее опорой [5].

Из приведенных выше мнений можно сделать вывод, что средство - это дополнительное устройство, используемое преподавателем для донесения до обучающихся определенной информации, относящейся к определенной области, и нечто, обеспечивающее демонстрацию преподавания.

Ученые-педагоги и преподаватели-практики могут использовать словосочетание «средство» в образовательном процессе, поскольку в терминах используются «Образовательные средства», «Учебные средства», или «Технические средства».

Сегодня в педагогической литературе и других источниках нет однозначного определения понятия «средства обучения». Одна категория авторов употребляет его в узком смысле и называет средства, служащие для достижения общеобразовательных и воспитательных целей обучения, другая называет средства обучения как обеспечивающие человеку объективную реальность в дополнение к материальным средствам... они добавляют умственные средства реализации знаний.

Третья категория делит средства обучения на средства, используемые для усвоения учебного материала.

Четвертая категория рассматривает средства обучения в широком смысле и определяет средства обучения этим термином.

Если средствами обучения считаются любые носители информации, дающие знания, которые следует преподавать и усваивать, то средства обучения имеют важное значение для получения информации в образовательном процессе, в деятельности педагогов и учителей. и развитие.

Учебные средства делятся на три типа в зависимости от их использования, а по своим характеристикам они подразделяются на следующие [3]:

Распечатать: а) текстовый; б) живописный. Технический: а) аудиовизуальный; б) дополнительный). Реальний: модель; б) настоящий.

На теоретических уроках преподаватели в основном используют текстовые и вспомогательные средства, например, учебники и раздаточные материалы, а также технические средства. На практических занятиях они используют более наглядные и реалистичные инструменты, то есть эскизы, рисунки, инструменты.

При использовании образовательных средств важно выбирать их в соответствии с конкретной целью, целевой группой, специальной областью и методами. Кроме того, учитель должен уметь пользоваться учебными и наглядными пособиями, правильно и рационально использовать их. Должен уметь решать технические задачи, возникающие при использовании технических средств.

Поэтому средства обучения - это более широкое понятие, и если рассматривать инструменты, используемые во всем образовании, то средства обучения используются в более узком смысле и представляют собой инструменты, используемые в определенном образовательном процессе.

Использованию учебных средств в развитии познавательной активности студентов способствует длительному сохранению ими знаний по предметам.

Использованные источники:

1. Джураев Р.Х. ва б. Педагогик атамалар луFати. -Тошкент: Фан, 2008, 197 б.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.:Академия, 2001. - 254 с.

3. Рашидов Х.Ф., Хабиб Х., Елдашева Г., Закиров А. "Касбий педагогика" блокини укитиш методикаси. Укув-услубий кулланма. Т. УМКХ,ТТКМО ва УКГИ - 2007. 182 б.

4. Сафарова Р., Ф.Юсупова ва бошкалар. Укувчиларнинг билиш фаолиятини кенгайтиришга йуналтирилган укув вазиятларини фанлар кесимида лойих,алаш. -Т.: "Fan va texnologiya", 2013,148 бет.

5. Ходжабоев А. Р., Аноркулова Г. М., Парпиев О. Т. Методика использования средств обучения в профессиональном образовании //Методическое пособие. - 2011. - 2011. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.