Научная статья на тему 'Средства массовой информации и реализация гражданами политических прав и свобод в современной России'

Средства массовой информации и реализация гражданами политических прав и свобод в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1432
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / СВОБОДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ. / MASS-MEDIA / THE POLITICAL RIGHTS / FREEDOM / PUBLIC OPINION / THE COMMUNICATIONS / A CIVIL SOCIETY / ELECTION CAMPAIGNS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саркисова Н. А.

В статье говорится о роли средств массовой информации в формировании общественного мнения, в реализации гражданами своих политических прав и свобод. Действие СМИ заключается в систематическом распространении политической информации с целью утверждения духовных ценностей, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на аудиторию. В современных условиях, как показывают многочисленные исследования, ведущая роль в системе средств политической коммуникации принадлежит телевидению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media and realization of political rights and freedoms in modern Russia

In the article to be spoken about the role of mass media in formation of public opinion, in realization of the political rights and freedom by the citizens. Action of mass-media consists in regular distribution of the political information with the purpose of the statement of cultural wealth, rendering of ideological, cultural and political influence on an audience. In modern conditions, as numerous researches show, the leading part in system of means of the political communications belongs to TV.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации и реализация гражданами политических прав и свобод в современной России»

САРКИСОВА Н.А.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В структуру политической системы обязательно входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политически, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации (СМИ) достаточно независимы, информация широко распространяется между различными членами общества, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите, берутся под строгий контроль.

Контроль и распределение политической информации - важный элемент в определении типа политических систем. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества. Этот обмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижение политического согласия не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам общества.

Общественное мнение формируется, прежде всего, под влиянием СМИ. И конечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнение или, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующегося на более широкой ценностной основе.

Политические реформы начала 90-х гг. ХХ века привели к утрате государством монопольного права определять содержание, форму подачи, политический и идеологический уклон массовой информации.

Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.

Особое значение среди этих прав имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам.

Средства массовой информации и коммуникации - это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации. В СМИ включены: периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерное накопление, обработка, передача и прием информации, система «Интернет» и др.

Действие СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации. Вследствие научно-технической революции СМИ вошли буквально в каждый дом, оказывают практически постоянное воздействие на членов любого сообщества. В силу их значимости и влияния средства массовой информации уже давно определяют как «четвертую власть» в обществе после законодательной, исполнительной и судебной.

В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д.

Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить другое. И тем не менее многочисленные исследования показывают, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической коммуникации.

Главным качеством всех технических средств массовой коммуникации является способность удовлетворять информационные потребности каждого отдельного человека и общества в целом. Все многообразие передаваемой по ТВ информации концентрируется в новостях, которые по праву считаются «лицом телевидения». Видеть и показывать жизнь такой, какая она есть, давать максимально полную информацию о текущих событиях - все это во многом предопределило популярность теленовостей. Информационные выпуски, освещающие последние новости, составляют основу ежедневной сети телевизионного вещания. Они выходят в эфир в одно и то же определенное время, а все остальные телепередачи размещаются в интервалах между ними. Именно эти регулярные, преимущественно политические передачи новостей в значительной степени формируют у аудитории соответствующие политические взгляды, установки, ориентиры и ценности. Они выступают ареной и рупором реализации свободы слова, печати и других информационно-политических прав [1]. Другие политические программы, по сути, направлены на углубление и закрепление этих установок и ориентиров.

Анализ роли СМИ в функционировании политической системы приводит к следующим выводам: а) ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьется значительных успехов в открытой борьбе за власть, если не будет иметь возможности ее апробации на телевидении и других СМИ; б) ни один кандидат в представительные общенациональные политические органы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать СМИ, и прежде всего ТВ.

На сегодняшнем этапе развития гражданского общества политические права и свободы носят в известной степени либо декларативный, либо формальный характер. Возьмем, к примеру, право выбирать и быть избранным. Насколько человек действительно добровольно и осознанно участвует в этом процессе?

В период избирательных кампаний на граждан ведется довольно агрессивная атака с использованием «черного» пиара и других современных избирательных технологий, в первую очередь, через средства массовой информации, вызывая у людей раздражение и нездоровый интерес к личной жизни кандидатов в депутаты. Возникает вопрос: как быть с правом на нераспространение информации о частной жизни граждан? В наше время это конституционное положение зачастую просто не соблюдается. Считается в порядке вещей распространять, особенно в отношении публичных людей, «пикантную» информацию.

Кроме того, обилие информации, подчас недостоверной, популистские предвыборные обещания отнюдь не способствуют правильному, действительно свободному, осознанному (а не под влиянием эмоций) выбору личности. Можно с уверенностью сказать, что современное общество все больше и больше управляется через информационные потоки.

Вместе с тем свобода слова и печати предполагает, с одной стороны, возможность широкой информированности населения в сфере политической деятельности, направленной на формирование общественного мнения, а с другой - доведение данного мнения до сведения властей. А это и есть один из каналов влияния личности и общества на государственный аппарат.

Вещание является национальным достоянием и его необходимо использовать на благо всего населения, а не отдельной его части. Следовательно, оно должно находиться под общественным контролем, обеспечивающим охрану интересов всех социальных групп. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее нужно подходить к составлению телевизионных программ. Необходимо учитывать религиозные, национальные, психологические, возрастные и другие различия людей, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности каждого человека соотнести себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами, следить за тем, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной.

К сожалению, деятельность общественных организаций, имеющая позитивный смысл и результаты, средствами массовой информации просто игнорируется. Эти симптомы поведения если не антигражданского, то некомпетентного с точки зрения понимания и поддержки внутренней политики государства. Если гражданское общество в основе своей опирается на права человека, то СМИ по нежеланию связать воедино эти два понятия, защищая как будто права человека, обращают острие публичной власти к государству, не понимая того, что механизм осуществления этих прав создается не только и не сколько государством, но в первую очередь общественными структурами, получившими по Конституции полноту гражданской инициативы самопроявления в общественной жизни.

В настоящее время огромную роль в функционировании политической системы играет Интернет. Политический Интернет обладает целым рядом особенностей, которые сегодня привлекают политиков: оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность. Роль политического Интернета как политтехнологического средства связей с общественностью особенно возрастает в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний.

Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, что труднее сделать с помощью только традиционных СМИ.

Интернет обеспечивает оперативность связи с электоратом, позволяет гораздо чаще обновлять новости, может архивировать информацию и обеспечивать быстрый доступ к ней, используется как средство общения с журналистами и т.д.

Неподцензурность Интернета дает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации, что позволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитацией конкурентов.

Интернет расширяет границы социологических исследований в период избирательных кампаний. Приглашение пользователей к участию в оценке имиджа кандидата, используя его видеофайлы или лозунги избирательной кампании, вполне реально. Политики активно используют Интернет для обобщения и учета различной информации, анализа мнений и настроений электората; получение политических данных в режиме реального времени со всего мира; анализа реакции пользователей Интернета на то или иное политическое явление.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта безопасность будет возрастать [2].

Но первой и главной функцией СМИ остается информирование общества о деятельности власти, политических деятелей, о выходящих в свет законах, других нормативных актах. Общество, граждане должны быть информационно подготовлены, их гражданские устремления необходимо подкреплять знаниями. СМИ наряду с информированием формируют и гражданскую позицию, придающую конкретность, целеустремленность и ясность понимания событий и действий политического свойства.

Литература

1. Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни // Государство и право. 2007. № 7.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.