СРЕДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бегиева Б.М.1, Кабжихов А.А.2
1Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования;
Кабжихов Астемир Артурович - магистрант, институт архитектуры, строительства и дизайна, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: ученики, обучающиеся в начальных классах, должны обладать индивидуальными качествами и навыками, которые позволяют им легче адаптироваться при обучении в средних классах. Необходимо создать в начальных классах такие условия, которые будут обеспечивать полноценное психическое развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, навыков мышления и творческой инициативы. Задачи учителя - используя различные методы обучения, в том числе игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Поэтому в начальной школе должны быть заложены основы знания предмета. Для интеллектуального развития необходимо организовать учебные занятия в классе, чтобы дети сталкивались с ситуациями, когда их знания находятся в противоречии с новыми фактами.
Ключевые слова: начальная школа, интеллектуальная игра, младший школьный возраст, мышление, интеллект, дидактическая игра, психологические качества, проблемную ситуацию, внеклассные мероприятия.
В начальной школе у детей развиваются все когнитивные процессы. Мышление становится центром развития в этот период. По этой причине развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Обучающиеся начальных
классов используют умственную деятельность для решения проблем восприятия, памяти и воспроизводства. Младший школьный возраст - это период, чувствительный к интеллектуальному развитию. Именно в этом возрасте формируются познавательные интересы, устанавливаются причины для обучения, формируются способности интеллектуальной деятельности и устанавливаются навыки общения с коллегами. Интеллектуальная игра - это индивидуальное или коллективное выполнение заданий, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Интеллектуальные игры непосредственно развивают теоретическое мышление и выполнения основных мыслительных операций.
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам.
Составные интеллектуальные игры. При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а также исходя из задач зрелищности, поддержания внимания, как у участников, так и зрителей.
Дидактические игры во всей их полноте способствуют развитию мышления, внимания, памяти творческого воображения, воспринимать пространственные отношения, развивать конструктивные и творческие навыки, обоснованность суждений и привычки самоконтроля. Необходимо научить детей подчинять свои действия выполняемой задаче, чтобы завершить начатую работу. Наблюдения учителей и исследования психологов показали, что ребенок, который не научился учиться не сможет осваивать технику умственной деятельности в начальной школе. Одним из важных направлений решения этой проблемы является создание в начальных классах таких
условий, которые будут обеспечивать полноценное психическое развитие детей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов, навыков мышления и творческой инициативы. Эти условия еще не полностью соблюдаются в начальном образовании, так как в педагогической практике практика организации действий учащихся в соответствии с моделью деятельности учителя все еще широко распространена. Развитие самостоятельного, творческого мышления является одной из основных задач школьного образования в сфере общего образования и, главным образом, в начальных школах. Независимость мышления проявляется в особом взгляде младших школьников на проблемную ситуацию, требующем индивидуального подхода и учитывающего особенности психической деятельности каждого учащегося.
Опыт показывает, что сложно обеспечить необходимые условия для организации систематической работы по осознанному интеллектуальному развитию на уроках. Это может быть сделано путем организации специальных регулярных внеклассных мероприятий, где младшие школьники решают проблемы, выходящие за рамки логики. Не менее важной является задача подготовки младшего школьника к переходу в старшую школу. Хорошо известно, что младшие школьники иногда сталкиваются со значительными трудностями, когда начинают учиться в старших классах, поскольку требования к степени развития различных аспектов умственной деятельности детей достаточно высоки.
Исходя из вышесказанного, нужно отметить, что младшие школьники должны обладать индивидуальными качествами и навыками, которые позволяют им легче адаптироваться при обучении в средних классах. В связи с этим психологические процессы учеников должны формироваться на новом более высоком уровне.
Список литературы
1. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа, 2006. № 4. С. 63-68.
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. 320 с.