СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
Н. А. Акопян
MASS MEDIA AS METHOD OF FORMING MASS CONSCIOUSNESS STEREOTYPE
Akopyan N.A.
The given article investigates the role of mass media in the formation of mass consciousness stereotypes. The notion "social orientation" has been considered in the variety -stereotype and prejudice, and examples from mass media have been presented.
В данной работе исследуется роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания. Рассмотрено понятие «социальная установка» и ее разновидности - стереотип и предрассудок, а также представлены примеры из СМИ.
Ключевые слова: массовое сознание, социальная установка, стереотипыI, предрассудки.
УДК 316.722:070
В современных условиях формирования информационного общества большую роль в стереотипизации личности и социума играют средства массовой информации, которые активно влияют не только на отдельного человека, но и на массовое сознание. Основным критерием выделения массового сознания в качестве автономного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, чувств, традиций, привычек, представлений в обществе.
Рассмотрение сущности массового сознания осуществляется в контексте социологических, психологических, семиотических, культурологических наук. Впервые интерпретация феномена массового сознания была дана в рамках социологии. Так, французский социолог Эмиль Дюркгейм, оказавший огромное влияние на развитие социологической науки, сформировал собственный взгляд на трактовку данного понятия. Отправной пункт его теории - не пытаться искать объяснения общественным институтам внутри индивидуального сознания, а смотреть на них как на независимую от личности исследователя реальность. По отношению к индивиду социальные факты есть явление внешнее и, хотя, конечно, общества состоят из отдельных людей, но законы, по которым они существуют, это уже не те законы, которыми управляется жизнь и психология каждого отдельного человека.
Помимо социологов к изучению феноменов массового сознания обратились ис-
следователи - этнопсихологи. Одним из первых опытов этнопсихологии считается труд Вильгельма Вундта по психологии народов. Исследуя сюжеты мифов, фольклор, Вундт утверждал, что существует особый «народный дух», который влияет на историческую судьбу и общественное развитие этноса.
Важную роль для изучения массового сознания как структурного элемента общественного сознания сыграли идеи французского ученого Люсьена Леви-Брюля. Он показал историческую изменчивость массового сознания, сделал первый шаг к разрушению представления о неизменности психологического облика человека.
В российской психологической науке идеи Л. Леви-Брюля развил Л.С. Выготский. В своей книге «Этюды по истории поведения» он показал процесс становления современного человека как результат трех линий развития: эволюционного, исторического и культурного. Согласно концепции Л.С. Выготского, особенности массового сознания определяются принципами и структурными особенностями знаковых систем, принятых в обществе. В России основы семиотического подхода были заложены известным философом П.А. Флоренским.
Одним из распространенных элементов, регулирующих массовое сознания, является социальная установка. Социальная установка рассматривается как сложный компонент сознания, который регулирует поведение аудитории по отношению к дискурсам. К.Ю. Новиков считает, что «...социальная установка - это когнитивно-эмоционально-оценочная готовность индивида воспринимать мир или его явления, ощущать его и действовать в соответствии с этой готовностью» (1, с.57).
Большинство установок приобретается человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Общественное сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. В современном социокультурном пространстве особенно прочное положение в массовом сознании занимают ра-
совые, этнические и конфессиональные установки. Так, люди, обладающие негативной установкой по отношению к представителям других национальностей, возможно, никогда не участвовали в реальных конфликтах с их представителями, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующую информацию. Это позволяет некоторым не очень чистоплотным политикам при необходимости актуализировать указанные установки в конкретных политических целях, например, для получения массовой поддержки на выборах. В данном случае речь идет о групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что часто в результате воздействия «субъективно окрашенной» информации формируются установки, которые используются СМИ с целью создания стереотипов как поведения людей, так и оценок различных политических и социальных событий.
В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).
Для понимания различия между ними можно использовать пример, известный в истории изучения установки как «парадокс Лапьера». В 1934 году психолог Р. Лапьер объехал небольшие американские города в сопровождении студентов-китайцев. После завершения путешествия Лапьер разослал владельцам гостиниц, в которых они останавливались, письма с вопросом, готовы ли они принять его с группой друзей, в числе которых будут китайцы. 93% ответили отказом. На этом примере видим, что оценочная установка по отношению к представителям конкретной расовой группы в ситуации, требующей поведенческой реакции, была вытеснена поведенческими установками хозяина гостиницы по отношению к клиенту.
Кроме указанных функций установки следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки зрения воздействия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании че-
ловека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить. Американские политологи даже ввели специальный термин «тефлоновый президент», объясняя невосприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касавшейся президента США Р. Рейгана. В первые годы президентства В. Путина некоторые российские СМИ также использовали этот термин уже по отношению к нему.
Функция барьера придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки переубедить человека, принимающего решение на основе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем - у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации. Так, негативная установка не позволяет видеть в субъекте ничего положительного. Она направляет личностное или массовое внимание лишь на одну сторону объекта, осуществляет своеобразный отбор информации. Поэтому, ставя перед собой задачу управления массовым сознанием и поведением, следует, прежде всего, использовать для достижения цели уже имеющиеся установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их основе новые и не тратить большие усилия на попытки сломать или разрушить существующие установки, особенно закрепившиеся в массовом сознании в течение длительного времени.
Социальная установка имеет две разновидности: стереотип и предрассудок. Мы часто используем эти термины в различных ситуациях, порой не понимая их истинного значения. Для взаимодействия СМИ с массовой аудиторией этот момент исключительно важен.
Понятие «стереотип» было впервые использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманном в работе «Общественное мнение» (2, с. 212). Социологи видят основное достоинство концепции У. Липпманна в том, что в ней подчеркивается особая роль эмоциональных и иррациональных факторов в процессе формирования общественного мнения.
Итак, по одному из определений стереотип - это сложившийся в сознании людей духовные образования, эмоционально-окрашенные образы. Согласно другому мнению, стереотип - это упрощенное, стандартизованное понятие и оценка какого-либо явления действительности (3, с. 159). Мы же остановимся на следующем определении стереотипа, предложенное К.Ю. Новиковым: это «вид социальной установки, в которой знания (когнитивный компонент) представляют собой нечто устаревшее». В качестве устоявшихся стереотипов можно привести следующий пример: «В России живут бородатые неграмотные люди, очень полные женщины и на каждом углу продаются матрешки». Подобный стереотип восприятия и сегодня зафиксирован в сознании многих иностранцев, приезжающих в Россию. Причина - все те же СМИ. Недостаточность и необъективность информации о России формируют в сознании зарубежной аудитории именно такие стереотипы восприятия. А поскольку стереотип - это часть социальной установки, следовательно, и сложившийся взгляд на жителей огромной страны очень слабо поддается изменению (1, с. 58).
Однако устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования. Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ. Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения.
Сегодня, наряду с более рациональным осмыслением советского опыта, мы видим в ряде случаев желание массового сознания вернуть на место старые стереотипы. Так, например, данные, полученные ВЦИОМом, свидетельствует о стабильном росте положительных оценок таких спорных политических фигур советской истории, как И.В. Сталин и Л.И. Брежнев.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.
С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на «достиженче-ство», целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.
Другим методом, способствующим формированию стереотипов, является мифотворчество (греч. шу1;Ьо8 - предание, сказание), которое играет большую роль в технологии создания и поддержания мифов. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей, они очень жизнеспособны. Жизненность мифов объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина или догма.
В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под
собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями серьезно ограничивают свободу выбора информации.
Наряду со стереотипом существует другой прием, позволяющий влиять на массовое сознание - это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту, его можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием. Поскольку имидж воздействует на психику человека, он легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе.
Так, создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Реклама в печати, на радио, телевидении давно уже стала инструментом пропагандистского воздействия, частью идеологического наступления на массы, средством формирования ложных представлений о жизни.
Насаждение стереотипа человека-приобретателя, обладателя вещей, символизирующих его богатство и процветание, -характерная черта рекламы в СМИ. Создавая иллюзорные имиджи вещей и личностей, пропагандируя равенство людей в сфере по-
требления, подогревая стремление обывателя не отстать от моды, массовая печать формирует стереотипные интересы, вкусы и способствует тем самым идеологическому воспитанию читателей.
Стереотипизации подвержен не только текстовой материал, но и иллюстративный. Иллюстрации в журналистике являются способом создания и внедрения в сознание читателей иллюзорных, ложных представлений о действительности. В практике фотографической информации тоже существуют определенные пропагандистские штампы, рассчитанные на эмоциональное воздействие. Стандарт выработан в оформлении обложки многих типов массовых журналов -это выразительные фотографии, портреты политических деятелей, звезд кино, телевидения, эстрады, спорта.
Так, фотоштампы требуют запечатлевать героя материалов на работе, в кругу семьи, на отдыхе, создавая иллюзию его процветания. В тоже время, если печатается фотография, изображающая какого-нибудь «плохого» общественного деятеля, то «стереотип-ракурс» способствует изображению его лица в невыгодном свете; объектив фиксирует то, что намеренно «снижает» образ (4, с. 75).
СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа. Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.
Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом. Конечно, все зависит от пристрастности самого
человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения.
Другим не менее важным компонентом социальной установки является предрассудок. (Предрассудок - ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-либо) (5, с. 581). Он отличается от стереотипа лишь тем, что имеет дело не с устаревшими (когда-то существовавшими), а с явлениями несуществующими, нереальными, мифическими, искаженными. Как правило, в структуре предрассудка эмоционально-оценочный компонент выдвигается на первый план и активно используется аудиторией, воспринимающей теле- и радиопередачи, читающей статьи.
По нашему мнению, предрассудок самый опасный вид социальной установки. Ведь для того, чтобы его развенчать и отличить от безобидного иногда стереотипа, потребуется доказать, что речь идет о явлении или объекте, которого никогда не существовало или о его наличии в данном контексте сильно преувеличено. Сила СМИ заключается в том, что они способны как культивировать указанные виды социальных установок, так и бороться с ними.
С помощью СМИ в сознании россиян постепенно расшатывается предрассудок под названием «Все русские - пьяницы». Благодаря телевизионным сюжетам из других стран и интернет-форумам, мы уже точно знаем, что и французы, и англичане, и немцы способны увлекаться спиртными напитками ничуть не меньше, чем русские (1, с. 59).
Практика показала, что человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Другими словами, эту действительность человек фактически воспринимает не сам, ибо он подвержен манипуляциям со стороны СМИ. Именно поэтому сложился специфический облик газет и журналов, программ радио и телевидения. Не случай-
но, к примеру, материал в газете расположен на большом поле листа. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, таким образом, формируя массовое сознание (6, с. 75).
СМИ активно вторгаются в подсознательные структуры человека, используя символику, имеющую опору в глубинах подсознательного. Комбинируя сознательные и подсознательные взаимодействия, они создают и активно распространяют социальные мифы - культурную форму описания и объяснения действительности, получившую новое бытие в XX веке. Совокупность мифов, трансформирующая систему представлений и мотиваций личности, выступает как тотальное средство модификации представлений о жизни у управляемых мифами людей.
Так, создается способ управления жизнью через сознание, которое наполняется смысловыми матрицами, оживающими в нужных идеях и образах. Наполнение, структурирование, организация сознания становится специальным видом властных технологий: меняя одну матрицу на другую, можно заменить содержание «жизни», протекающей в заданных матрицей рамках (7, с. 48).
Таким образом, будучи инструментом манипулирования социальными ценностями и поведением людей, стереотипы массового сознания способствуют стереотипизации сознания, регулируемого средствами массовой информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы. Практика. Ошибки. -М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. -М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Засурский Я.Н. Техника дезинформации и обмана. -М.: Мысль, 1978.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.
6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2007.
7. Черникова В.Е., Молчанова Е.Н., Климова Л.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества. - Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007.
Об авторе
Акопян Нонна Артуровна, аспирант Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - исследование психологических и коммуникативных аспектов средств массовой информации. П11Ш0П_84 @шаЛ.ги