Научная статья на тему 'Средства коммуникации в вопросно-ответной среде автоматизированного проектирования'

Средства коммуникации в вопросно-ответной среде автоматизированного проектирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Маклаев В. А.

Представлены средства коммуникации, обслуживающие оперативное взаимодействие лиц, разрабатывающих автоматизированные системы, интенсивно использующие программное обеспечение. Средства коммуникации развивают инструментально-технологический потенциал вопросно-ответного процессора, обслуживающего поток работ «Взаимодействие с опытом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communication means are presented, servicing operative interactions among the persons, who are developing automatic systems, which use software intensively. The communication means develop an instrument-technology potential of a question-answer processor covering the «Interaction with Experience» works flow.

Текст научной работы на тему «Средства коммуникации в вопросно-ответной среде автоматизированного проектирования»

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ

УДК 621. 372

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ В ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЙ СРЕДЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

© 2007 г.

Исходные предпосылки

Около 10 лет назад в знаменитом отчёте корпорации Standish Group [1] была опубликована неутешительная статистика, характеризующая проблемы разработок автоматизированных систем (АС), интенсивно использующих программное обеспечение. Сложившаяся ситуация квалифицировалась как «хаос». Среди основных причин неудач были названы «недостаточное взаимодействие разработчиков с другими заинтересованными лицами, в первую очередь с пользователями» и «проблемы с полнотой и адекватностью требований к разрабатываемой системе, обычно изменяющихся по ходу разработки».

За последнее время положение в программной инженерии изменилось, но незначительно. Так, например, в оценках 2005 г., приведённых в [2], список причин неудач практически совпадает со списком причин, указанных в отчете Standish Group. Дополнительно отметим, что к числу причин неудач часто относят «недостаточную степень понимания и взаимопонимания» и «плохое коммуникативное взаимодействие» в круге лиц, вовлечённых в разработку АС.

Для названных причин характерна необходимость включения в процесс разработки (через рассуждения и размышления) индивидуального и коллективного опыта. Низкая степень взаимодействия разработчиков и заказчиков в большинстве случаев обусловлена не организационными причинами и дисциплиной отношений между ними, а тем, что их опыт и язык существенно различаются. То же самое приводит к различиям в понимании и взаимопонимании.

Практика разработок АС показывает, что негативное воздействие указанных выше причин на успешность проектирования можно снизить, применяя эффективные вопросно-ответные средства для взаимодействия с опытом, вовлечённым в процесс разработки. К числу таких средств относится комплекс [3], обеспечивающий реализацию

В.А. Маклаев

потока работ «Взаимодействие с опытом», согласованного с потоками работ технологии Rational Unified Process [4].

Поток работ «Взаимодействие с опытом» реализуется как приложение, разработанное в корпоративной среде вопросно-ответного процессора NetWIQA [5]. Предлагается развить это приложение, включив в него средства вопросно-ответной коммуникации.

Вопросно-ответное моделирование

В основу потока работ «Взаимодействие с опытом» положено вопросно-ответное моделирование (QA-моделирование) рассуждений лиц, вовлечённых в процессы решения проектных задач.

В ходе QA-моделирования с позиций рассуждений R(Z), используемых в решении каждой задачи Z, создаётся и исследуется её вопросно-ответная модель (QA-модель), в рамках которой выделяются, представляются и связываются вопросные {Qi} и ответные {Ai} составляющие R(Z). Задача понимается и представляется как тип вопроса, что позволяет в рамках Z выделять подзадачи Zk и их QA-модели QA(Zk).

Каждая конкретная QA-модель представляет собой систему

QA(Z(t)) = S({XI(Ti, Sblj, Sb2k, t, Gn)}), интерактивных динамических объектов XI(Ti, Sblj, Sb2k, t, Gn), каждый из которых материализует в базе проекта либо вопрос (X = Q), либо ответ (X = A), либо задачу (X = Z). Каждый такой объект определён с использованием следующей атрибутики: уникальное индексное имя XI, приписываемое автоматически; Tj— описание «объекта»; Sblj— идентификатор субъекта, ответственного за «объект»; Sb2k— указатель на субъекта (в общем случае составного субъекта), заинтересованного в «объекте»; t— момент времени, в который зафиксировано текущее состояние «объекта»; Gln— другие атрибуты «объекта» XI, представляющие его в базе проекта.

Сущность бА-моделирования определяется интерактивным взаимодействием лиц, которым разрешён доступ к модели

(0А(ЖО) = S({XI(Obi, SЫj, Sb2k, г, вп)}), позволяющим:

1. Обогащать модель бА(2(г)) дополнительным содержанием благодаря включению в её состав очередных единиц типа XI(Obi, Sb1j, Sb2к, г, в1 п), а также путем формирования с её помощью (в том числе используя возможности атрибутики вп) ряда концептуальных моделей задачи 2(г), включая модели на базе языка иМЬ; ряда визуально-интерактивных представлений модели 6А(2(?)); ряда преобразований модели бА(2($).

2. Проводить ряд вариантов анализа состояния модели бА(2(г)), включающий: интерактивную (+ коллективную) инспекцию состояния бА(2(г)) или его фрагментов, направленную на выявление ошибок и дефектов проектных решений, а также их соответствия нормам и образцам; предикативный анализ, нацеленный на установление адекватности модели.

3. Использовать результаты анализа состояний модели бА(2(г)) для: установления понимания и взаимопонимания в группе лиц, заинтересованных в разработке АС; извлечения требований и ограничений к разработке; регистрации и использования трассировки в системе проектных решений, позволяющей управлять изменениями в проекте; мониторинга состояния процесса проектирования; контроля за ходом процесса проектирования; управления процессом проектирования; ряда других положительных эффектов процесса и результата разработки.

Вопросно-ответное моделирование коммуникативных задач

Предлагается включить в состав модели бА( 2(г)) дополнительный «коммуникативный вид», раскрывающий вопросно-ответные процессы как коммуникативное взаимодействие лиц, вовлечённых в работу над задачей 2(г).

Исходный мотив разработки средств бА-комму-никации связан со следующими рассуждениями. Существует инструментально-технологическая среда бА-процессора, которая поддерживает бА-моделиро-вание. А значит, имеется возможность формировать вопросно-ответные структуры, в которых каждый «вопрос» и каждый «ответ» персонифицирован (т.е. автор каждой такой единицы зарегистрирован в базе проекта) и приписан к моменту времени его создания. Более того, состояние бА-структуры визуализируется и позволяет: представлять его в разных версиях; преобразовывать в событийные сетевые структуры; анализировать семантику. Таких возможностей достаточно для того, чтобы на их базе решить следующую задачу:

2*. Для формирования, обоснования, ревизии, оценивания и освоения проектных решений, в том числе для обеспечения достаточных оснований и дос-

таточной точности оценок в формулировках требований и определении спецификаций системы, проектируемой в корпоративной среде, разработать комплекс средств вопросно-ответной коммуникации.

Задача 2* решена с учётом того, что функции коммуникативного объекта (в общем случае) выполняет проектное решение декларативного или процедурного типа или его часть.

Все лица, вовлечённые в процесс коммуникации, взаимодействуют с коммуникативным объектом «проектное решение». От состояния к состоянию проектного решения оно структурно и информативно обогащается за счёт включения результатов, полученных с помощью бА-коммуникации. Всё, что происходит с «проектным решением» рационально наблюдаемо на экране дисплея и доступно для действий с коммуникативным объектом. Считается, что «проектное решение» наблюдается рационально, если его визуальное представление способствует размышлениям и рассуждениям о его состоянии и развитии, а также способствует оперативным действиям с визуальным представлением «проектного решения» и его частями.

В процессе решения задачи 2* разработан комплекс средств, позволяющий обслужить коммуникативное взаимодействие в рамках задач бА-коммуникации: «Почтовая связь в корпоративной среде разработки АС», «Упреждающие решения и обратные действия», «Взаимодействие с личным опытом», персональное и коллективное «Оценивание», «Обоснование» в формах аргументации, «Ревизия», «Мозговой штурм» и обсуждение в формах «Совещание», «Дискуссия» и «Полемика».

Механизмы бА-моделирования задач коммуникации представим на примере задач «Совещание», «Оценивание» и «Ревизия». Задачу «Совещание» ограничим обсуждением одного вопроса.

На обобщённой схеме коммуникации для «Совещания», представленной на рис. 1, показано, что взаимодействие коммуникантов (председателя совещания Sb1 и его участников Sb2) осуществляется в рамках специальной задачи 21 и её модели 6А(2Т), которые материализованы в вопросно-ответной базе проекта. По ходу совещания необходимо обрабатывать совокупность мнений участников совещания так, чтобы они отложились в решении совещания в соответствии с договоренностями и/или голосованием.

Председатель (Sbl) *

Участники (^2)

Рис. 1. Организационно-техническая схема «совещания»

На информационной схеме «совещания» (рис. 2) отражены отношения между «решением» и «мнениями», причём предполагается, что участник совещания может высказать не только одно «мнение» или же не высказать ни одного «мнения».

*

Решение

Мнение Оценки

хОО*

I П-с^—о-

Рис. 2. Информационная схема «совещания»

На информационной схеме совещания результаты голосования представлены в форме оценок, функции которых выполняют относительное число голосов типа «За» за каждое мнение (предложение). При заданной норме оценки на учёт мнения (например, не мене 0,5) мнение включается в решение совещания. Само решение также оценивается на его приемлемость исходя из определённой нормы голосования.

Голосования являются важнейшей коммуникативной процедурой совещания, которая встраивается при каждом употреблении как коммуникативная задача оценивания Z^.1, подчинённая коммуникативной задаче совещания Z^.

Вопросно-ответная схема для бА-модели задачи голосования в контексте бА-модели «Задачи совещания» имеет вид, представленный на рис. 3.

QAI-. <

ZI(Ob, Sbl, Sb2, t, QAI.l ZI.l(Obl,...) QAI.2 ZI.2(Ob2,...)

..... ^ Вклад конкретн ого

QAI.p *

QA(ZI.l): QA.l QA.2

QA.p

Рис. 3. Вопросно-ответные структуры задач

В бА-моделях, обслуживающих «совещание» и «оценивание», использованы сокращённые формы записи вопросно-ответных фрагментов типа бА1, включающих, в общем случае, совокупность вопросов и ответов, связанных подчинением. В то же время фрагменты для голосования имеют специфику. В этих фрагментах вопрос об оценке для каждого участника голосования повторяется, но с уникальным индексом. Ответ на каждый из таких вопросов выбирается из значений «За», «Против» и «Воздержался».

«Ревизия» в выбранных формах её использования «инспекции» и «экспертизы» является необходимым и принципиальным действием, в котором есть место вопросно-ответной коммуникации (бА-коммуникации).

Инспекция нацелена на выявление ошибок (дефектов) проектного решения или совокупности решений. Конкретную бА-задачу инспекции определяют объём инспектируемого материала, выраженный с помощью указаний на задачи и/или их составляющие, и лицо (инспектор) или лица (группа инспекции), вовлечённые в процесс инспекции. Конкретная бА-задача коммуникации создаётся как служебная часть той задачи (задачи проекта или служебной задачи), в которую входит весь инспектируемый материал.

Задача бА-инспекции включает:

— необходимое число просмотров инспектируемого материала по его визуальным представлениям на экране дисплея, которые осуществляет инспектор или каждый член группы инспекции;

— регистрацию в бА-модели, соответствующей задачи инспекции, ошибок, выявленных в результате просмотров, и рекомендаций (если они есть) по устранению ошибок.

В том случае, когда инспекцию проводит группа лиц, их результат должен быть согласованным (через процедуру голосования) по каждой из выявленных ошибок.

Задача «экспертизы» используется для оценки соответствия решения:

— требованиям к АС или требованиям ближнего контекста;

— ограничениям, которые накладываются на АС или накладываются на проектное решение его контекстом;

— нормам, соблюдаемым в разработке АС, в том числе стандартам различного типа;

— требуемой степени адекватности.

Для большинства задач коммуникации базовой формой визуализации состояния и результата коммуникации служит обобщённая схема аргументации, в рамках которой представлены аргументы и контраргументы с их групповой оценкой, а также интегральная оценка результата обоснования. Каждый экземпляр схемы, который формируется из обобщённой схемы (с учётом его специфики), согласован с текущей задачей бА-коммуникации. Визуальное представление схемы открыто для интерактивного взаимодействия, в частности, для инспекции или экспертизы.

Вывод

Разработанные средства бА-коммуникации повышают степень успешности разработок АС за счёт повышения степени автоматизации в работах с содержанием объектов коммуникации, в том числе с ревизией содержания, его оправданием, опровержением и оцениванием. Применения средств коммуникации вносят дополнительные позитивные вклады в работу с требованиями и ограничениями, в управление проектом и в его документирование.

Литература

1. The Standish group, Charting the Seas of Information Technology-Chaos. The Standish Group International, 1994.

2. Charette R. «Why Software Falls» //IEEE Spectrum. 2005. Vol. 42, № 9. P. 36-43.

3. Sosnin P. , Sosnina E. Question-answer system for object-oriented analysis and design// Proceeding of 22nd

International conference Information Technology and Construction. Dresden. 2005. P. 199-204.

4. Kroll P., Kruchten Ph. The Rational Unified Process Made Easy: A Practitioners Guide to the RUP. Addison-Wesley, 2003.

5. Sosnin P. Question-Answer Processor for Cooperative Work in Human-Computer Environment //Proceeding of the 2d International IEEE conference Intelligent System. 2004. P. 452-456.

Таганрогский радиотехнический университет

9 октября 2006 г.

УДК 004.4

НЕЧЕТКИЕ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ В ПРОЕКТАХ СОЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

© 2007 г. А.И. Долженко

Проекты внедрения и совершенствования информационных систем (ИС) имеют цель — создание информационных сервисов. При этом под информационным сервисом (сервис ИТ) понимается информационный процесс, который реализуется средствами информационных технологий и параметры которого значимы для протекания бизнес-процесссов в организации [1]. Жизненный цикл проекта внедрения и совершенствования (в дальнейшем изложении — проекта) информационной системы включает следующие стадии: начальная, уточнения, конструирования, развертывания и эксплуатации. Следует отметить, что на начальной стадии и стадии уточнения проекта, с одной стороны, имеется большая неопределенность при принятии решений о будущих сервисах и их реализации, с другой — важность принятия эффективного решения крайне высока, так как ценность проекта для бизнеса закладывается именно на этих стадиях и это во многом определяет возможность достижения цели проекта в целом. Последующие стадии жизненного цикла проекта (конструирование, развертывание и эксплуатация) являются достаточно сложными, но их влияние на ценность проекта гораздо ниже.

Неопределенность порождает риски управления проектом. В проектах ИС риски отражают возможные существенные потери, которые проявляются в ухудшении потребительского качества создаваемой ИС, увеличению затрат времени на проект или в полном срыве проекта [2]. Риски максимальны на начальной стадии проекта и должны снижаться до минимального уровня на фазе эксплуатации.

С учетом этого актуальным является разработка моделей для принятия решений на начальных

стадиях (начальная и уточнение) жизненного цикла проектов ИС, которые учитывают неопределенность среды проекта, способствуют выбору эффективных решений и снижают риски.

В проектах ИС обслуживание бизнес-процессов предметной области реализуется сервисами ИТ, которые представляют собой различные модули промышленно поставляемых ИС. Это характерно для проектов внедрения ИС на базе таких ERP-систем как SAP/R3, Oracle Aplication, Baan, MS Axapta, MS Navision, БОСС-Корпорация, Галактика, Парус, БЭСТ-ПРО, 1С «Предприятие 8.0» и др. Процесс выбора сервисов ИТ на основе существующих приложений ERP-систем для бизнес-процессов предприятия характеризуется значительной неопределенностью. Приложения могут быть недостаточно подробно документированы, что затрудняет их выбор; могут иметь избыточную функциональность для реализации конкретного сервиса ИТ, а это предполагает повышение объема инвестиций в проект; могут иметь недостаточную функциональность для сервиса ИТ, в связи с чем необходимы дополнительные затраты на доработку; могут иметь сложную процедуру конфигурирования и настройки приложений, что требует значительных финансовых затрат на консалтинг и обучение как конечных пользователей, так и обслуживающего ИС персонала.

В этом случае перед лицом, принимающим решение, — менеджера проекта — на начальных стадиях проекта стоит задача осуществить не только выбор наиболее эффективных информационных сервисов, обеспечивающих оптимальную функциональность для бизнес-процессов, но и реализовать такой выбор в рамках определенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.